Ибо иное дело взять за рукоположение и иное — издержки на необходимые траты», Для сектантов, достаточно вчитавшихся в каноническую литературу (Номоканон, Пандекты и пр.), такая аргументация до крайности слаба. Напр., 90-ое правило св. Василия Великого особенно осуждает тех, кто творит неправое дело под благовидным прикрытием добра. И другие авторитеты предупреждают против ухищренных и лукавых перетолкований церковных правил. Св. Стефан пробует иным методом сбить с позиции еретиков. Он не отрицает факта всеобщности обычая ставленных пошлин. Но диалектически хочет обескуражить еретиков доведением их мысли до абсурда. Он спрашивает стригольников: «если ставленная пошлина есть по-вашему симония, а все священники ее платят, то значит на всей земле уже нет ни одного истинного священника? Где же их взять? Ведь не придет во второй раз Христос на землю и не сойдет ангел для посвящения кого-либо заново?» Еретики на это могли бы сказать: «ну да, это самое мы и утверждаем: священство истреблено».    Сектантская критика идет обычно по линии ригористической придирчивости к слабостям среднего христианского быта и предъявляет недосягаемый идеал святости апостольских времен. Эту моральную напряженность первых дней сектантства и замечает Стефан Пермский. Он только старается обесценить эти плюсы привлекающего массу морализма: «Таковы же беша еретицы: — постницы, молебницы, книжницы, лицемерницы, пред людьми чисти творящеся. Аще бо не чисто житие их видели люди, то кто бы веровал ереси их». Та же строгая требовательность стригольников была причиной и их неширокой распространенности. Но живучесть секты и упорство ее меньшинства достойны удивления. Целое пол столетие после первой казни секта упорно держится в псковской области и продолжает озабочивать московских митрополитов. Особенно наличность сектантства беспокоила чувствительного и пламенного митрополита — грека Фотия (1408—1431 г.). Около 1416 г. он узнал, что некоторые монахи в псковских монастырях почему-то уклонялись от исповеди и причащения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

" Владимирский централ " как раз по-своему гармоничен. Соответствие формы содержанию. А тут... клипец в стиле попсового американского глэм-рока рубежа 80-90-х и... типа патриотический посыл. Я убеждён, что тут даже не рубка бабла продюссерами, а подстава. Дескать, нехай дурачки потешаются. коль им такой " патриотизм " " зашёл " . Но всё это ерунда, а вот то, что всё это всерьёз воспринимается - это уже признак нетрезвости очень глубокой. У меня вопрос Полотораки: " Андрей, Вы можете себе представить Б. Спрингстина, сигающим в толпу фэнов во время исполнения " Рождённого в США? " " ПС Вот где - мурашки по коже. а не от этого " Ласкового Мая " типа про " русских " . А уж как Брюс орёт, как скачет со своим " телекастером " ...Но впечатление именно политического митинга. а не тусовки тин-агеров. Кстати, уважаемый Вами Ревякин тоже никогда не сигал со сцены. даже во время своего увлечения Моррисоном 35 лет назад.. 49. никакого сравнения не выдерживает шаман, скажем, с погибшим Максимом Трошиным ни по искренности, ни соответствию содержания форме. http://www.youtube.com/watch?v=unjCnm9NZg8 48. Бесноватые шаманы с " сущностями " . как ое отношение они имеют к русскому миру? Яно продюссер посчитал, что " русский " сейчас - это трнед. Ну и придумали " проект " . Сказали бы ему петь про педофилов - пел бы про педофилов. Налицо абсолютная несовместимость содержания (я-русский) и формы (попсятина). Для меня такая форма просто осквернение этого содержания. а вот панки (группа День триффидов) сочинили гимн ДНР. Им я верю. Ибо они нашли возможным отойти от обычного для них стиля и спеть гимн. http://www.youtube.com/watch?v=RvV6RH9Q5CA А Шаману я не верю. Просто коммерческая реализация модного тренда. 47. Ответ на 46, Олег В.: Будем молиться. Желаю Ярославу, чтобы Господь, благодаря этому дару, привел его в лоно Единой Соборной и Апостольской Церкви, как когда-то, много лет назад, через промыслительное смирение, Он привел и меня на клирос. С НАМИ БОГ! 46. Как говорится, о вкусах не спорят. А здесь спор именно о вкусах. Для кого-то творчество этого Ярослава - высокое искусство и даже нечто сакральное. Для других, и меня в том числе, это пошлость и дурновкусие, и, если говорить о такой практической составляющей, как воспитание патриотических чувств в массах, то вреда, отторжения от всего этого будет больше, чем пользы. Но, повторяю, спор на эту тему совершенно непродуктивен. Кто-то наслаждается слушая Баха, а кто-то - Владимирский централ. На мой взгляд - это такой вот Владимирский централ для патриотов. Великолепные патриотические песни были в СССР, но это с ними и близко не стояло.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/12/by...

