Августин при одном случае писал Иерониму: «по чистой совести тебе скажу, если в моих сочинениях что-либо оскорбило тебя, я вполне готов по-братски принять твои замечания и порадуюсь, как о своем исправлении, так и о самой твоей благосклонности, я даже буду требовать этого от тебя и требовать настойчиво» (Иерон. II, 486. Пис. Августина к Иерон.). По воззрению лучших людей тех времен, критике подлежат не одни сочинения писателей умерших, которые ничего не могут сказать в свою защиту, но и литературные труды живых современников, и о произведениях живых писателей «не боялись писать свободно и справедливо», руководясь тем убеждением, что «страх Божий изгоняет страх человеческий» (Иерон. V, 349. Изложение хроники Евсевия). Разумная практика, по суждению древнехристианских ученых, не должна быть придирчива, неумеренно строга, а напротив должна быть проникнута духом кротости и снисходительности. Ревность по благочестию не должна простираться до того, чтобы не прощать умному писателю ошибок и промахов в понимании самого христианского учения, умный писатель всегда может принести гораздо больше пользы христианской религии своими глубокомысленными изысканиями, чем повредить вере случайными ошибками. На этот счет рассуждали так: «если кто их желания лучшего скажет что-либо вопреки смыслу Писания, то сильный (умный) человек может искупать свою ошибку заслугой» (Иерон. II, 33. Пис. к Паммахию). В те времена люди компетентные хорошо знали, что критиковать легче, чем писать, а потому лицам, слишком привязчивым в отношении к писателям, рекомендовали: «пусть они сами напишут что-нибудь» (Иерон. II, 47. Пис. к Паммахию). Этим внушалась критикам осторожность и благоразумие при произнесении отзывов о сочинениях. Критика, по представлению рассудительных богословов, могла быть только прямая и открытая, она должна избегать кривых путей и не должна быть подпольной. Тогда только осуждали тех, кто распространял свое критическое сочинение в тихомолку, скрытым путем, кто распространял «по углам», как делают обыкновенно «воры-кляузники» (Иеронима.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Главным образом и чаще всего о. Иерон обращал внимание всех насельников обители на воспитание в себе смирения, послушания, страха Божия, взаимной любви друг ко другу, – а также и на то, что в монастырском общежитии ничто не должно делаться без разрешения и благословения старших, по собственному лишь произволению каждого. Всем он – опытный старец и испытанный подвижник – ставил на вид, что в иноческой жизни все, даже и доброе по-видимому, теряет свою хорошую цену, если бывает плодом только личного произвола того или другого или тех или иных лиц. Правда, – говаривал он, – трудно бывает подвижнику делать все лишь по благословению других: «враг» препятствует всеми силами, как только может…, расставляя всюду сети и ловушки, – а когда кто-либо захочет проявить своеволие, тут-то он и является первым и обязательным помощником подобного инока. И сколько бывает случаев, когда «враг» этим путем легко улавливает в «прелесть» неопытных, но самонадеянных, «самочинно» ревнующих и о добродетели, лиц, – безвременно сводит их в могилу, а то так доводит даже до умопомрачения!! Однако, и в тех случаях, когда инок проявляет святое послушание и трудится много и с большим успехом, – он должен помнить совет – спасительный для него и полезный: не искать похвалы себе или одобрения, – не трубить пред собою, не рассказывать о своем нравственном преуспеянии. Вообще о. Иерон считал все отличия и похвалы вредными для духовного «устроения» инока и питающими только дух любочестия, в явный ущерб смирению. Самое лучшее, – говаривал о. Иерон, – делать иноку все «просто за послушание» только и как бы «пред Самим Богом«… «Работай всяк по силам», – имей в себе страх Божий, – по возможности ищи безмолвия, – молись… Вот чему поучал