Греческий текст см. Franz Diekamp, Die origenistischen Streitigkeiten im sechsten Jahrhundert und das funfte allgemeine Condi (Munster: Verlag Aschendorff, 1899), 90. Ориген заимствовал термин apocatastasis из книги Деяний 3, 21.    См Grillmeier and Hainthaler, op. cit., 403—404. Следует отметить, что существует две группы анафем, выдвинутых против Оригена. десять анафем, перечисленных в письме Юстиниана к Патриарху Константинопольскому Мине в 534 году, и пятнадцать, упомянутых в письме Юстиниана 553 года, адресованном епископам, собравшимся в Константинополе накануне открытия Пятого Вселенского Собора Кроме этих пятнадцати анафем, есть еще четыре, касающиеся вопроса о «трех главах», которые были формально одобрены Пятым Вселенским Собором, а в одиннадцатой содержится общее осуждение позиции Оригена, однако термин apocatastasis отдельно не упоминается.    О началах 1 6. 1, с 236    Maximos the Confessor, Ambigua (PG 91, 1164B)    Nicolas Berdyaev, Dream and reality: Essays in Autobiography (London, 1950), p. 46    On Prayer 27. 15; tr. Greer, 146.    О началах 1. 6. 3, ее. 80—81.    Из предисловия к Логико-философскому трактату.    О началах 2. 10. 6, с. 150.    О началах 2. 10. 6, с. 151.    Православные богословы, как правило, подвергают сомнению учение о чистилище, поскольку оно получило развитие в средневековой, а затем в позднейшей католической теологии, но в то же время большинство из них признают возможность некоей формы очищения после смерти. См. мою книгу (опубликованную под именем timothy Ware) Eustratios Argentï A Study of the Greek Church Under Turkish Rule (Oxford: Clarendon Press, 1964), 139—60. В другом месте я высказываю идею, что отличие между католическим и православным восприятием «промежуточного состояния», наступающего после смерти, не так велико, как может показаться на первый взгляд. См. мою статью «One Body in Christ: Death and the Communion of Saints, » Sobornost 3: 2 (1981), 179—91.    О нападках на Оригена при жизни см. Joseph Wilson Trigg, Origen: The Bible and Philosophy in the Third-Century Church (London: SCM Press, 1983), 206—208; о дискуссиях в IV веке см. Elizabeth A. Clark, The Origenist Controversy: The Cultural Construction of an Early Christian Debate (Princeton: Princeton Univ. Press, 1992); а также Guillaumont, Les «Kephalaia Gnostica.»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3484...

87. Брак Российских подданных евангелического исповедания с магометанами и евреями совершается на основании Устава Евангелическо-Лютеранской Церкви в России (Уст. Ин. Испов., изд. 1896 г., ст. 328). Примечание. По данной статье подобный брак был возможен лишь при соблюдении следующих условий: а) требовалось согласие Лютеранской консистории; б) брачный обряд совершал лютеранский священник, а не мулла или раввин; в) дети от подобного брака должны были воспитываться или в лютеранстве, или в православии; г) супруг-нехристианин должен был отказаться от многоженства. Таким образом, подобный брак практически был невозможен с точки зрения шариата для мусульманина. (Примечание Арапова) Отделение III. О браках нехристиан между собою 90. (Ст. 90) Каждому племени и народу, не выключая и язычников, дозволяется вступать в брак по правилам их закона или по принятым обычаям, без участия в том гражданского начальства или Христианского духовного правительства. 91. (Ст. 91) Запрещение вступать в брак прежде достижения женихом или невестою определенного выше, в статье 3, возраста распространяется как на исповедующих магометанскую веру, так и на принадлежащих к иудейскому закону подданных Империи Российской. 