ОТВЕТ : По пресуществлении Св. Даров за воскресной литургией, как равно и после пения «Достойно есть» или «О Тебе радуется» служащие в алтаре, согласно соборным и святоотеческим определениям нашей Св. Православной Церкви, как то: 20-ое правило Первого Вселенского Собора, 90-ое правило Шестого Вселенского Собора, 15-ое правило св. Петра Александрийского и 91-ое правило Св. Василия Великого , «чести ради воскресного дня», как «дня радости», полагают только поясной, а не земной поклон. То же делают и все молящиеся в храме. 181. ВОПРОС: Можно ли считать дату назначения на должность псаломщика за начало священнослужения? ОТВЕТ : Никак нельзя. Псаломщик, если он даже посвящён в чтецы, является не более, как церковно -служителем, но не священно -служителем. Только три степени – диакон, пресвитер и епископ, хиротония коих совершается во св. алтаре, причисляются к священнослужителям, а потому началом священно -служения считается дата посвящения в сан диакона, но никак не раньше. 182. ВОПРОС: Некоторые из прихожан недовольны, когда при причащении священник спрашивает, ел ли ребёнок до причащения. Ребёнок, говорит, не может выдержать не евши до 11 или 12 часов дня. Если можно причащать таких, которые уже ели, то до каких лет? ОТВЕТ : Чрезмерное опасение родителей за здоровье своих детей в данном случае совершенно неосновательно и указывает лишь на их неверие или маловерие. Никакой беды не случится с ребёнком, если он не будет есть до причащения. В прежнее время у нас в России, в простом народе, с младенчества приучали детей приступать ко Св. Причащеню натощак, и никакого предельного возраста с точностью установить здесь нельзя. Во всяком случае младенцы, уже способные употреблять твердую пищу, должны быть приучаемы к тому, чтобы причащаться натощак. И никак не следует допускать ко Св. Причащению детей старше 7 лет, которые уже были на исповеди, если они не воздержались от вкушения пищи. 183. ВОПРОС: При теперешнем положении в Америке часто бывает, что, если великий праздник случится среди недели, то люди приходят только ко всенощной, а на литургии никого не бывает. Может ли священник, совершивший уже проскомидию, совершать дальше и литургию, если к литургии никто не придёт, даже псаломщик и пономарь? Литургия ведь общественное Богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

84 69-ое правило Трулльского собора по «Книге правил». 85 Зонара, Вальсамон и Аристин. 86 Вальсамон. Толкование 69-го правила Трулльского собора. Русский перевод «Правила св. вселенских соборов с толкованиями». Вып. III. Правила соборов 5—7. Москва, 1900, стр. 267—268. 87 Зонара. Толкование 69-го правила Трулльского собора. Русский перевод, там же, стр. 266. 88 Вальсамон. Толкование 69-го правила Трулльского собора. Русский перевод, там же, стр. 267. 89 Н.Милаш. Правила православной церкви с толкованиями. СПБ, 1911, стр. 558. 90 Уже Вальсамон знал о другом правиле западной церкви: «о латынянах знаю, что те не только миряне-мужчины, но и женщины входят во святой алтарь и сидят даже часто и тогда, когда стоят священнодействующие». (Вальсамон, там же, стр. 267). 91 Литература относительно новооткрытых манускриптов Мертвого моря очень обширна. Я могу отослать моих читателей к книге G.Vermes. «Рукописи иудейской пустыни». Париж-Турне, 1954. 92 Об этом смотри подробнее в моей «Трапезе Господней», стр. 84—85. 93 Иустин Мученик. 1-ая Апология, гл. XLV. Русский перевод, стр. 106. 