Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИЙ II БОЛГАРОБОЙЦА [греч. Βασλειος Βουλγαροκτνος] (958, К-поль - 15.12.1025, там же), визант. имп. (с 11 янв. 976). Представитель Македонской династии (867-1056), старший сын имп. Романа II и внук имп. Константина VII Багрянородного. Коронован в 960 г. как соправитель отца; после смерти Романа II в марте 963 г. малолетние В. Б. и его младший брат Константин VIII были провозглашены автократорами вместе с матерью августой Феофано . Однако в авг. 963 г. полководец Никифор II Фока в результате военного мятежа добился власти, женился на Феофано и т. о. стал отчимом и опекуном В. Б. и Константина. В 969 г., после убийства Никифора Фоки и прихода к власти имп. Иоанна I Цимисхия , положение юных императоров формально почти не изменилось. Самостоятельное правление В. Б. началось в 976 г., после смерти Цимисхия, но еще в течение почти 10 лет (до 985) гос. делами заведовал паракимомен Василий Ноф, оскопленный в детстве, незаконнорожденный сын имп. Романа I Лакапина . Константин VIII формально считался соправителем В. Б., но уступил всю власть брату и фактически стал императором лишь после его кончины в 1025 г. Гражданские войны В течение первых 15 лет правительство В. Б. было вынуждено основное внимание уделять борьбе с военными мятежами внутри империи и с восстаниями на ее окраинах. Уже весной 976 г. поднял мятеж стратиг Месопотамии Варда Склир, при Цимисхии (его родственнике) занимавший высший военный пост в империи - доместика схол Востока. Пользуясь большой популярностью в войсках и опираясь на свои обширные владения в Анатолии, он вскоре поставил под свой контроль большую часть М. Азии и разгромил правительственные войска в ряде сражений. Склир сумел 2 года удерживать власть над центральными районами М. Азии, однако его попытки создать угрозу К-полю были неудачны. В 978 г. в столицу был вызван из ссылки др. влиятельный полководец Варда Фока, племянник имп. Никифора II (в 970 он пытался поднять мятеж против Иоанна Цимисхия, за что был заточен в мон-ре на о-ве Лесбос). Он был назначен доместиком схол Востока, собрал вокруг себя верные императору силы и в марте 979 г. нанес поражение Склиру. Последний бежал в мусульм. владения и искал поддержки у багдадского султана Хосрова (Адуд ад-Даула Буид, 977-983). Из К-поля в Багдад было направлено посольство с призывом не оказывать помощи мятежнику; султан заключил в тюрьму и Склира с его спутниками, и имп. посла.

http://pravenc.ru/text/150781.html

Г. А. Острогорский Списки правителей 1338 1. Восточная Римская империя (Византия) Императоры в Константинополе Константин I Великий 306–324 1339 –337 Констанций II 353–361 Юлиан Отступник 361–363 Иовиан 363–364 Валент 364–378 Феодосий I 379–395 Аркадий 395–408 Феодосий II 408–450 Маркиан 450–457 Лев I 457–474 Лев II 474 Зинон 474–475 Василиск 475–476 Зинон (повторно) 476–491 Анастасий I 491–518 Юстин I 518–527 Юстиниан I Великий 527–565 Юстин II 565–578 Тиверий I Константин 578–582 Маврикий Тиверий 582–602 Фока 602–610 Ираклий 610–641 Ираклий Константин III 641 Ираклий Младший (Ираклона) 641 Констант II (Константин) 641–668 Константин IV 668–685 Юстиниан II 685–695 Леонтий 695–698 Тиверий II (Апсимар) 698–705 Юстиниан II (повторно) 705–711 Филиппик (Варданий) 711–713 Анастасий II (Артемий) 713–715 Феодосий III 715–716 Лев III Исавр 717–741 Константин V 741–775 Лев IV 775–780 Константин VI 780–797 Ирина 797–802 Никифор I 802–811 Ставракий 811 Михаил I Рангаве 811–813 Лев V 813–820 Михаил II 820–829 Феофил 829–842 Михаил III 842–867 (Регентство Феодоры) 842–856 Василий I Македонянин 867–886 Лев VI 886–912 Александр 912–913 Константин VII Багрянородный 913–945 1340 –959 † Роман I Лакапин 920–944 Роман II 959–963 Василий II 963–976 1341 –1025 † Никифор II Фока 963–969 † Иоанн Цимисхий 969–976 Константин VIII 1025–1028 Роман III Аргир 1028–1034 Михаил IV 1034–1041 Михаил V 1041–1042 Зоя и Феодора 1042 Константин IX Мономах 1042–1055 Феодора 1055–1056 Михаил VI Вринга 1056–1057 Исаак (Исаакий) I Комнин 1057–1059 Константин X Дука 1059–1067 Михаил VII Дука 1067–1071 1342 –1078 † Роман IV Диоген 1068–1071 Никифор III Вотаниат 1078–1081 Алексей I Комнин 1081–1118 Иоанн II Комнин 1118–1143 Мануил I Комнин 1143–1180 Алексей II Комнин 1180–1183 Андроник I Комнин 1183–1185 Исаак (Исаакий) II Ангел 1185–1195 Алексей III Ангел Комнин 1195–1203 Исаак II Ангел (повторно) 1203–1204 † Алексей IV Ангел 1203–1204 Алексей V Дука Мурцуфл 1204 Императоры в Никее Феодор I Ласкарь 1206–1221 Иоанн III Дука Ватац 1221–1254

