И Воплотившегося от Духа Святого, он делает крест: И Распятого за нас. И опять знаменует: И в Духа Святого. Подобным образом и после Верую 894 , священник знаменует народ, произнося: Господь со всеми. Народ И с духом твоим. Священник Горé – ваши 895 сердца. Народ Имеем к Господу. Священник Будем благодарить Господа. Народ Достойно и справедливо. Диакон ......... 896 Священник начинает возношение: Поистине достойно и справедливо, свято и прилично и душам нашим полезно, сущий, Владыка, Господи Боже, Отче Вседержитель, Тебя хвалить, Тебя воспевать, Тебя благодарить, Тебя исповедовать ночь и день непрестанным языком, и неумолкающими устами, и немолчным сердцем, Тебя, сотворившего небо и что на небе, землю и что на земле, море, источники, реки, озера и всё, что в них, Тебя, сотворившего человека по Своему образу и подобию, которому и даровал Ты райское наслаждение, а преступившего его не презрел и не оставил, Благий, но опять воззвал посредством закона, вразумлял через пророков, воссоздал и обновил посредством страшного и животворящего и небесного этого Таинства; а всё (это) сделал Ты посредством Твоей премудрости, истинного света, Единородного Твоего Сына, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, через Которого Тебе с Ним и Святым Духом, благодарствуя, приносим словесное и бескровное это служение, которое приносят Тебе, Господи, все народы, от востока солнца и до запада, от севера и до юга; ибо велико имя Твое во всех народах, фимиам приносится святому имени Твоему, и жертва, и приношение. И молимся и просим Тебя, Человеколюбивый, Благий, Помяни, Господи, Святую и Единую, Соборную и Апостольскую Церковь , от концов земли до концов ее, все народы и все паствы Твои. Мир небесный даруй сердцам всех нас, также и мир этой жизни дай нам. Царя, воинство, начальников, советы, народы, соседей, входы и исходы наши устрой во всяком мире. Царь мира, даруй нам Твой мир в согласии и любви 897 ; владей нами, Боже; другого, кроме Тебя, мы не знаем, Твое имя именуем; оживотвори души всех нас, и не преодолеет 898 смерть греха нас и весь народ Твой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И еще: Следует отметить, что божественное тело Господне он называет видимым богоявлением, а умопостигаемым – то, которое будет причаствуемо умом 895 . Книга 33, раздел 44 Видите, что если рассматривать эту цитату целиком, то оказывается, что формы, образы и эти отдельные и воображаемые символы суть твари? Итак, первое ваше худое деяние это то, что вы приводили речения божественных писаний наполовину усеченными; а второе – что, скрыв важнейшие из слов Дионисия, вы говорите о том, что относится к будущему и еще не явлено. Ибо [описанное словами] когда мы станем нетленными и бессмертными и т. д. еще не случилось с вами, если только вы не вознамерились спать энидимионовым сном и не обратили незаметно против себя самих вашу распущенность. Или вы даже апостола не слышите, вопиющего: Мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении 896 ? Книга 33, раздел 45 Итак, если это тот свет, который вы, паламиты, как вы утверждаете, видите, и он тождественен, тому свету, созерцание которого, говоря словами божественного Дионисия, требует нетленных тел, то излишне таинство смерти, излишне и сказанное божественным Павлом, а именно, что надлежит тленному сему облечься в нетление и смертному сему облечься в бессмертие 897 , и что на невидимых надеждах основано наше усыновление вслед за искуплением тела. Ибо если вместе с телесной дебелостью и паламитскими пирами и пьянками возможно и оным будущим светом наслаждаться здесь, то что за нужда будет в смерти, переносящей в обещанное бессмертие и жизнь вечную и нетленную, если ты не в будущем и не в том, что по смерти, полагаешь надежды, но в том, что исполнено сладости и плотских похотей, и думаешь, что это некоторым образом возрастет вместе с благочестивыми надеждами и