Не удалось извлечь искомое из базы (((

Вспомним хотя некоторые о сем уроки и примеры из жизни библейской и церковной и тем яснее уразумеем смысл торжества нынешнего дня как торжества иконопочитания. В самую раннюю пору жизни человечества явления милости Божией отмечаемы были особыми вещественными знаками и памятниками. Патриарх Иаков поставил каменный памятник на месте явления ему Бога и таинственной лестницы в Вефиле ( Быт.28:18–22 ). Исцеление язв от ядовитых змей в пустыне народ израильский получает от выставленного на шесте медного змея, прообразовавшего собой простертого на древе Христа ( Числ.21:7–9 ; Ин. 8:14 ). В скинии Моисеевой и особенно в храме Соломоновом много сделано было изображений святых херувимов ( Исх.25:18–22 ; 3Цар.6:23–35 ) в память тех ангелов, которые многократно являлись избранникам народа Божия. Ветхозаветные праведники не дерзали только прямо изображать Господа, поскольку Он не явил им лица Своего в доступном образе ( Исх.33:23 ). Поэтому в Ветхом Завете сказано было: твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину ( Втор.4:15–16 ). Кого не видели, Того не могли изобразить в истине. Последовало исполнение времен, и наступил Новый Завет . Бог явился во плоти ( 1Тим.3:16 ), люди видели и осязали Слово жизни ( 1Ин.1:1 ), мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца ( Ин.1:14 ). Исцеления и разные благодатные дары от Господа верующие люди получают теперь в изобилии, часто чрез внешние посредства. Вспомним кровоточивую женщину, которая исцелилась от прикосновения к одежде Спасителя ( Мк.5:25–30 ); слепорожденного, которому зрение даровано было посредством брения и воды ( Ин.9:6–7 ), и другие многочисленные исцеления от разных недугов чрез прикосновение ( Мк.6:56 ). Вспомним о том, как платки и опоясания апостола Павла верующие возлагали на разных больных и бесноватых и у тех прекращались болезни ( Деян.19:11–12 ). Вспомним святейшее Таинство Причащения Тела и Крови Господних – под видом вещественных хлеба и вина ( Мф.26:26–28 ). Бог явился во плоти и Собою освятил бренное естество! Вещественная природа и вещественные предметы послужили к полному проявлению жизни и силы невещественного Духа. Поэтому эти предметы дороги истинному христианину.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

5–6. Начальник избирается из среды одного и того же сословия, а не из другого, разве только в каком сословии не будет способного или достойного. 9–11. Все грешники очищаются (омываются) от грехов крещением (банею водной – Еф.5:26 ) и покаянием, освящаются Словом Божиим ( Еф.5:26 ), оправдываются именем (верою в) Господа Иисуса и Духом (благодатью) Божиим. 12. Все нам позволено, но ничто не должно обладать нами. Чадо, говорит премудрый сын Сирахов, в животе (в жизни) твоем искуси душу твою, и виждь, что ей зло есть, и не даждь ей (зла). Ибо не вся всем на пользу, и не всяка душа во всем благоволит. Сир.37:30–31 . 12–13. Все нам позволено, но не все полезно; в самой пище должно остерегаться излишества, дабы неумеренность не навлекла на нас болезни, или не послужила к питанию страсти плотоугодия. Не пресыщайся во всякой сладости, и не разливайся на брашна. Ибо во мнозех брашнах недуг будет, и пресыщение приближит даже до холеры. Сир.37:32–34 . 18. Плотоугодник растлевая свое тело, грешит противу самого себя телом. Бегайте блуда! Воля Божия есть освящение наше, чтобы мы воздерживались от блуда, чтобы каждый из нас умел содержать свой сосуд (тело) в святости и честности, а не в страсти похотения, как язычники, не знающие Бога ( 1Фес.4:3–5 ). 18–19. Ничто так не удаляет от нас Духа благодати, как блудное плотоугодие, и ничто так не расстраивает души нашей, как блуд ( Рим.12:1 ). 