В отличие от аввы Пафнутия, который использовал свою «миссию» для того, чтобы привести мирян в пустыню, все другие старцы довольствовались тем, что удивлялись таким поразительным примерам и, возвратившись к себе в кельи, начинали подвизаться с еще большим рвением. Каким образом путешествовали отшельники В пустыне отшельники ходили пешком. Когда в апофтегмах упоминается об осле 986 или верблюде 987 , то речь идет только о вьючном животном, которое везет поклажу, – за исключением тех случаев, когда в пустыню к какому-нибудь известному старцу прибывают паломники или паломницы 988 . Был ли путешественник один или нет – не важно, он все равно мог легко заблудиться в пустыне, даже от маленького облачка, которое закрывало видимость, не говоря уже о песчаной буре, которая стирала все следы человеческих ног. Значительное количество рассказов упоминает о заблудившихся монахах. Так, например, как-то раз на пути к преподобному Антонию Великому заблудился авва Аммон 989 . Авва Пафнутий однажды очутился в неизвестной деревне 990 . Даже проводник, который сопровождал группу братьев, мог также потерять их из виду 991 . Но самой страшной опасностью, с которой сталкивались те, кто сбился с пути, была смерть от голода и жажды. Так случилось с двумя молодыми монахами, которых послали принести фиги больному старцу 992 . Двое других, еле живые 993 , были спасены кочевниками. В Дельте и в долине Нила монахи, как и миряне, часто путешествовали по воде и использовали лодки. Им также приходилось пересекать Нил на пароме 994 . В таких случаях монахи собирались вместе со старцами и коротали время в беседах о Писании или занимались рукодельем 995 . Авва Арсений плавал в лодке по Нилу в район Александрии 996 . Лодки управлялись либо парусом, либо веслами. Авва Агафон, поднявшись в лодку, сам садился за весла 997 . Лодки на реке могли также волочь волоком 998 . Обычно монахи платили за перевоз. Авва Исаак, например, сетовал, что его рукоделья не хватает даже на оплату стоимости лодки, чтобы посетить старцев 999 . В то время старцы жили отдельно друг от друга по всей Дельте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Секунд Маврианский Репарат Бултурийский 90 Луций Матурбенский скончался Цецилий Балианский Рогат Середделитский Мингин Нобенский скончался Репарат Кастеллитатропортский 95 Фило Арсиннаритский Вассин Елфантарийский скончался Патера Катабитанский Винцемал Бапаренский Репарат Типаситанский скончался 100 Роман Тамадемпский скончался Виктор Вонкарианский 986 Мадданий Мурконский Криспин Табадкаренский 987 Кводвультдей Суммуленский скончался 105 Давид Тадаматенский 988 Кандидиан Катренский скончался Репарат Цисситанский Поекварий Тасаккуренский скончался Квинт Табунийский скончался 110 Максим Тускамийский Ауксилий Гунагитанский 989 скончался Репарат Ситенский Сатурнин Виссалсенский скончался Феликс Макситенский скончался 115 Гай Адсиннадский скончался Креск Сатафенский скончался Сатурнин Сертенский скончался Виктор Нумиденский скончался Цереал Кастеллорипенский 990 120 Луций Тамазуценский Общее количество: 120 И кафедры, которые не имеют епископов: Маюценская Набаленская Тубуненская Маврская Тингарийская Обоританская Общее количество: 3 991 Имена епископов провинции Мавретании Ситифенской: 1 Руфин Тамаллуменский Донат Ситифенский Максим Ковийский Домициан Игилгитанский 5 Гонорий [из] Акв Албенских Фест Сатафенский Виктор Хорренский Максим Тугусубдитанский 992 Виктор Иерафитанский 993 10 Вадий Лесвитанский Пакат Еквизотенский Феликс Кастелланский скончался Констанций Гегитанский Виктор Еминентианский 15 Сатурний Социенский скончался Яков Лемелефенский Кресцитур Целленский скончался Эмирит Макренский скончался Редукс Нобалицианский 20 Аргентий Заллатский Виндемий Лемфоктенский Амус Фиценский Рестут 994 Макрианский скончался Виталий Ассафенский 25 Виктор Флумен Писценский Инвентин Маронанский Роман Моликунзенский Викторин Сертейтанский скончался Монтан Цедамузенский 995 30 Клеменс Тамагристенский Адеодат Приватенский Рогат Партенийский 996 Виллатик Мозотенский Гонорат Тамасканийский скончался 35 Юст Акуфиденский 997 скончался