Династическая идея исключает eo ipso выбор наилучших; большинство правителей, по закону естественной необходимости, были люди посредственно или слабо одарённые. Древность не знает выработанного заместительства правителя министрами, как это имеется в конституционных государствах. Нечто подобное создал, однако, X век в Византии. Слабые руки законных носителей пурпура не могли фактически вести правления, и таким образом мы видим, что управляют государством сменяющие друг друга в довольно правильной последовательности высокоодарённые воины. Эти правители империи de facto короновались и таким образом делались совершенно равными легитимному императору, который или был, подобно Константину VII, кабинетным учёным, или, подобию Василию II, ребёнком. Нельзя, конечно, отрицать того, что эту должность соимператора они отправляли к величайшему благу империи, хотя Лекапины, правда, меньше, чем Никифор Фока и Цимисхий. Лишь эта вынужденная обстоятельствами уступка спасла империю. После падения Лекапинов притязания на управление наряду с войском предъявляет и высшее чиновничество. Василий Евнух, незаконный сын старого Романа, при свержении его дома один пощажённый Константином VII, благодаря своему выдающемуся административному таланту, завоевал постепенно, как председатель сената и имперский канцлер, весьма внушительное положение; он подобен Талейрану при тогдашних солдатских императорах. Возвышение, как Никифора, так и Цимисхия не обошлось без его участия. Теперь им был провозглашён самостоятельным государем двадцатилетний Василий (976–1025 гг.). Руководство делами осталось в руках всемогущего евнуха. Но если только он надеялся заставить играть своего царственного протеже призрачную роль своего учёного отца, то он основательно обманулся. Высокоодарённый и воинственный государь ревниво наблюдал за ним, чтобы – конечно, лишь через тридцать лет – нанести ему со всей энергией решительный удар. Василию при вступлении его во власть было всего двадцать лет, а брату его и соправителю всего лишь семь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Прп. Авраам Затворник. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Ватиканская библиотека) Прп. Авраам Затворник. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Ватиканская библиотека) Известно житие А. З. и Марии на сир. языке; имеющееся там указание на то, что его автором был прп. Ефрем Сирин (посвятивший А. З. 15 гимнов), в наст. время ставится под сомнение. Сохранилась также греч. версия жития в обработке Симеона Метафраста . Согласно сир. житию, А. подвизался в Кидуне близ Эдессы; греч. житие называет селение, жителей к-рого крестил святой,- Тения в епископии Лампсака (Геллеспонт). Повесть об А. З., приписываемая св. Ефрему Сирину, переведена на слав. язык в Х в. в составе Паренесиса. Краткое житие святого переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . В XVI в. краткое житие и эта повесть помещены в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 120-121). Иконография А. изображается в ряду преподобных отцов старцем с длинной вьющейся бородой: на миниатюре Минология Василия II - представлен молящимся возле храма и источника (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. Р. 146); на мозаическом медальоне ц. Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.,- поясное изображение; в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- с воздетыми в молении руками ( орант ). «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 13. 21), описывает преподобного как старца «с большой остроконечной бородой». Ист.: BHG, N 5-8; BHL. T. 1. P. 3; ActaSS. Mart. 1668. T. 2. Col. 741-748; Bedjan. Acta. T. 6. P. 380-401; 465-499; Lamy Th. Acta Beati Abrahae Kidunaiae monachi aramaice//AnBoll. 1891. T. 10. Fasc. 1. P. 5-49 [сир. житие; рус. пер.: Пайкова А. В. Легенды и сказания в памятниках сирийской агиографии//ППС. 1990. Вып. 30 (93). С. 107-116]; PG. 115. Col. 43-77 [греч. житие]; S. Ephrem Syri Hymni et sermones/Ed. T. Y. Lamy. Malines (Mecheln), 1889. T. 3. P. XL-XLIII. Col. 749-836; T. 4. Col. 1-84; Gregorii Barhebraei Chronicon ecclesiasticum/Ed. J. B. Abbeloos et T. Lamy. Louvain, 1872. T. 1. P. 86; Chronicon Edessenum/Trad. T. Guidi. Chronicon ad A. D. 846 pertinens/Trad. J. B. Chabot. Chronicon Jacobi Edesseni/Trad. E. W. Brooks//CSCO. Ser. 3. Syr. T. 4. P. 5, 150, 219; SynCP. Col. 173-174; PL. 72. Col. 281-294; Hrotsuita. Comoedia, IV//PL. 118. Col. 1013-1028.

