Крещение Руси ЖМП 6 июнь 2015 /  5 июня 2015 г. 12:25 Крещение — это не случайность К 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет подготовил юбилейный сборник в двух томах. В первом томе собраны жизнеописание князя, тексты разных эпох начиная с киевского митрополита Илариона XI века и вплоть до авторов XX–XXI веков и иконография Владимира — от древнейших ¬сохранившихся образцов до современных икон. Второй том содержит факсимильное переиздание церковной службы святому Владимиру, подготовленное в 1915 году к 900-летию кончины князя. Узнают ли читатели что-то новое о крестителе Руси и какие исторические тайны пока так и не удалось раскрыть, в интервью журналу рассказал один из авторов сборника доктор исторических наук Александр Назаренко. — Александр Васильевич, период правления князя Владимира и его личность хорошо изучены. Есть ли в книге новые, ранее не известные факты и сведения? — Да, новые сведения появляются хотя и нечасто, но регулярно. Их дает археология, смежные дисциплины (эпиграфика и др.), а также углубленное прочтение уже известных текстов. Например, появилась возможность уточнить время возникновения Киевской митрополии. Это важный факт не только в истории Русской Церкви, но и в политической истории княжения Владимира. Долгое время ученые, следуя авторитетному мнению известного исследователя русских летописей Алексея Шахматова, считали, что митрополия образовалась только при Ярославе Мудром около 1037 года, когда строился кафедральный Софийский собор в Киеве. Потом историки предпочитали говорить о времени не позднее 997 года. Ведь в списках митрополий Константинопольской Патриархии, выстроенных в хронологическом порядке их учреждения, митрополия Руси стоит перед митрополией Алании. Между тем первое упоминание Аланской митрополии относилось именно к 997 году. Однако теперь открыты более древние (965) упоминания об аланских митрополитах. Объяснить коллизию этой новой даты с датой крещения Руси (988–989) можно только в случае, если в истории существования Аланской митрополии был перерыв. Он и в самом деле был, а возобновление пришлось на 1021/1022 год. Таким образом, оказывается, что Киевская митрополия открылась не сразу после крещения Руси, а пятнадцатью-двадцатью годами позже, хотя еще и при князе Владимире. Это уточнение принципиально важно, потому что если дело обстояло действительно так, то первоначальные мероприятия по катехизации народа, которые в нормальных условиях были делом церковной власти, проводились, выходит, когда церковного священноначалия еще не было, то есть княжеской властью. Роль Владимира в собственно церковной истории Руси, таким образом, существенно возрастает.

http://e-vestnik.ru/history/aleksandr_na...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БУРХАРД [лат. Burchardus] (ок. 965, Гессен - 20.08.1025, Вормс), еп. Вормса, канонист. Основным, хотя и не всегда надежным, источником сведений о его жизни является житие (Vita Burchardi), написанное Эббоном, схоластиком вормсского кафедрального собора. Предположительно Б. происходил из знатного графского рода Райхенбах-Циенхайн. Как младшего ребенка его с детства готовили к духовной карьере (puer oblatus), он воспитывался в Кобленце в монастырской школе при ц. св. Флорина. Вероятно, стал клириком в период своего пребывания в Льежском еп-стве в мон-ре Лоб или в общине регулярных каноников г. Льежа. Ок. 993 г. архиеп. Виллигиз Майнцский назначил Б. своим камерарием, сделав приором канониката св. Виктора. В 997 г. он был рукоположен во пресвитера. Ок. 995 г. нем. кор., впосл. герм. имп., Оттон III , ввел Б. в состав королевской придворной капеллы, в 1000 г. при содействии архиеп. Виллигиза Майнцского назначил его епископом Вормса. Б. активно участвовал в политической жизни империи: поддержал политику имп. Генриха II (1002-1024), сопровождал его в итал. походах (1001-1002 и 1013-1014), участвовал в церковных Соборах в Диденхофене (1003), Дортмунде (1005) и во Франкфурте (1007), где было вынесено решение об основании Бамбергского еп-ства. На епископском подворье в Вормсе воспитывался кор. Конрад II (1024-1039). При Б. в городе были возведены новые здания кафедрального собора св. Петра (освящен 9 янв. 1018 в присутствии Генриха II), монастырских церквей св. Павла, св. Андрея и св. Мартина; была реорганизована система городских приходов. Сочинения Б. был одним из крупных правоведов XI в., с его именем связаны «Декрет Бурхарда» (Decretum Burchardi), посвященный церковному праву (вопросам церковной иерархии, дисциплины, совершения таинств), и «Закон людей Вормсской Церкви» (Lex familiae Wormatiensis ecclesiae), содержащий нормы сеньориального права. «Декрет», иногда называемый «Сборник канонов» (Collectarium canonum) или «Книга декретов» (Liber decretorum), позднее он стал также называться «Брокард» (Brocardus), был создан между 1008 и 1012 гг.