99. (Ст. 99) Дела брачные Калмыков производятся по правилам, изложенным в Положении об Инородцах и в Уставах духовных дел Иностранных Исповеданий. Отделение V. О детях усыновленных 109 148. Усыновление лиц Христианского вероисповедания нехристианами и сих последних лицами Христианского вероисповедания воспрещается. 151. Усыновление священнослужителями и церковными причетниками (дьячками, пономарями и псаломщиками) допускается не иначе, как с разрешения Епархиального Архиерея. 163. Право усыновления подкидышей или непомнящих родства предоставляется живущим в России иностранцам, не принявшим Российского подданства, но с тем, чтобы усыновляемые подкидыши, которых происхождение и крещение неизвестны, были крещены и воспитываемы в Православном исповедании, кроме только трех Прибалтийских губерний, для коих сие правило не обязательно, и чтобы, сверх того, они сохраняли звание Российских подданных...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[ 8] Греческий текст см. Franz Diekamp, Die origenistischen Streitigkeiten im sechsten Jahrhundert und das funfte allgemeine Condi (Munster: Verlag Aschendorff, 1899), 90. Ориген заимствовал термин apocatastasis из книги Деяний 3, 21. [ 9] См Grillmeier and Hainthaler, op. cit., 403-404. Следует отметить, что существует две группы анафем, выдвинутых против Оригена. десять анафем, перечисленных в письме Юстиниана к Патриарху Константинопольскому Мине в 534 году, и пятнадцать, упомянутых в письме Юстиниана 553 года, адресованном епископам, собравшимся в Константинополе накануне открытия Пятого Вселенского Собора Кроме этих пятнадцати анафем, есть еще четыре, касающиеся вопроса о «трех главах», которые были формально одобрены Пятым Вселенским Собором, а в одиннадцатой содержится общее осуждение позиции Оригена, однако термин apocatastasis отдельно не упоминается. [ 10] О началах 1 6. 1, с 236 [ 11] Maximos the Confessor, Ambigua (PG 91, 1164B) [ 12] Nicolas Berdyaev, Dream and reality: Essays in Autobiography (London, 1950), p. 46 [ 13] On Prayer 27. 15; tr. Greer, 146. [ 14] О началах 1. 6. 3, ее. 80-81. [ 15] Из предисловия к Логико-философскому трактату. [ 16] О началах 2. 10. 6, с. 150. [ 17] О началах 2. 10. 6, с. 151. [ 18] Православные богословы, как правило, подвергают сомнению учение о чистилище, поскольку оно получило развитие в средневековой, а затем в позднейшей католической теологии, но в то же время большинство из них признают возможность некоей формы очищения после смерти. См. мою книгу (опубликованную под именем timothy Ware) Eustratios Argenti: A Study of the Greek Church Under Turkish Rule (Oxford: Clarendon Press, 1964), 139-60. В другом месте я высказываю идею, что отличие между католическим и православным восприятием «промежуточного состояния», наступающего после смерти, не так велико, как может показаться на первый взгляд. См. мою статью «One Body in Christ: Death and the Communion of Saints, » Sobornost 3: 2 (1981), 179-91. [ 19] О нападках на Оригена при жизни см. Joseph Wilson Trigg, Origen: The Bible and Philosophy in the Third-Century Church (London: SCM Press, 1983), 206-208; о дискуссиях в IV веке см. Elizabeth A. Clark, The Origenist Controversy: The Cultural Construction of an Early Christian Debate (Princeton: Princeton Univ. Press, 1992); а также Guillaumont, Les «Kephalaia Gnostica.»

http://pravmir.ru/smeem-li-my-nadeyatsya...

