Если рассмотреть вопрос присоединения старообрядцев-беспоповцев с Православием, то можно выделить два основных аспекта: социальный и психологический. После восстановления связей с одноверцами-эмигрантами Дубчесские скиты и окрестные старообрядческие деревни стали получать огромную финансовую помощь. Это, в первую очередь, позволило скитам расширить социальные возможности и увеличить численность братии, а также в последнее время позволило облегчить в техническом отношении многие тяжелые работы. В психологическом отношении Православие для них осталось ересью, и как ни странно, почти у всех старообрядцев-беспоповцев существует негативное отношение, которое формируется в основном из средств массовой информации со стороны врагов Православия. В Дубчесские скиты такого рода информация доходит в основном по слухам, которые как клубок накручиваются, передаваясь из уст в уста, подогревая негативное отношение к Православию. Также важен такой психологический фактор, внушаемый эмигрантами о том, что Дубчесские скиты - последний оплот " истинной веры и борьбы с отступничеством от нее " . Это возлагает определенную ответственность на всех старообрядцев, в том числе и на тех, кто имеет попечение о скитах. Разобщенность общин старообрядцев-беспоповцев также делает невозможным их переход в Православие. Каждая община является центральной самой по себе, а ее наставник - единственным главой этой общины.   БИБЛИОГРАФИЯ Родословие часовенного согласия?? История Сибири в первоисточниках. Духовная литература староверов Востока России в XVIII-XIX вв. Новосибирск, 1999. Родословие часовенного согласия?? История Сибири в первоисточниках. Духовная литература староверов Востока России в XVIII-XIX вв. Новосибирск, 1999. В качестве основного при издании был использован список собрания ИИ СО РАН 4/85-г, ксерографическая копия с рукописи конца XIX – начала XX в., л. 3-40 об. (Панич Т.В., Титова Л.В. Описание собрания рукописей ИИФиФ СО АН СССР. Новосибирск, 1991. С. 248). Для подведения вариантов были также использованы списки: П1 – собрание ИИ СО РАН, 9/71-г (Там же. С. 94-95; Покровский Н.Н. Новые сведения о крестьянской старообрядческой литературе... С. 165-183); П2 – собрание ИИ СО РАН, 2/90-г (Покровский Н.Н. Новые сведения... С. 165-168; Мальцев А.И., Панич Т.В., Титова Л.В. Рукописи XVI-XX вв. из коллекции Института истории СО РАН. Новосибирск, 1998. С. 203-204; М – собрание ИИ СО РАН, 1/91-г (Мальцев А.И., Панич Т.В., Титова Л.В. Рукописи Xvi-XX вв... C. 223-225). К изданию не привлекались список УрГУ (не содержащий смысловых разночтений) и список краткой редакции 1960 гг. из собрания ИИ СО РАН, 1/72. C. 66.

http://pravoslavie.ru/2290.html

В Кургане последователи иудаизма появились во 2-й пол. XIX в.- в основном ссыльные евреи или переселенцы, к-рым было разрешено селиться только в черте города. В 1860 г. здесь проживало 9 чел. иудейского вероисповедания (0,3% от всего населения города). К 1894 г. их число увеличилось до 27 чел. Согласно Всероссийской переписи населения 1897 г., евр. население Кургана возросло до 70 чел. (68 чел. в 1904, 176 чел. в 1912). В 1913 г. мещанин Х. М. Коробченко подал прошение в Строительное отд-ние о возведении синагоги на территории его усадьбы. После долгой переписки разрешение было получено. Синагога просуществовала до 1929 г., когда здание было изъято у общины и передано горкомхозу, а в 1931 г.- в распоряжение военных частей. В 90-х гг. ХХ в. в Кургане была образована евр. религ. община (зарегистрирована в 2001). На 2015 г. иудейская община Кургана насчитывает ок. 300 чел. Новые религиозные движения Новые религиозные движения представлены зарегистрированной орг-цией Об-ва сознания Кришны. Ист.: Памятная книжка для Тобольской губ. на 1860 г. Тобольск, 1860; Обозрение Пермского раскола т. н. «старообрядчества»/Сост.: архим. Палладий (Пьянков). СПб., 1863; Списки населенных мест Российской империи по сведениям 1859 г.: Пермская губерния. СПб., 1875; Адрес-календарь и справ. книга торгово-промышленных фирм г. Кургана и его уезда, Тобольской губ. Курган, 1909; Список населенных мест Челябинского уезда. Челябинск, 1916; Вкладные книги Далматовского Успенского мон-ря, посл. четв. XVII - нач. XVIII в.: Сб. док-тов/Сост.: И. Л. Манькова. Свердловск, 1992. Лит.: Емельянов Н. Ф. Город Курган, 1782-1917: Соц.-экон. история. Курган, 1991; Пузанов В. Д. Зауральские старообрядцы//Земля Курганская: прошлое и настоящее: Краевед. сб. Курган, 1993. Вып. 5. С. 41-47; История Курганской обл. Курган, 1995-1998. 4 т.; Васильева А. М. Забытый Курган. Курган, 1997; Менщиков В. В. Русская колонизация Зауралья в XVII-XVIII вв.: Общее и особенное в регион. развитии. Курган, 2004; Селезнев А. Г., Селезнева И.

