Римская империя – величайшее и значительнейшее рабовладельческое государство античности. Историческим истоком Р. и. явился город Рим, основанный, по преданию, в 753 г до н. э. Вначале римляне захватили Италию, а затем распространили свое господство на все Средиземноморье. Ко времени максимального расширения ранней Р. и. в правление императора Траяна (98–117 гг. н. э.) в ее состав входили Италия, острова Средиземного моря, Британия (совр. Англия), Галлия (совр. Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швейцария), часть Германии, Испания, области к югу от Дуная (совр. Бавария, Австрия, Сербия, Хорватия, Албания, Болгария), Дакия (совр. Румыния), Македония и Ахейя (Греция), Малая Азия (совр. Турция), основная часть Аравии, территория совр. Ирана, частично Ирака, Грузии, Армении, Азербайджана, Сирия и Иудея, Египет, все побережье северной Африки. Со II в. н. э. территория Р. и. под натиском соседних государств и племен начинает сокращаться. В 395 г. поздняя Р. и. разделилась на две части – Западную Римскую и Восточную Римскую империю. Граница между ними проходила приблизительно к западу от Греции и Дакии. В то время как Западная Р. и. пала одновременно с низложением последнего императора Ромула Августула германским вождем Одоакром, Восточноримская (Византийская) империя просуществовала до 1453 г. Римская имперская идея не прекращала своего существования в Византии, а также – в измененной форме – в Священной Римской империи, прекратившей существование в 1806 г Ринокопия – наказание путем отрезания носа. Р. довольно часто практиковалась в отношении свергнутых византийских императоров, поскольку, по представлениям ромеев, человек, имеющий физическую ущербность, не мог претендовать на императорский трон. Однако после того, как василевс Юстиниан II все же вернулся на трон в 705 г. с урезанным носом, Р. в Византии стала меньше практиковаться в отношении царских лиц, хотя осталась в обиходе в отношении всех прочих. Рипидион – небольшой веер в виде металлического диска, надевался на рукав и использовался диаконом во время Божественной литургии при Святом Причастии для того, чтобы символизировать взмахи крыльев небесных ангелов-серафимов вокруг Христа, а попутно отгонять мух от алтаря. См.: церковная утварь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

414 См. у Rev. H. N. Bate в «The Journal of Theological Studies» IV, 14 (January, 1903), p. 308 (касательно van Manen ’a). 415 Prof. W. Bousset, Der gegenwärtige Stand der neutestamentlichen Einleitungswissenschaft в «Theologische Rundschau» I (1897), 1, S. 6: «Man entschliesst sich neuerdings nicht mehr so leicht, eine Schrift einfach als unecht d. h. Fälschung zu erklären. Namentlich ist es Harnack , der wiederholt darauf hinweist, dass Pseudonymität auch in den ersten christlichen Jahrhunderten nur in gewissen Grenzen (bei Apokalypsen, kirchenrechtlichen Schriften) zum schriftstellerischen Stil gehörte, ein einfacher praktischer Brief unter falschem Namen eine bewusste Fälschung bleibt ira ersten und im zweiten Jahrhnndert wie iin neuzehnten, ein psychologisches Rätsel zum mindestens bei der geistigen Höhenlage neutestamentlichen Schrifttums». 416 Prof. Dr. Gustav Krüger, Kritik und Ueberlieferung auf dem Gebiete der Erforschung des Urchristentums (Giessen 1903), S. 19–20. 417 Особенно резко и последовательно у Edwin Johnson, Antiqua Mater: a Study of Christian Origins (London 1887). 418 Даже Prof. W. C. van Manen протестует против мнений, якобы Павла совсем не было: см. Art. «Paul» в Encyclopaedia Biblica ed. by Prof. Т . К. Cleyne and J. S. Black III (London 1902), col. 3632. 419 О голландской школе см. у Prof. С. Clemen, Paulus I, S. 6–7. 