старец-аскет, молитвенник… Нам – монахам, – поучал он, – непременно везде и всегда нужно творить молитву «Иисусову». И даже в храме во время Богослужения, если почему-либо не слышишь хорошо того, что поют и читают, тверди: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Прибавляй и «Богородичную»… А когда монах пребывает в келье, то он, – по требованию о. Иерона, – непременно должен прежде всего ежедневно исполнять установленное для всех «келейное правило» (канон) 38 . Исполнивши правило и желая еще помолиться, инок пусть «возьмет другой канон». Если ему «мало двух», пусть «берется за третий». Лучше нашего канона (в коем 750 кратких молитв с поклонами), – говаривал о. Иерон, – нельзя ничего более придумать. Такой канон, – напоминал старец, – веками «творили» все святые отцы на Св. Горе Афонской… Если с кем-либо из иноков приключится болезнь, из-за которой по необходимости опускается келейный канон, то и в этом случае надо сказать духовнику о невольном несоблюдении столь важного монастырского установления…

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

О воздержании о. Иерон говорил, как о такого рода добродетели, которая нужна непременно для всех. Если же кто пожелал бы упражняться в нем свыше требуемой от «среднего» инока меры, тот, разумеется, имеет полное право делать это, но должен приучать себя постепенно, медленно, сообразуясь со своими силами и здоровьем…, благодаря Господа. Лучшим чтением в обители для всех без исключения о. Иерон считал: Новый Завет , Псалтирь, творения преп. Феодора Студита , преп. Аввы Дорофея и т. под. Но некоторым, – в виду их особого душевного настроения и склада, их особой индивидуальности, – советовал читать и все вообще святоотеческие творения. Сам о. архимандрит был широко и глубоко в них осведомлен, проявляя свою особливую начитанность в святоотеческих писаниях на каждом шагу. Можно было предполагать, что он читал и творения приснопамятного епископа Феофана Затворника , так как иногда в речи о. Иерона слышались буквальные изречения этого святителя (в некоторых, впрочем, случаях тот и другой могли позаимствовать известные выражения… из третьего источника, именно из древних святоотеческих творений). Газет же и вообще светских периодических изданий, – говорил он, – я и сам не читаю, да и другим не даю совета читать… Бывали случаи, когда обычное равновесие о. Иерона в его отношениях к другим нарушалось, – когда, напр., его ласковость и снисходительность, всегда его отличавшие, уступали место проявлениям совсем иного рода. Это неизменно замечалось тогда, когда происходили более или менее серьезные упущения, какие-либо нестроения и пр. По отношению к виновникам этих нестроений, упущений… старец был иногда суров… и даже очень… Известно много примеров, подтверждающих это. Так, в один ясный и знойный летний день одному уже почтенному иноку понадобилось куда-то неотложно сбегать. Побежал он из обители, можно сказать, в чем был: в одном подряснике, далее не опоясанный ремнем. А в воротах монастырских как раз навстречу ему идет батюшка – о. Иерон… Инок (так принято в обители) падает ему в ноги и просит: благословите, батюшка! Бог благословит, – слышится тихо в ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Был такой, напр., случай. У одного послушника появилась непонятная тоска, с которою он был бессилен бороться. Уныние давило его, как тяжелый камень. Душили слезы. В течение трех дней, лишь только, бывало, придет в свою келью, не мог удержаться от слез и плакал навзрыд… В столь невыносимо тяжелом положении пошел послушник к о. Иерону, рассказал о случившемся с ним и просил его молитв, Батюшка, по-видимому, уже прозрел своими духовными очами то, что несчастный послушник испытывал в душе своей…, и, выслушав последнего, спокойно сказал ему в утешение несколько участливых слов, коих, однако, оказалось вполне достаточно для дела… Успокойся, – сказал