Глава 7. Понятие человеческой личности в сербской богословской мысли XX века Сербская богословская мысль в двадцатом веке в поиске ответов на проблемы современного мира живо вращалась вокруг темы личности Бога и человека. «Сербскому народу Бог дал двух великих лю­дей» – преп. Иустина (Поповича) и свт. Николая (Велимировича), которые были людьми «живого примера и живого слова» и носили глубоко в своих сердцах трагические вопросы современного человека, «отвечая на них из глубины своего православного существа». 893 Епископ Николай (Велимирович) – гениальный богослов с мировым именем, почетный доктор нескольких всемирно известных университетов, 894 «величайший сербский церковный мыслитель», который называется порой даже «апостолом нашего времени». 895 Преподобный архимандрит Иустин (Попович) , относившийся к владыке Николаю как «к своему отцу и учителю», 896 также признается одним «из самых выдающихся современных отцов православного богословия», 897 «личностью подлинно святоотеческого размаха», 898 далеко превосшедшей границы Сербии. 899 Отец Иустин «оставил после себя богатейшее богословское, философское и агиографическое насле­дие». 900 Его богословские работы, по выражению академика Иоанна Кармириса, представляют вершину духовного самовыражения Сербской Церкви. 901 Не случайно, что оба святых богослова сравниваются с «великими Отцами Церкви» 902 и «вселенскими учителями», 903 принадлежащими всему миру. 904 И хотя подробный анализ мыслей свт. Николая свидетельствует, что он говорил о человеческой личности «несистематическим образом», тем не менее, именно он «первым среди сербских богословов переместил понятие личности с уровня психологии и этики на уровень онтологии». 905 Вслед за ним архимандрит Иустин уже систематически и глубоко проникает в тайну личности человека. Мы полагаем, что можно утверждать, что сербское богословие двадцатого века в лице свт. Николая (Велимировича), преп. Иустина (Поповича) и их преемников, «крупнейших сербс­ких богословов и архипастырей» 906 митр. Амфилохия (Радовича) 907 и еп. Афанасия (Евтича) , 908 является органическим продолжением и развитием «персонального, ипостасного подхода» 909 восточного православного богословия. При этом термин «личность» практически всегда оказывается синонимичен ипостаси, лицу, персоне 910 в их халкидонском смысле. Несмотря на большое разнообразие мыслей и часто поэтический язык, сербское богословие личности двадцатого века позволяет провести обобщение и систематизировать его взгляды на основные свойства богословского понятия человеческой личности. Среди этих свойств: апофатичность (таинственность), сообразность Богу, логосность, обладание собственной природой, целостность, познавательная способность, свобода, уникальность, творчество и синергичность, динамизм, общение и кафоличность, перихоретичность, нравственность и любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Глава девятнадцатая Учение Евномия, что имена Божии выражают сущность Божию и чрез них приобретается ее познание. Учение св. отцов о непостижимости и неименуемости Божественного существа He может быть состоятельным пред лицом св. отцов Церкви и учение Евномия, что имена Божии, как Божественные действия, выражают сущность Божию, в силу чего мы, по его словам, можем иметь познание о самом существе Божием. Св. Григорий Нисский и Василий Великий показали нам, что имена Божии, как членораздельные слова, не суть Божественные действия, но суть действия человеческие. Из этого явствует, что имена Божии, как действия человеческие, не могут выражать сущности Божией и дать нам познание о Божественном существе. У св. отцов Церкви есть нарочитое учение о непостижимости существа Божиего и даже о неименуемости Бога в Его существе. Означенное святоотеческое учение еще раз показывает всю ложность еретической теории Евномия, что имена Божии суть действия Божии. Итак, остановимся своим вниманием на учении св. отцов Церкви о непостижимости существа