345 Траян Марк Ульпий (53–117 гг. н. э.) – римский император с 98 г. Начинал свою деятельность простым легионером, в 91 году стал консулом, в последующие годы отличился, командуя войсками на Рейне. Придя к власти, он быстро избавил Рим от доносчиков (Гай Плиний Цецилий Секунд Панегирик императору Траяну 34–36//Письма Плиния Младшего Письма И-Х. Под ред. А. И. Доватура М «Наука», 1984). Он заботился об улучшении дорог и гаваней, чем способствовал развитию торговли. По его инициативе государство взяло на себя заботу о воспитании сирот и детей бедных родителей. Он сумел обеспечить Рим хлебом. С правителями провинций он вел регулярную переписку и держал в поле зрения всю Римскую империю. Сенат наградил его титулом «наилучший император». Известен как великий завоеватель. Одержал победу над даками, парфянами, завоевал Набатейское царство, присоединил Месопотамию и Армению Подробнее см. Федорова Е. В. Указ соч. С 178–183 346 Публий Элий Адриан (76–138 гг. н. э.) – римский император со 117 г., приемный сын и наследник Траяна Подробнее см. Федорова Е. В. Указ соч С 186–190 347 Флавий Валерий Констанций I Хлор (Бледный) – отец Константина Великого , основатель династии Констанциев. Был провозглашен цезарем в 293 г. и стал августом совместно с Галернем после отречения Диоклетиана и Максимиана в 305 г. Он получил в управление Галлию, Италию и Африку, однако потом отказался от Италии и Африки Евтропий пишет, что это был человек мягкий и учтивый и жил так скромно, что в праздники даже занимал у других серебряную посуду, галлы любили его и радовались тому, что избавились как от притворного благоразумия Диоклетиана, так и от кровожадного безрассудства Максимиана Гер- кулия (Евтропий X, 1). Констанций Хлор очень снисходительно относился к христианам, которых было немало среди его приближенных. Подробнее см Федорова Е. В. Указ соч. С 251 348 Чичуров И. С. Место «Хронографии» Феофана в ранневизантийской историографической традиции (IV – начало IX вв.)//Древнейшие государства на территории СССР. М., 1981. С. 84–85.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Домициан – римский император (81–96 гг. н.э.), младший брат Тита. Домициан пытался поднять моральный уровень римского общества, для чего ввел ряд ограничений на представления в театре, запретил проституцию. Император восстанавливал храмы, посвященные традиционным римским божествам, всячески ограничивая при этом чужеземные культы – особенно те, приверженцы которых пытались обращать других в свою веру. Он первым из римских правителей потребовал поклонения себе и настаивал, чтобы его называли «Господом и Богом» («Dominus et Deus»). Как иудеи, так и христиане отказались поклоняться императору и признавать его божественность. В 96 г. н.э. он приказал казнить нескольких христиан за отказ принести жертвы перед его изображением. Согласно преданию, среди казненных был его собственный племянник Флавий Климент. Домициан обладал тяжелым характером, был подозрителен и жесток. Сенаторы и даже члены его семьи не чувствовали себя в безопасности. Домициан был убит группой заговорщиков, решившихся на этот шаг из страха за свою судьбу. Нерва – римский император (96–98гг. н.э.), преемник Домициана Нерва был избран сенатом сразу после убийства последнего. Его правление было спокойным и не было осложнено никакими конфликтами. Зная, что армия и преторианцы не довольны убийством Домициана, он назначил своим преемником и соправителем Траяна, принадлежавшего к военным кругам и популярного в войсках. Траян – римский император (98–117 гг. н.э.), испанец по рождению и солдат по профессии, обладающий энергичным и агрессивным характером. В его правление Рим в последний раз предпринял мощное наступление. При нем Римская империя достигла наибольшего территориального расширения. В 105 году он аннексировал Дакию, в 114–115 годах вторгся в Месопотамию и разгромил парфян – давних соперников Рима на востоке. Однако восстание в еврейской диаспоре, мятежи в Африке, Британии и на Дунайской границе заставили Траяна отступить из Месопотамии и вернуться в Рим. Он умер в 117 году в Киликии, не доехав до столицы империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Эта теория получила наиболее полное воплощение в речах «О царской власти» Диона Хризостома и в «Панегирике» Плиния Младшего. Императоры кон. I-II в.