Старец: Всех несчастий первоначальной причиною суть грехи; за грехи насылаются печали, за грехи – беспокойства, за грехи – брани, за грехи – страдания; и все, ныне приключающиеся нам неудобоцелимые болезни первоначально произошли от греха. Бог , налагая жене за преступление наказание, сказал ей: «в болезни будешь рождать детей» ( Быт. 3, 16 ), и болезнь оказалась плодом греха. Но как рождающийся от древа червь снедает самое древо, так и печаль, от греха рожденная, потребляет грех , если соединяется с покаянием. «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» ( 2Кор. 7, 10 ). Вопрос 91. Иногда я, не дождавшись конца Божественной литургии, выхожу из церкви; не грешно ли сие? Старец: Кто без благословной вины исходит из церкви прежде окончания Божественной литургии, тот уподобляется Иуде предателю, который с последней вечери, когда все еще оставались, вышел. Если бы он не выходил, не сделался бы предателем; если бы не оставлял прочих учеников, не погиб бы; если бы от пастыря не отлучался, не был бы похищен зверем. Вопрос 92. Что должно думать при наступлении Нового года? Старец: Окончивши прошедший и встречая Новый год, мы должны, сокрушаясь сердцем, размыслить: прошедшие дни жизни нашей безвозвратно протекли, но что в оные мы сделали доброго? Остальное время приближает нас к старости, кончина безвестна, а суд Божий не коснит. Потому непременно должно каждому начать новую жизнь о Христе Иисусе. Вопрос 93. Как иноку освободиться от скорби о своей разлуке с родными? Старец: Один богобоязненный и трудолюбивый инок, когда у него спросили, имеет ли он родных, ответствовал так: «Имею. Отец мой на земле тот, кто поучает меня постоянству в подвиге и печется об очищении моих грехов; мать моя – сердечное сокрушение, могущее смыть мои нечистоты; брат – вместе подвизающийся и помогающий в путешествии к небу; сожительница – память смертная; чада – сердечные стенания; слуга – тело, а друга стараюсь стяжать в Ангеле Хранителе, да сопутствует мне по разлучении души моей от тела». Вопрос 94. Любя читать христианские книги и несколько приобретши их, не нарушаю ли сим правило иноческого нестяжания?

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Musat...

Карф. 81 О необходимости воздержания в определённое время от жён епископам, пресвитерам, диаконам и иподиаконам. Правило не простирается на низших клириков, как не прикасающихся к святыне. Карф. 90 О порядке рассмотрения жалоб и обвинений клириков. Обвиняемые должны употребить все усилия, чтобы в течение года оправдать себя перед церковным судом и вместе с тем показать перед общественным мнением свою невинность. Если же они не успеют сделать этого в течение означенного времени, то теряют право на оправдание и предаются суду. Карф. 91 Об отлучении от общения с остальными епископами того из них, кто примет без увольнительной (отпускной) грамоты от подлежащего епископа какого-либо монаха с тем, чтобы зачислить его в свой клир или поставить его игуменом одного из своих монастырей. Карф. 101 О том, что каждый, посвященный в известной епархии в чтеца, не может без согласия подлежащего епископа быть принятым в другую епархию. Карф. 109 О необходимости ходатайствовать перед государственной властью о назначении экдиков для защиты как церковных интересов, так и интересов неимущих. Карф. 116 Предписание читать в церкви только те молитвы, которые просмотрены на соборах и одобрены последними для употребления в церкви. Карф. 117 О том, что спорные дела, возникающие между членами клира, могут разбираться только на церковных судах. О возможности клирикам в исключительных случаях ходатайствовать перед императором о назначении ему епископского суда. Карф. 118 Об отлучении клириков, принадлежащих к Африканской церкви, самовольно отправившихся в Италию без отпустительной грамоты. Карф. 121 Об отношении епископа к решению церковного суда своей епархии (постановление данного правила недостаточно ясно). Карф. 136 О том, что после суда избранных судей нельзя больше, под угрозой наказания, обращаться к высшему суду. Карф. 143 О запрете принимать жалобы на клириков от тех (клириков и мирян), кто отлучён от церковного общения. Карф. 144 О запрете принимать жалобы на членов клира от актёров, от лиц, на которых лежит пятно бесчестия (инфамии); от еретиков и язычников.

http://azbyka.ru/pravo/subject/prichetni...

