Помещенное в Минее последование включает тропари 8-го гласа:             и 4-го гласа:      ; кондак 3-го гласа, на подобен «Дева днесь»:                ; канон утрени 8-го гласа (ирмос:              , нач.:            ); малый молебный канон, составленный по подобию молебного канона Богородице 8-го гласа (ирмос:        , нач.:            ); более 10 самогласнов, 3 цикла подобнов, а также циклы стихир на литии, на вечерне и на елеопомазании в конце утрени, включающие подобны всех гласов. Паремии вечерни: Ис 49. 8-15, Сир 44. 1-14, Прем 3. 1-9; Евангелие утрени: Мф 4. 25-5. 12; чтения литургии: прокимен из Пс 15, Кол 3. 20-4. 3 (или Евр 11. 33-12), аллилуиарий со стихами Пс 43, Лк 12. 32-40 (или Мф 4. 25-5. 12), причастен Пс 149. 4; помимо прочего в состав службы входят особые тропари на блаженнах. Служба пользуется большой популярностью (хотя, как правило, нек-рые ее части - молебное пение накануне, ряд песнопений и др.- на практике сокращаются или опускаются), нек-рые ее тексты (напр., стихиры-подобны    ) вошли в число наиболее известных и любимых в Русской Церкви. Лит.: Спасский И. Первая служба Всем Русским Святым и ее автор//ЖМП. 1949. 8. С. 50-55; Служба всем святым, в земле русской просиявшим. М., 1995; Макарий (Веретенников), архим. Эпоха новых чудотворцев: (Похвальное слово новым рус. святым инока Григория Суздальского)//АиО. 1997. 2 (13). С. 128-144; Певческие книги выголексинского письма. XVIII - 1-я пол. XIX в./Сост. Ф. В. Панченко. СПб., 2001. (Описание РО Б-ки РАН; Т. 9. Вып. 1); Казанцева Г. Е. Особенности церковнослав. языка службы «Всем святым, в Земле Русской просиявшим» свт. Афанасия (Сахарова)//ЕжБК, 2003. С. 377-380; Панченко О. В. Из археогр. разысканий в области соловецкой книжности: I. «Похвальное слово рус. преподобным» - соч. Сергия Шелонина: Вопрос атрибуции, датировка, характеристика авт. редакций)//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 547-592; он же. Из археогр. разысканий: II. «Канон всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим» - соч. Сергия Шелонина//ТОДРЛ. 2004. Т. 56. С. 453-480.