Божиего. Св. Григорий Нисский приводит такие слова Евмомия: «тем не свойственно даже нарицаться христианами, которые утверждают, что естество Божие неведомо» 894 . А также, по свидетельству святителя Григория, Евномий говорит, «что познал существо Божие, и полагает, что собственным разумом понял непостижимое для нас» 895 . Такие заявление Евномий делал на том основании, что имена Божии будто выражают сущность Божию, и в особенности имя «нерожденность», которое является, по его словам, главнейшим выражением сущности Божией и с каковым именем связаны все прочие Божественные имена 896 . Это имя и считает Евномий средством для абсолютного познания существа Божиего. Ниспровергая такие заявления Евномия, св. Григорий Нисский говорит, что в человеческой тварной природе нет силы к познанию существа Божиего, и не только человеческая, но и ангельская природа не может вместить и обнять ведением бесконечное естество 897 . «Пусть, – говорит св. отец, – хвалящиеся знанием бесконечного существа Божиего прежде ответят относительно доступного: светил небесных, земли и воздуха, созданных Богом существ, которые мы видим» 898 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Святого Максима различные вопросы и выборки из различных глав недоумений I, 1. Каковы добродетели у души, а каковы – у тела? Добродетели души суть следующие: любовь, смирение, кротость, великодушие, долготерпение, незлопамятность, незлобивость, несклонность к гневу, зависти, осуждению и тщеславию, милосердие, целомудрие, несребролюбие, сострадание, отсутствие гордости и высокомерия, сокрушенность сердца. А добродетели тела суть следующие: пост, спание на земле, бдение, воздержание, нестяжание и сосредоточенность. 889 I, 2. Что означает речение Апостола: Буду петь духом, буду петь и умом ( 1Кор. 14, 15 )? Если кто-либо только языком произносит [слова] песнопения, то он поет духом, а если [кто-либо], зная смысл песнопения, наслаждается созерцанием, то он поет умом. 890 I, 3. Что означают слова: В беззакониях я зачат, и во грехах зачала 891 меня мать моя ( Пс. 50, 7 : LXX )? Поскольку первоначальная цель Бога была в том, чтобы мы рождались без брака и истления, а брак был введен по причине преступления заповеди, ибо Адам совершил беззаконие, то есть отверг Закон, данный ему Богом, – поэтому все, кто ведет род от Адама, зачинаются в беззакониях, подпадая под осуждение праотца. [Слова] же и во грехах зачала меня мать моя означают, что Ева , мать нас всех, первой зачала грех, пылая страстью к наслаждению. 892 Потому и мы, подпадая под осуждение [пра]- матери, говорим, что [мать] зачинает нас во грехах. 893 I, 4. Что означают слова Апостола: быть отлученным от Христа за... родных моих ( Рим. 9, 3 )? Я молился, 894 говорит Апостол, от Христа быть преданным диаволу, так чтобы быть подвергнутым бичеванию и за израильтян вынести наказания – которых они по справедливости заслужили за свое неверие в Бога, – только чтобы они были спасены. 895 [Ведь] таким же образом и Господь предал Себя ( Еф. 5, 2 ) и сделался за нас клятвою ( Гал. 3,13 ). 896 I, 5. Сколько [существует] способов, [которыми] человек грешит? Я полагаю, что человек грешит четырьмя способами: по [внезапному неразумному] увлечению, 897 по обольщению [чувств], по незнанию и по расположению [воли]. 898 Те, кто грешат первыми тремя способами, легко приходят к осознанию и покаянию, тот же, кто грешит по расположению [воли] и не приходит к покаянию ни с опытом, ни со временем, – тот терпит бесконечную муку.