2045 Здесь кончается то, что написано слева от Софии (для зрителя), и начинается написанное справа. 2047 Дальнейшие сведения заимствую из «Описания Славянских рукописей Библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры», М. 1878. г. Ч. I. стр. 89–90; Ч. III, стр. 214. 2048 Еп. Виссарион, – «Иконы и другие священные изображения в русской церкви» (в Сборнике «Духовная Пища», изд. 2, М. 1891, стр. 286. прим. 1-ое). 2051 Древняя малорусская крепость и родовое гнездо Горленко – Прилуки в описываемое время были резиденцией полковой старшины Запорожского войска; теперь Прилуки – уездный город Полтавской губ. 2052 Пр. Ф.И. Титов. Критико-библиографический обзор новейших трудов по истории русской церкви. Тр. Киевск. Дух. Акад. 1910 г. кн. XII. стр. 687–688. 2054 Святитель Иоасаф Горленко, епископ Белгородский и Обоянский (1705–1754). Материалы для биографии, собранные и изданные князем Н.Д. Жеваховым. т. I, часть 1-я. Предки святителя Иоасафа. Киев. 1907 г., стр, 3–80: idem. ч. II. стр. 159–160: idem. т. III. стр. 7–10, 45–44. 2055 Idem т. I, ч.г я. стр. 81–120; ч. II, стр 161–167: т. III. стр. 10–26, 45–46. Собрание сочинений Костомарова, кн. 6, т. XVI, СПБ. 1905 г., стр. 755–765. 2056 Жалованная грамота императрицы Елисаветы Петровны от 9 ноября 1743 г. бунчуковому товарищу Андрею Дмитриевичу Горленко. Idem. т. III, стр. 89. 2057 Idem. т. I, ч. 1-я. стр. 121–142. ч. II, стр. 161–168; ч. III, стр. 269–270: т. III, стр. 26–33, 49–50. 2059 Н.И. Петров . Акты и документы, относящиеся к истории Киевской академии, серия II (1721–1795 гг.) т. I, ч. 2. Киев 1901 г., стр. 1. Материалы... собранные и изданные ку. Н.Д. Жеваховым, т. III, стр. 45, 107–108. 2063 Должность экзаменатора была епархиальная. Она поручалась, обыкновенно, одному из ученых иеромонахов, живших при кафедральном монастыре. На обязанности экзаменатора лежало предварительное испытание ставленников пред рукоположением. В старом архиве Киевской духовной консистории встречаются собственноручные расписки «ексаменатора иеромонаха Иоасафа» (очевидно Горленко) в получении платы за исполнение должности. Пр. Ф.И. Титове, цитир. соч , стр. 691–692.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

евангелиста Матфея вместо Иуды ( Деян.1:15–26 ) и семи диаконов (VI гл.). В последующие века, на основании указанных случаев из апостольской практики, Церковь усвояла общине право избирать себе пастырей, оставляя за собой только право испытывать избранных и посвящать, как об этом свидетельствуют многочисленные свидетельства древнейших отцов Церкви, например св. Климента, Тертуллиана , Иеронима и др. Эта практика в первые века настолько утвердилась, что благотворное значение её замечено было даже языческими императорами, из которых, например, Александр Север стал применять её при замещениях административных должностей в провинциях (Lampridii, Vita Alexandri Severi, cap. 14). Выборное начало применялось и к низшим членам клира, как это можно видеть из практики св. Киприана, который, поставив однажды чтеца Аврелия без предварительного согласия с народом, как бы извинялся перед последним, заявляя, что при избрании клириков он имел обыкновение советоваться со своим клиром и народом. Этот св. отец писал, что «Богом установлено, чтобы священник был избран в присутствии народа перед глазами всех, и чтобы его достоинства и способности были подтверждены всеми, по общему суду и свидетельству». Но, признавая за народом право выбирать себе пастырей, Церковь Православная никогда не смотрела на этот выбор как на такое обстоятельство, которое сообщает выбранному все права и всю власть (как это практикуется ныне в протестантстве), равно как никогда не признавала за выбором абсолютного и безусловного значения. Вообще же посвящение вопреки согласию клира и желанию народа считалось преступлением и нарушением обычных прав (пр. 7-е св. Феофила Александрийского и пр. 89-е св. Василия Вел.), как писал об этом св. Киприан (56-ое письмо), заявлявший, что «народ имеет власть