О началах 1 6. 1, с 236 385 Maximos the Confessor, Ambigua (PG 91, 1164B) 386 Nicolas Berdyaev, Dream and reality: Essays in Autobiography (London, 1950), p. 46 387 On Prayer 27. 15; tr. Greer, 146. 388 О началах 1. 6. 3, ее. 80—81. 389 Из предисловия к Логико-философскому трактату. 390 О началах 2. 10. 6, с. 150. 391 О началах 2. 10. 6, с. 151. 392 Православные богословы, как правило, подвергают сомнению учение о чистилище, поскольку оно получило развитие в средневековой, а затем в позднейшей католической теологии, но в то же время большинство из них признают возможность некоей формы очищения после смерти. См. мою книгу (опубликованную под именем timothy Ware) Eustratios Argentï A Study of the Greek Church Under Turkish Rule (Oxford: Clarendon Press, 1964), 139—60. В другом месте я высказываю идею, что отличие между католическим и православным восприятием «промежуточного состояния», наступающего после смерти, не так велико, как может показаться на первый взгляд. См. мою статью «One Body in Christ: Death and the Communion of Saints, » Sobornost 3: 2 (1981), 179—91. 393 О нападках на Оригена при жизни см. Joseph Wilson Trigg, Origen: The Bible and Philosophy in the Third-Century Church (London: SCM Press, 1983), 206—208; о дискуссиях в IV веке см. Elizabeth A. Clark, The Origenist Controversy: The Cultural Construction of an Early Christian Debate (Princeton: Princeton Univ. Press, 1992); а также Guillaumont, Les «Kephalaia Gnostica.» 394 В своем сочинении On the Making of humanity, написанном около 380 года, Григорий Нисский выдвигает сложную теорию относительно того, что иногда называют «двойным творением» рода человеческого (см. параграфы 16—17), но она не имеет ничего общего с учением Оригена о предсуществовании душ, которое другом сочинении Григорий Нисский решительно отвергает (On the Soul and the Resurrection, PG 46: 109B-113B; tr. Roth, 90—92). 395 Catechetical Oration 26: ed Muhlenberg, 67. 7—11, 13—15. 396 Ее часто называют «Несторианской церковью», но это название неточно, и зачастую, вводит читателя в заблуждение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3484...

Примечания 212. Вот ета вторая половина в русском переводе с греческого (Аф. Синт., II,286-7): " Анатолий, благочестивейший архиепископ Константинополя " сказал: " эти, называемые низведенными с епископского достоинста на степень пресвитера, если осуждаются по каким-либо благословным причинам, не могут быть по закону достойны и пресвитерский чести; если же они низведены на низшую степень без какой-либо благословной причины, то, когда окажутся невиновными, опять получают справедливо епископское достоинство и священство " . 213. У Беверегия (. Sive Pandectae, 1,147) оно гласит так же, как и в Аф. Синтагме; в издании же Pimra (упом. соч., 1,533), после приведенных там 28 правил, следует это как 29-е, под заглавием: Ех ejusdam sancti concilii actione de Photio episcopo Tyri et Eustathio episcopo Beryti. 214. Деяния всел. соб., IV,90-91. Harduini, II,443. 215. Деяния всел. соб., IV,90. Правило 30. Поелику благоговейнейшие епископы египетские отложили, в настоящее время, подписати послание святейшего архиепископа Льва, не аки бы противяся кафолической вере, но представляя существующий в египетской области обычай, ничего такового не делати без соизволения и определения своего архиепископа, и просят отсрочити им до поставления будущего епископа великого града Александрии: того ради за праведное и человеколюбное дело признали мы, оставити их в своем сане в царствующем граде, и дати им срочное время до поставления архиепископа великого града Александрии. Посему, пребывая в своем сане, или да представят поручителей, аще возможно им сие, или клятвенным обещанием да отвратят сомнение. (Ап. 6, 20, 25, 34, 81; ант. 9; сердик. 7; Василия вел. 10, 64, 82). Это правило не составлено собором на 15-м заседании вместе с другими правилами, а является определением собора на 4-м заседании, по поводу просьбы египетских епископов, участвовавших на соборе и отказавшихся подписаться вместе с другими, в знак согласия с посланием Льва римского к Флавиану константинопольскому против монофиситов. Присоединено было оно к правилам этого собора, как и предшествующее (29), потому, что содержит в себе каноническое определение, собором принятое, а именно, определение о поручителях и присяге.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1315...

