947 Генлада-северный рукав реки Вантсум, отделявшей прежде остров Танет от побережья. Это название сохранилось в имени ручья Янтлет-Крик. 948 Кент в то время был захвачен королем Уэссекса Ине. Свефхард или Себби был уэссекским элдорменом Кента в 690-692 гг.; сын Эгберта Виктред претендовал на трон, но окончательно занял его только в 694 г. 949 Годвин (судя по имени, англосакс) был архиепископом Лугдуна (Лиона) в 693- 713 гг. Митрополитом он зовется потому, что к тому времени Лион сделался церковной столицей Южной Франции вместо Арля. 950 Товий (Tobias) был епископом Рочестера в 693-726 гг. Он приехал из Рима вместе с Теодором и Адрианом. 951 По мнению К. Джексона (Language and History in Early Britain. Edinburgh, 1953), так звучало на вульгарной латыни слово germani. 952 Фризы жили в Нидерландах, ругины или ругии-на побережье Балтики (их имя сохранилось в названии острова Рюген). Гуннов многие средневековые историки считали германцами, так как в состав их орды вошли многие германские племена. Старые саксы населяли Саксонию, даны-нынешние острова Дании, боруктуары или бруктеры-Рейнскую область. 953 Бойсил был другом и наставником Кутберта. Его имя сохранилось в имени шотландской деревушки Сент-Босуэллс и, возможно, дворянского рода Босуэллов. 954 Cella означает по-латыни «келья», columba-»roлyбь». Имя Колум Килле (Колумгилл) произошло от ирландских слов с тем же значением. 955 «Теплохладный» (mepidus)-uзbecmhoe выражение апостола Иоанна (Откр 3:16), означающее безразличие и инертность в делах веры. 956 Ин. 1:12. 957 Он упоминается также Алкуином в «Житии Виллиброрда», но больше о нем ничего не известно. 958 Радбод (у Беды Rathbed) был королем фризов ок. 680-719 гг. Все годы его правления прошли в войнах с франками, стремившимися захватить Фризию. Его едва не обратил в христианство св. Вульфрамн, но когда Радбод узнал, что его предки-язычники будут гореть в аду, он отказался от крещения, чтобы не разлучаться с ними (см. «Житие Вульфрамна», MGH, SRM, р. 668). 959 Виллиброрд или Виллиброд (у Беды Uilbrord) был апостолом фризов и их первым епископом в 695-739 гг. Его резиденцией был Утрехт, но умер он в основанном им монастыре Эхтернах близ Трира.

http://sedmitza.ru/lib/text/440928/

1913. Т. 2. С. 34-35; То же// Какабадзе. 1967. С. 158; Дарственная грамота царя Кахети Александра II мцхетскому Светицховели, 1579 г.//ПГП. 1965. Т. 2. С. 199; Иммунитетная грамота мцхетских католикосских владений, 1392 г.//ПГП. 1970. Т. 3. С. 180; Груз. документы IX-XV вв. 1982. С. 105; Грамота царя Грузии Александра I мцхетскому Светицховели, 1428 г.//Корпус груз. ист. документов. 2013. Т. 2. С. 151; То же, 1438-1440-е гг.//Там же. С. 208). Эти владения были освобождены от гос. повинностей (кроме воинской и охотничьей), а также от обязанностей по отношению к мон-рю Варцана и лавре Давидгареджи. Царским указом жителям Греми, Некреси и Шилда запрещалось требовать что-либо с этих земель (Грамоты царя Кахети Левана (1520-1574) и Александра II (1574-1601, 1602-1605) Светицховели, 1552 и 1585 гг.// Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 392, 423-424; Какабадзе. 1967. С. 161-162). Население во владениях Светицховели считалось паствой предстоятеля ГПЦ, но Некресские архиереи иногда оспаривали это положение. В XVI-XVIII вв. спор между католикосом-патриархом Вост. Грузии и некресели шел за право окормлять селения Пашаани и Ведзис-хеви; но церковные и гос. власти противостояли притязаниям некресели ( Хаханашвили. 1891. С. 85; Материалы. 1964. С. 164; ПГП. 1970. Т. 3. С. 955-957). Крестьянами и поместьями на территории Н. е. владели и др. архиереи ГПЦ: в 1568 г. царевич Теймураз, внук царя Кахети Левана, подарил еп. Бодбийскому Максиму крестьян в с. Сабуе (Док-ты по социальной истории Грузии. 1940. Т. 1. С. 358); из документа 1784 г. выясняется, что Алавердские архиереи имели своих нацвалов (правителей) в Кварели (Грамота Николая, амбы Алавердского, азнауру Алавердского храма моураву Бежану Гелованидзе// Какабадзе. 1967. С. 367). Крестовому монастырю в Иерусалиме принадлежали сел. Агдгома и ц. Воскресения Господня (ПГП. 1985. Т. 8. С. 691-692). История Принятие христианства в качестве гос. религии Вост. Грузии (царства Картли ) (20-30-е гг. IV в.) было ознаменовано интенсивным церковным строительством на территории Гагмамхари.