http://pravenc.ru/text/62878.html

родителей Пресв. Богородицы, не входящие в сцены протоевангельского цикла, в монументальной живописи помещались вблизи образов Пречистой Девы или композиций, связанных с темой Боговоплощения в алтарной, реже в подкупольной зонах храма: на мозаиках кафоликона мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос - в куполе внутреннего нартекса образ Богородицы Оранты, в парусах И. и А.; на мозаиках в нартексе ц. Успения Пресв. Богородицы в Никее (1065-1067) - медальоны с оплечными образами; в росписях ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/06), в конхе апсиды - Богородица Оранта, на пилонах триумфальной арки, под «Благовещением»,- ростовые фигуры И. и А. в легком развороте к центру, в правой руке А. крест, левая перед грудью ладонью вовне, в том же жесте правая рука И., левой он придерживает край гиматия; на мозаиках ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана) в Палермо, Сицилия (ок. 1146-1151), полуфигуры И. и А. в жертвеннике и диаконнике фланкировали образ Пресв. Богородицы (не сохр.); в росписях ц. Спаса на Нередице - полуфигурные изображения в медальонах И. и А. на сев. и юж. подпружных арках под регистром с ветхозаветными пророками и др. В нартексе ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) мон-ря Вронтохион в Мистре (ок. 1322) над входом в храм И. и А. представлены в молении образу Богоматери с Младенцем на лоне, названному в подписи «Живоносный Источник». Встреча у Золотых ворот. Миниатюра из Минология Василия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 23) Встреча у Золотых ворот. Миниатюра из Минология Василия II. 976–1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 23) Отвержение даров. Роспись юж. склона свода вимы ц. Успения на Волотовом поле. 1363 г. Фотография. 1910 г. Отвержение даров. Роспись юж. склона свода вимы ц. Успения на Волотовом поле. 1363 г. Фотография. 1910 г. В визант. Минологиях, в книжной миниатюре, в иконописи и в росписях под 9 сент., в день памяти И. и А., может быть представлено парное изображение праотцев. Они изображаются обращенными друг к другу (на миниатюре Минология имп. Василия II - Vat. gr. 1613. P. 13, 976-1025 гг.; на одной из 6 икон т. н. синайского гексаптиха (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); на миниатюре греко-груз. рукописи - РНБ. O. I. 58. Л. 77, XV в.); в рост фронтально (на миниатюре из Служебного Евангелия с Минологием - Vat. gr. 1156. Fol. 248r, 3-я четв. XI в.; на минейной иконе-диптихе (2-я пол. XI - нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); в росписи ц. Св. Троицы монастыря Козия, Румыния, ок. 1386; в росписи ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны, 1335-1350); а также оплечно или по пояс (на миниатюре из Минология - Oxon. Bodl. F. 1. Fol. 8r, 1327-1340; в росписи ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, ок. 1320).

