Стихословится библейская песнь, и после стиха: «Зависть приимет люди ненаказанныя...» певцы поют ирмос 5-й песни из Минеи и стих: «Господи, Боже наш...» Чтец – 1-й тропарь канона Минеи. Певцы: «Господи, Боже наш, стяжи ны...» Чтец – опять 1-й тропарь Минеи. Певцы: «Мертвии же живота не имут...» Чтец – 2-й тропарь из Минеи. Певцы: «Сего ради навел еси...» Чтец – 3-й тропарь. Певцы: «Приложи им зла, Господи...» Чтец – Богородичен. Певцы: «Господи, в скорби...» Чтец —1—й тропарь 1-го трипеснца. Певцы: «И яко болящая...» Чтец – 2-й тропарь трипеснца. Певцы: «Страха ради Твоего...» Чтец – 3-й тропарь трипеснца. Певцы: «Не падем...» Чтец – Богородичен. Певцы: «Воскреснут мертвии...» Чтец – 1-й тропарь 2-го трипеснца. Певцы: «Роса бо яже от Тебе...» Чтец – 2-й тропарь 2-го трипеснца. Певцы: «Слава». Чтец – Троичен. Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен. Певцы: «Слава Тебе, Боже наш...» Чтец – последний тропарь. Певцы – ирмос 5-й песни трипеснца – на катавасию. Остальные песни (6–9) стихословятся так же, как в понедельник. По 6-й песни кондак и икос святого. К светильну первое окончание: «Силою, Господи, Креста Твоего и спаси мя». На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й. Чтец: «Благо есть...» И прочее последование утрени. На 1-м и 9-м часах по пятницам в течение всей Четыредесятницы кафизмы не положено. На 6-м часе – прокимен, глас 7-й: «Возлюблю Тя, Господи, Крепосте моя, Господь – Утверждение мое». 2-й прокимен, глас 6-й: «Господи, Помощниче мой и Избавителю мой». Вечерня. Служба Триоди соединяется со службой Минеи. Кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» – стихиры на 10: Триоди самогласен дня – дважды, Минеи на 4 и св. Феодора Тирона – на 4. «Слава» – св. Феодора. «И ныне» – догматик текущего гласа. Вход с кадилом. Прокимен, глас 5-й: «Услышит тя Господь в день печали». 2-й прокимен, глас 6-й: «Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя». Диакон: «Повелите». Иерей: «Премудрость, прости», «Свет Христов просвещает всех». Чтец: «Притчей чтение». По «Да исправится молитва моя...» три великих поклона с молитвой св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На стиховне стихиры праздника, глас 5-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Егоже древле Моисей...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны праздника. Полиелей (по традиции, совершается в алтаре). Величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия», и избранный псалом. (Величание поется в алтаре пред Крестом, лежащим на престоле.) Седален по полиелее, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4-й: «Видеша вси концы земли спасение Бога нашего»; стих: «Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь» . Евангелие – Ин., зач. 42, от полу (читается в алтаре). «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме : «Слава» – «Молитвами апостолов...» . Стихира праздника, глас 6-й: «Кресте Христов...». (Помазание святым елеем совершается, по традиции, после выноса Креста.) Примечание. Затворять царские врата по прочтении Евангелия можно после возгласа: «Милостию и щедротами...» (перед каноном). Канон праздника на 14 (ирмосы по дважды). В 9-й песни – два канона : 1-й канон со ирмосом на 8 (ирмос дважды), 2-й канон со ирмосом на 8 (ирмос дважды). Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Крест начертав...». В 9-й песни катавасия – ирмосы: «Таин еси...» и «Снедию древа...» (с припевами). По 3-й песни – седален праздника, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й. На 9-й песни – припевы праздника и обычное каждение. («Честнейшую» не поем.) 1-й припев: «Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень» . По 9-й песни «Достойно есть» не поется. («Свят Господь Бог наш» не возглашается.) Светилен праздника: «Крест хранитель всея вселенныя...» (дважды). «Слава, и ныне» – ин светилен праздника: «Крест воздвизается днесь...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-09-27/

