Бог даровал спасение всем и призывает к нему всех людей, но принимают спасение не все, потому что каждому человеку присуща „воля, нечто не рабственное, но самовластное, состоящее в свободе мысли“. В силу этой свободы мысли, человека нельзя принудить мыслить так, а не иначе, и потому если человек не желает знать христианского спасения, то ему нельзя и вложить этого знания. Например, в день пятидесятницы Апостол говорил свою речь множеству народа, приняли же эту речь только три тысячи, – так разве можно обвинять Апостола в том, что не принявших его проповеди было большинство? Он исполнил свое дело, призвал ко спасению всех, а уж приняли или не приняли его проповедь, – это лежит на совести слышавших его 955 . Здесь лежит основание для нового пункта в учении о спасении, именно – для определения того, что в спасении принадлежит человеку и что совершается Богом? 3. Учение об усвоении каждым человеком спасительных заслуг Иисуса Христа Вера, как главное условие спасения, и крещение, как первое средство к нему. Образ совершения крещения и объяснение его возрождающей силы. Таинство причащения. Оригинальное объяснение св. Григория по вопросу о претворении евхаристических видов в тело и кровь Спасителя. Оригинальное мнение его о претворении тела и крови причастников в божественные тело и кровь. Оригинальное основание учения о церкви. Понятие о церковной иерархии. Хотя Бог совершил спасение для всех людей, однако же спасаются не все, и вина в этом падает не на Бога, а на самих людей, Следовательно, для того, чтобы люди спаслись, недостаточно еще совершенного Богом, а требуется что-то и со стороны самого человека. Но что же может привнести человек к совершению своего собственного спасения, когда давно уже признано, что он не имеет в себе никаких средств к освобождению от греха и от всех его следствий? В ответ на этот вопрос св. Григорий разъясняет, что в данном случае речь должна идти не о средствах спасения, которых у человека действительно нет и которые даются ему одним только Богом Спасителем, а об условиях получения спасения, – так что спасительные средства вполне зависят от Бога, а условия пользования этими средствами принадлежат самому человеку. Первым и основным из этих условий св. Григорий считает „признание того догмата, что во Христе должно полагать всю надежду спасения, так что и невозможно иначе получить блаженства, если не даст этого желанного блага вера во Христа“. 956 Следовательно, вера во Христа служит для человека первым основанием ко спасению. Но веруя во Христа, как Спасителя, необходимо веровать и в Св. Троицу, потому что Лицо Спасителя есть одно из трех божеских Лиц, – и все спасение совершается одною и тою же волею и силою нераздельного Божества, так что христианская надежда спасения, естественно, переносится верою в Сына на Отца и Духа. Отсюда явилось новое определение основного условия спасения: „всю надежду и уверенность в спасении душ наших, – говорит св. Григорий, – мы имеем в трех ипостасях“ 957 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nesmelov_Vikto...

