Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОМИД, ЕВЛАМПИЙ, АСКЛИПИОДОТ (АСКЛИПИАД) И ГОЛИНДУХА [греч. Διομδης, Ελμπιος, Ασκληπιοδτης (Ασκληπιδης) κα Γολινδοχ] († нач. II в.), мученики (пам. 3 июля; пам. визант. 30 июня, 7 июля). Под 3 июля упоминаются в Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 86; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 330) и в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 796) вместе с мучениками Феодотом и Феодотой. Поскольку известно, что эти святые пострадали одновременно с рим. мч. Иакинфом, то их мучение относят к времени правления имп. Траяна (98-117), а местом казни считают Рим. В греч. стишных синаксарях (Paris. Coislin. 223, 1301 г.) и в слав. стишных Прологах (напр., ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.) память Д., Е., А. и Г. указывается 30 июня и говорится, что Д. был родом из Тарса и был усечен мечом, А. утоплен в море (SynCP. Col. 790). В нек-рых визант. календарях их память встречается под 7 июля, напр. в Минее Vindob. Theol. Gr. 300, XIII-XIV вв. (SynCP. Col. 803), и в Типиконе мон-ря Пресв. Богородицы Мили, 1292 г. В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца Г. названа Долиндухой. Ист.: SynCP. Col. 790, 796, 803; ЖСв. Июль. С. 67; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 20-21. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 196, 198, 204; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 114. Рубрики: Ключевые слова: ДИОДОР И ДИДИМ мученики Лаодикийские (пам. 11 сент., пам. визант. 10 и 11 сент., 6 и 9 окт.; пам. зап. 11 сент. и 9 окт.) КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.)

http://pravenc.ru/text/178299.html

Особую любовь И. М. питал к монашествующим и приказал выстроить для них в Александрии специальную гостиницу. После персид. вторжения в Египет в июне 619 г. ( Leontios " von Neapolis. 1893. S. 153) И. М. был вынужден покинуть Александрию и по просьбе патрикия Никиты отправился в К-поль. У Родоса их корабль попал в бурю; после того как в видении И. М. была открыта его скорая кончина, он повернул на Кипр. Святой скончался в день памяти вмч. Мины (11 нояб.) в Амафунте и был похоронен в базилике свт. Тихона (ранее им было написано Житие свт. Тихона, еп. Амафунтского, BHG, N 1859-1860). По мнению Гельцера, это произошло в 619 г. ( Leontios " von Neapolis. 1893. S. 153), иногда указывается 617 г. (PLRE. Vol. 3b. P. 942; Jean l " Aumônier//DHGE. T. 26. Col. 1255), однако большинство совр. исследователей склоняются к 620 г. ( D é roche. 1995. P. 118, N 64), что соответствует сообщениям историков о десятилетнем Патриаршестве И. М. ( Theoph. Chron. P. 296). В Александрии о кончине И. М. узнали из рассказов праведников о видении святого, к-рый выходил с торжественной процессией из собора или шел по городу в окружении сотен бедняков и сирот с оливковыми ветвями в руках. Почитание Память И. М. была перенесена с 11 на 12 нояб. из-за особенно торжественного празднования вмч. Мины в Египте. Большинство греч. и вост. Синаксарей указывают 12 нояб. как день памяти И. М.: Синаксарь К-польской ц. (архетип кон. Х в.) (SynCP. Col. 215-217), Минологий имп. Василия II (PG. 117. Col. 157), сир. Мартиролог Раббан Слибы XIV в. ( Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba//AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 167), яковитские Минологии из Алеппо (Un martyrologe et douze ménologes syriaques/Éd. F. Nau//PO. 1912. T. 10. Fasc. 1. N 46. P. 65) и др. Однако в ряде источников память И. М. указана 11 нояб., в т. ч. в Типиконе Великой ц. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 98) и в арм. Синаксаре Тер-Исраэля ( Bayan. 1922. P. 12). В календаре Абу-ль-Бараката И. М. упоминается под 11 окт. (Le Calendrier d " Abou " l-Barakât/Ed. et trad. E. Tisserant//PO. 1913. T. 10. Fasc. 3. N 48. P. 256).