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АВТОНОМ [греч. ατνομος - самостоятельный] († 313), сщмч. Вифинский (пам. 12 сент.). Согласно житию, составленному при имп. Юстине I (518-527) на основе более ранних преданий, А. был епископом в г. Пренесте (совр. Палестрина); в гонение при Диоклетиане он переселился в вифинское сел. Сореи (Σορεο или Σριοι, отождествляемое преосв. Софронием Евстратиадисом с мест. Сиги на берегу Киосского зал.), где нашел приют у некоего Корнилия. Крестив последнего и поставив его во диакона, А. воздвиг храм во имя архистратига Михаила, а затем отправился с проповедью христианства в Ликаонию и Исаврию. По возвращении А. рукоположил Корнилия в пресвитера, но, узнав о прибытии имп. Диоклетиана в Никомидию, удалился в Клавдиополь. Вернувшись, А. поставил Корнилия во епископа и обратил ко Христу жителей соседнего мест. Лимны, разрушив языческий храм. Разгневанные жрецы напали на святого с камнями и кольями во время литургии в храме архистратига Михаила и, обратив в бегство сослуживших с ним, убили его в алтаре. Вскоре, в правление имп. Константина I (324-337), некий Севериан соорудил на месте погребения А. часовню (разобрана ок. 430); через 60 лет тело священномученика было обретено нетленным и в его честь был воздвигнут новый храм. Основанный А. храм архистратига Михаила был перестроен при имп. Константине VII (913-944). Сщмч. Автоном, еп. Вифинский. Миниатюра из Минология Василия II. 976 - 1025 гг. (Ватиканская б-ка) Сщмч. Автоном, еп. Вифинский. Миниатюра из Минология Василия II. 976 - 1025 гг. (Ватиканская б-ка) Краткое житие святого было переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено на слав. язык (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. краткое житие святого под 12 сент. помещено в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 31). Гимнография

