Монашествующее духовенство на время восторжествовало, но торжество это было далеко неполное. За исключением Вустера и Винчестера, нигде еще кафедральные соборы не были преобразованы. Дунстан, хотя и живший до 988 года, не делал никакой попытки произвести перемену в Кентербери, оттого ли что он боялся предпринимать такое дело, или оттого что преобразование там оказывалось менее необходимым, чем где-либо в других местах, и его помощник Освальд, будучи переведен на архиепископию иорданскую, занимал ее в течении двадцати лет (972–992 гг.), не тревожа мирское духовенство своей провинции. Возобновление датских нашествий отвлекло от этих дел общее внимание народа. Кентербери был передан монахам архиепископом Аельфриком в 1003 году, но другие кафедральные соборы продолжали оставаться в руках мирского духовенства до конца англосаксонского периода, и по всему королевству торжество той или другой партии зависело от их силы в каждой местности. На соборе энгэмском, в 1009 году, было заявлено, что всякий брак духовенства непристоен, но собор по-видимому ограничился попыткой подавить другие, более важные нестроения возникшие из такого запрещения, именно, что духовные лица брали более одной жены в одно время, или разводились с одной, чтобы брать другую. Мирское духовенство Англии продолжало жить брачной жизнью, и дети их считались законными. 2 . Вместе с другими западными странами, от хищничества норманнов жестоко страдала и Ирландия, где для противодействия этим врагам даже духовенство часто вынуждено было прибегать к оружию. Пользуясь раздорами туземных вождей, датчане сделали обширное поселение в Ирландии, их князья утвердились в Дублине, Лимерике и Вотерфорде, – причем последний из них даже вполне был основан ими. Из-за обладания Дублином спорили различные племена норманнов. Но сила чужеземцев была ослаблена их внутренней враждой и наконец окончательно сокрушена в великой битве Клонтарфской, происшедшей в Великую пятницу 1014 года, – в битве, в которой пал в восьмидесятивосьмилетнем возрасте король всей Ирландии Бриан-Бору, сам ведший своих соотечественников к победе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выслушав эти слова с какой-то варварской простотой 985 , Примислав тотчас же был убежден и на зятя стал коситься, как на врага, и согласился помогать всеми силами ромеям в войне против него 986 . Есть в Тавроскифской стране город по имени Киама 987 , который превосходит все другие города, воздвигнутые там, и является митрополией этого народа 988 , так как сюда прибывает и архиерей из Византия 989 . У города есть и другие привилегии старшинства 990 . Так вот, правитель этой страны 991 и сам стал союзником в войне против Стефана, решение о чем подтвердил клятвами. Пока это происходило, король аламанов Фредерик 992 понял, что василевс решительно противодействует ему на западе, и, прекратив распри, заключил союз с ромеями 993 и сам поклялся василевсу вступить в войну против Стефана. Не решились остаться в стороне от этой кампании ни Эррик 994 , который был женат, как неоднократно говорилось, на племяннице василевса Феодоре 995 , ни неисчислимое войско скифов 996 и сербов, подданных ромеев; тогда и султан 997 в соответствии с соглашением