тем, что сокрыто в таковых обетованиях? Книга 33, раздел 46 Итак, во-первых, против вас [говорит] эта распущенность, не требующая многих слов [для своего изобличения], и во-вторых – то, что Дионисий говорит о видимом богоявлении, а не о видимом несотворенном божестве; а это суть вещи далекие одна от другой, и расстояние между ними больше, чем между востоком и западом. Ибо священные и божественные книги сообщают нам о многих и различных видимых богоявлениях, как мы подробнее изложим дальше; а об ином несотворенном божестве, кроме одной триипостасной сущности, никто из воспитанных в благочестии никогда не говорил вплоть до сегодняшнего дня и даже помыслить не смел, за исключением паламитов. Книга 33, раздел 47

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И пророк Исайя называет Мессию жезлом от корене Инссеева и цветом от корене его 896 . И вынес Моисей все жезлы от лица Господня… И сказал Господь: …положи опять жезл Ааронов перед ковчегом откровения на сохранение, в знамение для непокорных … (Ст. 9–11). Есть предание, что сей жезл навсегда остался зеленеющим и цветущим, и никогда не засыхал; подобно тому, как манна, хранившаяся на память в скинии, никогда не портилась 897 . И сказали сыны Израилевы Моисею: …Всякий, приближающийся к скинии, умирает: не придется ли всем нам умереть? (Ст. 12–13) Рассказав о чудесной казни сообщников Корея 898 , и о чудесном избрании Аарона 899 , Моисей делает примечание о том, какое влияние произвели эти события на народ израильский. Они привели его в столь великий ужас и трепет, что израильтяне стали опасаться, можно ли теперь приступать им к скинии даже и для жертвоприношений. Свои опасения они высказали Моисею. Успокоительным ответом на сии опасения служит нижеследующая глава, в которой Аарон, с сынами своими священниками, изображается ходатаем за грехи народа. Как бы в благодарность за сие, утверждаются права всего колена Левиина законом о начатках и приношениях от сынов израилевых в пользу сего колена 900 . Глава XIX. Жертва рыжей юницы и некоторые другие обряды очищения В сей главе примечаются три отделения. В первом описываются обряды жертвоприношения рыжей телицы (ст. 1–10). Во втором определяются случай осквернения, в котором употреблялся очистительный пепел рыжей телицы (ст. 11–16) В третьем излагается способ употребления сего очистительного пепла с живой водой (ст. 17–22). а. обряды жертвоприношения рыжей телицы (Ст. 1–10) Для очистительной жертвы Господь повелел употреблять именно рыжую телицу 901 (Ст. 2). Рыжий или красно-багряный цвет в сем случае символически указывал на греховную нечистоту людей, нуждавшихся в очищении; посему и в Писании говорится: «аще будут грехи ваши яко багряное, яко снег убелю» 902 . А также багряный цвет был символом дебелости и бренности земной; посему и первый человек назван был Адамом , т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Не так раны и удары по лицу оскорбили владыку, как слова Петра, что «не знает Сего Человека» ( Мф. 26, 72 ). Петр святой! Как это ты забыл своего Благодетеля, глядя на Которого, ты утешался, лицо Которого на Фаворе видел светлее солнца? Как ты говоришь «не знаю человека» о Том, Кого еще недавно исповедал как Бога ( Мф. 16, 16 )? Это Тот Человек, Который исцелил твою тещу, сжигаемую горячкой ( Мф. 8, 14–15 ). Это Тот Человек, о Котором Иоанн Креститель свидетельствовал, что он «недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» ( Мк. 1, 7 ). Это Тот Человек, припав к ногам Которого, ты сказал: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» ( Лк. 5, 8 ). Это Тот Бог я Человек, у Которого ты просил позволения пойти по водам и Который спас тебя утопающего ( Мф. 14, 29–31 ). Пока Владыка смотрел на тебя, ты говорил: «Не поколеблюсь вовек» ( Пс. 29, 7 ), а как только отвел Он взгляд, ты отрекаешься: «Но Ты сокрыл лице Твое, и я смутился» ( Пс. 29, 8 ). Говорит Иисус