http://pravenc.ru/text/63036.html

С.Б. Дашков Приложения Императоры Византии 306–1453 (список) Приводится по изданию: Дашков С.Б. Императоры Византии. М.: Издательский дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1996. Императоры Византийской Империи до завоевания ее крестоносцами Константин I Великий (306–337) Лициний (308–324) Констант I (337–350) Констанций II (337–361) Юлиан II Отступник (361–363) Иовиан (363–364) Прокопий (узурпатор, правил ок.365) Валент II(364–378) Феодосий I Великий (379–395) Аркадий (395–408) Феодосий II Младший (408–450) Маркиан (450–457) Лев I Макелла Фракианин (457–474) Лев II (474) Зинон (474–491,475–476 – вне Константинополя) Василиск (475–476) Анастасий I Дикор (491–518) Юстин I (518–527) Юстиниан I Великий (527–565) Феодора I (527–548) Юстин II (565–578) Тиверий II (574–582) Маврикий (582–602) Фока (602–610) Ираклий I (610–641) Константин III (641) Ираклеон (Ираклий II) (641) Констант II (641–668) Константин IV Погонат (668–685) Юстиниан II Ринотмет (685–695 и 705–711) Леонтий (695–698) Тиверий III (Апсимар) (698–705) Фнлиппик (Вардан) (711–713) Анастасий II (Артемий) (713–716) Феодосий III (715–717) Лев III Исавр или Сириец (717–741) Константин V Копроним или Каваллин (741–775, 742–743 – вне Константинопля) Артавасд (742–743) Лев IV Хазар (775–780) Ирина (780–790 и 797–802) Константин VI Слепой (790–797) Никифор I Геник (802–811) Ставракий (811) Михаил I Рангаве (811–813) Лев V Армянин (813–820) Михаил II Травл (820–829) Феофил (829–842) Феодора (II) (842–856) Михаил III Пьяница (856–867) Василий I Македонянин (867–886) Лев VI Философ (886–912) Александр (912–913) Зоя I Карвонопсина (914–919) Роман I Лакапин (919–944 16 дек.) Константин VII Порфирогенет (самостоят. с 27 янв. 945 – †959 ноябрь) Роман II (959– †963 марта 15) Феофано (963) Никифор II Фока (963–969) Иоанн I Цимисхий (969–976) Василий II Булгароктон (976–1025) Константин VIII (1025 –1028) Роман III Аргир (1028 –1034) Михаил IV Пафлагон (1034–1041) Михаил V Калафат (1041 –1042) Зоя II Порфирогенита (1042) Константин IX Мономах (1042–1055)