http://pravenc.ru/text/153683.html

(965 или 967 - 17.06.1025), старший сын польск. кн. Мéшко I, с 992 г. польск. князь, с 1025 г. (вероятно, с Пасхи) король, один из создателей средневек. Польского гос-ва, организатор независимой от Германской империи Польской Церкви. Для 1-го десятилетия правления Б. X., к-рое в целом отличалось внешнеполитической активностью Польского гос-ва, было характерно тесное сотрудничество с герм. имп. Оттоном III († 1002), строившим планы обновления империи на Западе (renovatio imperii Romanorum). Политико-юридический статус Польши внутри такой обновленной империи был не вполне ясен, но можно с известной определенностью утверждать, что ей отводилась роль оплота миссионерской работы по обращению к христ. вере языческих народов к северу и востоку от тогдашних польск. границ, т. е. прежде всего поморских славян и балтских пруссов и ятвягов. Наиболее известными эпизодами такой работы явились поддержанная Б. X., но неудавшаяся миссия к пруссам св. Адальберта , еп. Пражского, в 997 г. и создание на польско-поморском пограничье, в Мендзыжече, мон-ря, к-рый должен был стать базой буд. миссии. Первыми насельниками мон-ря стали монахи-пустынножители из окружения блж. Ромуальда , основателя конгрегации камальдулов . Согласно древнейшей польск. хронике Галла Анонима (нач. XII в.), к-рая в данном случае опирается, вероятно, на текст утраченного первоначального повествования о мученичестве св. Адальберта, Оттон III уступил Б. X. права империи по церковной организации в самой Польше, а также в завоеванных или еще только подлежащих завоеванию «варварских» землях ( Gall. I. 6). В рамках этого польско-нем. сотрудничества следует рассматривать и учреждение в марте 1000 г. в присутствии самого Оттона III в Гнезно, одном из стольных городов Б. Х., где покоились выкупленные им у пруссов мощи св. Адальберта, самостоятельного (т. е. подчиненного непосредственно папскому престолу) архиеп-ства, к-рому были подчинены учрежденные тогда же польск. еп-ства в Кракове, Вроцлаве и Колобжеге. Это был крупный церковно-политический успех Б. X., впрочем, польск. средневек. историческая традиция была склонна его преувеличивать, неосновательно приписывая Гнезненскому съезду еще и королевскую коронацию Б. X. В Гнезно Оттон III вручил Б. X. копию копья св. Маврикия , палладиума империи (аналогичную копию в 1001 получил венг. кор. св. Стефан I ), как символ вхождения польск. князя в идеальную «семью государей», возглавляемую императором.

