Каждая Веда состоит из трёх частей: – Мантры , или гимны. Объединены в каждой Веде в сборник, называемый самхитой . – Брахманы . Содержат правила и ритуалы. – Упанишады и араньяки . Представляют собой тексты, посвящённые философским вопросам. Собственно «Ведами» являются мантры (гимны), собранные в самхиты. Остальные части Вед гораздо более позднего происхождения. Вся ведическая литература в совокупности именуется Шрути (санскр. ruti – букв. «слышание»). По аналогии с христианским представлением о Божественном откровении шрути принято ассоциировать с древнеиндийским «священным писанием». Поэтому иногда произведения, входящие в состав Шрути, так и называют – «тексты писания». Однако в случае со шрути тексты писания не обладают богооткровенностью в её классическом иудео-христианском понимании. Содержание Шрути – это не услышанная и зафиксированная письменно человеком некая богооткровенная информация, как можно было бы подумать вначале, взглянув на перевод санскритского слова. Тексты Шрути составлены человеком для обращения к божеству. Субъектом глагола «слышать» в данном случае является не человек, а бог. Для него поются тексты гимнов (мантр), именно божество слышит слова молитв и обращённые к нему жертвенные призывы 663 . §3 Краткая характеристика каждой из четырёх Вед Ригведа – «Веда гимнов». Самая ранняя из Вед, занимает центральное место среди всех прочих. Это сборник (самхита) из 1028 (в другом варианте – 1017) гимнов (сукт) разной длины, собранных в 10 разделах (мандалах; санскр. maala – букв. «круг»). Наиболее древними считаются мандалы II–VII, а самыми поздними – I и X. Считается, что тексты её гимнов арийцы несли с собой, продвигаясь с мест своего изначального обитания вглубь индийского субконтинента. Соответственно, период формирования первых сукт самхит следует отнести ко времени до середины II тыс. до н. э 664 . Мандалы принадлежали разным жреческим родам, которые хранили и передавали их из поколения в поколение, заучивая наизусть. Для удобства заучивания текст Ригведы механически делился на части. Мнемоническая техника была отработана настолько, что исключалось какое-либо искажение текста даже на фонетическом уровне.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Местом встречи праведного Михаила с девицей, освобождаемой им от змея, является «езеро велико», и, таким образом, обстановка для «лебеди белой» была готова; нужно было только внести сюда отсутствующий в житии свадебный элемент etc. 1028 . Далее, по мнению г. Лободы, произошло вот что. «Представив девицу легенды в виде лебеди и развив в этом направлении встречу её с Михаилом, самое змееборство былины отодвинули дальше, – к обмиранию жены богатыря, когда Поток спасает жену победив змею» 1029 . Итак, поскольку мы имеем право основываться на фактическом материале, г. Лобода зерном, из которого развилась былина о Потоке, считает обстановку жития св. Михаила – «езеро велико»: отсюда «лебедь белая». Но всё-таки... я совсем не понимаю, как объясняет г. Лобода появление «Лебеди Белой». Явилась ли она из свадебной символики или из легенды о Михаиле. Одно – «лебедь белая» из свадебной символики, и другое – «лебедь белая» из ассоциации на основах материала легенды о Михаиле. В том и другом случае работа народно-поэтической фантазии совершенно различна, и процесс создания былины тоже совершенно иной. Г. Лобода как-то соединяет обе эти возможности – но соединить их нельзя никоим образом. Или «лебедь белая» определила дальнейшее развитие былины, или сама она явилась, как результат развития какой-нибудь основной черты из легенды. Я склонен ко второму предположению, но совсем не согласен с г. Лободою, что «езеро велико», вызвало в жизни «лебедь белую»: очень уж удивительна была бы ассоциация: «обстановка для лебеди белой была готова» (ор. cit., стр. 105). Но оказывается, что этого мало: надо было внести ещё «свадебный элемент» (стр. 106). Верно замечает г. Лобода, что освобождение девушки от змея было «довольно благоприятной почвой для такого внесения» (стр. 106). Вот этот-то момент я и считаю самым важным в истории нашей былины, в её, лучше сказать, праистории: змееборство из-за девицы, связанное с именем Михаила из Потуки и было главным моментом в дальнейшей истории этого сюжета. «Лебедь Белая» не явилась по ассоциации с «озером великим»; это развитие и изменение той царевны, которую освобождает герой от чудовища.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.