Эмилий Асворемикстенский Узултукценский Ауфидий Суристенский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Григория – просветителя Армении 979 . Наконец, следует ещё упомянуть о двух-трёх явлениях, характерных для малоразвитого денежного обращения, и докапиталистической организации народного хозяйства. В Византии отсутствовали банки, в нашем смысле слова, которые бы брали на себя помещение и хранение капиталов. Денежные ценности, если не удавалось их ссудить частным, ростовщическим путём, приходилось беречь дома, подвергая их постоянной опасности от воров. Оттого бывали случаи, что вчерашние богачи после посещения грабителей оказывались чуть ли не нищими 980 . Далее, отсутствие современных нам средств обеспечения кредитора, выдвигало видную роль в кредитной практике поручителей и клятв, как своего рода ордалий, заменявшие векселя и форменные расписки. Интересную сценку клятвы перед мощами святого, к которой был принуждён евреем обманщик-христианин, мы находим в рассказах о чуд. муч. Мины 981 , а своеобразный пример поручительства предлагает нам пролог о Феодоре и Абраме, где христианин ручается ни кем иным, как самим Иисусом Христом. Наконец, большим неудобством, тормозившим денежное обращение, являлась столь обычная в Византии порча монеты, как самим правительством, так и частными лицами 982 . Оттого всякий крупный размен монеты сопровождался её взвешиванием у специалистов-трапезитов, что конечно сильно отражалось на быстроте и удобстве кредита и платежей. В заключение этой главы, посвящённой сводке агиографического материала, касающегося промышленно-торговой жизни Византии, и, надеемся, достаточно выявившей основные черты хозяйственной культуры её городов, приводим несколько любопытных данных относительно меновой стоимости различных предметов в обиходе. Эти данные являются наилучшим средством уяснить себе бытовую ценность тех или иных вещей и продуктов, будучи накоплены в большом количестве, способны в то же время послужить ценнейшим материалом для экономической истории империи. Как мы уже видели, плата подёнщика-рабочего колебалась от 12 до 100 оболов 983 . Заработок нищего составлял 20−100 оболов в день 984 . Дневное пропитание византийского простонародья (т. е. хлеб, овощи, рыба) стоили от 7 до 24 оболов 985 . Хитон Константинопольского бедняка ценился всего в 24 обола, или один милиарисий 986 . Простонародные плащи продавались в Александрии по 3 милиарисия, или 72 обола 987 . Богатый женский пояс ценился в 2 номисмы 988 , ковры стоили от 8 до 36 номисм 989 . Лучшие корзины, изготовляемые египетскими аскетами, продавались по 100−200 оболов 990 . Осла можно было купить за 3 номисмы 991 . Цена хорошего раба равнялась в VII веке 30 номисмам 992 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

987 Киев. Предложенная специалистами поправка к чтению – Киава и даже Киова, что могло быть ближе к русскому произношению, основана на возможном одинаковом написании минускульных «β» и «μ». Однако в рукописи отчетливо читается «Киава», так что оснований для пересмотра текста нет. Киннам или его информатор весьма верно определили не только политическую, но и престижную функцию владения в XII в. киевским столом, за который шло ожесточенное соперничество русских князей. 988 Античное значение термина «митрополия» (город – основатель колоний) сохранялось и в византийский период. Однако наиболее характерно для греческого языка византийского периода значение этого слова как технического термина, обозначающего церковную область (управляемую митрополитом), в которую входило несколько епископий – также церковных округов. В данном случае возможна контаминация значения: церковный центр (что особенно важно для Византии, посылавшей в Киев иерархов из Константинополя) и столица (наиболее общее, нетехническое значение слова) объединились в данном случае (ср.: Рорре 1968). 989 Киевская Русь находилась под супрематией константинопольского патриархата, в соответствии с чем на Русь из Константинополя отправлялись митрополиты-греки (Щапов 1989. С. 164 и сл.). Из 24 известных на Руси митрополитов X – начала XIV в. 22 были греками. В середине XII в. проблема русско-византийских церковных отношений в связи с постановлением иерархов из Византии приобрела особую остроту. 