«Возможность приобретения воззрений пространства вообще содержится в ощущениях» говорит Helmholtz; «возможность приобретения воззрений пространства вообще существует до ощущения, т. е. a priori» говорит Кант. Таким образом Вундт как бы следует Helmholtrzy.. выставляя, подобно последнему, положения, противоположные кантовским. Но рассматривая учения Helmholtz’a и Вундта относительно происхождения в нас представлений пространства, легко видеть, как указывает и сам Вундт 980 , что Helmholtz склоняется на сторону генетического эмпиризма, тогда как Вундт защищает точку зрения генетического преэмпиризма. Генетический эмпиризм, представителями которого, по мнению Вундта, являются, кроме Helmholtz’a, отчасти Ber­keley, а в новое время Schopenhauer, – впадает в противоречия, нуждаясь в признании априористических предпосылок; преэмпирическая генетическая теория, стоящая по- —688— среди между чистыми априоризмом и эмпиризмом, избегает 981 , по мнению Вундта, затруднений чисто эмпирического рассмотрения, так как она «не считает воззрения пространства какой-либо врожденной душевной энергией, но с другой стороны, те процессы, которые мы охватываем опытным понятием, предполагает предшествующими опыту» 982 . Поэтому, соглашаясь с Burkhardm’oм 983 в определении теоретико-познавательной точки зрения Вундта как «преэмпирической», на что указывает и сам Вундт, мы считаем не вполне характерным определение Eisler’a точки зрения Вундта только как «генетической» 984 . Это последнее определение годится только для психологических воззрений Вундта, но для его теории познания оно не дает ясной характеристики; для психологии, пока она остается на положительной физиологической почве, все равно, что было в субъекте и вне субъекта до того, пока к нему приложима «генетическая» точка зрения; здесь, постулируя некоторые задатки, можно указывать на генезис и эволюцию понятия пространства; но для теории познания важен не только тот вопрос, как происходит и развивается данное понятие, но также и то, откуда является само предрасположение к этому генезису и эволюции.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Забота о благе отечества для Никона в его бытность новгородским митрополитом была равнозначна заботе хозяина Дома о порядке и достатке в его собственном домашнем хозяйстве. Художественные образы патриарха Никона , ярко проявившиеся в переписке с Алексеем Михайловичем, являются отражением его реального облика. Благодаря анализу содержания и стилистических особенностей эпистолярных сочинений Никона можно выявить некоторые черты характера патриарха Никона , его личные качества. Первое, что сразу становится очевидным при знакомстве с эпистолярными текстами Никона, – это то, что автору присущи два разных типа повествования: один тяготеет к точности, четкости, сухости, конкретности документа и прочно связан с законами приказного делопроизводства, которые патриарх Никон , несомненно, хорошо знал и при необходимости применял в переписке с царем; второй тип выходил за строгие рамки делового письма и тесно взаимодействовал с традиционной книжной культурой; многие послания Никона, адресованные его современникам, переполнены ссылками на авторитетные источники, наряду с которыми автор включал в свои тексты народную речь и образность; некоторые послания патриарха представляют собой живой отклик автора на конкретное событие, которое он либо резко критикует и обличает, либо приветствует; ряд посланий адресован Никоном лично царю, поведение которого он оценивает с точки зрения церковного и светского законодательства. Оба типа изложения органично сочетаются в авторском повествовании, и эпистолярные тексты патриарха Никона занимают пограничное положение между книжной культурой и повседневностью, принимая разные переходные формы, отличающиеся друг от друга степенью «литературности» 982 . Однако те послания Никона, которые обнаруживают связь с книжной культурой, в значительной степени тяготеют к двум типам письма, особенно характерным для древнерусского эпистолярного жанра, – посланию-поучени 983 и публицистическому посланию 984 . Пограничность между строгим формуляром документа и свободой, предоставляемой различными литературными жанрами, характерная для эпистолярных сочинений патриарха Никона , в определенной степени отражает противоречивость и многогранность натуры патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между тем на стенах и башнях один за другим взлетали вверх турецкие флаги. Возле Керкопорта еще продолжали сражаться братья