http://pravenc.ru/text/155558.html

Января 12. Св. мученицы Татианы. В Греческой Печатной Минее канон анонимный; у нас надписано: «творение Игнатиево». В рукописи Публичной Библиотеки под шифром F. n. 1 69 надписан: «Игнатиу». Евергетидский Типик тоже γνατου. 708 Канон без акростиха, χο β. Ирмос: Δετε λαο. Начало: Μαρτυρικα γλαισμνη αιδρτησι. В IX песни нет акростихованного имени автора. Но 1-й Богородичен напоминает 1-й Богородичен понедельника 1-й седмицы Четыредесятницы; 6-й Богородичен=6-му Богородичну понедельника 2-го гласа Октоиха. У A. Rocchi канон анонимный. 709 К подобным же канонам можно отнести: а)     канон свв. бессребренникам Киру и Иоанну (31 января), в котором 4-й Богородичен тожествен с 4-м же Богородичным из канона священномученику Фоке; 9-й Богородичен тожествен с 9-м же Богороличным канона в честь мученицы Минодоры и других (10 сентября); б)     канон св. мученицы Цецилии (22 ноября). A. Rocchi отмечает канон св. Цецилии (22 ноября): τ ρχιτου – Barptolomaei 710 и другой анонимный – Χριστο πανγιον. 711 в)     канон праведной Анне (26 июля). Оба последние канона некоторыми Богородичными напоминают произведения преподобного Песнописца. Но мы не утверждаем окончательно, что они и четыре предыдущих канона (на 25 августа, на 4, 12 и 31 января) непременно св. Иосифа. К группе сомнительных минейных канонов мы относим и следующие два канона: а)     в честь прп. Иоанна Психаита (23 мая). По Софийским рукописным Минеям 202, 203 и 204 канон не надписан и без начального акростиха глас 8-й. Ирмос: поимъ ги. Начало: исправи житие свое че иоане. В IX песни усматривается некоторый намек на имя ωσ. По Афонскому Прологу 769 отмечается канон Θεονου с ирмосом ισωμεν τ Κυρ, т.е. тот же глас и ирмос, что в Славянских Софийских рукописях; б)     в честь св. мученика Елладия. По Софийской рукописи 204 канон не надписан и без начального акростиха; глас 8-й. Ирмос: поимъ гви. Начало: п ми свтоносню и вьсесвтлоую и прчистю похвалимъ памть еладиевоу. ха величающе. В IX песни можно только отчасти усматривать акростихованное имя автора. Евергетидский Типик указывает канон Елладию χο δ. Θεοδρου το Στουδτου. 712 В рукописной Минее 227 из собрания епископа Порфирия есть этому святому канон анонимный χο δ. Ирмос: ρματα Φαρα. Начало: νθεσι ψαλμικο καταστψωμεν πιστο τν θεον λλδιον. В Греческой Печатной Венецианского издания 1862 г. этот канон анонимный, но тропарь, начинающий этот канон по рукописи 227, является здесь в печатном издании вторым. У Антон. 552 этот же канон надписан Στουδ, а у A. Rocchi он отмечен Hagiopolitae. 713 Очевидно, он же разумеется и в Евергетидском Типике. Но упоминаемый в Софийской рукописи 204 есть совершенно особенный канон и, по-видимому, св. Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   Таже иерей: Премудрость. и отпуст по обычаю. На повечерии, святаго рядоваго поем стихиры и канон. Кондак праздника. [Смотри] На полунощнице, по 1-м трисвятом глаголем тропарь праздника. По 2-м трисвятом кондак праздника. Таже, Господи помилуй, 12. и отпуст. молитвы за упокой: Помяни Господи в надежди: не глаголем.     В среду преполовения на Утрени:    На Бог господь, тропарь праздника трижды: и обычныя кафисмы две. и седальны праздника: и чтение в толковании евангелиа Иоанна. Таже, воскресение христово: псалом 50. Канона праздника два. Первый, глас 4: творение кир феофана, со ирмосом на 8. И вторый, глас 8: творение кир андреа критскаго, на 6. Катавасиа, ирмос 2-го канона: Море огустил еси: оба лика вкупе. По 3-й песни, седальны праздника, глас 8. Подобен: Премудрости слова: Стоя посреди святилища: Слава, и ныне: Подобен: Премудрости воду и жизни: По 6-й песни,    Кондак, глас 4. Подобен: Вознесыйся: Празднику законному преполовляющуся, всех творче и владыко, к предстоящим глаголал еси Христе Боже: приидите и почерпите воду безсмертия. темже тебе припадаем, и верно вопием: щедроты твоя даруй нам, ты бо еси источник жизни нашея.    И икос, и синаксарий. На 9-й песни, честнейшую не поем, но ирмос кийждо лик, и последи ирмос: Чужде матерем девство: и поклон. Светилен праздника, трижды. На хвалитех: Всякое дыхание: Стихиры праздника на 4, глас 4. Подобен: яко добля: Премудрость и сила: Слава, и ныне, глас тойже: Просветившеся братие: Славословие великое. По трисвятом тропарь праздника. ектении, и отпуст, и час 1-й. На Литургии, блаженна, от канона праздника, 4-го гласа, песнь 3 на 4, и 8-го гласа, песнь 6, на 4. По входе тропарь праздника: Слава, и ныне, кондак. Прокимен, глас 3: Велий Господь наш, и велия крепость его, и разума его несть числа. и до отдания. Стих: Хвалите Господа, яко благ псалом: Апостол деяний, зачало 34: Павел и варнава прибегоста во грады ликаонския: Аллилуиа, глас 1: Помяни сонм твой: Стих: Бог же царь наш прежде века: евангелие Иоанна, зачало 26: В преполовение пятдесятницы: На Литургии, поем, и на отдание преполовения, вместо Светися: ирмос: Чужде матерем девство: В прочия же дни поем: Светися: и до отдания. Причастен: ядый мою плоть, и пияй мою кровь, во мне пребывает, и аз в нем, рече господь. Аллилуиа, трижды. На трапезе утешение братии. Празднуется же сей праздник дней 8.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

