В РМ состоят на гос. регистрации 8 централизованных раскольнических орг-ций, называющих себя православными. Старообрядчество Старообрядческая епархия Кишинёва и всея Молдавии Русской православной старообрядческой церкви насчитывает 18 приходов и женский мон-рь в с. Кунича (официально зарегистрировано 16 общин). Кроме того, в Единце зарегистрирован приход Древнеправославной поморской церкви (см. Поморцы ). Согласно переписи населения 2014 г., в М. насчитывалось 2535 старообрядцев. Сектантство В М. действует независимый «Союз духовных христиан-молокан Республики Молдова», зарегистрированный 11 авг. 1995 г. Восточные нехалкидонские Церкви На территории М. Армянская Апостольская Церковь (ААЦ) в составе Армянского еп-ства Румынии имеет 1 приход (ок. 110 прихожан) в Кишинёве, зарегистрированный 5 дек. 1995 г. Католицизм Римско-католическая Церковь представлена еп-ством Кишинёв, находящимся в непосредственном подчинении Папскому престолу и состоящим из 3 деканатов: Центрального (7 приходов), Северного (7 приходов) и Приднестровского (6 приходов). Кафедра - собор Божественного Провидения в Кишинёве. Всего в М. насчитывается 20 католических церквей. Ок. 2,6 тыс. чел. являются католиками (перепись 2014 г.). Дипломатические отношения РМ с Папским престолом установлены в 1994 г. Униаты (греко-католич. Церковь) представлены приходом Покрова Пресв. Богородицы в Кишинёве (официально зарегистрирован в 2006), к-рый входит в состав Центрального деканата католического еп-ства Кишинёв и насчитывает ок. 35 семей, проживающих в Кишинёве, Бельцах, Орхее и Тирасполе. Богослужение проходит на укр. и рус. языках. Протестантские церкви, деноминации и секты Лютеранство представлено Евангелическо-лютеранской церковью РМ, официально зарегистрированной в июле 1999 г. Она состоит из 5 общин в Кишинёве, Тирасполе, Рыбнице, Бендерах и Каменке и насчитывает 2291 прихожанина (перепись 2014 г.). С 2004 г. действует лютеран. центр св. Павла. Баптисты в М. объединены в 2 союза. Союз евангельских христиан-баптистов РМ входит в Баптистский всемирный альянс и насчитывает 481 церковь в 9 региональных объединениях (всего ок. 19,3 тыс. верующих). Молдавское объединение Международного союза церквей евангельских христиан-баптистов включает 100 церквей (ок. 10 тыс. верующих). Ряд баптистских орг-ций действует вне указанных союзов. Согласно переписи 2014 г., к баптистам отнесли себя ок. 25,4 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/Молдавия.html

В возрастной структуре населения доля детей (до 14 лет) - 15,1%, лиц в возрасте от 15 до 64 лет - 68,9, лиц 65 лет и старше - 16%. Средний возраст населения 39,2 года. На 100 мужчин приходится 117 женщин. Средняя ожидаемая продолжительность жизни - 74,5 года (мужчины - 69,1, женщины - 79,9). Сохраняется миграционный отток населения (4,2 чел. на 1 тыс. жителей в 2014; гл. обр. выезжают в страны ЕС, 45,8% - в Великобританию). 80,4% от общего числа иммигрантов - этнические литовцы, реиммигрировавшие в Л.; 4,8% - иностранцы, в основном из России (1,5 тыс. чел.), с Украины, из Беларуси и Грузии. Городское население составляет 67,2% (2015). Государственное устройство Л.- унитарное гос-во, по форме правления - парламентская республика с некоторыми характерными чертами президентской республики. Конституция Л. принята всенародным голосованием 25 окт. 1992 г. Глава государства - президент, избираемый всеобщим прямым тайным голосованием на 5 лет. Президент является верховным главнокомандующим, определяет внешнюю политику Л., назначает главу правительства - министра-председателя (утверждается сеймом) - и по его представлению - остальных министров. Высший орган законодательной власти - однопалатный парламент (сейм), избираемый сроком на 4 года. Он состоит из 141 члена (71 определяется прямым избранием, 70 - по партийным спискам). Судебная система состоит из районных (низшее звено), окружных, апелляционных судов и Верховного Суда (высшая судебная инстанция). Религия Согласно данным переписи 2011 г., 77,2% населения - католики, 4,1% - православные, 0,8% - старообрядцы. Представители др. конфессий немногочисленны (на каждую приходится менее 1%). 16,2% не дали ответа или не отнесли себя ни к одной конфессии. Православие Русская Православная Церковь представлена Виленской и Литовской епархией (56 приходов; 125,2 тыс. чел.). Правосл. население проживает гл. обр. в Клайпедском, Утенском и Вильнюсском уездах. Старообрядчество По оценочным данным, в 2000-х гг. в Л. было ок. 60 старообрядческих общин, объединяющих более 40 тыс.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