Origenes, Deprinc. 1,6,2: SC 252,196–200). Григориева метафора двух тарелок кимвалов, которые именно своей встречей издают триумфальный звук, указывает, однако, на сохраняющееся различие двух природ. Так, по крайней мере, считает R. Е. Heine, Gregory of Nyssas Treatise, с. 52: «Если бы оба были одним, это была бы только одна тарелка, а не музыка». См. там же, с. 69, прим. 169. 395 На оригинальность понимания Григорием Псалтири как длящегося духовного пути обращает внимание M.-J. Rondeau, указывая, впрочем, и на отдельные местами непоследовательности его построения (см. M.-J. Rondeau, «Exégèse du psautier et anabase spirituelle chez Grégoire de Nysse»//J. Fontaine – Ch. Kannengiesser, изд., Epektasis, c. 517–531. О строении сочинения Григория см. также A. Le Boulluec, «L’unité du texte. La visée du psautier selon Grégoire de Nysse»//Le texte et ses représentations (Études de littérature ancienne, 3), Paris 1987, c. 159– 166; R. E. Heine, Gregory of Nyssas Treatise, c. 11–20 и 50–79. 410 Τλος το κατ’ ρετν βου μακαριτης στν (In inscr. Ps. 1,1 : GNO V, 25, 11). J.-M. Rondeau (D’où vient, c. 282 ff) подчеркивает значение первых слов комментируемого текста для всей интерпретации («l’initiale prégnante») в рамках неоплатонических экзегетических приемов и в Григориевом толковании Псалмов. A. Le Boulluec, однако, отрицает обязательность этого правила (см. A. Le Boulluec, L’unité du texte, c. 162 ff). R. E. Heine (Gregory of Nyssas Treatise, c. 31 ff) считает, что соответствующее правило было знакомо Григорию, вероятнее всего, по Аристотелевой Риторике (III, 14:1415а5–25). 417 Напр., Пс 6, 52 O’] или 84 O’] в Септуагинте имеют надписание, начинающееся словами Ες τ τλος. В несептуагинтные версиях вместо этого фигурируют Ες τ νκος (Θ’), Τ νικοποι (Α’), πινκιος (Σ’), cm. Hexapla, ad loc. Очевидно, именно поэтому при их толковании Григорий развивает мотив «от победы к победе», см. In inscr. Ps. II, 11; II, 13; II, 16 : GNO V, 120,27; 133, 21 ff; 175, 21 ff. 419 В своем кратком толковании Псалма 6 Григорий следующим образом комментирует восхождение Псалтири «от силы в силу»: «кто таким образом простирается непрестанно в предняя ( Флп 3:13 ), тот никогда не прекратит доброго восхождения, всегда возвышенными мыслями путеводимый к уразумению того, что еще выше» (In Ps.: GNO V, 187, 8 ff). 421 … σ, φησν, πρ τς κτσεως ε, πν τ ανιον μπεριχων διστημα, φ’ ο τε ρχν σχεν το ανος φσις κα ες τι προελεσεται πρας. πρας δ το τελευττου πειρα (In inscr. Ps. I, 7 : GNO V, 46, 8–12; рус. пер. – с. 91). Читать далее Источник: Святитель Григорий Нисский. Бесконечность Бога и бесконечный путь к Нему человека/Ленка Карфикова; ; перевод с чешского: Илья Бей. – Киев : Изд. Дух 2012. - 330 с. (Bibliotheca Clementina). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Л. А. Беляев В исламе В Коране Н. (Нух) занимает особое место. Он считается посланником Аллаха и пророком; более того, его имя, как правило, открывает т. н. пророческие ряды. Наряду с Ибрахимом (Авраамом), Мусой (Моисеем), Исой (Иисусом) и Мухаммадом Н. входит в число тех, с кем Аллах заключил завет (XXXIII 7). Не считая отдельных упоминаний, более или менее пространные рассказы о Н. имеются в 10 сурах (7, 10, 21, 23, 26, 29, 37, 54; самые длинные - в 11-й и 71-й сурах). Все эти суры относятся к мекканскому периоду, когда происходила активная интеграция библейских сюжетов в буд. текст Корана. Хотя Н. стал считаться в исламе 1-м среди пророков великих катастроф, о самом потопе в Коране в связи с Н. имеются лишь краткие упоминания, а основной акцент сделан на проповеди Н. и на его отвержении соотечественниками. При этом противостоящая Н. знать именуется словом   (XI 27), как и совет выступавших против Мухаммада старейшин кланов в Мекке, а ряд реплик Н. дословно совпадают с приводимыми в Коране словами Мухаммада (ср., напр.: X 72 и XXVII 91); только Н. и Мухаммад носят в Коране именование «ясный увещеватель» (    ; XI 25 и др.). Т. о., Н. более, чем к.-л. др. пророк, выступает прототипом Мухаммада. Коранические рассказы о Н. даже могут быть использованы для реконструкции истории ранней проповеди основателя ислама, особенно в отношении обвинений, выдвигавшихся против него мекканцами. В этой связи особенно примечательна 71-я сура, к-рая названа именем Н. и в отличие от др. сур, названных именами пророков, посвящена только ему (единственный аналогичный случай - 12-я сура, посвященная Юсуфу (Иосифу)). При этом, за исключением беглого упоминания о потопе (LXXI 25), ее текст не имеет параллелей с Библией, а представляет собой чередование обращений Н. к народу и Аллаху, носящих подчеркнуто прототипический характер в отношении Мухаммада. В остальных случаях коранический рассказ о Н., не считая общей канвы повествования, лишь в немногочисленных деталях схож с библейским, напр. в указании на спасение пар всех живых существ (ср. Быт 7. 9 и Коран XI 40) или представлении о том, что потоп образовали совместно небесные и земные воды (ср. Быт 7. 11 и Коран LIV 11-12). Вместе с тем имеется немало мотивов, общих с позднейшими иудейскими и христ. толкованиями, в частности мотив враждебного отношения к Н. его соплеменников и отрицательный образ жены, использованный в Коране (LXVI 10), возможно, чтобы по контрасту подчеркнуть праведность жен Мухаммада (как и в случае с женой Лута ( Лота )). Как показал А. Гейгер , к иудейской агадической лит-ре могут восходить такие черты коранического повествования о Н., как атрибуция Н. пророческой миссии, насмешки над ним во время строительства ковчега, гибель его неверующих родственников в горячей воде (в Коране этот мотив распространен на потоп в целом, воду для которого разогревала особая печь - XI 40; XXIII 27).