послал союзные силы. Отовсюду была собрана мощная армия. В то же время и Владислав 998 , один из династов в Тавроскифской стране 999 , с детьми, женой и всеми своими людьми добровольно перешел к ромеям 1000 . Ему была отдана земля у Истра 1001 , которую некогда 1002 василевс дал пришедшему Василику 1003 , сыну Георгия 1004 , который среди филархов 1005 Тавроскифской страны обладал старшинством. (Союз с венецианцами, направляющими ромеям флот.) (1165 г.) (Во время венгерской кампании Мануил I Комнин идет к Дунаю, где происходит столкновение у Зевгмина с войсками Стефана III.) Таково было положение дел 1006 , когда прибыли лазутчики ромеев с сообщением о приближении великого войска 1007 : можно было видеть, как пыль поднимается высоко в воздух. А один из славных гуннов 1008 , по имени Васас 1009 , перешедший на сторону ромеев, утверждал, что недалеко находится король пеонцев 1010 , который ведет и другое, превосходящее по численности войско, а также скифов 1011 вместе с тавроскифами 1012 ; он говорил, что вернулся к ним, кроме того, со всем войском и династ чехов 1013 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аврааму, архиеп. Ярославскому//РС. 1886. 3. С. 590-592. Лит.: [Бекетов П. П.] Портреты именитых мужей Рос. Церкви, с прил. их кр. жизнеописания. М., 1843. С. 33, 34; Иерархи Ростово-Ярославской паствы в преемственном порядке, с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864. С. 319-322; Макарий (Миролюбов), архим. Историко-стат. описание Рязанской ДС и подведомственных ей духовных училищ. Новгород, 1864; Смирнов С. К. История Троицкой лаврской семинарии. М., 1867. С. 166, 221, 337-338, 396, 408-409, 429, 433, 445-448, 479, 490-492; он же. История МДА до ея преобразования: (1814-1870). М., 1879. С. 2, 4; Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всерос. со времени учреждения Свят. Правительствующего Синода: (1721-1871). СПб., 1872. 226; Благовещенский И. А., прот. Архиеп. Евгений Казанцев: Биогр. очерк. М., 1875; Строев. Списки иерархов. С. 157, 161, 181, 204, 208, 319, 335, 382, 417, 635; Морев Ф. С., прот. Обозрение епархии преосв. Ионафаном, еп. Ярославским и Ростовским. Ярославль, 1881. С. 205, 257; Мирославский В. П. Из восп. о высокопреосв. Евгении (Казанцеве), архиеп. Ярославском (1836-1854 гг.)//Ярославские ЕВ. 1884. Ч. неофиц. 41. Стб. 324-326; 42. Стб. 334-336; 43. Стб. 341-343; 1886. 50. Стб. 798-802; 51. Стб. 832-836; 1887. 1. Стб. 11-16; 2. Стб. 28-30; Дурново Н. Н. 900-летие рус. иерархии, 988-1888: Епархии и архиереи. М., 1888. С. 24, 36, 51, 54, 57; Никифор (Бажанов), архим. Сб. для любителей духовного чтения. М., 1888. С. 347-348, 677-681; Агнцев Д. И. История Рязанской ДС. Рязань, 1889. С. 173, 175, 186, 188-190, 193-194, 197, 200, 215, 224, 248-249, 289, 291, 301, 318-319, 327-329, 341, 353-355, 359-361, 372-375, 379-381; Кедров Н. И. МДС, 1814-1880: Кр. ист. очерк. М., 1889. С. 10, 12, 14, 16-17, 33-34, 40-41; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 297-298; Титов А. А. Летописец о ростовских архиереях. СПб., 1890. С. IX, 26, 60-61; Головщиков К. Д. Архиеп. Евгений Казанцев: Биобиблиогр. очерк. Владимир, 1894; Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Свят.