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

А.М. Величко XLIX. Император Василий II Болгаробойца (976–1025) Глава 1. Соглашение царственных братьев. Восстание двух Вард Преждевременная смерть бездетного царя Uoahha I Цимисхия открыла наконец путь к самовластному правлению сыновьям императора Романа II – Василию и Константину, которым к тому времени исполнилось 18 и 16 лет соответственно. Они уже в детстве были венчаны на царство, и теперь непосредственно взошли на царский престол как самодержавные государи. Двоевластие, зачастую губительное в других государствах и ставшее привычным в Византии, на этот раз не привело к осложнениям. Константин, не склонный к занятию государственными делами, но довольно благоразумный молодой человек, сам предложил старшему брату не делить самодержавную власть. Он с легкостью отказался от всех высших полномочий, хотя и остался титулованным императором, а все нити власти сосредоточились в руках царя Василия II Болгаробойцы – под таким именем он войдет в историю. Новый император еще с юных лет производил впечатление человека решительного, собранного, мужественного и деятельного, но, конечно, неопытного в государственных вопросах. Его первым советником стал уже знакомый нам Василий Варвар, незаконнорожденный сын императора Романа Лакапина, ставший при царе св. Никифоре II Фоке паракимоменом (главным спальничьим царя) и несколько десятилетий являвшийся душой византийского правительства. Он благополучно пережил всех предыдущих василевсов и теперь опять оказался востребованным. Поскольку паракимомен приходился родственником Василию II, он, скопец с детства, испытывал к царственному юноше искреннее расположение и отеческую любовь. В первую очередь паракимомен добился, чтобы император навсегда добровольно отказался от увлечений юности – женщин и застолий, и вскоре перед современниками предстал серьезный, не по годам собранный и аскетичный человек 616 . Родовой инстинкт, присущий представителям знаменитой Македонской династии, обязывал юного царя напомнить всем присутствующим о том, кто является василевсом Римской империи. И уже первые действия Василия II явили современникам лучшие образцы самодержавного правления. Несмотря на недовольство придворных, царь вернул из ссылки свою мать, бывшую царицу Феофано, но не допустил ее к государственным делам. Кстати сказать, в последующие годы царственные жены вообще играли весьма незначительную роль в византийской политике, что, конечно, нельзя отнести к случайностям: греки не могли забыть, чем закончились для Римского государства попытки императриц Зои и Феофано выйти на первый план.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНТОЛЕОН [Греч. Παντολων], визант. художник, иконописец и миниатюрист; жил и работал в правление имп. Василия II (976-1025). Сведения о П. известны из Жития свт. Афанасия Афонского (Vita A, 1001-1016 гг.). В рассказе об одном из посмертных чудес святого упоминается создатель прекрасной иконы свт. Афанасия художник по имени Пантолеон, к-рый во время описываемых событий в К-поле работал над неким царским заказом. И. И. Шевченко отождествил этого мастера с одним из художников, иллюстрировавших Минологий Василия II (Vat. gr. 1613; факсим. изд.: El «Menologio» de Basilio II, emperador de Bizancio (Vat. gr. 1613). Madrid, 2005. [Codices e Vaticanis selecti, Ser. maior LXIV]). Эта знаменитая рукопись содержит 430 миниатюр, рядом с к-рыми писец указал имена 8 художников. Авторство наибольшего числа миниатюр (79) в Минологии, в т. ч. первой, приписывается П., из чего сделан вывод, что этот художник был главой мастерской. Миниатюры П. отличаются неизменно высоким качеством исполнения. Для них характерны уравновешенные композиции, гармоничные цветовые сочетания, спокойные и натурально переданные движения персонажей. Фигуры имеют слегка удлиненные изящные пропорции, лица - правильные черты. Рисунок П. тонкий и аккуратный, детали исполнены очень тщательно, моделировка поверхностей сделана плавными тональными градациями. В целом классический и гармоничный стиль П. можно назвать эталоном для визант. искусства кон. X - 1-й четв. XI в.; на него ориентировались и др. художники мастерской. Исследователи приписывают П. также иллюстрации Псалтири имп. Василия II из б-ки Марчиана в Венеции (Marc. gr. Z. 17) и миниатюры нек-рых др. рукописей кон. X - нач. XI в. Лит.: Š ev enko I. Illuminators of Menologium of Basil II//DOP. 1962. Vol. 16. P. 245-276; idem. On Pantoleon the Painter//JÖB. 1972. Bd. 21. S. 241-249; Cutler A. The Psalter of Basil II//Arte Veneta. 1976. Vol. 30. P. 9-19; 1977. Vol. 31. P. 9-15; Furlan I. Codici greci illustrati della Biblioteca Marciana. Padova, 1978. Vol. 1. P. 46-47; Zakharova A. Gli otto artisti del «Menologio di Basilio II//Miscellanea Bibliothecae Apostolicae Vaticanae. Vat., 2003. Vol. 10. P. 379-432 (ST; 416); Zacharova A. Los ocho artistas del Menologio de Basilio II//El «Menologio» de Basilio II. Biblioteca Apostolica Vaticana, Vat. gr. 1613: Libro de estudios con ocasión de la edición facs./Dir. por F. D " Aiuto, ed. esp. a cargo de Inmaculada Pérez Martín. Vat.; Atenas; Madrid, 2008. P. 131-195. (Colección Scriptorium; 18); Захарова А. В. Минологий Василия II (Vat. gr. 1613)// Попова О. С., Захарова А. В., Орецкая И. А. Византийская миниатюра 2-й пол. X - нач. XII в. М., 2012. С. 145-206.