М. Величко L. Император Константин VIII (1025–1028) Глава 1. Хранитель государственных традиций. Поиск преемника Смерть Василия II имела для Византии тяжелые последствия. Система государственного управления, ориентированная на общее благо, созданная руками нескольких сильных и мудрых василевсов, в слабых руках их преемников начала давать сбой. Императорская власть перестала быть самодержавной и стала орудием той или иной аристократической группировки. Теперь речь шла лишь о том, кто именно – военные аристократы или земельные олигархи – возьмет власть в свои руки. И это внутреннее обстоятельство проявилось вовне в резком и скором упадке военной мощи Римского государства и экономических кризисах. Очень скоро в этом всем предстояло убедиться на конкретных примерах 715 . После смерти Василия II Болгаробойцы власть в Римском государстве взял в свои руки его царственный брат 70-летний Константин VIII . Едва ли он готовил себя к этой священной миссии, проводя все предыдущие годы по большей части в праздности и развлечениях – в годы правления старшего брата Константин даже боялся подумать о том, что станет под конец жизни василевсом. Но судьба, как видим, сложилась иначе. Внешне он был очень высокого роста, невероятно силен и ловок. Константин VIII метко стрелял из лука и бросал копье, владел искусством боя на мечах, прекрасно ездил верхом. Как говорили, этот «раб желудка и любовных желаний», любивший ристания, охоту, игру в кости и шашки, легко переносил зной, холод и голод, если к этому вынуждали обстоятельства. Впрочем, он не выносил, когда ему поддавались, и требовал, чтобы соперник состязался с ним в полную силу. Под старость у него открылась болезнь суставов (по-видимому, подагра), и императору было очень тяжело передвигаться на ногах. И, не желая демонстрировать свои физические слабости, Константин VIII предпочитал передвигаться верхом на коне, очень уверенно держась в седле. Хотя едва ли императора можно было отнести к кабинетным ученым, тем не менее он не был чужд науке и любил покровительствовать просвещению. Сам царь был довольно образованным человеком, прекрасно владел риторикой и признавался прекрасным оратором. Ведя переписку с другими лицами, он диктовал свои послания очень быстро, как заранее приготовленный текст, и писцы испытывали немалые трудности, пытаясь поспеть за речью царя 716 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Затем, и основные гносеологические принципы Эпикура, развившего, впрочем, лишь основные положения софистической гносеологии, весьма близко подходят к скептическим. Известно, напр., что Эпикур считал критерием истины „τ φαινμενον“, как и Энезидем, Тимон и другие скептики (Diog. Laert. IX, 106), т. е. признавал только одну субъективную, а не объективную истинность наших познаний. В данном пункте Эпикур отличался от Энезидема и других скептиков только тем, что признавал одинаковую истинность за всеми чувственными впечатлениями 1028 , а Энезидем считал за истинные (тоже в субъективном смысле) лишь впечатления, общие всем людям (Sext. Empir. Dogm. II. 8–9). Конечно, между Эпикуром и Энезидемом, как скептиком, должно существовать и более существенное различие и именно в том, что Эпикур, подобно Демокриту, должен был догматически утверждать за „τ φαινμενον“ значение единственного критерия истины, чего Энезидем не мог допустить, а мог высказывать относительно этого лишь известное предположение в чисто практических целях (ср. Sextus Emp. Hypotyp. A. 213–214 и др.); но, во всяком случае, сходство в гносеологических принципах между Эпикуром и скептиками – довольно значительное, не говоря уже о том, что своим учением об истинности всех чувственных восприятий, как таковых (см. у Usener " a, 177–190 стр.), Эпикур, в существе дела, подрывал всякий критерий истины не только объективной, но и субъективной. Не даром Эпикур у Диогена Лаэрция причисляется к числу скептиков (Laertius Diog. IX , 64, 69; ср. 102), наряду с Тимоном и Энезидемом. В своем отрицательном отношении ко всякого рода теоретическим изысканиям, т. е. в своем стремлении распространить принцип атараксии и на область познания, – скептики, по-видимому, уклоняются от основной тенденции и основного духа античной философии, по-видимому, решительно покидая почву интеллектуализма. Не вправе ли мы смотреть на представителей скептической философии, как на зародыш в античном мире нового морально-психологического типа, противоположного рассудочно-интеллектуальному типу рассмотренных нами выше античных философов-моралистов? Не даны ли в морально-психологическом типе античного философа-скептика элементы, в той или иной степени сближающие его с типом сердечно-волевым? Согласиться с таким заключением мы, однако, не имеем никакого права.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chalenko/...