60 094 648 чел. (июль 2003), 81,5% - англичане, 9,6% - шотландцы, 2,4% - ирландцы, 1,9% - уэльсцы (или валлийцы), 1,8% - жители Ольстера, 2,8% - выходцы из Вест-Индии, Пакистана, Индии и др. бывш. колоний. Государственное устройство В. является конституционной монархией. Глава гос-ва - король (королева). Законодательную власть представляет двухпалатный парламент, состоящий из палаты общин, члены к-рой избираются населением, и палаты лордов, формируемой гл. обр. на наследственной основе. Исполнительная власть принадлежит Кабинету министров во главе с премьер-министром. Высшей судебной инстанцией является Апелляционный суд, состоящий из лорда-канцлера и судебных лордов, членов палаты лордов. Консервативная, Лейбористская и Либерально-демократическая - основные политические партии в стране. В. состоит из 4 административно-политических частей (исторических провинций): Англии (39 графств, 6 метрополитенских графств и Б. Лондона), Уэльса (8 графств), Шотландии (9 областей и островной территории) и Сев. Ирландии (26 округов). С 1801 г. особый режим установлен для о-ва Мэн и Нормандских о-вов. В. возглавляет Содружество (до 1947 Британское Содружество наций) - добровольное объединение, в к-рое входят многие из ее бывш. колоний и доминионов. Религия По данным на 2000 г., в стране насчитывается ок. 48 млн христиан, 1,3 млн мусульман, 481 тыс. индуистов, 311 тыс. иудеев, 234 тыс. сикхов, 165 тыс. буддистов, 89 тыс. зороастрийцев. Ок. 7 млн жителей В. считают себя нерелигиозными, более 800 тыс.- атеистами. Православная Церковь представлена Сурожской епархией Московского Патриархата с кафедрой в Лондоне, к-рая имеет 32 прихода, Великобританской епархией Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), включающей 6 приходов. Архиеп-ство Фиатиры и Великобритании К-польского Патриархата имеет в стране 66 приходов. Сербской Православной Церкви принадлежит Великобритании и Скандинавии епархия (22 прихода). Румынская Православная Церковь включает 2 прихода, Болгарская Православная Церковь (Софийский Патриархат) - 1 приход.