990 Киннам выражает представление о Киеве как о столице всего Древнерусского государства. Аналогом греческого термина «митрополия» может служить его древнерусская калька «матерь городов русских», приложимая к Киеву. 992 Германский император Фридрих I Барбаросса (1152–1190), который, еще будучи герцогом швабским, участвовал во II крестовом походе. Действия Фридриха в Южной Европе логически вытекали из всей прежней захватнической политики Штауфенов в этом регионе. В отношениях с Византией в середине 60-х годов XII в. важное значение имели связи с германским императорским домом волынского князя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 Из них мне известны (только по заглавиям) следующие: von Moneta. Dissertat. de mutatione nominis. – Jo. Hen. Stuss. De nominum mutatione sacra. Goth. 1785.4. – Krebs. Schediasma de mutatione nominum in professione religiosorum et Pontificum Roman. inauguratione. Edit. 2 Lips. 1719.4. – Упомянем еще не использованное мною сочинение Филона: Philo Judaeus. De nominum mutatione. – 2 Цитаты приводятся по переводу проф. Карпова. «Сочинения Платона, переведенные с греческого и объясненные Проф. Карповым». Ч. V. М., 1879 г. 16 Пособиями для выяснения этимона слова « имя » служили в этом пара­графе: • Филологические наблюдения протоиерея Г. Павского над составом русского языка. Второе рассуждение об именах существительных. СПб. – 1892. Гл. VI. §§ 126, 127. – Стр. 220–226. • Biblisch-theologisches Wörterbuch des Neutestamentlischen Gräcität von Hernn. Cremer .2te Aufl. Gotha 1872, art «νομα». S. 456. • Vergleichendes Wörterbuch der Indogermanischen Sprachen. Ein sprachgeschichtlicher Versuch von August Fick . Erst. Abth. Zweite umgearbeitete Auflage. Göttingen – 1870. SS. 65–66. S. 112. • Греческо-русский словарь, по Бензелеру . Киев, 1881. «νομα». Стр. 542 и др. • Материалы для Словаря древнерусского языка по письмен. памятн. Труд И. И. Срезневского . Т. I. А-К. СПб., 1893. «ИМ», кол. 1099. • А. С. Хомяков , Полн. собр. соч. T.V. М., 1900, изд. 3. «Сравнение русск. слов с санскритскими». Стр. 551. 20 Должно упомянуть еще об отдельно стоящем мнении Хомякова (id, см. сноску 14. Стр. 551), выводящего имя из «итти». 21 Источниками для раскрытия словоупотребления «имя» в русском и церковнославянском языках служили: • Словарь церковнославянского языка, составленный Акад. А. Х. Востоковым . Издание 2-го отд. Имп. Ак. Н. Т. СПб – 1858. Стр. 156 «именитый». Стр. 157: «им». • Словарь церковнославянского и русского языка, составленный вторым отд. Имп. Акад. Наук. СПб., 1847. Т. II. Стр. 131 «им», «именитый». • Материалы для Словаря древнерусского языка и т.д. [см. сноску 14] И. И. Срезневского . Т. I. А-К. кол. 1097–1099; «им»; кол. 991–992: «знати»; кол. 993 «знахарь»; кол. 987 «знаменати»; кол. 988–989 «знамение». Кол. 990 «знамя», кол. 991 «знание».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

И 979 якоже зелство сланы постизающее яже внове прозябающая пожизает, сице и беседа человеческая 980 корень ума наченши злаконосити добродетелей злак. И аще беседа по нечему убо воздержащихся, по нечему же недостаток мал имущих, вредити обыче душу, колми паче видения и глаголания 981 простец и 982 юродивых, да не реку мирскых, якоже благороден человек и честен, егда опиянится, забывает своего благородна и обезчестевается чин его, и подсмиваемо бывает того честное от чужих помысл, прившедших 983 ему от силы вина, сице и целомудрие 984 душа помущается от видения и беседы человеча и забывает образ хранения своего, и оттирается от смысла ея блюдение хотение 985 ея, и искореняется от нея всяко устроение 986 стояния похвалнаго. И аще убо беседа и пространство в парении прилучающися сущему в безмолвии, или и приближение сих, якоже видети или слышати, довлеют, многаго ради зрения 987 и слышания привходяща, студеность и помущение смыслу от божественых 988 ему 989 створити. И аще в мал час толику тщету содевают, что речем о всегдашнем сретении и многом в сих