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Слово 22. На [слова] «О дни же томъ и час никтоже всть, ни ангели токмо Отецъ Мой единъ» 895 Возражение со стороны христоборцев. И как же, говорят они, Сын будет по сущности подобен Отцу, когда Он говорит, что не знает дня вка 896 , тогда как Отец знает, как Сам Он признает? Ведь в этом показывается изрядное неподобие и некое природное отличие. Опровержение на это. Если Сам Он является Творцом веков, лет и времен, – а Он действительно [таковым] является, – то как Он у вас считается не ведущим одного дня и часа? Итак, надо исследовать сказанное Им ученикам. И можно ясно отсюда видеть, что как Бог Он знает и день, и час, хотя, показывая в Себе свойственное человеку, и говорит, что не знает. Ведь если Он точно описывает всё имеющее быть прежде оного дня и часа и говорит, что, дескать, будет то, случится это, и затем – конец, то ясно, что, ведая то, что прежде него, Он знает и сам этот день. Ибо после перечисленного Им Он объявляет, что [тогда] кончина 897 . Кончина же что иное есть, если не последний день, о котором Он домостроительно сказал, что не знает его, в очередной раз сохраняя за человечеством подобающий ему чин? Ведь человечеству свойственно не знать будущего. ИНОЕ, в повествовательной форме. В словах Спасителя необходимо исследовать время, когда они были Им сказаны, ибо, таким образом, мы избежим заблуждения. Итак, если прежде вочеловечения Божие Слово обретается говорящим о Себе нечто смиренное, то пусть это прилагается к Его Божеству, и пусть к Нему относятся [таковые] речения. А если тогда, когда Он плоть бысть 898 , Он воспользовался человеческими выражениями, чтобы воистину показать Себя также и человеком, то разве не логично будет к человечеству отнести сказанное по-человечески? Ибо это значит воспринимать тропос домостроительства. Ведь если Он не стал человеком, то пусть всё говорит как Бог; а если стал человеком, то пусть Ему будет позволено и говорить как человек, при том, что домостроительство по человечеству ничуть не вредит Ему в отношении Божества. Ибо »то значит сказанное Павлом: «Плняюще всякъ разумъ в Христово» 899 . Итак, свойство Слова, – поскольку Оно есть Слово, – знать начало и конец сотворенного Им; а одно из творений – это время, и Сотворивший его всяко знает, до как и каких пор ему дано существовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Скачать epub pdf Археографические примечания Дневник академика Михаила Михайловича Богословского хранится в составе его личного архивного фонда в Отделе письменных источников Государственного Исторического музея 895 . Дневник представляет собой отдельные листы из блокнотов (преимущественно, в 8-ю долю листа), исписанные, в большинстве своем, с двух сторон черными чернилами, с незначительной авторской правкой. Ежедневные записи велись Богословским с 16 июля 1915 г. по 6 ноября 1917 г. Кроме того, сохранились отрывочные записи историка за несколько дней 1913 г. и записи за два месяца, проведенных Богословским в подмосковном санатории (бывшей усадьбе Гребнево) с 4 октября по 2 декабря 1919 г. Записи за 1919 г. сделаны карандашом 896 . Частично, материалы дневника привлекались в очерке о Богословском Л. В. Черепнина, во вступительной статье Л. А. Черной к изданию его воспоминаний, статей и писем, в обзорной статье в Археографическом ежегоднике. Отрывки из дневника за 1915 г. были опубликованы в журнале «Вопросы истории» 897 . Дневник М. М. Богословского впервые публикуется полностью. Правописание приведено в соответствие с нормами современной орфографии и пунктуации. При пропуске букв и сокращении слов, за исключением имен, текст, для удобства чтения, восстанавливается по смыслу, без оговорок. Зачеркнутые автором слова и фразы не приводятся. Явные описки исправляются без оговорок. В тех случаях, когда возможны разночтения, текст восстанавливается в квадратных скобках. Если в тексте указаны только инициалы, титулы или должность, фамилия упоминаемого лица приводится в квадратных скобках. В тесте сохраняется авторское сокращение В. Ж. К. (Высшие женские курсы – ВЖК), Ж. М. Н. Пр. (Журнал министерства народного просвещения – ЖМНП). Сохраняются сокращения: ген. (генерал); проф. (профессор); в. кн., вел. кн. (великий князь); о. (отец); преосв. (преосвященный); к., коп. (копейка, копейки); р., руб. (рубли); т. к. (так как); ч., час. (час, часов) и т. п. Различные варианты сокращения Общества истории и древностей российских и Министерства иностранных дел передаются аббревиатурами ОИДР и МИД.