84 69-ое правило Трулльского собора по «Книге правил». 85 Зонара, Вальсамон и Аристин. 86 Вальсамон. Толкование 69-го правила Трулльского собора. Русский перевод «Правила св. вселенских соборов с толкованиями». Вып. III. Правила соборов 5—7. Москва, 1900, стр. 267—268. 87 Зонара. Толкование 69-го правила Трулльского собора. Русский перевод, там же, стр. 266. 88 Вальсамон. Толкование 69-го правила Трулльского собора. Русский перевод, там же, стр. 267. 89 Н.Милаш. Правила православной церкви с толкованиями. СПБ, 1911, стр. 558. 90 Уже Вальсамон знал о другом правиле западной церкви: «о латынянах знаю, что те не только миряне-мужчины, но и женщины входят во святой алтарь и сидят даже часто и тогда, когда стоят священнодействующие». (Вальсамон, там же, стр. 267). 91 Литература относительно новооткрытых манускриптов Мертвого моря очень обширна. Я могу отослать моих читателей к книге G.Vermes. «Рукописи иудейской пустыни». Париж-Турне, 1954. 92 Об этом смотри подробнее в моей «Трапезе Господней», стр. 84—85. 93 Иустин Мученик. 1-ая Апология, гл. XLV. Русский перевод, стр. 106. 94 P.Roguet. Аминь, возглас народа священников. Париж, 1947. 95 См. Архимандрит Киприан Керн. Евхаристия. Париж, 1947, стр. 166. 96 101-ое правило Трулльского собора по «Книге правил». 97 О времени появления лжицы см. Архимандрит К.Керн. «Евхаристия», стр. 322. 98 Вальсамон. Толкование 101-го правила Трулльского собора. Русский перевод, стр. 382. 99 Различие в образе причащения верных в православной и католической церкви больше количественное, чем качественное. Нисколько не преуменьшая значение этого различия между православной и католической церковью, нужно признать, что различие в образе причащения верных и клириков существует и в одной, и в другой церкви. Католическая церковь ушла в этом вопросе гораздо дальше, чем православная церковь, но это не разные пути, а только разные этапы одного и того же пути. 100 «Никто из состоящих в разряде мирян да не преподает себе божественные тайны, когда есть епископ, или пресвитер, или диакон. Дерзающий же на что-либо таковое, как поступающий противу чиноположения, на едину неделю да будет отлучен от общения церковного, вразумлялся тем, не мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати» (58-ое правило Трулльского собора по «Книге правил»). Обычно принято считать, что здесь идет речь о причащении мирянами на дому дарами, которые они уносили из церкви. Такого рода толкование не вполне оправдывается содержанием самого правила. По-видимому, дело идет о причащении мирян за литургией, а, следовательно о том, что в некоторых церквах сами верные преподавали себе дары с престола. Если это предположение правильно, то это правило надо поставить в связь с 69-м правилом того же собора, о котором была речь выше. С другой стороны, это толкование не исключает того, что правило вообще запретило верным преподавание св. даров.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3724...

Срок, к которому епископы приглашались явиться в Никею, точно неизвестен. Несомненно только то, что первый вселенский собор состоялся в консульстве Аниция Павлина и Аниция Юлиана, в 636-м году эры Александра Великого, т. е. в 325-м году по Рождеству Христову 84 . Что касается в частности до месяцев и дней его заседаний, то относительно их источники доставляют нам различные даты. По Сократу, который имел под своими руками список никейских постановлений в редакции Афанасия александрийского , собор открыт был 20-го мая названнаго года 85 . Но в экземпляре никейского символа, прочитанного на халкидонском соборе епископом никомидийским Евномием (и занесенного в акты этого собора) стояла другая пометка, указывавшая на 13-й день июльских календ, т. е. на 19-ое июня, как день собрания никейских отцов 86 . Та же дата стоит в сирских актах и в хронике александрийской. Наконец, в одном кодексе, приписываемом Аттику константинопольскому , которым пользовался Бароний, продолжительность никейского собора определялась от 14-го июня до 25-го 87 августа. Так как ни одна из упомянутых сейчас дат не может быть заподозрена на серьезных основаниях, то обыкновенно принимают их всех вместе. Полагают, что 20-ое мая, указываемой Сократом, обозначает собой срок, к которому епископы должны были прибыть в Никею, 14-го июня последовало официальное открытие собора самим царем; 19-го июня на особо торжественном заседании был составлен символ, а 25-го августа собор объявлен был закрытым 88 . Таким образом, первый вселенский собор продолжался в течении трех месяцев и 5 дней. Последний термин – 25-ое августа – косвенно подтверждается и рассказом Евсевия о заключительном собрании Никейских отцов; оно состоялось во дворце императора по поводу падавшего на это время 20-летнего юбилея его царствования 89 , а так как Константин провозглашен был императором в начале осени 306 года, то 25-е августа хорошо отвечает этому рассказу Евсевия. Надо думать, что пригласительные грамоты были разосланы, по возможности, ко всем епископам римской империи, но понятно, что далеко не все они могли действительно явиться на собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