http://pravenc.ru/text/2462283.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНТ [франц. Comte] Огюст (19.01.1798, Монпелье, Франция - 05.09.1857, Париж), французский философ, основатель и крупнейший представитель философии первого (классического) позитивизма , один из основоположников социологии и философии науки, создатель позитивистской «религии человечества» (франц. religion de l " humanité). Жизнь, деятельность, сочинения К. происходил из семьи провинциального франц. торговца Л. O. Конта (1776-1859), который в 90-х гг. XVIII в. поселился в Монпелье и занял должность городского сборщика налогов; по словам К., его детство прошло в «целиком католической и монархической семье» (см.: Pickering. 1993. Vol. 1. P. 14-16). В 1807 г. К. поступил в городской лицей Монпелье, который в этот период был организован по принципу полного пансиона. Предлагаемое в лицее образование было преимущественно гуманитарно-классическим; из точных и естественных наук преподавалась лишь математика, в к-рой К. добился значительных успехов. О. Конт. Портрет. 1860 г. Худож. Ж. Леонард (Дом-музей О. Конта в Париже) О. Конт. Портрет. 1860 г. Худож. Ж. Леонард (Дом-музей О. Конта в Париже) Большое влияние на формирование характера и взглядов К. оказала противоречивая общественно-политическая ситуация, сложившаяся во Франции на рубеже XVIII и XIX вв. У К., сознательно выступавшего против консервативных убеждений семьи и окружения, в детские и юношеские годы сформировалась уверенность в прогрессивном характере Французской революции (1789-1799); он был убежден, что французское общество должно быть реорганизовано в соответствии с революционными республиканскими принципами. В области религии К. также испытал значительное влияние идей, связанных с Французской революцией. Хотя он получил католическое воспитание и хорошо знал основные положения христ. веры, по собственному признанию К., уже в возрасте 13 лет он отказался от всех «сверхъестественных верований», от «католических догм» и от христ. веры в Бога ( Comte. Testament. P. 9). Общаясь в Монпелье с прореволюционно настроенными единомышленниками, К. познакомился с нехристианскими «революционными религиями», административно вводившимися в городе в период Французской революции: с «Культом Разума» (Culte de la Raison) и с «Культом Верховного Существа» (Culte de l " Être Suprême); впоследствии многие элементы этих псевдорелигиозных систем были в переработанном виде введены К. в созданную им «религию человечества».