О. В отличие от воскресных крестовоскресные каноны рукописных источников имеют очень нестабильный состав, обусловленный перемешиванием песней и даже отдельных тропарей разных канонов. Таким примером служит крестовоскресный канон 2-го гласа, 9-я песнь к-рого в совр. печатных О. не соответствует акростиху канона, но взята из другого, присутствующего в нек-рых рукописях, крестовоскресного канона. Еще один пример - крестовоскресный канон 5-го гласа, ирмос и богородичен 1-й песни и полностью 2-я песнь к-рого заимствованы из вышедшего из употребления крестовоскресного канона Дамиана (полный текст этого канона см. в ркп. Crypt. Δ. γ. I). Об этом творце канонов (Ирмологион - Ath. Laur. В. 32 содержит ирмосы ок. 10 канонов с его именем) практически ничего не известно. Сложный, часто испорченный состав крестовоскресных канонов затрудняет решение вопроса их авторства. С полной уверенностью можно говорить об авторстве лишь крестовоскресного канона 4-го гласа, акростих к-рого («Хвалу Иоанн сладостную четвертую воспевает» - греч. Ανον Ιωννης μελιηδα τταρτον δει) свидетельствует о том, что автор канона - прп. Иоанн Дамаскин. Известными творцами канонов О. являются Митрофан, еп. Смирнский, составивший октаву канонов Св. Троице; прп. Иосиф Песнописец, к-рому принадлежат каноны покаянные, крестные и посвященные св. Иоанну Предтече, свт. Николаю и всем святым; прп. Феофан Начертанный , написавший каноны Бесплотным силам и заупокойные. Октава канонов, посвященных святым апостолам, традиционно приписывается прп. Феофану Начертанному (см.: Филарет (Гумилевский). 1902. С. 263; Скабалланович. 1910. Вып. 1. С. 458; см. также надписание соответствующих канонов в слав. печатном О.). Такая атрибуция встречается в нек-рых рукописях О. (см. рукописи Sinait. gr. 782 и 790), однако существует достаточное количество рукописных свидетельств о принадлежности апостольских канонов прп. Иосифу Песнописцу (см. рукописи Sinait. gr. 794, 824, 778 и 780), хотя только канон 7-го гласа в акростихе 9-й песни явно содержит имя этого гимнографа.