85. Евсевий. Церковн. истор. VI.43; Cyprian. Ер. 13 ad Sephanum. 86. Loc. cit. С.256 и 405. 87. De Exhortat. castit. Cap.7; Ad. uxorem. I,7. 88. Homil. 17. in Luc. 89. Exp. idei. n.21. 90. В первые века римские императоры еще дозволяли брак с племянницами. Cod. Theod. 1, 3, 12. Caji institut. comm. 1, 61. 91. Блаженный Августин говорит: " Между двоюродными (consobrini) уже в наше время брак весьма редко допускается по силе обычая, по причине близости родства их к степени братской - хотя закона на это не было, ибо Моисеев закон того не воспретил и законы гражданские еще не возбраняли " (August. De civit. Dei. 15,16). 92. Dallaeus. De pseudepigraphis Apostolicis; Дрей (Loc. cit. S.266,410) и др. 93. Epiphan. Haer. 58; Augustin. Haer. 37. 94. Церковн. истор. VI,2; Epiphan. Haer. 64. 95. Justin. Exhortat. ad gentes. 96. Augustin. Advers. Julian. XI,10. 97. Евсевий. Церковн. истор. VI,8. 98. Athanas. Epist. ab solit. vit. agent. Т.1. P.827. 99. Апостол Павел ясно говорит: " Блуд же и всяка нечистота и лихоимство ниже да именуется в вас, яко же подобает святым " (Еф.5:3); или, в другом месте: " Сия во да весте, яко блудник, или нечист, или лихоимец, не имат достояния в царствии Христа и Бога " (там же, 5). 100. Так, шестьдесят первое правило подтверждено на соборах Ельварском (7 пр.), Неокесарийском (9 пр.), Никейском (4, 9 и 10), Антиохийском (19), Сардикийском (10), Лаодикийском (12), и двадцать пятое правило подтверждено на Ельвирском соборе (88) и III Карфагенском (11). 101. Вот собственные слова святого Василия Великого: " Древнее есть правило извергаемых от священнаго степени подвергати сему только образу наказания в чем, как мне мнится, древние последовали оному закону: не отмстиши дважды за единое " (3 пр. посл. к Амфил.). 102. Dallaeus J. De pseudep. Apostol. III,3. 103. А это изречение апостола понималось различно: под биением разумели здесь и в собственном смысле биение кого-либо своею рукою (Justinian, Novell. 423; Theophil. in cap. lad tit), и нравственные насилия, соблазны, которыми бьют иные немощные совести людей, слабых в вере (1Кор.8:12; J. Chrisost. in 1 ad Timoth. hom.X. n.1), и, наконец, тяжесть духовных наказаний, не благоразумно налагаемых излишне строгими духовниками (Theod. in 1 Tim. III,3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/370/...

Правило 91 6-го Всел. Собора: " Жен, дающих врачевства, производящыя недоношение плода во чреве, и приемлющих отравы, плод умервщляющыя, подвергаем епитимии человекоубийцы " . Правило 2-е св. Василия Великого: " Умышленно погубившая зачатый во утробе плод, подлежит осуждению смертоубийства. Тонкаго различения плода образовавшегося, или еще необразованнаго у нас несть. Ибо здесь полагается взыскание не токмо за имевшее родитися, но и за то, что наветовала самой себе: поелику жены, от таковых покушений, весьма часто умирают. С сим совокупляется и погубление плода яко другое убийство, от дерзающих на сие умышленно. Впрочем подобает не до кончины простирати покаяние их, но приимати их во общение, по исполнении десяти лет; врачевание же измеряти не временем, но образом покаяния " . Правило 8-е св. Василия Великого: " … дающие врачевство для извержения зачатого в утробе, суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы " . Требник, чин исповеди: " Еда ношаху былие, во еже не сотворити отроча, или аще кая напои ложесна, еже не зачати, (здесь речь идет не только об аборте, но и о противозачаточных средствах) или яде былие, или пресытися, и изверже отроча самохотне. И егда обрящется, яко нечто сотвори, и изверже самохотне, убийца есть, и запрещается как убийца. Аще же неволею по нужде некоей изверже детища своего, едино лето да не причастится: а носящая былие, да оставит е, и да запретится шесть лет, по шестьдесятому правилу, еже в Трулле. (...) Аще же яде былие, или ино что, и отрави ложесна своя, и ктому дети не раждает, яко убийца запрещается " . В равной степени в убийстве нерожденного ребенка виновны врачи, совершающие искусственный аборт, и назначающие абортивные средства. Ответственность за убийство нерожденных детей лежит также на муже, который не препятствует совершению женой аборт, тех, кто дает советы сделать аборт, настаивает на аборт, выписывает направление на аборт, распространяет рекламу аборт и выступает за свободу аборт, производит и продает абортивные средства.

