Мф.24:25–26 . Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», – не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», – не верьте; «Я наперед сказал»: уверение, что предсказанное непременно сбудется (ср. Ин.14:29 ), и предостережение быть бдительными и осторожными (ср. Мк.13:23 ). – «В пустыне, – в потаенных комнатах»: «не выходите, говорит, в пустыню; не входите во внутренние комнаты. Не сказал: отойдите и не веруйте, но – не входите и не исходите, ибо великий будет тогда соблазн по причине обольстительных знамений» (Злат.). И около того времени первого пришествия Христова иудеи ожидали, что Мессия явится совершенно неожиданно, может быть, выйдет внезапно из пустыни, почему лжепророки и уводили народ в пустыню (ср. прим. к ст. Мф.24:5 ), или, может быть, скрывается в потаенном месте и неожиданно выйдет оттуда (у Barnes). Мф.24:27–28 . ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы. «Как молния исходит» и пр.: «А как блистает молния? Она не требует вестника, не требует проповедника, но в малейшее мгновение является во всей вселенной (на всем горизонте) – и тем, кои сидят в домах, и тем, кои находятся во внутренних отделениях дома. Таково будет и пришествие Христово, которое вдруг явится везде по причине сияния славы» (Злат., ср. Феофил.). Таинственное пришествие Господа на суд с Иерусалимом при его разрушении было прообразом второго будущего Его пришествия на суд мира. «Во второе пришествие будет не так, как в первое, когда Господь переходил с места на место; тогда Он явится во мгновение ока» (Феофил.). – «Где будет труп» и пр. Относящие это изречение ко второму пришествию Господа в связи с предшествующим объясняют его так: «как молния является внезапно и всем бывает видима, так и пришествие Христово (второе) будет видимо для всех живущих в мире. И как на мертвый труп скоро собираются хищные орлы, так и туда, где явится Христос, придут все святые, парящие на высоте добродетелей, и вознесутся на облака, подобно орлам. Христос иносказательно именуется трупом, потому что Он умер за нас (Феофил., ср. 3лат., Иерон., Евф. Зиг.). Или так: труп есть образ духовно мертвых (ср. Мф.8:22 , Лк.16:24 ), которые подлежат суду Мессии и наказанию; и выражение – «соберутся орлы» означает то же, что сказано Мф.13:41 , именно: что Ангелы, которые имеют быть посланы Мессией, «соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную». Относящие это изречение ко времени разрушения Иерусалима под трупом разумеют Иерусалим и иудеев, а под орлами римлян, осадивших и взявших город, и смысл дают такой: Господь придет для суда над преступным народом, и, по Его мановению таинственному, римские войска со своими победоносными знаменами ринутся как хищные орлы на мертвый труп и растерзают его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Образ речи взят от верования народа, который думал, что на небе есть окна, отверстия, из которых Бог льёт дождь, или в которые Он призирает на землю. «Отверзу вам хляби небесныя». Сим означаются, – объясняет св. Ефр. Сирин, – многоразличныя благодеяния Божии, какия Бог будет ниспосылать Иудеям боящимся Его имени». – «Слова: «обратитеся о сем», – говорит бл. Феодорит, – Акила перевел: «изведайте опытом». Испытайте, не дам ли Я вам дождя, а с ним изобилия благ земных, не пролью ли Я на вас за соблюдение закона Мое благословение, Мои благодеяния до преизбытка, – «дондеже удовлитеся» 53 , доколе не будете вполне довольны, доколе не будете радоваться о своем благополучии». Мал.3:11 . И разделю вам в брашно, и не имам истлити вам плодов земных, и не изнеможет ваш виноград на селе, глаголет Господь Вседержитель. С Евр.: «Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, – говорит Господь Саваоф». Если вы, – говорит Господь, – будете исполнять Мои законы, будете заботиться о храме, о служащих в нем, то Я буду благодетельствовать вам, буду награждать плодородием, раздам вам блага земные (по LXX «в пищу» 54 ) для питания, или (по Еврейск.) запрещу вредным насекомым и другим животным пожирать плоды земли вашей, не буду более обезсиливать и лишать плодов ваши виноградники, вся