о. Иерон, – не бойся, иди в свою келью,– я помолюсь за тебя… И только… Послушник пришел в свою келью и не узнал себя: от казавшейся безысходною тоски у него осталось лишь, одно воспоминание; слезы уныния исчезли… И почувствовавший себя счастливым человек этот безмятежно ваялся за свое обычное послушание. Очевидно, сила молитвы о. Иерона была воистину необычайна, как необычайна была и его прозорливость…, выдвигавшие его далеко-далеко из ряда прочих, окружавших его, людей… Часто о. Иерон говаривал, что в печали, скорби, в горе не следует предаваться унынию, малодушествовать, терять надежды на Божию милость.., – но что и в радости, с другой стороны, нельзя обнадеживать себя прочностью своего положения… Нельзя здесь – на земле рассчитывать на неизменное счастье, на прочное какое-то блаженство. На земле ведь все преходяще… И в духовной жизни радость и печаль чередуются одна с другою… Всюду так… В скорби жди радости, – в радости не поддавайся беспечности, – всюду остерегайся печали… Хотя и все, – напоминал об этом часто о. Иерон, – спасаются о Господе под покровом Божией благодати, а особенно явно можно бывает видеть это по отношению к «новоначальным», – но не следует забывать, что благодатная помощь и всякого человека иногда как будто бы покидает, оставляет…, заставляя его через то самое ощутительно познать свою немощь… Вот тогда-то и нужно приложить все свои старания, чтоб не поддаться малодушию, столь пагубному и зловредному…, – чтоб принудить себя к подвигам духовным…

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

– Спасение, Иерон, благовествую я тебе! Правым путём идешь ты, так как идешь подвизаться за Царя Небесного и не за скоро гибнущую славу земную будешь ратовать... Скоро ты отойдешь к Царю Небесному и приимешь от Него честь и славу за свои подвиги. Этими словами явившийся наполнил сердце Иерона несказанною радостью. Когда он исчез, Иерон пробудился и с радостью возвестил бывшим с ним друзьям и сродникам: – Я узнал тайну благоволения Божия ко мне и теперь уже с веселием иду в предстоящий мне путь. Одно только истинное сокровище, одно истинное наследие, одни только истинные богатства, это – те, которые сокрыты на небесах; все же земные блага не приносят получающим их никакой пользы: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф. 16:26 ) 7156 . Для меня нет ничего дороже и лучше души... Достаточно времени своей жизни потратил я на служение суете, теперь иду к Богу. Одно только смущает меня – печаль моей матери, престарелой и немощной вдовы, лишенной света очей и не имеющей себе помощника и заступника. Но я иду умереть за Христа и Ему, Отцу сирот и вдовиц, поручаю я свою мать». Сказав сие, Иерон пролил несколько слёз о своей матери и отправился в путь. В Мелитине святый Иерон вместе с другими тридцатью тремя христианами был заключен в темницу. Здесь он говорил своим товарищам по заключению: – Послушайте, друзья и братья, моего совета, который будет вам полезен не в сей жизни, а в будущей. Все боящиеся Бога ищут не земных временных, а будущих вечных благ. Вы слышали, что на утро нас хотят заставить принести жертвы ложным языческим богам: не будем повиноваться, не поклонимся идолам и не принесем им жертву; принесем лучше жертву хвалы истинному Богу нашему и вознесём к Нему наши молитвы, услышав которые, Он подаст нам силу стойко и мужественно перенести мучение и удостоит нас блаженной кончины. Слушатели Иерона единодушно отвечали: – Сладостны нам, как мёд, слова твои! Ты советуешь нам то, что действительно полезно и спасительно для нас, и все мы желаем лучше умереть за Христа, чем, поклонившись идолам, жить в суете.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