http://pravenc.ru/text/2577915.html

Действуя помыслами, они стараются, как и при чувственном явлении, осквернить и извратить всякую добродетель своею примесию, чтоб поколебать и ниспровергнуть жительство подвижника, чтоб поколебать и ниспровергнуть в нем нравственные понятия, понятия, на которых зиждется истинно благочестивое жительство. Демоны внушают иноку возложить на себя неумеренный пост, неумеренное бдение, обременительное молитвенное правило, излишнюю скудость в одежде, излишнюю ревность к телесным трудам, чтоб ввести в высокоумие, или, истощив силы и здоровье, сделать неспособным к благочестивому подвигу. Богоугодную печаль плачущего о грехах они стараются усилить, и превратить в печаль погибельную, примесив к раскаянию во грехах безнадежие в получении прощения; от безнадежия приводят к отчаянию. Выставляя любовь к ближнему в благовидный предлог, они научают часто выходить из келлии для посещения братий, и в свою келлию непрестанно принимать и приглашать посетителей. Этим отторгают от плача и прочих душеполезных занятий, возможных не иначе, как на лоне уединения и безмолвия; этим вовлекают в рассеянность, от которой помрачается ум, и побеждение соблазнами делается очень удобным. В исповедание истинной веры, в это основание спасение человеков, демоны стараются ввергнуть свою примесь и святую Веру превратить в зловерие или ересь — этим уничтожить все значение Веры. Что такое — ересь? Ересь есть примесь к откровенному Богопознанию учения, заимствованного из плотского мудрования, общего отступникам духам и отступникам человекам. Откровенное Богопознание преподано Самим Богом; оно не терпит никакой примеси; оно вполне отвергается как прямым отрицанием, так и примесью. Такая примесь — отрицание прикрытое. 91.  …был человекоубийца от начала (Ин. 8. 44). 92. 4 Цар. 19. 35. 93. Иов. 1. 15–22; 2. 1–17. 94.  …пошли нас в стадо свиней (Мф. 8. 31). 95. Под благочестием во Христе разумеется строгое православие, соединенное с строгим жительством по заповедям Евангелия. 96.  …се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью (Лк.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Характерная особенность этих источников четко прослеживаемый дидактизм. Средневековый мыслитель свою задачу и свой нравственный долг видел не только в том, чтобы познать истину для себя, но и передать ее другим. В практических наставлениях (назиданиях) необходимо было изложить смысл воспитания и обучения вообще (как в историографических трудах следовало начинать повествование с картины творения), а это требовало объяснения смысла жизни человека и его природы. Рассказ о различных науках и искусствах связывался с картиной мироздания. По манере изложения эти произведения, как правило, следуют форме диалога или обращения наставника к ученику. Ему, ученику, даются советы о том, что, как и в какой последовательности читать и запоминать прочитанное и услышанное. Поэтому философию западного средневековья называют схоластикой, то есть «школьной» дисциплиной, наукой, которая передается ученикам т. 2, с. 50]. Исторические источники, дающие возможность воссоздать педагогический процесс классического средневековья, условно можно разделить на 3 группы: философско-дидактические трактаты 89 , документальный материал 90 и художественные (прозаические и поэтические) тексты 91 . Из образовательных учреждений этой эпохи наиболее исследованной в научной литературе является история средневековых университетов и в гораздо меньшей степени другие формы церковные и светские школы, а также домашнее обучение 92 . Как видно по источникам, воспитательно-образовательный процесс был социально ориентирован и предполагал дифференциацию по половому признаку. Наряду с целями и методами, содержанием обучения в зависимости от возраста, пола и социального статуса обучаемого средневековые авторы уделяют достаточно много внимания, так скажем, индивидуальным характерам личности ученика (психологические особенности, способности, темперамент) и учителя. Педагогический идеал классического средневековья основывался на христианской доктрине. Она определяла цель и содержание средневековой педагогики. Религиозно­христианское осмысление мира и человека как творения Божия является одной из характерной черт средневековой западноевропейской цивилизации.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