http://pravenc.ru/text/149681.html

Дональд Карсон (баптист) Книга Песни Песней Соломона Введение Кто был автором книги? Об авторе говорит само заглавие книги, и нет оснований сомневаться в том, что она действительно написана Соломоном. Соломон упоминается в книге неоднократно (3:7,9,11; 8:11–12). Интересно также упоминание «кобылицы» в 1:8, так как именно Соломон вывез лошадей из Египта. Вместе с тем, некоторые богословы ставят под сомнение авторство Соломона, ссылаясь на лингвистические данные и соображения личностного характера. Они задают вопрос, мог ли Соломон, имевший 1000 женщин, написать о любви к одной единственной женщине. Однако Бог использует для Своего дела самых неподходящих, с нашей точки зрения, людей. Если автором книги все–таки был Соломон, то ее написание, вероятно, можно отнести примерно к 965 г. до н. э. Сколько героев в этой книге? Авторский коллектив, работающий над данными комментариями, считает, что в книге два главных героя: Соломон и Суламита. Это кажется нам гораздо убедительней, чем мнение, что в книге три героя: Соломон, Суламита и ее муж, верность которому она хранит, несмотря на неотступность ухаживаний царя. Какова композиция книги? Существует точка зрения, что книга представляет собой собрание разрозненных, первоначально не связанных между собой любовных песен. Однако эта версия малоубедительна, поскольку в книге четко просматривается ее внутреннее единство. Она начинается с описания первых дней пребывания девушки в царском дворце (1:1 – 13), которое сменяется восхитительными сценами из сельской жизни (1:15 – 2:17). Далее представлены мечты девушки о своем женихе (3:1–5), празднование бракосочетания (3:6–11) и первая брачная ночь (4:1–5:1). Затем следует краткая разлука (5:2 – 6:3), а после нее – радостное воссоединение (6:4–12). Великолепная сцена в царских покоях изображена в 7:1–10, любовные сцены на лоне природы – в 7:11 – 8:14. Поэтому представляется более логичным рассматривать эту книгу как историю двух влюбленных, а не как собрание отдельных любовных песен. Необходимо подчеркнуть весьма примечательный факт, что между влюбленными не было близких отношений до бракосочетания. Это очень важный и серьезный урок для современной молодежи. Чему учит книга?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 61. «Анналы Краковского капитула» (после 1283 г.) Непосредственное продолжение древнейших польских анналов, которые были начаты, как считается, ок. 1000 г. в Гнезне при кафедральном соборе, а затем, с переносом при Казимире I Восстановителе ок. 1038/9 г. княжеской резиденции в Краков, велись в капитуле тамошнего кафедрала. Ок. 1120 г. список с них лег в основу «Анналов» краковского монастыря Св. Креста (см. 41), чем и объясняется сходство обоих «Анналов» на пространстве XI в. В единственном сохранившемся списке второй половины XIII в. памятник охватывает период с 965 по 1283 г. Ввиду лапидарности содержательно не связанных друг с другом записей контекст «русских» известий не приводится. Издания: Ann. cap.Crac. 1872. Р. 779–816; Ann. cap.Crac. 1978. Р. 21–105. Переводы: На русский язык: Щавелева 1990. С. 148–152 (только «русские» фрагменты; с неточностями). Литература: См. литературу, указанную в 41. 1. 1015. Умер Владимир (Wladimir), князь Руси (dux Ruthenorum) 1770 . (Ann. cap. Crac. 1978. P. 45) 2. 1018. Болеслав Первый побеждает русь (Rutheni) и опустошает [их] землю 1771 . (Ann. cap. Crac. 1978. Р. 45) 3. 1078. Король Руси убит в сражении 1772 . (Ann. cap. Crac. 1978. Р. 51) 4. 1087. Умерла Добронега (Dobronega), жена Казимира 1773 . 1088. Женился Мешко 1774 . (Ann. cap. Crac. 1978. Р. 53) 5. 1135. В 5-е иды февраля 1775 – резня и разорение Вислицы (Wizlicia) 1776 . (Ann. cap. Crac. 1978. Р. 57) 6. 1182. Князь Казимир (dux Kazimirus) победил русь 1777 . (Ann. cap. Crac. 1978. Р. 64) 7. 1205. Роман (Romanus), могущественнейший князь (princeps) Руси 1778 , вознесшийся в гордыне и похвалявшийся бесчисленным множенством своего громадного войска, убит в сражении в Завихосте (Zauichost) Лешком (Lezstco) и Конрадом (Cunradus), сыновьями князя Казимира 1779 , с помощью Всемогущего, который попирает выи кичащихся собственной доблестью, который повергает сильных, а униженных воздвигает. Ибо тогда помощь небес настолько преисполнила храбростью горстку, которая из-за своей усталости и утомления осталась от малого, уже разошедшегося по домам войска названных князей, что когда, обратившись, они смелым натиском напали на бесчисленные фаланги упомянутого Романа, замышлявшего коварным обманом погубить Польшу (Polonia) 1780 , то один обращал в бегство тысячу, а двое – десять тысяч. Помимо неслыханной ярости сечи, рассказывали и о потоках крови, стекавших в Вислу (Wizla); тогда вода в ней изменила природный цвет на красный, и [было] в ней без числа трупов падших от победоносной десницы поляков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изображение жены венценосной (равноап. Нина (?), София, Премудрость Божия (?), Мать-Церковь (?)). Роспись кафоликона мон-ря Отхтаэклесиа. Х в. Фото: Б. Кудава Строительные слои, архитектурные формы и эпиграфика указывают на 2 основных периода постройки базилики, осуществленной разными архитекторами. По мнению груз. историка прав. Евфимия Такаишвили , 1-я церковь была построена в IX в. (кладка кирпичом и рваным камнем), облицовка точеным камнем была осуществлена ко 2-й пол. X в. ( Такаишвили. 1952. С. 84-86); Н. и Ж. М. Тьерри определяют работы по строительству рубежом IX и X вв., по облицовке - 961 г., началом царствования Давида III. Строительство всей церкви ученые датировали 978 г. ( Беридзе. 1981. С. 163-164), 950 г. ( Закарая. 1992. С. 127-128), 983-1001 гг. ( Вирсаладзе. 2007. С. 17-22). В. Джобадзе строительство и роспись церкви датирует сер. 961-965 г., а переделку - сер. 978-1001 г. ( Djobadze. 1992. P. 169); Б. Баумгартнер - 940-950 гг. и периодом между 973/7-1000 гг. ( Baumgartner. 1996. S. 536-541). По мнению З. Схиртладзе, в 60-х гг. X в. был построен кафоликон О., сразу же после него - кафоликон Пархали (кон. 60-х - нач. 70-х гг. X в.), окончательный облик кафоликона О. сложился в 80-х гг. X в. ( Схиртладзе. 2009. С. 22-24). Перестройки заметны как в интерьере, так и в экстерьере церкви. На 1-м строительном этапе были возведены остов базилики в технике opus mixtum и 4 пары столбов, построены, а затем расширены хоры, облицованы вост. и зап. фасады. На следующем этапе пара алтарных столбов перемещена ближе к алтарю, церковь надстроена в высоту, украшены поперечные фасады. Несомненно, базилика О. приняла свой окончательный вид в период строительства Пархали (до 973) или непосредственно при участии зодчего Пархали в 80-90-х гг. X в. Это соответствует времени деятельности Давида III, когда ушедшая из О. братия обосновалась на Афоне и имела интенсивную духовную и просветительскую связь с мон-рями Тао. Результатом этого тесного контакта стала необходимость реорганизации алтарного пространства кафоликона О., т. к. к-польский устав требовал непосредственной связи алтаря с жертвенником, что было необходимо для проведения литургии.