http://pravenc.ru/text/150119.html

В 1870 г. было организовано правление евр. общины, в 1874 г. создано евр. Преображенское кладбище. В 1880-1893 гг. была построена Хоральная синагога в арабо-мавританском стиле на Б. Мастерской ул. (ныне Лермонтовский проспект) на 1,2 тыс. мест; к этому времени община выросла до 16,5 тыс. чел. К нач. XX в. в губернии появилось 6 синагог: в Шлиссельбурге (1870), Нов. Ладоге (1881), Колпине (1897), Ораниенбауме (1898), Кронштадте (1899), Царском Селе (1901), в С.-Петербурге - 5. Имелось евр. уч-ще (Талмуд-Тора) и 2 иудейских кладбища - Преображенское и Караимское. В 1917 - 20-х гг. XX в. количество синагог и молелен значительно выросло. Все они, кроме Хоральной синагоги в Ленинграде, были закрыты к 1941 г. (должность раввина Хоральной синагоги оставалась вакантной с нояб. 1936 по 1943). Весь период ленинградской блокады Хоральная синагога действовала и была важным центром жизни иудеев города. В послевоенное время в Ленинграде и Л. о. иудеи проводили молитвенные собрания в 8 нелегальных домашних синагогах, за что подвергались репрессиям; в 60-х гг. XX в. существовали 1 зарегистрированная (при Хоральной синагоге) и 3 незарегистрированные религ. группы иудеев, объединявшие 6 тыс. чел. В кон. 80-х гг. XX в. начался значительный рост числа общин и их членов. В наст. время зарегистрированы 11 общин в С.-Петербурге и 3 общины в Л. о. (Выборгский и Приозёрский районы). Все 3 общины в Л. о. (Выборг, Приозёрск и пос. Советский) относятся к Федерации еврейских общин России, централизованной орг-ции ортодоксального иудаизма. М. В. Шкаровский Новые религиозные движения С 1991 г. в пос. Усть-Ижора Колпинского р-на С.-Петербурга существует кришнаитская община. В нач. 90-х гг. XX в. активную деятельность в регионе развернул Богородичный центр . Под названием «Православная церковь Божией Матери Державная» в 1999 г. были зарегистрированы первые общины данной секты в Выборге и в дер. Кисельня Волховского р-на, где был создан «богородичный монастырь», к-рый возглавил «епископ Санкт-Петербургский» данной секты Мартин Калистратов.