http://pravenc.ru/text/469614.html

779. (1895.) Сборник, полууст. разный, нач. XVI века, в четверть, 360 листов, без начала. л. 1. Начинается с 8-й песни канона Николаю Чудотворцу. л. 1 об. Канон молебен Святей и Живоначальней Троици и св. великому архистратигу Михаилу, и св. чюдотворцу Николе и пресв. Богородици. л. 5. Неседальное пение и три молитвы. л. 23 об. В тойже день, память препод. матери нашея Афанасии игумении. Нач. Афонасиа преблаженая раба бе острова нарицаемаго Егини. л. 26. Служба Благовещению пресв. Богородицы. л. 32 об.–40. Два канона препод. Сергию радонежскому из службы 25 сентября. л. 40. Препод. отца нашего Стефана фивейскаго заповедь большая к хотящим спастися. См. 750 л. 173. л. 42. Служба, ноября 24, мученице Екатерине. л. 50. Мес. ноемвриа 24, мучение св. мученица Екатерины и Виргилиа и Ветиа. См. 778 л. 117. л. 60. Мес. генуариа 15, житие и жизнь препод. отца нашего Павла фивейскаго. См. 748 л. 85. л. 68. Канон на плачь святей Богородици. л. 71. Канон на исход души, творение Андреа критскаго . л. 79. Мес. генуариа 26 день, споведание отечьско о жизни препод. отца нашего Ксенефонта и чяд его. Еулогисон патеро. См. 758 л. 477. л. 98 об. Иже в святых отца нашего Василия Великаго , како подобает украшену быти постнику. См. 777 л. 130. л. 102. Слово иже во святых отца нашего Николы о житии и о смерти его и о хождении его и о погребении. Нач. Благословен еси Господи Исусе Христе Боже нашь, дивная и неизреченна твориши чюдеса. Сочинение русское, заключается след. словами: Таже любимая братие, рускые сынове и дщери, вздвигнем сердца и руце и помолимся св. Николе... штобы нас грешных и правосл. християн избавил оного поганыих насилие и оного закона, и проч. За сим: Чюдо св. Николы о иконе. л. 121 об. Слово св. Ефрема о ползе душевней. Нач. Убойтеся братие временныя кончины и в тишине будеть душа ваша. л. 123. Молитва Троици ко Господу нашему Ис. Христу Спасу, и к св. госпожи Богородици, и к Михаилу и Гаврилу и всем небесным Силам, и к св. Николе. Си молитва о покаянии, о исходе души, о втором пришествии Господни, за вся крестьяны, за вся усопшая и за враги. Нач. Благодарю Тя пресвятая Троице за твое великое милосердие и человеколюбие. См. 739 на конце.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