Боккиарди, но вскоре были окружены и они. Все же храбрым итальянцам удалось пробиться сквозь кольцо турок к Золотому Рогу, где они сели на суда генуэзцев, перевезших их в безопасное место. В других местах отчаянная храбрость венецианцев натолкнулась на железный натиск янычар. Венецианцы были окружены и почти все перебиты. Единственное место, где греки еще держались, оказался район Ликоса. Но турки ударили византийцам в тыл и почти всех перебили. Только несколько раненых греков, включая военачальников Димитрия Кантакузена и Филиппо Контарини, были взяты в плен. В районе Студитов принц Орхан вместе со своими воинами сражался до самой смерти, прекрасно понимая, что в плен ему сдаваться нельзя. Возле императорского дворца еще держались каталонцы, но и они почти все приняли смерть, не оставив позиции. Кардинал Исидор, смело управлявший обороной, увидел, что сопротивление безнадежно и попытался скрыться. У входа в Золотой Рог критские матросы мужественно отбили все атаки турок и спокойно спустили свои суда на воду, а затем отплыли. Восхищенные их мужеством, османы не решились преследовать христиан. Два итальянца, братья Паоло и Троило, еще сражались, когда увидели, что Константинополь взят турками. Один сказал другому: «Солнце – содрогнись, земля – возопи. Город взят, и прошло время сражаться» 983 . У ворот св. Романа случилась давка, и множество византийских воинов, пытавшихся максимально быстро прорваться обратно в город, нашли свою смерть почти без боя. Обессиленных византийцев турки поражали в спину. Османы преодолели Большую стену и ворвались в Константинополь. Кое-где еще продолжалось сопротивление, но оно не могло остановить волну мусульман 984 . Город уже был предан незамедлительному грабежу турок, что спасло немало жизней. Генуэзцы на своих кораблях собирали последних солдат и сотни мирных жителей и увозили их подальше от Константинополя. Пользуясь тем, что матросы турецких кораблей оставили суда и предались грабежу, несколько византийских галер сумели ускользнуть из Золотого Рога с беженцами. Правда, так продолжалось только до полудня, когда султану удалось восстановить на флоте порядок. Теперь бухта контролировалась османами, и все попытки бегства были пресечены 985 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сказав о личных качествах и доблестях христиан, сообразно их возрасту, полу и состоянию, св. Павел в начале третьей главы своего послания к Титу (от 1-го по 7 ст.) говорит: 1) об обязанностях христиан по отношению к властям; 2) о миролюбивых отношениях ко всем людям, и 3) представляет побуждения к сему. Глава III 1) К властям Апостол требует повиновения и послушания. 3:1. Воспоминай тем началствующым и владеющым повиноватися и покарятися, и ко всякому делу благу готовым быти: πομ μν σκε ατος ρχας ξουσ αις ποτσσεσθαι πειθαρχεν προς π ν ργον γαθν το μους ε ναι: Для обозначения полноты власти Апостол употребляет выражения: „начальствующие и владеющие“, по-гречески – ρχα κα ξουσ αι. Оба эти выражения вместе встречаются еще в Евангелии от Луки и переведены славянскими речениями: власти и владычества 982 , а последнее из них находится в послании к Римлянам и переведено славянским речением власти 983 . Первое выражение ( ρχα) означает верховную власть государя или императора, а последнее ( ξουσ αι) указывает на лиц, облеченных государственной властью. „Под первым выражением разумеется римский кесарь“, говорит Флятт, „а под последним – прокураторы и наместники провинций“ 984 . Точно так же думает и Гейденрейх, говоря: „начальствующие и владеющие суть высшие и низшие власти, т. е. верховная власть государя и подчиненные ей правительственные лица“ 985 . Верховной власти и правительственным лицам Апостол повелевает повиноватися и покарятися. Различие между понятиями, заключающимися в сих словах, по мнению Макка, состоит в том, что первое выражение (повиноватися) указывает „на признание долга повиновения власти“, т. е. повиновение властям нужно считать непременным долгом, обязанностью; а второе (покарятися) „на применение этой обязанности в частных случаях“, т. е. сознание долга повиновения власти нужно выражать на самом деле в исполнении установлений и определений власти 986 . О долге повиновения власти и исполнении её распоряжений Апостол повелевает Титу напоминать критянам: воспоминай – πομ μν σκε 987 , из чего видно, что они уже раньше слышали об этой обязанности из уст самого Апостола.