Двадцать четвертый день. Поучение 1-ое. Препод. Арефа печерский. (Об отношении к богатству). I. Св. преподобный Арефа, память коего совершается ныне, подвизался в киево-печерской обители. Сначала он одержим был грехом скупости. Имея у себя большие деньги, он не только не подавал милостыни, но даже и самому себе отказывал в крайних нуждах. Однажды воры украли деньги у Арефы, и он чуть не лишил себя жизни. Но Сам Господь, во время болезни, вразумил его видением. Св. Арефа так рассказывал об этом видении: «когда я лежал больной, вот приходят ко мне в келлию ангелы и за ними бесы. Бесы говорят, что я не прославил, а похулил Бога за пропажу денег, и потому должен принадлежать им. Тогда ангелы обратились ко мне и сказали: «если бы ты благодарил Бога за похищенное у тебя имение, то это вменилось бы тебе в милостыню, как некогда Иову, потому-то терпеливое перенесение потери равносильно добровольной раздаче милостыни». Когда ангелы сказали мне так, то я раскаялся, сказав: «Господи, помилуй! Твое было то, чего я лишился, и я не жалею о нем». После того Арефа совершенно изменился, так что все удивлялись его перемене, и сделался затворником. В затворе и скончался около 1220 г. Нетленные мощи его почивают в киево-печерской пещере. II. В день препод. Арефы печерского, некогда страдавшего скупостью, т. е. неправильным отношением к богатству, от чего он скоро уврачевался при помощи благодати Божией, уместно будет побеседовать о неправильных отношениях к богатству многих христиан нашего времени. Всех богатых в мире можно подразделить на три разряда. а) Одни из богатых до того пристращаются к богатству, что у них в сердце не остается места для любви к Богу и ближнему. Таковые не в Боге полагают крепость свою, а надеются на множество богатства своего ( Псал. 51, 9 ). Богатолюбец для скопления богатства не останавливается ни пред какими средствами: прибегает к обману, хищению, грабительству, мздоимству, ростовщичеству, святотатству, прижимкам, подлогам и смертоубийству. Для страстно привязанного к богатству оно становится идолом, коему он приносит в жертву и девственную чистоту тела, и спокойствие сердца, и вечное спасение души, и благоденствие семейства, и благополучие ближняго, и верность и преданность Богу. Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры, и сами себя подвергли многим скорбям ( 1Тим. 6, 10 ), учит апостол. Апостол Павел говорит: знайте, что никакой блудник или нечистый, или любостяжатель, который есть идолопоклонник, не имеет наследия в царстве Христа и Бога ( Еф. 5, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Двадцать шестой день. Поучение 3-ое. Празднование Владимирской иконе Божией Матери. (Много может молитва Божией Матери). I. В день празднования чудотворной иконе Божией Матери Владимирской прилично будет, братия, побеседовать с вами о том, что много может молитва Божией Матери. II. а) Божия Матерь избавляет от гнева Божия согрешивших людей. Согрешил «Адам, – и прогневался Господь на него», и изгнал его из рая, и осудил его в поте лица воздельвать землю, приносящую ему терния и волчцы. Согрешили «современники Ноя,» – «и прогневался Господь на них», и навел на них потоп водный и погубил их с лица земли. Согрешили «содомляне, и прогневался Господь на них», послал огнь небесный и истребил их. Не раз согрешали «евреи, – и гневался Господь на них», и предавал их в руки врагов их – халдеев, вавилонян и ассириян. Согрешил сам любимец Божий – «Давид», но «Господь прогневался и на него»; и наказал его сначала смертию детей, а потом мором, от которого вымерло несколько тысяч его подданных. «Согрешаем и мы», и разве не видим мы, как наказует нас Господь – то болезнями, то смертию, то разными и многообразными бедами и несчастиями? Воистину страшен во гневе Своем Господь, и сей гнев Его столь велик, что праведный Иов боится его больше, чем самой муки адской: «О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня, и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой» ( Иов. 14, 13 ), – взывал он к Богу в скорби души своей. И вот, когда Господь столько разгневан, то есть ли кто-нибудь, кто мог бы походатайствовать за грешника, умилостивить Бога молитвою, обратить Его на милосердие и благость? – Когда евреи в пустыне слили себе золотого тельца и поклонились ему аки Богу, отступив от Бога истиннаго, – то прогневанный Господь совсем хотел истребить их с лица земли. «Оставь Меня», говорил Он Моисею, «да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их» ( Исх. 32, 10 ). Но кто же удержал тогда гнев Божий? Кто не допустил Его погубить