Сирах: «Бывает друг в нужное для него время... Бывает другом участник в трапезе, и не останется с тобою в день скорби твоей» ( Сир. 6, 8, 10 ). Пока был святой Петр участником трапезы – был другом, теперь же, когда для Христа Спасителя наступила скорбь, он отрекается от Него: «Не останется... в день скорби». У огня стоишь, Петр, но не согреет тебя огонь, если ты погасил пламень любви, ревности и мужества, которые имел к своему Владыке. «Господь, обратившись, взглянул на Петра» ( Лк. 22, 61 ) и если не устами, то сердцем и взглядом сказал ему: и ты, Петр... «Ибо не враг поносит меня, – это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, – от него я укрылся бы» ( Пс. 54, 13 ). Петр! Это Тот Человек, Которому ты говорил: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» ( Мф. 26, 33 ). «Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал» ( Лк. 22, 61–62 ). Плачь горько вместе с Петром и ты, грешный человек, ежедневными своими грехами отвергающий Господа, живущий не почеловечески, уподобившийся животным ( Пс. 48, 13 ). Плач горько, и с твоим страдающим сердцем сравнивай болезни Господа твоего; есть ли болезнь, как болезнь Его ( Плач. 1, 12 ) ( 103, 896–897 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

То, что говорит о послеапостольских временах Егезипп 895 , – все это предвидел святой апостол. И вот в Посланиях к Тимофею и Титу видно, как озабочивает апостола будущее. Постоянно повторяет он увещания и убеждения держаться неизменно истины 896 отвращаться лжеучений 897 . Тимофею апостол напоминает, как отходя в Македонию... просил его остаться в Эфесе... увещевать некоторых, чтобы они не учили иному (μ τεpοδιδασκαλεν) и не занимались баснями и родословиями бесконечными ( 1Тим.1:3–4 ), убеждает его держаться вечной жизни и исповедать доброе исповедание (καλν μολογαν) перед многими свидетелями... чисто и не укоризненно соблюдать заповедь даже до явления Господа нашего Иисуса Христа ( 1Тим.6:12,14 ) пребывать в том, чему он научен и что... вверено ему (ν οις μαθες κα πιστθης) ( 2Тим.3:14 ). Также и Титу заповедует апостол говорить то, что сообразно с здравым учением (πpπει τ γιανοση διδασκαλα), показывать в учительстве чистоту и не поврежденность ( Тит.2:1,7 ) Как озабочен апостол и как у него постоянно было на уме сохранение неповрежденного учения, это видно из того, что в конце Первого послания к Тимофею он восклицает: О, Тимофей! Храни преданное (παpαθκην) тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания ( 1Тим.6:20 ) 898 . Тимофею же апостол пишет: что слышал от меня при многих свидетелях, то передай (παpθυ) верным людям, которые были бы способны и других научить ( 2Тим.2:2 ). К охранению истины в неповрежденном виде апостол призывает и наиболее надежных из верующих. Мужчины, если способны, могут учить; апостол запрещает учить только женщинам 899 . Церковь Бога Живаго, столп и утверждение истины ( 1Тим.5:15 ), то есть истина содержится как бы самосознанием всей Церкви, охраняемой Духом Святым 900 . Таким образом, принцип предания и авторитет Церкви уже ясно и определенно установлен апостолом Павлом 901 . Относительно последующего времени следует прежде всего заметить, что никакая психология не заставит допустить предположения, будто преемники апостолов могли порвать с ними связь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