http://pravenc.ru/text/2564852.html

Хотя связи между РПЦЗ и Поместными Церквами не были столь тесными, как в довоенные годы, контакты все же имели место. Даже Патриарх Тимофей в своем письме 1952 г. не осуждал РПЦЗ, а писал о необходимости для нее восстановления общения с Матерью – Русской Церковью. Обрушиться на РПЦЗ с обвинениями в «расколе» и «безблагодатности» Патриарх Тимофей не мог. Это было отчасти связано с событиями 1920-х гг., когда Иерусалимской Церкви угрожала серьезная смута. Патриарху Дамиану удалось воспрепятствовать ей, рукоположив во епископы своих сторонников. В этих хиротониях принял участие и архиепископ Анастасий (Грибановский) . В августе 1921 г. он участвовал и в хиротонии епископа Тимофея, который позднее и стал Патриархом. 954 Поэтому, хотя представители Зарубежной Церкви и не служили на Гробе Господнем, отношение Иерусалимского Патриарха к РПЦЗ было более благожелательным, чем это могло показаться из его послания. 955 РПЦЗ поддерживала связи и с другими Поместными Церквами. Восточные иерархи не видели глубины в разделении русского православия. Нередкими были пасхальные и рождественские поздравления между Восточными Патриархами и митрополитом Анастасием. 956 Представители Поместных Церквей обсуждали с РПЦЗ и общие проблемы. Например, в марте 1952 г. в Америке состоялось совещание с участием иерархов Вселенского и Антиохийского Патриархатов, митрополита Леонтия (Туркевича) от Североамериканской митрополии и архиепископа Никона (Рклицкого) от РПЦЗ. На совещании обсуждались меры по сплочению усилий по воспитанию молодежи и православной миссии, а также рассматривались вопросы о богослужении и церковной печати. 957 В созданном в начале 1950-х гг. по инициативе англикан «Содружестве православных священников в Англии» участвовали представители всех Православных Церквей страны, включая Русскую Зарубежную Церковь . Цель этого содружества состояла в создании всеправославного единства. Каждый год «Содружество священников» устраивало всеправославную литургию в одном из православных храмов в присутствии англиканских священнослужителей. Не участвовали в богослужениях только представители Московского Патриархата и неканоничной Украинской автокефальной Церкви. Предстоятельствовал на литургиях обычно митрополит Фиатирский Афинагор (Кавадас), а проповедь говорили англиканские епископы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Общая история мессалианского движения и борьбы с ним православной и инославных (несторианской, монофизитской, армянской) Церквей рисуется в следующих основных чертах 954 . Ересь возникла в Сирии, по-видимому ок. 360–370 гг. Исторические корни мессалианства неясны. Епифаний при изложении истории этой ереси упоминает о каких-то «иудеохристианах» и о сатанианах, что позволяет предположить иудейские и манихейские корни. Однако для самого же Епифания ничуть не менее очевидны связи мессалиан с обычными монашествующими кругами. На самом деле грань между крайним монашеским ригоризмом и еретическим экстремизмом довольно тонка 955 , так что при такого рода сопоставлениях требуется особая осторожность. Не исключено 956 , что какими-то отдаленными предшественниками мессалиан были евстафиане 957 – ученики Евстафия Севастийского, которого св. Василий Великий почитал своим учителем. Эти сторонники крайних форм монашеского экстремизма были осуждены на Гангрском соборе ок. 341 г. По предположению Ж. Грибомона 958 , Правила св. Василия Великого отражают (точнее, реабилитируют) в православном контексте некоторые мнения Евстафия Севастийского относительно брака, осужденные Гангрским собором 959 . В переводе с сирийского слово «мессалиане» 960 означает «молящиеся» (εχται, «евхиты»). Затем им были даны и другие наименования по вождям ереси или другим