коснении? И инде той же глаголет: любяй собеседование 990 мира, сый лишается жизни, и не имам что 991 рещи о нем, но еже с плачем рыдати рыданьем неутешным, его же слышание сокрушает слышащих сердца. И пакы инде рече, яко едино видение мирскых может крепость подати страстем еже разслабляти подвижника и изменити мудрость и предложение его. Того ради подобно есть иноку не примешатися ратующим того, но удалятися от приближения всех, в них же искушается свобода его. Егда бо приидет человек к Богу завет 992 с Богом сотворит, ошаятися всех сих 993 не точию же, но ни видети всяк чин мирскых, ни слышати словеса их, ни яже о 994 них. И многа и еще сим подобная пишет святый сый и друзии святии. И тако веруется истинна непременно 995 . О еже не прежде времени и подобными мерами сия делания подобает творити. 11 И самая же сия добрая и боголепная 996 делания с рассуждением подобает творити и во благо время и подобными мерами, яко же глаголет Великый Василие: всех действуемых мудрованию предваряти, без мудрования бо и доброе на злобу бывает ради безвременства и безмерия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Гаутланд находится к востоку от Гаутэльва, а дальше [расположена] Свитьод 980 , затем Хельсингаланд 981 , затем Финнланд; считается, что он соседит с Гардарики, как уже говорилось. С другой стороны Гаутланда находится Данмарк, там главный город в Сконе – Лунд, там есть епископская кафедра 982 , там покоится святой епископ Лиций 983 ; другой [главный город] – на [острове] Фюн – Одинсэй, там покоится святой Кнут Старый 984 ; на [о.] Зеланд в Хригсстаде покоится конунг Кнут Младший 985 , в Роскильде на [о.] Зеланд – прекрасная дева Маргарета 986 . Рядом с Данмарком находится Малая Свитьод, затем [о.] Эланд, затем Готланд, затем Хельсингаланд, затем Вермланд, затем два Квенланда 987 , и они лежат к северу от Бьярмаланда 988 . От Бьярмаланда идут земли, не заселенные северными народами, до самого Гренланда 989 . К югу от Гренланда 990 находится Хеллуланд 991 , затем Маркланд 992 , а там недалеко до Винланда Доброго 993 , до которого некоторые люди думают добраться из Африки. И если это так, то внешнее море должно отделять Винланд и Маркланд [от Африки]. Говорят, что Торфрид Карлсефни вырубил домовой столб и поехал затем на поиски Винланда Доброго, и прибыл в ту землю, куда они стремились, и не нашли ничего, что [стоило бы] осмотреть, и никаких достоинств той земли. Лейв Счастливый первым нашел Винланд и потом обнаружил в море купцов в бедственном положении, и спас им жизнь из Божьего милосердия. Он крестился на Гренланде, и [поселение] там так выросло, что был основан епископский престол в том месте, которое называется в Гардах 994 . Эйнгланд и Скотланд – один остров, и в каждом государстве свой конунг. Ирланд – большой остров. Исланд – тоже большой остров к северу от Ирланда. Вот все земли, которые лежат в той части мира, которая называется Европой. XII.2. «Какие земли лежат в мире» Наибольший интерес к Восточной Европе проявляет автор описания Земли, которое имеет в единственной содержащей его рукописи (Hauksbók, написана между 1320 и 1334 гг.) заголовок «Какие земли лежат в мире». Время составления трактата установить невозможно, поскольку в тексте нет никаких датирующих сведений. Использованные в нем древнескандинавские источники были созданы между серединой XII и серединой XIII в., что дает основания предполагать, что трактат был составлен во второй половине XIII – начале XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