       10 июля 2012 года в Спасо-Преображенском Валаамском ставропигиальном мужском монастыре я возглавил 10-ое заседание Попечительского совета по восстановлению этой древней обители;        18 июля состоялось очередное заседание Попечительского совета Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии;        25 сентября в стенах Ново-Иерусалимского монастыря в г. Истре Московской области состоялось 4-ое заседание Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря;        18 ноября – состоялось заседание Попечительского совета ПСТГУ.            В истекшем учебном году в Московской духовной академии было защищено 10 кандидатских и 21 магистерская диссертация. Московскую семинарию по стационару успешно закончили 46 выпускников и 69 – по сектору заочного обучения. Регентскую школу – 22 выпускника, Иконописную – 24. В числе выпускников Московской духовной академии и семинарии по стационару и экстернату 44 священника и 17 диаконов, всего – 61 священнослужитель. В распоряжение Патриарха для служения на приходах и в монастырях Москвы, а также в иных ставропигиальных монастырях и синодальных учреждениях в 2012 году были направлены 23 выпускника академии и семинарии, а также 2 выпускника Иконописной школы. Для преподавания в Московской духовной академии и семинарии были оставлены 4 выпускника академии.        В текущем 2012/2013 учебном году в Московской духовной академии обучается 101 студент по четырем отделениям стационара (библейскому, богословскому, церковно-историческому и церковно-практическому), 72 – по экстернату (по тем же 4-м отделениям). В Московской духовной семинарии обучаются 372 человека по стационару и 77 человек – по экстернату.        В секторе заочного обучения в Академии числятся 156 человек, в Семинарии – 403; 126 студентов учатся в филиале семинарии в Новоспасском монастыре.        В Регентской школе при Московской духовной академии обучается 90 студентов, в Иконописной – 89. Всего в Московской духовной академии и семинарии (вместе с Регентской и Иконописной школами) обучаются 1486 студентов.