- Траян (98-117), Адриан (117-138), Антонин Пий (138-161), Луций Вер (161-169), Марк Аврелий (161-180) - во многом соответствовали образу идеального принцепса, созданному греч. и рим. интеллектуалами. Они демонстрировали способности незаурядных гос. деятелей, полководцев и администраторов, стремились создать для себя репутацию скромных, простых и доступных людей, чуждых властолюбия. Императоры регулярно заботились об укреплении системы управления. Адриан реорганизовал совет принцепса, в состав к-рого вошли высшие чиновники, руководители ведомств и известные юристы. Возросло число ведомств, получивших гос. статус: вместо вольноотпущенников I в. их теперь возглавляли всадники. Отныне все управленцы имели каждый свой ранг, положенный по штату, и состояли на жалованье (т. е. стали чиновниками в совр. смысле). Аналогичным образом было организовано управление провинциями. Было упорядочено судопроизводство: по распоряжению имп. Адриана юрист Сальвий Юлиан на основе преторских эдиктов разработал т. н. Вечный эдикт (Edictum perpetuum), опубликованный в 130 г. от имени Адриана. С этого времени судебное правотворчество стало исключительной прерогативой императора. Форум Траяна, Рим. 107-113 гг. Форум Траяна, Рим. 107-113 гг. Существенно меняется структура экономики империи, провинции из объектов грабежа и произвола стали членами единого политического, экономического и культурного пространства Orbis Romanus (Римский мир). На фоне экономического подъема провинций все заметнее становился упадок Италии. Для оказания помощи беднеющему сельскому населению первые Антонины создали т. н. алиментарную систему: гос-во образовало денежный фонд, из к-рого выдавались кредиты для вложения в хозяйство. Полученные проценты шли на выплату пособий сиротам и детям бедняков. Опираясь на эффективный гос. аппарат и развитую экономику, императоры постоянно занимались укреплением армии.

http://pravenc.ru/text/180425.html

В Китии и Солах высшую ступень городской иерархии занимал гиппарх (к-рый из начальника конницы стал главой местной полиции). Фисба и Пирам. Мозаика пола из виллы Дионисия в Пафосе. Кон. II или нач. II в. Фисба и Пирам. Мозаика пола из виллы Дионисия в Пафосе. Кон. II или нач. II в. Сильное землетрясение в 15 г. до Р. Х. разрушило Пафос; город был отстроен на средства, предоставленные Августом. Последующие рим. императоры также покровительствовали К.: Тиберий считался благодетелем Пафоса и Лапета, Клавдий - Курия и Кирении, Нерон - Сол и Саламина и т. д. Святилище Афродиты в Ст. Пафосе славилось на всю империю. Тиберий предоставил ему статус убежища, богатые дары приносились Титом и Септимием Севером. После землетрясения 77/78 г. Пафос был восстановлен благодаря помощи императоров Веспасиана и Тита Флавия, Китий - Нервы (96-98), а Саламин - Траяна. Во время еврейского восстания 115-117 гг., бывшего отголоском восстаний в Египте и Киренаике, больше всего пострадало население Саламина. После этого проживание евреям на острове было запрещено (через некоторое время этот запрет был отменен). Саламин был отстроен имп. Адрианом. Во время правления династии Северов на К. появляется имп. чиновник - прокуратор, ответственный за управления имп. землями на острове и за сбор налогов в частную казну императора. Его функции первоначально пересекались с функциями квестора. Он управлял провинцией в отсутствие проконсула. В III в., за исключением нападения в 269 г. флота готов, К. не был затронут войнами и набегами варваров. В 293 г., после введения системы тетрархии, К. оказался в составе вост. части империи, к-рой управлял Диоклетиан . В результате адм. реформы Диоклетиана, разделившей империю на 12 диоцезов во главе с викариями, подчинявшимися префекту претория, К. стал провинцией диоцеза Восток, столицей которого была Антиохия. Островом управлял наместник, носивший титул презид, резиденция к-рого была в Саламине. После ухода Диоклетиана на покой К. в 305-311 гг. вошел во владения Галерия , в 311-313 гг.- Максимина Дайи, в 313-324 гг.- Лициния . В 324 г. киприоты предоставили Лицинию 30 кораблей для ведения военных действий против равноап. Константина I Великого , к-рые завершились его поражением и объединением империи под властью Константина.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