Но оле беды! и руку и рамо отторже, она паки скака тамо. Бяху и молбы от 1019 онех велики 1020 , но неизменен суд пребысть Владыки. Годище цело день и нощь скакаху, тому претекшу, скакати престаху Едини мертви на землю падоша, инии в чювство помалу придоша И, живи бывше, о гресех ридаху, казнь божественну яве сказоваху. Сквернословие Сквернословие да ся истребляет 1021 , то бо скверная 1022 делеса 1023 раждает 2 Устам, яже Тело приемлют Христово, зело неприлично есть скверное слово. 3 От него же скверная словеса слышиши. скверно того и сердце воправду возмниши, Ибо сосуд из себе ту вещь изливает, ею же сам исполнен доволно бывает. Скорбь Не всуе Господь скорби попущает и теми люди Своя посещает. Вся Он па 1024 ползу деет Своим людем, да в сластех мирских Творца не забудем. Бичи суть скорби, иже ударяют, к добродетелем тещи убеждают. Скорбь и ко Богу грешника вращает, да под кров Его слезен притекает. Скорбь весть из сердец злобы изгоняти и затверделость онех умягчати. Что рало ниве земней содевает, то скорбь душевней ползы сотворяет. В благоденствии Давид согрешил есть, в скорбех же выну Богу годне жил есть. И сын от отца блудный отхождаше, егда в богатстве и во сластех 1025 бяше, А егда гладом и скорбми томися. скоро ко отцу с плачем возвратися. К тому, скорбь от злых будущих храняет, яко соль мясо 1026 от тли соблюдает. Павлу святому скорбь велика бяше, пакостник плоти егда досаждаше. Но егда он тем досадно томися. высоты мыслей удобь сохранися. Напоследок, скорбь полезна 1027 бывает, ибо терпящым Господь мзду воздает. 2 Скорбь человеку аще 1028 досаждает, но часто ползы многи содевает. В умиление скорбяща приводит. и смирение удобь в сердцы 1029 родит. А за то Господь его присещает, дар благодати в душу 1030 изливает. Яже чистится чрез покаяние и вселяется на упование. От 1031 грех будущих скорбь предсохраняет 1032 и в небо душу к Христу возвождает. Скорби – путь тесный и узкая врата, теми входится внутрь града пресвята. 3 Бичь древяный пшеницу от плевел чищает, пила твердо железо светло углаждает.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

171. Священнослужители, присуждаемые решением епархиального начальства к лишению сана, а причетники – к исключению из духовного ведомства, допускаются к объявлению удовольствия или неудовольствия на такое решение. Если подсудимый объявил удовольствие или не объявит неудовольствие в недельный срок, или же объявит в этот срок неудовольствие, не подаст в течение месяца апелляционного отзыва, – решение приводится в исполнение, и об этом, касательно священнослужителей, доносится Священному Синоду к сведению. Но если подсудимый объявит в срок неудовольствие и потом в течение месяца (со дня подписания неудовольствия) подаст апелляционный отзыв, то исполнение останавливается, и решение епархиального начальства представляется Святейшему Синоду с самим делопроизводством, с запиской из этого, подробной справкой о подсудимых и апелляционным отзывом. 172. В отзывах подсудимые должны изъяснять, в чем они считают приговор неправильным, и каким именно законам он противоречит. 173. Священнослужитель, приговоренный к лишению сана и объявивший неудовольствие, не может священнодействовать до решения в Святейшем Синоде дела. Если в этом положении он окажется в каких-либо предосудительных поступках, то об этом донесется немедленно Святейшему Синоду. 174. Решение епархиального начальства, которым подсудимые подвергаются прочим мерам взыскания или исправления, приводится в исполнение без допущения к объявлению удовольствия или неудовольствия. На такое решение обвиненные могут приносить Святейшему Синоду частные жалобы. 175. Если священнослужители приговариваются к лишению сана решением уголовных присутственных мер за какое-либо уголовное преступление, если епархиальное начальство к оправданию их ничего не имеет, то по приведении того решения со своей стороны в исполнение, оно доносит об этом Святейшему Синоду для сведения. Примечание. В местностях, где введены в действия Судебные Уставы 20 ноября 1864 года касательно приведения в исполнение со стороны епархиального начальства приговоров уголовного суда, влекущих снятия с осужденных духовного сана, наблюдается статья 1028 (Т. XV, ч. II Устава Уголовного Судопроизводства, изд. 1876 г.). Отделение II. О мерах взыскания и исправления