http://pravoslavie.ru/58458.html

Неделя пред Рождеством, свв. отец. (Евангелие от Матфея, зач. 1, ст. 1–25; Апостол к Евреям, зач. 328, гл. 11, ст. 9–10, 17–23, 32–40, тот же что и на 1-ой неделе по Пятидесятнице). 1) Раав. Красная веревка, поданная соглядатаям Раавью, спасла ее, потому что она веровала в силу Бога Израилева. Соглядатаев спасло доверие к Раави. Господь дает нам вервь спасения, кровавую вервь с Креста Своего. Ухватимся за нее. 2) Не откажем бросить веревку гибнущим. Господь вознаградит за это. Неделя по Рождеству (Евангелие от Матфея, зач. 4, гл. 2, ст. 13–23; Апостол тот же, что и в 20-ю неделю по Пятидесятнице). 1) Рассказ о младенческих днях жизни Христа (ст. 13–23). 2) Темы из апостольского чтения см. 20-ю неделю по Пятидесятнице (с. 472). Неделя пред Богоявлением (Евангелие от Марка, зач. 1, гл. 1, ст. 1–8; Апостол, 2-ое к Тимофею, зач. 298, гл. 4, ст. 5–8). 1) Покаяние – есть изменение разумения жизни. Изменение всего уклада жизни по духу Христову. 2) Каждый может спастись в своем звании. Прежде всего нужно уметь маленькое дело делать честно, по-Божьи; на своем посту быть «благословением всем», посланцем Божиим. 3) Подвиг жизни в несении нашего креста, в добром пользовании нашими талантами, в следовании за Христом. Венец правды в будущей жизни готовится всем истинным христианам (ст. 8 из Апостольского чтения). Неделя по Богоявлении (Евангелие от Матфея, зач. 8, гл. 4, ст. 12–17; Апостол к Ефессянам, зач. 224, гл. 4, ст. 7–13). 1) Святые – суть Тело Христово, а грешники не принадлежат к Церкви ( 1Кор.22:12 ). Постная Триодь Неделя о мытаре и фарисее (Евангелие от Луки, зач. 89, гл. 18, ст. 10–14; Апостол, 2-ое к Тимофею, зач. 296, гл. 3, ст. 10–15). 1) Наставление слушателям о том, с какими чувствами должно входить в храм Божий и как там нужно себя вести (ст. 10–14 Быт.28, 17 ; Лк.19:46 ). 2) Нужно быть смиренным, считать себя нагим и низким перед Богом, вменять себя в ничто. Эта нищета духа – первый шаг к спасению. Кто считает себя праведным или не очень грешным – не начнет дела спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Я считаю возможным ограничиться простым указанием, что учение о предстоятелях как представителях или уполномоченных церковных общин находится в абсолютном противоречии с учением о Церкви как теле Христовом, где все совершается согласно воле Божьей, а не согласно воле человеческой. Оно не имеет никаких оснований в Св. Писании и в Предании, а является результатом правового понимания церкви, поэтому оно аннулирует учение о царственном священстве. Предстоятели поставляются Богом «во Христе», а не назначаются общиной. 81 См. превосходную статью В. Schultze, S. J. Das theologi sche Problem der Konzelebration. Gregorianum, vol. XXXVI, 2, 1955, p. 212, в которой автор подводит для католического богословия некоторые итоги дискуссии о еослужении. 82 См. Congar, op. cit., p. 218, 249 и др. 83 4–ое правило Гангрского собора по «Книге правил». Идея достоинства священнодействий в зависимости от личного достоинства епископа, их совершающего, по–видимому, была впервые выдвинута Оригеном. " Те, которые претендуют на епископское достоинство, учат, что то, что они связывают, связано на небесах и то, что они отпускают, отпущено на небесах. Но мы говорим, что они правильно говорят, при условии, если они совершают дело, ради которого сказано Петру: Ты камень, и на этом камне созижду Церковь Мою. Врата ада не одолеют того, кто желает связывать и развязывать. Но если он сам связан узами греха, то напрасно он связывает и развязывает» (In Matth. XII, 14). См. J. Danielou. Origene, Paris, p. 83. He следует забывать, что Ориген спиритуализировал все священнодействия в Церкви, в том числе даже Евхаристию. 84 69–ое правило Трулльского собора по «Книге правил». 85 Зонара, Вальсамон и Аристин. 86 Вальсамон. Толкование 69–го правила Трулльского собора. Русский перевод «Правила св. вселенских соборов с толкованиями». Вып. III. Правила соборов 5–7. Москва, 1900, стр. 267–268. 87 Зонара. Толкование 69–го правила Трулльского собора. Русский перевод, там же, стр. 266. 88 Вальсамон. Толкование 69–го правила Трулльского собора. Русский перевод, там же, стр. 267. 89

