Закончив речь, василевс взвалил на плечи камень (в такого рода делах он был прост и скромен), взошел на холм и приказал всему войску последовать его примеру. И через три дня на холме появилось мощное вполне надежное укрепление. Он оставил в этой крепости отряд в пятьсот всадников и тысячу пехотинцев снабдил их достаточным количеством фуража и приказал совершать ежедневные набеги на Антиохию, предавая мечу и разграблению все на своем пути. Сам же он снялся оттуда и отправился в столицу, где, торжественно встреченный горожанами, пребывал [некоторое время] КОММЕНТАРИИ: 1. Ш. Газе считал, что здесь Лев цитирует Гомера (Ил. XI, 390), но это допущение не обязательно. 2. Цифра преувеличена Диаконом: 400 тысяч - число фантастичное. Во-первых, военные трактаты этого времени никогда не упоминают таких армий, во-вторых, в конце четвертой книги Лев пишет, что для осады Антиохии был оставлен отряд лишь в 1500 человек. 3. Сведения о Вавилоне и Семирамиде Лев, видимо, получил в период учебы в Константинополе, на уроках риторики. Эти предания очень популярны в византийской литературе. 4. Иерусалимские стены подробно описаны Иосифом Флавием в книге " Иудейская война " (V, 4). 5. Весна 965 г. 6. Фраза - и бросив свое оружие " Ф. Лоретто (58) не переведена. 7. Членовредительские наказания были широко распространены в Византии (ср. VI, 9). Описанный у Льва проступок законом предусмотрен не был, но бросившего оружие на поле брани ждала смертная казнь. 8. Дука - должность, существовавшая в начале только как воинская. Но с конца Х и особенно в XI в. дука (подобно доместику схол) стал получать, помимо командования фемными войсками, гражданскую власть над фемой или рядом фем, где происходила война. Почетным званием дуки (катепана) жаловались крупные военные деятели, но одновременно, были и дуки небольших местностей, имевших, однако, особое военно-стратегическое и политическое значение. Титул дуки был дарован Цимисхию за то, что он в продолжение зимы и весны 965 г. самостоятельно и успешно вел боевые действия против арабов.

http://sedmitza.ru/lib/text/433422/

Очевидно, что в вопросе о католикосате Житие сыграло решающую роль, заставив во многом пересмотреть прежние научные представления. Только с открытием этого источника стало возможным воссоздать полную историческую картину разных этапов его существования и локализовать на каждом из них его местонахождение 66 . Антиохийские мятежи 965 и 967 гг. Следует сразу отметить, что этот сюжет, в отличие от предыдущего, по сути, является частью мусульманской, а не мелькитской истории, поэтому круг источников здесь будет совершенно иным и более широким. Междоусобицы 960-х гг. описывают многие мусульманские историки: Мискавайх (ум. в 1030 г.) 67 , Ибн аль-Асир (1160–1234) 68 , Камаль ад-Дин (1192–1262) 69 , " Изз ад-Дин ибн Шаддад (1217–1285) 70 , а из христианских авторов – Яхья Антиохийский, египетский хронист, переехавший в Сирию в 1014/15 г. 71 В ряду этих источников Житие занимает весьма важное место. События до февраля 967 г. оно передает с достаточной полнотой, а начиная с этого момента является, по-видимому, даже первоисточником, поскольку ни один мусульманский автор не говорит о втором антиохийском мятеже, а Яхья Антиохийский опирается в своем рассказе на повествование Ибрахима ибн Юханны 72 . В изложении агиографа Христофора есть и пробелы, но они, как мы постараемся показать, неслучайны. Поводом к первому мятежу стало прибытие в Антиохию из Тарсуса (Тарса) после его захвата византийцами (август 965 г.) командира Рашика ан-Насими. Он убедил антиохийцев послать к императору посольство, чтобы передать ему собранные средства и заключить договор