922 Attal., 266–273 (Scyl., 732–735; Zon., IV, 227–228; Glyc., 616; Ephr., 147; loel, 65–66; Man., 283); Scyl. 734–735 (Zon., IV, 228; loel, 66); Bryenn., 120– 126; Matth. d’Ed., 178; Guil. Apul., 267–268, 279; Chron. Brev., 278. 923 Attal., 270 (Zon., IV, 227; Ephr., 147; Georg., 891; Codin., 158); Scyl., 734; Glyc., 613; Manass.. 284 – круглая цифра: 6 лет; loel, 66 – 7 лет. В каталоге Продолжателя Георгия (920), по ошибке переписчика, – 16 лет. 924 По словам Скилицы (743–744) (Zon., IV, 231–232; Georg., 899), он сослан на остров Прот; по словам Вриенния (127–128), на остров Оксию. 930 Вриенний (126–127) говорит, что раньше Вотаниат был женат два раза, и когда женился в третий раз, на Марии, вторая жена была жива. Вриенний, кажется, введен в заблуждение неясным представлением об Евдокии и Марии, кандидатках в жены Вотаниату. Евдокию он принял за вторую жену, как показывают слова: ev aycovia riv цл xr v TEX.ou j£vr)v (.ivriaiEiav/luoei 6 лахршрхл? evco-TioGsiq 7icpi тоитоь icai сшбк; яро; Еибокшу cmovcuaEi (он опасался, как бы патриарх, узнав об этом, не расторг помолвки и не склонился вновь к Евдокии). 931 Scyl., 738 (Zon., IV, 229; Glyc., 617; Ioel, 66; Man., 284; Ephr., 148; Georg., 893, 897); Lup., 60; Anon. Bar., 335; Matth. D’Ed., 178. 933 Attal., 284–286, 288–294, 319 (Scyl., 735–737; Zon., IV, 228–229; Glyc.. 616; Ephr., 149; Georg., 896–897); Scyl., 737; Bryenn., 130–148 (Anna, 1, 25–36, 38–40); Anna, I, 36–37. Вриенний, автор записок, приписывает ослепление Никифора Вриенния Бориллу. Было подозрение и на Алексея Комнина, почему дочь его, Анна, считает нужным очистить память отца. Лебо (XV, 61) делает неудачную прибавку, что вместе с Никифором Вриеннием был ослеплен и его сын; сын, действительно, участвовал в сражении, но успел бежать со своим дядей Иоанном и ослеплен не был. 935 По словам Вриенния (156) (Anna, I, 48), Комнину дан был этот титул по возвращении из похода против Василакия. Мы следуем более древнему свидетельству. 936 Attal., 297–300 (Scyl., 739–741; Zon., IV, 230; Glyc., 617; Ephr., 149; Georg., 897–898); Scyl., 739–741; Bryenn., 146, 148–156 (Anna, I, 40–48).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

С именем Стефана VI связано осуждение извлеченного из могилы его предшественника, Формоза, на так называемом «трупном соборе». В 896 или 897 году в одной из римских церквей состоялось заседание собора, и над трупом скончавшегося за 8-9 месяцев до того Формоза был вынесен приговор. Труп одетого в полное епископское облачение Формоза посадили на папский трон, будто живого. Затем против него был организован настоящий судебный процесс: с обвинителями, защитником, судебными речами. Самое серьезное обвинение, предъявленное ему, состояло в следующем: смена епископской кафедры в Порто на римскую, хотя подобный прецедент уже существовал. Однако осуждение Формоза показалось недостаточным для жаждавших мести сполетанцев, труп бывшего папы подвергли поруганию: с него сорвали одежду высшего иерарха и переодели в светское платье в знак того, что он исторгнут из священнического сословия. Затем из-за якобы ложной клятвы у него отрубили три пальца на правой руке (которыми он совершал благословение). Обезображенный и оскверненный труп Формоза вытащили из церкви и как закоснелого злодея закопали в землю, однако папе Стефану и этого показалось мало, труп был выкопан из земли и сброшен в Тибр. Отвратительный спектакль «трупного собора» драматично отражает то унизительное положение, в котором оказалось руководство католической церкви. Стефан VI, так расправившийся со своим предшественником, тоже не смог избежать своей судьбы: уже в 897 году против него вспыхнул мятеж, его схватили, свергли с папского престола и задушили в тюрьме. С 897 по 903 год на папском престоле побывало шесть пап, почти все они умерли насильственной смертью. Более умеренным, чем во времена Формоза, периодом этого мрачного века были годы господства так называемой «порнократии», правившей Римом. Местные властители Италии с помощью родственных связей старались стабилизировать, упрочить свое положение. Наилучшим средством для этого оказались видные члены семей по женской линии. В их орбиту вовлекались и папы, не способные устоять перед женщинами. В первой половине Х века жаждущие власти женщины из некоторых римских аристократических семей сажали своих фаворитов на папский престол, что затем обусловило создание легенды о папессе Иоанне.