http://pravenc.ru/text/468935.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОМНИКА Мученичество св. Домники. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 111) Мученичество св. Домники. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 111) [Домнина] († ок. 286), мц. Аназарвская (пам. 12 окт.). Во время правления имп. Диоклетиана (284-305) Д. была схвачена за исповедание христ. веры и предстала перед Лисием, правителем Аназарв в Киликии (область в М. Азии). Ее подвергли мучениям: били воловьими бичами, жгли ноги раскаленным железом, ломали суставы. Затем Д. бросили в темницу, где она скончалась. В Минологии имп. Василия II (кон. X в.) сообщается, что останки мученицы были с честью похоронены, без уточнения места нахождения могилы. В Минее Paris. gr. 243, XII в., и нек-рых визант. синаксарях название города, в к-ром Д. претерпела мученическую кончину, передается как Анабарз. В греч. Минее Д. названа славной победительницей. Это говорит о том, что мученица весьма почиталась на Востоке, откуда ее культ впосл. перешел к слав. народам и на Запад. В Римском Мартирологе память Д. находится под 12 окт. Здесь отмечается, что Д. пострадала в Ликии (область в М. Азии). Возможно, эта ошибка была допущена из-за неправильного прочтения имени префекта Лисия. Ист.: BHG, N 2108; ActaSS. Oct. T. 6. P. 19-20; MartRom. P. 449-450; PG. 117. Col. 105-108; SynCP. Col. 134; AnBoll. 1972. Vol. 90. P. 251-259 [мученичество]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 334; ЖСв. Окт. С. 301-302. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 316; Т. 3. С. 592; ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 162; Bertocchi P. Domnina//BiblSS. Vol. 4. Col. 762-763; Van Doren R. Domnina//DHGE. T. 14. Col. 639; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 119. Иконография Редкость изображений святой, встречающихся, как правило, в минейных циклах, связана с тем, что под 12 окт. предпочтительным для мн. минологиев является изображение мучеников Прова, Тараха и Андроника, память к-рых приходится на тот же день. Тем не менее образ святой представлен на миниатюре Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 111, 976-1025 гг.) -Д. изображена в мучении: ей клещами вырывают ногти и перебивают кости рук. Под 12 окт. в настенном минологии ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320), под полуфигурными изображениями мучеников Прова, Тараха и Андроника показана сцена мучения Д.- святая склонилась, руки в молении, воин заносит над ее головой меч. Возможно, Д. (или мц. Домна Никомидийская) изображена в числе 12 св. жен в росписи диаконника ц. Спаса на Нередице (1199) - полуфигура в медальоне в нижнем ярусе росписи, в правой руке Д. держит крест, левая - перед грудью ладонью вовне.

http://pravenc.ru/text/178879.html

В рукописях встречаются и др. песнопения Е. В., не вошедшие в совр. издания богослужебных книг: канон, составленный гимнографом Иосифом, 2-го гласа, с акростихом Δησιν οκτρν, Εθμιε, προσδχου, Ιωσφ (Моление жалостное, Евфимий, прими. Иосиф), ирмос: Εν βυθ κατστρωσ ποτε (        ), нач.: Διανσας δρμον τν καλν φθασας τν λυπον (Окончив течение доброе, достиг беспечального) (Ταμεον. Σ. 156); канон, нач.:        седален ( Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 47). А. А. Лукашевич Иконография Е. В. как один из наиболее почитаемых святых часто изображался в искусстве различных регионов Византии, Балкан и на христ. Востоке. Его древнейшие образы сохранились в мон-рях св. Иеремии в Саккаре (VI в.) и Бауит в Египте (VI в.), в приделе Сорока мучеников ц. Санта-Мария Антиква в Риме (705-707). Прп. Евфимий Великий. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 338) Прп. Евфимий Великий. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 338) Иконография Е. В., как и большинства преподобных, сложилась к концу иконоборческого периода - к IX в.: седовласый старец с высоким открытым лбом и с большими залысинами, со впалыми щеками и с длинной узкой бородой, раздвоенной на конце, облаченный в традиц. монашескую мантию с параманом. В правой руке Е. В. обычно держит крест, левая - перед грудью в жесте принятия благодати. Таким он представлен в большинстве визант. храмов: в кафоликоне монастыря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.); в нартексе ц. Св. Софии в Фессалонике (40-е гг. XI в.); в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/06); в верхней церкви Бачковского (Петрицонского) мон-ря, Болгария (кон. XI - нач. XII в.); в ц. вмч. Пантелеимона в Нерези, Македония (1164). Иногда его волосы разделены на прямой пробор, как на мозаике собора монастыря Неа-Мони на о-ве Хиос (1042-1056). Удлиненный овал лица и длинная узкая борода стали узнаваемыми чертами Е. В. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) святой описан как «старец плешивый, с длинною бородою до бедер» (Ч. 3. § 13. 2). Он может изображаться и в позе оранта, как на миниатюре из Минология Василия II (Vam. gr. 1613. P. 338, 976-1025 гг.), а в поздневизант. и поствизант. период - со свитком или с посохом в руках. На иконе XII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае он представлен в молении к Богоматери с Младенцем.

