6. Сокращение законов в 50 титулах. – В первый год царствование Романа (Ликапена, след. 920 г.) 1613 , как сказано в предисловии к сборнику, неизвестным автором, составлено было «Избрание Законов в Сокращении редактированных и в 50 титулах расположенных» 1614 . Весь сборник представляет выборки из Институций Юстиниана в обработке Феофила, из Дигест в обработке Анонима и Стефана, из Кодекса в обработке Феодора и Фалелея, из новелл в Сокращении Феодора и Афанасия, а также из Прохирона 1615 . Есть места и из других юристов. Есть следы заимствований из Василик (три места) и в схолиях приведены два места из Эпанагоги. Можно подумать, что автор взял свой материал из Василик, но он приводит иногда такие места из указанных авторов, которых нет в Василиках. Цахариэ не допускает также, чтобы автор пользовался прямо сочинениями указанных юристов в подлиннике. Он предполагает, что автор заимствовал свой материал из какого-нибудь готового уже сокращения (Epitome), т. е. из готового сборника, (что в известной степени подтверждается самим заглавием сборника: εκλογη νμων τν ν πιτμ). Впоследствии, вероятно в XI веке, сокращение в 50 титулах вошло в комбинацию с Прохироном в Epitome ad Prochiron mutata, по предположению Цахариэ в Южной Италии во времена владычества норманнов, а также в Epitome Marciana (в библиот. Марка в Венеции), в Epitome Laurentiana (в Медицейской библиотеке во Флоренции) и в Prochiron Vaticanum 1616 . 7. Синопсис Василик. – Этот сборник, также составленный неизвестным лицом, в рукописях оглавляется: «Избрание и синопсис из 60 книг Василик в алфавитом порядке с цитатами параллельных мест» 1617 . Автор все рубрики Василик расположил в 24 отделах, по числу букв в алфавите, соединив под каждой буквой рубрики, начинающиеся с этой буквы, и подставив под каждой рубрикой все места Василик, касающиеся указанного в рубрике предмета. Каждый отдел в свою очередь разделяется на титулы соответственно числу рубрик, так что всех титулов получается 348. Таким образом, важнейшие места большей части титулов Василик оказались расположенными под известными рубриками в весьма удобном алфавитном порядке. На полях παραπομπαι, т. е. указания параллельных мест Василик или самого Синопсиса, а также мест особенно достойных внимания. Только титул «о православной христианской вере» поставлен вне алфавитного порядка в самом начале сборника. Кроме того, автор в виде добавления сделал извлечение из новелл Льва Мудрого, Романа Ликапена, Константина Порфирородного и Никифора Фоки, а также и из других источников. Добавление это впоследствии несколько раз переделывалось и дополнялось. По мнению Цахариэ, Синопсис составлен в конце царствования Константина Порфирородного († 959). Этим Синопсисом пользовались на практике больше, чем самими Василиками 1618 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Царство же и власть и величие дарственное во всем поднебесной дастся святым Всевышнего. И Его царство – царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться ему. Здесь, говорит, конец, слова. Меня, Даниила, сильно смущали размышления мои, и лицо мое изменилось на мне; но слово я сохранил в сердце моем (7:23–28). Некоторые толковали это в применении к известным четырем царствам Ассирийцев, Персов, Македонян и Римлян. Как удачны были такие применения, желающие знать пусть прочитают книгу пресвитера Иеронима на Даниила, составленную довольно тщательно и со знанием дела. Но что речь идет о царстве Антихриста, по отношению к Церкви весьма жестоком, хотя имеющем продержаться небольшой период времени, пока святые на последнем Божием суде получат вечное царство, – то в этом не усомнится и тот, кто читал бы приведённые слова в полусне. Что временем, временами и полувременем обозначаются год, два года и полгода и, следовательно, три с половиной года, это видно и из приводимого несколько ниже числа дней 959 и поясняется в Писании числом месяцев 960 . На латинском языке выражение «времена» (tempora) представляется в этом месте неопределенным. Но оно употреблено в двойственном числе, которого у Латинян нет, как есть оно у Греков; говорят, что имеют его и Евреи. Выражение «времена» употреблено, следовательно, так, как если бы было сказано: два времени (duo tempora). Но, признаюсь, у меня есть опасение, что мы можем обмануться относительно десяти царей, которые в виде десяти человек представляются застающими Антихриста: он может прийти нежданным, когда в Римской империи не будет налицо стольких царей. Что, если десятичным числом этим обозначается всё вообще число царей, после которых он придёт, подобно тому, как тысячным, сотенным, седмичным и разными другими числами, о которых упоминать теперь нет необходимости, по большей части обозначается всё вообще количество? 961 (2) В другом месте тот же Даниил говорит: будет время скорби, какого не было с тех пор, как сотворены народы на земле, до сего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

958 О произвольном зарождении см. Mgr Meignan, Le monde et l " homme primitif selon la Bible, ch. VII, p. 167 sq.; Reusch, La Bible et la Nature, leçon XXV, p. 413; Les Livres Saints et la critique rationaliste, 4-e ed., t. III, p. 388–399. [Ha русском языке об этом предмете и по вопросу о происхождении жизни см. проф. В. Д. Кудрявцева, „Самостоятельность начала органической жизни“ и „Из чтений по космологии“, в Собрании сочинений, Сергиев Посад, 1894; проф. A. A. Тихомирова, „Происхождение живых существ“, Москва, 1906, его же, „Положение человека в природе“, Москва, 1906; в журнальных статьях: П. A. Милославского, „К вопросу о произвольном зарождении“, Прав. Обозр., 1872, III, 9, 1879, 8–9; статья анонимного автора „Прочны ли выводы естествознания о происхождении жизни и человека“, Христ. Чт., 1880; проф. C. С. Глаголева, „Происхождение жизни», Христ. Чт. 1898, 10; И. Ф. Огнева, „Витализм в современном естествознании“, Вопр. философии и психологии, 1900, сент. – октябрь. Пер.]. 959 Схоластические богословы допускали произвольное зарождение, вслед за Аристотелем и другими древними писателями. См. Фомы Аквината, l, q. 91, a. 2; сл. q. 114, a. 4, ad 2 – u m . 960 Геккель допускает как начало всего мира частицу протоплазмы, которую он называет монерою и которая произошла путем произвольного зарождения. Эта монера становится ячейкою, и преобразуется в амибию; амибия, пройдя шестнадцать новых стадий животной жизни, становится прозимием или полуобезьяной; прозимий становится меноцерком или обезьяной с хвостом; меноцерк обезьяною антропоидом, сходною с гориллою; обезьяна-антропоид обезьяною-человеком, или пифекантропом (Pithecanthropus) и, наконец, обезьяна-человек – человеком. См. о монизме, Les Livres Saints et la critique rationaliste, 4 ed., t. III , p. 363 sq. Ha русском см. свящ. Н. Липского, „Натуралистический монизм Геккеля. Критическое исследование степени научной состоятельности враждебной христианству монистической философии“, Харьков, 1911, отдельный оттиск из журнала Вера и Разум, 1910–1911 года. Пер.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

959 Stigma militare, character militaris. Это нетрудно связать с учением о character indelebilis, хотя само учение о нем мы встречаем только в XIII веке. См. Hahn,/. с, р. 298 ff., где оно относится ко времени папы Иннокентия III. 960 Даже Августин пишет в De peccat. merit, et remiss., lib. i, с. 24, §34: «Praeter baptismum et participationem mensae dominicae non solum ad regnum Dei, sed пес ad salutem et vitam aeternam posse quemquam hominem pervenire». Если понимать эти слова в строгом смысле, то все квакеры и некрещеные младенцы исключены из сферы спасения, однако Августин допускает возможность исключения – когда сердце обращается ко Христу без крещения. См. ниже. Схоласты проводили более точное разграничение между тремя видами необходимости: 1) абсолютной: simpliciter necessarium; 2) телеологической: in ordine ad finem; 3) гипотетической или относительной: necessarium ex suppositione, quae est necessitas consequentiae. К таинствам относился только последний вид необходимости, потому что сейчас, в нынешних обстоятельствах, в обыкновение Бога не входит спасение тех, к кому не применялись эти средства. См. Hahn, l. с, р. 26 ff. Согласно Фоме Аквинскому, совершенно необходимы только три таинства: крещение и покаяние для личности и священство – для всей церкви. 