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Писан крупною, разборчивою скорописью конца прошедшого столетия на 13 листах. [На бумаге водяной знак 1708 г. На первом чистом листе, до текста, рукою XVIII в. сделаны след. записи: «В», «Трактат рукописной на латинском языке о претензии всех князей европейских», «М». Переплет – из темной с золотыми тиснениями бумаги. – 21 Х 16,7]. XLV (по старому каталогу 948). [Содержит на лл. 1–4 Compendium juris publici historici terrarum Prussiae (выдержки из Schützii Chron. Prussiae) и на лл. 5 и 6 – Probatio existentiae consilii tribunalis et conventus generalis terris Prussiae competentis. На бумаге водяной знак – pro patria. На 6 лл., без переплета. – 21 X 17]. XLVI (по старому каталогу 984). [ Praecepta Rhetorica , methodo Marci Tulii Ciceronis vel potius justissimo ipsius naturae ordine adornata atque ad usum studiosae iuventuti in seminario Novogrodensi sub auspitiis illustrissimi d. domini Demetrii maetropolitae Velico-Novogrodensis et Velico-Lucensis in auditorio rhetorico tradita, anno a Christo nato 1763 septembris 15 die. – В конце на листах после текста различные записи, между коими также и след.: «сия реторика школы р. ученика Ильи Титова, цена ей 30 коп.», «по сей книге обучается Новогородской семинарии студент Илья Полецкий, которому, дай Боже, и успеть», «сия реторика школы р. ученика Ильи Полецкова». Писана скорописью XVIII в., на 151 л., в обыкновенном переплете. – 20,3 X 16,5]. XLVII (по старому каталогу 1323). Рукопись на простой бумаге, в а 230 лл., писана, судя по почерку, в XVI столетии и озаглавлена на корешке: «Sermones varii manuscripti de sanctis» . При начале каждой речи заглавные буквы рисованы киноварью и украшены фигурами; при начале же некоторых речей находятся очень дурно сделанные красной и желтой красками изображения святых. Жизнь и деяния некоторых святых описаны немецкими стихами. Рукопись заключена в деревянном переплете, обложенном тисненым пергамином, с медными, сломанными застежками и гвоздями. [На переплете красными чернилами: С. Μ. XI и ярлык библиотеки, состоящий из разбросанных и связанных друг с другом букв: гладких Е, О, F, R, Н и со штрихами: L, Н, J, С. Эд. Тремер предполагает, что некоторые латинские рукописи архивские принадлежали любителю книг Fröhlich, жившему в Германии. Буквы на ярлыке и составляют эту фамилию. – 20,5 X 14].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

2 . С другой стороны, арианство в первый раз, появилось без всякого прикрытия в учениях Аеция и его ученика Евномия 979 . Первый из них, человек весьма низкого происхождения, бывший на раннем периоде своей жизни золотых дел мастером, был рукоположен во диакона Леонтием Антиохийским 980 , и впоследствии был низложен им. Аеций был известен своей страстью к спорам. Его раннее воспитание было скудное, но в позднейшее время он получил от одного александрийского философа познания в геометрии и диалектике, и, не обладая ни каким надлежащим знакомством с церковной ученостью, настаивал на применении правил этих наук в качестве мерила религиозной истины 981 . Аеций непоколебимо доводил начала арианства до его последних выводов, так что приводил в смущение и досаду более осторожных из его исповедников, которые отзывались о нем, как о «безбожнике» 982 . Он учил, что Сын, будучи тварью по необходимости, не подобен Отцу, не только в сущности, но и в воле 983 , и от этого учения его партия получила название аномиан 984 . Евномий, достигший епископства Кизикийского 985 , пошел еще дальше в том же направлении; хотя он и заявлял, что опирается на св. Писание, однако же, его система не была основана на нем, а представляла простое произведение разума. Будучи совершенно умственной, она исключала все относящееся к чувствам. Он отвергал идею таинственности в религии, учил, что Бог знает не более о своем собственном естестве, чем может знать о нем человек; что Сын не походит на Отца ни в чем, кроме Его делания, и что св. Дух сотворен Сыном. Он отвергал всякое значение таинств и, в отличие от Ария, который был сам человеком строгой жизни, восставал против всего, что походило на аскетизм 986 . 