земля ваша будет благословлена Мною, а потому и будет приносить все возможные плоды для вашего счастия. Мал.3:12 . И ублажат вы вси языцы, зане будете вы земля пожеланная, глаголет Господь Вседержитель. С Евр.: «И блаженными называть будут вас все народы, потому что вы будете землею вожделенною, – говорит Господь Саваоф». Все соседственные народы, видя у вас такое во всём изобилие благ земных, такое счастие, назовут вас блаженными ( Втор. 33:29 ), ублажат вас, как людей счастливейших, любезных Господу, а землю вашу назовут вожделенною (Под. Дан. 11:16 ; Зах. 7:14 ). «Все соседние народы будут дивиться плодородию земли вашей, так что пожелают обитать на ней, и по изобилии благ земных будете примером для всех народов» (Бл. Иерон.). «Вы будете блаженны и назоветесь как бы землею «пожеланною», т. е. любимою за плодородие и благоплодность» (Св. Кир. Алекс.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Потому держась Её, опоры нашей веры, имеем мы Защитником от Нее рожденного Господа. Дерзайте же, дерзайте, люди Божии, ибо Он победит врагов, как Всемогущий. Догматик – это песнопение, посвященное Богородице, которое мы всякий раз слышим на всенощном бдении под воскресенье: оно поется в качестве последней стихиры (на «И ныне…») на «Господи, воззвах» на великой вечерне, когда царские врата уже открыты и совершается вход с кадилом. Основное содержание догматиков – боговоплощение. Догматики находятся в Октоихе и всего их восемь – по числу гласов Октоиха. Догматик первого гласа «Всемирную славу…» насыщен образами, метафорами, цель которых – показать роль Девы Марии в нашем спасении. Она именуется небесной дверью – поскольку открыла нам вход в Царство Небесное (впрочем, если требовать догматической точности, то следует сказать, что Богородица послужила нашему спасению, которое было совершено Господом Иисусом Христом). Далее Богоматерь называется небом, т. е. местом пребывания Бога, храмом, святилищем – как телесно вместившая Божество. Наконец, о Ней говорится как об опоре (буквально, в переводе с греческого, якоре) нашей веры – вероятно, потому, что воплощение Творца, сделавшее возможным избавление человеческого рода от власти греха, смерти и диавола, – это одна из наиболее важных истин христианства, отличающая его от других религий. Говоря об этом песнопении, хотелось бы обратить внимание на его греческий оригинал. К сожалению, ни церковнославянский, ни русский переводы не передают той игры звуков, которая присутствует в греческом тексте. Приведем хотя бы один пример: тон асматон тон асма/кэ тон пистон энкаллописма (ср. по-русски: бесплотных песнь и верных украшение). В догматике употреблено слово νας (наос) – «храм». В Новом Завете для обозначения иерусалимского Храма обычно употребляется другое слово – ερν (иерон), буквально «святилище». Слово же νας неоднократно используется как раз для выражения мысли о телесном храме, ср.: «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего» ( Ин.2:19–21 ); «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? – пишет апостол Павел. – Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» ( 1Кор.3:16–17 ). Что же касается христианских храмов, церквей, то они не мыслятся как святилище, как место исключительного пребывания Божества: когда стоя на службе мы молимся «о святем храме сем» (греч. πρ το γου οκου τοτου), мы молимся о святом доме (οκος, икос) – о доме, в котором собрались христиане, чтобы совершить евхаристию.

http://azbyka.ru/dogmatik

Пророк показывает и цель, для которой приидет Илия или Иоанн. Он придёт для того, дабы устроить или обратить сердца отцов к сыновьям и сердца детей к отцам, по LXX: «сердце человека к искреннему его», чтобы Я, – говорит Господь, – пришедши, не поразил земли проклятием. Подобным образом говорил об Иоанне Предтече и св. Ангел Захарии, что Иоанн «многих из сыновей Израилевых обратит ко Господу Богу их», что он «предидет перед Спасителем в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов к детям, и (возвратить) непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный». ( Лк. 1:16, 17 ). «Устроит сердце отца к