Хорошо известна предвзятость западного, с позволения сказать, правосудия. Так называемый Международный уголовный суд давно превратился в дубину для наказания неугодных коллективному Западу лидеров, главным образом африканских. Сегодня этот фиктивный судебный орган, в котором - напомню - не участвует более трети государств - членов ООН с половиной населения Земли, пытается замахнуться на нашу страну. МУС настолько обезумел, что называет спасение детей из зоны конфликта " преступлением " . При этом он в упор не замечает детских жертв укронацистских бомбардировок Донбасса. С 2014 года и до начала специальной военной операции только в Донецкой Народной Республике, по официальным данным, погибли 4374 человека, в том числе 91 ребенок. И ни одна западная структура на это не отреагировала! США не признают юрисдикцию МУС, поскольку - совершенно справедливо - полагают, что это ограничило бы их суверенитет. Тем не менее администрация Байдена приветствовала выдвинутые гаагской площадкой обвинения в адрес Москвы. Но если Белый дом так беспокоит судьба беспризорных детей, то почему бы ему не обратить взоры в сторону американско-мексиканской границы?! Там в результате миграционного кризиса числятся пропавшими - вслушайтесь в эту цифру - 85 тысяч детей! Что тут скажешь: горе тем, которые зло называют добром, а добро - злом; тьму почитают светом, и свет – тьмою (Woe to those who call evil good, and good evil; who exchange darkness for light, and light for darkness). Похожая ситуация складывается с пресловутой " свободой слова " . Вашингтон и его сателлитов откровенно бесит борьба суверенных стран с антигосударственной и разлагающей общество пропагандой, как правило, проплаченной американскими же фондами либо их европейскими филиалами. Однако у себя дома американцы и европейцы жестко пресекают распространение любых альтернативных точек зрения, подрывающих господствующий нарратив. Отключают и ставят под санкции, не только имеющие масштабную аудиторию RT и Sputnik, но даже небольшие медиаресурсы, противостоящие западному официозу. В ряде наиболее оголтелых русофобских стран уже введена ответственность за просмотр объявленного незаконным контента. Иными словами, создатели и поборники " Радио свобода " докатились до запрета декодеров и спутниковых тарелок. Sic tran-sit gloria mundi - так проходит мирская слава!

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/15/na...

Американские исследователи установили, что религиозное насилие в мире усиливается с каждым годом 12 августа, 2011. Новостная служба Среди 25 самых многонаселенных государств ограничения по религиозному признаку возросли в восьми странах: Китае, Египте, Франции, Нигерии, России, Таиланде и Вьетнаме. 12 августа. ПРАВМИР. Религиозное насилие и жестокое обращение по отношению к различным религиозным группам возросло по всему миру в период между 2006 и 2009 годами, обнаружили американские исследователи. Как правило, подобное насилие связано с конфликтами мусульман и христиан. Как сообщает Pew Research Center, за три года случаи преследования политического или социального плана против христиан были в 130 странах (66 %), а по отношению к мусульманам – в 117 странах (59 %). В 2009 году правительства 101 страны использовали хоть какие-то силовые меры в отношении определенных религиозных групп. Годом раньше только 91 страна использовала такие меры. Среди 25 самых многонаселенных государств ограничения по религиозному признаку возросли в восьми странах: Китае, Египте, Франции, Нигерии, России, Таиланде и Вьетнаме. Начиная с 2009 года, более 2,2 миллиардов человек (почти треть населения Земли), жили в странах, где религиозные ограничения существенно возросли с 2006 года. В региональном плане, Ближний Восток и Северная Африка более всего отличились в ограничениях на свободу вероисповедания. Также в исследовании говорится, что религиозные конфликты приводят к убийствам, физическому насилию, тюремному заключению, задержанию или же лишению крова. Читайте также: Христианофобия – мировая тенденция или ложная тревога? В Египте будет принят закон, направленный на недопущение межрелигиозных конфликтов Мусульмане и христиане в современном мире По мнению британских правозащитников, христиане создают большую угрозу свободе вероисповедания, чем мусульмане Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/amerikanskie-issledova...