94 P.Roguet. Аминь, возглас народа священников. Париж, 1947. 95 См. Архимандрит Киприан Керн. Евхаристия. Париж, 1947, стр. 166. 96 101-ое правило Трулльского собора по «Книге правил». 97 О времени появления лжицы см. Архимандрит К.Керн. «Евхаристия», стр. 322. 98 Вальсамон. Толкование 101-го правила Трулльского собора. Русский перевод, стр. 382. 99 Различие в образе причащения верных в православной и католической церкви больше количественное, чем качественное. Нисколько не преуменьшая значение этого различия между православной и католической церковью, нужно признать, что различие в образе причащения верных и клириков существует и в одной, и в другой церкви. Католическая церковь ушла в этом вопросе гораздо дальше, чем православная церковь, но это не разные пути, а только разные этапы одного и того же пути. 100 «Никто из состоящих в разряде мирян да не преподает себе божественные тайны, когда есть епископ, или пресвитер, или диакон. Дерзающий же на что-либо таковое, как поступающий противу чиноположения, на едину неделю да будет отлучен от общения церковного, вразумлялся тем, не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати» (58-ое правило Трулльского собора по «Книге правил»). Обычно принято считать, что здесь идет речь о причащении мирянами на дому дарами, которые они уносили из церкви. Такого рода толкование не вполне оправдывается содержанием самого правила. По-видимому, дело идет о причащении мирян за литургией, а, следовательно о том, что в некоторых церквах сами верные преподавали себе дары с престола. Если это предположение правильно, то это правило надо поставить в связь с 69-м правилом того же собора, о котором была речь выше. С другой стороны, это толкование не исключает того, что правило вообще запретило верным преподавание св. даров.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3724...

   Сила взаимной любви уступает в данном случае место остро проявляющемуся чувству эгоизма. Один пол, или одна личность совершенно затемняет другую, пренебрегает ею. Этот эгоизм является родоначальником всех несогласий во взаимной жизни двух личностей, двух полов. Эгоизм, который, по св. Максиму Исповеднику проистекает из неведения Бога (Письмо 2-ое, — М. P. Gr. 91, 397) порождает и все остальные страсти («О любви» III, 8, — М. P. Gr. 90, 1020 АВ).    Себялюбие может быть преодолено только силою противоположною, т. е. любовью к другим, которая приводит к Богу, так как «любовь к Богу мы знаем и именуем не как отличную от любви к близким, но как целиком одну и ту же любовь» (Письмо 2-ое, — 401 D.). Эта божественная любовь основывается все на той же силе вожделения, — как учит тот же отец Церкви («К Фалассию», — М. P. Gr. 90, 449 В.).    Вообще же, надо это отметить с особою силою, тот же Максим Исповедник, так много учивший о любви, и при этом об «эросе», как и об «агапи» может быть весьма интересным в данном контексте. Ему представилась в мистических прозрениях о мире в высшей степени интересная панорама трагического разделения в мироздании. Весь космос созерцается им расщепленным первородным грехом на некие «разделения»; на умопостигаемое и видимое, на небесное и земное, на рай и вселенную, на мужской и женский пол. Максим Исповедник с исключительною силою прозрения, как, может быть, никто иной, переживает это греховное состояние мироздания. Но он же убежденно исповедует свою веру и свое упование в то, что это трагическое состояние мира, это расщепление