Действительно, здесь сказано одно (unum), а не один (unus), поскольку слово одно, будучи среднего рода, указывает на союз согласия (societatis concordia), а не на единство лица. Также сказано есмы (sumus), а не есмь (sum), чтобы показать, что Отец и Сын – это два Лица (duae personae, ibid., 27). Вместе с тем Новациан понимает единство Отца и Сына скорее как союз согласия и любви (per concordiam et per amorem et per dilectionem ) 955 , чем как единство сущности (ibid., 27). Поэтому в его учении о Св. Троице более ярко выражен момент различия Лиц (distinctio personarum), чем единства сущности (communio substantiae), что отчасти может быть объяснено полемическими целями опровержения савеллианства. С этим связан и субординационизм Новациана 956 . По его словам, Сын отличается от Отца не только именем, но и порядком распределения власти (de ordine dispositae potestatis, ibid., 27). Получая освящение от Отца (ср. Ин.5:36 ), Сын является меньшим Отца (minor Patre, ibid., 27). Кроме того, у Сына иная воля, чем у Отца, хотя Он и ничего не делает по Своей воле и Своему совету, но всегда послушен всем повелениям и предписаниям Отца как Служитель Отчей воли (paternae voluntatis minister, ibid., 31; 18). Сыну все было подчинено Отцом, а Сам Сын вместе со всем тем, что Ему подчинено, подчиняется Своему Отцу (ср. 1Кор.15:28 ) и возвращает Ему всю Божественную власть (tota divinitatis auctoritas, ibid., 31). Сын получил от Отца Божественную власть (divina potestas) над всей тварью, так что Он есть Бог по примеру Отца (Deus est exemplo Patris) и унаследовал от Своего Отца то, чтобы быть Богом и Господом всего, Богом по образу Бога Отца, рожденным и происшедшим от Него (et Deus ad formam Dei Patris ex ipso genitus atque prolatus, ibid., 22) 957 . Хотя Сам Сын говорит, что Он Бог от Бога Отца, Он никогда не равнял Себя с Богом Отцом; поэтому и прежде восприятия плоти (ante carnis assumptionem), и после самого воскресения Он во всем проявлял полное послушание Отцу (ibid., 22). Таким образом, пытаясь избежать двоебожия, Новациан впадает в субординационизм, который все равно приводит к своего рода двоебожию, в котором Сын является не таким же высшим Богом, как Отец, но Богом, так сказать, второго порядка, вторичным Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

1894-го было чюдо про Юду. Мезенскаго уезда, Ущелскаго прихода, Верхнеберезницкой деревни у крестьянина Василья Матвеевица Кычина отскочила от кобылы чига 954 маленка в лесу, кобылы не держытце, и поймать чигу не можут. Потом стали овещатце сходить к Юды Тровимовицу помолитце. Потом чига выбежала за кобылой домой. Потом весна пришла, люди ходили к Юды, а Василей Матвеевиц Кычин не ходил, обещание Юды не исполнил. Потом друга весна пришла, через год время у Василья Матвеевица Кычина отскочил теленок от скота в лесу, и не можут найти теленка. Много время искали. Хотя когда и увидят теленка в лесу вочи 955 , то теленок, как стрела, убежыт ис глас. Потом Василей Матвеевиц со своею супругою Марьею Петровною дали такое обещание, чтобы непремено сходить к Юды Трофимовицу, есле они поймают. Потом Василей Матвеевнц со своею супругою Марьею пошли в лес искать теленка. Потом Васильева супруга Марья увидела теленка, и начала тихонко подходить к теленку, и стала молить со слезами Юду Трофимовица, чтобы поймать ее теленка. Потом подошла тихонко к теленку и поймала теленка, и закричала 956 своего супруга Василья. Василей к Марьи пришол, и вывели теленка из лесу домой. И прославили Господа Бога и также и угодника Юду Трофимовица. Потом через год времени опять весна пришла, люди опять пошли к Юды Трофимовицу. А Василей Матвеевиц и супруга его Марья опять не пошли к Юды, опожыли 957 , говорят, что «мы наново 958 сходим». Вот немного время прошло – у Василья Матвеевица Кычина дома во хлеви теленок задавилсе на вяски 959 . Пришли во хлев, увидели: теленок лежыт мертвой. Вот каково не исправлять обещания! Нужно непремено исправлять обещания. 1897-го было чудо у Юду. Мезенскаго уезда, Верхнеберезницкой деревни у крестьянина Павла Семенова Логинова хозяйка супруга Лизавета Павлова выпустила первой рас на волю скота и прогнала скота в лес. Вот у их отскочил теленок от скота и не пришол домой. Вот Павел Семенов много время ходили, искали теленка, не могли негде теленка найти. Потом Павел Семенов со своею супругой Лизаветою дали такое обещание: есле теленок у их найдетца, то непремено сходили бы к Юды Трофимовицу помолитце. Потом у Павла Семенова вышол из лесу теленок, сам домой пришол. Тут Павел Семенов со своею супругою Лизаветою прославили Господа Бога и также и угодника Юду Трофимовица.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