352 ξεςρημσω (и Араб.), – Альд.: – μωσαν, – нек. рук.:=μωσεν, – Компл. Итал. (Евр. Сир. Халд.) – μωσα. (Фед. Мопс и Феодорит как Rec). 354 δι τ: Алекс. Итал. и LXX Иерон. (eoquod). Сир. и Араб. (Вальт.). Но Ватик. Син. Феодорит, Феод. Мопс.: παρ το (Вульг.: dum). 359 Ες μαρτριον – так, по свид. Иеронима, все толкователи (ср. Итал. Sabat., Сир. Араб. у Вальт., Феод. Мопс. Феодорит, Евс. и др.), принимая (в выражении: ) за =свидетельство. Но сам Иероним, ссылаясь на своего учителя-еврея, уверявшего, что laed в данном месте значит ες () τι (), – перевел: in futurum (1379. С), – ср. Симм: γρσεως μου αωνας (Field по 86 код. Барб. II. 1014); см. сущ. в значение вечности, непрестанности ( Ис. 57:15 ; Авв. 3:6 и др.). К воскресению Христа относят это место также: Иерон. (ibid), Евс. (Demonst. Eaang. Migne, Patr. Gr. t. 22. col. 108. B–C; Lib. II. cap. 17), Авг. (Deciv. D. XVIII. 3. Migne, Patr. lat. 41. 592). Феод. Мопс. (469) относит к возвращению евреев из плена. Феодорит разумеет восстание Бога на суд 1872; ср. Халд. у Вальт., который перефраз: =ed judicandum (revelabor). Но новейшие толковники принимают в значении: добычи ( Быт.49:27 ; Ис.33:23 ) Господа на суде Его. Русск.: для опустошения. См. Knaqenb. 158–159. Ефрем: ждите, Израильтяне, того дня, когда я восстану для ограждения печатью свидетельства пророков, ib. 294. 360 Так читают: Син. Алекс. Ват. Араб. (Вальт.). Феодорит (872. С. без πσαν). Феод. Мопс. (469. С). Но Слав. и Recept. прибавляет: (нек. πσαν) τν ργν μου пред πσαν ργν θυμο μου, слав.: гнев мой (весь гнев ярости моея – так и Альд. Комплюк. некот: поздн. рукоп. Евсев. (ibid.), итал. LXX Иерон. Сир. Халд. Вульг. согласно Евр. 361 Так Ват. Син. Итал. LXX Иерон. Вульг. Евс. (ibid.). Феод. Мопс. Феодорит и Сир. согл. Евр. Но без πσα: Алекс. и Араб. 364 Время написания и автор названного произведения положительно неизвестны. В старое время Филопатрис приписывался известному Лукиану Самосатскому, но историческая критика признает его сочинением не раннейшим IV века и даже гораздо позднейшим. Во всяком разе нет оснований отрицать в авторе Филопатриса знакомства с порядками древнехристианскими.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Вот и отцы пришли – пожалуйте, пожалуйте. По обычаю они взяли у него благословение. Игумен весьма обрадовался их посещению и начал весело расспрашивать, как они живут в горах. Монахи поведали, как трудненько приходится учиться этой новой жизни. Отец Иордан возьми да скажи: – Мы, батюшка, пришли с тобою проститься и взять у тебя благословение. Завтра рано уходим домой, уже у вас нагостились. Спаси вас Господи за вашу любовь, что вы нас ещё пока принимаете. Тут отец Иерон слегка покраснел и говорит: – А разве я когда-нибудь перестану вас принимать? – Всё может случиться. – Полно тебе, отец Иордан, вечно ты мне перечишь. Вот, например, говоришь: «Идём домой». А разве для тебя обитель уже стала чужая и уже не твой дом? Ты меня этим оскорбляешь. На счастье начинавшийся между отцами новый спор прервал вход келейника, который вежливо приветствовал гостей поклоном и обратился к игумену: – Батюшка, к Вам желает зайти инженер, который был вчера. Он говорит, что уезжает через час. Отец Иерон наклонил голову с минуту что-то размышлял. Потом сказал келейнику: – Скажи, пусть зайдёт. – И, обращаясь к своим собеседникам, попросил: – Отцы, посидите безмолвно, пока я с ним недолго кой о чём переговорю. Вошёл инженер, и отец Иерон стал толковать с ним о чертежах и планах, предназначенных к постройке собора и корпусов, но никак не могли прийти к соглашению. Инженер запросил дорого, и наконец отец Иерон сказал ему на это: «Я сам сделаю все чертежи». Инженер с удивлением посмотрел на отца Иерона и спросил: – Разве вы знакомы с курсом строительного дела? – Да, правду сказать, хотя я этому и не учился, а рискую сделать сам. Инженер возразил ему: – Смотрите, не ошибитесь. Вы предполагаете строить такие колоссальные здания и рискуете сами сделать все чертежи, не зная теории строительного дела. Этим вы можете нанести себе страшные убытки, и ошибки можно будет поправить лишь с великим трудом. – Ну что же делать, коли у нас не найдётся той суммы, какую вы просите?! Инженер пожал плечами, заметив:

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Начало было, таким образом, положено… И в том же году эта, вновь возникавшая как бы из пепла, обитель была наделена, с утверждения Кавказского Наместника, в достаточном количестве земельными участками для возведения на них храмов и других монастырских зданий, а также и для хозяйственных «угодий». Дано было и дозволение приступать к устройству обители. Но Высочайшее положение об учреждении монастыря, вызванное ходатайством строителей через посредство Св. Синода, последовало только 8-го декабря 1879 года 18 . Согласно этому «положению», новая обитель учреждена – как отрасль Афонского Пантелеймоновского монастыря, и должна наравне с ним соблюдать общежительный старо-афонский устав. При этом, на одинаковом основании о находящимися в России греческими монастырями: Никольским в Москве, Екатерининским в Киеве и Ново-Нямецким Молдаванским в Бессарабии 19 , она подлежит, в отношении поведения ее братии, наблюдению местного епархиального Начальства и Святейшего Синода, – а в отношении внутреннего ее строя и хозяйственной части стоить в зависимости от Пантелеймонова монастыря. В помощь о. иеромонаху Арсению строителем новой обители и экономом был назначен афонскими старцами о. Иерон. Он так рассказывает об этом в своих записках. Когда бывшие на Афоне для поставления о. Макария во игумена два патриарших экзарха возвращались обратно в Константинополь, то старцы послали меня провожать их. Пред отправлением в дорогу я зашел к о. Макарию. Когда я уходил от него, он сказал, чтоб, во время моего пребывания в Константинополе, отец Азария (монах в столице Турции, управлявший монастырскими – афонскими делами) дал знать в Сухум о. Арсению о том, что я – в Константинополе. Спросить о. Макария: для чего это было нужно – мне было некогда. Прибыв в Константинополь, я передал монаху о. Азарии слова о. архимандрита. Тот немедленно послал в Сухум телеграмму о. Арсению о том, что о. Иерон в Константинополе. А о. Арсений быстро же ответил: пусть приезжает о. Иерон в Сухум. О. Азария показал мне телеграмму о. Арсения и сказал, что он меня требует к себе в Сухум. Я с удивлением замечаю ему, что Афонские старцы ничего не сказали мне относительно моей поездки на Кавказ. А о. Азария говорит, что ему лично уже раньше было известно об этом. Сообщено было для того, чтобы потом вовремя дать знать о. Арсению. Поезжай, ничтоже сумняся, – прибавил он. Там о. Арсений ждет тебя. Я возражаю: да я ведь ничего с собою не взял из одежды; у меня нет даже и пары белья для перемены. А о. Азария невозмутимо парирует: не беспокойся! Все необходимое даст тебе здешняя братия. Нечего было делать. Сходил в посольство. Взял для себя паспорт и отправился в Сухум… ) III. На Кавказе 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Путники не поспели в Мелитину до захода солнца и ночевали на месте, где застала их ночь. Ночью блаженному Иерону явился некто одетый в белые одежды и возвестил ему кротким и полным любви голосом: — Спасение, Иерон, благовествую я тебе! Правым путём идешь ты, так как идешь подвизаться за Царя Небесного и не за скоро гибнущую славу земную будешь ратовать… Скоро ты отойдешь к Царю Небесному и приимешь от Него честь и славу за свои подвиги. Этими словами явившийся наполнил сердце Иерона несказанною радостью. Когда он исчез, Иерон пробудился и с радостью возвестил бывшим с ним друзьям и сродникам: — Я узнал тайну благоволения Божия ко мне и теперь уже с веселием иду в предстоящий мне путь. Одно только истинное сокровище, одно истинное наследие, одни только истинный богатства, это — те, которые сокрыты на небесах; все же земные блага не приносят получающим их никакой