http://pravenc.ru/text/186977.html

Этот-то свет и есть вечная жизнь, входящая в обоженного и неотделимая от Бога. Так Павел сказал: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал 2:20 ). Так Максим говорит о Павле 985 , что он «жил божественной и вечной жизнью Вселившегося» 986 . Св. Григорий Богослов . Слово 25 (В похвалу философу Герону), PG35 1200A. Ср.: «Бог будет всяческая во всех» (1Кор 15и выше схол. ). Здесь говорится уже исключительно о будущем конечном состоянии; но до этого речь шла – вопреки тому, что св. Максим скажет позднее в ТР 1 987 , – не только о нем. Это обнаружение Бога не оставит возможности обмана подобного тому, который первоначально привел к падению человека. Однако блаженством это явление Его может стать только для тех, чей эрос был обращен, хотя и к ложным (т. е. конечным) объектам, но вовне, а не – как, предположительно, у Денницы – на себя 988 . То есть свет звезд. Ср. выше схолл. - и текст. Ср. 1Кор 13и схол. . Ср. выше схол. и текст. Порядок фраз св. Григория в цитате изменен. Из необратимости этого состояния (обоснованию которой и было посвящено предшествующее рассуждение 989 ) следует, что существование «Энады», какой представляли ее оригенисты, невозможно, поскольку раз возникнув, она бы не могла распасться, тогда как предположив (от противного), что она существовала, приходится заключить, что теперешнее положение являет собой ее распад (что утверждают и оригенисты); следовательно, посылка о ее существовании неверна. В подлиннике дословно: «истекли из Бога имея своим водителем»; т. е. здесь врахилогия, точнее – « π κοινου»: риторическая фигура, в которой одно слово (в данном случае «Бог») используется в двух конструкциях сразу 990 . Привить вкус к употреблению этой фигуры св. Максиму 991 могло чтение св. Григория Богослова , на риторическое мастерство которого он, вероятно, и намекает, превознося его в своем предисловии к Трудностям к Иоанну как «немногословного» ( βραχυλγος) 992 (буквально это можно сказать, пожалуй, о самом св. Максиме, но едва ли о св. Григории, – бесспорном мастере, тем не менее, риторической врахилогии 993 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

986 В лесистых странах орёл вьет гнездо своё не на высочайших деревьях, а в гористых на неприступных скалах. 987 Орёл высиживает не более двух птенцов; потому род его едва ли бы размножался, если бы природа не научила его вить гнёзда на недоступных высотах, между двумя голыми скалами, как бы в непобедимом замке. 988 поскольку орёл с великим трудом должен втаскивать на высочайшие горы убитых животных для своих птенцов, то природа одарила его самым острым зрением, так что он в величайшей дали может видеть свою добычу, например, зайца. 989 Орёл приносит зайцев, козлят и ягнят, ещё живых, к своим птенцам на гнездо, которое иногда имеет в диаметре шесть футов, и внутри обложено звериною кожею. Таким образом птенцы его могут сосать кровь сих животных. Под убитыми должно разуметь здесь свежие человеческие трупы, которые пали или на сражении, или от руки убийцы. Орёл не ест испортившейся падали; впрочем есть коршуны, которые живут падалью и на Библейском языке называются орлами. Ср. Матф. 24:28 . В Еврейской Библии оканчивается здесь сия глава и 31–35 стихи составляют первые пять стихов следующей главы. 991 Доселе Бог говорил о животных всякого рода и давал вопросы, чтобы человек при размышлении о них получил правильные понятия о могуществе, премудрости и благости своего Творца, и уверился в своей слабости и неведении. Теперь, после некоторого молчания, среди коего должен был отвечать Иов, Бог опять начинает говорить, требуя от Иова, чтоб он ответствовал на предложенные вопросы. 992 Зачем ты медлишь, Иов, ответствовать на вопросы из царства природы, предложенные Мною, ты, который осмелился порицать пути Моего Провидения? 993 Иов смиряется пред Богом, сознаёт своё бессилие отвечать Богу и обещается не жаловаться более на святые советы Божии, но молчать с благоговением. 994 Я однажды дерзнул просить суда у Бога. Впредь этого не будет. О выражениях: однажды, дважды, означающих часто, несколько раз, см. выше гл . 33:14 . 995 Бог хочет ещё сильнее уверить Иова, сознавшего уже своё неведение, как мало может управлять миром человек, которого силы и ум слабы, и как дерзко поступает он, когда порицает всемогущего и всеведущего Мироправителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