ее отличительным признакам («энтузиасты»). Среди главарей мессалиан Феодорит называет Дадоя, Сав(в)у, Адельфия, Ерму , Симеона «и других» 961 . Поздние сирийские авторы (Агапий Манбиджский, Михаил Сириец, Баребрей) считают их учениками Евсевия (Евтихия) Эдесского. Из Сирии мессалиане достигли Азии и Понта. Св. Амфилохий Иконийский , которому было вверено попечение о Ликаонии, созвал против еретиков собор в Сиде 962 , после чего последние удалились в Осроэну (Эдессу). Антиохийский епископ Флавиан, обеспокоенный распространением ереси, созвал ок. 390 г. собор в Антиохии в присутствии трех епископов восточного диоцеза и тридцати священников и диаконов. Для выяснения учения мессалиан Флавиан воспользовался тем же приемом, что много веков спустя – император Алексей Комнин для уличения предводителя богомилов Василия. Он сделал вид, что почитает старейшего предводителя евхитов Адельфия, и тот открыл епископу «весь скрытый свой яд», так что Флавиан получил самую достоверную информацию. По ходу изложения заметим, что, согласно Филоксену Маббугскому 963 , Адельфий, ученик сирийского подвижника Иулиана-Савы, некоторое время жил в Египте и слышал от прп. Антония Великого речи о чистоте ума и видениях, спасении души и бесстрастии. Потом он стал подвизаться самостоятельно, но был обманут сатаной в виде ангела света, которому он поклонился и стал принимать бесовские видения за небесные. Какова бы ни была историческая достоверность слов Филоксена, важно, что в них находятся следы связей (реальных или мнимых) мессалиан с египетскими аввами (ср. приписывание CM прп. Макарию Великому ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

950 В Чт. Общ. Л. Д. П.: частными 951 В Чтен.: Он выше всех, так и выше всякаго мудрования. 952 Не златая ли? 953 Догматик 3 гласа 954 В Чтен.: спасения. 955 С еврейскаго текста. 956 «но будет имя твое Авраам: яко отца многих языков положих тя» – АВ. 957 В собраниях 1844 и 1848 годов помещено «слово по освящении храма Явления Божией Матери Преподобному Сергию, устроенного над мощами Пр. Михея в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре», с средины сходное с предлагаемым здесь; в виду совершенной разницы в начале и конце печатаем и то и другое, каждое в своем месте. 958 В собрании 1848 г. помещено слово на тот же день 1845 года; в виду значительной разницы печатаем то и другое, каждое в своем месте. 959 Слово сие помещается здесь в виду значительной разницы с находящимся в собр. 1848 г. словом на тот же день 1846 года, которое будет напечатано в своем месте. 960 Октоих. Степенна 4 гласа 961 В собраниях 1844 и 1848 гг. помещено слово в день Успения Пресвятой Богородицы, сходное c предлагаемым здесь; в виду значительной разницы решаемся напечатать и то и другое. 962 Божественная Литургия. Херувимская песнь 963 Успение, стихиры на стиховне 964 В «Чтен.»: кончился. 965 Божественная Литургия. Херувимская песнь. 966 Рождество Христово. Ирмос 1-й песни канона. 967 В Чт. Общ. Л. Д. П. кн. 9.: жити. 968 Печатается с рукописи автора, полученной от М. М. Евреинова. 969 По Евреиновскому сборнику за сим следует «Слово по освящении Покровской церкви, что в городе Коломне, августа 4 дня», которое, в виду незначительной разницы его с произнесенным по освящении храма св. Николая, в Перервинском монастыре, в 1841 году (Собр. 1848 г. т. II, стр. 82), отлагаем до напечатания под сим годом. 970 По Евреиновскому сборнику за сим следует «Слово по освящении храма св. Троицы, в Пушкарях, сентября 2 дня 1828 года», которое, в виду незначительной разницы его с произнесеным по освящении Храма Иоанна Богослова, в Бронной, в 1842 году (Собр. 1848 г. Т. II. стр. 71), отлагаем до напечатания под сим годом. 971

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3182...