96. Аще оубо стоящих пред цесаремь 117 чтиши с страхомь, бояйс и словом пререщи 118 им, како оубо не разумееши о слугах цр небеснаго? 97. В манастыр же, в дому (в домы) святых, потружайс дойти, вижь житье их и строение, и чин и оустав, – видев бо пребывание их, окаеши (осудишь) свое житие и оуправишис оттоле (и оттоле начнешь исправление). 98. К сущим (же) в горах не ленис дойти, ищи молитвы, взищи благословения, и аще что имееши телесныя потребы, донеси им (и) приимеши душевную пищю (потребоу). 99. Паче же всего черноризца (всякого мниха – Кат.) не тщис минути бес поклонения, аще бо знаемым точью поклонишися и говееши им, то по сдружению (съдроужию) то есть, а не по честе (чьсти, чести) образа, сущаго на них. 100. Конець же всем прежереченым: взлюбиши Господа от всея душа, и страх его да будеть (да пребывает) в сердци твоем, прав (праведен) буди, истинен, смерен (кроток, покорив), очима долу поничин, а оум к небеси простирая, оумилен к Богу и к человеком приветлив, печальным оутешитель, терпелив в напастях и нищете, щедр и милостив, нищим кормитель, страньноприимьник, скорбен греха ради, весел о Бозе, алчен буди и жаден, кроток, не славохотен, не златолюбець, но друголюбець, – не горд, боязнив пред цесарем, готов в повелении его, в ответех сладок, часто молитвеник, разумен, трудник к Богу, не суд вс кому человеку, поборник (попьрник) обидимым, нелицемерен (и будешь чрез все сие) – чадо въскресения, сын Евангелия, наследник будущаго века о Христе Иисусе. 2. Поученье любовно 119 Страх божии имеи в сердци въину и память акы ту суща бога с тобою. на всяком месте. идеже идеши или сядеши (14). Страхъмь же акы уздою обръти ум свои и въстязаися по вся часы. да не без въстягновениа ходя пустошьныим научишися (15). Простейшаго в всем ищи. и в брашьне и в одежи. и не стыдися нищетою. понеже больши часть мира сего в нищете есть (24). Не рьци яко богата мужа сын еси. и срмь (срам) ми есть. никто же богатеи Христа. отця твоего небеснаго. родивъшагося в купили святеи и в нищете же ходивышы (=оу) и неимущему кде главы подъклонити (25).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Богородичен: Светом мя озари Божественным, Света жилище, Дево,/страстей моих тьму и сластей глубокую нощь,/Богородительнице Пречистая, отгонящи. НА ЛИТУРГИИ Прокимен, глас 8: Во всю землю изыде вещание их,/и в концы вселенныя глаголы их. Стих: Небеса поведают славу Божию: Апостол к Коринфяном, зачало 131. Аллилуия, глас 1: Исповедят Небеса чудеса Твоя, Господи. Евангелие от Матфея, зачало 56. Причастен: Во всю землю: Святой апостол и священномученик Симеон, сродник Господень Святой апостол и священномученик Симеон, сродник Господень, был сыном Клеопы, младшего брата святого Иосифа Обручника. В зрелом возрасте он увидел чудеса Господа Иисуса Христа, уверовал в Него и стал одним из 70-ти апостолов. Святой Симеон проповедовал учение Христово, наставлял в истинах святой веры и обличал идолослужение. После убиения святого апостола Иакова († 63; память 23 октября), первого епископа Иерусалимского, на его место христиане избрали святого апостола Симеона. В правление императора Траяна (98–117) римскому правителю Аттику донесли, что святой Симеон происходил из рода царя Давида (римляне уничтожали всех потомков царя Давида) и исповедует христианскую веру. Язычники схватили святого Симеона, который в то время был уже столетним старцем, и после долгих мучений распяли на кресте. Преподобнаго Стефана, игумена Печерскаго, епископа Владимира Волынскаго Тропарь, глас 8: Учению повинуяся Богоноснаго Феодосия,/поставлен бысть от него вождь быти святому его стаду,/еже добре пасый,/церковь Богородицы, волею Тоя основанную чудне,/совершил еси благолепно,/приснопамятне Стефане,/в нейже нам, молящимся, испроси от Христа Бога велию милость. Ин тропарь, глас 2: Яко сый Богоноснаго Феодосия ученик/и истинный жития его подражатель,/первый по нем бремя настоятельства понесый,/темже и мощей его честных самовидец быти сподобился еси,/яже с прочими святолепно принес,/наследил еси с темже Царство Небесное,/Еже получити и нам, чтущим тя, Стефане,/Господеви молися.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иларий Калиптский, мч. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Иларий Калиптский, мч. - житие Эта страничка относится к разделу   Иларий Калиптский, мч. Иларий Калиптский (II в.), мученик. Память 12 июля. Прокл и Иларий, уроженцы селения Калипта близ Анкиры, пострадали во время гонения при императоре Траяне (98-117). Святой Иларий встретил мучителей, ведущих на казнь его родного дядю, мученика Прокла. Он со слезами обнял мученика и тоже исповедал себя христианином. Воины задержали его, и он был брошен в тюрьму. После казни Прокла святой Иларий, представ пред судьей, с таким же бесстрашием, как святой Прокл, исповедал себя христианином и после истязаний был приговорен к смерти. Мученику связали руки и за ноги волокли по городу, израненного и окровавленного, а потом обезглавили, через 3 дня после смерти его дяди, святого мученика Прокла. Христиане похоронили их вместе в одной могиле. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Иларий Калиптский, мч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2418