950 Заметь, что огненность есть особенность серафимов и почему, когда очищает ангел, сказано, что очищает серафимы, а прежде них Бог, – по примеру рассказа об очищении у нас. 951 Заметь, что иереи меньше иерарха, и что иное дело просвещать и иное очищать, и что иное литург и иное иерей, и что, когда иереи очищают или просвещают, говорится, что это делает иерарх. 953 (Заметь), что Бог – Творец так же точно и умопостигаемых (существ); Он и первые существа содержит и соблюдает в непревращаемости и неизменности. Непреложными следует считать их в тех формах, в каких они существуют, будь то в бессмертии, в жизни, в которой они осуществляются, в бытии светом. В таковых Бог содержит их и сохраняет неподверженными существенным изменениям и не предающимся противоестественным желаниям как самовластных. Ибо устремление ввысь к Богу есть дело их умственного выбора, а способность удержаться в этом вечно зависит от Божьей поддержки. Все ведь нуждается в Божьей помощи. 955 Как будто очищающий Исайю ангел вновь говорил ему это о серафимах. (Снова) начинается воображаемая речь ангела, то есть олицетворение ангела. 957 Обрати внимание на то, что, когда Бог дает нам «слово во отверзение уст» наших, ангелы ходатайствуют, – очевидно, молясь о нас. 959 Немощной мерой он называл число людей относительно ангелов. Это же сказано и неким иным (человеком) по имени Дидим (что значит «Близнец»), который был слепцом, – что девяносто девять овец это ангелы, а одна потерянная – мы, люди. 960 Заметь, он говорит, что и сами ангелы, разумея, а не изучив, знают (свои) пределы, то есть каково число небесных сущностей, будучи и в этом просвещены Богом. 961 Выше ведь он сказал, что более высокие силы священноначальствуют следующими за ними, средние – последними, а последние из них – иерархами у людей. Он не сказал ведь, что тот же самый чин и начальствует следующими за ним, и оказывается под их началом, но – что первый чин начальствует следующими за ним, и находится под началом тех, что перед ним. Так же надо разуметь и о прочих.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но что же тогда может скрываться за рассказом о «сватовстве»? . Дипломатический успех стоил Ольге немалых усилий, стойкости, терпения... Зато, воротясь домой, она ошеломляюще ясно дала понять Византии, что империя имеет дело с могучим независимым государством, международный престиж которого теперь сама же империя и возвысила на виду у всего света! Об Ольге и ее крещении в столице империи заговорили в разных странах. Отголоски этого международного резонанса сохранились в некоторых дошедших до нас источниках. Известные византийские историки XI – XII веков Иоанн Скилица и Зонара согласно говорят о крещении Ольги в Константинополе. Немецкая хроника, называемая «Продолжателем Регинона», сообщает под 959 годом о приходе к королю Оттону I послов «Елены, царицы ругов, которая крестилась в Константинополе». То же известие повторяют другие европейские хроники. Вслед за «Продолжателем Регинона» они называют Елену «королевой ругов». Но Титмар Мерзебургский, имевший более точные сведения о славянах, говорит в этой связи о «русских» и «Руси». Корвейская летопись под 959 годом также пишет о «русской королеве» [II, 14, с. 260 – 261; II, 6, с. 102 – 103] 22 . О пребывании Ольги в Константинополе оставил очень ценные сведения и император Константин Багрянородный. В своем трактате «О придворных церемониях» он подробно процитировал выписку из дворцового устава, куда вносились все сведения о ритуалах приема иностранных послов и других знатных гостей императора. Константин подтверждает данные нашей летописи о том, что Ольга была у него дважды. Первый