http://pravenc.ru/text/187761.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИЙ II БОЛГАРОБОЙЦА [греч. Βασλειος Βουλγαροκτνος] (958, К-поль - 15.12.1025, там же), визант. имп. (с 11 янв. 976). Представитель Македонской династии (867-1056), старший сын имп. Романа II и внук имп. Константина VII Багрянородного. Коронован в 960 г. как соправитель отца; после смерти Романа II в марте 963 г. малолетние В. Б. и его младший брат Константин VIII были провозглашены автократорами вместе с матерью августой Феофано . Однако в авг. 963 г. полководец Никифор II Фока в результате военного мятежа добился власти, женился на Феофано и т. о. стал отчимом и опекуном В. Б. и Константина. В 969 г., после убийства Никифора Фоки и прихода к власти имп. Иоанна I Цимисхия , положение юных императоров формально почти не изменилось. Самостоятельное правление В. Б. началось в 976 г., после смерти Цимисхия, но еще в течение почти 10 лет (до 985) гос. делами заведовал паракимомен Василий Ноф, оскопленный в детстве, незаконнорожденный сын имп. Романа I Лакапина . Константин VIII формально считался соправителем В. Б., но уступил всю власть брату и фактически стал императором лишь после его кончины в 1025 г. Гражданские войны В течение первых 15 лет правительство В. Б. было вынуждено основное внимание уделять борьбе с военными мятежами внутри империи и с восстаниями на ее окраинах. Уже весной 976 г. поднял мятеж стратиг Месопотамии Варда Склир, при Цимисхии (его родственнике) занимавший высший военный пост в империи - доместика схол Востока. Пользуясь большой популярностью в войсках и опираясь на свои обширные владения в Анатолии, он вскоре поставил под свой контроль большую часть М. Азии и разгромил правительственные войска в ряде сражений. Склир сумел 2 года удерживать власть над центральными районами М. Азии, однако его попытки создать угрозу К-полю были неудачны. В 978 г. в столицу был вызван из ссылки др. влиятельный полководец Варда Фока, племянник имп. Никифора II (в 970 он пытался поднять мятеж против Иоанна Цимисхия, за что был заточен в мон-ре на о-ве Лесбос). Он был назначен доместиком схол Востока, собрал вокруг себя верные императору силы и в марте 979 г. нанес поражение Склиру. Последний бежал в мусульм. владения и искал поддержки у багдадского султана Хосрова (Адуд ад-Даула Буид, 977-983). Из К-поля в Багдад было направлено посольство с призывом не оказывать помощи мятежнику; султан заключил в тюрьму и Склира с его спутниками, и имп. посла.