Спустя какое-то время - то ли в 9-м часу дня (как написано в Типиконе), т. е. ок. 15 ч., то ли раньше (ср. цитату из «Паломничества» мон. Бернарда) - патриарх и клирики прибывали в храм, облачались в белые одежды и начиналась вечерня, без возжжения свечей и без каждения. После Пс 103 пели «Блажен муж» и затем «Господи, воззвах» с воскресными стихирами 1-го гласа. Стихиры, включающие 3 ναστσιμα (воскресны) и 4 νατολικ (восточны), по большей части соответствуют стихирам обычного печатного Октоиха: воскресны - те же, среди восточных 2 совпадают с вост. стихирами Октоиха, еще одна в Октоихе помещена в группу алфавитных стихир , нач.: Ο βασιλες [τν] ορανν (в Октоихе начало немного иное: βασιλες πρχων ορανο, далее в тексте также имеются нек-рые разночтения). В конце цикла стихир на «Господи, воззвах» - обычный догматик 1-го гласа, Τν παγκσμιον δξαν. Затем совершался вход, пели «Свете тихий» и обычный прокимен вечера субботы (из Пс 92). Начиналось чтение паремий; цикл чтений - уже не древний иерусалимский, из 12 паремий, но к-польский - из 15. По окончании паремий патриарх раздавал кадила архиереям и священникам и вместе с ними обходил запертую кувуклию Св. Гроба, совершая каждение. Священнослужители кадили весь храм, все его многочисленные приделы. Вернувшись в главный алтарь, патриарх начинал петь «Господи, помилуй» и выходил из алтаря, а затем падал ниц с воздетыми руками (их поддерживали архи- и протодиаконы), плача и молясь за народ. Народ в ответ взывал: «Господи, помилуй». Это повторялось трижды, а затем патриарх входил в кувуклию, где вновь троекратно кланялся до земли и, наконец, зажигал свечи от «святого света» и подавал архидиакону, а тот выносил огонь народу. Патриарх и сослужащие возглавляли процессию в главный храм с пением гимнов Θωτζου, φωτζου να Ιερουσαλμ, γρ δξα Κυρου π σ ντειλε и Θωτζου, φωτζου να Ιερουσαλμ, κει γρ σοι τ φς, к-рые чередовались со стихами Пс 64. 2, 147. 1, 150. 1 и «Слава... и ныне...». Оба гимна, очевидно, написаны по мотивам Ис 60. 1 (ср. использование этого стиха в качестве песнопения в более древних описаниях иерусалимского пасхального бдения), при этом 1-й из них из др. памятников известен как ирмос 9-й песни гимнографического канона П.