http://pravenc.ru/text/2578269.html

богородичного праздника На бдении: «Блажен муж...» – вся 1-ая кафизма. На «Господи, воззвах...» воскресны (3), восточна (1), праздника (6). «Слава», праздника, «и ныне», Богородичен воскресный настоящего гласа. На литии – стихира праздника, «Слава, и ныне», праздника. Стихиры на стиховне – воскресные, «Слава, и ныне», праздника. По «Ныне отпущаеши...» и Трисвятого «Богородице, Дево...» (2), тропарь праздника (1). (Но есть исключения, см. Типикон). На «Бог Господь...» (поемого в настоящий глас) тропарь воскресный (2), «Слава, и ныне», праздника. По кафизмах и ектениях седальны воскресны с их Богородичнами. После «Ангельский собор...» ектения. Ипакои гласа. Степенна гласа. Прокимен гласа. Рядовое воскресное Евангелие. (Целование Евангелия). Каноны: воскресный с ирмосом на 4 (ирмос 1), Богородицы на 2, оба канона праздника на 8. После 3-ей песни и ектении – кондак и икос праздника. Седален праздника (2). После 6-й песни и ектении – кондак и икос воскресные. По 8-й песни «Честнейшую...» Светилен воскресный, «Слава, и ныне», праздника. На хвалитех стихиры воскресные на 4 и праздника со славным на 4 с праздничными припевами. «Слава», стихира евангельская, «и ныне», «Преблагословенна еси...» По Трисвятом – воскресный тропарь 1-го или 2-го гласа. Отпуст великий: «Воскресый из мертвых...» Многолетие. И 1-й час. В седмичные и субботние дни, если случится отдание господского или богородичного праздника Общее правило: В отдание Господского или Богородичного праздника, случившегося в седмичный или субботний день, вся служба поется празднику, а служба рядового святого переносится на предыдущий день. На примере 12 сентября. После 9-го часа – вседневная вечерня. На ней кафизма (если было накануне бдение, то кафизма отменяется). Стихиры на «Господи, воззвах...» праздника, поемые в сам праздник на 6, «Слава, и ныне», праздника. Если отдание в субботу – то в пяток вечера: «слава», праздника, «и ныне», Богородичен 1-й (или воскресный) настоящего гласа. Если отдание Рождества Христова (Богородичен 1-й настоящего гласа не поем), так же и в отдание Богоявления. Входа нет. Стихиры на стиховне праздничные с припевами их, «Слава, и ныне», праздника. По Трисвятом – тропарь праздника (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...» по субботам Четыредесятницы не глаголется. Канон Минеи с ирмосом на 6 и храма святого – на 4. Если храм Христов или Богородицы, поем канон храма с ирмосом на 6 и Минеи – на 4. Особенность в исполнении канона на утрени субботы 2-й седмицы и последующих до субботы Акафиста состоит в том, что до 6-й песни оставляется стихословие библейских песней и поются обычные припевы. Катавасия по 3-й песни – ирмос второго канона. По 3-й песни ектения обычная. Кондак и икос святого. От 6-й песни начинается четверопеснец Триоди. Канон храма прекращается. Канон Минеи поется на 6, 1-й четверопеснец на 4 и 2-й на 6. Порядок 6-й песни, из Минеи ирмос, затем стихи Псалтири к тропарям Минеи и Триоди. К двум последним тропарям Триоди особые припевы. Затем ирмос 6-й песни 2-го трипеснца Триоди на катавасию. Малая заупокойная ектения. Кондак: «Со святыми упокой...» и икос: «Сам Един еси...» При пении кондака каждение малое: тетрапода, Царских врат, местных икон, священнослужителей, певцов и предстоящих. Подобно 6-й песни поются 7-я, 8-я и 9-я песни. На 9-й песни поем «Честнейшую». На катавасию после 7-й, 8-й и 9-й песней – ирмос второго четверопеснца. Светилен Октоиха. Хвалитные стихиры – на 4, мученичный гласа Октоиха 28 . После стихир чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и читает вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю...» На стиховне стихиры гласа Октоиха. По «Благо есть...» и по Трисвятом – тропарь: «Апостоли, мученицы и пророцы...», «Слава» – «Помяни, Господи...» «И ныне» – «Мати Святая...» Ектения. «Премудрость». «Сый благословен...» «Утверди, Боже...» 1-й час. Отпуст. На всех часах тропарь: «Апостоли, мученицы и пророцы...», «Слава» – «Помяни, Господи...» Кондак: «Со святыми упокой...» На литургии Блаженны Октоиха на 6. По входе тропарь: «Апостоли, мученицы и пророцы...» и «Помяни, Господи...», «Слава» – кондак: «Со святыми упокой...», «И ныне» – Богородичен: «Тебе и стену...» Прокимен, глас 8-й: «Веселитеся о Господе и радуйтеся, праведнии».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

6. Вторник 1-й седмицы. Мчч. 42-х во Амморее. Прп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского . Иконы Божией Матери, именуемой «Благодатное Небо». Подробное изложение порядка богослужения утрени и часов см. 5 марта. Примечание. Если во вторник, среду, четверг или пятницу 1-й седмицы поста случится храмовый или полиелейный праздник, то служба праздника переносится на субботу 1-й седмицы поста и соединяется со службой вмч. Феодора Тирона (см. Типикон, 31-я и 32-я Храмовые главы, 8-я Маркова глава под 24 февраля). На утрене вся служба совершается, как указано в понедельник. Особенности следующие: припев к окончанию первого Троичного тропаря: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами Предтечи Твоего помилуй нас». На «Слава» и на «И ныне» окончания Троична те же, что и в понедельник. Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. Сокращенная общая схема исполнения канона во вторник (при одном каноне Минеи): Поется ирмос 1-й песни канона из Минеи и стих (на 4): «Господь, царствуяй веки...». Чтец – 1-й тропарь канона Минеи. Певцы: «И наведе на ня Господь...». Чтец – 2-й тропарь. Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь. Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен канона Минеи. Далее – «поскору» 2-я библейская песнь: «Вонми, Небо, и возглаголю...» (полностью) . Потом певцы поют ирмос 2-й песни Триоди (трипеснец по вторникам состоит из 2-й, 8-й и 9-й песней), на 2-й глас: «Видите, видите, яко Аз есмь в мори спасый...» и затем – «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и глаголется тропарь Триоди. Перед следующими двумя тропарями также поется: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Перед Богородичном поется: «Пресвятая Богородице, спаси нас». После Богородична – певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и глаголется тропарь 2-го трипеснца. Так же и перед следующим тропарем. Затем певцы: «Слава». Чтец – Троичен. Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен. Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – тропарь. Певцы – ирмос 2-го трипеснца, глас 5-й: «Видите, видите...». Во вторник на 2-й песни положены два ирмоса: один (2-го гласа) – в начале, второй (5-го гласа) – на катавасию.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-19/