987 Стоящие в прямых скобках слова есть только в исходной русской версии (с. 320). Примечание научного редактора. 988 Об аграрных отношениях в Византии времени Македонской династии см. подробно: А. П. Каждан. Деревня и город в Византии IX-X вв. М., 1960; Г. Г. Литаврин. Византийское общество и государство в Х- XI вв. Проблемы истории одного столетия: 976–1081 гг. М., 1977, с. 7– 109, в особенности 96–109. Примечание научного редактора. 989 Zacharia van Lingenthal. Jus graeco-romanum, t. III, p. 247; J. et P. Zepos. Jus graeco-romanum, vol. I, p. 210. 992 Zacharia von Lingenthal. Jus graeco-romanum, vol. III, p. 297; J. et P. Zepos. Jus graeco-romanum, vol. I, pp. 263–264. 996 Theophanes. Chronographia, ed. de С. Boor, p. 486; J. B. Bury. A History of the Eastern Roman Empire, vol. III, p. 214. 997 G. Ostrogorsky. Agrarian Conditions in the Byzantine Empire in the Middle Ages. – Cambridge Economic History, vol. I, pp. 202–203. Вопрос о связи «эпиболе» с «аллиленгием» остается спорным. См.: F. Dolger. Beitrage zur Geschichte der byzantinischen Finanzverwaltung besonders des 10. und II. Jahrhunderts. Leipzig, Berlin, 1927, SS. 129–139. См. также: G. Bratianu. Etudes byzantines d " histoire economique et sociale. Paris, 1938, dd. 197–201. 999 J. В. Bury. The Imperial Administrative System in the Ninth Century with a revised text of the Kletorologion of Philotheos. London, 1911, pp. 146–147. (British Academy Supplementary Papers, 1.) 1000 V. N. Benesevic. Die Byzantinischen Ranglisten nach dem Kletorologion Philothei... – Byzantinisch-neugriechische JahrbUcher, Bd. V, 1926, SS. 118– 122. По поводу даты – там же, S. 164–166. 1004 Прозвание «Парапинак» произошло потому, что во время случившегося при этом государе неурожае номисму, то есть византийский золотой, требовали не за целый медимн хлеба, а за пинакий, как называлась четверть медимна. 1006 См.: Constantini Porphyrogeniti De cerimoniis aulae byzantinae. Bonn. ed., p. 661; Harun-ibn-Yahya (IX век) в изд.: M. de Goeje. Bibliotheca geographum arabicorum, vol. VII, p. 121, 124. Описание Константинополя Харуна-ибн-Иахйи включено в географическое сочинение Ибн Русты (X век). См.: A. A. Vasiliev. Harun-ibn-Yahya and his Description of Constantinople. – Annales de Ílnstitut Kondakov, vol. V, 1932, pp. 156, 158; J. Marquart. Osteuropaische und ostasiatische Streifzuge. Leipzig, 1903, SS. 216, 219, 227.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

1 . Сказанное в вышеизложенных обвинениях есть ли убеждение общее наставников Моск. д. академии, выраженное одним из среды их как общим органом, или мнение одного бак. Касицына? 2 . Во всяком случае, требуется, чтобы автор, не скрывший своего [имени], дал академическому правлению по сему объяснение, в котором доказал бы справедливость своих обвинений точными фактами, если может, а академическое правление делопроизводство, которое должно быть ведено без огласки, с своим заключением представит мне» 988 . Как мы видим, в «Предложении» митрополита Иннокентия главный пункт статьи Касицына (о необходимости перевода Академии в Москву) вообще не затрагивается. Суждения святителя касаются лишь отдельных высказываний молодого бакалавра. В одном из частных писем профессора П. С. Казанского говорится о том, что святитель Иннокентий сочувственно отнёсся к предложению о перемещении Академии в Первопрестольную 989 . К сожалению, найти подтверждение этим сведениям в каких-либо других источниках нам не удалось. Повинуясь воле митрополита, правление МДА истребовало у Дмитрия Касицына объяснение по поводу его выступлений в печати, которое и было представлено в письменном виде 13 ноября 1869 г. 990 Своё объяснение Дмитрий Фёдорович предваряет общим замечанием о том, что недоразумение, возникшее «относительно некоторых мест и выражений» его статьи, отчасти обусловлено тем, что «означенная статья напечатана не в полном виде, —314— ...