http://pravenc.ru/text/150781.html

После него правили его сыновья Лев VI Философ, или Мудрый (886–912), 857 и Александр (886–913), переживший на год брата. Сын Льва VI, Константин VII Багрянородный, или Порфирородный (913–959), государь, не имевший никакой склонности к управлению и проводивший почти все свое время за литературной работой в кругу наиболее просвещенных людей своего времени, был вынужден отдать на долгие годы управление государством в руки своего тестя, начальника флота Романа Лакапина (919–944). 858 В 944 году сыновья последнего свергли отца с престола и заточили его в монастырь, но сами в свою очередь были свергнуты в 945 году Константином Багрянородным, который самостоятельно правил после этого с 945 по 959 год. После смерти его сына Романа II (959–963), процарствовавшего всего четыре года, остались вдова его Феофано и два несовершеннолетних сына, Василий и Константин. Феофано отдала свою руку талантливому военачальнику Никифору Фоке, который и был провозглашен императором (Никифор II Фока – 963–969). После насильственной смерти Никифора Фоки на престол был возведен энергичный военачальник, армянин по происхождению, Иоанн Цимисхий (969–976), женатый на Феодоре, сестре Романа II и дочери Константина VII Багрянородного. Только после смерти Иоанна Цимисхия настоящими императорами сделались два сына Романа II, Василий II, прозванный Болгаробойцей (976–1025), и Константин VIII (976–1028). Главное управление государством находилось в руках Василия II, при котором империя достигла высшей степени своего могущества и блеска. С его смертью начинается эпоха упадка Македонской династии. После кончины Константина VIII императором был престарелый сенатор Роман III Аргир (1028–1034), женатый на дочери Константина VIII Зое. После смерти Романа Аргира овдовевшая Зоя, имевшая уже около 56 лет от роду, вышла замуж за своего любовника Михаила Пафлагонянина, который и был, по настоянию Зои, провозглашен императором (Михаил IV Пафлагонянин —1034—1041). Правление Михаила IV и кратковременное царствование его племянника Михаила V Калафата (1041–1042), двух случайных и ничтожных личностей на престоле, вызвали сильное брожение и острое недовольство в империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Особые отношения складывались у В. и. с Русью (см. разд. «Византия и Русь»). С сер. X в. в жизни империи все большую роль играли военные; армия, возглавляемая неск. стратигами крупных фем, подчинялась им часто не по причине их назначения из К-поля, а в силу установления личных связей между начальствующими и подчиненными. Полководцы были не только командирами на службе у императора, но и влиятельными политическими лидерами отдельных областей империи, где они, как правило, имели крупную земельную собственность и родственные связи. Императоры Македонской династии все больше времени проводили в столице, сосредоточив внимание на адм. управлении. В сер. X в. династия оказалась в достаточно сложном положении, поскольку, обладая значительным авторитетом и неоспоримой легитимностью, она должна была строить взаимоотношения с новой политической силой - организованной военной элитой фем. Императоры Никифор II и Василий II. Гистамен Императоры Никифор II и Василий II. Гистамен В правление сына Константина VII, имп. Романа II (959-963), войска во главе с Никифором Фокой наконец захватили Крит (960-961). Это было несомненным успехом, сразу изменившим соотношение сил на море в пользу Византии. После скоропостижной смерти имп. Романа победоносный Никифор II Фока (963-969) был провозглашен императором и вступил в К-поль, приняв власть в качестве соправителя и опекуна малолетних сыновей Романа II - Василия и Константина. С этого времени власть в империи перешла в руки сменявших друг друга, соперничавших военных кланов. В 969 г. имп. Никифор Фока был убит полководцем Иоанном I Цимисхием (969-976), сохранявшим лояльность в отношении Македонской династии. После его смерти против Василия II Болгаробойцы (976-1025) поднимали мятежи полководцы Варда Склир (976-979) и Варда Фока (987-989). Императоры Василий II и Константин VIII. Гистамен Императоры Василий II и Константин VIII. Гистамен 2-я пол. X в. отмечена значительной активизацией внешней политики В. и. Отвоевав Киликию (964-965), визант. войска вступили в Сирию и в 969 г. после длительной осады овладели Антиохией. Флот, отправленный на Сицилию, в 964-965 гг. отбил у арабов Сиракузы и большую часть острова, но удержать победу не удалось. Болгарам было отказано в выплате дани, и в 967 г. началась война. Имп. Никифор II обратился за помощью к рус. кн. Святославу, и тот разгромил Вост. Болгарию. При имп. Иоанне Цимисхии успехи кн. Святослава в Болгарии заставили В. и. вступить с ним в войну, и с большим трудом Иоанну удалось вытеснить русских из Болгарии (969-971). Вслед за этим на Востоке были отвоеваны Сев. Месопотамия (972) и значительная часть Сирии (974-975), зависимость от империи признал эмир Халеба (Алеппо). Имп. Иоанн Цимисхий готовился к походу на Иерусалим, но внезапно умер, не осуществив своих планов.