http://pravenc.ru/text/2581749.html

Так как новый храм предполагалось строить на благотворительные пожертвования, для сбора митрополитом Исидором начальнику миссии была выдана специальная сборная книжка. Вот некоторые записи из нее:   «Ноябрь 27. Исидор, митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский — 500 руб. Ноябрь 28. От графини Елисаветы Егоровны Ламберт — 1000 руб. Декабрь 9. На храм, в память усопшего раба Божия Иосифа — 4000 руб. ... Апреля 5. С.М. Третьяков — 500 руб. Мая 1. От неизвестного Ф. и Е. десять тысяч руб. на построение храма в Токео — 10 000 руб.» .   Всего, таким образом, было собрано 131 834 кредитных рубля . В рассматриваемый период в Российской империи действовала денежная система, предполагавшая использование бумажных (кредитных) рублей и металлических (золотых) рублей. В построечных отчетах в основном все подсчеты ведутся в металлических рублях. Курс перевода был плавающим от операции к операции, но, воспользовавшись расчетами святителя Николая за 1884 г., можно вывести средний курс обмена, равный 1,3842. Таким образом, собранную первоначально сумму 131 834 кредитных рубля можно перевести в 95 242 металлических рубля, или 71 416 мексиканских долларов, или 99 123 йены. Часть средств еще в России была ассигнована артели иконописца В. М. Пошехонова для изготовления иконостаса и икон. В отчете за 1884 г. фигурирует сумма 15 883 металлических рубля, но фактически на эти работы было потрачено 17 344,65 кредитных рубля, или 12 530 металлических (неиспользованные средства были высланы в миссию в 1885 г.). Используя данные построечных отчетов (а все расходы подтверждались начальником миссии расписками), можно оценить стоимость возведения Воскресенского собора таким образом:   Период Расход (мет. руб.) Приход (мет. руб.) 1884 г. 37 664,5 49 462,9 1885 г. 59 420,6 57 426,16 1886 г. 57 061,4 41 096,9 1887 г. нет сведений нет сведений 1888 г. 34 038,64 1889 г. 22 965,5 23 694,92 1890 г. 28 220,6 38 450,28 232 623,56 244 169,8   В данных расчетах не учитывается сумма 12 618 рублей, которые были заблокированы при банкротстве одного из английских банков, где они находились на счетах.