человечества на мужское и женское начала может быть преодолено и побеждено именно в силу любви («Ambig. lib.» — ?. P. Gr. 91, 1304—1308). Максим вслед за Ареопагитиками так много и глубоко учивший об эросе и о возможности его сублимации, учит, наряду с этим, и о исцеляющей силе любви αγαχη, которая, как мы видели, не должна быть воспринимаема, как высшая ступень эроса, но как сила от него независимая. Пастырская психиатрия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Но с другой стороны, совершенное равнодушие мужа к делу воспитания детей и к внутреннему миру своей жены, равно как и равнодушие жены к внутренней жизни своего мужа, свидетельствуют о том, что, несмотря на внешнее благополучие супружеских отношений, внутренне брак терпит от глубокого несогласия. Сила взаимной любви уступает в данном случае место остро проявляющемуся чувству эгоизма. Один пол, или одна личность совершенно затемняет другую, пренебрегает ею. Этот эгоизм является родоначальником всех несогласий во взаимной жизни двух личностей, двух полов. Эгоизм, который, по св. Максиму Исповеднику проистекает из неведения Бога (Письмо 2-ое, – М. P. Gr. 91, 397) порождает и все остальные страсти («О любви» III, 8, – М. P. Gr. 90, 1020 АВ). Себялюбие может быть преодолено только силою противоположною, т. е. любовью к другим, которая приводит к Богу, так как «любовь к Богу мы знаем и именуем не как отличную от любви к близким, но как целиком одну и ту же любовь» (Письмо 2-ое, – 401 D.). Эта божественная любовь основывается все на той же силе вожделения, – как учит тот же отец Церкви («К Фалассию», – М. P. Gr. 90, 449 В.). Вообще же, надо это отметить с особою силою, тот же Максим Исповедник , так много учивший о любви, и при этом об «эросе», как и об «агапи» может быть весьма интересным в данном контексте. Ему представилась в мистических прозрениях о мире в высшей степени интересная панорама трагического разделения в мироздании. Весь космос созерцается им расщепленным первородным грехом на некие «разделения»; на умопостигаемое и видимое, на небесное и земное, на рай и вселенную, на мужской и женский пол. Максим Исповедник с исключительною силою прозрения, как, может быть, никто иной, переживает это греховное состояние мироздания. Но он же убежденно исповедует свою веру и свое упование в то, что это трагическое состояние мира, это расщепление человечества на мужское и женское начала может быть преодолено и побеждено именно в силу любви («Ambig. lib.» – ?. P. Gr. 91, 1304–1308). Максим вслед за Ареопагитиками так много и глубоко учивший об эросе и о возможности его сублимации, учит, наряду с этим, и о исцеляющей силе любви γχη, которая, как мы видели, не должна быть воспринимаема, как высшая ступень эроса, но как сила от него независимая. Пастырская психиатрия. То, что принято теперь называть «Пастырской психиатрией» приобрело уже с известного времени права гражданства в западной науке, тогда как на православном Востоке это является еще почти неведомой областью пастырской деятельности. Оно не должно быть понимаемо, как некая дополнительная часть Требника или Номоканона, так как оно не входит в область пастырской аскетики, а является некоей параллельной областью пастырского душепопечения, которая тем не менее не должна быть оставлена священиком без внимания. Несколько предварительных замечаний представляются нам в данном вопросе необходимыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/p...