пользы: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26) Для меня нет ничего дороже и лучше души… Достаточно времени своей жизни потратил я на служение суете, теперь иду к Богу. Одно только смущает меня — печаль моей матери, престарелой и немощной вдовы, лишенной света очей и не имеющей себе помощника и заступника. Но я иду умереть за Христа и Ему, Отцу сирот и вдовиц, поручаю я свою мать. Сказав сие, Иерон пролил несколько слёз о своей матери и отправился в путь. В Мелитине святый Иерон вместе с другими тридцатью тремя христианами был заключен в темницу. Здесь он говорил своим товарищам по заключению: — Послушайте, друзья и братья, моего совета, который будет вам полезен не в сей жизни, а в будущей. Все боящиеся Бога ищут не земных временных, а будущих вечных благ. Вы слышали, что на утро нас хотят заставить принести жертвы ложным языческим богам: не будем повиноваться, не поклонимся идолам и не принесем им жертву; принесем лучше жертву хвалы истинному Богу нашему и вознесём к Нему наши молитвы, услышав которые, Он подаст нам силу стойко и мужественно перенести мучение и удостоит нас блаженной кончины. Слушатели Иерона единодушно отвечали: — Сладостны нам, как мёд, слова твои! Ты советуешь нам то, что действительно полезно и спасительно для нас, и все мы желаем лучше умереть за Христа, чем, поклонившись идолам, жить в суете.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Кирилла встречается рядом с Αρσεβερ и Aρβεσερ.    προς — во всех повторен, но в Слав. нет.    Так Ват. Син. и нек. др. Но Слав. читаем пред εισεληλυθεν аще — ει или η, как Алекс. и др.    Так. Ват., Син. Ал. др., но Слав.: в пятый месяц, как нек. и компл.    Так. Син. Ват. Ал. др. Но слав. приб. в скобах: плачя или постяся, в нек.: εδκρυσαν νηστευσαν, др. νηστεσω.    Κατοθι εποιησαν, как Алекс. LXX Иерон. и др. др.: εποιησα — Алекс. изд. Граде-Брейт. соотв. Евр. — ποητεσεν — Ват. Син. и др. Слав: якоже сотворил. Феодорит: νηστεσω καθτι ποησα, соотв. Евр.    См. прим. к этому тексту.    Так Син. Ват. Алекс. Иерон. и др. мн. Но Слав. παντοκτορος, как нек.    Так и Иерон. Но слав.: или, как. Син. Ват. Алекс. и др.    Так все, но Слав. опускает: в прибавляя в скобах месяца.    κα υμας, как одни, но др. и Слав. опускают.    Слав.: не сия ли суть, как нек. и Альд. Др: ονκ ουτοι οι λογοι εισιν — Ват. Син. др. и Св. Кирилл в толковании. (col. 105 В.).    Так нек. слав.: и грады его окрест как Син. Ват. Алекс. (αυτιον) и др.    Здесь пропущено несколько слов, но смысл восстановляется легко.    Греч.: κα.    Греч. μν, нек.: ατον.    Греч. πεδηοαν.    Греч. ντον παραφρονοντα — хребет презирают.    Св. Кирилл опуск.: υτν, но Слав. чит. как Син. Ват. Ал. и др.    Св. Кир. κοσαι, но Слав. и др. ισακοειν или εσακοσκι.    Св. Кир. και ενπι τους λογους, но Слав. и др.: τος λογους или τν λογων.    Так Ват. Син. Ал. др., но слав.: рукою, как и нек. и Альд.    ον τροπον, Слав. якоже.    Так Ал. и нек. др., но Слав. (не имать услышати оп. αυτων, как Ват. Син. и др. мн.    Слав. отвергну.    Слав. избранную землю. Глава 8 Зах.8:1—2. И бысть слово Господа Вседержителя ко мне, глаголя: сице глаголет Господь Вседержитель: ревновах по Иерусалиме и Сионе рвением великим, и яростию велиею ревновах по нем.    Достаточно обличив неповиновение и необузданность древних и вследствие этого случившиеся с ними бедствия и уяснив, что было причиною постигших их страданий, Он обращает речь свою к благам милосердия (божественного) и наконец обещает им времена благоденствия и изобильное наслаждение вожделенными благами, как людям, уже подвергшимся праведному наказанию за свои нечестивые деяния и как бы очистившимся от преступлений древней нечистоты при помощи наказания рукою врагов и вследствие перенесения ига рабства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3529...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010