http://bogoslov.ru/article/6194068

Как рассказала на церемонии открытия куратор выставки, ученый секретарь Эрмитажа Мариям Дандамаева, в этой модели явно находился какой-то предмет, но он не сохранился. Назначение таких моделей не до конца понятно. Возможно, это переносное святилище — например, для войск на марше, — или миниатюрные храмы находились в Святая святых большого храма. Что касается каменной модели — скорее, последнее, поскольку она слишком тяжелая, чтобы возить ее с собой. Невозможно сказать с точностью, какому народу принадлежат эти святилища — в те времена в этих местах обитали хананеи, израильтяне, филистимляне, — однако археологи предполагают, что это были израильтяне: не найдено свиных костей, фигуративных изображений божеств. Найдет фрагмент сосуда с надписями протохананейским письмом, но, скорее всего, на древнееврейском языке. Существует также гипотеза, что это модель Первого храма. Макет изначально был окрашен в красный цвет, на нем сохранились следы краски. Семь групп кровельных балок по три доски в каждой напоминают греческий триглиф, использованный, в частности, в афинском Парфеноне. Его появление в Хирбет-Кейафе — самое раннее использование в мировой архитектуре, известное науке. Вполне возможно, что греки заимствовали этот элемент. Кроме того, в Хирбет Кейафе были найдены оливковые косточки, и по результатам радиоуглеродного анализа можно сделать вывод, что они принадлежат ко времени не позднее 980 года до н. э. Эта датировка соответствует данным экспертизы керамики, найденной в Хирбет Кейафе. Выходит, иудеи жили здесь около сорока лет, с 1020-го по 980 год до н. э., после чего бежали. Эти даты соответствуют времени царя Давида (около 1000–965 годов до н.э.), но являются слишком ранними для царя Соломона (около 965–930 годов до н.э.). По-видимому, Шаараим в спешке был оставлен жителями, а потом разграблен врагами, скорее всего филистимлянами. Находка каменной модели храма в Шаараиме помогает прояснить значение давно забытых технических терминов в описании дворца Соломона ( 3 Цар 7:1-6 ). В тексте используется слово “слаот”, которое переведено как “столбы”, а на самом деле это триглифы, а “секуфим”, как оказалось, — не “три окна в ряд”, а “тройная утопленная дверь”. Триглифы и утопленные двери можно найти также в описании храма Соломона ( 3 Цар 6:5, 31-33 ; Иез 41:6 ).

http://azbyka.ru/news/otkrylas-vystavka-...