сыну» и проч., т. е. Иоанн Предтеча, своею проповедью, своими увещаниями уничтожит разделения между отцами и детьми, между старшими и младшими, между высшими и низшими, и приведет их к единодушию, расположит к единой вере в Мессию, и таким образом уравняет, уготовит путь Господу ( Мал. 3:1 ), принятие же Евангельской проповеди соделает удобным и легким. Некоторые под отцами или старшими разумеют патриархов, пророков, которые говорили о Мессии, Спасителе мира, а под детьми – современных Иоанну Иудеев, т. е. Иоанн своею проповедью соделает то, что пророки и их потомки Иудеи придут в согласие, единение касательно Мессии, будут мыслить и веровать в Него одинаково (бл. Иерон. и др.), что и исполнилось на учениках Христовых 67 , на всех верующих. «Да не пришед поражу землю в конец», т. е. чтобы Я, – говорит Господь, – пришед на землю, не погубил совершенно её жителей за неверие и упорное нечестие. Потому и Иоанн Предтеча, начав свою проповедь о покаянии, требовал как веры в Мессию, так и согласной с нею доброй жизни. Истинная вера и добрая жизнь – вот тот путь, по которому Спаситель мира идет в Свою Церковь , входит в сердца человеческие, дабы уготовить там обитель Себе, водворить Свое благодатное царство. Некоторые 68 из толковников не без основания думают, что под конечным поражением земли здесь разумеется опустошение Иерусалима и Иудеи Римлянами, а не кончина мира после страшного второго пришествия, как думают иные. Погибли неверные Иудеи; Иерусалим разрушен, Иудея опустошена, царство Иудейское погибло навсегда, в конец 69 , а все истинно верующие спасены силою Креста Христова, вошли в небесный Иерусалим, водворились и водворяются навеки в земле живых, в обителях Отца небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Пророчество Иеремии исполнилось. Царь Вавилонский Навуходоносор взял Иакима в плен, а на его место поставил царем брата его, Седекию. Когда Седекия с соседними царями задумал отложиться от царя вавилонского, Иеремия возложил себе на шею ярмо, по такому же ярму послал Седекии и соседним царям и сказал: «Так говорит Господь: Я отдаю все земли эти рабу Моему Навуходоносору, и все эти народы будут служить ему и сыну его и сыну сына его, доколе не придет время и его земле, и ему самому. Народ и царство, которое не захочет служить ему, Я истреблю рукою его» ( Иер. 27 ). Седекия не послушал пророка. Навуходоносор осадил Иерусалим, чтобы наказать Седекию за непокорность себе. Иеремия несколько раз убеждал Седекию спасти себя и город от погибели добровольной сдачей Навуходоносору и предсказывал в противном случае сожжение города, плен царя и народа. За эти предсказания пророка били, сажали под стражу, в подземелья, бросали в ров с тиной ( Иер. 21:30–38 ). После взятия Иерусалима, Навуходоносор дозволил Иеремии жить, где он хочет. Он остался в отечестве. В это время из растерзанной души его излился горький плач о разоренном, Иерусалиме (кн. Плач. Иерем.). Когда Годолия, поставленный от Навуходоносора начальником Иудеи, был убит, многие иудеи, боясь гнева Навуходоносора, убежали в Египет и увлекли туда с собой Иеремию и его сподвижника Варуха ( Иер. 41–43 ). Здесь они побили его камнями за обличения в беззакониях (Терт., Епиф., Иерон.). Пророк Иезекиль Пророк Иезекиль был священником. Навуходоносор, царь вавилонский, взял его в плен в одно время с царем иудейским Иехониею. В плену в Месопотамии, при реке Ховаре, он видел подобие славы Господней и призван был к пророческому служению следующим образом: он увидел светлое облако; из середины облака видно было подобие четырех животных; у каждого из них было четыре крыла и четыре лица: лицо человека, лицо льва, лицо тельца и лицо орла; подле этих животных находилось по одному колесу с высокими ободьями, которые полны были глаз. И животные, и колеса двигались туда, куда Дух хотел идти. Над головами животных было подобие свода, а над сводом подобие престола. На престоле был Господь в подобие сияющего светом человека. Господь послал Иезекия пророчествовать израильтянам, причем дал ему съесть книжный свиток, на котором и с передней и с задней стороны написано