с выдачей заложников 73 . Никифор вместо этого попросил права построить в городе цитадель и оставить там стратига для обороны. Когда же антиохийцы отказались, «Рашик со стыдом подумал, что он будет выглядеть как человек, в котором нет ни капли признательности, и решил, как говорится, поставить все под удар, подняв мятеж против Сейф ад-Даулы» 74 . В контексте повествования Ибрахима ибн Юханны реакция Рашика представляется странной: совершенно непонятно, о каких стыде и признательности идет речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

965 Открыт он по Высочайшему повелению от 3 мая 1851 г. В состав его вошли: местный епархиальный Архиерей, Начальник губернии, Вице-губернатор, Управляющий Палатою Госуд. Имуществ Жандармский штаб-офицер. Собрание постановлений по части раскола. Лондон 1863 г. стр. 381. 968 Граф Стенбок представил Алябьеву след. документы: 1) Пространную выписку из дела, произведенного следственною Комиссией о Страннической секте в 1850 г. 2) Произведенное им дополнительное исследование в 10-ти томах. 3) 5-ть книг алфавитных указателей о прикосновенных к делу лицах. 4) Список пристанодержателям Страннической секты. 5) Выписку из прежних производств о сектаторах и пристанодержателях Странич. секты. 6) Список не пойманным бродягам раскольникам с описанием их примет. 3) Дела и бумаги, поступившие к нему по окончании следствия, т. е. с 1 февр. 8) Список арестантам, содержащимся по произведенным делам в тюремных замках. 9) Книги, отобранные у беглых и пристанодержателей при особой описи. Журналы комиссии по делам Стр. секты 1853 г. февр. д. 2. церкви и если нет, то кем и по какому чину погребаются у вас умершие? 24) Если, по учению твоего согласа, не допускается брака и предписано девственное житие, то не положено ли особого наказания за блуд и в чем это наказание состоит? 25) Признаются ли, по учению твоего согласа, справедливыми согласы Филиппова, Федосеева и др., называющиеся староверцами и старообрядцами; если признаются несправедливыми, то почему? 26) Признается ли за действительное, по учению твоего согласа, крещение, принятое в этих согласах и не перекрещиваются ли вновь приходящие к вам от этих согласов? 27) Допускается ли, по учению твоего согласа, тайное исповедание веры согласно Странническому учению и, вместе с тем явное, для виду только повиновение правилам православной церкви? 28) Не дозволяется ли, по учению твоего согласа, для виду только ходить на исповедь к священнику Православной, Великорусской церкви и писаться принадлежащим к этой церкви? 29) Следует ли, по учению твоего согласа, платить подати отдавать единоверцев в рекруты? 30) Дозволяется ли, по учению твоего согласа, иметь общение в молитве, пище и питье с теми, которые следуют учению православной великор.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

962 Уже Василий указывает, что если бы πνοια была лишь пустым звуком, как ее представляет Евномий, это была бы уже скорее παρνοια (безумие), см. Adv. Eun. I, 6: SC 299, 182, 4. 963 στι γρ ... πνοια φοδος ερετικ τν γνοουμνων, δι τν προσεχν τε κα κολοθων τ πρτ περ τ σπουδαζμενον νοσει τ φεξς ξευρσκουσα. νοσαντες γρ τι περ το ζητουμνου τ ρχ το ληφθντος δι τν φευρισκομνων νοημτων συναρμζοντες τ κλουθον ες τ πρας τν σπουδαζομνων τν γχερησιν γομεν (C. Eun. II, 182: GNO I, 277, 20–26). 964 См. С. Eun. II, 181–182: GNO I, 277, 7–26. Василий представляет рост человеческого познания через уточнение понятий так же как и Григорий, Adv. Eun. I,6: SC 299,184–188. 965 ... ν ος οκ στι πρτον κα δετερον νημα οτε λεπττερον τερον τρου κα κριβστερον, οκ ν χοι, φησ, χραν τ κατ’ πνοιαν (С. Eun. II, 344: GNO I, 326, 19–22). 