9 ff. 12 ff. 15 ff, но против нее и против огульного отрицания ею всех Павловых посланий см. и Prof. Gust. Krüger, Kritik und Ueberlieferung auf dem Gebiete der Erforschung des Urchristentums, S. 8–9, Prof. H. Weinel. Paulus der Mensch und sein Werk, S. 314 и даже Prof. W. Wrede, Paulus, S. 2–3. 420 См., напр., Carl Hesedamm, Der Römerbrief beurtheilt und geviertheilt: eine kritische Untersuchung (Erlangen und Leipzig 1891), S. 8 ff. ; при чем автор вообще отрицает чудо. Pastor Albert Kalthoff говорит, что от исторического Павла до нас не сохранилось, вероятно, ни одной строки (Das Chrismus-Problem: Grundlinien zu einer Sozialtheologie, Lpzg 1903, S. 13 ff. 110 ff.) и теперешние послания Павловы появились во времена императора (98–117 гг.) Траяна (его же Die Entstehung des Christentums, S. 74–75), a Rabbiner Dr. Joseph Eschelbacher относит их ко II в. (Das Judentums und das Wesen des Christentmns, S. 145 ff.), полагая, что они вышли из языческих кругов (S. 148. 151).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

7Q5 50 г. по Р. X. Мк. 12:17 7Q7 50 г. по Р. X. Деян. 27:38 7Q6? 60 г. по Р. X. Рим. 5:11, 12 7Q9 70+ г. по Р. X. 1Тим. 3:16; 4:1–3 7Q4 70+ г. по Р. X. 2Пет. 1:15 7Q10 70+ г. по Р. X. Иак. 1:23, 24 7Q8 70+ г. по Р. X. Многие критики отвергают такую идентификацию, настаивая, что тексты слишком фрагментарны для уверенного их опознания. Однако О’Каллахан – уважаемый палеограф, и свою позицию он обосновывает тем, что его анализ согласуется с методами, которыми идентифицируют другие фрагменты древних текстов. Критики не смогли представить, не отступая от требований обычной в таких случаях исследовательской процедуры, реальную альтернативу для текстов, к которым могли бы принадлежать спорные фрагменты. Если это фрагменты Нового Завета, такие ранние даты произведут переворот в новозаветной критике. Критики О’Каллахана возражают против его выводов и стараются подыскать другие возможные объяснения. Из-за фрагментарного характера рукописей трудно придерживаться догматической позиции в вопросе идентификации (см. О’Каллахан, Хосе). К настоящему времени обнаружены восемьдесят восемь бесспорных рукописей на папирусе, из которых ниже перечислены самые важные. Текстовое свидетельство папирусов бесценно, поскольку восходит ко времени первых двух столетий после создания Нового Завета. Рукописи на папирусе или их фрагменты обозначаются заглавной буквой «Р», сопровождающейся верхним индексом в диапазоне от 1 до 98. Фрагмент Джона Райлендса. Фрагмент Джона Райлендса (Р 52 ), кусок папируса из кодекса, имеющий размеры два на три дюйма, является древнейшей бесспорной копией отрывка из Нового Завета. Датируется он первой половиной второго столетия, наиболее вероятно – периодом 117–138 гг. Как утверждает Адольф Дайсманн (Deissmann), не исключено, что он даже старше (Metzger, Text of the New Testament, 39). Этот фрагмент папируса, исписанный с обеих сторон, содержит части пяти стихов из Евангелия от Иоанна ( Ин. 18:31 – 33, 37 – 38). Поскольку фрагмент был найден в Египте, далеко от Малой Азии, где, согласно традиции, было написано Евангелие от Иоанна, он способен подтвердить, что данное Евангелие появилось раньше конца первого столетия. Хранится он в библиотеке Джона Райлендса в английском г. Манчестере.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