http://zavet.ru/obs/bad/abort/002.htm

85. Евсевий. Церковн. истор. VI.43; Cyprian. Ер. 13 ad Sephanum. 86. Loc. cit. С.256 и 405. 87. De Exhortat. castit. Cap.7; Ad. uxorem. I,7. 88. Homil. 17. in Luc. 89. Exp. idei. n.21. 90. В первые века римские императоры еще дозволяли брак с племянницами. Cod. Theod. 1, 3, 12. Caji institut. comm. 1, §61. 91. Блаженный Августин говорит: " Между двоюродными (consobrini) уже в наше время брак весьма редко допускается по силе обычая, по причине близости родства их к степени братской - хотя закона на это не было, ибо Моисеев закон того не воспретил и законы гражданские еще не возбраняли " (August. De civit. Dei. 15,16). 92. Dallaeus. De pseudepigraphis Apostolicis; Дрей (Loc. cit. S.266,410) и др. 93. Epiphan. Haer. 58; Augustin. Haer. 37. 94. Церковн. истор. VI,2; Epiphan. Haer. 64. 95. Justin. Exhortat. ad gentes. 96. Augustin. Advers. Julian. XI,10. 97. Евсевий. Церковн. истор. VI,8. 98. Athanas. Epist. ab solit. vit. agent. Т.1. P.827. 99. Апостол Павел ясно говорит: " Блуд же и всяка нечистота и лихоимство ниже да именуется в вас, яко же подобает святым " (Еф.5:3); или, в другом месте: " Сия во да весте, яко блудник, или нечист, или лихоимец, не имат достояния в царствии Христа и Бога " (там же, 5). 100. Так, шестьдесят первое правило подтверждено на соборах Ельварском (7 пр.), Неокесарийском (9 пр.), Никейском (4, 9 и 10), Антиохийском (19), Сардикийском (10), Лаодикийском (12), и двадцать пятое правило подтверждено на Ельвирском соборе (88) и III Карфагенском (11). 101. Вот собственные слова святого Василия Великого: " Древнее есть правило извергаемых от священнаго степени подвергати сему только образу наказания в чем, как мне мнится, древние последовали оному закону: не отмстиши дважды за единое " (3 пр. посл. к Амфил.). 102. Dallaeus J. De pseudep. Apostol. III,3. 103. А это изречение апостола понималось различно: под биением разумели здесь и в собственном смысле биение кого-либо своею рукою (Justinian, Novell. 423; Theophil. in cap. lad tit), и нравственные насилия, соблазны, которыми бьют иные немощные совести людей, слабых в вере (1Кор.8:12; J. Chrisost. in 1 ad Timoth. hom.X. n.1), и, наконец, тяжесть духовных наказаний, не благоразумно налагаемых излишне строгими духовниками (Theod. in 1 Tim. III,3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/370/...