было: «Плач, и стон, и горе». Пророк съел свиток, и было в устах его сладко, как мед ( Иез. 1–3 ). Видение это означало, что все на небе и на земле делается по воле Духа Божия; что исполнители воли Божией суть Ангелы, которые имеют разумность человека и силу льва, твердую простоту тельца и возвышенность орла; что горькое наказание Бога милосердного сладко для человека, как мед. После этого видения Иезекиль стал строго обличать беззакония иудеев и предсказывать разрушение Иерусалима. Он был так прозорлив, что дела, совершаемые в Иерусалиме, он видел как бы своими глазами и пересказывал о них бывшим с ним в плену.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Псалом 36 Псалом Давиду. Из 25 стиха видно, что Давид написал сей псалом уже в старости, после гонений, как увещание всем людям, убеждая встречающиеся скорби переносить благодушно, благоденствие же и благоуспешность людей лукавых не признавать достойными ублажения, не завидовать им (Бл. Феод.). 1 . Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие. Симмах перевел: «не входи в состязание», а Феодотион: «не раздражайся», т.е. не поощряй себя к подражанию живущим беззаконно, видя доставшийся им благой жребий. С Евр.: «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие». 2 . С Евр.: «Ибо они, как трава, скоро будут подкошены, и, как зеленеющий злак, увянут». 3 . Насели землю, и упасешися в богатстве ея (повелит. вместо будущего). Населить, наследить землю на языке Св. Писания означает – получить счастие, блага в сей или будущей жизни. (См. ниже: ст. 9–10. Ис. 60:21 ; Мф. 5:5 ). Т.е. если ты будешь уповать на Господа и делать добро, то спокойно и счастливо будешь обитать на земле и упасешися в богатстве ея. «Пророк, – говорит бл. Феод., – всем поучал пользе упования на Бога. Кто на Бога уповает, говорит пророк, и кого пасет Бог, тот и насладится подаваемых от Него благ». Впрочем другие, в духовном смысле, разумеют под землею или Св. Писание, св. Церковь (Август.), или небо, которое есть земля живых (Иерон.). «Землею, – говорит св. Афан. Алекс., – называет Боговдохновенное Писание, в котором богатство святых, т.е. обетования. Давид советует непрестанно, со вниманием изучать Божественные словеса из желания тех благ, какие по Писанию, уготованы святым». С Евр.: «Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину». 4 . Насладися Господеви, т.е. в Господе находи себе счастие, довольство, услаждение. И даст ти прошения сердца твоего, т.е. исполнит желания, сердечные моления твои. С Евр.: «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего». 5 . Открый ко Господу путь твой, т.е. «и себя самого, и дела свои посвяти Богу, и от Него ожидай помощи» (бл. Феод.); или: «явно иди угодным Ему путем» (Св. Афан.). С Евр.: «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 43 В конец, сынов Кореовых, в разум. Т.е. поучительный псалом потомков Корея, содержащий в себе события отдаленных времен. С Евр.: «Начальнику хора. Учение. Сынов Кореевых». (См. Введение). «Этот псалом, – говорит св. Златоуст, – хотя произносит пророк (т.е. Давид), но он произносит не от собственного лица, а от лица Маккавеев, предвозвещая и изъясняя имевшее быть в их время», и относит ко временам Антиоха Епифана. Также думает и бл. Феодорит, присовокупляя, что «псалом изречен от лица победителей Маккавеев, предварительно научая, какие слова надлежит произносить им во время опасности». По мнению св. Афанасия, псалом сей того же содержания, как и предыдущие. «Певцы (т.е. сыны Кореевы) описывают древние благодеяния Божии и просят помиловать их; потому что Его признают упованием своим, и исповедуются о имени Его». Так как в 12 ст. сего псалма говорится о рассеянии Евреев между народами, то некоторые из толковников относят псалом ко временам плена Вавилонского; бл. Иерон., Август., св. Амвросий видят пророчество о христианских временах мученичества, на основании послания к Римлянам ( Рим. 8:13 ), где приводятся слова из 23 стиха сего псалма. 2 . Дело, еже соделал еси – т.е. изгнание и истребление Хананеев, поселение Евреев в Палестине. С Евр.: «Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты соделал во дни их, во дни древние». 