http://sedmitza.ru/lib/text/441596/

С именем Стефана VI связано осуждение извлечённого из могилы его предшественника, Формоза, на так называемом «трупном соборе». В 896 или 897 году в одной из римских церквей состоялось заседание собора, и над трупом скончавшегося за 8–9 месяцев до того Формоза был вынесен приговор. Труп одетого в полное епископское облачение Формоза посадили на папский трон, будто живого. Затем против него был организован настоящий судебный процесс: с обвинителями, защитником, судебными речами. Самое серьёзное обвинение, предъявленное ему, состояло в следующем: смена епископской кафедры в Порто на римскую, хотя подобный прецедент уже существовал. Однако осуждение Формоза показалось недостаточным для жаждавших мести сполетанцев, труп бывшего папы подвергли поруганию: с него сорвали одежду высшего иерарха и переодели в светское платье в знак того, что он исторгнут из священнического сословия. Затем из-за якобы ложной клятвы у него отрубили три пальца на правой руке (которыми он совершал благословение). Обезображенный и осквернённый труп Формоза вытащили из церкви и как закоснелого злодея закопали в землю, однако папе Стефану и этого показалось мало, труп был выкопан из земли и сброшен в Тибр. Отвратительный спектакль «трупного собора» драматично отражает то унизительное положение, в котором оказалось руководство католической церкви. Стефан VI, так расправившийся со своим предшественником, тоже не смог избежать своей судьбы: уже в 897 году против него вспыхнул мятеж, его схватили, свергли с папского престола и задушили в тюрьме. С 897 по 903 год на папском престоле побывало шесть пап, почти все они умерли насильственной смертью . Более умеренным, чем во времена Формоза, периодом этого мрачного века были годы господства так называемой «порнократии», правившей Римом. Местные властители Италии с помощью родственных связей старались стабилизировать, упрочить своё положение. Наилучшим средством для этого оказались видные члены семей по женской линии. В их орбиту вовлекались и папы, не способные устоять перед женщинами. В первой половине Х века жаждущие власти женщины из некоторых римских аристократических семей сажали своих фаворитов на папский престол, что затем обусловило создание легенды о папессе Иоанне.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Поставление германца, рожденного к тому же вне брака от конкубинки, помноженное на разгром Рима, было достаточно, чтобы итальянцы посчитали себя глубоко оскорбленными. Они готовы были в очередной раз восстать против узурпатора, но этого даже не пришлось делать. На обратном пути Арнульф внезапно скончался от какой-то венерической болезни, а вслед за ним 4 апреля 896 г. последовал Формоза, которого смерть спасла от многих прижизненных неприятностей 208 . После смерти Арнульфа германцы Восточно-Франкского королевства раскололись на 5 главных народов: франконцев, саксонцев, швабов, баварцев и лотарингцев, постоянно враждующих друг с другом. Каждый из них находился под управлением своего герцога, и если что-то еще и объединяло их, так это венгерская и славянская угрозы 209 . После смерти папы Формозы и очередной смены Западного императора перед Ламбертом возникла настоятельная необходимость доказать незаконность коронации своего предшественника Арнульфа. Эта задача вполне могла бы быть решена путем простой оговорки, что покойный папа совершил Таинство венчания под давлением грозного германца, а тот в свою очередь вообще получил корону путем оружия, что было бы чистой правдой. Но в силу каких-то неведомых причин было принято иное решение – опровергнуть каноничность избрания папой самого Формозы. Понятно, что все последующие акты лжепапы уже не могли являться каноничными, и это в корне подрывало бы легитимность коронации Арнульфа. И вот в 896 г. папа Стефан VI (896–897) повелел доставить