http://pravenc.ru/text/Пасху.html

Ибо все боги язычников – демоны. Вот эту истину мы с вами и должны усвоить. И Я повернусь к ним спиной, а не лицом. Обрати лице Твое на ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны – мы просим это каждую вечерню; каждое всенощное бдение – аккорд заключительный: Боже, ущедри ны и благослови ны: просвети лик Твой на ны, Господи. Это что за прошение? Ну вот на кого смотрит человек, те черты и отражаются на нём. Смотрите, вот дом становится похож на хозяина внешне – какие-то черты неуловимые; вот животное, за которым он ухаживает, внешне становится на него похожим; а вот христианин – должен быть похож на свой Первообраз. Не на прообраз, а на свой Первообраз, при одном условии: если он будет смотреть на Него. В Законе сени и гаданий, в тенях и гаданиях Ветхого Завета, образъ видимъ, – прообраз. Вот этот прообраз указывает нам на Первообраз, и поэтому все установления Ветхого Завета – как преобразовательные – исполнились: Тогда убо образуемое, нын же дйствуемое (ирмос 8-й песни Канона) – тогда выступает как прообраз, ныне мы видим его исполнение. И поэтому когда пришла благодать, “прейде сень законная, благодати пришедше”, потому что все эти прообразы перестали уже играть роль, они исполнились на Христе как своём Первообразе. И вот, просматривая историю под этим срезом, Апостол так и скажет: Всё это были образы, для нас написанные (см. 1Кор. 10:6 ), чтобы мы вот теперь, сравнивая, на что они намекали, и видя Того, Кто пришёл, вот, оставили изучать эти прообразы. Они уже не играют той роли: Камень нерукосчный, от нескомыя Горы Теб, Дво, отсчеся, (9-я песнь Канона 4-го гласа), – Камень нерукосечный, Камень без содействия рук, видит Даниил, отсекается от какой-то горы, скатывается по её склону, набирает скорость, а у подножия горы стоит златосотворенный истукан. Голова у него золотая, плечи и грудь, понимаете, серебряные, живот и бёдра медные, а, там, ноги железные и частью глиняные. Страшный стоит колосс; и вдруг вот этот камень сокрушает этого колосса: он падает, и всё превращается в прах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   Аллилуиа. Стихиры, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: На Утрени, канон, глас 4. По 3-й песни, Седален, глас 3. По 6-й песни,    Кондак, глас 2. Подобен: В вышних живый: Светоносный день наста пастырей, епископстовавших светло в херсоне, ихже воспеваем праздник, пострадавших за христовы овцы. священномученцы молите пастыреначальника Христа, и нас причести деснаго овец стояния, да вопием вам: радуйтеся священнии отцы, за Христа кровь свою излиявшии.     8. преподобнаго отца нашего и исповедника феофилакта, епискпа никомидийскаго.    Аллилуиа. Стихиры, глас 1. Подобен: Всехвальнии: На Утрени, канон, глас 8. По 3-й песни, Седален, глас 8. По 6 песни,    Кондак глас 2. Подобен: Вышних ищя: Светильник светел показался еси в концех святителю феофилакте: единосущна отцу и духу слова ты проповедав, божественных отец собор уяснил еси, Троице угодник явился еси: ейже предстоя моли непрестанно о всех нас.     9. † святых 40 мученк, в севастийском езере мучившихся.    Вечер, на Господи воззвах, предваряет триоди самогласен дне дважды: и мученичен, и подобны 3. Посем стихиры мученков самогласны на 4, глас 2. Слава, глас тойже: Терпяще настоящая: 1-ю стихиру. И ныне, богородичен: Прейде сень: Вход. чтения дне, и святых 3: Тако глаголет господь, вси языцы: И прочее возследование преждесвященныя. [Смотри] Аще же не совершается преждесвященная, на Господи воззвах, поем стихиры на 6, триоди подобны 3, и мученков 3. Слава, святых: И ныне, богородичен: и по чтении: Сподоби Господи: и ектениа: Исполним вечернюю: На стиховне, триоди самогласен дне, дважды: и мученичен. Слава, святых, глас 6: В песнопениях восхвалим: И ныне, Богородице ты еси лоза: По Ныне отпущаеши: Тропарь, глас 1: Болезньми святых, имиже о тебе пострадаша, умолен буди Господи, и вся наша болезни исцели человеколюбче, молимся.    Слава, и ныне: Гавриилу вещавшу: ектениа, и 3 поклоны великия, и отпуст. На Утрени, на Бог господь, тропарь дважды. Слава, и ныне, богородичен, и обычныя кафисмы. По 1-й, и по 2-й кафисме, седальны триоди. ектений же не глаголем. По 3-й же кафисме глаголет иерей ектению малую. Таже седален, глас 4. Слава, ин: И ныне, богородичен: и чтение. По полиелеи седален, глас 5, дважды. Слава, и ныне, богородичен. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Проидохом сквозе огнь и воду: Стих: Разжегл ны еси, якоже разжизается сребро. Всякое дыхание: евангелие луки, зачало 106. По 50-м псалме стихира, глас 2: пророчески убо вопияше давид: Канона святых два со ирмосом на 8, глас 2. Катавасиа, отверзу уста моя: А идеже трипеснец, и поем каноны святых со ирмосом на 6: и триоди по чину их, на 8. Последи ирмос триоди. По 3-й песни, седален, глас 8, дважды. Слава, и ныне: богородичен. По 6-й песни,