961 «Non defectus, sed contemptus sacramenti damnat». См. также Августин, De bapt. contra Donat., 1, iv, c. 25, §32: «Conversio cordis potest quidem inesse non percepto baptismo, sed contemto non potest. Neque enim ullo modo dicenda est conversio cordis ad Deum, cum Dei sacramentum contemnitur». 963 Contra Faust., xix, 13: «Prima sacramenta praenunciativa erant Christi venturi; quae cum suo adventu Christus implevisset ablata sunt et alia sunt instituta, virtute majora, numéro pauciora». 964 De symb. ad Catech., c. 6: «Quomodo Eva facts est ex latere Adam, ita ecclesia formatur ex latere Christi. Percussum est ejus latus et statim manavit sanguis et aqua, quae sunt ecclesiae genuina sacramenta». De ordine baptismi, c. 5 (Bibl. max., tom. xiv, p. 11): «Proflux-erunt ex ejus latere sanguis et aqua, duo sanctae ecclesiae praecipua sacramenta». Serm. 218: «Sacraments, quibus formatur ecclesia». См. также: Златоуст, Homil. 85 in Joh.: ξ αμφοτρων η κκλησα συνστηκε. Тертуллиан называл крещение и евхаристию «sacramenta propria», Adv. Marc, i, 14.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

949 Несмотря на свою материальную субстанцию, тело человека своей красотой превосходит тела всех других живых существ, 950 оно отражает красоту и образ космоса или универсума 951 и всю его славу. 952 Мало того. Тело человека первоначально не было подвержено смерти: смерть явилась уже после грехопадения в качестве одного из наказаний за грех, 953 и с того времени стала общим уделом. 954 Что касается этической ценности тела, то в определении её св. Амвросий отличается неустойчивостью: он то считает его противоположным духу и чистым от недостатков (в первобытном состоянии), то говорит об абсолютной греховности тела. Подтверждением первого мнения служат все те места из творений св. отца, в которых он пишет о невинности тела и свободной воле человека, как виновнице греха. 955 Подтверждение второго мнения мы находим, например, в De Noe: «Как в ковчег Ноя были введены чистые и нечистые животные, так и телесную субстанцию Бог не оставил свободной от страстей, как-бы нечистых животных». 956 Позже св. Амвросий стал решительнее проводить мысли о греховности тела и его противоположности духу. «Человек, – писал он в письме к Констанцию, – состоит из души и тела (достаточно сказать о душе и умолчать о духе)…, что свойственно природе души, то противно природе тела». 957 Впрочем, из других мест творений св. Амвросия можно вывести и такое заключение, что и этой противоположности души и тела не было у первых людей 958  и что она, как и смерть, явилась лишь после грехопадения. Итак, из двух частей, на которые делится человеческое существо, только душа создана по образу Божию. Впрочем, образом Божиим может быть назван только Сын Божий, рождённый от Бога, Он только есть Imago Dei, 959 человеку же свойственно быть только по образу Божию – ad imaginem Dei. 960 Не будь в лице Христа образа, человечество не имело бы богоподобия. 961 Создание по образу Божию св. Амвросий считает великим даром человеку. 962 В чём же именно заключается образ Божий? В невидимой 963 субстанции 964 человека, – отвечает св.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