тело умершего и уже 9 месяцев пребывавшего в могиле Формозы на заседание специально созванного Собора, где был разыгран мрачный фарс. С трупа сорвали священнические одежды и надели светское платье, как свидетельство того, что Формоза был не папой, а рядовым мирянином 210 . Специально поставленный при трупе диакон отвечал как бы за мертвого папу от его имени на вопросы судей. В результате этого мрачного анекдота покойного признали виновным во всех смертных грехах, ему отрубили кисть правой руки, а тело выкинули в реку 211 . Но вскоре труп выбросило Тибром на берег – некоторые благочестивые люди подобрали его и тайно захоронили. Многие узрели в этом новое свидетельство Божьего суда и несправедливость возведенных на мертвого папу обвинений 212 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итальянское королевство не могло обеспечить защиту папства, ибо итальянские короли с местопребыванием в Павии обладали не большей властью, чем герцоги и маркграфы. Они приезжали в окружённый со всех сторон врагами Рим только для того, чтобы короноваться в императоры и тем самым возвыситься над своими соперниками. Церковная дисциплина ослабла, папский двор стал местом распутства, убийств и интриг, церковный сан оказался предметом купли-продажи. Светская власть пап, становившаяся все более номинальной, вновь ограничилась лишь двумя римскими провинциями. Общий разброд усилился также в связи с тем, что в первой половине Х века в Северной Италии появились мадьяры, совершавшие набеги на римские города, а затем в конце века на юге – ещё более опасные завоеватели – норманны. В IX-X веках Италия представляла собой самую раздробленную в политическом отношении страну на континенте, и эта политическая раздробленность на протяжении тысячелетия служила фоном, на котором действовал глава вселенской церкви и её центр, закрепляя эту раздробленность. Несомненно, что кризисной точкой была эпоха феодальной монархии, называемая по её главному герою эпохой Формоза. Формоз был кардиналом-епископом Порто и на протяжении десятилетий являлся главным советником при папах и одновременно руководителем архиерейской курии. Формоз был близок к возвысившейся на фоне других итальянских аристократических семей семье герцогов Сполето. Нескрываемое стремление стать папой привело его к конфликту с уже упомянутым папой Иоанном VIII, который на одном соборе лишил Формоза церковного сана и отправил в изгнание. По всей вероятности, сторонники епископа из Порто не были безвинными в убийстве папы Uoahha VIII . Новый папа Марин I (882–884) полностью реабилитировал Формоза, вернул ему кардинальский титул и епископство в Порто, и тот снова приобрёл влияние в Риме. Краткий понтификат Марина достоин упоминания потому, что Марин был первым папой, который, являясь епископом Церейского епископства в Этрурии, перешёл на римскую епископскую кафедру, что запрещалось церковными законами. В 880–890-х годах папы находились под перекрёстным огнём маркграфа фриульского Беренгара и герцога сполетского Гвидо, соперничавших между собой. Лапа Стефан V (lV) (885–891) был креатурой герцогов Сполето; после его смерти Формоз наконец вступил на столь желанный папский престол, который он занимал с 891 по 896 год. Стремясь освободиться от рабской зависимости от сполетских герцогов, Формоз (кстати, не только честолюбец, но и умный, образованный дипломат) вступил в союз с германским королём Арнульфом. Тем самым он навлёк на себя неукротимую ненависть главы сполетанской партии, вдовы скончавшегося Гвидо Агильтруды. (Агильтруда – первая роковая женщина в истории средневекового папства.) Однако Формоз скончался в 896 году, и таким образом сполетанцы вернули в Риме власть себе. Новый папа Стефан VI (896–897) унизился до такой степени, что стал постыдным орудием мести Агильтруды.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010