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ V Лев V, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1626. P. 139 (РГБ) Лев V, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1626. P. 139 (РГБ) († между 903 и 905), папа Римский (с июля 903). Сведения о Л. содержатся в краткой биографической заметке в Liber Pontificalis , в поэме каноника Флодоарда Реймсского «Победы Христа в Италии», а также в полемических трактатах южноитал. (возможно, неаполитанских) авторов нач. Х в. Ауксилия «В защиту рукоположений папы Формоза» и Евгения Вульгария «Книжица о деле Формоза» (см.: D ü mmler. 1866. S. 60, 135; Gnocchi. 1995). По-видимому, Л. был пресвитером в сел. Приапи близ г. Ардеа (ок. 35 км к югу от Рима). Церковная жизнь в Риме в нач. Х в. была сопряжена с длительным конфликтом по поводу законности избрания папы Формоза (891-896), посмертно осужденного по инициативе папы Стефана VI (VII) (896-897). Вероятно, Л. принадлежал к сторонникам Формоза, т. к. Ауксилий называл его «мужем приятной Господу жизни и святости» ( D ü mmler. 1866. S. 60). Вскоре после избрания Л. на Папский престол (согласно Ауксилию - через 30 дней, согласно ранним перечням Римских пап - через 57 дней) его сверг рим. пресв. Христофор (см. Христофор , антипапа). Л. был заключен в тюрьму и вскоре скончался (по др. версии, он ум. в понтификат Сергия III (904-911)). Насколько можно судить по немногочисленным источникам, Христофор также был сторонником Формоза, поэтому оппозиция Л. могла быть связана с его нерим. происхождением. Л. приписываются несохранившиеся грамоты, изданные в пользу соборного капитула Болоньи, аббатства Райхенау, и подтверждение архиепископского статуса Миланской кафедры, но достоверность этих сведений сомнительна. Возможно, на основании сообщения Liber Pontificalis о том, что Л. был «чужаком» для римлян (forensis), автор Жития бретонского св. Тутгуала (VI в.?), составленного во 2-й пол. XI в. (BHL, N 8351), включил в свое сочинение рассказ о том, как Тутгуал, прибывший в Рим как паломник, был избран папой Римским под именем Лев Бретонец (Leonem Britigenam nominat). Через 2 года по воле Бога он сложил с себя обязанности понтифика и вернулся в Бретань, где основал епископскую кафедру в г. Трегье (совр. деп. Кот-д " Армор) ( La Borderie. 1887. P. 16-17; о датировке Жития см.: Guillotel. 1992. P. 220). По-видимому, эта легенда была призвана обосновать притязания епископов Трегье на первенство среди бретонских епископов ( Merdrignac. 2014).

http://pravenc.ru/text/2463261.html

Царицын Петр Яковлевич Солагерник святителя Афанасия. По некоторым сведениям, принял постриг с именем Николай, был келейником почитаемого бузулукского старца схимонаха Максима (Пилипцева) 896 . 4 апреля 1957 г. 897 Четверток 5-й недели От известного Петра Яковлевича. Благослови, преосвященнейший владыко. Дорогой владыко, прости за беспокойствие. Вы, наверное, про меня забыли, но я Вас хорошо помню и никогда не забуду за Ваши добрые слова, которые до сих пор хранятся в моем сердце. Владыко, я был с Вами вместе в Мордовии в 8-м лагере в 49 и 50 году. В 50 году на Петров день я от Вас освободился. Давно хотел Вам написать, но не знал Вашего адреса. Рождественским постом Бог привел быть у митрополита Нестора, и он мне благословил адрес. Дорогой владыко, как Ваше здоровье, но, наверное, неважное. Дорогой Владыко, не можете ли знать, где наши друзья, возможно, они Вам пишут, Павел Игнатьевич Зубов и Василий Ив. Малговский. Очень была хорошая встреча у нас со Владыкой Нестором. От радости наплакались. Вспомнили все прошлое, и о Вас вспоминали несколько раз. С ним служит епископ Донат 898 , ой какой милый человек. Я был у него 10 дней. Он меня благословил Вам написать, а если возможно, то и повидаться с Вами. Если я обрел благодать пред очима Вашима, то благословите приехать и когда благословите. Дорогой