И отпустив же того, поиде самъ назад к Москв, и прииде на Москву февраля въ 17, в Пяток сырный. Болярин же великого князя пришед изглагола та вся князю Дмитрею, и множайша его. Князь же Дмитрей, обдумав з боляры своими, рече: «Что, брате, томити мн тетку, госпожу свою великою княгиню? А сам бгаю, а люди себе надобныи, а уже истомленыи, а еще бы се стеречи, лучши отпустити ея ис Каргополя». А с нею послал князь Дмитрей болярина своего Михайло Феодоровича Сабурова 997 да детей боярских с ним. Слышавше князь великий, что мати его отпущена, а уже близко, и поиде противу ея. И сртошась у Троицы в Сергиев монастыри, и оттоле поиде с матерью к Переславлю, а Михайло Сабуровъ и с прочими, добил челом великому князю, не возвратишась к Шемяк, не оста-шась у великого князя служити ему. 955 О великого князя изыманьи... – Рассказ ο пленении и ослеплении великого князя Василия II читается в упомянутых выше летописях под 6954 г., которому соответствует в современном календаре время с сентября 1445 по сентябрь 1446 г. Этому рассказу предшествуют известия об освобождении «царем Махметом» (Улу Мухаммедом) великого князя Василия II и князя Михаила Андреевича Верейского, взятых в 1445 г. в плен, и ο возвращении Василия II в Москву. 957 Дмитрий Шемяка. – Князь Дмитрий Юрьевич Большой Шемяка, двоюродный брат Василия II. Β ходе борьбы его отца князя Юрия Дмитриевича Галицкого за великокняжеский престол с Василием II в 1430–1434 гг. Дмитрий Шемяка, вместе со своими братьями Василием Косым и Дмитрием Красным (меньшим), обычно поддерживал отца; однако, когда в 1434 г. Юрий умер в Москве и великокняжеский престол занял его старший сын Василий Косой, Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный не поддержали брата и содействовали возвращению Василия II в Москву. После 1434 г. в борьбе между Василием II и Василием Косым Шемяка занимал двойственную позицию; в 1436 г. Василий II подверг его заточению, но вскоре освободил. После ослепления Василием II старшего брата Шемяки Василия Косого (1436) и смерти его второго брата Дмитрия Красного (1441) под властью Дмитрия Шемяки соединились Галич, Руза, Вышгород, а также Ржев и Углич, уступленные Василием II после 1434 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Киев Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 50.450441; 30.52355 Украина, Киев Украина Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра Киев — столица и крупнейший город Украины, Город-Герой. Административный центр Киевской области .Расположен на реке Днепр, на севере центральной части Украины. Киев — седьмой по населению город Европы после Стамбула, Москвы, Лондона, Санкт-Петербурга, Берлина и Мадрида. С Киева началось крещение Руси. В силу его значения как исторического центра Руси, город именуют «матерью городов русских». Содержание История [ править править код ] История современной Киевской епархии восходит к Киевской митрополии в составе Константинопольского патриархата. Русская Киевская епархия (или митрополия) впервые упоминается в 891 году 60-й в списке кафедр, подведомственных патриарху Константинопольскому, и 61-й в уставе императора Льва (886—911 гг.). Согласно агиографической литературе (см. прологи и Минею на 12 июля), в 983 году от рук киевских язычников мученически погибли Феодор и Иоанн, почитаемые Русскою церковью как первомученики Российские. Киевская великая княгиня Ольга в 957 (или 954/955) году приняла крещение в Константинополе. Её внук — князь Киевский Владимир, согласно летописным рассказам, крестился в Херсонесе Таврическом, получив имя Василий, в честь святого Василия Великого, а также в честь своего восприемника, Ромейского императора Василия. Традиционная историография относит Крещение Руси к 988 году, хотя, по мнению некоторых церковных