прием состоялся 9 сентября, второй – 18 октября. На основании его книги учеными был определен год пребывания княгини Ольги в Константинополе [II, 14, с. 276], и оказывается, что это был 957, а не 955 год, который указывают наша летопись и другие русские источники. По-видимому, здесь имеет место какая- то ошибка. В подробных описаниях приема княгини Ольги Константин ни разу не упомянул о ее крещении в столице. Это дало повод некоторым историкам, в частности митрополиту Макарию (Булгакову) [II, 8, с. 247, 250], а также акад. Б. А. Рыбакову [II, 12, с. 370] полагать, что Ольга крестилась в Киеве и в Византию приехала уже христианкой. Митрополит Макарий сделал предположение о ее вторичном крещении в империи ради «престижности». Известны случаи, когда варяги-авантюристы по нескольку раз принимали крещение, чтобы получить богатые подарки и почести. Но допустить, что к подобному трюку могла прибегнуть княгиня Ольга, невозможно. Кроме того, как уже отмечалось, о ее крещении в Константинополе свидетельствуют достаточно авторитетные хронисты. Поэтому подавляющее большинство ученых (и среди них С. М. Соловьев , А. А. Шахматов, Д. С. Лихачев и др.) убедительно подтверждают факт крещения Ольги в Царь- граде [II, 14, с. 269] 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следовательно, фактическое царствование его начинается именно с 605 года, – года его восшествия на престол; так, несомненно, считают годы его царствования пророк Иеремия 954 и писатель 4-й книги Царств 955 . Но не так считали вавилоняне: у них обыкновенно хронологические даты определялись годами царствования государей; но эти годы их царствования начинались всегда с 1-го нисана 956 , так что, когда бы фактически царь ни вступил на престол, но официально первый год его царствования считался с 1-го нисана следующего после восшествия на престол года, а остаток от дня вступления на престол до нового года (до 1-го нисана) назывался просто «началом нового царствования», но не входил в счет 957 . Таким образом, хотя Навуходоносор вступил на престол между июнем и августом 605 года, но официально первый год его царствования начинался с 1-го нисана 604 года; с этого именно года и начинает его царствование птоломеевский канон. Несомненно, пророк Даниил, как житель Вавилона, да притом еще официальное, государственное лицо, обозначал в своей книге годы царствования Навуходоносора по этому именно официальному счету и первым годом его считал не 605-й, как пророк Иеремия, а 604-й год. В таком случае, указанное хронологическое затруднение решается легко. Прежде всего, ничто не заставляет нас думать, что пророк Даниил с друзьями воспитывались при дворе ровно три года (с точностью); по всей вероятности, это только круглое число, как вообще употребляется при обозначении более или менее продолжительных периодов времени (напр., времени царствования государей и т. п.); поэтому, ничто не мешает нам предположить, что они воспитывались около трех лет. Затем, само определение «во второй год царствования Навуходоносора» 958 для нашего вопроса довольно неточно; месяц, четверть, даже половина года, когда случилось излагаемое во 2-й главе книги Данииловой событие, не указывается; между тем, в данном случае это чрезвычайно важно: если мы, положим, отнесем указанное событие к самому началу, к первому месяцу 2-го года Навуходоносора, или к самому концу, к последнему месяцу его, то этим, так сказать, предварим или отсрочим данное событие почти на целый год; понятно, насколько это важно в виду решения указанного нами хронологического затруднения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Полаз, как все удавовые породы, не ядовит 955 . Вероятно, в слове «как подобает христианом жити» слов полаз по смыслу однородно с словом встреча, т.е. полаз означает чей-нибудь приход в дом, вследствие чего случается несчастье. Обстоятельное обличение верования во встречу находится в памятнике, который носит надписание «Слово учительно наказует о веровавших в стречу и чех» 956 . Упомянув неоднократно о веровании в чох и птичий грай, автор преимущественно распространяется о встречной прелести. Верящие во встречу и чех чрез это бесовским помыслам повинуются. Дух Святой действует в священниках, диаконах, в мнишеском чину и в братии Христовой, т.