неблагодарных? – Это дивное дело совершила молитва Моисея: «отврати пламенный гнев Твой», взывал он к Богу, – «отмени погубление народа Твоего, вспомни Авраама, Исаака и Иакова» ( Исх. 32, 12 ). И престал Господь от гнева Своего, и смиловался над народом Своим, и простил евреям их страшное беззаконие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Девятый день. Поучение 2-ое. Св. прав. Анна, матерь пророка Самуила. (О важности молитвы духовной, сердечной). I. Как сильна пред Богом внутренняя сердечная молитва, это мы видим из жития праведной Анны, матери пророка Самуила, память коей совершается ныне. У отца пророка Самуила, по имени Елканы, было две жены: Анна и Феннана, – у Феннаны были дети, а у Анны не было детей. Несмотря на неплодство, Анна была более любима мужем, чем Феннана, – за то эта последняя сильно огорчала Анну, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ея. И вот когда они были в Силоме для принесения жертвы, Анна в скорби души своей молилась Богу о разрешении ее неплодства, обещаясь рожденное дитя отдать в дар Богу на все дни жизни его. Молитва Анны была внутренняя, сердечная, – не было слышно голоса ея, – а уста ее только двигались. Бывший в скинии первосвященник подумал, что эта женщина пьяная и укорил ее. Анна отвечала ему: «нет, господин мой, – я жена скорбящая духом, вина и сикера я не пила, но изливаю душу мою пред Господом». Первосвященник, поняв свою ошибку, сказал ей: «иди с миром и Бог израилев исполнит прошение твое, чего ты просила у Него». И, действительно, Бог даровал Анне, по молитве ея, сына, нареченного Самуилом, что значит: «испрошенный у Бога». II. Итак, при исполнении нашего молитвенного дела будем всегда помнить, что существенное свойство молитвы состоит в ее духовности и сердечности, а не в многоглаголании и громких воплях. Одна наружная молитва без внутренней так же мертва, как мертво тело без души, и так же бесплодна, как лампадка без масла, или кадило без огня или фимиама. Ты стоишь в церкви, произносишь устами слова и песни молитвенныя, – а ум твой блуждает далеко. Ты преклоняешь колена, кланяешься, крестишься с видом благоговейно молящегося и смиряющегося пред Богом, – а в душе твоей в то же время не престают волноваться житейские воспоминания и наполняют ее помыслами греховными. Может ли быть такая молитва угодна Богу? Нет, Богу нужна наша душа, к Нему обращенная с верою и упованием; – малейший вздох сердца сокрушеннаго, самая незаметная капля слезы кающегося скорее будут приняты Богом, чем все наши лицемерные вопли.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Злонамеренный, жестокий человек, изображающий добродетельного и кроткого, умышленно скрывающий свою суть и истинные цели. «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их» ( Мф.7:15–16 ) — говорит Спаситель в Нагорной проповеди. Образы волка и овцы (ягненка) используются в Б . для характеристики полярных человеческих типов — жестокого, бессердечного, нечестивого и незлобивого, смиренного, благочестивого. Апостол Павел предупреждает о гонениях на христиан: «…я знаю, что, по отшестви моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада…» ( Деян.20:29 , см. также Быт.49:27 ; Иез.22:27 ; Мф.10:16 ). Волосы встают дыбом ВОЛОСЫ ВСТАЮТ ДЫБОМ Оборот указывает на крайнюю степень страха, ужаса; примыкает к группе выражений, служащих в тексте Б . для передачи душевного состояния человека через описание физической реакции на происходящее. В книге Иова Елифаз описывает потрясшее его откровение об участи грешного человека: «Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне» ( Иов.4:13–15 ). Вопиющий ВОПИЮЩИЙ (-АЯ, ОЕ): КАИН Слово служит оценкой явлений, выходящих за границы норм (юридических, моральных, житейских), например: вопиющее преступление, вопиющая несправедливость, вопиющий беспорядок. Употребление в переносном смысле причастия «вопиющий» (вопящий, кричащий) перевело его со временем в разряд прилагательных, сблизило по значению с понятиями: «возмутительный», «безобразный», «недопустимый». Изначально это определение прилагалось к фактам и действиям, отступление которых от общечеловеческих норм оказывалось столь велико и явно, что попранные добро и справедливость сами по себе взывали к правосудию и отмщению. Такое понимание заложено в рассказе о первом на земле кровопролитии (см. Быт.4:3–17 ). Преступление Каина (первенца Адама и Евы), убившего своего родного брата, столь велико и тяжко, что земля, на которую пролилась кровь невинного Авеля, взывает к Господу как к свидетелю и судии. И Господь обращается к Каину: «Что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли…» ( Быт.4:10 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