20. И душа и тело наше принадлежат Богу, а не нам: посему никто не может прославлять Бога духом или телом, если не очищает себя от всякой скверны плоти и духа ( 2Кор.7:1 ). Гл. 7. Ст. 1–2. Хорошо человеку быть холостым ( 1Кор.7:8 ): но, если кто не может воздержаться от блуда, пусть вступает в брак; ибо лучше вступать в брак, нежели разжигаться и предаваться блуду ( 1Кор.7:9 ). 3. Каждый должен любить свою жену как себя самого, а жена должна повиноваться и почитать своего мужа ( Еф.5:33 ). 4–5. Замужняя женщина законом привязана к живому мужу; а если муж её умрет, то она освобождается от закона замужества. Посему, если при жизни мужа выйдет за другого, то называется прелюбодейцею ( Рим.7:2–3 ). То же должно разуметь и о муже ( Евр.13:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Уже одно сказание о миротворении выразительно дает понять, что никакого другого бога, кроме единого Творца неба и земли, нет, что не только небо и земля, но все воинство их есть дело Его творения ( Быт.2:1 ). Он есть Господь не только благочестивого потомства Сифа, но и всего происшедшего от Адама и Евы человечества ( Быт.1:26. 5:1 ). Он есть Судия всей земли, наказывающий всемирным потопом и спасающий праведного Ноя с семейством ( Быт.6–7 ). Он дает, в лице Ноя, благословение всему человечеству ( Быт.9:1–17 ). Не только Авраам, но и Мелхиседек именуют Его Владыкой неба и земли ( Быт.14:19:22 ). Он обещает сделать семя Авраама благословением для всех народов ( Быт.22:18 ). Самый раб Авраама клянется Господом, Богом неба и земли ( Быт.24:2–9 ). У Господа, Бога твоего, говорится во Второзаконии, небо и небеса небес, земля и все, что на ней ( Втор.10:14 ). Велик ты, Господи мой, Господи, взывает Давид в книге Царств, ибо нет подобного Тебе, и нет Бога, кроме Тебя ( 2Цар.7:22 ). Чтобы все народы познали, взывает царь Соломон в молитве при освящении храма, что Господь есть Бог , и нет кроме Его ( 3Цар.8:60 ). Подобным же образом говорится и у других священных писателей ( Ис.40:10–11 . Иер.10:6 ). Насколько Бог истинный изображается у священных писателей единым Владыкой неба и земли, настолько боги языческие характеризуются как боги вымысла. Они не суть что-либо действительно существующее, а или явление природы ( Исх.20:4 ), или дело рук человеческих ( Втор.4:28 ). Боги язычников не могут, по словам писателя 3 кн. Царств, ни внимать, ни отвечать тем, которые им молятся ( 3Цар.18:26 ). Все они ничто и дела их ничто ( Ис.41:24 ). Они называются по-еврейски „Элилим“, что значит: ничтожество, призрачность, обман чувств 257 . Пророк Иеремия предостерегает, поэтому, иудеев, чтобы они отнюдь не страшились знамений небесных, как боятся того язычники. Все основанные на таком страхе законы, т.е. религии, суетны ( Иер.10:2–25 ). Ветхозаветное учение указывает даже причины уклонения к многобожию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Священство «по чину Аарона» не достигло совершенства (7:11). Поэтому должен был появиться священник «по чину Мелхиседека», Иисус, обладавший священством вовек (7:11–14). Таким образом, упраздняется прежний Закон, согласно которому священство принадлежало потомкам Левия (7:15). Левиты были священниками «без клятвы». Иисус же стал священником «с клятвою». «Клялся Господь и не раскается. Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс.110/109:4) Таким образом, «лучшего завета поручителем соделался Иисус», пребывающий вовек (7:20–24). Христос – служитель небесного Святилища и поручитель лучшего завета (8:1–9:28) Этот отрывок кульминационный момент Послания (8:1): Иисус «воссел одесную престола величия на небесах» (8:1; Пс. 110/109:1) и стал, таким образом, Первосвященником небесного Святилища, «скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек» (8:2). Христос сделался поручителем нового завета, предсказанного пророком Иеремией, которого автор Послания цитирует целиком (8:6–13): «Вот наступают дни, говорит Господь, когда заключу с домом Израиля и домом Иуды новый завет…» (8:8–12). Далее автор описывает