историков, есть основания полагать 987 более вероятной датой. Памятник князю Владимиру в Киеве Первые пять столетий Русская церковь была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший русскую иерархию Киевский и всея России митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году киевский князь Ярослав Мудрый сумел добиться поставления на первосвятительский престол первого русского — митрополита Илариона, одного из самых образованных людей того времени. С самого начала официального распространения христианства начали учреждаться монастыри: в 1051 году преподобный Антоний Печерский принёс в Киев традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший средоточием духовной жизни древнерусского государства в домонгольский период. Монастыри играли роль религиозно-культурных центров. В них, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о знаменательных исторических событиях; процветали иконопись и искусство книжного писания. Картина " Крещение киевлян " К.Лебедев

http://azbyka.ru/palomnik/Киев

А.А. Соллогуб приводит цитаты из текста постановления Собора Русских Архиереев за границей, ставшего ответом на Декларацию: «Заграничная часть Всероссийской Церкви должна прекратить административные сношения с Московской Церковной властью, ввиду невозможности нормальных сношений с нею и ввиду порабощения ее безбожной советской властью, лишающей ее свободы в своих волеизъявлениях и свободы канонического управления Церковью. Чтобы освободить нашу иерархию в России от ответственности за непризнание советской власти заграничной частью нашей Церкви, заграничная часть нашей Церкви должна, впредь до восстановления нормальных сношений с Россией и до освобождения нашей Церкви от гонений безбожной советской власти, управляться сама, согласно священным канонам, определениям Собора 191718 гг. и Постановлением Патриархии от 7/20 ноября 1920 г. за 362, при помощи Архиерейского Синода и Собора Епископов». 955 А.А. Соллогуб считает Декларацию поворотным моментом также в отношении каноничности, подчинения Русской Церкви за границей Московской Патриархии: «Будучи в полном духовном и административном подчинении канонической Московской Патриархии во время Патриарха Тихона, Соборная Зарубежная Церковь прекратила всякое общение с ней и ее иерархией с того момента, когда она стала неканонической – после Декларации митр. Сергия, когда он предал Русскую Православную Церковь в руки ее злейших врагов, войдя в союз с богоборческой, преступной, кровавой советской властью». 956 Исследователь отмечает наиболее важную, по его мнению, мысль – о том, что данное постановление не означает разрыва с Русской Церковью в целом: «Заграничная часть Русской Церкви почитает себя неразрывной, духовно-единой ветвью Великой Русской Церкви. Она не отделяет себя от своей Матери Церкви и не считает себя автокефальной. Она по-прежнему считает своей Главой Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра и возносит его имя за богослужением». 957 2.2. Советские ученые Труды советских исследователей, как правило, несут идеологический отпечаток официального негативного отношения к религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в качестве регентши при своем малолетнем сыне Святославе; умерла в 969 г. Ольга была первой христианской правительницей Руси. Крещеная в 954/955 г. в Константинополе, она снова прибыла в столицу империи в 957 г. и дважды, 9 сентября и 18 октября, была торжественно принята императором Константином VII Багрянородным. Ольга имела контакты и с двором германского короля Оттона I, куда “Елена, королева Руси” (“Helena, regina Rugorum”) отправила посольство в 959 г., в ответ на которое в Киев прибыл немецкий миссийный епископ Адальберт (961 г.), впоследствии архиепископ магдебургский. Дошедшие до нас сведения об Ольге не имеют единого происхождения, а почерпнуты из целого ряда источников. Особой похвалы княгиня удостоена митрополитом Иларионом в связи с прославлением им князя Владимира: “Ты же с бабою своею Ольгой принесоша крест от нового Иерусалима Кон- стантинаграда, по всей земли своей поставиша, утвердиста веру”. Такой взгляд дал толчок к почитанию Ольги и ее канонизации в первой половине XIII в. (день поминовения – 11 июля) [ср. выше, прим. 76. – Прим. изд. (К.