http://pravenc.ru/text/2057146.html

1 Церковные торжества на православном Востоке, ч. 1. СПб, 1909 г., очерк Х, стр. 7. 2 Церковные торжества на православном Востоке. СПб, 1909 г. Ч. 1, очерк IX, стр. 22—23 и очерк Х, стр. 14—22. 3 Житье и хоженье Данила руськыя земли игумена 1106—1107 гг. 3-й и 9-й выпуски Прав. Пал. Сб., 1885 г., стр. 126—127. 4 Паломники-писатели петровского и послепетровского времени. М., 1874 г., стр. 19. 5 Воскр. чтение, 1879 г. 14, стр. 153—154. 6 Церковная история, кн. VI, гл.9, в русск. переводе. СПб. Дух. Ак. ср. Eusebius. Kirchengeschichte herausgegeben v. Eduard Schwartz. Leipzig, 1908. 7 Обе описаны прот. Кекелидзе в его работе «Иерусалимский канонарь VII в.» Тифлис, 1912. 8 Издан в 1894 г. проф. Дмитриевским в его работе «Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X века» (по списку с ркп 1804 г.) и Пападопуло-Керамевсом в его VAna,lekta VIerosolumitikh j staciologi,aj(T) B) Petropol) 1894) 9 Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц, стр. XV. То же самое в его работе «Древн. патр. типиконы». Киев, 1907 г., стр. 64. 10 Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме. Казань, 1894 г., стр. 171—173. 11 Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X в. Казань, 1894 г., стр. 175—179. 12 Иерусал. канонарь VII в., Тифлис, 1912 г., стр. 24—25. 13 Иерус. канонарь VII в., Тифлис, 1912 г., стр. 87—90. 14 Кекелидзе. Иерус. канонарь VII в., Тифлис, 1912 г., стр. 90. 15 См. Дмитриевский. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме. Казань, 1894 г., стр. XIII. 16 Дмитриевский. Древн. патр. типиконы. Киев, 1907 г., стр. 93—97. 17 Прав. пал. сб., вып. 20, СПб, 1889 г., стр. 161. 18 Там же, стр. 242—243. 19 Скабалланович. Толковый типикон. вып. 1, стр.75. 20 Карабинов. Евхаристическая молитва. СПб, 1908 г. стр. 16. 21 Апология, гл. 39. 22 Testamentum Domini nostri Yesu Christi, Moguntiae, 1899 г., кн. II, гл. II. 23 Там же, р. XVIII-XI. 24 См. нашу диссертацию «Чин всенощного бдения в греческой и русской церкви. Л., 1949 г., стр. 4—12.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3751...

Адыги жили отдельными большими племенами или союзами племен. Каждое племя занимало свою территорию, отличалось обычаями. Исторически шел непрерывный процесс консолидации племен в единую народность. В источниках X в. упоминаются 3 крупных племенных объединения: Зихия, Папагия и Касахия. В XVI-XVII вв. предпринимались безуспешные попытки объединить адыгов в единое гос-во. XVIII век отмечен широкой колонизацией Сев. Кавказа рус. и укр. поселенцами. Черкесия явилась одним из театров русско-тур. войн 1787-1791 и 1806-1812 гг. В сложных условиях противостояния держав, ведущих экспансионистскую политику, адыги вели вооруженную войну за свою независимость. По Ясскому (1791) и Бухарестскому (1812) мирным договорам, заключенным между Россией и Турцией, Черкесия находилась под контролем Османской империи. В то же время Российская империя не отказывалась от своих интересов в этом регионе, проводя свою политику и экономическими, и военными средствами. Адыги не имели писаных законов, их заменяло обычное право - адат. Каждый субэтнос имел свой адат. В основном адаты доисламского происхождения. Коран, появившийся в адыг. среде, лишь видоизменил их. В 1822 г. на народном собрании представителей абадзехов, шапсугов и натухайцев был введен суд по шариату. Однако позиции ислама среди этих субэтносов не были достаточно прочными: в массовом сознании преобладали прежние религ. представления. Ислам среди адыгейцев стал распространяться с XVI в. Упрочение позиций ислама среди зап. адыгов в XIX в. связано с деятельностью (в 1842-1859) наибов Шамиля - Хаджи-Мухаммеда, Сулеймана-эфенди и Мухаммеда Эмина. К 1920 г. во всех адыг. аулах были мечети, к-рые в 20-30-х гг. были закрыты, служители культа репрессированы. С нач. 90-х гг. наблюдается оживление религ. жизни: увеличивается кол-во мечетей, подготавливаются служители культа. С 1993 г. действует Духовное управление мусульман Республики Адыгея и Краснодарского края. На религ. жизнь мусульман оказывает влияние диаспора (после поражения в Кавказской войне значительная часть адыгов была вынуждена переселиться на Ближ. Восток). Домонотеистические верования