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Наиболее же почитаемыми Речениями мы называем те, которые были дарованы нам от наших богодухновенных священносовершителей 1024 в святописаных богословских сочинениях, а также и те, которые нашим наставникам были переданы теми же священными мужами при более невещественном руководстве, близком некоторым образом небесной иерархии, из ума в ум посредством слова 1025 – материального, конечно, однако и невещественного – минуя Писание. Для общего же священнодействия это передано богодухновенными иерархами не в неприкровенных мыслях, но в священных символах. Ибо не всякий человек священен, и «не у всех, – как говорят Речения, – знание» ( 1Кор.8:7 ). 5 . По необходимости, таким образом, первые в нашей иерархии руководители, и сами преисполненные священного дара, полученного от сверхсущественного Богоначалия, и будучи посланы богоначальной благостью выводить его далее, как люди божественные, бескорыстно любящие восхождение и обожение своих последователей, сами и передали нам, в согласии со священными установлениями, с помощью доступных чувствам образов 1026 – сверхнебесное, посредством разнообразия и множества – свернутое 1027 , в человеческом – божественное, в материальном – невещественное, в свойственном нам – сверхсущественное, – передали в писаных и неписаных посвящениях 1028 не только из–за людей несвященных, которым недозволено касаться даже символов, но и потому, как я сказал, что наша иерархия, соответственно нам самим, в некотором роде символична 1029 и нуждается в том, что доступно чувствам, чтобы мы от этого восходили к более божественному, постигаемому умом. Смысл символов, однако же, открыт 1030 для людей божественных, совершенных в священном, но в него не подобает вводить тех, кто еще совершенствуется, – зная, что законополагатели богопереданного священного учредили иерархию как прочный строй несмешивающихся чинов и священных уделов, соответствующих достоинству каждого приходящего. И потому, следуя своему священному согласию (нет плохого в том, чтобы напомнить тебе о нем), не передавай ничего из священно сказанного выше об иерархии никому другому 1031 , помимо равных тебе по чину боговидных людей, совершенных в священном.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Теперь я с твоей помощью изберу того, кто должен стоять во главе государства. Ведь нужно выбрать человека энергичного, который возглавил бы это могущество». Она же назвала некоего Маврикия, говоря: «Это человек очень энергичный и прозорливый. Ведь он, часто сражаясь с врагами государства, одерживал победы». Говорила же она это потому, что после смерти Тиберия думала выйти за того замуж. Но Тиберий, узнав, что выбор императрицы пал на Маврикия, приказал надеть на свою дочь царские украшения и, призвав Маврикия, сказал: «Вот, с согласия императрицы Софии ты будешь избран на царство. Но для того чтобы твое положение было более прочным, я дам тебе в жены свою дочь». И когда девушка подошла, отец передал ее Маврикию со словами: «Да пусть будет моя власть передана тебе вместе с этой девушкой. Управляй счастливо, всегда помни о любви к справедливости и правосудию». Маврикий же, взяв девушку, привел ее в свой дом. И после свадебного торжества Тиберий скончался. И вот когда закончился положенный траур, Маврикий, надев на себя диадему и пурпурное платье, отправился в цирк 1028 . Там под крики приветствия он раздал народу подарки и был утвержден на царство. 31. Наконец король Хильперик принял послов своего племянника Хильдеберта, возглавляемых Эгидием, епископом реймским. Когда они предстали перед королем и им разрешили говорить, они сказали: «Твой племянник, наш Господин, просит тебя любой ценой сохранять мирный союз, который ты с ним заключил. С твоим же братом он не может жить в мире, так как он после смерти отца отнял у него часть Марселя 1029 , держит его беглых и не хочет ему их возвращать. Вот почему Хильдеберт, твой племянник, желает сохранить добрые отношения, которые установились теперь у него с тобой, нерушимыми». И тот ответил: «Мой брат виновен во многом. В самом деле, если мой сын Хильдеберт 1030 будет расследовать обстоятельства дела, то он сразу же узнает, что его отец был убит по тайному сговору моего брата» 1031 . Когда король произнес эти слова, епископ Эгидий сказал: «Если ты объединишься со своим племянником, а он с тобой и вы двинете войско, Гунтрамна быстро настигнет заслуженная кара».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