3 . Между аномианами и полуарианами стояла хитрая, светская и беззастенчивая партия, которая теперь называлась по имени Акакия, преемника Евсевия по кафедре Кесарийской 987 . Соглашаясь в общих началах с аномианами, она поочередно склонялась к ним когда это было безопасно, и отказывалась от них, когда оказывалось неудобным признавать их, н на время она старалась скрыть различие между собой и полуарианами касательно сущности (ουσα) Сына, запрещением этого термина, как не библейского и как источника смуты для церкви 988 . Собственные мнения императора были полуарианские, но политика Акакия и личное влияние Валента служили противовесом его догматическим учениям 989 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если она не хочет идти на встречу своей соб­ственной погибели, она необходимо должна вступить в союз со всеми, кто исповедует евангелие 980 , т. е. со всеми сторонниками реформы. – В ряду советников, окру­жавших престол Елизаветы, многие самые талантливые и близкие к ней люди решительно придерживались того воззрения, что ее политика, по естественному ходу сложив­шихся событий, необходимо должна быть протестантской и что только при такой политике она может чувствовать себя безопасной на престоле. В таком именно смысле многократно высказывались и устно и письменно при вся­ком удобном случае напр.: Трогмортон, Лейстер, Уольсингэм и Борлэй. Они настойчиво твердили, что пораже­ние протестантской партии во Франции, Шотландии или Ни­дерландах неизбежно повлечет за собой серьезную опасность и для Англии, а потому правительство Елиза­веты, защищая свою безопасность, должно оказывать энер­гическую поддержку и протестантским лордам Шотландии, и принцу Конде, и королю Наваррскому и принцу Оран­скому. В противодействие католической лиге, оно должно сблизиться с протестантскими князьями Германии, с гу­генотами Франции, с протестантами Нидерландов и Шот­ландии, привлечь даже к своему союзу Швецию и Данию и стать главой широкой протестантской коалиции, которая могла бы служить надежным отпором грозной силе като­лических держав, давно уже стремящихся к соединен­ному наступлению 981 . Мысль о необходимости для Елизаветы —231— решительной протестантской политики не раз бывала пред­метом обсуждения на заседаниях совета 982 и всегда на­ходила себе там не мало сторонников, которые доказы­вали, что только протестантизм составляет для королевы надежную опору ее престола. Хотя такое воззрение и не было господствующим в совете Елизаветы 983 , оно тем не менее нередко обнаруживалось в официальных заяв­лениях ее правительства. В государственных бумагах этого царствования часто можно встретить выражения сви­детельствующие о том, что английское правительстве в католических державах континента видело всегда своих главных врагов и от них постоянно ожидало себе ка­кой-либо беды 984 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

15 июля 6523 (1015). Смерть Владимира 6523 (1015) 15 июля. Смерть Владимира Вокняжение Владимира. Иаков не упоминает о войне Ярополка с Олегом, о которой рассказывается в летописи. В его изложении гибель князя выглядит несчастным случаем: «И Олегъ, идыи съ вой у Вруча града, ся обломи мость съ вои, и угнетоша Олга в гребли». Но в летописи Олег не просто переезжал с воинами мост через городской ров, а спасался бегством после проигранной старшему брату битвы. Ярополк, таким образом, оказывался косвенным виновником гибели Олега. То ли агиограф неудачно сократил свой источник, то ли там действительно об этом не говорилось. Иаков пишет, что 11 июня 6486 (978) г. приходилось на восьмой год после гибели Святослава. Тогда получается, что печенеги убили его в 971 г., а не в 6480 (972) г., как сказано в летописи. Болгарская война Святослава, которую он начал как союзник Византии, а закончил как соперник Империи на Дунае, завершилась в июле 6479 (971) г. Дата известна из текста договора, помещенного в «Повести временных лет», и принята большинством историков. 143 По летописи Святослав погиб весной, когда возвращался с зимовки на побережье Черного моря на Русь. По русскому летоисчислению, начинавшемуся с 1 марта, это был уже 6480 (972) г. 971 г. мог получиться, только если историк считал, что Святослав погиб осенью-зимой того же года, когда заключил мир. Такая датировка следует, между прочим, из «Истории» Льва Диакона. 144 Но более вероятно, что источник Иакова знал, что Ярополк правил восемь лет: так сказано в перечне русских князей от Олега до Святополка Изяславича из статьи 6360 г. «Повести временных лет». Источник Иакова всегда считал неполные годы, поэтому и здесь обозначен восьмой год, т. е. полных семь лет и еще сколько-то. 145 Дата 11 июня 978 г. есть только у Иакова. В НС и «Повести временных лет» в окняжение Владимира датировано 980 г. Очевино, дата получена путем простого прибавления к 972 г. восьми лет. В этой статье рассказывается также о захвате Полоцка и осаде сначала Киева, а потом Родня. Походы 979–984 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