http://pravenc.ru/text/63644.html

Пермиёво, дер. Б. Садовка) и Чембарский у. (с. Поим). К 1914 г. их насчитывалось 1502 чел. Общее количество старообрядцев-беглопоповцев в Пензенской губ. на 1914 г. составляло 7183 чел. Представители распространившей свое влияние в регионе в сер. XIX в. Белокриницкой иерархии проживали к нач. XX в. в Городищенском у. (села Аришка, Павловское-Куракино, Уранка, дер. Б. Садовка), Мокшанском у. (села Бекетовка, Белогорка и Елизаветино, дер. Варваровка), Чембарском у. (села Грязнуха (ныне Ульяновка), Крюковка (ныне Крюково), Мача (ныне Пушанино), Митрофаново, Поганка (ныне Шереметьево), Поим, Свищёвка, деревни Белозёрка, Голощапово, Дерябиха, Котиха, Нов. Опалиха (Апалиха; ныне Алексеевка), Плетнёвка, Ст. Опалиха (ныне Апалиха), Топориха). Городищенские и мокшанские окружники находились в юрисдикции епископа Саратовского, а чембарские - архиепископа Московского. Противоокружники проживали в Нижнеломовском у. (села Каменка и Ростовка, деревни Александровка, Дмитриевка и М. Верхи) и находились в ведении епископа Нижегородского. Общая численность последователей Белокриницкой иерархии к 1914 г. составляла 7199 чел. Беспоповщина была представлена в регионе всеми основными толками - спасовским, поморским, федосеевским, филипповским и странническим (бегунским). Спасовцы-нетовцы появились в Пензенском наместничестве в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XVIII в. из Нижегородского наместничества и первоначально поселились в с. Поим Чембарского у. (Там же. С. 70). Их главным наставником стал крестьянин М. Г. Колесов. Из Поима спасовцы распространяли свои идеи в ближайшие деревни. Так, в 1856 г. нетовцы появились в дер. Котихе (Там же. С. 72). Также в Чембарском у. нетовцы проживали в Агапове, Белозёрке и Топорихе. Благодаря деятельности наставника С. Цацина нетовцы появились в с. Буртас Керенского у. Также они расселились в Саранском у. и Саранске (ныне Республика Мордовия). К 1914 г. в Пензенской губ. насчитывалось 3045 спасовцев (в т. ч. глухие нетовцы (староспасовщина), поющая нетовщина и самокрещены). Старообрядческая ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Поим. Между 1873 и 1876 гг. Фотография. 1929 г. Старообрядческая ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Поим. Между 1873 и 1876 гг. Фотография. 1929 г. Поморцы были представлены в регионе гл. обр. старопоморцами-безбрачниками, лишь в Чембарском у. присутствовали новопоморцы-брачники. Впервые в регионе они появились в 1792 г., когда в с. Поим Чембарского у. из Москвы прибыл крестьянин Иван Васильев (Там же. С. 62). К нач. XX в. поморцы помимо Поима проживали в Городищенском у. (села Аристовка, Мордовский Качим, Рус. Качим, Серман, пос. Чаадаевка и др.), Керенском у. (дер. Пеньки), Нижнеломовском у. (с. Кочетовка), Саранском у. и Саранске. Общая численность поморцев в Пензенской губ. к 1914 г. составляла 2607 чел.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

Начиная с 30-х гг. XVIII в. православные мон-ри М. е., в т. ч. кафедральный Угольский, приходили в упадок, храмы оказывались во владении униатов, нек-рые подверглись разрушению; священнослужители, не принявшие унии, вели подпольную проповедническую деятельность. Адм. реформа 1732 г., следствием к-рой стало отделение Марамуреша от Трансильвании как самостоятельного образования в системе габсбургских владений и присоединение его к Венгерскому королевству в качестве одного из комитатов, ослабила связи правосл. паствы края не только с униат. церковью, но и с РумПЦ. Возрождение правосл. Церкви в Марамуреше пришлось на эпоху австро-венг. дуализма (1867-1918). Некоторому ее оживлению способствовала деятельность митр. Сибиуского Андрея (Шагуны) , стремившегося взять под свое попечительство все правосл. румын. население Венгерского королевства. По его инициативе в сент.-окт. 1868 г. в Сибиу был созван Национально-церковный конгресс правосл. румын. митрополии, участниками к-рого стали правосл. священнослужители и представители приходов из разных районов Трансильвании и Вост. Венгрии. Конгресс принял подписанный в 1869 г. австр. имп. Францем Иосифом I Органический статут, регламентировавший права РумПЦ в Трансильвании. Вместе с тем будапештские власти с самого начала, особенно в 90-х гг. XIX в., в условиях подъема венгерского национализма, связанного с юбилейными датами (1000-летие прихода венгров на Дунай, 900-летие венг. западнохрист. государственности), противодействовали любым попыткам возвращения униатов (русинов или румын) в лоно Православия. В 1903-1904 и в 1913-1914 гг. в главном городе Марамуреша Сигете состоялись судебные процессы, связанные с активизацией национального движения закарпатских русинов, к-рые не получили большого отклика в румын. правосл. среде. К различным срокам тюремного заключения были приговорены правосл. проповедники (на 2-м процессе осуждены 32 чел.) и политически активные представители правосл. паствы. После распада Австро-Венгрии в результате первой мировой войны территории Марамуреша были разделены между Чехословакией (60%) и Румынией (40%) с приграничным городом Сигету-Мармацией.