Указания Мессинского Типикона 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 68) на 9 дек. имеют по сравнению с Евергетидским Типиконом незначительные отличия: на утрене стихословится кафизма, поются 2 канона праздника (1-го и 2-го гласов) без канона Октоиха; на литургии - прокимен из Пс 45 со стихом, Апостол Гал 5. 23-27, аллилуиарий из Пс 44, Евангелие то же, что и в Евергетидском Типиконе. В Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 69) предлагается такой же устав службы З. А. Б., как в Евергетидском и Мессинском Типиконах. Зачатие прав. Анны. Икона. Кон. XVI в. (ЦМиАР) Зачатие прав. Анны. Икона. Кон. XVI в. (ЦМиАР) В различных редакциях Иерусалимского устава , начиная с древних рукописей (напр., Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 35) и до совр. печатных изданий, в последовании З. А. Б. сохраняется большинство элементов из богослужения по Типиконам студийской традиции, однако используется иной отпустительный тропарь 4-го гласа Σμερον τς τεκνας δεσμ (      ); служба З. А. Б., как правило, имеет статус славословной (в первопечатном рус. Типиконе (М., 1610) 9 дек. отмечено знаком «красный крест», что указывает на совершение в честь З. А. Б. полиелейной службы, в издании Типикона 1631 г.- знаком шестиричной службы («3 точки в полукруге» черного цвета) и только начиная с исправленного издания 1682 г. 9 дек. отмечается знаком славословной службы («3 точки в полукруге» красного цвета)); литургические чтения заимствуются из службы св. праведным Богоотцам Иоакиму и Анне 9 сент; в греч. богослужебных книгах последование З. А. Б. может соединяться со службой Обновления храма. Последование З. А. Б., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Σμερον τς τεκνας δεσμ (      ) и кондак 4-го гласа Εορτζει σμερον (    ) (указан уже в Студийско-Алексиевском Типиконе) с икосом (икосы разные в греч. и слав. Минее); каноны: 1-го гласа, без акростиха, ирмос: Ωδν πινκιον (    ), нач.: Τν σλληψιν σμερον (    ), авторства Андрея Критского (этому гимнографу принадлежат также канон на Рождество Пресв.

http://pravenc.ru/text/182729.html

Романа Сладкопевца (16 икосов, из к-рых в совр. книгах печатается только 1-й (нач.: Επειδ Αιδην δησας -        ), с рефреном в конце каждого икоса: Ελογημνος ε ρχμενος, τν Αδμ νακαλσασθαι -        ; в рукописях выписывается также 2-й проимий, нач.: Μετ κλδων μνσαντες -      ; см.: SC. 128. P. 13-53); канон 4-го гласа, творение прп. Косьмы (акростих: Ωσανν Χριστς, ελογημνος Θες (Осанна, Христос благословенный Бог!); ирмос: ρδβλθυοτεΩφθησαν, ι πηγα τς βσσου (      ); нач. 1-го тропаря: Στματος, κ νηπων κκων (        ); см. составленное прп. Никодимом Святогорцем толкование канона: Νικδημος Αγιορετης. Σ. 9-61); 2 группы подобнов и 19 самогласнов, среди них особо выделяется стихира Σμερον χρις το γου Πνεματος (        ), повторяемая в службе многократно; 5 седальнов и ипакои. По рукописям также известны песнопения, не вошедшие в совр. богослужебный канон: канон 4-го гласа прп. Андрея Критского без акростиха (ирмос: ρδβλθυοτεΑισωμεν δν πινκιον - Воспоим песнь победную; нач. 1-го тропаря: λδβλθυοτεΑπαντες φαιδρς ορτσωμεν - Воспразднуем все светло), в составе к-рого есть 2-я песнь (см.: Quinlan. P. 207-210; Chourga ï a. P. 258-286, 301-305), иной кондак 2-го плагального гласа (проимий: Η πντων χαρ, Χριστς, λθεια (Всех радость, Христос, истина...), икос: Τος μαθητας, κτστης τν λων προηγρευσε λγων (Творец всего ученикам предсказал, глаголя), см.: Chourga ï a. P. 303-304); ряд стихир, седальнов и светильнов ( Карабинов. С. 272-274; Quinlan. P. 204-206; Chourga ï a. P. 232-235). Известны праздничные тропари на блаженнах 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа (нач.: Χαρετε λαο (    )), упоминаемые в Святогробском Типиконе и в нек-рых рукописях Триоди (напр., Sinait. gr. 734-735, X в.; см.: Quinlan. P. 206). Среди не вошедших в совр. Триодь стихир выделяются 2 акростишных произведения: алфавитный гимн, разделенный в рукописи на 6 стихир, но написанный, видимо, как цельное развернутое произведение (нач.: ρδβλθυοτεΑισμα καινν σωμεν, λαο (Песнь новую воспоим, людие); см.: Chourga ï a.