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ермиония, мц. Описания иконы Ермиония, мц. - житие Мученица Ермиония, дочь апостола от 70 Филиппа Память 17 сентября (ст. ст. 4 сентября). Святая мученица Ермиония была дочерью святого апостола от 70 Филиппа. Желая увидеть святого Иоанна Богослова, Ермиония со своей сестрой Евтихией отправилась на поиски святого в Асию (Малая Азия), но во время путешествия они узнали о смерти святого. Продолжая путь, сестры встретили ученика апостола Павла Петрония и, подражая ему во всем, стали его ученицами. Святая Ермиония, владея врачебным искусством, оказывала помощь многим христианам и силою Христовой врачевала болезни. В это время император Траян (98 - 117) шел войной на персов и проходил со своим войском через селение, где жила святая. Когда ему донесли, что Ермиония христианка, он велел привести ее к себе. Вначале император хотел ласковыми увещеваниями убедить святую отречься от Христа. Когда это не удалось, он приказал бить ее долгое время по лицу, но она с радостью претерпевала эти страдания. Притом она была утешена видением Господа, [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-1802

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Прокл Калиптский, мч. Описания иконы Прокл Калиптский, мч. - житие Прокл Калиптский, мч. Память 12 июля. Прокл и Иларий, уроженцы селения Калипта близ Анкиры, пострадали во время гонения при императоре Траяне (98-117). Святой Иларий встретил мучителей, ведущих на казнь его родного дядю, мученика Прокла. Он со слезами обнял мученика и тоже исповедал себя христианином. Воины задержали его, и он был брошен в тюрьму. После казни Прокла святой Иларий, представ пред судьей, с таким же бесстрашием, как святой Прокл, исповедал себя христианином и после истязаний был приговорен к смерти. Мученику связали руки и за ноги волокли по городу, израненного и окровавленного, а потом обезглавили, через 3 дня после смерти его дяди, святого мученика Прокла. Христиане похоронили их вместе в одной могиле. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 12 июля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 9534.jpg:   Размер: 342x1200, 0.41 MPix, 68 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (114) , (0) . Описание: [Афон. XV.] Мчч. Прокл, Иларий. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. Файл 9536.jpg:   Размер: 497x1200, 0.6 MPix, 81 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (119) , (1) .

http://pravicon.com/icon-2757

Ночью на место казни пришли христиане со священниками. Они хотели похоронить мучеников, но не знали, как отличить их тела от останков преступников. После горячей молитвы они увидели души мучеников, витающие каждая над своим телом, собрали мощи и похоронили под алтарем соборной церкви. Там открылся источник св. воды, от к-рой происходили исцеления. В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) Житие И. помещено дважды - под 8 янв. и 21 июня, под последней датой события изложены весьма подробно, но опущено начало истории (не упом. о браке И., а имя Василисса носит мать К.). В Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.) Житие И. приводится только под 21 июня. В краткой редакции славяно-рус. Пролога Житие И. помещено под 21 июня, в пространной - под 22 июля, а в ВМЧ - под 21 июля ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 322 (2-я паг.)). В К-поле в честь этих святых имп. Анастасием I (491-518) был построен храм близ форума. Освящение этой церкви отмечалось визант. календарями 5 июля (SynCP. Col. 800). По сообщению Добрыни Ядрейковича (впосл. Антоний , архиеп. Новгородский), в 1200 г. мощи И. находились в одной из церквей «за Пятерицею», т. е. за кварталом Петрий (Книга Паломник. С. 31). В Иеронимовом Мартирологе память И. и др. Египетских мучеников отмечена 6 янв., в мраморном Неаполитанском календаре (IX в.) - 7 янв., в Мартирологе Адона Вьеннского (IX в.) и в Римском Мартирологе (XVI в.) - 9 янв. Без указания дня памяти В. упоминается Венанцием Фортунатом (ок. 600) в гимне «О девстве» в числе св. дев и мучениц ( Venant. Fort. Carm. VIII 3. 35) и оба супруга - англосакс. св. Альдхельмом, еп. Шерборнским († 709 или 710), в соч. «О девственности». При свт. Григории I Великом , папе Римском, честная глава И. была перенесена из Египта в Париж. В наст. время частицы мощей И., К., В. и М. хранятся в ц. ап. Павла на Остийской дороге. Частицы мощей И. также находятся в мон-ре вмч. Пантелеимона на Афоне. Ист.: BHG, N 970-971, 2209р; ActaSS. 1643. Ian. T. 1. P. 575-587; PG. 117. Col. 505; SynCP. Col. 375-377, 759-762; MartHieron. Comment. P. 28; MartRom. Comment. Р. 13; Segui G., Thoenes C., Mortari L. SS. Celco e Giuliano. R., 1966; Halkin F. La Passion ancienne des saints Julien et Basilissa (BHG, N 970-971)//AnBoll. 1980. T. 98. P. 243-296; Fros H. Inédits non recensés dans la BHL//AnBoll. 1984. T. 102. P. 195-196; Herrojo Rodr í guez J. Los origines del culto al mártir de Antinoe y so extención por Asterias desde el siglo IX//Studium Ovetense. 1998. T. 26. P. 167-236; ЖСв. Янв. Ч. 1. С. 239-256; Νικδημος. Συναξαριστς. 20025. Τ. 3. Σ. 44-46; 19984. Τ. 5. Σ. 256-261.