966 См. об этом G. С. Stead, «Logic and the Application of Names to God»//L.F. Mateo-Seco – J. L. Bastero, El «Contra Eunomium I», c. 303–320. [Русскоязычного читателя может заинтересовать монография А. Л. Берлинского Античные учения о возникновении языка. – СПб.: Филологический факультет СП6ГУ; Издательство СПбГУ, 2006. – 412 с. – Прим. пер.] 967 См. С. Eun. II, 404–405: GNO I, 344, 13–25. У учителя Евномия Аэция мы найдем утверждение о том, что имя представляет сущность вещи (οσας στι δηλωτικν, Syntagmation 16: Wickham 542), что напоминает Crat. 393d или 422d (см. об этом L. R. Wickham, «The Syntagmation of Aetius the Anomoean»  //Journal of Theological Studies, 19,1968, c. 532–569, особ. 560). 969 Василий обвиняет Евномия конкретно в том, что используемая им «технология» отрицания (см. Adv. Eun. I,9: SC 299,200,30–202,31) опирается на выкладки Аристотеля относительно ξις и στρησις (см. Аристотель, Cat. 10:12а26–31), см. С. Eun. I,9: SC 299,200,8 ff. Однако Василий и сам использует аристотелевские категории τ στιν (οσα) и πως στν (ποιν) – см. Аристотель, Cat. 4: lb26 – когда размышляет о том, к какому типу относится высказывание о нерожденности Бога (Adv. Eun. I,15: SC 299,224,1–4).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

20) Стих о Георгии и драконе мог быть составлен в период от XII до половины века. Глава XVI. Георгий и былинные сюжеты 962  – Георгий и его отношение к повестям, сказкам и легендам 1. Георгий и Добрыня Никитич Прежде всего я должен предупредить, что эта глава не может претендовать на значение специальной разработки затронутой темы. Если бы я даже ограничился славяно-русским миром, то и в таком случае мои наблюдения имели бы характер только указаний и материалов, ибо во многих случаях удалось бы установить только точки соприкосновения между Георгиевской легендой и другими сюжетами. Но, скажем, нам удалось бы установить «зависимость» какого-либо сюжета от Георгиевской легенды. Вопрос всё же не был бы окончен, оставалось бы разрешить, на какой собственно почве произошло это «влияние», не было ли оно ещё в византийской литературе. Тогда и самый вопрос о влиянии Георгиевской легенды существенным образом изменится. Сходство славянских и русских обработок должно будет в таком случае объясняться ещё и заимствованием (независимым) из одного и того же источника, а не заимствованием русской словесностью из югославянской. Поэтому в дальнейшем я всегда тщательно отмечаю все случаи, как первого, так и второго рода. Меня больше интересуют сюжеты русской, «так называемой народной словесности» 963 ; потому главное внимание я посвящу им, нисколько, впрочем, не отрицая за своими наблюдениями характера случайности в тех или других местах, не говоря уже о наблюдениях над славянскими и византийскими сюжетами 964 . Былинный наш эпос знает змееборцев 965 . Мало пока объяснённое лицо нашего эпоса, Добрыня Никитич, известен преимущественно, как змееборец. Этот его подвиг, по справедливому замечанию Ф. И. Буслаева , «относится к самым ранним подвигам Добрыни. Этот подвиг, как кажется, составляет первоначальное зерно, из которого потом развился эпический тип Добрыни». С этим мнением Буслаева вполне согласен В. Ф. Миллер 966 . Акад. Веселовский говорит, что «в русском былинном эпосе специальность змееборства принадлежит Добрыне 967 .