И встала Ревекка вместе со служанкой своей, и поехали они с рабом Авраама. При наступлении вечера Исаак вышел в поле помолиться (он установил богослужение вечерни), и Бог послал ему навстречу его будущую жену. Ревекка, увидев его, спустилась с верблюда и покрылась покрывалом, украшаясь добродетелью скромности. И взял ее Исаак в жены, и полюбил ее, и утешился в своей скорби о матери своей Сарре. Так и христиане, вступая в брак, должны избегать союзов с неверными. 72-ое правило V-VI Вселенского Собора признает недействительными те браки, когда христиане брачуются с нехристианами. Ведь нельзя соединять Христа с Велиаром и овцу с волком. Чтобы найти себе хорошую жену, надо руководствоваться не голосом похоти, но словом Божиим и молитвой. Тогда Бог так же, как и Элиэзеру, пошлет нам Ангела и сделает прямым путь наш. После того, как Авраам увидел помощь Господа, он умер в возрасте 175 лет и приложился к своим отцам. Похоронили его вместе с женой в купленной им пещере Махпела в Хевроне. Господь возлюбил этого праведника так, что даже спустя века продолжал именовать Себя Богом Авраама ( Исх. 3, 6 ), обещая ввести этого патриарха в Свою вечность, а место блаженства спасенных душ называется в Писании лоном Авраама ( Лк. 16, 22 ). Глава двенадцатая. Иаков и Исав Как у его отца, у Исаака жена была долго бесплодна. Прошло двадцать лет, как, наконец, по молитвам Исаака, Ревекка забеременела. Сыновья в чреве ее стали биться, и она пошла вопросить об этом Господа. Бог ответил ей: – Два племени в чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. Когда пришло время рожать ей, то оказалось, что у нее близнецы. Первым вышел младенец весь красный и покрытый волосами. И назвали его Исавом («волосатым»). Брат его родился, держась за пятку Исава, и назвали его Иаковом («запинателем»). В рождении близнецов был явлен прообраз бытия двух миров. Исав – образ этого мира, в котором люди живут ради плоти и крови, а Иаков – образ мира грядущего, Вселенной, где обитает праведность. Он таинственно предначинается уже сейчас, как бы держась за пяту первого, но, хотя он и младший, будущее принадлежит ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И Иисус исповедал Себя прямо Сыном Божиим. Тогда первосвященник разодрал одежды свои, чем евреи выражали крайнюю степень своего негодования и ужаса, и сказал: «Он богохульствует: на что еще нам свидетелей? Вот теперь вы слышали богохульство Его, – как вам кажется?» И высказали давно заготовленное слово: «Повинен смерти». Но конечное определение не от них зависело. На то был римский правитель у них. Ему следовало передать все дело. Но разве личная месть довольствуется тем, чтобы зараз уничтожить свою жертву? Нет, нужно предварительно помучить и истерзать, досыта насладиться ее страданиями: «Тогда, вслед за смертным приговором, –плевали Ему в лицо и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам (по щекам) и говорили: «Прореки нам, Христос, кто ударил Тебя, а в это время Петр, обличаемый в том, что и он был с Иисусом Христом и побежденный страхом, трижды и с клятвой отрекся от Господа; и абие петел возгласи. Господь воззрел на Петра, и он, вспомнив предсказание Господа о троекратном отречении от Него, изшед вон, плакия горько. 4-ое Евангелие передает о том, как из двора Каиафы влекут Спасителя в преторию к Пилату, который долго и тщетно усиливается спасти Его, и, думая возбудить жалость в сердцах злобных врагов Иисусовых, повелевает бичевать Его и в этом окровавленном виде изводит Его к народу и возглашает: «Се человек!» «Одевающейся светом, яко ризою, –восклицает церковь , при этом виде Божественного Страдальца, устрашившим самих Ангелов, – как на суде стоишь Ты и в ланиту ударение приемлешь от рук Тобою же созданных!» (Антиф. 10) «Когда предстал Ты Каиафе, Боже, и предан был Пилату, Судия, небесные силы от страха поколебались... ибо причтен Ты был к беззаконным, Безгрешный, дабы спасти человека» (Седал. ант. 12). Следует 5-е Евангелие. Между тем, как изъязвленный Спаситель стоит на судилище Пилата, – страшная участь постигает Иуду предателя, который в отчаянии поверг серебрянники в церкви, отиде и шед удавися ( Мф. 27:5 ). Но дело, ими замышленное, уже кончено... Учитель в руках врагов, которые настоятельно требуют смерти Его и нагло принимают на себя ответственность за нее пред Богом...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