http://pravenc.ru/text/2578894.html

Прп. Никита Мидикийский. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 94) С легализацией христианства тип I. c. приходит в иконографию офиц. гос. религии. По мнению исследователей христ. культуры, «изображение Христа появляется сначала как clipeus, т. е. в той форме, в какой мы могли видеть важнейшие традиционные изображения императора» ( Бельтинг. 2002. С. 130). Известно, что образ Иисуса Христа из Камулианы, традиция поклонения к-рому зафиксирована в VI в., так же как офиц. образ императора, носили в процессиях ( Dobsch ü tz. 1899. S. 41; Бельтинг. 2002. С. 75-76). От этого времени сохранилась икона ап. Петра, в верхней части которой в медальонах, подобно изображениям на античных щитах, помещены образы Иисуса Христа, Богоматери и ап. Иоанна Богослова (VI-VII вв., монастырь вмц. Екатерины на Синае). Форму I. c. унаследовал один из основных типов иконографии Богоматери - Никопея , где Младенец Христос изображен прямолично в медальоне на лоне Пресв. Девы. Уникальным свидетельством существования икон круглой формы в эпоху восстановления иконопочитания являются миниатюры сер. IX в. в Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129д. Л. 3 об., 4, 12, 23 об., 44, 48 об., 51 об., 64, 86, 97 об., 154). Поскольку Хлудовская Псалтирь, как и ряд примыкающих к ней рукописей, представляет собой позднейшую редакцию раннехрист. памятника ( Лазарев. 1986. С. 60), можно предположить, что круглая форма икон в указанной рукописи определена более ранним образцом. С иконами типа I. c. в руках (как правило, оплечный образ Иисуса Христа) изображаются исторические лица - защитники иконопочитания: имп. Феодора (в Минологии Василия II - Vat. gr. 1613. P. 392, 976-1025 гг.); игум. Никита Исповедник, Мидикийский (Ibid. P. 94) - c образом Иисуса Христа по типу «Спас Нерукотворный»; свт. Никифор, патриарх К-польский (в Хлудовской Псалтири, попирающий Иоанна Грамматика (Л. 51 об.), вместе с прп. Феодором Студитом (в Лондонской Псалтири - Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 27v, 1066 г.); прп. Стефан Новый (в Минологии Василия II - P. 210; в Лондонской Псалтири - Fol. 117). Образ круглой формы может рассматриваться не как отдельное иконное изображение, а как знак иконы. После победы над иконоборцами получила распространение иконография «Собор архангелов» («Собор небесных сил бесплотных»), смысловым и композиционным центром к-рой является образ Христа, к-рый архангелы несут «на щите».

http://pravenc.ru/text/389473.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ II ХРИСОВЕРГ Николай II Хрисоверг († 16.12.992), патриарх К-польский (c апр. 980) Николай II Хрисоверг († 16.12.992), патриарх К-польский (c апр. 980) [Греч. Νικλαος Χρυσοβργης] († 16.12.992), патриарх К-польский (c апр. 980). Точное время рождения Н. Х. неизвестно. Есть сведения, что он вел монашескую жизнь на Вифинском Олимпе (отсюда прозвище, имеющееся в одном из списков: Ολυμπτης), долгое время был сподвижником прп. Афанасия Афонского ; согласно Феодору Скутариоту (XIII в.), Н. Х. основал на Олимпе мон-рь Смилакия ( Janin. Grands centres. P. 181). Позже рукоположен во епископа и возведен на Адрианопольскую кафедру. Лев Диакон , к-рый был современником Н. Х., сообщает, что именно ему, «мужу почтенному и святому», исповедался имп. Иоанн I Цимисхий (969-976) на смертном одре ( Leo Diac. Hist. X 11). Преемник последнего, Василий II Болгаробойца (976-1025), сразу после вступления на престол столкнувшийся с бунтом военачальника Варды Склира, отстранил патриарха К-польского Антония III Студита (973-976; † 978), подозревая его в сочувствии мятежникам. Патриаршая кафедра оставалась вдовствующей более 4 лет, вплоть до разгрома войска и бегства Склира, что дает основания датировать избрание Н. Х. 980 г. Сообщения историков ограничиваются краткими сведениями о его поставлении и кончине ( Scyl. Hist. P. 328, 340; Zonara. Epit. hist. Vol. 3. XVII 6; Theodoros Scutariotes. Σνοψις Χρονικ// Σθας. ΜΒ. 1894. Τ. 7. Σ. 158; Император Василий Болгаробойца: Извлечения из летописи Яхъи Антиохийского. 1883. С. 14). Послы равноап. кн. Владимира на богослужении в соборе Св. Софии в К-поле. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 59 об.) Послы равноап. кн. Владимира на богослужении в соборе Св. Софии в К-поле. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 59 об.) В Житии прп. Симеона Нового Богослова , написанном прп. Никитой Стифатом , упоминается, что Н.

http://pravenc.ru/text/Николая II ...