Недавно и А. М. Лобода подметил, что «обыкновенно женитьба Добрыни не составляет содержания отдельных былин, а вставляется в виде эпизода непосредственно за освобождением полонянки от змея в былинах о Добрыне и Змее Горыниче» 968 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—150— киевской руси и говорить об открытии епископии в Киеве. Но о христианстве в Киеве при Аскольде и Дире не сохранилось никаких следов; летописец молчит о нем; невероятно, чтобы такой факт, как основание епископии, мог остаться ему неизвестным и неотмеченным 2704 . С другой стороны, из договора Олега с греками (911 г.), где понятие грек и христианин отожествляются и противопоставляются язычнику-руссу, можно видеть, что киевская русь еще при Олеге была языческой. В силу указанных соображений, необходимо искать крещенных при Фотии руссов не в Киеве, а где-либо еще. Показания некоторых восточных арабских писателей и другие второстепенные соображения (название Черного моря „русским“ и т.д.) позволяли думать, что руссы, между прочим, жили по северным берегам Черного моря, может быть, на Таманском побережье. Если крещенная при Фотии Русь не жила в Киеве, то ее остается искать на Черном море и отожествлять с Русью черноморской. Это и сделал между прочим, Е.Е. Голубинский 2705 . По его мнению, епархия, открытая при Фотии для руссов, не может находиться где-либо еще, кроме Тмутаракани (Матархе, τ Ματρχα). Такое решение вопроса представлялось бы наиболее удовлетворительным, если бы не оставалось места для сомнения в самом существовании черноморской Руси. Однако, эти сомнения выдвигаются. Фр. Вестберг, подвергнув тщательному анализу сказания восточных писателей о руссах, пришел к решительному выводу, что в этих сказаниях речь идет не о руссах черноморских, и что последних ни в X веке до 965 г., т.е. года похода Святослава на хазар, ни тем более в IX веке вовсе не существовало 2706 . С другой —151— стороны, если в греческой колонии τ Ματρχα (Ματρχα) видеть Тмутаракань 2707 , то нужно иметь в виду, что греческая епархия в Матархе существовала гораздо раньше Фотия и отмечалась в Nititiae episcopatuum еще в конце VIII века 2708 . В таком случае, приходилось бы отказываться от решения Е.Е. Голубинского и искать какого-либо иного. В.Г. Васильевский не видел другого выхода, как отожествить руссов IX в., нападавших на Амастриду и Сурож и, можно добавить, на К-поль, с тавро-скифами, а этих последних с готами, готаланами и валанготами 2709 . По нему, и русские письмена, найденные Константином Философом в Крыму, были ничем иным, как переводом Ульфилы евангелия и псалтири на готский язык 2710 . Но где поместить этих готов-руссов, Васильевский и сам затруднялся 2711 . Возможны три географических пункта: таврический, приднепровский и тмутараканский. Против первого сам Васильевский предусматривал возражение в том, что таврические готы были давно христиане, и выдвигал поэтому предположение, что, кроме крещенных готов, севернее их, в горном Крыму, могли жить и готы язычники. Не настаивая однако с решительностью на этом, он не видел препятствий привлекать к делу и русь тмутараканскую, и русь приднепровскую 2712 , разумея под

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В данном издании воспроизводится без изменений текст 26-го издания. Следовательно, за редким исключением, оставлены без изменений деление на абзацы и пунктуация, что позволяет сохранить постраничную разбивку текста. Таким образом, текст настоящего издания идентичен, как и ранее, тексту «The Greek New Testament», теперь его 4-му исправленному и дополненному изданию (1993). На основе того же текста созданы конкордансы, 114 «Лексикон Нового Завета» 115 и «Синопсис четырех Евангелий». 116 Критический аппарат 27-го издания, напротив, значительно переработан и стал более надежным, выразительным и удобным для использования, в соответствии с названными выше целями. Все части аппарата подверглись серьезной правке. Сложные примечания упрощены (cp. Jud 5r, Rom 15 ,18г). 