См. также: A Coptic Bibliography/Compiled Winifred Kammerer. Ann Arbor (MI), 1950 (repr.: New York, 1969). 1772 Например, установление, на основании нумизматических данных, полного имени императора Деция (249–251) – Cajus Messius Quintus Trajanus Decius – позволило часть многочисленных мученичеств, которые, на основании мученических актов, относились к времени Траяна ( Marcus Ulpius Nerva Traianus; 98–117), передатировать и отнести к периоду правления Деция (а именно – те, что начинаются словами: Imperatore Cajo Mense Quinto Trajano Decio – с учетом предположения об описке переписчика, в связи с которой Messio превратилось в Mense) . Кроме того, возникли основания для критики тех мученических актов, где Деций именуется Флавием – этот позднейший титул ему принадлежать не мог, поскольку внедрился в императорскую титулатуру с времени Констанция Хлора (305–306), который происходил из фамилии Флавиев и передал ее, в качестве элемента титулату- ры, своим преемникам, начиная с Константина Великого (август с 306 г., единовластный император в 323–337 гг.). См.: Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Ч. 1. С. 116–117. 1773 Сфрагистика (от греч. σφραγς – «печать»), или сигиллографии (от лат. sigillum – «печать»), – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах. 1774 Heineccius J.M. De veteribus Germanorum aliarumque nationum sigillis, eorumque usu et praestantia, syntagma historicum. Lipsiae, 1709 (2 ed.: Francofurti, 1719). 1776 Grotefend H. Taschenbuch der Zeitrechnung des deutschen Mittelalters und der Neuzeit. Hannover, 1891 (14. AufL: 2007). 1777 Schlumberger G.L. Sigillographie de TEmpire Byzantin. Paris, 1884; idem. Numismatique de l’Orient latin. Paris, 1878–1882. 1778 Eckhel J.H. Doctrina nummorum veterum conscripta. 8 vols. Vindobonae, 1792–1798 (Addenda: Hrsg. Steinbuchel, 1826); idem. KurzgefaBte Anfangsgrunde zur alien Numismatik. Wien, 1787 (ряд переизданий; франц. пер. этого учебного пособия, дополненный Жакобом, опубликован впервые в 1825 г.) и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Историю гонений на христиан в первые три века можно разделить на три периода: 1. Правительство римское в течение всего первого века не обращает особого внимания на распространение христианства. Если христиане подвергаются гонениям, то это из-за личных побуждений со стороны императоров, а не из-за законов. 2. В начале второго века воздвигаются на христиан гонения из побуждений правительственных. Эти гонения долгое время имеют характер случайный и зависят от произвола правителей, от воззрений и характера правителей. 3. С половины третьего века гонения принимают более напряженный и ожесточенный характер. Христианство преследуется как враждебная империи секта, с целью совершенного ее искоренения. 1. Первый период гонений. Первый период гонений был при императорах Нероне и Домициане. Нерон обвинил христиан в поджоге Рима. Годы с 64-го до 68-го были страшные для христиан: их распинали на крестах, отдавали на съедение диким зверям, зашивали в мешки, которые обливали смолой и зажигали во время народных гуляний. 2. Второй период гонений. Во второй период наиболее сильные гонения были от императоров Траяна, Марка Аврелия и Септимия Севера. Император Траян (98–117 гг.) строго запретил существование тайных обществ, которые имели свои собственные законы, кроме общих государственных. В его время христиан не разыскивали, но если кто был обвинен судебной властью в принадлежности к христианству, то его казнили. Император Марк Аврелий (161–180 гг.) ненавидел христиан. При нем христиан начали разыскивать; введена была система пыток и истязаний, чтобы вынудить их отречься от веры. Христиан изгоняли из домов, бичевали, побивали камнями, катали по земле, бросали в тюрьмы, лишали погребения. Никогда в прежние гонения не было столько мучеников, как в это время. Бывало так, что тела замученных христиан лежали массами на улицах города. 3. Третий период гонений. В третий период особенно ожесточенные гонения были от императоров Декия и Диоклетиана. Император Декий (249–251 гг.) был грубый и жестокий и решил уничтожить Христианство.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