филол. н. Наталье Алексеевне Кульковой, а также всем, с кем я когда-либо обсуждал проблематику настоящего исследования, и ценные советы и вопросы которых, позволили мне существенно расширить его горизонты. Кроме того, хотелось бы выразить признательность руководителю международного отдела ПСТГУ к.и.н. Юрию Валерьевичу Зудову, а также Католическому университету Святого Сердца (Милан), обществу Russia Cristiana и Фонду кардинала Поля Пупара за организацию моих научных поездок в Италию и Францию, без которых я не смог бы завершить настоящее исследование. Совершенно особая и глубочайшая благодарность моим родителям Евгению Васильевичу и Татьяне Юрьевне Захаровым, бабушке монахине Елисавете (Бендас) и всем моим близким, без духовной, нравственной и материальной поддержки которых подготовка настоящей работы была бы невозможна. 1 Как справедливо отмечает Я. Пеликан: «С одной стороны, догмат о Троице – конечный результат богословия, ибо он вобрал в себя многие темы предшествовавшего развития. Но с другой стороны, он отправная точка. На протяжении последующих столетий, в истории вероучения, догмат о Троице оставался главным» (Пеликан Я. Христианская традиция. История развития вероучения. Т. I: Возникновение кафолической традиции (100–600 гг.). М. 2007. С. 213. 2 См. об этом Jones A. H. M. Were Ancient Heresies National or Social Movements in Disguise? Journal of Theological Studies. 1959. Vol. 10. Pt. 2. P. 280–298. Примат «духовного» над «материальным» был характерной чертой жизни всего позднеантичного социума. Как указывает Э. Р. Доддс, «вся культура, как языческая, так и христианская, вошла в фазу, в которой религия равна жизни, а поиск Бога заслонил собой все остальные области человеческой деятельности» (Доддс Э. Р. Язычник и христианин в смутное время. СПБ. 2003. С. 167. 3 Речь идет о так называемой правобережной Дакии с центром в Сердике. Левобережная Дакия, присоединенная к Римской империи императором Траяном (98–117), была оставлена римлянами при императоре Аврелиане (270–275).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Works. Vol. 4. P. Насчитывающий в оригинальном издании более 500 страниц трактат был разделен К. на 3 части. В 1-й части К. приводил цитаты из НЗ, распределенные на 4 главы (об Отце, Сыне, Св. Духе и Св. Троице в целом) и организованные внутри глав по доктринальным разделам (всего 1251 пронумерованная цитата); большинство цитат сопровождались комментариями отцов Церкви и церковных писателей, а также пояснениями К. Во 2-й части было представлено в систематической форме триадологическое учение К., сформулированное в 55 положениях, каждое из которых подкреплялось ссылками на Свящ. Писание, выписками из трудов древних церковных писателей и рациональными доводами. Небольшая по объему 3-я часть содержала выписки из «Книги общих молитв» , распределенные по 2 разделам: отрывки, подтверждающие триадологию К., и отрывки, к-рые К. предлагал исправить сообразно предложенной им «истинной» триадологии. Сразу после публикации трактат К. вызвал возмущенную реакцию у мн. англикан. теологов; вскоре завязалась бурная печатная полемика сторонников и противников триадологии К., к-рая продолжалась до кон. 20-х гг. XVIII в. На стороне К. выступали Дж. Джексон, А. Э. Сайкс (1683/84-1756), Д. Уитби (1638-1726), Дж. Лоренс (1668-1732) и др.; его критиками были Уотерланд, Дж. Эдвардс (1637-1716), Э. Уэллс (1667-1727), Дж. Найт (1672-1735), Э. Поттер ( 1715), Э. Уэлшман (1665-1739), Р. Мейо (1690-1727), Э. Хейуарден (1662-1735) и др.; всего в рамках полемики было издано более 20 трактатов и памфлетов (хронологию и обзор содержания см.: Ortner. 1996. S. 117-202; Pfizenmaier. 1997. P. 180-196; ср.: Ferguson. 1976. P. 98-105, 119-149). Участие самого К. в спорах ограничилось неск. трактатами; из них доктринальное значение имеют лишь 2 сочинения, адресованные Уотерланду (переизд.: Clarke. Works. Vol. 4. P. 449-531), в дискуссии с которым К. предложил важные уточнения и разъяснения своих триадологических убеждений. Поскольку К. не только опубликовал триадологический трактат, но и упорно отстаивал свои взгляды публично, под угрозой оказалось его положение в Церкви Англии.