117 По разным причинам и за некоторыми исключениями набор мест, получивших комментарий в аппарате, оставлен без изменений. В помощь тем, кто знаком с предыдущими изданиями, и для сведения новых читателей исправления, сделанные в 27-м издании, описаны перед общим вступлением. Отбор рукописных источников, использованных в аппарате, произведен заново с целью внесения большей ясности, для чего некоторые малоценные свидетели заменены другими, более ценными. Сокращено количество фрагментарно сохранившихся унциалов, которые цитировались регулярно наряду с основными источниками. Фрагменты некоторых унциалов вовсе не приводятся. Это касается по преимуществу только кодексов с небольшими фрагментами текста, совпадающими с текстом большинства (). А именно: R, 052, 053, 054, 061, 063, 064 (++074 и 090), 065, 093, 0103, 0104, 0120, 0133, 0134, 0135, 0136 (++0137), 0197, 0253, 0255, 0265, 0272, 0273. Рукописи, заключенные в скобки, отождествлены как фрагменты рукописей, стоящих перед скобками и обозначенных меньшим номером. Это правило использования сиглумов с меньшим числовым значением соблюдается и в других случаях (ср. 0100 теперь 963, 0114 теперь 965, 0276 теперь 962). Если использованный ранее номер отсутствует, его нужно искать в списке рукописей Приложения 1, которое соответствует 2-му изданию Краткого списка греческих рукописей Нового Завета К. Аланда. 118

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

40. Эти слова дали многим историкам пищу для предположений о существовании приазовской Руси. Но данная гипотеза зиждется лишь на неточности перевода, как латинского - Газе, так и старого русского - Попова (Карышковский. 1960, 40-43). Однако Д. Л. Талис считает, что Боспор недаром связывался в сознании Льва Диакона с Русью: ведь арабские писатели называют Боспор Россией, и это далеко не единственный топоним с корнем " рос " в Крыму. Тогда по-новому встал бы вопрос об употреблении применительно к русским этнонима " тавроскифы " (Талис. 1974). Впрочем, археологических свидетельств русского присутствия в Крыму до конца Х в. нет (Гадло. 1968, 65). Итак, несмотря на то что дискуссия о причерноморской Руси ведется давно (Половой. 1961; Цанкова-Петкова. 1970; Литаврин. 1972, и т. д.), вопрос этот попрежнему остается открытым (Удальцова. 1969, 129; Арвейлер. 1971). 41. В обмен на уступку Мисии ромеям Цимисхий признавал право Древней Руси на владение Керченским проливом. Фактически он предлагал Святославу продолжать завоевания в Северном Причерноморье, где в то время кочевали печенеги. Согласно русской летописи, и Ольга была недовольна походами Святослава в Болгарию, усматривая главную опасность в кочевниках; такой взгляд являлся вполне реалистичным не только в ситуации того времени, но и для дальнейшей истории Древней Руси. 42. В действительности все было наоборот: со второй четверти IX в. историческая Македония (за исключением области Фессалоники) входила в состав первого Болгарского царства. Для имперских идеологов, однако, северной границей Византии по-прежнему оставался Дунай, как и сотни лет назад. О расширительном толковании термина " Македония " в Византии см.: Амантос. 1924, 44. 43. Котраги (кутригуры) - тюркское племя, жившее у Азовского моря в V- VII вв. (Моравчик. 1958, II, 165). По Феофану (356), это народ, одноплеменный с болгарами. См.: Лишев. 1954, 352; Цанкова-Петкова. 1954. 44. В рукописи Льва Диакона - " харары " , но это явная описка. Ранние известия о хазарах относятся к IV в. Кочевали в Западно-Прикаспийской степи. В течение нескольких столетий Хазарский хаганат был великой державой Восточной Европы. В 965 г. хазары были разгромлены Святославом (Данлоп. 1954; Гумилев. 1966).