1236 По поводу названия апокрифа см.: Тихонравов Н. Памятники отреченной русской литературы. СПб., 1863. Т.1. C.VII (перепеч.: London, 1973). См. также: Орлов А. Древнерусское поучение с апокрифическим элементом//Древности. 1907. Т.4. С. 270–286, 332 (возникло ранее XIII в.); Памятники (прим. 16). Т.З. С. 260 и сл. 1239 Макарий (Булгаков) (прим. 21). Т.5. С. 165–170, 426–428 Голубинский Е. (прим. 19). С.825 и сл. См. параллели к изданию Погодина: Памятники (прим. 16). Т.З. С. 19 и сл., 56 и сл., 110, 43 и сл., 109, 110, 73 и сл., 127–129; ср. также 117-ю новеллу Юстиниана. Только дальнейшие исследования могут внести ясность в этот вопрос. 1240 Бенешевич В.Н. (прим. 1207). С. 10–12. Судя по языку и содержанию (упоминаются языческие племена домонгольской поры), вероятно, также еще к XIII в. относится Слово о посте к невежам: Гальковский Н. (прим. 98). Т.2. С. 1–16 (С. 14–16: издание). 1241 Юшков С.В. “Правосудие митрополичье”//ЛЗАК за 1927–1928 гг. 1929. Т.35. С. 117–120; Древнерусские княжеские уставы (прим. 894). С.207–211 (с изданием). 1246 В действительности с подлинными видёниями Пахомия согласуется разве что структура сочинения и, пожалуй, повторяющееся упоминание о молоке. 1248 По содержанию имеется немало совпадении с анонимной византийской Историей схизматиков (XI в.): Monumenta graeca (прим. 802). Р. 171–181. 1249 0б исторической основе этого сообщения см.: Michel А. (прим. 791). Paderborn, 1924. Bd.l. (QuF. Bd.21). S. 115 f.; Peri V. Leone III e il “filioque”. Ancora un falso e l’autentico simbolo romano//Rivista di storia e letteratura religiosa. 1970. T.6. P. 268–297. 1250 Cp. более позднее предание об этом папе в Сказании о князьях владимирских и в Повести о новгородском белом клобуке: Graßhoff Н. О Bojan, du Nachtigall der alten Zeit. Frankfurt/M., 1965. S. 236, 248 [см. изд.: Дмитриева Р.П. Сказание о князьях владимирских. Μ., Л., 1955. С. 171–213; Повесть о белом клобуке: ПЛ. 1860. Т.1. С.287–300; ПЛДР, середина XVI века. Μ., Л., 1985. С. 198–233. – Прим. изд. (А.Н.)].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сулейман I, основатель династии иконийских султанов (1077/8–1086) 211, 211 Сулейман, как имя иконийского султана Килидж-Арслана I (см.) 211, 211 Султанов Г. И. 349 Тагинон, архиеп. магдебургский (1004–1012) 55, 69, 69, 278 Такшонь, кн. венгерский, дед венгерского кор. Иштвана I Святого (955 [?] – ок. 970) V, 354 Татищев В. Н. 318 Татун, венгерский род 356, 356 Теод(о)рик, норвежский историограф (кон. 1170-х гг.) 132 Теодорих Великий (в эпосе – Дитрих), кор. остготский (474–526) 222–223, 223 Теофил Пресвитер, автор искусствоведческого трактата (перв. полов. XII в.) (тождествен Рогеру из Хельмарсхаузена?) 193–194 Тимон, аб. Михельсбергского м-ря (сер. XII в.) 254 Тит, сторонник претендента на венгерский престол Бориса (Кальмана) 368 Титмар, еп. ферденский (1116–1148) 280 Титмар Мерзебургский, еп. (1009–1018), немецкий хронист 39, 59, 63–83, 85, 85, 88, 97, 104, 117, 129, 170, 172, 190, 213, 227–229, 235, 276, 278, 279, 297, 328 Ткаченко Н. Г. 64 Толочко П. П. 58–59, 80 Томас, венгерский гр. (сер. XII в.) 368, 368 Тора, наложница норвежского кор. Харальда Сурового, м. норвежского кор. Олафа III Тихого 140 Тости(г), с. уэссексского ярла Годвине, ярл нортумберлендский (уб. в 1066 г.) III, VII, 135, 135 Траян, имп. римский (98–117) 77, 326 ТржештикД., см. TeštíkD. Трилльмих В., см. Trillmich W. Трубачев О. Н. 27 Туни (Антоний), аб. м-ря в Мендзыжечи (Междуречье) (перв. четв. XI в.) 83, 83 Турда, венгерский гр. (сер. XII в.) 368, 368 Турул, венгерский род, из которого происходил Арпад и его потомство 350 Тьодор, сторонник претендента на венгерский престол Бориса (Кальмана) 368 Угер, прадед венгерского вождя Арпада 350 Удон I (Лютар-Удон I), мгр. Саксонской северной марки (1056–1057) 341, 341 Удон II, мгр. Саксонской северной марки (1057–1082) 159, 159, 232–233, 232–233, 279, 336, 336, 338–342, 338–339, 341–342 Удон II, ошибочно вместо Лютар (Людер) – Удон II (см.) Ульв (Вольф), ярл датский (уб. в 1026/8 г.) VII, 134–135, 134–135, 142 Ульв Галисийский 142 Ульрих I, из рода гр. орламюндских, мгр. крайнский (1058–1070) 230, 230