КОММЕНТАРИИ: 1. Представление об истории как о самой полезной для общества науке - " учительнице жизни " характерно и для античности. Господствующей теорией исторического процесса была Полибиева цикличность. Естественно, что если явления повторяются, то людям необходимо извлекать уроки из истории. Лев Диакон Заимствовал последовательность первой главы из исторического сочинения Агафия " О царствовании Юстиниана " (5). Агафий, историк VI в., в свою очередь, опирался здесь на Диодора Сицилийского (Кэмерон. 1970, 58). 2. Введение Льва Диакона отличается от введения Агафия попыткой выделить движущие силы исторического процесса. Агафий в своем зачине делает упор на том удовольствии, которое доставляет читателю историк; у Льва об этом ни слова. 3. Общий пессимистический тон введения Льва Диакона, вероятно, отразил настроения византийского общества. Подобное мироощущение было свойственно самому императору Василию II, в правление которого писал Лев. Новелла от 4 апреля 988 г. пронизана таким же пессимизмом: " До настоящего дня никакой, даже самомалейшей удачи мы не встретили в нашей жизни, но, напротив, не осталось такого вида несчастья, которого мы не испытали бы " (Ц.-Л. III, 303-304). Введение Льва созвучно концу его " Истории " . Возможно, причиной ожидания конца света был каббалистический расчет: приближавшийся 992 год был 6500 г. от сотворения мира. Христос родился в 5500 г., а согласно Новому завету (2 Петра. III, 8), " Божий день " равнялся тысяче человеческих лет. См.: Васильев. 1942. 4. Парафраз Нового завета: 1 Коринф. VII, 31. 5. Почти дословно из введения к " Истории " Агафия (8). 6. Подражание Агафию (8-9), который таким же образом представил себя читателям. Агафием же такая форма самохарактеристики заимствована из, стихотворных эпитафий (Кэмерон. 1970, 2). 7. Калоэ - совр. Гёлёз, Келез (Рэмси. 1890, 105; Томашек. 1891, 91-92). 8. Лев в данном случае использует текст Гомера (Ил. II, 461). В Х в. провинции с названием " Азия " не существовало. Имеется в виду Фракисий-ская фема, занимавшая юго-западную часть Малой Азии и образованная в 741 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/433413/

Глава 2. Что у Акиндина все словесное состязание [стремится] показать тварным сияние божественной природы, которым Господь облистал учеников на Фаворе Этот-то свет – неприступный, нескончаемый, невечерний, безначальный, вечный, красоту будущего века, славу Отца (ибо мы веруем, что Сын придет во славе Отца) [и] ничуть не менее Духа (ибо одна слава Отца, Сына и Духа) – они опять бесчестят здесь своими представленными писаниями, – о, прелесть! – нечестиво пытаясь показать, что он тварен, и всячески изощряясь убедить [в этом] благочестивых. «Ведь единственный нетварный свет», – говорят они, – и нетварная слава – [это] природа Божия, но как будет нетварным свет, воссиявший на Фаворе, который не является даже природным символом?» И это при том, что, как все вы знаете, так мыслящие письменно отлучены едва лишь год назад ( ο πω πνυ πρισυ 987 ) Соборным томом, и извержены из Церкви Божией, и, если не раскаются, отсечены от всей христианской полноты 988 . Итак, убежденный противник великого света вплоть до сего дня отнюдь не осмеливался, несмотря на весьма подходящий случай – возникшие ныне междоусобные мятежи, изложить в теперешних писаниях свое лукавое мнение, но в кого только мог непрестанно впускал языком яд зломыслия. Однако он разослал [свое] записанное учение в наше отсутствие от Фессалоник до Верии 989 , откуда и посланы нам недавно [эти] нечестивые рукописи, собранные ( συσχεθντα) 990 отличающимися разумностью и добродетелью тамошними [жителями]. [Содержащиеся] в них 991 злодеяния, вместе с которыми процветают и увеличиваются хитрость, коварство и злонравие, обильно проистекающие из лукавого источника – предводителя прелести Варлаама, свойственны не благородному ( εφυ ς) мужу, отклонившемуся от истины, но [человеку] с лукавым произволением и плохими задатками ( τν φσιν ο δεξι ς). Поскольку они были изобличены раньше и притом многими [людьми], нынче ничего нельзя изобличить [нового]. Однако раз учителя и сочинители 992 таковых, сами несведущие, кажутся нечто говорящими еще о толиком предмете многим, не знающим того, о чём они не имеют и понятия, необходимо продолжить [разбор их доводов] и прежде [рассмотреть] обвинение нас в двубожии, о котором Акиндин пишет и болтает в первую очередь. Итак, он говорит: «Кто слышал когда-нибудь о двух нетварных божествах, совечных, превечных, одном высшем, а другом низшем, и одном действующем, а другом испытывающем действие, и одном невидимом, а другом постижимом чрез Духа телесными очами, или об одном, [состоящем] из таковых, о чём мы сейчас слышим?»