Владыко, чем занимаетесь в настоящее время? Владыка Михаил Чкаловский 899 мне говорил, как будто бы Вы должны занять кафедру. Митрополита Нестора проповедь и службу слышал. Ах! Как он прекрасно служит и говорит! Еще как бы Бог привел услышать Вашу службу и проповедь, а еще от Вас чем-то пожи[ви]ться. У Вас есть много богатства, особенно для меня, наверное, оно все цело. Я слышал, что Вы из лагеря вывезли его благополучно. Я в настоящее время нахожусь беден, болен, наг и слеп, и надеюсь, что у Вас найдется для меня потребное. Если не благословите приехать, то что-нибудь хотя выделите для меня, я гибну от глада, а если знаете, то адреса вышеупомянутых наших друзей. За все простите, на доброе дело благословите. Никогда Вас не забываю. Смиренный послушник Вашего преосвященства Петр Яковлевич. Д. 22. Л. 70–70 об. Подлинник. Автограф. Рукой святителя Афанасия вписан адрес: БАССР, г. Ишимбай, ул. Тайрук 3–1, Царицыну Петру Яковлевичу Читать далее Источник: Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову) : в 2 кн./Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ; [вступ. ст., примеч., подгот. текста О. В. Косик]. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013-2014. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви)./Кн. 2: О - Ю. - 2014. - 791 с. : ил., портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Письмо 140. Н.С. Фуделю 28 I Усмань] 893 Дорогой Николаша, прости, что долго не отвечал на письмо, привезенное Варенькой. Мы так обрадовались ее приезду, что обо всем вроде забыли. Все же жизнь без детей очень одинока, и мы к ней еще не привыкли. Варенька спит за печкой, и наши старые сердца успокоились и потеплели. Она тоже довольна и с ужасом считает остаток дней до отъезда. Я нашел ее мало изменившейся и довольно серьезной, если не считать остриженной головы – дань Бандар Логу 894 . Она набросилась на нас за нашу инертность в вопросе переезда. Я, правда, инертен, мне бы сейчас только сидеть на печке в валенках, но под ее воздействием сделал объявление о продаже и сообщил всем, кому нужно. С ней я и приеду, чтобы поехать на место и договориться окончательно. Если договорюсь о цене, то надо будет дать задаток рублей 500 (=50), чтобы не упустить, т к оттуда мы получили письмо (от соседей продавцов), где говорится, что нас ждут. что они себе уже подыскали и могут тут же нам продать. Так что если у нас пройдет успешно продажа 895 , то все это может обернуться быстро, – к Пасхе или тут же после нее (IV) мы сможем оказаться во Владимир области. Мама сегодня шутила, что вы вдруг неожиданно получите от нас письмо не из Усмани, а из Александрова 896 . Я молчу, т к боюсь, как обычно, всяких задержек, но все может быть. Деньги на задаток у нас есть полностью. Может быть, если удастся продать хорошо, то даже останется немного, чтобы там отремонтировать третью комнату? Мы мечтаем, чтобы было помещение для ваших приездов. А мама еще мечтает, и довольно серьезно, чтобы как-то сэкономить на продаже и купить пианино: завораживать девочек – она говорит, и себя, конечно, – добавляю я. Спасибо за журнал. Стихи 897 не плохие – видишь, ты и форму всю сумел соблюсти, когда понадобилось. Я уверен, что и «Северный свет» 898 ты мог бы продолжить. У твоего приятеля 899 хорошая душа, дай Бог ему покоя и прочности, в частности, и в семейной жизни. Варенька говорит, что его приятельница или новая жена очень мила. И он сам ей понравился. Посвежел ли ты после отдыха? Милый ты, Николаша, что же с тобой сделать? Нам ужасно жаль Лялю, ведь весь дом на ее плечах. Поставь же ты в святой закон уезжать вместе за город в воскресенье хоть на лыжах, хоть без них. У нас большие морозы и снег, надеюсь, и у вас тоже. Маша в ужасе от Тамариных отечных ног, говорит, что это перед концом (ей кто-то это сказал). Сама Маша посвежела как-то от поездки, хотя и неудачной в смысле ее болезни. Жаль, что ты с ней не виделся.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/p...