Вопрос: Скажите, пожалуйста, причислены ли к лику святых библейские волхвы Каспар, Мельхиор и Валтасар? Заранее благодарю. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : В Православной Церкви не было специального прославления волхвов, принесших дары Младенцу Иисусу, однако их благочестие и любовь к Богомладенцу вызывают самое высокое уважение. В Минологии Василия II (976-1025 гг.) на день праздника Рождества Христова упомянуто событие: поклонение волхвов. У западных христиан в праздник Богоявления (6 января по григорианскому календарю) центральным событием является воспоминание явления звезды восточным волхвам или царям (по европейскому поверью они были царями) в момент рождения Иисуса Христа. Поэтому праздник Богоявления назван также Festum magorum (праздник волхвов), или Festum regum (праздник царей). День Крещения Господня (Baptisma Christi) отмечается в первое воскресенье после праздника Богоявления и завершает рождественский цикл. Имена волхвов (Каспар, Мельхиор и Валтасар) впервые встречаются у Беды Достопочтенного (672 или 673 – 27 мая 735). О мудрецах, пришедших поклониться Богомладенцу, достоверно известно только из святого Евангелия:  войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф.2:11). Они пришли с востока (2:1). Употребленное в тексте греческое слово магой обозначает персидских или вавилонских жрецов, мудрецов и звездочетов. Из какой страны были волхвы определенно сказать невозможно: скорее всего, из Персии или Вавилонии. В этих странах были известны мессианские ожидания иудеев благодаря пророку Даниилу, книга которого хорошо была известна как персам, так и халдеям. Постепенно на тему о волхвах сложилась большая литературная традиция. Перед исследователями стоит непреодолимая трудность: отделить исторические элементы этой традиции от легендарных. Согласно преданию, впоследствии они стали христианами. Их крестил св. апостол Фома, который благовествовал в Парфии и Индии. Они стали проповедниками Евангелия. В западных преданиях говорится даже о рукоположении их св. апостолом Фомой в епископов. Говорится также о том, что их мощи были обретены св. царицей Еленой и положены в Константинополе. Позже при миланском епископе Евсторгии в 5-м веке они бы перенесены в Медиолан. В настоящее время золотой ковчежец с их мощами находится в Кельнском соборе.

http://pravoslavie.ru/6883.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ап. Апеллий. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) [греч. Απελλς] (пам. 31 окт., 4 янв. в Соборе 70 апостолов), ап. от 70, к-рому наряду с др. членами рим. Церкви ап. Павел посылает приветствие и называет его «испытанным во Христе» (Рим 16. 10). Не исключено, что по происхождению А. был иудей, т. к. имя Апеллий было распространено среди иудеев. Предание приписывает А. епископское служение в Смирне и Ираклии. В «Синаксаристе» Никодима Святогорца различаются два Апеллия: один - апостол, упомянутый в Послании ап. Павла к Римлянам (16) и ставший епископом в Смирне (пам. 10 сент.) (Μηναον. Σεπτμβριος. Σ. 135), др.- апостол от 70, впосл. епископ Ираклии (пам. 31 окт.) (Μηναον. Οκτβριος. Σ. 318-319). В печатных месяцесловах XIX в. (митр. Евгения, прот. Д. Вершинского и др.) упоминается только один А. (пам. 31 окт.), 10 сент. отмечена память Аполлоса . Архиеп. Сергий (Спасский), ссылаясь на Никодима Святогорца, считает А., еп. Смирнского, и А., еп. Ираклийского, разными лицами ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 450): 31 окт. празднуется память А., еп. Ираклийского, а 10 сент.- упомянутого в Рим 16 А., еп. Смирнского. Что касается второго Апеллия (10 сент.), то среди епископов Смирны упоминается только Аполлос Александрийский (пам. 8 дек.), следов., здесь имеет место смешение имен А. и Аполлоса. Память А. отмечается дважды в году: в Соборе 70 апостолов (см. Апостолы , разд. «Гимнография») - 4 янв. и вместе с апостолами от 70 Стахием , Амплием , Урваном , Наркиссом и Аристовулом - 31 окт. с пением им общего последования. Отдельное последование А. неизвестно. А. С. Небольсин Иконография. В целом ряде визант. Минологиев А. обычно изображен с апостолами, чья память приходится на 31 окт. Сцена мучения апостолов представлена: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 151, 976-1025 гг.); в Минологии посл. четв. XI в. (ГИМ. Греч. 175. Л. 259v). Изображен в рост в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 84, XV в.) - в руках свиток. Описание облика святого имеется в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., где его предписано изображать молодым, с короткой бородой (Ч. 3. § 7. 56).

http://pravenc.ru/text/75584.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010