http://pravenc.ru/text/161041.html

В соборном богослужении К-поля IX-XII вв., согласно Типикону Великой ц. , В. с. н. имела праздничный статус: в субботу на вечерне читались паремии (Ис 43. 9-14a, Прем 3. 1-9; 5. 15-6. 3b ) , после вечерни совершалась паннихис; на вечерне; на Пс 50 утрени и на входе литургии Типикон указывает тропарь всем святым 4-го гласа Τν ν λ τ κσμ μαρτρων σου (            ). Чтения на литургии: прокимен из Пс 15, Евр 11. 33-12. 2a, аллилуиарий со стихом из Пс 33, Мф 10. 32-33, 37-38, 19. 27-30, причастен Пс 32. 1. Для В. с. н. Типикон Великой ц. указывает сопровождающие памяти: в субботу накануне - память Пресв. Богородицы и Ее родителей Иоакима и Анны, в среду после В. с. н.- Собор Пресв. Богородицы ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 142-146). В послеиконоборческих визант. монастырских уставах - Студийском и Иерусалимском - служба В. с. н. имеет те же чтения, что и в Типиконе Великой ц., дополняясь целым рядом песнопений. В разных редакциях этих уставов вплоть до совр. печатных изданий иерусалимского Типикона служба В. с. н. излагается в целом одинаково. В этот день соединяются 2 последования: воскресное и всех святых (последование рядового святого поется на повечерии либо в иной день). Устав службы такой же, как и при совпадении памяти великого святого с воскресным днем, но без пения полиелея (и избранного псалма с величанием) на утрене. В. с. н. имеет особое значение в годовом круге богослужения: с этого дня заканчивается период пения Триоди и начинается период пения Октоиха; В. с. н. открывает собой цикл чтения 11 воскресных утренних Евангелий; с понедельника после этой недели на литургии читается Евангелие от Матфея. Гимнографическое последование, приводимое в совр. богослужебных книгах, включает тропарь 4-го гласа Τν ν λ τ κσμ μαρτρων σου (            ), кондак плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа Ως παρχς τς φσεως, τ φυτουργ τς κτσεως (          ), канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, с акростихом Τν γων πντων πολυνυμα τγματα μλπων (Воспеваю многоименные чины всех святых), ирмос: Αρματηλτην Θαρα βθισε (      ), нач.: Τν σν Αγων νυμν τ τγματα (        ); 6 самогласнов и 2 цикла подобнов. В студийских Типиконах и Триодях приводится также еще один цикл подобнов, отсутствующий в совр. книгах, но количество самогласнов, как правило, меньше. В песнопениях В. с. н. сначала прославляются апостолы и мученики, как составившие основу Церкви Христовой; нек-рые песнопения посвящены святителям и преподобным (напр., 1-й тропарь 3-й песни канона, 3-й тропарь 4-й песни канона). Кроме гимнографических произведений для В. с. н. создавались проповеди и поучения (кроме упомянутого слова свт. Иоанна Златоуста, известность получили, напр., слова Иоанна VIII Ксифилина, патриарха К-польского († 1075), и свт. Григория Паламы († 1359) - Владимир (Филантропов). Описание. С. 249, 258).

http://pravenc.ru/text/155560.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010