http://pravenc.ru/text/2561950.html

В 90-х гг. XVIII в. в изд-ве И. Д. Герстенберга были опубликованы почти все песни и романсы, созданные К. на слова Державина, Ю. А. Нелединского-Мелецкого, И. И. Дмитриева. В те же годы композитор написал оперы «Новорожденный», «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила», «Олинька, или Первоначальная любовь». В дек. 1796 г., после кончины имп. Екатерины II, К. вышел в отставку. В 1797 г. в московском муз. магазине Х. Б. Гене на Кузнецком Мосту начали продавать издания хоровых концертов К. «Изми мя, Господи» (на 8 голосов) и «Плачу и рыдаю» (на 4 голоса) (Моск. вед. 1797. 22. Л. 13-14, реестр 3). В 1798 г. появилось самое значительное хоровое сочинение К.- Реквием на смерть польск. кор. Станислава Августа Понятовского. 18 сент. 1799 г. К. получил должность инспектора музыки в Дирекции имп. театров в С.-Петербурге, 25 нояб. был произведен в чин коллежского асессора, 21 дек.- надворного советника. 19 июня 1803 г. К. утвердили в качестве директора музыки имп. театров в чине коллежского советника. 19 янв. 1807 г. К. был присвоен чин статского советника. В 1811, 1812, 1817, 1818 гг. был награжден бриллиантовым перстнем. К. платили 7 тыс. р. в год (самое большое жалованье среди рус. музыкантов, состоявших на придворной службе.- Соколова. 1997. С. 36). С 1815 г. К.- почетный член С.-Петербургского филармонического общества. В этот период К. писал в основном театральную музыку: к трагедиям В. А. Озерова «Эдип в Афинах» и «Фингал», А. Н. Грузинцева «Эдип-царь», А. А. Шаховского «Дебора», П. А. Катенина «Эсфирь» (по Ж. Расину), Я. Б. Княжнина «Владисан». В кон. 1812 г. прозвучал его «Польский с хором на победы князя Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова Смоленского», к 1814-1815 гг. относят его «Te Deum» по случаю заключения мира с Францией. В апр. 1819 г. К. перенес апоплексический удар (инсульт), театральную службу пришлось оставить. Ему была начислена пенсия в размере 4 тыс. р. в год. В 1820 г. К. с женой и 20-летней дочерью-арфисткой Марией вернулся в места своей юности: в Пропойске у гр. Муромцева он руководил хором и оркестром, играл в квартете в усадьбе Городищи под Минском у предводителя дворянства Л. М. Ракицкого, давал уроки игры на скрипке родственнику Ракицкого К. С. Ельскому. Посещал в поместье Залесье Михаила Клеофаса Огинского, для к-рого сочинил мелодраму «Жнецы, или Дожинки в Залесье» (1821; музыка не сохр.).