Адаму, Кампанелла предварительно произвёл очень строгий выбор и выбрал не только лучшие в эстетическом отношении, но и лучшие в смысле чистоты и высоты своего настроения. А что из себя представляли те многочисленные стихи, которые Кампанеллою забракованы и в „Сборник“ не включены, – мы бы никогда не знали, если б не „брат“ Пьетро Понцио, который переписал небольшую часть из них, найденную Амабиле. Кроме гневных обнаружений против испанской тирании, которые мы должны предположить содержащимися в недошедших до нас стихотворениях Кампанеллы, – мы видим, что муза Кампанеллы иногда унижалась до весьма откровенных восторгов перед Афродитой Пандемос. Стихотворение 129-ое озаглавлено: „Сонет, написанный автором по поводу ванны, присланной ему его Донной, и в которой она сначала вымылась“. Стихотворение 140-ое посвящено „пучку волос“ – проникнуто не только яркой чувственностью (как стихотворение только что названное), но и языческой развязностью выражений. Если мы вспомним, что их писал монах, и —394— монах глубоко верующий по общей совокупности своего мировоззрения, если мы примем во внимание, что это стихотворение переписано другим монахом (его начальникам по ордену) – поклонником Кампанеллы, то мы должны заключить, что это и подобные стихотворения не вошли в „Сборник“ подобно инвективам против испанской тирании – по соображениям внешним, а не внутренним, по соображениям расчёта и целесообразности, а не по соображениям раскаянной критики и сознательной отвергнутости. Кампанелла нисколько не стыдился „ванного сонета“, и это лишний раз подчёркивает неимоверную степень паганизации и отпадения, в которых находилась католическая Церковь в эпоху Возрождения. Не только придворная жизнь папы была совершенно омирщена, но и сознание пылко верующего монаха и глубокого философа было внутренне пленено язычеством. Важно не то, что он обольщался грехом, как обольщаются все люди грешные, а то, что он не стыдился своего обольщения и не отвергал его своим христианским сознанием. И подумать только, что подобные сонеты писал католический монах как раз в те 90-ые годы XVI столетия, которые ознаменованы процессом Д.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Примечание на стр. 149–150 составляют выписки из апологетики Эбрарда. Две последних выписки сопровождаются цитатами, но первые, стоящие вначале, оставлены без цитат (Нужно т. I, стр. 312–313), а с первого взгляда заимствования не ясны, так как делается ссылка на Оригена , приводятся ряды новозаветных цитат. —632— § 83. Преблагословенная Дева-Матерь Господа И. Христа (стр. 150–164). В этом параграфе особенно много о. Малиновский пользуется статьёй архим. Алексия – О преблагословенной Деве, Матери Господа нашего И. Христа, – напечатанной в Прибавлениях к твор. свв. оо. за 1848 год. У меня эта статья в отдельном издании. На стр. 150 у о. Малиновского пересказ стр. 44–47 книжки архим. Алексия. 52 стр. этой книжки о. Малиновский держал пред глазами при написании следующей 151 стр. своей догматики. Сюда же добавил слова Ефрема Сирина , приведённые у Макария (§ 136, т. III, стр. 90), к которым подыскал лишь цитату по новому изданию творений. Первая половина стр. 152 занята выпиской из Иоанна Дамаскина , найденной по указанию архим. Алексия на стр. 51; вторая же половина прямо списана с той же стр. книжки архим. Алексия, откуда взята в прим. 4 цитата из «Камня веры» Стефана Яровского, но цитата искажена: «О призн. свят. II ч. 2 гл.» – нужно: «О призыв. свят., II ч. 2 гл. стр. 545». Далее целых 1½ стр. списано с Алексия, стр. 53, 54–55, вместе с цитатами не на латинские только творения свв. оо., но даже и на митр. Филарета. За этим на стр. 154 следует непосредственно пересказ из Макария (§ 136, т. III, стр. 95), после чего наш автор опять возвращается к архим. Алексию и пишет целую страницу (154–155) почти сплошь его словами (см. стр. 56–59). Здесь, впрочем, о. Малиновский удостаивает архим. Алексия глухого упоминания по формуле: «см. о сём в ст. архим. Алексия». Конец стр. 155 написан по Макарию (т. III, стр. 93). На стр. 156 с кн. Алексия списаны все три примечания со всеми цитатами: 1-ое со стр. 68–69, 2-ое со стр. 6–7 и 3-ье со стр. 60. Но цитаты на архим. Алексия не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