http://pravenc.ru/text/372674.html

В 1009 г. папой стал Сергий IV, убежденный клюниец. В окружном послании, в котором он извещал предстоятелей поместных церквей и светских властителей о своем избрании на «кафедру святого Петра», он написал Символ веры с filioque. Когда это послание было получено в Константинополе, имя папы немедленно изъяли из диптихов. Тогда никто не думал, что этот эпизод станет началом разделения Церквей. Но с тех пор Римские папы в константинопольских диптихах не поминались более никогда. 7. В Константинополе после смерти Иоанна Цимисхия к власти пришел наконец возмужавший Василий II (976-1025) . Он оказался самым способным правителем Македонской династии. Но в 976 г. никто пока не знал, что изнеженный 18-летний юноша проявит железную волю, упорство и недюжинный талант полководца и администратора. Первая половина царствования Василия прошла в гражданских войнах: сильные аристократические семьи пытались прийти к власти. В то же время восстали болгары и под руководством способного царя Самуила (976-1014) создали свою сильную империю. Несколько раз положение Василия II было отчаянным. В середине 987 г. восстали одновременно два генерала - Варда Склир и Варда Фока, представлявшие два мощных и влиятельных аристократических клана. Императора могла спасти только внешняя помощь. Он получил ее от русского князя Владимира . Весной 988 г. 6-тысячная варяжская дружина вступила на имперскую территорию, и повстанцы были разбиты. В награду за услугу Василий II пошел на невероятные, неслыханные уступки: Владимиру была обещана рука его порфирородной сестры Анны (несмотря на ненарушаемое дотоле правило Константина VII, завещавшего византийцам никогда не давать трех вещей иностранцу: имперскую корону, рецепт греческого огня и руку порфирородной принцессы). Впервые порфирородную принцессу отдавали иностранцу, тем более такому варвару, каким византийцам должен был казаться варяжский правитель далекой северной страны. Правда, Владимиру было выдвинуто абсолютное встречное условие - крещение его самого и его народа. Но тем не менее унижение для византийцев было слишком велико, и, когда опасность миновала, они попытались не выполнить своего обещания. Так что Владимиру пришлось даже захватить Корсунь (Херсон) и обменять его на руку порфирородной принцессы Анны. Так 988 г. стал годом крещения Руси.

http://sedmitza.ru/lib/text/434799/

Praha. 1974. Ro. 43, seš 1 S. 28–46. 849 Константин VIII и Василий II. – императоры-соправители, сыновья Романа II: Василий II Болгаробойца (976–1025 гг.) и Константин VIII (976–1028 гг.). 852 ...поживе... 28 лтъ. – Так же определяет срок жизни Владимира после крещения автор «Сказания о Борисе и Глебе». Сопоставив эти указания с датой смерти Владимира 15 июля 1015 г., получим год крещения Владимира 987, а не 988, как в «Повести временных лет». 853 На другое лто по крещении къ порогамъ ходи... – В летописи рассказа о таком походе нет. А. А. Шахматов предполагал, что Владимир ходил на печенегов, А. Поппе считал, что он встречал царевну Анну. Возможно, Владимир сопровождал войско, отправляемое в 988 г. в Византию. 854 ...на третье Корсунь город взя... – 989 г. О том, что Владимир крестился не в Корсуне, а еще в Киеве до похода, в полемике упоминает составитель «Повести временных лет» и называет место крещения – Василев (см. «Повесть временных лет» под 988 г.). 855 ...цьрьквь камену... заложи... – 990 г. В летописях закладка церкви относится ко времени сразу после корсунского похода (989 г. или 991 г.). 856 ...на пятое лто Переяславль заложи... – 991 г. В «Повести временных лет» – 992 г. (не через год, а через два года после закладки Десятинной церкви). 857 ...въ девятое лто десятину... Богородиц. – 995 г. А. А. Шахматов считал верной именно эту дату, так как 12 июля, день освящения церкви, приходился на воскресенье в 995, а не в 996 г. 859 Ярополк – старший сын Святослава; в 969 г. перед вторым болгарским походом Святослав выделил ему Киев. 860 ...угнетоша Олга... – второй сын Святослава. Получил Древлянскую землю. Из «Повести временных лет» известно, что ок. 976 г. Ярополк напал на Олега, который после проигранной битвы бежал в Овруч. Когда все торопились проскочить в город, многих, в том числе и князя, столкнули с моста в ров, где его задавило людьми и лошадьми. Неясно, представляет собой текст неудачное сокращение источника, или в источнике Иакова смерть Олега была представлена как несчастный случай.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010