http://pravenc.ru/text/1841271.html

Траян – 28. LXVIII, 15; 29, 1. 42. К 103 г. н. э. – римский принцепс (98–117 гг. н. э.). Он достиг Эритрейского моря (=в 42 – Красного моря; здесь – нын. Персидский залив) после побед в войне с Парфией в 116 г. н. э. (а не в 103 г., как указано в 42). Об этом же событии сообщает и Эвтропий 3, 2). трещотки – 8. XV, 1, 22 (ρταλον) – музыкальный инструмент у индийских фокусников. Триглипт – см. Триглиф. Триглиф – 23. VII, 2, 23 (Р: Τργλυφον; Η: Τργλυπτον, τ α Τρλιγγον – Триглипт, он же и Трилинг); VIII, 27, 7 (Η: Τρλινγον) – столица (βασιλειον), названная в числе внутренних городов в Индии по ту сторону Ганга, после указанных вдоль по Гангу; в этом перечислении названо много главных городов (μητρπολις). Этот город пытаются локализовать, исходя из самых различных многочисленных этимологий (главным образом связанных со словом tri – «три»; например, Trilinga, «три фаллоса Шивы», Trikalinga – см. модогалинги, и мн. др.): 1) в юго-западной части нын. Бирмы (здесь тоже разные локализации); 2) у восточного побережья Индии (к востоку от дельты Ганга?); 3) вопреки Птолемею – в южной Индии. Кроме того, в подтверждение локализации одни указывают на наличие отмеченных Птолемеем в этой местности бородатых петухов и белых ворон и попугаев, а другие, напротив, утверждают, что там таких нет. триетериды, триетерики – 6а. III, 58 (Trieterides). 7. IV, 3, 2–3 (τριετηρδες θυσαι). 38. XXII, 8, 23 (trieterica sacra) – празднество в честь Диониса, справлявшееся по всей Греции «каждые три года» (что и означает это название), по античному счету, включавшему и исходное число, но в действительности – «каждые два года», «через год». Дионис первоначально был богом растительности, поэтому естественно было бы справлять праздник не через год, а каждый год. Предполагают, что у фракийцев (от которых культ Диониса пришел в Грецию) была паровая обработка поля (т. е. через год). Но триетеридами назывались в Греции и другие празднества, не в честь Диониса. Трикадиба – 23. VII, 1, 95 (Τριαδβα) – остров в прибрежной части до Колхского залива (нын. Манарский залив, у юго-восточной оконечности Индии), следовательно, у юго-западной оконечности Индии. Считают, что острова, названные здесь (в § 95), это нын. Лаккадивские острова (находящиеся довольно далеко к западу от этого побережья). Название (санскритское) «Трикадиба» означает «три острова», поэтому Трикадиба (предположительно?) идентифицируется как нын. три острова на самом севере Лаккадивских о-вов: Четлат (11°42», 72°42»), Килтан (11°29», 73°00») и Кадмат (11°14», 72°47») (в группе Аминдивских островов). Здесь же, в § 95, назван и остров Тринесия (см.), который, уже по-гречески, означает тоже «три острова».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

edespose pases tesperatikes ges mechri tes Pontikes thalasses) (Чичуров И.С. Указ. соч. – C. 37). Берзилиго – страну прабулгар большинство исследователей располагают в Северо-Западном Прикаспии (см: Чичуров И.С. Указ. соч. – С. 117, комм. 280). К. Цукерман отождествляет ее с районом Самарской Луки на Средней Волге (Цукерман К. Хазары и Византия: первые контакты//МАИЭТ. – 2001. – Вып. 8. – С. 325–329). Поскольку речь идет о движении хазар с запада, будь это Прикаспий или Поволжье, в «противолежащие земли», на восток, можно думать, что вскоре после 679– 680 гг. граница их распространения, а затем и «господства» достигла северо-восточных и восточных берегов Черного моря, то есть земель «над Понтом Евксинским» – земель, расположенных севернее Черного моря, лесостепи и лесов, населенных антским союзом племен, но не собственно территории Крыма (Приходнюк О.М. Восточные славяне и степной мир в период становления Хазарского каганата//Хазарский альманах. – Харьков, 2002. – Т. 1. – С. 129–130; Сазанов A.B. Боспор и Хазария в конце VII – начале VIII вв.