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

2045 Здесь кончается то, что написано слева от Софии (для зрителя), и начинается написанное справа. 2047 Дальнейшие сведения заимствую из «Описания Славянских рукописей Библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры», М. 1878. г. Ч. I. стр. 89–90; Ч. III, стр. 214. 2048 Еп. Виссарион, – «Иконы и другие священные изображения в русской церкви» (в Сборнике «Духовная Пища», изд. 2, М. 1891, стр. 286. прим. 1-ое). 2051 Древняя малорусская крепость и родовое гнездо Горленко – Прилуки в описываемое время были резиденцией полковой старшины Запорожского войска; теперь Прилуки – уездный город Полтавской губ. 2052 Пр. Ф.И. Титов. Критико-библиографический обзор новейших трудов по истории русской церкви. Тр. Киевск. Дух. Акад. 1910 г. кн. XII. стр. 687–688. 2054 Святитель Иоасаф Горленко, епископ Белгородский и Обоянский (1705–1754). Материалы для биографии, собранные и изданные князем Н.Д. Жеваховым. т. I, часть 1-я. Предки святителя Иоасафа. Киев. 1907 г., стр, 3–80: idem. ч. II. стр. 159–160: idem. т. III. стр. 7–10, 45–44. 2055 Idem т. I, ч.г я. стр. 81–120; ч. II, стр 161–167: т. III. стр. 10–26, 45–46. Собрание сочинений Костомарова, кн. 6, т. XVI, СПБ. 1905 г., стр. 755–765. 2056 Жалованная грамота императрицы Елисаветы Петровны от 9 ноября 1743 г. бунчуковому товарищу Андрею Дмитриевичу Горленко. Idem. т. III, стр. 89. 2057 Idem. т. I, ч. 1-я. стр. 121–142. ч. II, стр. 161–168; ч. III, стр. 269–270: т. III, стр. 26–33, 49–50. 2059 Н.И. Петров . Акты и документы, относящиеся к истории Киевской академии, серия II (1721–1795 гг.) т. I, ч. 2. Киев 1901 г., стр. 1. Материалы... собранные и изданные ку. Н.Д. Жеваховым, т. III, стр. 45, 107–108. 2063 Должность экзаменатора была епархиальная. Она поручалась, обыкновенно, одному из ученых иеромонахов, живших при кафедральном монастыре. На обязанности экзаменатора лежало предварительное испытание ставленников пред рукоположением. В старом архиве Киевской духовной консистории встречаются собственноручные расписки «ексаменатора иеромонаха Иоасафа» (очевидно Горленко) в получении платы за исполнение должности. Пр. Ф.И. Титове, цитир. соч , стр. 691–692.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

240 Эти слова вполне уместны лишь в устах Антиохийского предстоятеля – Домна, а потому † В.В. Болотов думает (см. «Христ. Чтение» 1892 г., 7–8, стр. 84 – 89), что тирада в кавычках есть предложенный Феодоритом проект («черновик») ответа от имени Домна, к которому и должно относить ее содержание. 241 Епископ Антиохийский в 20-х годах V-ro века, и потому данная фраза приличнее в устах Домна Антиохийского. 243 Не быв под церковным судом, Ириней был, изгнан из Тирской церкви и лишен священства по императорскому повелению от 17-го февраля 448 года: см Mansi V, 418 Е. 420 А. Деяния вселенских соборов II, стр. 494; 2-е изд., стр. 194. 245 Разумеется вся Евфратисия, с митрополитом Иерапольским во главе, к ней принадлежала и Кирская «парикия» (или «епархия» в нашем – современном – смысле). 246 По Мартэну (Pseudo-Synode, p. 84, note 4, et p. 85), это ответ Феодорита на письмо 110-ое, которое он (неправильно) считает посланием Домна епископу Кирскому. 249 Арианствующий епископ Антиохийский в 70–80-х гг. IV века (Le-Quien, Or. chr. II, col. 713–714). 252 Сохранилось только письмо к Фирму (Synodicon, cap. IV: Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 579–581). 253 См. Mansi IV, 1420 C. Деяния вселенских соборов I, стр. 850; 2-е изд. 338 стр. См. ниже 165. 256 Сохранилось в Synodicon (cap. LIIÏ Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 658–659), где это письмо надписывается так: Propositiones quae directae sunt ab Acacio Berrhoensi episcopo per Aristolaum tribunum et notarium Cyrillo episcopo Alexandrino ex concilio episcoporum Ioannis Antiochiae, Alexandri Hierapolis, Macarii Laodiceae, Andreae Samosatae et Theodoreti Cyri, de pace facienda. 257 Cp. Synodicon cap. LVÏ (Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 661–665), где Кирилл Александрийский , между прочим, пишет (col. 664) Акакию: Capimulorum virtus contra sola Nestorii dogmata scripta est. Quae euim ille non recte dixit ac scripsit, ipsa ejiciunt… Videbunt (i. e. qui anathematizant atque nigant ejus vesaniam) capitulorum sensa sous illius (Nestorii) contraire blasphemiis. Reddita vero communione factaque inter Ecclesias pace, quando rescribere absque suspectone licuerit, vel eis, qui illic sunt, vel nobis rursus ad eos, tunc et satisfaciemus facillime… Satisfaciemus enim, Deo favente, non jam sicut repugnantibus, sed sicut fratribus, quod omnia recte hebeant.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