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поскольку численность и политическое влияние иудейской общины Рима во II-I вв. до Р. Х. неуклонно возрастали, росли и масштабы иудейского прозелитизма. Обеспокоенные этим рим. власти время от времени осуществляли репрессивные акции. Так, в 139 г. до Р. Х. и в 19 г. по Р. Х. из Рима были изгнаны иудеи и прозелиты. При Клавдии, в 41 и 49 гг., подверглись репрессиям иудеи и христиане. Причиной акции 49 г. стала, по-видимому, миссионерская деятельность христиан, к-рых имперские власти в то время еще не отличали от иудеев. В I в. число прозелитов увеличивалось за счет представителей разных слоев рим. общества вплоть до сенаторского сословия. Об этом говорят примеры Флавия Климента, его жены Флавии Домициллы и Помпонии Грецины. В 64 г. последовали гонения на христиан, инспирированные скорее всего иудейской общиной Рима. Успех проповеди ап. Павла в Риме не мог не вызвать беспокойство синагоги, и ее лидеры, вероятно, постарались представить имп. Нерону и его окружению общину христиан как антирим. секту. Размежевание иудеев и христиан во II в. привело к возникновению т. н. христ. антииудаизма. Апогей правительственных репрессий в отношении иудеев пришелся на время правления Траяна (98-117) и Адриана (117-138). Во II-III вв. постепенно эволюционировал имп. культ. Стремление императоров из династии Северов (193-235) и их преемников сделать имп. власть абсолютной обусловило необходимость создания теологии имп. культа, к-рый мог претендовать на роль обязательной, сплачивающей всех подданных идеологии. Важную роль в оформлении имп. культа в III в. играли вост. солярные и астральные культы, обосновывавшие тесную связь монарха с Солнцем (Sol, Sol Indiges или Sol Invictus). Значительное влияние на этот процесс оказали также религиозно-философские идеи неоплатонизма. Солнце Плотина и Макробия было видимым образом единого высшего Бога, к-рый правит миром и направляет жизнь людей, заботясь о них, даруя им все необходимые для жизни блага, внушая добродетель и блюдя справедливость. Сформировалась солярная теология имп.

http://pravenc.ru/text/180425.html

Но существует и другое мнение, и притом идущее от современника Ерма. Это – свидетельство открытого [учёным] Мураторием (в 1740 г.) фрагмента, содержащего перечень новозаветных канонических книг. Здесь говорится: «“Пастыря” весьма недавно в наши времена в Риме написал Ерм , когда кафедру Римской Церкви занимал его брат епископ Пий; и поэтому читать его, конечно, следует, но его нельзя публично предлагать (republicari) народу в церкви ни наряду (inter) с Пророками, уже совершенными (completos) в числе, ни наряду с Апостолами ввиду конца времён». Свидетельство Мураториева фрагмента (ок. 170 г.) весьма важно: это – 1) свидетельство современника; 2) оно твёрдо держится и в позднейшей официальной римской традиции, а именно приводится в Catalogus Liberianus (список пап до Либерия, 354 г.), а следовательно, имеется, вероятно, и в его источниках – в хронике Ипполита и списке пап времен Сотира (ок. 165 г.); далее, приводится оно в псевдо-Тертуллиановом стихотворении «Против Маркиона» (Adversus Marcionem III, 9//PL. T. 2. Col. 1078A) и в декрете псевдо-Пия (нач. IV в.) против четыренадесятников (и отсюда в Liber Pontificalis – сборнике папских биографий). Поэтому подозревать автора фрагмента во лжи не приходится. Понимать свидетельство Мураториева фрагмента в том смысле, что брат Пия перевёл «Пастырь» на латинский язык (Möhler) нет оснований. Единственное правильное понимание – то, что брат папы Пия (139–154 гг.) Ерм при его жизни написал своего «Пастыря». Такая поздняя датировка «Пастыря» оправдывается и его содержанием. В нём намечаются такие черты, которые вовсе неприложимы к началу II века. 1) Гонения, о которых идёт речь в «Пастыре» (Herm. Vis. IV, 1//PG. T. 2. Col. 910; р. п.: C. 215), ведутся с такою систематичностью, которая предназначена была в эдикте Траяна и которая вовсе не напоминает случайных вспышек при Домициане; встречаются при этом и отступники, и даже многие, чего не было до гонения Траяна, появляется также различие между мучениками и исповедниками. Отсюда само собою напрашивается предположение, что «Пастырь» написан после гонения Траяна (98–117 гг.), очевидно, в сравнительно мирное царствование Антонина Пия (138–161 гг.), но в ожидании нового гонения при Марке Аврелии, который стал соправителем Антонина с 146 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010