ветхозаветное богослужение. Храм (скиния) был разделен на две части: первая называлась Святое, и туда постоянно могли входить священники; вторая называлась Святое Святых, и туда входил только первосвященник с кровью, приносимой за его грехи и за грехи народа. Автор Послания комментирует этот факт следующим образом: «Сим Дух Святой показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния» (9:8). «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшей скинией, нерукотворенную… и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (9:11–12). Такова центральная мысль Послания. Христос становится, таким образом, «поручителем нового завета» (9:15). В данном случае термин «завет» употребляется в значении греческого термина как «завещание», что подразумевает смерть завещателя. После нескольких стихов обзорного характера (9:18–25), автор утверждает, что жертва Христа открывает «конец веков» (9:26), последнюю эру в истории мира, что не исключает и это подчеркивается второго пришествия Христа в конце времен (9:28).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

В Сузах избиение продолжалось 2 дня (13 и 14 адара), а на 3-й день (15 адара) иудеи «успокоились и сделали его днем пиршества и веселья» (Есф 9. 18). В проч. областях уже 14 адара началось празднование победы (Есф 9. 17), чем и объясняется в библейском тексте различная дата праздника у иудеев, живущих в городе и «в селениях открытых» (Есф 9. 19). Мардохей разослал по всем областям империи письма, в к-рых иудеям предписывалось установить празднование в честь того, что «превратилась у них печаль в радость, и сетование - в день праздничный» (Есф 9. 22). Поскольку Аман, замышляя погубить народ Мардохея, бросал пур, т. е. жребий, было решено дать новому празднику название Пурим (  , букв.- жребии - Есф 9. 26). Иудеи постановили, что Пурим должен праздноваться каждый год в течение 2 дней и что ни они, ни их потомки не могут этого отменить (Есф 9. 27-28). Царица Есфирь также разослала «ко всем Иудеям в сто двадцать семь областей царства Артаксерксова» особое увещание о необходимости исполнения этих постановлений о празднике Пурим (Есф 9. 29-32). В заключение сообщается о том, что царь возвеличил Мардохея, к-рый стал в Персидской империи «вторым по царе Артаксерксе», а среди своего народа «великим... и любимым у множества братьев своих»; деяния Мардохея и те знаки отличия, которыми его наградил Артаксеркс, были записаны «в книге дневных записей царей Мидийских и Персидских» (Есф 10. 2-3). Основные темы и религиозное содержание Е. к. В зап. библеистике неоднократно высказывалось мнение о том, что Е. к., в каноническом тексте к-рой ни разу не упоминается слово «Бог», не содержит ничего от «специфически иудейской религиозности» ( Talmon. 1963. P. 427). Этим объяснялись обычно как сравнительно позднее включение ее в канон, так и деятельность авторов неканонических добавлений, старавшихся выявить религиозный смысл описываемых в книге событий. Вместе с тем традиц. понимание Е. к. (составляющей часть Писания как у христиан, так и у иудеев) находит поддержку и в нек-рых научных исследованиях, авторы которых полагают, что «трудная проблема, связанная с богословским содержанием книги... может быть разрешена» ( Loader. 1978. S. 417) с использованием принятых «грамматических, исторических и литературоведческих подходов» ( Beller. 1997. P. 1). Промысл Божий

http://pravenc.ru/text/190265.html