не только избирать священников достойных, но и отвергать недостойных». Светское законодательство также придавало выбору большое значение. Так, при Констанции, ввиду бывших фактов поступления в клир богатых людей, чтобы избавиться от государственных налогов, приказано было освобождать от этих налогов только тех, которые докажут, что они избраны были в клир по воле народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5) Божий виноградник. Земля есть Божий виноградник, и виноградарями в нем поставлены люди. Виноградник этот обнесен оградою, которая есть закон и вера, отделяющие сынов Божиих, христиан от неверных и язычников; в нем выкопано точило – совершено искупление человеческого рода, поставлен краеугольный камень вечного Божьего Царства. В новозаветном точиле благодать Божия вырабатывает «новое вино» – святые, совершенные души для неба. Над виноградником высоко поднимается башня – евангельские идеалы жизни, далеко раздвигающие пределы духовного зрения людей и дающие им возможность глядеть на все в мире с новой, Божией точки зрения. Этим не ограничиваются святейшие заботы Хозяина о своем любимом винограднике. Время от времени Он посылает в него Своих верных слуг, вдохновенных провозвестников воли Своей: праотцев, пророков, апостолов, мучеников, святителей, добрых пастырей, богоозаренных истолкователей Священного Писания, преподобных отцев и жен, украшенных венцами святости, а иногда и даром чудотворений. Что же требует от нас, рабов Своих, Хозяин виноградника? Только добрых плодов во времена свои. И это понятно: никто не станет трудиться даром, никто не затрачивает своих сил по пустому. Тем более прилично Господу Богу делать все согласно с Его Божественным достоинством. Мы твердо должны помнить, что некогда придет Наследник виноградника и потребует от нас, Своих рабов, строгого отчета... 14-я неделя по пятидесятнице (Евангелие от Матфея, зач. 89, гл. 22, ст. 1–14; Апостол, 2-ое к Коринфянам, зач. 170, гл. 1, ст. 21–24; гл. 2, ст. 1–4). 1) Устроил царь пир. Каждая литургия – пир Господа. В какой одежде пришли мы? Чисты ли наши души, украшены ли они всепрощением, смирением и любовью? 2) Господи! вижу чертог Твой и не имею одежды войти в него... Дай мне одежду, просвети одежду моей души! Я получил от Тебя брачную одежду Крещения и осквернил ее. Ты милостив, впусти меня на брак Сына Твоего и обнови ризы мои! 3) Что такое брачная одежда? (ст. 11, 12). Имеем ли мы брачную одежду? ( 2Кор.7:1 ; Ефес.4:24, 6:11 ; Кол.3:12 ; Апок. 3:18, 19 ; Ексапостиларий Великого Понедельника)

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

89 Подобных примеров, удостоверенных судебным порядком, много собрано в кн. Прот. С. Никольского «Новый Израиль». 91 Приведенный случай имел место на беседе смоленского епархиального миссионера, священника Николая Клитина в д. Угрице с ново-израильтянином по имени Федором. 92 «Петербургская газета», сообщая о знакомстве известного доктора Панченко с Порфирией Киселевой, пишет о ней следующее: «Иоаннитская лже-богородица» занемогла. Желая скрыть историю своей болезни и ее причины, («богородица» любила хороший крепкий коньяк), она по рекомендации баронессы Т. пригласила к себе из Петербурга доктора Панченко. Киселева приняла доктора в своей спальне. Одета она была в легкое платье, покроем своим напоминавшее греческий хитон. На плечах хитона золотыми нитями были вышиты два ангела. Больная «богородица», окруженная девушками в таких же оригинальных платьях, но без вышитых ангелов, испугала д-ра Панченко. Он подумал, что попал и дом сумасшедших. Однако, баронесса успокоила доктора, и он остался. Осмотрев больную, Панченко прописал ей natrum bicarbonicum с лимонной кислотой и валериановые капли, которые, как оказывается, дают после сильного перепоя. Ред. 93 В последнее время иоанниты в Херсонской губ. Стали преступно убеждать народ, что всеобщий суд над миром уже приближается; он настанет скоро, – «лишь только окончится 12-ое царствование из Дома Романовых», т.