а в значительно сокращённом редакцией „Московских ведомостей“». «Оттого, – продолжает Касицын, – то, что сказано было вообще, может получать в некоторых местах совершенно частное приложение именно к Московской духовной академии и только к ней одной» 991 . После этого Дмитрий Фёдорович переходит к ответу на три вопроса, предложенные святителем Иннокентием. По поводу своих суждений о современном состоянии богословского образования Касицын отмечает, что вовсе не считает всех преподавателей МДА апологетами неподвижности и замкнутости высшей духовной школы. В доказательство он приводит место своей статьи, где говорится, что «истинные преподаватели высшего духовного образования не разделяют этого взгляда» 992 . Дмитрий Фёдорович также указывает на другое место, в котором приведена цитата из речи отца Александра Горского на юбилейном акте в честь 50-летия МДА в 1864 г. Здесь автор речи назван «высокочтимым», а сама речь определена как «замечательная» 993 . Таким образом, Касицын указывает на то, что в его статье есть положительные отзывы о преподавателях Академии и неблагоприятное впечатление от его сочинения объясняется всё тем же «общим замечанием о значительных выпусках, ...вследствие которых становится не для всех ясным разграничение между тем, что сказано было вообще, и тем, что относится именно к Московской духовной академии» 994 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чедыги=Ичеготы. Челноки. См. Узоры на тканях. Чело Чело, Очелье или Челка 1) передняя часть женского головного убора. «Челка низана великим жемчюгом. – Чело кичное золото с яхонты и з жемчуги и з жемчужинами и с плохим каменьем» 984 . 2) Челка стяговая – плат или пелена, полотняная или шелковая, привязываемая к стягу. В Слове о Полку Игореве названа чрьленою (червленою) 985 ; в летописи: «потяша стяговника нашего, и челку стяговую сторгоша со стяга» 986 . Чембур Чембур – повод, идущий от удил узды; ремень. В сказке «Калин царь» «Велел Татарам сохватить Илью; Связали ему руки белыя Во крепки чембуры шелковые, ….. Изорвал чембуры на могучих плечах» 987 . Чепь=Цепь. Червец Червец – драгоценный камень. «В закрепках (у шапки) камешки червцы». – «Перстень с чевцом (червцом)» 988 . Черевец. См. Наручи. Черевики, Черевинки, Черевички Черевики, Черевинки, Черевички – обувь в роде башмаков с высоким подъемом, с каблуками и с оторочкою по опушке. «Башмачки да черевинки Крымские сафьян ал, писаны золотом» 989 . В народной песне поется: Ты москаль, а я католичка, Ты в лаптях, а я в черевичках. Черенки. См. Узоры на тканях. Черен у крыжа. См. Меч. Чернь Чернь – финифть черного цвета на серебряных изделиях. «Лубье саадашное, оправа серебряная с чернью» 990 . Четки, Чотки Четки, Чотки – нанизанные на нить шарики или бусы, концы которой связывались. Четки «ароматные, обложены, царевичу мать пожаловала государыня царица и великая княгиня Евдокия Лукьяновна» 991 . «Чотки черныя, дерева оливкого, с кистью золотою. – Чотки костяныя, белыя, на тесме шолковой» 992 . «Чотки ореховыя на проволоке, на них 5 пронизей белых серебряных» 993 . Чечак, Шишак, Шелом Чечак, Шишак. См. Шелом. Великий князь Иван Иванович завещал сыну своему Димитрию «чечак золот с каменьем, с женчуги». Такой же чечак завещал и другому сыну князю Ивану. В духовной князя Дмитрия Иоанновича (1509 г.) «два чичака золоты; один грановит, а на обеих яхонты сини да зерна Гурмыжские» 994 . Чешуи. См. Узоры на тканях. Чингалище Чингалище – кинжал.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