Объясн. Обетования Божии для всех бывают под условием исполнения заповедей: Ис.1:19–20 ; такие же условия были и по отношению к храму: 3Цар.9:3–9 , к государству: 2Пар.7:17–22 ; но Церковь Христова не может рушиться до скончания века, хотя бы люди той или другой страны погрязли в грехах: Мф.16:18:28:20 ; и эта Церковь должна быть едина: Еф.4:4–5 ; 1Кор.12:12–13 ; Лк.3:14 . Рим.4:16 . «Итак по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам». Объясн. Иудеи ближе нас были к Аврааму по потомству и прямо говорили, что: «отец наш есть Авраам»: Ин.8:39 , но как дел Авраамовых не делали, то получили строгий и заслуженный ими приговор: «и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам»: Мф.3:9–10 ; притом из следующего 17 ст. видно, что Богом Авраам поставлен отцом многих народов: «как много звёзд на небе», – это те, которые умерли в вере... и говорили о себе, что они странники и пришлецы на земле: Евр.11:12–13 . Рим.4:20–21 . «Не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл твёрд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силён и исполнит обещанное». Объясн. Праведный Авраам, приемля обетование из рук Божиих, не на плоть свою умерщвлённую и не на мертвенность Саррину смотрел, а на неложное слово всемогущего Бога: Лк.1:37 , и как он при сем смотрел только на единого Бога, могущего из камней воздвигнуть чад: Мф.3:9 , то не изнемог верою, но сразу поверил, как только услышал слово обетования (ст.20). Чем же укреплён Авраам? Тем, что всё предоставил вере, а не разуму: ст.18. Отсюда святитель Златоуст выводит: «итак, не быть пытливым – значит славить Бога; а быть пытливым – значит грешить против Бога»: Притч.3:5 . Рим.11:29 . «Ибо дары и призвание Божие непреложны». Объясн. Упоминавшаяся здесь непреложность даров Божиих относится не к отдельным личностям, особенно к таким, которые говорят: «не хотим знать путей Твоих»: Иов.21:14 , а ко всему Израильскому народу: ст.26–27. Из этого избранного Богом народа многие ожесточились до того, что распяли Господа: Деян.13:27–28 , и вследствие своего ожесточения ещё раньше, до распятия, Христос сказал им: «Се, оставляется вам дом ваш пуст»: Мф.23:38 ; но тем не менее непреложность Божия обещает снять грех с Израиля, остаток коего должен спастись: Рим.9:27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Они не разумели» (ср. Мф.17:23 ). Мк.9:33 .  Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Мк.9:34 .  Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. Мк.9:35 .  И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. Мк.9:36 .  И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: Мк.9:37 .  кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня. (Ср. Мф.18:1–5 ). Евангелист Марк замечает, что эту беседу с учениками Христос держал в Капернауме. По всей вероятности, евангелист, упомянувший о Капернауме только в истории открытия деятельности Христа в Галилее ( Мк.1:21, 2:1 ), упоминает теперь об этом городе для того, чтобы намекнуть на то, что галилейская деятельность Христа пришла к концу. Господь, по представлению евангелиста Марка, хочет отдать последнюю честь дому Симона, где Он до сих пор всегда находил радушный прием. «Спросил их». Таким образом отсюда видно, что вопрос учеников, о котором сообщает евангелист Матфей ( Мф.18:1 ), был предварен вопросом, с которым обратился к ним Христос. Из Евангелия Марка видно, что ученики рассуждали друг с другом о том, кто из них выше. Молчание их свидетельствует о том, что они устыдились, поняв, что их разговор, который они вели между собой, все-таки известен Христу. Молчаливо они, так сказать, исповедали пред Ним свой грех . Стих 35 ср. Мф.20:26 . «Обняв его». По более удостоверенному переводу: «взял его на руки». Между стихами 36 и 37 замечается некоторая несвязанность. Именно в 37-м стихе речь идет, очевидно, о детях в переносном смысле, то есть о христианах, которые по смирению своему похожи на детей и вообще занимают в Церкви невидные места. А в 36-м стихе речь идет об обыкновенном ребенке. Вероятно, евангелист здесь сокращает речь Христа, Который, несомненно, объяснил апостолам, что под ребенком Он понимает людей смиренных. Так только и можно объяснить появление выражения: «одно из таких детей» (стих 37).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010