е. тотчас после смерти царствующего Государя Императора. Ред. 94 Критический разбор этом брошюры смотри статью автора в «Миссионерском Обозрении» за 1910 год, стр. 91-ая. 95 Трудно судить о справедливости такого порядка по недостатку сведений с другой стороны. Считаем долгом присовокупить к приведенным данным некоторые разъяснения. Странно весьма признание г. Фриманом баптизма «сектой, существующей более 300 лет»: это равносильно признанию происхождения ее не от Христа! Отрицание «посредничества» баптистами также противоречит словам Господа: «слушающий вас Меня слушает» ( Лк.10:16 ). Отрицание обрядности по смыслу определения VII Вселенского собора есть отвержение «Христа, пришедшего во плоти». Не делает чести научному беспристрастию г. Фримана его умолчание о том, что свидетельствует история о первых проповедниках баптизма, – о том, что в Цвикау около 1520 г. Ф. Мюнцер, Н. Шторх, М. Штибнер призывали всех к ниспровержению существующего строя. Следствием чего была известная в Германии крестьянская война, и во главе восставших был тот же Мюнцер, – о том, что в Мюнстере, в Вестфалии, И. Матисен и И. Баккольд (Лейденский) с «мечами земной власти» выгнали граждан и были во главе бунтовавшей толпы. Речь г. Ллойдь-Джржа красноречиво доказывает, что современные иностранные вдохновители русских сектантов – духовные дети героев крестьянской войны и Мюнстерского бунта. Наблюдаемый в последнее время в России факт стремлений баптизма к пропаганде, при уклонениях от открытой беседы доказывает, что «свобода совести» понимается им весьма своеобразно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

За это Феодорит приносит им благословение апостола Павла Онисифору: да даст милость Господь дому вашему, яко многажды мя упокои, и вериг моих не постыдеся ( 2Tuм. I, 16 ) 793 . Но для Феодорита этого было мало; несправедливо опозоренный, он требует формального оправдания и ходатайствует об этом чрез патрициев Тавра (epist. 88) и Флоренция (epist. 89), пре­фекта Евтрехия (epist. 91) и военачальника Лупицина (epist. 90). Послед­нему он заявлял: «если же кто-нибудь утверждает, что мы мыслим несколько иначе (неправославно), – тот пусть обвиняет нас в нашем присутствии, а не клевещет на отсутствующих. Справедливость требует, чтобы и преследуемому дано было слово и предоставлена возможность за­щищаться, дабы судьи могли чрез это произнести решение, согласное с законами. Прошу твое великолепие посодействовать, чтобы я мог восполь­зоваться этим» 794 . В этом желании Феодорит сошелся со своими противниками. Евтихий чувствовал себя слишком сильным, чтобы сдаться так легко и скоро. В благосклонности Диоскора он быль уверен 795 , папа Лев в начале 449 года склонен был подозревать Флавиана в пристрастии 796 , ковар­ные, но всемогущие советники Феодосия твердили ему, что вера погибает и что необходимо ниспровергнуть еретиков. Под влиянием таких вну­шений, 30-го марта император обнародовал эдикт о созвании вселенского собора в Эфесе на 1-ое августа. Чтобы ни предполагали поборники пра­вославия, – едва ли столь страшный указ носился в голове кого-либо из них, хотя бы в виде самой печальной возможности. Диоскор был на­значен первенствующим 797 , и его деспотическому фанатизму было предо­ставлено право составлять догматические определения и распоряжаться жизнью и смертью непримиримейших его врагов. О Феодорите позаботились больше всех и закрыли ему все пути к оправданию, устранив его от всякого участия в заседаниях. «Епископу Киррскому, – значилось в эдикте 798 , – мы повелеваем не прежде придти на святой собор, как когда угодно будет всему святому собору, чтобы и он присутствовал на этом свя­том соборе. Если же возникнет касательно его какое-либо разногласие, то мы повелеваем без него собраться святому собору». Такое позволение отзывалось весьма неблагородною насмешкой, поскольку было решительно немыслимо, чтобы клевреты Диоскора могли сознать нужду в совете и ру­ководстве Феодорита. Впрочем, это обстоятельство избавило Киррского па­стыря от горькой участи Флавиана, и Лев Римский более справедливо должен был бы поздравить его с этим, как он приветствовал Ана­стасия Фессалоникскаго 799 . Во всяком случае Феодорит всегда был го­тов пострадать за правду и усиливался добиться отмены запрещения 800 . Его настойчивость привела только к тому, что 6-го августа император снова подтвердил прежнее определение, окончательно «удаляя его – потому, что он дерзнул, излагать противное тому, что написал о вере блаженной памяти Кирилл» 801 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

