К кон. XI в. на территории Исторических Н. оформились наиболее значительные светские владения: на юге - графства Фландрия, Лувен (Лёвен; с кон. XII в. герц-ство Брабант), Геннегау (Эно), Намюр, Лимбург (герцогство предположительно с 1165) и Люксембург (с 1354 герцогство); на севере - графства Голландия, Гелдерн (с 1339 герцогство) и ряд сеньорий и более мелких владений, формально зависимых от Свящ. Римской империи. Могильный крест с надписью из гробницы Гумберта. 1086 г. (Сокровищница базилики св. Серватия, Маастрихт) Могильный крест с надписью из гробницы Гумберта. 1086 г. (Сокровищница базилики св. Серватия, Маастрихт) Старые епископские города и бенедиктинские мон-ри наравне с новыми обителями в Н. имели широкие связи с культурными центрами Франции, Италии, Византии. Льежский еп. Эраклий (959-971) в своих сочинениях цитировал Теренция, Цицерона, Персия, Ювенала, и, возможно, Саллюстия. Льежский еп. Ратхер Веронский (953-955) комментировал «Анналы» Тита Ливия; Ноткер, также занимавший Льежскую кафедру (972-1008), был хорошо знаком с Гербертом Орийакским (папа Сильвестр II в 999-1003). В XI в. в мон-рях и кафедральных капитулах Н., особенно в Утрехте, преподавали свободные искусства (см. Artes liberales ) и глоссировали сочинения лат. классиков. В Утрехте, Тиле, Льеже, Ставло-Мальмеди, Жамблу и др. центрах Н. продолжали развиваться заложенные в каролингскую эпоху традиции изучения музыки, истории, книжной миниатюры. В развитии историописания в Н. особая роль принадлежит Альперту Мецскому, монаху, работавшему в мон-ре св. Вальбурги в Тиле. В своем историческом трактате «О различии времен» (De diversitate temporum) он описал мн. исторические реалии Н. X-XI вв. Большую популярность при дворах светских сеньоров получил такой жанр историописания, как yeeste (от лат. gesta), повествовавший о деяниях правителей. Среди наиболее известных авторов, работавших в этом жанре, были Фолкуин - составитель хроники аббатов Лоба с кон. X по сер. XI в., Сигеберт из Жамблу, Ламберт-младший из мон-ря св. Губерта, Рауль из Синт-Трёйдена, Херигер Лобский, Ансельм из кафедрального капитула во Льеже и др. Среди памятников книжной иллюстрации Н. того периода следует отметить Евангелиарий Юдифи Фландрской и Евангелиарий аббатства Эгмонд.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В сочинении De cerimoniis aulae Byzantinae, приписываемом Византийскому императору Константину VII Багрянородному (912–959) и окончательно редактированном не позже начала XI века 1994 , этот возглас имеет следующие случаи применения. При окончании приема во дворце (утреннего или вечернего) царь говорил папии (высший ключарь дворца): «ступай, сделай отпуск»; папия брал ключи и потряхивал ими (в знак отпуска), входил силенциарий (один из церемониймейстеров) и говорил «повелите», и собрание расходилось; таким образом, здесь этот возглас является приглашением расходиться. Но не всегда он имел такой смысл. В воскресенье, после обедни в дворцовом храме, самые высокие чины (протоспафарии), получившие приглашение на обед, шли в одну залу (Лавсиак), а не получившие – в другую (Юстиниан, т. е. Юстинианов зал), и там садились в ожидании отпуска; к последним (как бы от самого царя) выходил церемониймейстер (силенциарий), возглашал «повелите», и они уходили. Затем аколуф, по данному знаку от церемониймейстеров, возглашал, обращаясь к друнгарию (начальнику гвардии): «повели» – тот кланялся церемониймейстерам и становился на возвышение в зале, как бы составляя почетный караул зала. Аколуф, стоявший у двери из первого зала (Юстиниана) в другой (Скилы), где собирались после обедни прочие придворные чины, возглашал магистрам и патрициям: «повелите»; те входили в первый зал и садились. Аколуф говорил, обращаясь к низшим чиновникам (секретарям): «повелите, секретики», – те также входили в первый зал и садились. Таким же возгласом аколуф затем приглашает из второго зала в первый военных чинов. Затем читался список приглашенных на царский обед; препозит (высший церемониймейстер) разрешает сделать отпуск; силенциарий возглашает «повелите», неприглашенные расходятся, а приглашенные остаются на обед. Таким образом, чаще всего возгласом «повелите» сановники приглашались перейти из одной залы в другую 1995 . Употреблялся возглас «повелите» и при царских выходах 1996 . Очевидно, в начале всенощной этот возглас появился ввиду обычного присутствия на ней царя и первоначально мог иметь смысл испрашивания у царя разрешения начать службу; но представленные случаи его употребления позволяют поставить его в связь и с выходом священника из алтаря по каждении его на середину храма: произносящий возглас параекклисиарх соответствует в данном случае придворному аколуфу и как бы приглашает священника выйти из алтаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Наименование эксапостилария (от греческого εξαποστελλω – посылаю, высылаю) происходит