е. в нищих; все эти «чины» благословлены Богом. А мы всх тех чинов на встрече гнушаемся и отвращаемся от них, и укоряем их на первой встрече и поносим их в том время на пути многим поношением. Грех смрадит в первое стретение (по выходе из дома первая встреча) инока, ангела Божия во плоти, так как монахи носят подобие ангельского образа. Кто, повстречавшись по выходе из дома, укоряет «нища и худородна», тот Бога укоряет и братию Христову, так как Сам Господь назвал нищих меньшою братиею. В «правиле о верующих в гады и звери» 957 обличаются те христиане, которые, держась еретических дел, имеют обычай по заходе солнца ничего не довать из своего дома, ни огня, ни сосуда 958 . Обличаются также внимающие вранам, кокошам и иным птицам, а также верящие в приметы, из которых одни добры, а другие злы, гадающие по солнцу, по луне и звездам. Статья греческого происхождения 959 . В слове св. Отца Кирилла, о котором мы говорили раньше 960 заключается энергичное обличение употребления наузов, сопровождаемых заговорами. Этим делом обыкновенно занимались бабы, вероятно, старухи. Наузы применялись преимущественно к детям. Начнет скверная и злокаозненная баба на дитя наузы класть, смеривать, плюющее на землю, воображая, что она беса проклинает, а на самом деле она его более призывает. Составитель слова вооружается против тех, кто в болезнях обращался к бабам чародейкам, пользовался наузами и слушал «слова прелестные», вероятно, заговоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Припевы вставляются так же, как в 1 каноне. Сегодня Дева раждает Владыку внутри пещеры. Сегодня Владыка раждается, как младенец, от Матери – Девы. Удобнее 923 нам было бы по страху предпочесть 924 молчание 925 , как безопасное; по любви 926 же к Тебе, Дева, составлять 927 стройно 928 сложенныя 929 песни трудно 930 ; но Ты, и Мать, дай 931 силу 932 (к песням), поскольку есть (у нас) усердие 933 . Сегодня пастухи видят Спасителя, обвитаго пеленами и лежащаго в яслях. Сегодня Владыка (будучи) неосязаемым пеленается рубищем 934 , как младенец. Сегодня всякое творение веселится и радуется, так как Христос родился от Девы Отроковицы. О, Чистая 935 Мать! Мы, насмотревшись 936 на тусклые 937 образы 938 и исчезнувшия 939 тени Слова 940 , явившагося новым 941 из заключенных врат, признавая 942 (в нем) истинную светлость 943 , достойно 944 благословляем Твою утробу 945 . Небесныя силы возвещают миру о родившемся Спасителе, Господе и Владыке. Величай, душа моя, власть трехипостаснаго и нераздельнаго Божества. Величай, душа моя, Избавившую нас от проклятия. Достигши 946 желаемаго 947 и удостоившись Божия пришествия 948 , красующиеся Христом 949 люди 950 ныне утешаются 951 новобытием 952 , так как 953 Ты, чистая 954 Дева 955 , даешь 956 живоносную 957 благодать для поклонения славе 958 . Светилен Сообразно назначению своему, светилен, подобно тропарю, но шире и полнее его рассматривает событие, как посещение нас «Востоком востоков», т. е. Солнцем, взошедшим раньше обыкновенного солнца (предвечно), и как последовавшее оттуда просвещение светом истины «сидящих», живших как во «тме» язычества, так и в «сени», символизме иудейства. После целого ряда песней естественна умиленная радость от сознания полученных чрез боговоплощение благ. Светилен и хочет сказать, что так отрадно сознавать себя в общении со светом Христовым. Посетил 959 нас свыше 960 Спаситель наш, Восток востоков, и мы, находившиеся во тьме и тени, обрели истину, ибо от Девы родился 961 Господь. Трижды. Стихиры на хвалитех

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