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В день праздника поется тропарь 4-го гласа, составленный на подобен тропаря Благовещения: «        » (указание на подобен см. в последовании праздника по Евергетидскому Типикону - Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 322); кондак 4-го гласа: «              »; 2 канона. 1-й канон 4-го гласа, творение св. Георгия Никомидийского, с акростихом в 1-7-й песнях «Σ τ[ν χρι]ν, Δσποινα, τ λγ δδου» (Ты благодать, Владычица, дай слову) - лакуна в акростихе указывает на изначальное присутствие в каноне 2-й песни, не приведенной в совр. изданиях; в 8-й и 9-й песнях акростих алфавитный (в 8-й песни в прямом, в 9-й - в обратном порядке), составленный по тому же принципу, что и в каноне предпразднства (и подражающий 8-й и 9-й песням канона Благовещения); ирмос: «Ανοξω τ στμα μου» (      ), нач.: «Σοφας πανχραντε, σ θησαυρν πιστμενοι» (          ). 2-й канон 1-го гласа, творение Василия , с именем автора в богородичнах («Β σιλεου» - пропуск 2-й буквы акростиха указывает на то, что первоначально канон имел 2-ю песнь) ирмос: «Ωδν πινκιον, σωμεν πντες Θε» (          ), нач.: «Συνδρμωμεν σμερον, τ Θεοτκ, τιμντες ν σμασι» (          ); 8 самогласнов (в т. ч. творения св. Георгия Никомидийского, Леонта маистра (т. е. Льва Бардалиса, гимнографа 1-й пол. XIV в.- см.: Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 360-361), Сергия Агиополита), большая их часть употребляется также в последованиях пред- и попразднства. Паремийные чтения на вечерне накануне праздника - общие богородичные, как и новозаветные чтения утрени и литургии. По греч. рукописям известны также иные каноны праздника: 1-го гласа, с алфавитным акростихом и именем «Иосиф» в 9-й песни, со 2-й песней, ирмос: «Χριστς γεννται, δοξσατε» (      ), нач.: «Αγλλου, γ, κα ορνια» (Радуйся, земля, и небо); 3-го гласа, с именем «Георгий» в богородичнах, со 2-й песней, ирмос: «Θαυμαστς νδξως» (    ), нач.: «Η λαμπρ πστη δο πανγυρις τς Θεοτκου» (Вот светлый устроился праздник Богородицы); 4-го гласа, с именем «Георгий» в 9-й песни, со 2-й песней, с акростихом «ρδβλθυοτεΑνο μν τς πλας σου, παρθνε. Γεωργ» (Да отверзеши нам двери Твои, Дево. Георгию), ирмос: «Θαλσσης τ Ερυθραον πλαγος» (      ), нач.: «Ανογονται τος νθρποις σμερον» (Отверзаются людям днесь) (Ταμεον. Σ. 100-101); канон предпразднства 1-го гласа, с акростихом «Πλας νογει τ Θεο νας πλ χαρων» (Дверь отверзает Божественный храм двери благодати), ирмос: «Σο τροπαιοχος δεξι» (      ), нач.: «Πλας κα εσδους νας» (Дверь и вход во храм) (AHG. T. 3. P. 466-477).

http://pravenc.ru/text/149979.html

Содержащееся в совр. богослужебных книгах последование равноапостольных К. и Елены включает следующие элементы: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Το Σταυρο σου τν τπον ν οραν θεασμενος (            ); кондак 3-го гласа Κωνσταντνος σμερον, σν τ μητρ τ Ελν (          ) с икосом; канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа с ирмосом Υγρν διοδεσας (    ), нач.: Μνε πουρνιε Βασιλε (      ); 9 стихир-самогласнов и 3 цикла стихир-подобнов; 4 седальна; 2 светильна. В греч. Минее указан светилен, отсутствующий в совр. рус. Минее. Песнопения посвящены или К., или Елене (в каноне их тропари чередуются), или им обоим. Кроме того, К. может упоминаться в песнопениях праздников, связанных с Крестом Господним, напр. в 3-й стихире на литии службы Воздвижения Креста (14 сент.):       (см.: Минея (МП). Сентябрь. С. 416). По рукописям известны песнопения равноапостольным К. и Елене, отсутствующие в совр. богослужебных книгах: кондак 3-го гласа       ( Амфилохий. Кондакарий. С. 253) с икосом (также см. Типографский устав - ГТГ. К5349. Л. 67 об.; Минея на май РНБ. Соф. 203. Л. 99); дополнительные икосы ( Амфилохий. Кондакарий. С. 118, 184); анонимный канон 2-го гласа, ирмос Δετε, λαο (    ), нач.: Δετε, πιστο παντες, νευφημσωμεν (Придите, верные все, восхвалим); канон 4-го гласа авторства мон. Иоанна, ирмос: Αισομα σοι, Κριε, Θες μου (          ), нач.: Σο τ βασιλεοντι (Тебе, царствующему); анонимный канон плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа, ирмос: Τ σοτρι Θε (    ), нач.: Ο προγνστης Θες, κ μ ντων τ πρν (Провидец Бог, из не сущих прежде); анонимный канон плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа с акростихом Εκτην δησιν προσδχου, Κωνσταντνε (Шестое моление прими, Константин; указание «шестое моление» в этом акростихе позволяет предположить, что автор канона составил К. венок канонов), ирмос: Ως ν περ πεζεσας (        ), нач.: Εξ ναξων χειλων (Из недостойных уст) (Ταμεον. Σ. 202). В греч. печатных Минеях XVI в., содержащих 21 мая бденную службу равноапостольным К. и Елене, помещен канон 2-го гласа, составленный Николаем Малаксом, с акростихом Πιστν νκτων τν παρχν ανσω (Верных правителей начаток восхвалю), ирмос: Εν βυθ κατστρωσε ποτ (        ), нач.: Παντοκρτορ ψιστε Χριστ (Вседержитель высочайший Христос), а также 2 цикла стихир-подобнов и ряд самогласнов того же автора.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