от того, что воскресные эксапостиларии говорят о посылании апостолов на проповедь. Воскресные эксапостиларии имеют особый напев и повторяют содержание утренних Евангелий. Поэтому их число равно 11. Воскресные эксапостиларии находятся в приложении Октоиха и подбираются в соответствии с утренним Евангелием. На воскресной утрене эксапостиларии поются после малой ектении и «Свят Господь Бог наш». Это примерно соответствует тому, как в начале утрени тропарь поется после великой ектении и «Бог Господь». Автором воскресных эксапостилариев является император Константин VII Порфирородный (912-959), сын императора Льва Мудрого , автора евангельских утренних стихир. Седмичные эксапостиларии также находятся в приложении Октоиха и подбираются в зависимости от дня недели. В период Великого поста используются особые седмичные эксапостиларии. Приложения Октоиха В конце Октоиха имеется ряд приложений. «Столпы евангельские» – расписание чтения 11 утренних Евангелий. «Эксапостиларии воскресные и утренние стихиры» включают 11 эксапостилариев, которые поются после малой ектении по каноне на воскресной утрене, а также 11 утренних стихир, которые поются на той же утрени на «Славу» в стихирах на хвалитные псалмы. «Евангелия Воскресные» – текст одиннадцати утренних воскресных Евангелий. «Троичны дневные» – используются на утрене после мирной ектении вместо тропаря святому в тех случаях, когда святой не имеет знака в уставе, а также в период Великого поста. Имеются такие троичные на каждый глас. Припев к ним зависит от дня недели (от понедельника до четверга). «Светильны дневные во всю седмицу» – включают текст светильнов с припевами, которые используются в период Великого поста. Имеется текст светильнов на 8 гласов и припевы, которые прибавляются к этим светильнам в зависимости от дня недели (от понедельника до субботы). «Эксапостиларии всея седмицы» – включают светильны, которые поются после малой ектении по каноне на утрене в седмичные дни от понедельника по субботу (всего 6).

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Рассмотрим идиому, которую мы назвали «множественным числом авторитетного свидетельства». Использование первого лица множественного числа (как местоимений, так и глаголов) в значении «я» у Иоанна впервые подметил Адольф фон Гарнак в своем важном, но по большей части забытом труде 1923 года 957 ; не так давно Говард Джексон привлек внимание к работе Гарнака, развив ее в новом направлении 958 . Эти авторы говорят о « " мы», выражающем авторитет» или «облеченном властью» 959 ; однако лишь Джон Чепмен в своей практически никем не замеченной статье 1930 года 960 указал на общий элемент свидетельства во всех случаях употребления данной идиомы. Этот общий элемент оправдывает введенный мною термин: «множественное число авторитетного свидетельства». Из всех трех исследований я почерпнул много полезного, хотя ни с одним из них не готов согласиться вполне. Далее мы подробно рассмотрим обсуждаемые тексты, дабы убедиться, что во всех них содержится одна идиома – «множественное число авторитетного свидетельства». Начать будет полезно с описания трех основных значений употребления в древнегреческом языке (как и во многих других языках) форм первого лица множественного числа – как местоимений, так и глаголов: (1) Ассоциативное 961 «мы» используется, когда автор включает в число «мы» как себя, так и своих читателей, то есть «мы» означает «я и вы»; (2) Диссоциативное «мы» используется, когда автор говорит о себе и группе, к которой он принадлежит, но не принадлежат читатели, то есть «мы» означает «я и они»; (3) «Мы» используется как замена «я»; цель автора – не указать на еще каких-то лиц наряду с собой, но придать ссылке на себя дополнительную весомость. Такое словоупотребление называют иногда «множественным величия» или «множественным авторитета». Автор может использовать его так же, как используется властное «мы» в английском языке, подчеркивая свой авторитет. «Мы» может говорить о себе человек, считающий себя в каком-то смысле выше тех, к кому он обращается 962 . Это словоупотребление напоминает «королевское «мы " » в английском языке; однако в древнегреческом оно употреблялось более широко, чем в современном английском, где используется практически исключительно царствующими особами (хотя манерой говорить о себе «мы», как известно, прославилась Маргарет Тэтчер). В современном английском такое множественное число также подчеркивает авторитет говорящего. Стоит еще раз подчеркнуть, что в греческом словоупотреблении такого рода возможны и даже естественны постоянные колебания между «мы» и «я». Джеймс Моултон пишет о «примерах из поздней греческой литературы и из папирусных писем, ясно и однозначно показывающих, что «я» и «мы» в письменной речи от первого лица чередуются «как бог на душу положит», без малейшей логики» 963 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010