См. примечание к Ап. 67 и 6 Всел. 98. Правило Василия Вел. 22 предоставляет свободу обручнику принять или не принять невесту, растленную её похитителем. 12. Лиц, идоложертвовавших прежде Крещения и потом крестившихся, рассуждено производить в чин священный, как омывших грех. Ср. 1 Всел. 14; Кирилла Алекс. 5 13. Не подобает хорепископам поставлять пресвитеров или диаконов; но ниже епископам иных градов поставлять во иные, кроме позволения епископа, чрез грамоту по каждой епархии. Епископ Никодим находит более понятным изложение этого правила в Афинской Синтагме и дает его перевод на русский язык: “Хорепископы не могут в другой области рукополагать пресвитеров или диаконов, а еще менее пресвитеров города без письменного позволения подлежащего епископа.” Хорепископы (сельские епископы) впервые упоминаются в этом правиле. Они появились в конце 3 в. Их положение отвечало положению современных викарных епископов в Русской Церкви. Они стремились расширить свои права и это вызывало осложнения в церковной жизни. Антиохийский Собор (341 г.) издал особое, 10-ое, правило, подтверждающее их зависимость от епархиальных епископов. Лаодикийский Собор издал 57 правило, совершенно упраздняющее институт хорепископов, но они продолжали существовать в других церквах, нередко злоупотребляя своим положением, как это видно из 89 пр. св. Василия Великого. Начиная с пятого века, упоминания об хорепископах встречаются все реже и реже, так что, со временем эта должность совсем исчезла. 14. Состоящим в клире, пресвитерам или диаконам, которые воздерживаются от мяса, определено употребить оные, и потом, если восхотят, воздержаться от оных. Если же не восхотят сего, так что не будут есть и овощей, полагаемых с мясом, и не покорятся сему правилу, да будут низложены от своего чина. См. пояснение к 51 и 53 Апост. и ср. Гангр. 2. 15. Если пресвитеры в отсутствие у них епископа что-то продали из принадлежащего церкви, церковь да востребует оное. Епископа же рассуждению предоставляется, следует ли возвратить цену или нет, поскольку часто бывает, что доходы от проданного с избытком уже возвратили купившим цену оного.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

5 При производстве иерея в протоиерея в единственной молитве для сего обряда читается нижеследующее: «Одей Твоею благодатию брата нашего, и честностьюˆукраси его, в начале стояти просвитеров люда Твоего”, Вот и все значение церковное, протоиерея: он, при богослужении, имеетъ право занимать первое место между прочими священниками. (См. чин хиротонии). 6 Так заповедали действовать и действовали Святые Апостолы. » Три лета, говорит св. Апостол Павел пресвитерам Ефесским–нощь и день не перестаях уча со слезами единого когождо вас”. Деян., 20, 31. 7 Епископ, рукополагая Пресвитера, в молитве своей читает между прочим следующее: «Сего, его-же благоволил еси проручествоватися от меня, в непорочном жительстве к неклонной вере благоволи, подъяти великую сию благодать Святого Твоего Духа…” ясно выражая этими словами духовное происхождение пресвитера от Епископа, прсредством рукоположения. (См., 4 Хиротонии). 9 Слово 89-ое. Здесь разумеется ревность материальная, душевная: Она унижает сама себя в материальности производимым ею разгорячением крови. Духовная ревность всегда верна Закону Божию и чужда разгорячения. 