Это отразилось в Карловых книгах (Libri Carolini), а также в решениях Франкфуртского (794 г.) и Парижского (825 г.) соборов. За священными образами признавались лишь назидательное и эстетическое назначения сс. 528–535; 91: сс. 107–109]. Несмотря на более дипломатичную позицию Рима, всё это не могло не иметь последствий в дальнейшей истории западноевропейского искусства. В монументальной живописи этого периода наиболее прямую линию преемственности сохраняет Италия Особое значение имеют мозаики и фрески в римских базиликах: святых Космы и Дамиана – VI в., San Giovanni in Laterano (в её капелле San Venazio – VII в.), Santa Maria Antiqua – VIII в., св. Прасседы – IX в. Это преимущественно многофигурные композиции в алтарных апсидах с образом Христа в центре. В Италии и в последующие эпохи сохранялась связь с византийской живописной традицией. Романский период охватывает XXII столетия. Время Х – начало XI вв. может быть выделено в отдельную оттоновскую эпоху. Средней эпохой можно считать время до середины XII столетия, а поздняя романика существует параллельно с первыми готическими храмами. Возводятся значительные по размерам купольные базилики со вновь обретенным уровнем строительного мастерства, в том числе в прекрасной каменной или кирпично-каменной кладке стен и в сводостроении, что в совокупности даёт основание современникам воспринимать эти храмы как “римское произведение”, отсюда и наименование всего периода. Характерны развитая алтарная часть, именуемая хор, во Франции обычно с обходом – амбулаторием, окружённым “венцом капелл”, часто в виде малых апсид – апсидиол, где могут размещаться святыни, привезённые крестоносцами; также имеется второй уровень над притвором и боковыми нефами – это эмпоры. Базилики имеют башни, часть из них, как правило, используется как колокольни. По их количеству и расположению легко распознаётся региональная принадлежность того или иного храма. Перекрытия храмов могут быть и стропильными и сводчатыми, своды полуцилиндрические или крестовые, в последнем случае устраивается связанная система сводов, когда одной большой квадратной ячейке центрального нефа соответствуют по две малых в боковых нефах.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

36-е правило, которое повторяет о равноправии константинопольской и римской патриарших кафедр и указывает вообще иерархический порядок патриарших кафедр; 8-е правило, которое повелевает митрополиту ежегодно созывать собор епископов; 12-е, 13-е и 48-е правила решают вопросы о браке священнослужителей; 33-е правило осуждает обычай Армянской страны принимать в состав клира только лиц, происходящих из священнического рода; 64-е и 70-е правила запрещают мирянину и жене поучать всенародно в храме во время богослужения; 80-е правило грозит отлучением тому, кто в течение трех воскресных дней не придет в храм на богослужение; 54-е правило запрещает вступление в брак в близком родстве; 53-е правило узаконяет духовное родство восприемников с воспринимаемыми и запрещает им вступление в брак; 72-е правило запрещает смешанные браки с еретиками; 73-е правило повелевает воздавать честь животворящему Кресту Господню и запрещает начертывать изображение его на земле, дабы оно не попиралось ногами; 75-е правило требует благочинного пения в храмах; 74-е и 76-е правила запрещают в храмах и «внутри священных оград» устраивать трапезы, корчемницы или «купли производить»; 77-е правило запрещает не только священнослужителям и инокам, но и «всякому христианину мирянину» мыться в бане вместе с женщинами; 83-е правило запрещает преподавать Евхаристию телам умерших; 86-е правило повелевает отлучать от Церкви тех, кто содержит блудниц; 90-е правило повторяет запрещение преклонять колена в дни воскресные, «ради чести Воскресения Христова»; 91-е правило повелевает отлучать от Церкви вытравляющих плод во чреве; 100-е правило подвергает отлучению распространяющих порнографию; 102-е правило говорит о епитимиях кающихся. VII Вселенский собор в Никее в 787 году издал двадцать два правила, из которых наиболее важные: 3-е правило, запрещающее избрание во священные степени мирскими начальниками; 4-е и 5-е правила, запрещающее симонию; 6-е правило повторяет требование о созыве ежегодных соборов епископов и запрещает мздоимство;

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010