//Сугдея, Сурож, Солдайя в истории и культуре Руси-Украины: Материалы науч. конф. – К.; Судак, 2002. – С. 220–221). О датировке переселения Аспаруха и создания славяно-болгарской державы см. Ангелов Д. История на Византия 395–867. – София, 1973. – Ч. 1. – С. 260–261; История на България. Първа Българска държава. – София; 1984. – Т. 2. – С. 98–100; Nicephoros Patriarch of Constantinople. Short History. – P. 196; Treaagold W. A History of the Byzantine State and Society. – Stanford, Calif., 1997 – P. 328. 1102 Аитаврин Г.Г. К проблеме становления Болгарского государства//Литаврин Г.Г. Византия и славяне. – СПб., 1999. – С. 212. 1103 Подр. см. Науменко В.Е. К вопросу о времени и обстоятельствах образования Хазарского каганата. – С. 52–70. 1104 Патканов К. Из нового списка географии, приписываемой Моисею Хоренскому//ЖМНП. – 1883. – Ч.226. – Март. – С. 27–31. 1107 См.: История халифов Вардапета Гевонда, писателя VIII в./Пер. с арм. К.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

96 См. у Чистовича: Руководящие деятели дух. просвещения в России в первой половине текущего столетия. С-Пб. 1694, стр. 153 слл.; 189 слл. Истории перевода Библии на русский язык. С-Пб. 1899, стр. 55 слл. 95–112, 117 сл.; у Пыпина Русское Библейское Общество в Вестнике Европы за 1867–1868 гг.; К 1825г. 2 июн., 8 июн.; 1837г. 4 июн., 16 нояб.; 1839г. 8 апр.; 1843г. 12 янв. и 4 март.; 1847г. 5 апр. и 28 июн. 97 Мнения и Отзывы. т III стр. 59 сл. Ср. 72 ad fin. против мысли, будто христ. догматы в Св. Пис. «намеренно прикрыты некоторою темнотою»; стр. 61 примеч. (Митр. Серафим: «Толкования Св. Пис., основанное или на собственном суждении толкователя, или на сравнении отеческих толкований одного с другими, равно как и текста еврейского с греческим, могут ослабить «благоговение, питаемое православными, и предметы веры сделать предметами одного холодного исследования»). А что Впр. Филарет стоял на совершенно противоположной почве, для этого достаточно читать там же стр. 43, где, критикуя Герменевтику Афанасия Дроздова, он [отмечает, что] «не определено, допускается ли сдужебное употребление разума в познании и признании истины, открытой в Св. Пис.; так как способность, данная Богом человеку для познания и признания открываемой истины, есть разум, подобно как для принятия чувствований добра – сердце, для впечатлений телесного мира – телесные чувства». 98 Напр. K 1843г. 9 окт. архимандр. Аввакум Честной против курсового иером. Нила о Соборах: «разделение Соборов на исторические события и церковные учреждения ошибочно». И отказали. Или, там же, Райковский требует от (кончившего 8-м) Антипатрова исправления курсовика, ибо тот не готов доказывать древность состава таинства Елеосвящения, утверждает, что во время установления последнего грехи так не разделяли, как теперь. У Колоколова резкий отзыв о патристическом труде Филарета Черниговского (Κ 1843 г. 23 окт.); Карпов нашел в психологии Новицкого чуть не материализм (см. 29 март.); он же потребовал в учебнике франц. яз. Рюс отрывки из Эмиля заменять отрывками из Боссюэта или Массильона (К 1846 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Ватикан опубликовал новейшие статистические данные Католической Церкви Ватикан, 29 апреля 2010 г. Издательство Ватикана опубликовало новое издание Статистического сборника Католической Церкви, включающего в себя информацию об основных аспектах деятельности Церкви в различных странах за период 2000-2008 гг., сообщает Седмица со ссылкой ha ICN.  За эти 9 лет число католиков в мире выросло с 1045 млн. в 2000 году до 1166 млн. в 2008 году, увеличившись на 11,54 %. В частности, количество католиков в Африке выросло за указанный период на 33 %, в Европе в целом осталось прежним (увеличилось лишь на 1,17 %), в Азии католиков стало больше на 15,61 %, в Океании - на 11,39 %, в Америке - на 10,93 %. В процентах от общей численности населения, католики Европы составляли 26,8 % в 2000 году и 24,31 % в 2008 году. В Америке и Океании доля католиков осталась прежней, несколько увеличился их процент в Азии. Число католических епископов в мире выросло с 4 541 в 2000 году до 5 002 в 2008 году (увеличение на 10,15%). Количество священников также несколько увеличилось за этот 9-летний период - от 405 178 в 2000 году до 409 166 в 2008 году (общий рост - 0,98 %). В Африке и Азии их