10 Печатаемые здесь воззвания Преосвященного Игнатия Брянчанинова к Кавказскому духовенству, от 17 января 1859 г. за 3, от 25 апреля 1859 г. за 809 и от 6 мая того же года за 916, имеют отношение к подготовлению и введению в жизнь Кавказского Края великой освободительной реформы Государя Императора Александра II и выражают взгляды Епископа Игнатия по вопросу гражданских реформах с точки зрения Церковно-христианской и об учении духовенства в делах мирских. При нем началось и выполнено было великое дело русской истории, по которому готовились Императоры Александр I и Николай I и осуществить которое выпало на долю Императора Александра II–ocboбoждehue крестьян от крепостной зависимости. В эту эпоху Преосвященный Игнатий был Епархиальным Епископом на Кавказе. Тотчас, после учреждения Особого Комитета Дворянства Ставропольской губернии для составления проекта положения об улучшении быта крестьян, Преосвященный Игнатий сделал предложение Кавказской духовной Консистории от 17 января 1859 года за 3, которым пастырям Кавказской Церкви дается наставление и определяется направление, которого они должны держаться в своих беседах с прихожанами,–как с помещиками, так и с крестьянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

– В перечне Фабриция приводится заглавие поучения (38-ое) в среду шестой недели перед открытием монастырских ворот (προ τς νοξεως το μοναστηρου), но за неимением этого слова в подлиннике, им должны повторить замечание, сделанное нами по поводу субботы акафиста. В Студийском монастыре на Великий пост главные ворота затворялись, и входить за монастырь никому не дозволялось до окончания поста. В уставе патриарха Алексия ворота положено отворять в пятницу на 6-й неделе. – Лазарева суббота, неделя ваий и страстная неделя упоминаются вообще, без указания на подробности службы. – В оглашении на Пасху 89 приводится известное с именем Златоуста поучение на Пасху, начинающееся словами: «аще кто благочестив». Феодор Студит приводит его как произведение Иоанна Златоустог о, и тем самым подтверждает подлинность этого слова, признаваемого Монфоконом за подложное. Из этого указания открывается, что слово «аще кто благочестив» принималось за произведение Златоуста в VIII–IX веках, употреблялось на пасхальной службе, хотя и разделяло эту честь с некоторыми другими чтениями, как увидим далее. Включив это слово в свою пасхальную речь, студийский проповедник присоединил к нему и своё обширное поучение, отчего слово Златоуста является как бы в оправе. – Преполовение пятидесятницы – μεσοπεντεκοστ – упоминается в 6 оглашении (col. 516). – Понедельник Св. Духа считался днём праздничным и отмечается как нарочитый 90 . – Неделя всех святых была собственно днём празднования мученикам и следовала за пятидесятницей 91 . – Из постов, кроме Великой четыредесятницы, упоминается только о четыредесятнице св. Апостолов. Был, конечно, и пост перед Рождеством Христовым, но о нём в сочинениях Студита не упоминается 92 . Из особых обычаев, которые имели место при Феодоре Студите и отмечены в его сочинениях, заслуживают внимания следующие: ежегодное общее поминовение умерших и погребённых на монастырский счёт в начале индикта и в продолжение пятидесятницы. При этом устраивались агапы, т.е. поминальные столы для братии (γπη παρακλσεως σωματικς 93 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

240 Эти слова вполне уместны лишь в устах Антиохийского предстоятеля – Домна, а потому † В.В. Болотов думает (см. «Христ. Чтение» 1892 г., 7–8, стр. 84 – 89), что тирада в кавычках есть предложенный Феодоритом проект («черновик») ответа от имени Домна, к которому и должно относить ее содержание. 241 Епископ Антиохийский в 20-х годах V-ro века, и потому данная фраза приличнее в устах Домна Антиохийского. 243 Не быв под церковным судом, Ириней был, изгнан из Тирской церкви и лишен священства по императорскому повелению от 17-го февраля 448 года: см Mansi V, 418 Е. 420 А. Деяния вселенских соборов II, стр. 494; 2-е изд., стр. 194. 245 Разумеется вся Евфратисия, с митрополитом Иерапольским во главе, к ней принадлежала и Кирская «парикия» (или «епархия» в нашем – современном – смысле). 