О. Н. Афиногенова Гимнография Мц. Гликерия, мученики Лаодикий и Александр Римский. Минея на май. Хромолитография. Нач. ХХ в. (ГЛМ). Фрагмент Мц. Гликерия, мученики Лаодикий и Александр Римский. Минея на май. Хромолитография. Нач. ХХ в. (ГЛМ). Фрагмент Как в памятниках Студийского устава , так и в совр. Иерусалимском уставе служба Г. совершается по будничному чину. В Минеях студийского типа последование Г. 13 мая выписано далеко не всегда (пример ранней слав. рукописи Минеи, содержащей службу Г.- РНБ. Соф. 203, XII в.; служба Г. соединена здесь с последованием мч. Александра). Евергетидский Типикон кон. XI в. указывает петь последование Г. вместе с последованием прп. Георгия ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 454-455). В Мессинском Типиконе 1311 г. содержатся указания соединять службу Г. с последованием сщмч. Мефодия Патарского ( Arranz. Typicon. P. 151). Согласно Иерусалимскому уставу, последование Г. не соединяется с последованиями др. святых. В ранних его редакциях (напр., по ркп. Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.) 13 мая назначается служба с «Аллилуия» ; это указание сохранялось до XVI в. в слав. рукописях и содержится и в печатном московском Типиконе 1633 г. В позднейших редакциях устава назначается пение общего тропаря святой, причем в греч. печатных Типиконах XVI в. (Венеция, 1545; Венеция, 1577) предоставляется выбор между пением «Аллилуия» и пением тропаря, а в московском первопечатном Типиконе 1610 г. пение тропаря предписывается безоговорочно. Гимнографическое последование Г., помещенное в совр. печатных Минеях, включает: общий тропарь 4-го гласа (в слав. Минее, нач.:        ) или тропарь 1-го плагального (т. е. 5-го) гласа (в греч. Минее, нач.: Δετε πντες φιλορτοι - Придите все, кто любит праздники); кондак 3-го гласа (выписан только в слав. Минее, нач.:                  ; в дониконовских слав. Минеях кондак 4-го гласа, нач.:      ); канон 8-го гласа (в слав. Минее; ирмос:         (Υγρν διοδεσας σε θηρν), нач.:                  (Πικρας με σαι τς τν παθν τας σας, Γλυκερα, πρς τν κριον προσευχετας) - греч. текст канона см. в кн.: AHG. T. 9. P. 139-150; авторство канона, возможно, принадлежит Феофану - об этом свидетельствует Евергетидский Типикон, содержащий указание на пение этого канона) или канон 2-го гласа (в греч. Минее; ирмос: Δετε λαο (    ), нач.: Τν ρετν σμερον κα τν θαυμτων ατς (Добродетелей днесь и чудес ее)) с именем «Георгия» в богородичнах; цикл стихир 8-го гласа на подобен «Мученицы Твои» (в слав. Минее) или 4-го гласа на подобен «Яко добля» (в греч. Минее); седален.