       10 июля 2012 года в Спасо-Преображенском Валаамском ставропигиальном мужском монастыре я возглавил 10-ое заседание Попечительского совета по восстановлению этой древней обители;        18 июля состоялось очередное заседание Попечительского совета Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии;        25 сентября в стенах Ново-Иерусалимского монастыря в г. Истре Московской области состоялось 4-ое заседание Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря;        18 ноября – состоялось заседание Попечительского совета ПСТГУ.            В истекшем учебном году в Московской духовной академии было защищено 10 кандидатских и 21 магистерская диссертация. Московскую семинарию по стационару успешно закончили 46 выпускников и 69 – по сектору заочного обучения. Регентскую школу – 22 выпускника, Иконописную – 24. В числе выпускников Московской духовной академии и семинарии по стационару и экстернату 44 священника и 17 диаконов, всего – 61 священнослужитель. В распоряжение Патриарха для служения на приходах и в монастырях Москвы, а также в иных ставропигиальных монастырях и синодальных учреждениях в 2012 году были направлены 23 выпускника академии и семинарии, а также 2 выпускника Иконописной школы. Для преподавания в Московской духовной академии и семинарии были оставлены 4 выпускника академии.        В текущем 2012/2013 учебном году в Московской духовной академии обучается 101 студент по четырем отделениям стационара (библейскому, богословскому, церковно-историческому и церковно-практическому), 72 – по экстернату (по тем же 4-м отделениям). В Московской духовной семинарии обучаются 372 человека по стационару и 77 человек – по экстернату.        В секторе заочного обучения в Академии числятся 156 человек, в Семинарии – 403; 126 студентов учатся в филиале семинарии в Новоспасском монастыре.        В Регентской школе при Московской духовной академии обучается 90 студентов, в Иконописной – 89. Всего в Московской духовной академии и семинарии (вместе с Регентской и Иконописной школами) обучаются 1486 студентов.

http://pravoslavie.ru/58458.html

Сверх того в своих взглядах на строй церковной администрации св. Василий руководился уже существовавшими Правилами св. апостолов, св. отцов Никейского собора (325 г.) и поместного – Антиохийского (341 г.), что неоднократно он высказывал, когда, обвиняя различных предстоятелей церквей в нарушении церковных правил, ссылался на «древнее благочиние» и на правила св. отцов Никейского собора. Так например, он писал: «Мы (т. е. Василий Великий и епископ Воспорий. – И. А.) наследники тех же отцов, некогда в Никее провозгласивших великое провозвестие благочестия, кто не следует отцам и речения их не признает более несомненным, чем свое мнение, тот заслуживает обвинения как человек кичливый» (52 п.). В другом письме св. Василий радуется, что западные епископы следуют «здравой вере и идут по следам отцов», и кончает письмо извещением, что восточные епископы «согласились на все, что сделано западными епископами на основании правил " (90 п.) – «да воссияет доброе учение отцов наших, собравшихся в Никее», – пишет Василий Великий Валерию, епископу Иллирийскому (91 п.). Он же не принимает в церковное общение Фавста, рукоположенного во епископы «нарушившим древнее благочиние» Анфимом (122 п.) и к Антиохийской церкви пишет: «Чему научены от св. отцов, то и возвещаем, со времени отцов водворилась в Церкви нашей вера, написанная св. отцами, собравшимися в Никее» (140 п.). В письме к неокесарийцам св. Василий заявляет, что он принимает еретиков в общение на основании «приговоров отцов наших» и приводит сам приговор Афанасия Александрийского , подписанный всеми македонскими и ахайскими епископами, где главным правилом для принятия еретиков выставляется исповедание ими веры, изложенное в Никее (325 г. см. 204 п.). Никопольскому причту св. Василий указывает, что соборные постановления тем важны, что они от Святого Духа (229 п.), и к сведению египетских епископов, принявших маркеллиан в общение, он доводит, что принимать еретиков нужно на основании уже существующих в Церкви правил, а вводить новые правила нельзя без согласия восточных и западных епископов (265 п.). По этому же поводу св. Василий пишет Петру, епископу Александрийскому, что он отвечал египетским епископам, чтобы ждали исправления от «имеющих власть по церковным правилам» исправлять их, и хвалит епископа Петра за сохранение «древнего благочиния» (266 п.). Отсюда ясно, что св. Василий Великий при разрешении вопросов, касающихся административного строя церковной жизни, руководился уже существовавшими в Церкви Христовой правилами. Из наиболее важных правил, касающихся церковного управления, с нарушением которых приходилось сталкиваться Василию Великому , мы приведем: апост. пр. 34-е, 1-го Всел. соб. 4-ое и 6-ое, и поместного – Антиохийского (341 г.) 9-е пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/v...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010