И остаточное явление греха... Православный: – « что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни». ( 1Пет 1:18 ) Баптистский пастор: – А почему это о телах? В контексте тела.. Православный: – А «вы», что имеется в виду – о душе? Баптистский пастор:- Конечно Православный священник: – А разве человек – это только душа? Вот еще: «Разве не знаете, что тела Ваши суть члены Христовы» ( 1Кор. 6:15 )? Этого мало, что ли? Тела, тела – члены Христовы! Баптистский пастор: – А искупление здесь каким боком? Православный священник: – А, Христос нас не искупил, простите? Баптистский пастор: – Но здесь не написано, что тела искуплены. Православный священник: – Тела – члены Христовы. Христос искупил нас. Баптистский пастор: – Стоп, стоп. «Предоставьте тела ваши в жертву святую» ( Рим. 12:1 ). Это написано, да. То есть, вы должны их предоставить. Православный священник: – Это другая цитата. Это Римлянам, 12:1 Баптистский пастор: – Я знаю. Я соединяю их вместе. Православный священник: – Не надо соединять, это разные места. Баптистский пастор: – Я понимаю, но речь-то об одном и том же. Православный священник: – Да нет же. Баптистский пастор: – Да, да… Православный священник: – Давайте еще раз: 1-ое Коринфянам, 6:15: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы»? Через четыре стиха, 6.19 «не знаете ли, что тела Ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, который вы имеете от Бога, вы не свои». Или еще. Та же глава, следующий стих: «Прославите Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии». Баптистский пастор: – Да. Православный священник: – Но разве не очевидно, что здесь... Баптистский пастор: – Не очевидно. Православный священник: – Я услышал. Вам не очевидно, нам очевидно. Хорошо, не буду с Вами спорить. Баптистский пастор: – Не очевидно. Православный: – Мы ушли от темы, давайте снова вернемся. Баптистский пастор 2: – Тема у нас – Евхаристия. Мне очень интересно все-таки, что человек православный получает от причащения, от участия в Евхаристии. Он получает Самого Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Каждое слово притчи о неблагоразумном богаче относится к каждому из нас и, быть может, в каком-то смысле эти слова особенно нужны именно современному человеку. Действительно, в наше время, пожалуй, больше чем когда-либо, люди склоны постоянно поступать так, как богач в притче. Люди готовы постоянно разрушать данные им хранилища, чтобы строить новые, вследствие чего остаются в конце концов с пустыми руками. Что это значит? Что означают эти хранилища? Это наше настоящее время, те минуты и часы, которыми мы действительно располагаем, а хранилища, которые мы думаем построить, это будущее время, которое может для нас и не наступить. Теперь, более чем когда-либо, люди устремляются в будущее и разучились жить во времени настоящем, а между тем настоящее время есть подлинно наше время. Современное человечество привыкло жить по убийственной формуле «время – деньги» или для того чтобы убить время. Каков же выход? Что сделать, чтобы спасти себя и своё время, чтобы поистине обрести неоскудевающее богатство, т.е. «в Бога богатеть»? Об этом с большой определенностью пишет ап. Павел в Послании к Ефесянам ( Еф. 5: 9–19 ). Фрагмент из этого послания всегда читается за Литургией вместе с притчей о неблагоразумном богаче в 26-ое воскресенье после Пятидесятницы. Это послание апостола Павла дополняет смысл притчи. В нём говорится о плодах духа; эти плоды как раз являются тем настоящим богатством, которое даётся тем, кто в Бога богатеет. Апостол перечисляет эти плоды: «Плоды духа состоят во всякой благости, праведности и истине... Посему, – продолжает апостол Павел, – сказано: встань спящий и воскресни из мёртвых, и осветит тебя Христос... Смотрите, поступайте осторожно.., дорожите временем, потому что дни лукавые... Познавайте, что есть воля Божия... исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу». В этих словах начертан просто весь образ христианской жизни. В них указана и цель, которую надо достичь – плоды духа, праведность, стремление к истине и главное средство достижения этой цели, т.е. познание того, что есть воля Божия. При этом указано, что надо дорожить временем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