А.)]. Рюрик, полулегендарный скандинавский конунг второй половины IX в., согласно сказанию, внесенному в Повесть временных лет на рубеже XI и XII вв., был приглашен славянскими и финскими племенами на княжение в Новгород и стал основателем древнерусского княжеского дома. Рюрик (Василий) Ростиславич, сын Ростислава Мстиславича, родился около 1140 г., умер в 1212/1213 г. Многократно занимал киевский стол: в 1173, 1180–1181, 1194–1201, 1203/1204, 1205/1206 гг. и еще несколько раз, пока не был вынужден окончательно удовлетвориться Черниговом. Во время киевского княжения Святослава Всеволодовича (1180–1194) Рюрик также имел большое влияние на политику Киева. Его собственное правление в Киеве, особенно после 1200 г., продемонстрировало, насколько к этому времени фактически уже ничего не значащими стали притязания на старейшинство со стороны князя, сидящего в столице Руси. В этой ситуации титул “великого князя”, принятый Рюриком по примеру владимиро-суздальского великого князя Всеволода, ничего не мог изменить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Триады, I, 1, 10, 12]. 945 Сергиев (Кронштадтский) И.И., прот. Начало и конец нашего земного мира. С. 296. 946 Образ такого неслитного единства могут дать «неслитное соединение в человеке души с телом», которое «представляет образ высшего»; отношения Бога с миром как «первообраз души в теле» [ Сергиев (Кронштадтский) И.И., прот. Начало и конец нашего земного мира. С. 376]; наконец, неслиянно-нераздельная богочеловеческая сущность Господа нашего Иисуса Христа и ипостасное неслиянно-нераздельное Существо Самого Господа. 947 См. подробнее: Дионисий Ареопагит . О мистическом богословии. I; II/ Дионисий Ареопагит . Корпус сочинений. С. 397—401, 402—403. 948 См., например: Григорий Палама, святитель . Трнады, II, 3, 1. 949 Жития святых. Кн. 11. (Июль). С. 625—626 (под 27 июля). 950 Тропарь святому великомученику Пантелеимону, глас 3. 951 Взятые в скобки два тропаря читаются здесь в последовании повечерия четвертка первыя седмицы постов. В четверток пятыя седмицы на утрене — в своем месте, где и прокомментированы. 952 «Фарисеи подлинно постились во второй день недели и в пятый» ( Феофилакт Болгарский на Лк. 18:10—14). 953 Помимо мнения преподобного Андрея см. также, например: Феофилакт Болгарский на Лк. 18:10—14. 954 Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 67, 353, 354, 356. 955 Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М. 2006. С. 627. 956 Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. С. 29. 957 Жития святых. Кн. 11. С. 71 (под 4 июля). 958 Этот год можно назвать вполне точно — современные историки датируют смерть Озии 739 годом до Рождества Христова. Имя Озии четырежды упоминается в клинописном архиве Тиглатпаласара III (745—727 гг.), уведшего в плен население северной части Израильского царства (733 732 г.). Надгробный его камень был найден в Российском археологическом музее на Елеонской горе д-ром Е. П. Сукеником из Еврейского университета в Иерусалиме; на камне арамейским диалектом времен Христа написано: «Сюда были перенесены кости Озии, царя Иудейского, — не открывайте» (см.: История древнего Востока: От ранних государственных образований до древних империй.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010