На основании этого примера, как это заметил Онэзоргэ, образование провинции Галатии по Аммиану, с точки зрения Куна, можно было бы также относить ко второй половине IV века, тогда как она образована в 25 году до Р. X. 983 . Указание веронского перечня приобретает тем большее значение, что самая терминология Никейских списков в отношении Syria-Coele не одинакова. В разных списках она называется: provinciae Syriae Coeles 984 , Syriae Coeles 985 , Syriae 986 , Coele-Syriae 987 . Наконец существовали и существуют списки, которые или прямо указывают на сложный состав церковной провинции антиохийского епископа, напр., армянский 988 , или даже стараются своеобразно разделить эту церковную провинцию на две провинции, напр., коптский список 989 , являющийся по отсутствию анахронизмов одним из вернейших списков подписей отцов никейского собора. Все это в связи с осторожным выражением в шестом никейском каноне: «в Антиохии» (κατ ντιχειαν) или по некоторым древним спискам канонов «в антиохийской провинции» 990 или даже «totam Caelem» 991 заставляет вас предполагать правильность веронского указателя, признающего со времен Диоклетиана разделение прежней области Келе-Сирии на две провинции Syria-Coele и Augusta-Euphratensis. Деление это, мало опирающееся на этнографические и лингвистические особенности населения, объясняется политическими обстоятельствами. Дело в том, что сирийский наместник, имевший под своим начальством четыре легиона и сосредоточивавший в своих руках гражданское управление такой обширной провинцией, как Сирия, при мятежном настроении сирийских войск и жителей Антиохии, представлял серьезную опасность для государства. С того времени, как сирийская армия возвела на императорский, трон Веспасиана, не проходило ни одного затруднения в престолонаследии, чтобы сирийский наместник не выступил претендентом на императорский престол: Веспасиан выступил против Вителия, Кассий против Марка, Нигер против Севера 992 . В виду этого римское правительство, начиная со II века, старается ограничить власть сирийского правителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Затем устанавливается истинное происхождение слова μυστριον, которое, как и μστης (согласно с Евстафием и Исихием), образовалось от μω. Далее у Свицера указаны важнейшие значения и употребления нашего термина в св. Писании Н.З. и у Отцов Церкви. См. ещё Cremer: Biblisch-theologisches Wörterbuch d. Neutest. Gräcität. Gotha 1902 s. 705. Ср. C. du Prel: Die Mystik d. alten Grieschen. Leipzig 1888, s. 73. 988 В словах: κροατριον – аудитория, δηκαστριον – судилище суффикс τηριον обозначает место действия. Но иное значение он имеет в таких словах, как σωτριον – спасение ( Лк.3:6 ), λαστρων – умилостивление ( Рим.3:25 ), μυστριον. Эти слова образовались, очевидно, аналогично, таким образом. Суффикс τηριον является, несомненно, производным от другого суффикса τηρ, обозначающего действующее лицо. От σωτρ – спаситель образовалось прилагательное σωτριος – спасительный, средний род коего, употреблённый как существительное, и будет – τ σωτριον. Равным образом от λαστριος (=λαστικς) – умилостивительный образовалось τ λαστριον. Поэтому, можно думать, что и от μυστρ (=μστης) – посвящённый в таинства, тайник образовалось μυστριος (=μυστικς) – таинственный, а от него уже произошло и τ μυστριον. 990 Cremer. ss. 705–707. По нему как в классическом, так и в библейском словоупотреблении различается двоякий смысл термина μυστριον: формальный (у нас субъективный) и материальный (у нас объективный). 992 В частности в первой из этих притчей изображаются внутренние препятствия к зарождению и нормальному развитию в душе человека духовно-благодатной жизни царствия Божия, во второй – постепенность и сокровенность роста этой последней, в третьей и четвёртой – могущественная, всепроникающая и всепобеждающая сила благодатного семени в душе человека, в пятой и шестой – несравнимая ценность и значение для человека духовно-благодатной жизни в сравнении со всеми другими – земными ценностями. 993 В этих же двух притчах даётся картина медлительного и сокровенного процесса распространения царствия Божия в мире, идущего параллельно с другим процессом распространения и возрастания зла в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010