http://sedmitza.ru/lib/text/433428/

Согласно Иакову, в 978 г. закончилась междоусобица. За этим последовала серия походов на Польшу и ятвягов. Владимиру пришлось заново покорять вятичей, подчиненных Киеву еще его отцом. Именно в это время хазарам с помощью ширван-шаха удалось вернуться на свои земли. Закончив дела на западном направлении, Владимир пошел на болгар, а затем снова обрушился на хазар. Так как 987 г. отмечен как год его крещения, то эти события произошли в 985–986 гг. В 987 г. русы, очевидно, из заново захваченных хазарских городов в устье Волги, оказали помощь врагам ширван-шаха в Дербенте. В 990-е гг. Хорезм все же изгнал из низовий Волги и русов, и их союзников огузов (торков), но хазарам пришлось принять ислам . Хазария просуществовала в устье Волги еще некоторое время, а память о ней жила вплоть до середины XII в. 179 А. В. Гадло, считавший, что Владимир ходил на дунайских болгар, предположил, что поход на хазар на самом деле был направлен только на захват Тмутороканя. Оттуда и пришла в 987 г. помощь Маймуну, эмиру Дербента. На вопросе, каким образом русы прошли из Азовского моря в устье Волги, занятое врагом Маймуна, ширван-шахом Мухаммедом б. Ахмадом, исследователь не останавливается. 180 Тмуторокань действительно могла быть одной из целей хазарского похода Владимира. Все указывает на то, что она была взята еще Святославом в походе 965 г., 181 но в начале 980-х гг. ее могли потерять так же, как низовья Волги. Если принять тезис о волжской направленности войн Владимира, становится понятно и то, почему Иаков Мних поместил поход на Корсунь в этот же ряд, хотя прекрасно знал, что он состоялся после крещения. Целью князя было укрепление позиций Руси на Черноморском побережье. Как уже говорилось выше, существует предположение, что Владимир взял Корсунь как союзник императоров. Но одно не мешает другому. Под предлогом помощи будущему шурину русский князь вполне мог заняться решением собственных проблем. Результат известен – Тмуторокань еще сто лет оставалась русским владением. Крещение. Источник Иакова помещает крещение в десятый год после убийства Ярополка 11 июня 6486 (978) г. Если он применял византийский сентябрьский год, то это период 1 сентября 986 г. – 31 августа 987 г. Если отсчет велся только по годам правления Владимира, то это период с июня 987 г. по июнь 988 г. В древнерусском летописании времен НС было в ходу местное летоисчисление с 1 марта. Византийские сентябрьские датировки церковных событий встречаются во времена Ярослава. Как уже было сказано, день его смерти, Федоровская суббота первой недели Великого поста 6562 г., указан по сентябрьскому стилю и в летописи, и в современной записи о смерти князя на стене Софии Киевской (20 февраля 6562 г., воскресенье Федоровой недели). Традиция считать по годам правления императоров тоже восходит к Византии. Видимо, это и вызывало у летописцев сложности в точном определении года крещения. Дата 6495 (987) г. встречается, как уже говорилось, в «Чтении» Нестора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На азиатском побережье первыми находятся гипербореи 964 за аквилоном 965 и Рифейскими горами под самой осью созвездий; там солнце восходит не каждый день, как у нас, но лишь во время весеннего равноденствия, а заходит только в осеннее равноденствие, так что день длится непрерывно шесть месяцев и столько же ночь 966 . 37. Страна их тянется узкой полосой, согрета солнцем и сама производит плоды 967 . Ее обитатели – самые справедливые люди, и живут дольше всех других смертных и счастливее. Вечно наслаждаясь радостным досугом, они не знают ни войн, ни распрей, занимаясь служением Аполлону 968 , которого почитают более всего; рассказывают, что первины урожая они посылали на Делос, сначала через своих девушек, затем через [соседние] народы, передававшие их без задержки от одного к другому, и обычай этот сохранялся долго, пока не был осквернен испорченностью народов [-посредников] 969 . Живут они в рощах и лесах и, когда чувствуют, что насытились жизнью, при этом не испытывая отвращения к ней, тогда они, украсив себя гирляндами, в радостном настроении бросаются в море с какой-то определенной скалы. Такое погребение у них считается наилучшим 970 ... 44. Какое-то время не знали точно, что лежит за Каспийским заливом – то ли тот же океан, то ли земля, угнетаемая морозом и простирающаяся без конца и края. 45. Но кроме физиков 971 и Гомера 972 , которые говорили, что весь мир окружен морем, можно положиться также на Корнелия Непота 973 , [мнение которого] тем более авторитетно, что оно более современно. Он приводит свидетельство об этом Квинта Метелла Целера и припоминает такой его рассказ 974 : когда тот управлял Галлией в качестве проконсула 975 , царь ботов 976 подарил ему каких-то индов. Расспросив их, откуда они прибыли в эти земли, он узнал, что они были бурей унесены из индийских морей и, проплыв весь путь [от Индии], пристали, наконец, к берегам Германии 977 . Следовательно, остается [полагать, что за Каспием находится] море, но остальная часть его побережья скована вечной мерзлотой и поэтому пустынна...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010