Третья книга Моисеева: Левит Глава I. Жертва всесожжения; обряд жертвоприношения: крупного скота, мелкого скота, птиц 1 . И воззвал Господь к Моисею, и сказал ему из скинии собрания говоря: 896 2 . Объяви сынам Израилевым и скажи им: когда кто из вас хочет принести жертву Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из скота крупного и мелкого. 897 3 . Если жертва его есть всесожжение из крупного скота: пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобресть ему благоволение пред Господом. 898 4 . И возложит руку свою на голову жертвы всесожжения, и приобретет он благоволение, во очищение грехов его. 899 5 . И заколет тельца пред Господом; сыны же Аароновы, священники, принесут кровь и покропят кровию со всех сторон на жертвенник, который у входа скинии собрания. 6 . И снимет кожу с жертвы всесожжения и рассечет ее на части. 900 7 . Сыны же Аароновы, священники, положат на жертвенник огонь и на огне разложат дрова; 8 . И разложат сыны Аароновы, священники, части, голову и тук на дровах, которые на огне, на жертвеннике. 901 9 . А внутренности жертвы и ноги ее вымоет он водою, и сожжет священник все на жертвеннике: это всесожжение, жертва, благоухание приятное Господу. 902 10 . Если жертва всесожжения его (Господу) из мелкого скота, из овец, или из коз, – пусть принесет ее мужеского пола, без порока (И пусть возложит руку на голову ее). 11 . И заколет ее пред Господом на северной стороне жертвенника, и сыны Аароновы, священники, покропят кровию ее на жертвенник со всех сторон. 903 12 . И рассекут ее на части, отделив голову ее и тук ее, и разложит их священник на дровах, которые на огне, на жертвеннике. 13 . А внутренности и ноги вымоет водою, и принесет священник все и сожжет на жертвеннике: это всесожжение, жертва, благоухание приятное Господу. 14 . Если же из птиц приносит он Господу всесожжение; пусть принесет жертву свою из горлиц, или из молодых голубей. 904 15 . Священник принесет ее к жертвеннику и свернет ей голову и сожжет на жертвеннике, а кровь выцедит к стене жертвенника;

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

142 Римская Паннония занимала земли на правобережье Дуная к западу от Дунайского колена. В средневековых текстах этот хороним употреблялся в более широком значении, включая все земли в Среднем Подунавье, занятые венграми. Датировка Региноном переселения венгров из Северного Причерноморья на Средний Дунай 889 г. вряд ли верна; обычно принимается другая дата – 896/7 г. Возможно, хронист использовал византийскую датировку по александрийской эре (897 + 5500==6397 г.), пересчитав ее в год от Рождества Христова по константинопольской эре (6397 – 5508==889) (Наза­ренко 1993. С. 109. Коммент. 1). 145 Киевской княгини Ольги, правившей после гибели (ок. 945 г.) мужа, киевского князя Игоря, во время несовершеннолетия своего сына Святослава (примерно до 960 г.). В крещении Ольга действительно носила имя Елена (ПСРЛ 1. Стб. 61; 2. Стб. 49; Иаков Мних. С. 67); см. также: Назаренко 1993. С. 111. Коммент. 8. 147 В том, что традиционный этноним Rugi (см. 4, примеч. 81) в данном случае обозначает именно русь, можно быть уверенным благодаря сообщению об этом событии в так называемых анналах херсфельдского корня, где народ, приславший послов, назван своим обычным для латинской письменности X–XI вв. именем – Rusci (см. 12/1, 18/1, 19/1, 21/1). 148 Западноевропейские авторы избегали именовать византийских императоров римскими, как те себя сами титуловали, предпочитая говорить о «константинопольских» или «греческих» императорах по причине споров между Востоком и Западом об императорском титуле, начавшихся в 800 г., с императорской коронации Карла Великого (ср. 2, примеч. 30). 149 Византийском императоре Романе II. О крещении Ольги именно в Константинополе сообщают все источники, но вопрос о том, когда это случилось, остается спорным. Роман II правил самостоятельно в 959–963 гг., а совместно с отцом – с 946 г. Древнерусские источники, как правило, датируют поездку Ольги в Царьград и ее там крещение 6463 (955/6) г. Приемы Ольги в Константинополе, описанные в сочинении Константина Багрянородного «О церемониях» (Const. De cerim. II, 15. Р. 594.15–598.12; см. также настоящую Хрестоматию, т. II) могут быть датированы осенью либо 946, либо 957 г., но в этих описаниях нет ни слова о крещении княгини. Ввиду таких противоречий были исследователи, которые отдавали предпочтение датировке «Продолжателя Регинона» (см., например: Obolensky 1990. Р. 145–158). При всей дискуссионности проблемы (краткий ее обзор см.: Назаренко 1993. С. 114–118. Коммент. 11) нам наиболее предпочтительным представляется мнение о крещении Ольги в 957 г. при отце Романа II императоре Константине VII Багрянородном (Назаренко 2001а. С. 219–310; здесь подробно и о других точках зрения).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010