25 сентября в стенах Ново-Иерусалимского монастыря в г. Истре Московской области состоялось 4-ое заседание Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря; 18 ноября – состоялось заседание Попечительского совета ПСТГУ. В истекшем учебном году в Московской духовной академии было защищено 10 кандидатских и 21 магистерская диссертация. Московскую семинарию по стационару успешно закончили 46 выпускников и 69 – по сектору заочного обучения. Регентскую школу – 22 выпускника, Иконописную – 24. В числе выпускников Московской духовной академии и семинарии по стационару и экстернату 44 священника и 17 диаконов, всего – 61 священнослужитель. В распоряжение Патриарха для служения на приходах и в монастырях Москвы, а также в иных ставропигиальных монастырях и синодальных учреждениях в 2012 году были направлены 23 выпускника академии и семинарии, а также 2 выпускника Иконописной школы. Для преподавания в Московской духовной академии и семинарии были оставлены 4 выпускника академии. В текущем 2012/2013 учебном году в Московской духовной академии обучается 101 студент по четырем отделениям стационара (библейскому, богословскому, церковно-историческому и церковно-практическому), 72 – по экстернату (по тем же 4-м отделениям). В Московской духовной семинарии обучаются 372 человека по стационару и 77 человек – по экстернату. В секторе заочного обучения в Академии числятся 156 человек, в Семинарии – 403; 126 студентов учатся в филиале семинарии в Новоспасском монастыре. В Регентской школе при Московской духовной академии обучается 90 студентов, в Иконописной – 89. Всего в Московской духовной академии и семинарии (вместе с Регентской и Иконописной школами) обучаются 1486 студентов. В Московской духовной академии и семинарии (вместе с Регентской и Иконописной школами) трудятся 162 преподавателя, из них 20 профессоров (в том числе 4 заслуженных), 16 доцентов, 15 докторов богословия и церковной истории, 2 магистра богословия. В 2012 году Сретенскую духовную семинарию окончило 30, Перервинскую – 15, Николо-Угрешскую – 9 человек, всего – 54 выпускника, в том числе 23 в священном сане. В настоящее время в Сретенской семинарии обучаются 136 студентов, в Перервинской – 56 и в Николо-Угрешской – 55 студентов.

http://e-vestnik.ru/church/eparhialnoe_s...