3 . С Евр.: «Ты рукою Своею истребил народы, а их насадил; поразил племена, и изгнал их». 4 . Не бо мечем своим наследиша землю и проч. Хотя Евреи сражались и побеждали Хананеев, но побеждали при помощи Божией. Главною причиною их побед было не воинское оружие, а десница и мышца, т.е. сила и могущество Божии, и просвещение лица Божия, т.е. Его защищение, промышление (Злат.) и Божие благоволение, яко благоволил еси в них. С Евр.: «Ибо они не мечем своим приобрели землю, и не их мышца спасла их, но Твоя десница и Твоя мышца, и свет лица Твоего; ибо Ты благоволил к ним». 5 . Заповедаяй спасения Иаковля. Т.е. Ты, Господи, Сам заповедал, определил даровать Иакову, т.е. потомкам Иакова все эти спасения или победы над врагами; или: «Тебе слова достаточно для нашего спасения, нужно только мановение Твое, – и народ будет спасен». Так перевел и Симмах: «заповедуй спасение Иакова» (Бл. Феод.). С Евр.: «Боже, царь мой! Ты тот же; даруй спасение Иакову».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 60 В конец, в песнех, Давиду псалом. С Евр.: «Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида». «Давид приносит (в сем псалме), – говорит св. Афан., – благодарение Богу за себя и за народ, спасенный по вере, и дает обет и в вечных обителях немолчно воссылать хвалу». По мнению бл. Феод., Давид в сем псалме научает Евреев, пребывающих в плену, какую молитву надлежит принести Богу. 2 . С Евр.: «Услышь, Боше, вопль мой, внемли молитве моей»! 3 . От конец земли к Тебе воззвах, внегда уны сердце мое, на камень вознесл мя еси, наставил мя еси. С Евр.: «От конца земли взываю к Тебе, в унынии сердца моего: возведи меня на скалу, для меня недосягаемую». «Поскольку Вавилон отстоял от Палестины, – говорят св. Афан. и бл. Феод., – на много дневных переходов: то отведенные в рабство и поселенные в земле Вавилонской полагали, что обитают на крайних пределах вселенной». Еврейский народ, находящийся в Вавилонском плену, «умоляет Бога о том, чтобы от Него иметь утешение; потому что, болезнуя и оплакивая отяготевшие на нем бедствия, пользовался он помощию Божиею и преодолевал врагов» (Бл. Феод.). На камень вознесл мя еси, т.е. даровал мне безопасность. См. Пс. 17:3, 34 . «Показывает, – говорит св. Афан., – что скоро был услышан», «не обманулся в надежде» (Бл. Феод.). – Св. Афан., бл. Иерон. и другие под камнем разумеют Мессию – Христа Спасителя, Который называется камнем. 4 . Яко был еси упование мое, столп крепости от лица вражия. С Евр.: «Ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага» «Ты стал для меня стеною и ручательством, что ничего не потерплю от злотворных врагов» (Св. Афан.). 5 . Вселюся в селении Твоем во веки, покрыюся в крове крил Твоих. С Евр.: «Да живу я вечно в жилище Твоем, и покоюсь под кровом крыл Твоих». «Селением Божиим, – говорит бл. Феод., – именует Иерусалим; потому что в нем Бог являл Свое присутствие Иудеям. Посему, пророк говорит: когда сподоблюсь возвращения, неисходно буду пребывать в храме Твоем и пользоваться Твоим промышлением. Крылами называет попечение Божие, а слово: во веки – употребил вместо: непрестанно». – Св. Афанасий под селением Божиим разумеет горние селения.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 84 В конец, сыном Кореовым, псалом. С Евр.: «Начальнику хора. Кореевых сынов. Псалом». «Псалом сей, – говорит бл. Феод., – предвозвещает и возвращение Иудеев из Вавилона, и спасение целой вселенной:, потому что Бог всяческих в том, что было с Израилем, предъизобразил спасение всех человеков». По мнению св. Афан. – «в сем псалме также изображается призвание язычников и за обращение их к Богу дарованное им оставление грехов; молитва Иудеев о прощении, в чем они согрешили, и о милости чрез Христа». 2 . Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль. Т.е. «благоугодною явилась пред Тобою, Господи, земля Твоя» (бл. Иерон. 