http://pravenc.ru/text/2463383.html

Лютеранство представлено Евангелической церковью Аугсбургского исповедания Румынии (ЕЦАР) и Евангелическо-лютеранской церковью Румынии (ЕЛЦР). Организационно ЕЦАР состоит из поместной церкви, окружной церкви и генеральной церкви. Поместная церковь (община, приход) имеет статус юридического лица и возглавляется общим собранием представителей церковной общины и приходским советом (пресвитерией). Церковь поделена на 5 округов и руководима деканом. Центральными органами являются Окружной церковный конгресс и Окружная консистория. На данный момент действуют 247 общин, организованных в 30 самостоятельных приходов и 217 филиалов; ЕЦАР насчитывает 262 места для отправления культа. Служат 32 приходских священника и 7 свободных священников. Паству составляют ок. 5,4 тыс. чел., из к-рых 53,6% - немцы, 27,8% - румыны, 14,4% - венгры. ЕЛЦР имеет одинаковую доктрину с ЕЦАР и была образована путем выделения из ее состава венгерских и словацких приходов (1918). Организация культа основана на синодально-пресвитеральном принципе, лидером является епископ, избираемый общими собраниями приходов. Высшим представительным органом культа является синод. В 2011 г. в церкви насчитывалось свыше 20,1 тыс. прихожан, из к-рых 62% - венгры, 16% - немцы, 12% - словаки и 9,8% - румыны. Кальвинизм представлен Реформатской церковью Румынии, в состав к-рой входят Трансильванская епархия и епархия Оради. Руководящими органами являются синод, епархиальное общее собрание, генеральная ассамблея, приходское собрание; исполнительные органы - совет управляющих, собор благочиния, приходский совет. По данным на 2011 г., Реформатская церковь в Румынии насчитывала свыше 600 тыс. членов (1352 общины), из к-рых 93,78% - венгры, 3,3% - румыны, 2,74% - цыгане; действовали 709 культовых сооружений, в к-рых служили 886 чел. Унитарии Р. входят в состав Венгерской унитарианской церкви Румынии, насчитывающей 137 приходов, оформленных в 6 благочиний в Р. и одним в Венгрии. В 2011 г. церковь насчитывала свыше 57,7 тыс. членов, 96,7% из к-рых - венгры, 1,8% - румыны, 1,4% - цыгане. Организация унитарианского культа основана на синодально-пресвитеральном принципе: миряне играют важную роль в управлении, руководство является коллективным, а основные единицы - автономными. Высшие органы власти - епископская канцелярия и церковные ассоциации.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Не имеющие государственной регистрации структуры Сербской Православной Церкви представлены Православной Охридской архиепископией (создана в 2002, в 2005 получила автономный статус). В ее составе официально числятся 3 действующие епархии (Скопская (фактический центр в г. Битола), Полошско-Кумановская (г. Куманово) и Брегальницкая (г. Штип)) и 4 вакантные епархии (Велесско-Повардарская, Дебарско-Кичевская, Преспанско-Пелагонийская и Струмицкая). Главой является архиепископ Охридский и митрополит Скопский. Действуют 3 мон-ря, в т. ч. ставропигиальный во имя свт. Иоанна Златоуста, 8 приходов (2016). Церковь свт. Николая Чудотворца на Мавровском оз. 2008 г. Римско-католическая Церковь представлена Скопским епископством (2 прихода, 3660 чел., по данным на 2014) в границах М. До 1924 г. имело ранг архиеп-ства, в 1969 г. объединено с Призренским еп-вом, но в 2000 г. выделено в самостоятельное еп-ство. Католики вост. обряда (униаты), проживающие гл. обр. близ Струмицы, образуют автономную Македонскую греко-католическую Церковь (см. ст. Восточные католические Церкви ), представленную апостольским экзархатом Македонии (7 приходов, 11,3 тыс. чел., по данным на 2014). Экзархат был создан в 1918 г., в 1924 г.- расформирован, в 2001 г.- восстановлен. Скопский епископ лат. обряда является одновременно апостольским экзархом Македонии. Протестантские церкви, деноминации и секты Крупнейшей протестант. организацией является Евангелическо-методистская Церковь Македонии (13 общин, 5 тыс. чел.). Баптисты представлены Союзом христиан-баптистов Республики Македония (2 общины в Скопье и Радовише, ок. 100 чел.), который входит в Европейскую баптистскую федерацию. Также в М. действуют немногочисленные общины пятидесятников , Иеговы свидетелей , адвентистов седьмого дня и др. протестант. деноминаций. Протестантизм начал распространяться на территории совр. М. в сер. XIX в. благодаря амер. миссионерам, действовавшим под эгидой Американского совета уполномоченных по иностранным миссиям на европ. части Османской империи с 1831 г.

http://pravenc.ru/text/2561510.html

2003. С. 59). В кон. XIX в. в Новоладожском у. проживало ок. 6 тыс. старообрядцев. К нач. 1917 г. в Петрограде и губернии жили ок. 15 тыс. староверов всех согласий. До кон. 20-х гг. XX в. их деятельность была активной, затем начались гонения. По наблюдениям современных исследователей, в 20-30-х гг. XX в. в Л. о. было много выходцев из подмосковной Гуслицы , населенной преимущественно последователями Белокриницкой иерархии (Русской православной старообрядческой церкви). В 30-х - нач. 40-х гг. XX в. в Л. о. были закрыты все храмы и молельные дома, последними - церкви в Гатчине (1 нояб. 1940) и в дер. Ротково (7 июня 1941). В послевоенный период возродились общины поморского (Древлеправославная поморская церковь; см. в ст. Поморцы ) и белокриницкого согласий. 8 дек. 1946 г. был открыт храм федосеевцев в дер. Лампово (ранее деревня относилась к Царскосельскому у., достаточно густо населенному старообрядцами - выходцами с Новгородчины). В 1918-1919 гг. Лампово поддерживало контакты с Ригой, оттуда прибывали духовные отцы, старообрядцы обучались богослужебному пению, писали по-славянски. Эту старинную деревню, известную деревянной резьбой, ныне посещают старообрядцы из разных мест, что в целом нехарактерно для совр. старообрядческой жизни в Л. о. (наблюдения показали разбросанность, малочисленность и изолированность последователей «старой веры» в регионе). В 60-х гг. XX в. в Ленинграде и области имелись 2 зарегистрированные и 3 незарегистрированные общины поморцев (ок. 4 тыс. чел.), а также 2,5 тыс. поповцев белокриницкого согласия, вынужденных существовать нелегально (регистрация общины в Ленинграде состоялась только в 1983). В настоящее время в С.-Петербурге и Л. о. зарегистрировано 8 общин старообрядцев (ок. 2 тыс. членов). Беспоповцы относительно многочисленны в Волховском и Киришском районах (центром старообрядческого книго- и иконописания была дер. Лавния в Волховском р-не). Федосеевцы населяют ряд деревень в Бокситогорском р-не - это тихвинские карелы и т. н. озеряне (по названию оз.