246 По Мартэну (Pseudo-Synode, p. 84, note 4, et p. 85), это ответ Феодорита на письмо 110-ое, которое он (неправильно) считает посланием Домна епископу Кирскому. 249 Арианствующий епископ Антиохийский в 70–80-х гг. IV века (Le-Quien, Or. chr. II, col. 713–714). 252 Сохранилось только письмо к Фирму (Synodicon, cap. IV: Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 579–581). 253 См. Mansi IV, 1420 C. Деяния вселенских соборов I, стр. 850; 2-е изд. 338 стр. См. ниже 165. 256 Сохранилось в Synodicon (cap. LIIÏ Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 658–659), где это письмо надписывается так: Propositiones quae directae sunt ab Acacio Berrhoensi episcopo per Aristolaum tribunum et notarium Cyrillo episcopo Alexandrino ex concilio episcoporum Ioannis Antiochiae, Alexandri Hierapolis, Macarii Laodiceae, Andreae Samosatae et Theodoreti Cyri, de pace facienda. 257 Cp. Synodicon cap. LVÏ (Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 661–665), где Кирилл Александрийский , между прочим, пишет (col. 664) Акакию: Capimulorum virtus contra sola Nestorii dogmata scripta est. Quae euim ille non recte dixit ac scripsit, ipsa ejiciunt… Videbunt (i. e. qui anathematizant atque nigant ejus vesaniam) capitulorum sensa sous illius (Nestorii) contraire blasphemiis. Reddita vero communione factaque inter Ecclesias pace, quando rescribere absque suspectone licuerit, vel eis, qui illic sunt, vel nobis rursus ad eos, tunc et satisfaciemus facillime… Satisfaciemus enim, Deo favente, non jam sicut repugnantibus, sed sicut fratribus, quod omnia recte hebeant.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

85 Карамзин. Ист. госуд. рос. (изд. 6-ое) т. V, стр. 274–295; Макарий, Ист. рус. цер., т. V, стр. 339–367. 86 С. Терновского. Исслед. о подчин. Киев. митр. Москов. патриарху. Арх. юго-зап. России, часть I, том V. 87 Говоря об этих попытках к унии, напомним следующие факты; 1) письмо Литов. митрополита Мисаила к папе Сиксту IV, от 14 марта 1470 г. в котором Мисаил признавал флорентийское соглашение (Макарий, Ист. рус. цер. т. IX, стр. 49); 2) король Казимир около 1492 года повелел по всем православным церквами огласить соединение восточной церкви с западной, будто бы совершившееся на флорентийском соборе (Нарбут, Ист. Литвы, т. VIII, стр. 249); 3) известны также попытки пап об обращении супруги вел. кн. Александра Елены к послушанию папе, согласно правилам флорентийского собора (Макарий, Ист. рус. цер., IX. 94 и след.). 88 Акт. Зап. России, т. III. 137 (и примеч.); Вест. запад. России, 1865–66 г., кн. III, стр. 76 (отд. Ι); Витеб. Старина, т. V, стр. 69. 89 Учение Лютера иезуиты называли «detestabile dogma», а его самого, в насмешку, «пятым евангелистом». См. письмо от 16 августа 1583 г. от иезуитского братства «содалисов» (confratres sodalitatis В. Virginis Mariae) в Ковне к Виленскому опекуну Юрию Радзивилу; Вилен. Арх. Сборн., т. VII, стр. 299. 90 Эта древняя русская область была присоединена к Польше еще со времен короля Казимира и окончательно с нею слита в конце XIV века. В продолжении целых двух веков происходило ополячение этой страны: земли раздавались полякам, ставшим крупными и влиятельными землевладельцами, в городах преобладали те же католики поляки, занявшие высшие места в городском управлении, захватившие в свои руки торговлю и мирволившие более многочисленным в крае армянам и евреям, которые в отправлении своей веры были менее стеснены, нежели несчастные русские. Достаточно сказать, что в 1509 году Львовскому латинскому архиепископу (кафедра которого в Галиче учреждена быта в 1375 году и перенесена в Львов в 1417 году) было предоставлено право назначать наместников для управления Львовским православным духовенством: о возмутительном же бесправии русского народа можно судить из того факта, что в судах не принимали свидетельства русских против латинян (См. Истор. исслед. о зап. России, стр. LXXII, прим 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010