После богослужения состоялся прием в покоях Владыки, и затем некоторым гостям была предложена Его Высокопреосвященством трапеза. В тот же вечер, после английской вечерни, устроен был в церковном доме в честь отъезжающего Архипастыря парадный ужин Преосвященным Иннокентием, Преосвященным Рафаилом, членами кафедрального причта, членами Правления и старостой Собора. Беседа отличалась теплотой и сердечностью и растворена была слезами грусти по поводу предстоящего расставанья с Архипастырем. В понедельник 958 Высокопреосвященнейший Тихон делал прощальные визиты, а в час дня Владыку и Преосвященнейшего Иннокентия чествовал завтраком В.И. Сафонов 959 , занявший ныне в Американском музыкальном мире самое почетное место. К утру во вторник собралось в Нью-Йорк проводить Архипастыря свыше двадцати священников из окрестных приходов. От Посольства, куда Владыка ездил прощаться на мясопустной неделе и где был принят самым радушным образом г. Послом, его семейством и сотрудниками, для проводов Высокопреосвященнейшего Тихона прибыл H.H. Распопов. В 10 часов утра Преосвященнейший Иннокентий совершил напутственное молебствие, и Владыка Тихон преподал благословение всем собравшимся в Соборе. Пароход отходил в 1 ч. дня 960 . В зале первого класса около Владыки сгруппировались провожавшие. Здесь были и Владыка Иннокентий, и Российский Импер. Генер. Консул Н.Н. Лодыженский, сердечный друг и почитатель Архиепископа, и Н.Н. Распопов, члены русской колонии, белое духовенство во главе с маститым митрофорным протоиереем А.Г. Товтом, некоторые американцы, председатель народного словенского Сполка г. Амброз 961 и известный в словацком мире, недавно назначенный русским вице-консулом в Питтсбурге г. Ровнянек 962 и др. Депутация от сиро-арабской церкви поднесла Владыке роскошную корзину цветов... Прозвучал гудок. Настала минута прощанья. В последний раз приняли мы благословение Архипастыря. Вот тронулся пароход. Быстро отделился он от пристани. Среди тысячи пассажиров наш глаз различает высокую фигуру Высокопреосвященнейшего Владыки, различает его добродушное сосредоточенное лицо. Вот руки его поднялись еще раз для благословения... Громогласное «ура» и «счастливого пути» раздалось на пристани и видимо достигло слуха Высокого Путника, покидавшего берега Америки. А русский флаг в руках провожавших еще долго посылает вослед кораблю привет...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Следующим каноном участники провозгласили, что епископ обязательно должен знать Священное Писание и каноны соборов, 957 что полностью согласуется с мыслью Исидора Севильского . Интересно, что необразованность трактуется как первопричина заблуждений, а значит, и греха. Сходным образом Исидор объясняет, почему не только епископ, но и чтец, должен учиться грамоте: в задачу последнего входит правильно ставить ударения, иначе его чтение будет вызывать неподобающий смех прихожан. 958 И в том, и в другом случае, обучение предполагает прохождение элементарного грамматического курса, который немыслим без примеров из античных авторов. 959 Таким образом, Исидор и участники собора под его председательством смягчают противоречие между языческой и христианской культурой: первая, обладающая великой традицией, служит целям второй. Таковы основные требования, предъявляемые к епископу. Участники собора установили некие «формы контроля» над поведением главы епархии. Так, согласно двадцать второму канону, его репутация должна была быть подтверждена его соседями или домочадцами. Это постановление явно исходит из практики, когда епископы своим недостойным поведением показывают негативный пример пастве. 960 Насколько широко простирается власть епископа в епархии? Отцы собора акцентировали внимание на трех важнейших его обязанностях: следить за поведением подотчетных ему клириков, заботиться о церковном имуществе и вершить правосудие. Благословляя пресвитера на службу в какой-нибудь отдаленной церкви, епископ давал ему книжицу (libellum) с изложением основных богослужебных правил. 961 Во время проведения провинциального собора пресвитеры отчитывались перед епископом о своей службе. 962 Эта норма должна была, наконец, унифицировать порядок проведения литургии. 963 Перед тем как отправиться в предназначенную им епархию, пресвитеры и дьяконы приносили обет жить достойно и благочестиво. 964 Епископ обязан был следить за их нравственностью, в частности, пресекать их попытки вступать в брак с недостойными женщинами. 965 Иначе говоря, все клирики находились под контролем епископа, и ответственность за их поведение возлагалась на него. Таким образом, отцы IV собора в Толедо поставили епископа выше прочих клириков и усилили его роль. 966