Как рассказала на церемонии открытия куратор выставки, ученый секретарь Эрмитажа Мариям Дандамаева, в этой модели явно находился какой-то предмет, но он не сохранился. Назначение таких моделей не до конца понятно. Возможно, это переносное святилище — например, для войск на марше, — или миниатюрные храмы находились в Святая святых большого храма. Что касается каменной модели — скорее, последнее, поскольку она слишком тяжелая, чтобы возить ее с собой. Невозможно сказать с точностью, какому народу принадлежат эти святилища — в те времена в этих местах обитали хананеи, израильтяне, филистимляне, — однако археологи предполагают, что это были израильтяне: не найдено свиных костей, фигуративных изображений божеств. Найден фрагмент сосуда с надписями протохананейским письмом, но, скорее всего, на древнееврейском языке. Существует также гипотеза, что это модель Первого храма. Макет изначально был окрашен в красный цвет, на нем сохранились следы краски. Семь групп кровельных балок по три доски в каждой напоминают греческий триглиф, использованный, в частности, в афинском Парфеноне. Его появление в Хирбет-Кейафе — самое раннее использование в мировой архитектуре, известное науке. Вполне возможно, что греки заимствовали этот элемент. Кроме того, в Хирбет Кейафе были найдены оливковые косточки, и по результатам радиоуглеродного анализа можно сделать вывод, что они принадлежат ко времени не позднее 980 года до н.э. Эта датировка соответствует данным экспертизы керамики, найденной в Хирбет Кейафе. Выходит, иудеи жили здесь около 40 лет, с 1020-го по 980 год до н.э., после чего бежали. Эти даты соответствуют времени царя Давида (около 1000-965 годов до н.э.), но являются слишком ранними для царя Соломона (около 965-930 годов до н.э.). По-видимому, Шаараим в спешке был оставлен жителями, а потом разграблен врагами, скорее всего филистимлянами. Находка каменной модели храма в Шаараиме помогает прояснить значение давно забытых технических терминов в описании дворца Соломона (3 Цар 7:1-6). В тексте используется слово «слаот», которое переведено как «столбы», а на самом деле это триглифы, а «секуфим», как оказалось, не «три окна в ряд», а «тройная утопленная дверь». Триглифы и утопленные двери можно найти также в описании храма Соломона (3 Цар. 6:5, 31-33; Иез. 41:6).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

987 С требованием являться архиереям в столицу лишь с разрешения императора и патриарха мы встречаемся и в греческой церкви. Но это не означало того, что пребывавшие в Константинополе архиереи всегда вызывались. Напротив, там в некоторые моменты больше заботились об удалении архиереев в свои епархии, чем об их вызове в столицу: так много их иногда собиралось в столице, частью для соборных целей, а больше – по своим делам (Лебедев. Очерки истор. виз.-вост. ц. от XI до пол. XV в., стр. 369). 998 Стр. 1156–1157. Кстати заметим здесь, что искать каких-либо данных касательно прилучившихся архиереев и вообще состава наших неполных соборов в III томе Дворцовых Разрядов, именно в записях за 1672, 1673 и 1674 годы, как это делает проф. Каптерев, нецелесообразно. Эти годы были временем больших соборов архиереев, созванных для избрания двух патриархов – сначала Питирима (стр. 894) по смерти Иоасафа (Доброклонский, стр. 118), а потом Иоакима после смерти Питирима. И по записям в Дворцовых Разрядах за эти годы решительно нет возможности установить, какие архиереи были за эти годы прилучившимися, и какие специально прибыли для избрания и поставления патриархов. Главнейшим источником для определения состава наших неполных соборов за описываемый период времени являются записи в Дворцовых Разрядах не за 1672, 1673 и 1674 года, а за время, начиная с 1692 года и до 1700 года (т. IV, со стр. 779). 1000 Так, рязанский митрополит присутствовал в Москве в 1690 году (Полное собрание законов, т. III, 1381, стр. 71), затем мы видим его в Москве в 1693 году (Дворц. Разр., т. IV, стр. 827); Питирим, епископ тамбовский, был в Москве в 1687 (Дворц. Разр. т. IV, стр. 328:363), и в 1690 годах (Полное собр. зак. т. III, стр. 71); Афанасий, архиеп. холмогорский, – в 1692 (Дворц. Разр., т. IV, стр. 797) и в 1694 (т. IV, стр. 1062 и раньше) годах. 1002 Дворц. разр., т. I, стр. 405–406, ср. со стр. 353–356; Макарий, т. XI, стр. 25, стр. 174; Виноградский, стр. 22 и далее. 1003 Дворц. Разр., т. II, стр. 782, 786; Макарий, т. XII, стр. 482 и 496; Дворц. Разр., т. I, стр. 787, 965, 974.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010