ЗСО 20 – Mers 83(?) (XXIV)/в SinEuch отсутствует/За пролитие св. Чаши и укрытие пролитого в укромном месте (или даже в земле, ср. похоронить) славянский текст назначает 8 дней поста на хлебе и воде. Близкий латинский текст предписывает сжечь пролитое и поститься 50 дней. По Суворову, здесь «неуместная вставка», повторяющая ЗСО 46 (чит. 47) – Mers 79. Число 8 ( и) в U лучше всего объясняется ошибкой при переписке с кириллического протографа, в котором, скорее всего, стояло число 50 ( н). Соответственно, в данном случае нет оснований видеть намеренное смягчение нормы. Отсутствие ЗСО 20 в SinEuch может свидетельствовать о дефекте рукописной традиции последнего, поскольку это правило вошло в сербскую редакцию ЗСО «Правила св. отец по заповеди св. и великого Василия» (см. ниже), то есть переписывалось независимо от SinEuch. Следовательно, содержащая данное правило версия U отражает весьма древний вид сборника. ЗСО 21 – Mers 19 (VIII)/141.15/. Правило направлено против оскопляющих себя аскетов-фанатиков. В U (как в оригинале) за самооскопление назначается 3 года покаяния, из которых 1 (в тексте .а.) на хлебе и воде. В SinEuch последнее уточнение отсутствует, поэтому получается, что все три года следует поститься (каяться), питаясь хлебом и водой. ЗСО 22 – Mers 58 (XVII)/141.18/. Mers назначает за приставание к женщине (не обязательно замужней – feminam, не uxorem) только словами – 40 дней, за поцелуи и объятия – 4х40 дней, за похоть в мыслях – 7 дней. Славянский перевод говорит только о «лобзании» (U) или о «приятии» чужой жены (SinEuch) – за это назначается 3 года покаяния, из них 1 – на хлебе и воде (ужесточение санкции), ср.: А [SinEuch, Аще ли U] кто похоть имы [SinEuch, им U], [SinEuch, толи U] лкавъствомь туд [SinEuch, чюжю U] жен приимет [SinEuch, лобъжеть U]. в лт(а) да покаетс а о хлб о вод(). Фразу SinEuch А кто похоть имы лкавъствомь жен приимет [SinEuch, лобъеть U] Й. Вашица перевел как «если кто-либо, охваченный похотью, умышленно уведет (svede) чужую жену...». Однако латинское соответствие osculatus et amplexatus «поцелует и обнимет» допускает истолкование глагола прити в значении «обнять; пристать (к женщине)» (это значение отсутствует в SJS III, 332–335 и Сл. XI–XVII, 20, 88–91, хотя в последнем есть близкое значение «воздействовать»).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/zapove...

Ищи 16-ю главу буквы Α. Глава 28-я – о женщинах, принимающих врачества для извержения зачатого плода 91-е правило VI Вселенского Собора повелевает подвергать наказанию убийцы тех из женщин, которые или принимают, или другим дают врачества для извержения плода. Ибо женщины, тайно совокупляясь с мужчинами и зачиная, из боязни, чтобы не быть уличенной в блуде родителями, может быть, или господами, ухищряются истребительным питьем повреждать зачатые плоды, или сдавливают живот тяжестью, отчего зачатые плоды выпадают мертвыми, и не только истребляют плод, но иногда, вместе с зародышем, губят и самих себя. А 21-е правило собора Анкирского – хотя прежнее, говорит, определение принимающих детогубительные отравы удалило от общения до кончины, но мы, делая нечто более человеколюбивое, определили, что достаточно для них на покаяние десятилетнего времени. И 2-е правило Василия Великого определяет таковым (женщинам) ту же меру десятилетия и полагает, что врачевание зависит не столько от времени, сколько от образа покаяния. А поскольку Моисеев закон – когда извержен был плод, еще не получивший своего вида – требовал выкупа ценою, а при выкиде плода, уже образовавшегося, подвергал суду человекоубийцы, повелевая умерщвлять ударившего жену ( Ucx. XXI, 22, 23 ), то святой (отец), упомянув о сем, говорит: различения мы не имеем, получил ли определенный вид извергаемый плод или не получил, ибо мы не требуем выкупа, но судим как убийцу сделавшую это, с одной стороны, за истребление плода, с другой стороны -за пренебрежение собой, ибо случается, что иногда погибает и она вместе с плодом. Ибо семя, повергаемое в утробу, сначала обращается в кровь, потом сгущается в бесформенную плоть, потом начинает принимать образ и слагаться в члены и суставы. В конце же 8-го правила Василий Великий говорит: «И дающие, и принимающие детоубийственные отравы причисляются к вольным убийцам. Полагает же здесь таковым в епитимию десятилетие как за невольное убийство, я думаю, потому, что носимое в утробе еще не существует в природе, и потому, что она решилась на убийство не по бесчеловечному расположению, но по причине стыда или необыкновенного страха перед родителями, может быть, или господином, или кем-либо другим, грозящим опасностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010