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

В этом отношении замечательны прологи: румянцевского музея 319, XIII-XIV века, и хлудовский 189, XIV века. Они написаны одною рукою и содержат целый год, тогда как другие прологи содержат полугодия или четверти года, но в них первая половина года также сходствует с ватиканскою, как вторая с криптоферратскою. Очевидно, греческий оригинал, с которого переведен славянский пролог, есть переделка месяцеслова Василия за целый год. 3) Наконец, по вышеприведенному свидетельству болландастов, криптоферратский список носит на себе имя императора Василия, как виновника творения. Тоскани свидетельствует, что и ныне в криптоферратском монастыре употребляется месяцеслов Василия во время утренних богослужений 323 . Таким образом вопрос о подлинности сказаний второй части месяцеслова Василия можно считать конченным. В каком отношении сей месяцеслов приписывается императору Василию: в том ли отношении, что сам император написал изображения и сказания об них, как, по-видимому, утверждается в предисловии, или в том, что те и другие написаны только по его воле и при его содействии материальными средствами? Несомненно, что изображения, дошедшие до нас в ватиканском древнейшем манускрипте, носят имена разных художников. Но и то предположение, что ватиканский экземпляр есть самый первый подлинник месяцеслова или автограф, не имеет еще твердых оснований, а с оригинала, в коем все изображения могли принадлежать одному лицу (царю), могли списывать разные лица и ставить под изображениями свои имена; известно, что один из предшественников Василия Константин порфирородный (912–959) сам занимался живописью 328 . Что касается до кратких жизнеописаний, то они происходят от одного пера, и нет ничего удивительного, что сам царь составлял их; за это предположение говорит 1) предисловие, где месяцеслов прямо приписывается императору, где он называется славным не только победами, но и словами; 2) другие греч. императоры или царского рода лица любили литературную славу и оставили после себя произведения, а царствование Василия было продолжительно (975–1025), и след. он и при частых своих войнах имел возможность совершить такой труд. Но вот и другие соображения: предисловие во всяком случае принадлежит не ему самому, так как он напыщенно в нем восхваляется, а эта лесть могла ему приписать и весь пролог, хотя бы он не был автором его, а только содействовал как-либо к составлению его. Она приписала ему изображения, хотя известны имена живописцев. В надписи над его гробницею, изданной у Бандурия 329 , ничего не говорится об его литературных трудах, а об одних только военных походах, постоянно бывших в его царствование. Не говорят об его литературных трудах и историки. Каве считает сей месяцеслов за произведение неизвестного писателя, составившего его по приказанию императора 330 . И это предположение действительно во всех отношениях тверже первого. Впрочем к этому вопросу возвратимся после в отделе о древнейших славянских прологах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Католическая миссия в Китае своею численностью значительно превосходит японскую. По сведениям 1903 года, в ней числилось: католиков – 720,540, миссионерских станов – 734, патеров-миссионеров – 1,375 (в том числе европейцев 904, туземцев – 471), школ – 3,584, учащихся в них – 65,990, церквей и капелл – 4,054, пастырских семинарий – 47, воспитанников в них – 869, коллегиумов – 47, их питомцев – 2,263, сиротских домов – 239, живущих