http://pravenc.ru/text/1237829.html

Господи, Господь наш, как чудно имя Твоё по всей земле./Ибо превознеслось великолепие Твоё превыше небес!/Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу./Ради врагов Твоих, чтобы уничтожить врага и мстителя./Ты наказал народы, – и погиб нечестивый./Камень, который отвергли строители, он оказался во главе угла./От Господа это было, и дивно в очах наших./Господь на Сионе велик и высок над всеми народами./Там сокрушил Он силы луков./Услышал и возвеселился Сион, и дочери Иудеи возрадовались./Да возвестят на Сионе имя Господне и хвалу Ему в Иерусалиме./Ибо Бог спасет Сион, и обстроятся города Иудейские./Тебе подобает, Боже, песнь на Сионе, и Тебе воздадут обет в Иерусалиме./Благословен Грядущий во имя Господне, Бог – Господь, и Он явился нам!/Устройте праздник среди толпящихся до рогов жертвенника!/Во дворах дома Господня, посреди тебя, Иерусалим./Будет царствовать Господь вовек, Бог Твой, Сион, в род и род./Хвала Ему пребывает во век века. Слава, и ныне: Аллилуия (3). Пс 8:2А; 8:2Б; 8:3А; 8:3Б; 9:6А; 117:22; 117:23; 98:2; 75:4А; 96:8А; 101:22; 68:36А; 64:2; 117:26А, 27А; 117:27Б; 115:10; 145:10; 110:10В И по полиелеи седален, глас 8. Подобен: Повеленное: На престоле херувимсте,/и на жребяти возсед нас ради,/и к страсти вольней достиг, днесь слышит детей возглашающих,/осанна, народов вопиющих:/Сыне Давидов, ускори спасти,/ихже создал еси, благословенне Иисусе:/на сие бо пришел еси,/да разумеем славу Твою. После полиелея седален, глас 8 На престоле Херувимском Сидящий,/и на осленке Воссевший ради нас,/и приблизившийся к добровольному страданию,/в сей день слышит детей, возглашающих “Осанна!”,/толпы взывающие: “Сын Давидов,/поспеши спасти Тобою созданных, благословенный Иисусе!/Ибо Ты для того пришел,/чтобы мы познали славу Твою!” Слава, и ныне, паки тойже. И чтение творим о празднице, Слово кир Андреа Критскаго. Слава, и ныне: повторяем то же. Таже, степенна, первый антифон 4го гласа. Степенна, 1й антифон 4го гласа. Прокимен, глас 4: Прокимен, глас 4 Из уст младенец и ссущих/совершил еси хвалу. Стих: Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-s...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010