5) Божий виноградник. Земля есть Божий виноградник, и виноградарями в нем поставлены люди. Виноградник этот обнесен оградою, которая есть закон и вера, отделяющие сынов Божиих, христиан от неверных и язычников; в нем выкопано точило – совершено искупление человеческого рода, поставлен краеугольный камень вечного Божьего Царства. В новозаветном точиле благодать Божия вырабатывает «новое вино» – святые, совершенные души для неба. Над виноградником высоко поднимается башня – евангельские идеалы жизни, далеко раздвигающие пределы духовного зрения людей и дающие им возможность глядеть на все в мире с новой, Божией точки зрения. Этим не ограничиваются святейшие заботы Хозяина о своем любимом винограднике. Время от времени Он посылает в него Своих верных слуг, вдохновенных провозвестников воли Своей: праотцев, пророков, апостолов, мучеников, святителей, добрых пастырей, богоозаренных истолкователей Священного Писания, преподобных отцев и жен, украшенных венцами святости, а иногда и даром чудотворений. Что же требует от нас, рабов Своих, Хозяин виноградника? Только добрых плодов во времена свои. И это понятно: никто не станет трудиться даром, никто не затрачивает своих сил по пустому. Тем более прилично Господу Богу делать все согласно с Его Божественным достоинством. Мы твердо должны помнить, что некогда придет Наследник виноградника и потребует от нас, Своих рабов, строгого отчета... 14-я неделя по пятидесятнице (Евангелие от Матфея, зач. 89, гл. 22, ст. 1–14; Апостол, 2-ое к Коринфянам, зач. 170, гл. 1, ст. 21–24; гл. 2, ст. 1–4). 1) Устроил царь пир. Каждая литургия – пир Господа. В какой одежде пришли мы? Чисты ли наши души, украшены ли они всепрощением, смирением и любовью? 2) Господи! вижу чертог Твой и не имею одежды войти в него... Дай мне одежду, просвети одежду моей души! Я получил от Тебя брачную одежду Крещения и осквернил ее. Ты милостив, впусти меня на брак Сына Твоего и обнови ризы мои! 3) Что такое брачная одежда? (ст. 11, 12). Имеем ли мы брачную одежду? ( 2Кор.7:1 ; Ефес.4:24, 6:11 ; Кол.3:12 ; Апок. 3:18, 19 ; Ексапостиларий Великого Понедельника)

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

85 Карамзин. Ист. госуд. рос. (изд. 6-ое) т. V, стр. 274–295; Макарий, Ист. рус. цер., т. V, стр. 339–367. 86 С. Терновского. Исслед. о подчин. Киев. митр. Москов. патриарху. Арх. юго-зап. России, часть I, том V. 87 Говоря об этих попытках к унии, напомним следующие факты; 1) письмо Литов. митрополита Мисаила к папе Сиксту IV, от 14 марта 1470 г. в котором Мисаил признавал флорентийское соглашение (Макарий, Ист. рус. цер. т. IX, стр. 49); 2) король Казимир около 1492 года повелел по всем православным церквами огласить соединение восточной церкви с западной, будто бы совершившееся на флорентийском соборе (Нарбут, Ист. Литвы, т. VIII, стр. 249); 3) известны также попытки пап об обращении супруги вел. кн. Александра Елены к послушанию папе, согласно правилам флорентийского собора (Макарий, Ист. рус. цер., IX. 94 и след.). 88 Акт. Зап. России, т. III. 137 (и примеч.); Вест. запад. России, 1865–66 г., кн. III, стр. 76 (отд. Ι); Витеб. Старина, т. V, стр. 69. 89 Учение Лютера иезуиты называли «detestabile dogma», а его самого, в насмешку, «пятым евангелистом». См. письмо от 16 августа 1583 г. от иезуитского братства «содалисов» (confratres sodalitatis В. Virginis Mariae) в Ковне к Виленскому опекуну Юрию Радзивилу; Вилен. Арх. Сборн., т. VII, стр. 299. 90 Эта древняя русская область была присоединена к Польше еще со времен короля Казимира и окончательно с нею слита в конце XIV века. В продолжении целых двух веков происходило ополячение этой страны: земли раздавались полякам, ставшим крупными и влиятельными землевладельцами, в городах преобладали те же католики поляки, занявшие высшие места в городском управлении, захватившие в свои руки торговлю и мирволившие более многочисленным в крае армянам и евреям, которые в отправлении своей веры были менее стеснены, нежели несчастные русские. Достаточно сказать, что в 1509 году Львовскому латинскому архиепископу (кафедра которого в Галиче учреждена быта в 1375 году и перенесена в Львов в 1417 году) было предоставлено право назначать наместников для управления Львовским православным духовенством: о возмутительном же бесправии русского народа можно судить из того факта, что в судах не принимали свидетельства русских против латинян (См. Истор. исслед. о зап. России, стр. LXXII, прим 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010