http://pravenc.ru/text/2463383.html

Новгороде существует зарегистрированная в 2005 г. евр. мессианская община «Бейт Эль». Первая община Иеговы свидетелей возникла в Н. Новгороде в 20-х гг. XX в. В 30-80-х гг. общины действовали подпольно, легальная деятельность началась с 90-х гг. Начиная с этого времени были зарегистрированы 2 общины (в Н. Новгороде и Дзержинске) общей численностью ок. 3 тыс. чел. В Н. Новгороде располагалась руководящая структура свидетелей Иеговы по Нижегородской и Пензенской областям и Мордовии. Деятельность свидетелей Иеговы на территории России запрещена решением Верховного суда РФ от 20 апр. 2017 г. К янв. 2018 г. в Н. о. осталась 1 иностранная религ. миссия - Церковь Иисуса Христа святых последних дней ( мормонов ). Ок. 15 молодых людей из США и других стран по неск. месяцев живут в Н. Новгороде, при этом учредителями и руководителями местного объединения мормонов являются граждане России. Ислам Ислам проникал на территорию юго-востока совр. Н. о. в домонг. период через влияние волжских булгар, хазар и буртасов. Массовое появление мусульман на территории региона связано с расселением с кон. XVI в. служилых людей из касимовских и темниковских татар. Традиционным стало распространение ислама ханафитского мазхаба. В сер. XVIII в. Новокрещенской комиссией была предпринята попытка христианизации (нередко принудительной) мусульман Нижегородской губ. Они плохо поддавались обращению в Православие: численность принявших крещение среди татар региона, по данным III ревизии (1762), составила 2,1% от общего количества. В 1795 г. (V ревизия) в Нижегородской губ. насчитывалось 15,9 тыс. мусульман, в 1834 г. (VIII ревизия) - 22,8 тыс., по Всероссийской переписи населения 1897 г.- 41,5 тыс. В условиях быстрого развития капитализма часть нижегородских татар, активно вовлеченная в торгово-экономические процессы, мигрировала в зап. районы Российской империи, в результате чего возникла татаро-мусульм. община в Финляндии, жители региона влились в состав общин Центр. России. Особую роль в истории нижегородской мусульм.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Цецилии и принца Филиппа, супруга кор. Великобритании Елизаветы II). Мозаика, законченная 7 окт. 1903 г., была создана В. М. Васнецовым, росписи на стене выполнены проф. Перминовым, автором мозаичного панно над фронтоном, изображающего равноап. Марию Магдалину, покровительницу храма, был худож. А. Н. Фролов. Земля под фундамент и ценный кавказский мрамор для постройки были доставлены из России. В 1911-1913 гг. в Лейпциге воздвигли храм-памятник во имя свт. Алексия, митр. Московского, посвященный 100-летней годовщине Битвы народов 1813 г. (из 300 тыс. участвовавших в ней воинов 127 тыс. были русскими, свыше 22 тыс. из них погибли). Храм построен синодальным архит. В. А. Покровским в рус. московско-суздальском стиле и освящен в 1913 г. В склепе храма находятся останки солдат и офицеров, почивших в 1813 г. На рубеже XIX и XX вв. паства РПЦ в Г. составляла ок. 5 тыс. чел. В нач. XX в. были учреждены общественные орг-ции и об-ва благотворительного толка, а также миссионерское изд-во, философская школа, активную роль в организации к-рой сыграл Н. А. Бердяев . К нач. первой мировой войны владения РПЦ в Г. были доверены попечению Испании. Однако дипломатическая защита не помешала нем. властям снять колокола и направить их на переплавку. Золото и медь с крыш также были конфискованы, что привело к значительной порче церковных зданий. Несмотря на трудности, правосл. духовенство помогало рус. пленным во время войны. Обстановка, сложившаяся в России в годы мировой и гражданской войн, привела к ослаблению связей между РПЦ и рус. приходами в странах Зап. Европы. С восстановлением Патриаршества заграничные рус. правосл. приходы стали подчиняться Патриарху Московскому и всея Руси свт. Тихону , к-рый 8 апр. 1921 г. назначил архиеп. Волынского (с 1922 митрополит) Евлогия (Георгиевского) временно управляющим рус. западноевроп. приходами. 5 мая 1922 г. митр. Евлогий стал управляющим приходами в Европе, сосредоточив свою деятельность в Берлине. Укрепив уже существующие приходы и вернув верующим принадлежавшие РПЦ храмы, он способствовал созданию новых общин (в лагерях рус.