172 . Дарственные записи на недвижимые имения совершаются на общем основании крепостным порядком с наблюдением нижеследующих особенных правил (т. X ч. I ст. 987 изд. 1887 г.). 173 . Духовные завещания, коими имения при жизни владельца укрепляются за другими лицами бесповоротно, должны быть признаваемы дарственными записями, и наоборот, дарственные записи, посредством коих имущество должно поступить в другое владение не при жизни но по смерти дарителя принадлежат по существу своему к актам завещательным. Ввод во владение недвижимым имуществом по дарственной записи должен следовать немедленно по совершении акта, и ни в каком случае не может быть отсрочен до смерти дарителя (там же ст. 991). 174 . При вводе во владение недвижимым имуществом по дарственным записям наблюдается тот же самый порядок, какой установлен вообще для ввода во владение (ст. 709) по недвижимым имуществам (там же ст. 992). Примечание. С капиталов, завещанных в пользу церкви пошлины не взыскиваются а с завещанных в пользу причта взыскиваются (ук. Св. Син. 18 сент. 1863 г., II. С. З. 8 июля–13 авг. 1863 г. 39842; ст. 376 уст. о пошл. т. V по прод. 1876 г.). 175 . О всяком пожертвовании в пользу церкви и на постоянное содержание причта, составляющем не менее ста рублей ценность или натурой причт с церковным старостою доносит епархиальному начальству, которое о всех подобных на церкви и в пользу причтов пожертвованиях доносит Св. Синоду к первым числам января, мая и сентября с ходатайством преподания жертвователям благословения Св. Синода с установленною грамотою или без оной (ст. X. ч. I ст. 984, уст. дух. конс. ст. 134, ук. Св. Син. 15 янв. 1868 г. 1 и 14 сент. 1873 г., 42). 176 . К пожертвованиям относятся и те деньги, которые собираются по просительным книгам, выдаваемым из духовной консистории. 156 177 . Если употребление жертвованных для определенной надобности имуществ и капиталов сообразно указанному жертвователем назначению сделается по изменившимся обстоятельствам невозможным, то сим имуществам и капиталам может быть дано другое назначение, но не иначе, как по истребовании согласия жертвователя; если же нет его в живых и при жизни не последовало с его стороны особого по сему предмету указания, или исполнение согласно данному умершим указанию признается также невозможным, – то должно быть испрашиваемо Высочайшее разрешение чрез комитет министров.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

982 См.: Mohlberg С. II missale glagolitico di Kiev (sec. IX) et il suo prototipo Romano del sec VI–VII. Roma, 1928; Smrzik. The Glagolitic or Roman-Slavonic Liturgy. Cleveland;Rome, 1959. 983 Mares Fr. Rukopisne dohovani slovanske Liturgie sv. Petra//Zbornik Vladimira Mosina. Beograd, 1977. C. 25–29; Он же. Slovanska Liturgie sv. Petra//Tekstologija srednjovekovnih juznoslovenskih knjizevnosti. Beograd, 1981. C. 195–215. См. также: Bogdanovic D. Katalog cirilskih rukopisa manastira Hilandara. Beograd, 1978. C. 334. 332; Он же. Paleografski album. Beograd, 1978, таблица 183. 984 Vasica J. Recka Liturgie Sv. Petra a jeje slovansky pfeklad//Byzantinoslavica. 8. 1939–1946. P. 1–53; VaisJ. Liturgia sancti Petri slavica relativo//Acta Academiae Velehradensis, 19, 1948. P. 110–115; Grivec F. Konstantin und Method, Lehrer der Slaven. Wiesbaden, 1960. S. 179–180, 208209; Cizevskij D. К voprosu о Liturgii sv. Petra//Слово 2 (1953). С. 37–41; Biskup Μ. Influsso della Liturgia di S. Pietro sui documenti glagolitici//Pars dissertationis ad Lauream in facultate Thelogiae apud Pontificiam Universitatem S. Thomae de Urbe. Roma, 1982; Tkadlcick A. Byzatinischer und romischer Ritus in der slavischen Liturgie//Wegzeichen. Festschrift Η. M. Biedermann. Das ostliche Christentum, neue Folge 25. Wurzburg, 1971. S. 313–332. 985 Mares Fr. Vita morale et sociale ed i concili di Split (Spalato) dei secc. Χ–XI//Atti del Symposium Internationale di storia ecclesiastica, Split 26–30 Settembre 1978. Medioevo e Umanesimo 49. Padova, 1982. P. 155–161. 986 Codrington W. H. The Liturgy of St. Peter, With a Preface and Introduction by Dom Placide de Meester, O.S.B. Liturgiegeschichtliche Quellen und Forschungen, 30. Munster, 1936. P. 11–14. 988 Данное сообщение является кратким обозрением диссертационной работы на соискание ученой степени кандидата филологических наук «Проблема происхождения служебной Минеи: структура, состав, месяцеслов греческих Миней IX–XII вв. из монастыря святой Екатерины на Синае». М., 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010