число увеличилось соответственно на 33,1 и 23,8 %, в Северной и Южной Америке их число не изменилось, в то время как сократилось на 7 % количество священников в Европе и на 4 % - в Океании. Количество не имеющих рукоположения младших клириков уменьшилось с 55 057 в 2000 году до 54 641 в 2008 году. Европа демонстрирует наибольший процент снижения числа церковнослужителей (16,57%). Аналогичная картина наблюдается в Океании (минус 22,06 %). В Северной и Южной Америке число церковнослужителей остается стабильными, в то время как в Азии и Африке выросло соответственно на 32 и 10,47 %. Число женщин в среде нерукоположенного младшего клира почти в два раза превышает число священников и 14 раз больше количества церковнослужителей-мужчин. Однако оно снизилось с 800 000 в 2000 году до 740 000 в 2008 году. Из них 41 % проживает в Европе, 27,47 % - в Америке, 21,77 % - в Азии и 1,28 % - в Океании. Число женщин-церковнослужительниц возросло в странах наиболее динамично развивающихся континентов: в Африке (на 21 %) и Азии (на 16 %). Ежегодник содержит также информацию о количестве студентов духовных семинарий. В целом их число увеличилось с 110 583 в 2000 году до 117 024 в 2008 году. В Африке и Азии их численность возросла, а в Европе - уменьшилась. 29 апреля 2010 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/35027.html

Лит.: Путеводитель к древностям и достопамятностям Московским. М., 1793. Ч. 4; Ратшин А. В. Полное собр. ист. сведений о всех бывших в древности и ныне существующих мон-рях и примечательных церквях в России. М., 1852. С. 242, 248; Ушакова Е. В. Краткий ист. очерк Моск. Алексеевского девичьего мон-ря. М., 1877; Забелин И. Е. Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Т. 2; Смирнов Л. П. Ист. описание Моск. Зачатьевского девичьего мон-ря. М., 1884; Бочаров Н. П. Раскопки в Зачатьевском мон-ре//Моск. листок. 1887. 101, 12 апр. С. 2; Зверинский. 1890. Т. 1; 1892. Т. 2. 10; 1897. Т. 3. 803; Боголюбский М., прот. Московская иерархия//ЧОЛДП. 1894. Отд. 1. 9. С. 447-482; 10. С. 529-578; Токмаков И. Ф. Ист. и археол. описание Моск. Алексеевского девичьего мон-ря. М., 18962; Сытин П. В. История планировки и застройки Москвы. М., 1950. Т. 1; Малиновский А. Ф. Обозрение Москвы. М., 1992; Баталов А. Л. Моление о чадородии и обетное строительство царя Феодора Иоанновича//Заказчик в истории рус. архитектуры. М., 1994. Вып. 1. С. 117-140. (Архив архитектуры; 5); Беляев Л. А. Древние мон-ри Москвы по данным археологии. М., 1994; он же. Архитектурно-археол. памятник как предмет охраны и проблемы формирования локальных музеев: Опыт работы в Моск. ставропигиальном жен. Зачатьевском мон-ре//Проблемы спасательной археологии: Науч.-практ. конф. к 75-летию А. Г. Векслера. М., 2006. С. 23-28; он же. Зачатьевский (Алексеевский) мон-рь в Москве//Институт археологии РАН: Сб. ст. М., 2007. С. 108-111; Выголов В. П. К вопросу о постройках и личности Алевиза Фрязина//ДРИ. СПб., 1997. [Вып.:] Исслед. и атрибуции. С. 234-245; Кучкин В. А. Антиклоссицизм//ДРВМ. 2002. 4(10). С. 100-102; Беляев Л. А. и др. Раскопки в Зачатьевском мон-ре Москвы//Археол. открытия 2003 г. М., 2004. С. 149-152; Там же, 2004 г. М., 2005. С. 98-100; Там же, 2005 г. М., 2007. С. 110-114; Беляев Л. А., Гайдуков П. Г. Средневековые монеты из раскопок в Зачатьевском мон-ре в 2005 г.//Проблемы спасательной археологии. М., 2006. С. 40-41; Беляев Л. А., Кренке Н. А. Монастырский некрополь XVI-XVII вв.: Плиты из Зачатьевского мон-ря//Рус. средневек. надгробие, XIII-XVII вв.: Мат-лы к своду. М., 2006. Вып. 1. С. 44-50; И. И. Храм кон. XVI в. в Алексеевском Зачатьевском мон-ре: Результаты исслед. 2003-2005 гг.//Моск. Русь: Проблемы археологии и истории архитектуры: К 60-летию Л. А. Беляева. М., 2008. С. 394-404; она же. Волосники XVI-XVII вв. из погребений Зачатьевского мон-ря в Москве//Рос. Арх. 2008. 2. С. 142-149; Глазунова О. Н. Комплексы керамики из жилых построек 2-й пол. XV - нач. XVI в. Зачатьевского мон-ря (г. Москва)//Там же. С. 128-141.

http://pravenc.ru/text/182731.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010