Как из вышеприведенных слов святого Златоуста, так и из дальнейших его разсуждений совершенно ясно, что св. Апостол говорит здесь не о  «всякой»  власти, в смысле безразличия того, в чьих бы руках власть ни находилась, а о самом  институте власти,  как таковом – о том, что  самый институт власти установлен Богом  ради упорядочения жизни людей, что  государственная власть, по своей идее, есть Божественное установление, необходимое для предотвращения анархии, или безначалия,  грозящей нежелательными потрясениями и разрухой для человеческого общества. Такую мысль со всею силою подтверждает и другой великий и весьма авторитетный для нас Отец Церкви преп. Исидор Пелусиот . Указав наперед Богоустановленный повсюду в жизни словесных и безсловесных существ порядок подчинения одних другим, он затем заключает: «Поэтому в праве мы сказать, что самое дело, разумею власть, то есть начальство и власть царская установлены Богом. Но если какой злодей-беззаконник  восхитит  сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что  попущено ему  изблевать сие лукавство, как фараону, и в таком случае понести крайнее наказание, или уцеломудрить тех, для кого нужна жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил иудеев» (Творения, ч. II, письмо 6-ое). Кажется, сказано вполне ясно. И отсюда должно быть понятно, что богоборческая советская власть, вполне подпадающая под понятие «злодея-беззаконника, восхитившаго сию власть», как власть не законная, а захватническая и насильническая и держащаяся кровавым террором, не может ни в коем случае почитаться «властью от Бога», которой надо повиноваться «не только из страха наказания, но и по совести»: ей, по выражению преп. Исидора, только « попущено  изблевать сие лукавство», но не больше. Можно ли, после всего вышесказанного, относить к советской власти заповедь св. Апостола Павла: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим. 2, 1–4 ), как делает это современная московская патриархия и все ее сторонники?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Кроме этого народ очень пристально оценивает личность проповедника, призывающего к чистоте жизни; и горе, если проповедник вышел из мест, где проповедует. По этим причинам и проповедь, по аналогии с вином старым и новым, должна вливаться в мехи соответственно « ветхие» и « новые» (Мф. 9:17). То есть для нецерковной аудитории проповедник должен благовествовать по новым методам и принципам, сильно отличающимся от методов и принципов проповеди для воцерковленной паствы. В первом послании к Тимофею св. апостол Павел поучает своего ученика насчет вдовиц: « Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу… Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного » (1Тим.5:4,8). Образ вдовицы, которая обязана оставшуюся жизнь во всем служить Богу, в том числе и на поприще воспитания своих потомков, может быть перенесен и на сферу пастырского служения. Семья вдовицы символизирует Церковь, вдовица – церковную иерархию, « дети или внучата», то есть младшие члены семьи, символизируют чад Церкви, принявших родство с ней или родившихся от нее через Таинство Крещения. И первая задача в воспитании чад, таким образом, четко оговаривается: почтение к Церкви и « воздаяние должного». Мысль завершается грозным напоминанием о том, что оставление заботы о « своих и особенно о домашних» равносильно отречению от веры и впадению в язычество. Таким образом, если дом не устроен изнутри – то есть внутри Церкви нет полного благополучия, то молчащие пастыри не достойны нести свое служение : « ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тим. 3:5). Ср. с текстом из «Пастыря» Ермы: « Впрочем, не ради тебя, собственно, гневается на тебя Господь, но за дом твой, который впал в нечестие перед Господом и своими родителями. И ты, любя детей, не вразумлял своего семейства, но позволил им сильно развратиться…» (1 видение: III) .  Подтверждение этому можно увидеть в мысли протодиакона Андрея Кураева, который говорит о том, что реализация внутренней миссии должна быть приоритетной задачей в современной Русской Православной Церкви: « Мне кажется, что нам это дело (проповедь среди кавказских народов – прот. С.С.) сейчас не под силу. Нам бы, дай Бог, сначала своих вернуть. Апостол Павел пишет, что " кто не печется о домашних, тот хуже неверного " (1 Тим. 5:8). Напомню и 45-ое каноническое правило Карфагенского Собора: " Епископы и пресвитеры и диаконы не прежде да поставляются, разве когда всех в доме своем соделают православными христианами " . Сначала покажи себя в узком домашнем кругу, докажи, что у тебя есть пастырская забота, а потом иди на общественное служение. Перенеся это на межнациональные отношения, получим, что сначала надо свой народ вернуть к православной вере, а потом уже посмотрим, сможем ли мы проповедовать кому-то еще» .

http://bogoslov.ru/article/3390465

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010