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Б. известен и как переписчик рукописей. Почти все муз. творчество Б. сохранилось в его автографах (Iver. 992 (1672); Ibid. 1165; Ibid. 1250; Pantel. 1008; Προυσο 43 и Ath. Io. Bapt. 1809). Полное собрание творений Б. и его Ирмологий дошли до нас в рукописях доместика Иверского мон-ря Космы Македонца , товарища Б. по учебе (Iver. 1048, 1686 г.; 1052, 1688 г.). Муз. сочинения Б. 1) Отдельные кодексы: Ирмологий и Прологарий. 2) Песнопения служб суточного круга: вечерни - великие кекрагарии (стихи «Господи, воззвах») на 8 гласов; утрени - полиелей «Δολοι Κριου» (    ) 1-го гласа, пасапноарии (хвалитные стихи) на 8 гласов, самогласны по 50-м псалме «Τς μετανοας νοιξν μοι πλας» (        ), мегалинарии 9-й песни канона (стихи из Песни Богородицы) на 8 гласов, Великие славословия на 8 гласов, многолетия. 3) Песнопения Божественной литургии: «Δναμις. Οσοι ες Χριστν» (      ), «Δναμις, Τν σταυρν σου προσκυνομεν» (      ), аллилуиарии на 8 гласов, херувимские - 2 осмогласных цикла, «Νν α δυνμεις - Γεσασθε» (      -  ) «Το δεπνου σου το μυστικο» (      ), «Σιγηστω πσα σρξ» (        ), воскресные причастны - 2 осмогласных цикла, седмичные причастны на 8 гласов, причастны всего года - полный комплект. 4) Икиматарий (Οκηματριο): строфы Акафиста Богородице - кукулий «Τ περμχ στρατηγ» (    ) и икосы «ρδβλθυοτεΑγγελος πρωτοσττης» (    ) и «Πσα φσις» (    ). 5) Матиматарий: 18 Богородичных и 20 праздничных матим . 6) Калофонический Ирмологий: 25 ирмосов. 7) Энкомий «наилучшему» (хвалебное песнопение хозяину дома на праздничной трапезе) «Ο χορτσας λαν» (Насытивший людей). 8) «Истолкования»: заупокойное Трисвятое и аллилуиарий. 9) Турецкая песня (Iver. 988. Fol. 399). Ист.: Арх.: Χουρμοζιος Χαρτοφλαξ. Παπαδικ: 5 τμοι//S. Sepulcri. 703-706, 722; idem. Μαθηματριον: 8 τμοι//Ibid. 727-734; idem. Οικηματριον//Ibid. 714; idem. Κρατηματριον//Ibid. 710. Изд.: Γρηγριος Προτοψλτης. Καλωφονικν Ερμολγιον. Κωνστατινοπολις, 1835; Πανδκτη τς ερς κκλησιαστικς μνωδας το λου νιαυτο: 4 τμοι. Κωνστατινοπολις, 1850-1851; Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. Σ. 341-351; Στθης. Αναγραμματισμο κα μαθματα. Σ. 163-204 [аналитич. описание Матиматария и 4-го и 5-го томов Пападики Хурмузия Хартофилакса].

http://pravenc.ru/text/77420.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010