http://pravenc.ru/text/529057.html

В 1991 г. была провозглашена Республика Дагестан в составе РФ. Она включает 41 район, 10 городов и 19 поселков городского типа. Система органов гос. власти определяется Конституцией Республики Дагестан 2003 г. В февр. 2006 г. был избран первый Президент республики - Муху Алиев. Религия Подавляющее большинство населения Д. мусульмане, сунниты составляют 87%, шииты-имамиты - 2,4%. В республике почитается 839 мусульм. «святых мест» (зийарат, пир). По данным Комитета по делам религий (КДР) на 2005 г., в Д. действует 1820 мусульм. общин (джамаат), открыто 1649 мечетей, в т. ч. 1091 пятничная (джума), 558 квартальных. В селах и городах на севере и в центре республики восстановлено неск. тысяч молельных домов (кула, курма). При мечетях действуют 324 начальные школы (мектеб), 141 медресе и 16 исламских вузов (ун-тов и ин-тов) с 52 филиалами. В наст. время, по оценке КДР, системой исламского образования охвачено ок. 16 тыс. чел. В Д. 20 шиитских общин (10 - в Дербенте, а также в Махачкале, Кизляре, Буйнакске и Хасавюрте), действуют 8 пятничных и 11 квартальных мечетей шиитов (в основном на юге). У шиитов в Д. нет своих религ. школ; обычно они получают образование в Иране и Азербайджане. В Д. зарегистрировано более 40 христ. общин и объединений, среди к-рых - приходы РПЦ (14), Русской Православной Старообрядческой Церкви (1), Римско-католической Церкви (1), Армянской Апостольской Церкви (1), 8 общин баптистов, 1 - евангельских христиан, 5 - пятидесятников, 5 - адвентистов седьмого дня, 6 - Свидетелей Иеговы. В республике 4 иудейские религ. орг-ции и малочисленные группы адептов новых религ. движений (кришнаиты, сайентологи, муниты). Русская Православная Церковь (РПЦ) Все приходы РПЦ расположены на севере равнины и в крупных городах. Среди православных преобладают потомки переселенцев из Юж. и Центр. России, а также выходцы из гребенских и терских казаков. Первоначально правосл. приходы Д. подчинялись созданной в 1842 г. Кавказской епархии с центром в Ставрополе, а с 1860 г.- Грузинской епархии Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви с центром в Тифлисе. Православные на территории Терского казачьего войска (Терская обл.) относились до 1917 г. к Владикавказской епархии. В дальнейшем правосл. приходы Д. подчинялись епископу Ставропольского края с кафедрой в Ставрополе. 28 дек. 1998 г. территория республики вошла в юрисдикцию Бакинской и Прикаспийской епархии Московского Патриархата (еп. Александр (Ищеин)).

http://pravenc.ru/text/168606.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010