76 . По делам подлежащим уголовному суду, лица принадлежащие к духовному состоянию судятся общим порядком уголовного судопроизводства с соблюдением в отношении священнослужителей и монашествующих некоторых особых правил в нижеследующих статьях постановленных (Уст. Угол. Суд. ст. 1019); приступая к производству следствия о подлежащих суду уголовных преступлениях и проступках священнослужителей и монашествующих мировые судьи и судебные следователи поставляют о том в известность ближайшее над обвиняемыми духовное начальство, которому предоставляется сообщать им во все время производства следствия, все сведения 35 , могущие служить к разъяснению дела (ст. 1020); священнослужители и монашествующие могут быть задерживаемы только по обвинениям в важных преступлениях, влекущих за собою лишение всех прав состояния или потерю всех особенных прав и преимуществ и лишь в случаях крайней в том необходимости (ст. 1021); священнослужители и монашествующие, обвиняемые в вышеозначенных преступлениях содержатся под стражею отдельно от других заключенных (ст. 1022); как о задержании духовного лица, так и о принятии других мер к пресечению ему способов уклоняться от следствия немедленно извещается ближайшее его духовное начальство для надлежащих с его стороны распоряжений к отвращению остановки в богослужении и исправлении духовных треб (ст. 1023); по делам о священнослужителях и монашествующих, подлежащих суду с участием присяжных заседателей все следственные акты до предложения их на рассмотрение судебной палаты отсылаются прокурором к епархиальному начальству 36 (ст. 1024); духовное начальство, по рассмотрении сих следственных актов в двухнедельный срок по получении их сообщает прокурору свое мнение по обстоятельствам относящимся до обвиняемых духовных лиц (ст. 1025); мнение духовного начальства вместе с обвинительным актом предлагается прокурором судебной палаты, которая и решит о дальнейшем движении дела, на законном основании (ст. 1026); при производстве судебного следствия как прокурор, так равно и подсудимый и защитник его могут требовать, чтобы заключение духовного начальства было прочитано на суде; но заключение это не стесняет уголовный суд в постановлении приговора по решению присяжных заседателей (ст. 1027); приговоры влекущие за собою потерю или ограничение прав состояния духовных лиц, для снятия с осужденных духовного сана, сообщаются в копиях, подлежащему духовному начальству с назначением срока в течение которого должно быть доставлено уведомление о снятии с осужденного сана (ст. 1028); приговоры, коими священно-и-церковнослужители и монашествующие присуждаются к замечаниям, выговорам, или заключению, не соединенному с лишением или ограничениям прав и преимуществ, отсылаются к духовному начальству, для надлежащего с его стороны распоряженья (ст. 1029).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

д. 48 Стр. 66. И призваша я царя Василий и Костянтинъ… – Императоры-сопровители: Василий II Болгаробойца (976–1025) и его брат Константин VIII (976–1028). 49 Стр. 74. Иде Володимиръ на Хорваты. – О том, кто такие эти хорваты, см. прим. на стр. 701–702. 51 Латки – глиняные сковороды с высокими краями и полой ручкой, в которую при посадке в печь и при вынимании из печи вставлялась палка. Употреблялись обычно для жарения и печенья. 52 Корчаги – в древней Руси употреблялись обычно для хранения вина. Это были большие глиняные сосуды с одной или двумя ручками. 53 Стр. 82. …вложити рубль въ уста… – Рубль – обрубок какого-либо металла. По-видимому, Янь давал этим понять волхвам, что они приговорены к смерти, так как рубль в некоторых случаях вкладывался в рот покойнику. 54 Придоша Святополкъ, и Володимеръ, и Давыдъ Игоревичъ, и Василко Ростиславичъ, и Давыдъ Святославичъ, и брат его Олегъ… – Этими словами начинается обширное и связное историческое повествование, в центре которого стоит злополучная судьба Василька Ростиславича. По-видимому, оно представляло собой отдельное сказание и лишь вставлено летописцем в свой труд. Автор сказания говорит о себе в первом лице. Это некто Василий, выполнявший дипломатические поручения и составивший свое сказание отчасти со слов самого Василька Ростпславича. Во всяком случае, никто, кроме самого Василька, не мог указать Василию с такою точностью обстоятельства ослепления и эпизод в пути с окровавленной сорочкой Василька. 55 …и сняшася Любячи… – По-видимому, речь идет не о городе Любече близ Чернигова, а о поселке около Киева на левом берегу Днепра у озера Подлюбского. 59 Стр. 92. Василъевъ – ныне Васильков, город южнее Киева. Впоследствии родители Феодосия переехали в Курск. 60 …Феодосиемъ того порицаешь. – В переводе с греческого «Феодосий» означает – данный, посвященный Богу. 61 Стр. 94. … пастуха… словесныхъ овьць… – Традиционные в древнерусской книжности метафоры: священник, игумен – «пастух», «пастырь»; прихожане или монахи – «стадо», «словесные (то есть разумные) овцы».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010