499 ), земля не только Иудейская, но и вся земля, весь мир; ибо «здесь заключается, – говорит св. Афан., – пророчество и о возвращении сынов Израилевых из Вавилона, и о спасении вселенной; и все оно толкуется двояко в таком смысле: Бог благоволит к доброму и рачительному сердцу, которое стало землею Его; потому что приемлет в себя семя Его и приносит сторичный плод». С Евр.: «Господи! Ты умилосердился к земле Твоей, возвратил плен Иакова». 3 . Оставил еси беззакония людей Твоих, т.е. «чрез веру соделавшихся людьми Твоими. Разумеет же, – говорит св. Афан., – обратившихся из язычников ( Зах. 2:11 )». Освободил от рабства и простил прегрешения Еврейского народа (Бл. Феод.). 4 . С Евр.: «Отъял всю ярость Твою, отвратил лютость гнева Твоего». 5 . Возврати нас, Боже спасений наших. «Начинает воссылать молитву от лица народа Иудейского, который просит и его сподобить благодати» (Св. Афан.). По бл. Феод. – здесь и Иудеи и язычники представляются приявшими благовестие о свободе, но еще не получившими оной; потому и умоляют, чтобы совершенно сподобиться им человеколюбия». С Евр.: «Восстанови нас, Боже спасения нашего, и прекрати негодование Твое на нас». 6 . С Евр.: «Неужели вечно будешь гневаться на нас, прострешь гнев Твой от рода в род»? 7 . С Евр.: «Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе»? 8 . Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даждь нам. «Поспеши, говорят пленные Иудеи, явить нам благость Твою, да сподобимся спасения Твоего и освобождения отсюда» (т.е. из Вавилона) (Св. Афан. и бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Разбор: Коновалов в данном месте протолковал от себя, что пастырей не будет, а побегут одни миряне, ибо у св. Андрея Кес. далее читаем: «Что под островами нужно разуметь святии церкви, а под горами – начальствующих в них, сему мы научены из бож. писания. А что они побегут (кто? – разумеется церкви с начальствующими в них) во время нахождения, сказанного прежде, о сем слышим от Господа, говорящего: тогда сущие от востока убегут на запад, и сущие от запада на восток». В другом месте Андрей Кесарийский ясно учит, что и во время антихриста пастыри будут – см. выше, В, § 23, стр. 448. 28) Иероним ч. 17, стр. 315: «Не нужно отчаиваться и в том, что некогда сам Христос будет говорить в мыслях наших и Сам собою будет учить нас, и не будет искать орудия в чужих устах». Разбор: Из этого места беспоповцы ничего не могут вытолковать в свою пользу, потому что здесь речь идет о близком общении со Христом, о познании Его, которое возможно чистому и непорочному: «И так будем познавать Христа и слушать Его; если есть кто-нибудь такой, который может сказать: или вы ищете доказательства Того, Который говорит во мне, Христа ( 2Кор.13:3 ); то будем прибегать к Нему днем и ночью, будем приникать к устам и Словам Его: Это Христос говорит нам; это слова Духа Святаго, которые Он нам провозглашает. Ибо Бог поставил в церкви сперва апостолов, во вторых пророков, в третьих учителей. Но не нужно отчаиваться и в том... (см. выше). Ясно, что здесь нет ни одного слова о уничтожении священства, а говорится, что некогда Бог и непосредственно (следовательно, посредство пастырей и учителей не отрицается) будет говорить в мыслях наших. 29) Пророк Захария ( Зах.13:7 ), предсказал о падении священства так: «О, меч, поднимись на пастыря Моего и на мужа, прилепляющегося ко Мне, говорит Господь воинств. Порази пастыря, и рассеются овцы, и Я обращу руку Мою на малых» (у Иерон.15:162). Разбор: Прочтем толкование бл. Иеронима: «Я удивляюсь тому, что некоторые хотят с помощью иносказательных толкований ослабить это пророчество, отнесенное евангелистом Матфеем к Господу Спасителю, как исполнившееся после того, когда во время страданий ученики Его разбежались... После того, как Пастырь добрый, – положивший душу Свою за овец Своих ( Ин.10:10 ) и сказавший Отцу: пораженного Тобою они преследовали и приложили к болезни от ран Моих ( Пс.68:27 ), – был поражон Отдом, и Муж, прилепляющийся к Богу, – Который говорил: Я во Отце и Отец во Мне ( Ин.10:38 ) – был распят и сказал: Отче! в руки Твои предаю Дух Мой ( Лк.23:46 ), тотчас были рассеяны овцы, т. е. все множество верующих во Христа» (ч. 15, стр. 163–164).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010