http://pravenc.ru/text/165129.html

Песнь 4-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи на 6 (без ирмосов, песнь 4-я и 5-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 4-я). Песнь 5-я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов) . На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 8-й: «Вскую мя отринул еси…». Песнь 6-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи на 6 (без ирмосов, песнь 6-я и 8-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 6-я). На катавасию – ирмос полного канона Триоди, глас 8-й: «Очисти мя, Спасе…». По 6-й песни – малая ектения; кондак и икос священномученика, глас 8-й. Песнь 7-я – Октоиха 1-й канон со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмос единожды), Минеи на 6 (без ирмосов, песнь 7-я и 9-я), Триоди полный канон на 4 (без ирмоса, песнь 7-я). Песнь 8-я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов). «Хвалим, благословим…». На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 8-й: «Ангели и Небеса…». На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.) Песнь 9-я – Триоди полный канон со ирмосом на 6 (ирмос единожды), трипеснцы Триоди на 8 (без ирмосов). На катавасию – ирмос 2-го трипеснца, глас 8-й: «Чужде матерем девство…». По 9-й песни поется «Достойно есть». Малая ектения. Светильны Троичны гласа (как Великим постом). «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Триоди, глас 6-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Всечистая яко виде Тебе на Кресте повешена…». «Благо есть…» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». По возгласе глаголется тропарь: «В храме стояще славы Твоея…». «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен Христос…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу (без отпуста утрени) – 1-й час.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Так, в «Послании сыну Максиму», написанном в весьма стесненных условиях, встречаются прямые ссылки на высказывания святых Иустина Философа, Григория Богослова (I, 137), Дионисия Ареопагита (I, 140; II, 197) Андрея Критского (I, 143), Феодора Студийского (I, 143), Афанасия Великого (I, 144; II, 195), Иоанна Златоуста (I, 144; I, 153; II, 165; II, 179), преподобного Иосифа Волоцкого (I, 146; II, 170; II, 198), равноапостольного царя Константина Великого (II, 164), Иоанна Дамаскина (II, 165; II, 219), Фотия, Патриарха Константинопольского (II, 165), Кирилла Иерусалимского (II, 169), Германа, Патриарха Константинопольского (II, 180), Василия Великого (II, 184). В тексте послания также упоминаются святые Григорий Богослов (I, 130), Ефрем Сирин (I, 134; II, 196), Евсевий Самосатский, Григорий Солунский, Епифаний Кипрский (I, 135), Митрофан (I, 142), Мелетий Антиохийский, Феодорит Кирский, Петр Дамаскин, Максим Грек (I, 152; II, 174), святитель Григорий, папа Римский (I, 162), Иоанн Златоуст (I, 135; II, 182; II, 196), Максим Исповедник (II, 182), Ипполит Римский (II, 196). Федор также приводит отрывки из житий преподобных Иоанна Лествичника (I, 136), Александра Свирского (I, 138), Симеона Столпника (I, 145; II, 223), Ефросина Псковского (I, 155; II, 178), Саввы Освященного (II, 202), святителей Василия Великого (II, 194), Иоанна Златоуста (II, 201), Филиппа (Колычева) (II, 201), цитируется «Повесть о Варлааме и Иоасафе» из Пролога (II, 170). Немало – для доказательств истинности старого обряда – Федор использует и богослужебных текстов: Октоих святого Иоанна Дамаскина (цитируются песнопения ирмосов 9-х песен канонов, богородичны, степенны 8-го гласа, воскресный богородичен 6-го гласа на стиховне, ирмос 2-й песни воскресного канона 5-го гласа, ирмос 4-й песни воскресного канона 7-го гласа), песнь Богородице «О Тебе радуется» из чина Литургии Василия Великого (I, 134), Триодь постная (I, 139), Триодь цветная (утреня в Великую Субботу, воскресная стихира на «Господи, воззвах» 3-го гласа), канон преполовения Пятидесятницы (I, 142), канон празднику Троицы (I, 143), стихи на литии в праздник Троицы (I, 151), канон Пресвятой Троице 6-го гласа на воскресной полунощнице (I, 141), заупокойная служба (припевы по непорочных), антифоны Божественной литургии «по вся дни и на Господския праздники» (II, 180), «на праздник великомученика Георгия стих на литии» (II, 180), Синаксарь недели мясопустной (II, 185), ирмос канона 6-го гласа Великого четверга (II, 200).

http://bogoslov.ru/article/5100775

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010