в них сирот – 26,825, сестер, ухаживающих в госпиталях за бедными больными – 959 (в числе их – 239 европеянок и 720 китаянок) 8 . Общее положение католической миссии в Азии по сведениям 1906 года представляется в таком виде: миссионерских станов – 1,938, миссионеров-патеров – 3,758 (в том числе европейцев – 2,359 и туземцев – 1,399), школ – 8,362, учащихся в них – 509,341, церквей и капелл – 6,967, пастырских семинарий – 79, учащихся в них – 1,630, коллегиумов – 79, живущих в них – 5,326, сиротских домов – 783, живущих в них – 2,069,300, госпиталей – 406, ухаживающих за больными сестер – 2,034, орденских братьев – 702, сестер – 988; обращенных в католичество туземцев – 10,062,736. Таких успехов, – по свидетельству историков, особенно протестантских, – католические миссионеры достигли небезупречными средствами. Часто, пользуясь покровительством европейских правительств, они употребляли насилие; иных привлекали к себе подарками и несбыточными обещаниями; а нередко прибегали к таким недостойным христианского миссионера средствам, как ложь, обман, интриги. Рассказывают, напр., об иезуитском миссионере Роберте де Нобили, обратившем в католичество более 30,000 индийцев, что он все время выдавал себя им за брамана и под видом пятой книги Вед распространял между ними учение католической церкви. Об этом знали и папа, и конгрегация пропаганды. Маттео Риччи, около 30 лет миссионерствовавший в Китае, уверял новообращенных, что китайцы, приняв католичество, могут оставаться верными культу предкопочитания, могут приносить жертвы и поклоняться статуям Конфуция, которого он причислил к ветхозаветным пророкам и даже отождествил с Моисеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

5:1–2 Новая Глава непосредственно продолжает сказанное в 4,24. Строительство храма было возобновлено не потому, что так повелел Дарий, а потому, что к этому призывали в своих речах пророки, и народ Божий с готовностью откликнулся на их призыв ( Агг. 1,14.15 ). 5 подкреплявшие их. Помощь со стороны пророков выражалась в смелой проповеди и непрестанных вдохновляющих речах. 5:3–4 Возобновившимся работам по возведению храма персидские чиновники вновь стали чинить препятствия. 5:5 Благодаря вмешательству Бога персидские чиновники позволили продолжать работы в ожидании решения Дария. 5 в Иудейскую область. Иудея была в то время не самостоятельным государством, а одной из провинций обширной Персидской империи. работа сия производится быстро. Это происходит благодаря Божественному попечению (ст. 5), проповеди пророков (ст. 1,2) и мудрому руководству Зоровавеля и Иисуса (ст. 2). 5 кто дал вам разрешение..? Этот вопрос еще раз подчеркивает зависимое положение Иудеи. 5:11–16 В письме Дария приводится ответ предводителей Иудеи на вопрос, который был им задан персидскими чиновниками (ст. 3,4). 5 Бога неба и земли. Это более полное именование Господа, чаще встречающееся как «Бог небесный» (см. ком. к 1,2). великий царь у Израиля. Первый храм был построен Соломоном в 966–959 гг. до Р.Х. ( 3Цар. 6,1.38 ). 5 предал их в руку. Израиль был предан в руку Навуходоносору в наказание за отступление от завета. Уповающим же на Христа нет нужды страшиться подобного наказания ( 1Ин. 4,17.18 ). Халдеянина. Халдеи населяли южную часть Месопотамии. В 612 г. до Р.Х. они разгромили ассирийцев и основали Ново-Вавилонскую империю. Халдейская (нововавилонская) династия царствовала до 539 г., когда была низвергнута персами. 5 дал разрешение. Таков ответ на вопрос, заданный персидскими чиновниками предводителям Израиля (ст. 3). 14 Шешбацару. См. ком. к 1,8. 5 с тех пор... строится. Все это время строительные работы не велись они были прерваны на семнадцать лет (см. ком. к 4,24). 5 пусть поищут. В результате первых архивных поисков (4,15) приостановилось строительство городских стен. Теперь же благодаря им будет завершено строительство храма. Глава 6

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010