http://pravenc.ru/text/1841694.html

Ее устойчивая графическая форма сложилась к посл. четв. XV в. и существовала практически без изменений на протяжении ок. 100 лет (ГИМ. Епарх. 174, посл. четв. XV в.; РГБ. Ф. 379. 12, кон. XV - нач. XVI в.; Ф. 113. 240, нач. XVI в.; Ф. 304. 412, кон. XV в.; 421, сер. XVI в.; 415, 3-я четв. XVI в., и др.). Она содержит множество тайнозамкненных начертаний лиц и фит. Примерно в 80-х гг. XVI в. в русле характерной для позднего периода тенденции к детализации записи мелоса был произведен развод этой редакции дробным знаменем (2 самых ранних известных списка, содержащих эту форму записи: ГИМ. Единоверч. 37, 1584 г., и РГБ. Ф. 304. 427, 80-е - 90-е гг. XVI в.). В последующие десятилетия дробнознаменная форма записи повсеместно распространилась в рукописях и полностью вытеснила тайнозамкненную (РГБ. Ф. 304. 429, 1-я пол. XVII в.; 449, 1-я пол. XVII в.; Ф. 379. 23, 2-я четв. XVII в.; 29, 2-я четв. XVII в.; 44, 1-я четв. XVIII в.; ГИМ. Син. певч. 100, сер.- 3-я четв. XVII в.; 219, кон. XVII в., и др.). В XVII в. были созданы мелодические редакции др. песнопений в стиле большого распева. Это циклы задостойников (ГИМ. Син. певч. 105, кон. XVII в.; 135, кон. XVII в.; 219), догматиков на великой вечерне (РГБ. Ф. 379. 4, посл. четв. XVII в.; ГИМ. Син. певч. 105; 219), богородичнов на стиховне (ГИМ. Син. певч. 105), воскресных ипакои (РНБ. Кир.-Бел. 663/920, 2-я пол. XVII в.), избранные праздничные стихиры и славники: славник Рождеству Пресв. Богородицы «Днесь иже на разумных престолех почиваяй Бог» (ГИМ. Син. певч. 332, 1682-1696 гг.; 333, кон. XVII в.); славник Преображению Господню «Прообразуя воскресение» (ГИМ. Син. певч. 52, кон. XVII в.; 1244, 2-я пол. XVII в.); стихира Преображению Господню по 50-м псалме «Божества Твоего Спасе» (ГИМ. Син. певч. 52; 1244); славник Рождеству Христову «Августу единоначальствующу» (ГИМ. Син. певч. 1244). Эти песнопения известны по поздним пометным спискам и не обнаружены в рукописях предшествующего периода. Они были записаны сразу же дробным знаменем, поэтому для них не существует тайнозамкненной графической формы, подобной древним редакциям евангельских стихир, светильнов и богородичнов.

http://pravenc.ru/text/2562882.html

Я надеюсь, что чтото новое дадут дальнейшие изыскания в рукописных материалах, скажем, находка списка «Надсловия» и «Присте- жения» XVI или XVII в. Но уже сейчас мы знаем четыре их списка, где автором их назван Иннокентий. Во–первых, это только что использованная нами рукопись ИРЛИ, Р. IV, оп. 24, 66, 1784 г., лл. 247- 270, во–вторых, — список РНБ, собр. Кирилловского историко–художественного музея, 46, 90–е гг. XVIII в. (филигрань 1795–1796 гг.), лл. 114–135 об., в–третьих, — рукопись РНБ, собр. Кирилловского музея, 26, 20–е гг. XIX в., лл. 106–126, и, в–четвертых, — указанный мне В. П. Бударагиным Сборник, написанный в 1847 г. на территории Турецкой империи, в Болгарии, ныне находящийся в Санкт- Петербурге в частном собрании. На л. 247 рукописи ИРЛИ читаем: на книгу блаженнаго отца сочиненное ученикомъ его инокомъ на л. Ill об. рукописи из частного собрания почти так же: на книгу преподобнаго отца нашего Нила Сорскаго, сочиненное учеником его, блаженнымъ инокомъ Инокен- (см. рис. 6); в списках РНБ из Кирилловского музея: на книгу блаженного Нила Сорскаго, сочиненное ученикомъ его, инокомъ За «Надсловием» следует во всех упомянутых списках Существенной разницы в текстах, по сравнению с опубликованными, нет. Есть более или менее незначительные пропуски и там, и там и разночтения, не дающие возможности говорить о разных редакциях. Но, самое главное, после «Пристежения» в рукописях ИРЛИ и из частного собрания идет третье сочинение того же автора, у которого в списке ИРЛИ заглавия нет, а в списке из частного собрания над этим сочинением колонтитулы: «Блаженнаго инока Иннокентия О внутреннемъ (см. илл. 7). Оно начинается словами (здесь и далее в скобках — разночтения по списку ИРЛИ): «При сих убо Надсловии и Пристежении, ради для) словесъ, ихъже мало выше (доб. въ рекохом, упоминая о внутреннемъ разсудихомъ о ономъ зде вкратце положити въкратце положити зде), и ныне убо тому начало. Благослови, отче (доб. яко)». Оно известно и напечатано Оптиной пустынью как «Предисловие» Василия Поляномерульского «на главизны блаженного Филофея Синайского». Но приведенных здесь начальных слов в приписанном Василию Поляномерульскому «Предисловии» нет.

http://predanie.ru/book/97568-prepodobny...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010