954. Тебе, пастырю людей, Господь дал увидеть, как лют волк мысленный, для того, между прочим, чтобы ты и сам всеусиленно спасался от его когтей и пасти и спасал врученных тебе Богом овец. Отселе начни же поучать их с особенною силою, по подобию, как Господь учил, и показывай им, как ловит их непрестанно мысленный этот волк и чрез что он ловит, как льстит нашей чувственности, чтобы тем удобнее и охотнее мы грешили, как многие не понимают его льщения, как охотно служат ему, напр., в чревоугодии, объедении, пьянстве, блуде и прелюбодеянии, в сребролюбии, гордости, тщеславии, злобе, зависти, в кощунстве, лености, сквернословии, пустословии, смехе, страсти к нарядам, к пляске, в страсти к театру, к картам и проч. 955. О нарядной, чистой одежде телесной все хлопочем, стараемся все принарядиться со вкусом и изяществом, а об одежде нетленной, которая вся осквернена грехами и в которой всем подобает явиться к Судии-Богу, кто помышляет? Кто измывает ее слезами покаяния, делами милосердия, украшает постом, молитвою, бдением, богомыслием? 956. «Во вся дни наша возвеселихомся, и возрадовахомся за дни, в няже... видехом злая» ( Пс.89:14–15 ). Милосердый Господь, наказав нас, потом милует нас милостью временною и вечною. Долго иной больной мучится болезнью, как от злого тирана, но зато в этой болезни душа как злато очищается, и человек тот получает свободу чад Божиих и удостаивается вечного покоя и блаженства. 957. Без искушения и железо обыкновенное кажется сталью, и латунь и жесть серебром, или смешанное серебро чистым серебром, и бронза золотом, или смесь золота с землею чистым золотом и обыкновенное стекло алмазом, но испытание показывает настоящее их достоинство. Так и с людьми бывает. По виду многие кажутся кроткими и смиренными, милостивыми, добрыми, простыми, целомудренными, верующими и проч., а испытание показывает нередко, что они и злы, и горды, и жестокосерды, и нечисты, скупы, жадны, завистливы, злопамятны, ленивы и проч. Искушения же бывают чрез лишения и потери, скорби, болезни, бесчестие, и выдержавший искушение надежен для Царствия Божия, а не выдержавший ненадежен, потому что в нем остается большая примесь зла.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

945 Заметим здесь, что это возражение оказывается актуальным и сейчас. Так, один наш регент и композитор (см. примеч. 868), прошедший регентскую школу еще задолго до революции, но потом до 1945 года проживший в СССР, серьезно писал мне о том, что нужно ввести в православное богослужение фисгармонию. 949 Не является ли это современным и в наши дни, применительно к рассеянию по разным материкам русской православной эмиграции, – имея в виду теперь выпускаемые граммофонные пластинки с пением различных церковных хоров независимо от их стилистического направления. 951 См., например: Олег Пантюхов: О днях былых. Maplewood, N.Y., 1969, стр. 83; – Н. И. Астров: Воспоминания. Париж, 1940, стр. 91–92. 952 «Церковные ведомости». С.-Петербург, 1890, 3, стр. 77. Статья «О благоустроении пения в приходских церквах». 953 И. Н. Никодимов: Воспоминания о Киево-Печерской лавре. Мюнхен, 1960, стр. 41 (ротаторное издание). 954 Как известно, теперь звуковые съемки для пластинок производятся сначала на магнитофонную ленту (т.е. не механически, а магнитно-электрическим путем), и колебания тока с магнитофонной ленты переносятся, тоже магнитно-электрическим путем, на колебания алмазной иглы, которая вырезает на покрытой особым лаком пластинке бороздки. 955 Образ оказавшихся доступными таких граммофонных пластинок с русским церковным пением сделан автором на немецком языке: Johann v. Gardner: Diskographie des russischen Kirchegesanges. «Ostkirchliche Studien». Würzburg, 1963. Band 12, Helf 1. Ss. 55–56, Nr. 94, 95, 96; 97; Ss. 59–60; Nr. 104, 105; 1969, Band 18. Helf 1. S. 28, Nr. 172, 173, 174. Обзор этот далеко не полный, так как охватывает лишь тот материал, который удалось до сих пор установить. 956 Нужно заметить, что пластинки, напетые в России до революции 1917 года, этим недостатком не страдают, а некоторые пластинки с церковным пением, напетые русскими хорами в Западной Европе и в Америке после Второй мировой войны, такие недостатки иногда содержат. 957 См., например, сообщения о таких концертах в «Русской музыкальной газете». С.-Петербург, 1904, 13–14; о концерте архиерейского хора в Новгороде, хора Петропавловской церкви в Пензе, соединенных хоров города Полтавы, соборного хора в Саратове (численностью в 100 человек), объединенного хора в Харькове (300 человек). – 15 – о духовном концерте в Нижнем Новгороде, в Варшаве, в Ялте и в других местах

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010