Чин елеосвящения второй славяно-русской редакции был наиболее распространен. Его мы встречаем в наибольшем количестве славянских рукописей по сравнению с другими редакциями: Софийской библиотеки 836, 697, 841, 861, 1061, 1063, 1064, 1065, 1066, 1067, 1070, 1090, 1093 475 , Публичной библиотеки Q. I. 62, Q. I. 293 476 , той же библиотеки собрания Михайловского 9 477 , той же библиотеки собрания Титова 194 478 , той же библиотеки собрания Погодина 305, 306, 308 479 , библиотеки Синодского архива 862, 863, 867, 872, 877 480 , библиотеки Академии наук 1.2.11, 21.2.1 481 , Общества любителей древней письменности Q. D. 31, Q. D. 296, D. 212 482 , Московской Синодальной библиотеки 372, 375, 377, 378, собрания Чудова монастыря 54 483 , Соловецкой библиотеки 1086, 1092, 1093, 1104, 1105, 1107 484 , Московского Исторического музея собрания Барсова 1155 485 , Московского Румянцевского музея 1670, 1748, 465 486 , Троицкой Лаврской библиотеки 226, 233 487 , Московской Типографской библиотеки 44, библиотеки Московской Духовной академии собрания Волоколамского монастыря 331, 333, 86, Лаврской библиотеки 79 488 . Но должно отметить, что последование св. елея в том виде, в каком оно было свойственно только что рассмотренной рукописи Московской Синодальной библиотеки, удержалось далеко не во всех рукописях данной редакции из довольно большого количества их. Оно подверглось в последующее время и дополнениям, и изменениям, коснувшимся всех частей чина. Так, в отношении утрени изменения наблюдаются уже в предварительных к чину елеосвящения наставлениях. Под влиянием сербских требников в целом ряде рукописей 489 , вводные наставления читаются в виде, свойственном рукописям второй южнославянской редакции 490 . Затем, начальная часть утрени до канона в рукописи Публичной библиотеки Q. I. осложнена вставкой после псалма 50 великой ектении, по составу прошений совсем не относящейся к таинству елеосвящения, именно: Миром... О свышнем... О мире... О святем... О благоверном... О пособити... О благорастворении... О плавающих... О избавится нам... Заступи... Пресвятую... 491 . Но такого рода явление и наблюдается всего лишь в одной рукописи из рассмотренных нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

851 Ср. Иоанн. 14: 6—7, ejpibolh < kai < dia> lhyiv — это эпикурейские термины. 852 Ср. Сир. 25: 9. 853 Одиссея VI, 185. 854 Рим. 1: 11—12.17. 855 Этот пассаж содержит лакуну и корректируется в соответствии с дополнением Фрюхтеля. В целом, сюжет касается проблемы «естественной теологии». Если Бог непознаваем, то как мы можем знать о нем? Иоанн Дамаскин (Exp. fidei 3.4—5 Kotter) стремился разрешить эту трудность, так же допуская, что наша вера в Бога присуща нам «по природе». Термин «сыновство» играл важнейшую роль в системе Василида (в изложении Ипполита). Подробнее см. комментарий к этому месту. 856 Быт. 18: 1; 17: 8. 857 Быт. 15: 6; Рим. 4: 3. 858 II Тим. 2: 23. 859 Эсхил, Скованный Прометей, 44. 860 Cf. Sextus Empiricus, Adv. Math. XI, 25. 316; Х1, 59; Pyrr. Hyp. II, 97; Sirianus, Schol. in Hermog. II 42, 1 Rabe; Aulus Gell., Noctes Atticae V 10, 3; Maximus Confessor, Schol. in opera Dionysii, 11 р. 215. См. ниже 11,6 и наш комментарий к этому месту. 861 Cf. Topica 1, 11, 105а 3—9; Xenophon, Mem. IV 4, 19—20. 862 Ср. Платон, Федон 81е2; 81с7; 79d1. 863 I Кор. 13: 12. 864 Платон, Послезаконие, 973 c3—6. 865 I Кор. 1: 20. 866 I Кор. 1: 19. 867 Согласно Плутарху (Нума, 16) он приказал построить храм Верности и Термину (богу границ), поскольку уважение к границам является основой мира. Удивительное предположение Климента (вслед за Филоном Александрийским?), что Нума был пифагорейцем, отражает его пифагорейские пристрастия. Подробнее см. комментарий и соответствующий раздел введения. 868 См. выше 4, 1. 869 Этот пассаж есть изложение того, что можно найти у Филона Александрийского (De Cherubim, 4—7; cf. Philo, De Abrahamo 82, De mutatione nominum, 66), и является ярким примером александрийского экзегетического метода. Подобного рода толкования, независимые и восходящие к Филону, нам уже встречались и еще не раз встретятся в тексте «Стромат». 870 Empedocles, fr. 114 DK. 871 Ср. I Кор. 2: 5. 872 Heraclites, fr. 19—20 Marcovich (28 DK). 873 Chrysippus, fr. phys. 630 Arnim; cf. Heraclitus, fr 82 Marcovich (66 DK).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3549...

867 поскольку наказание не тотчас постигает преступника ( Еккл. 8:11 ) и Бог великодушно терпит грешника, чтобы дать ему время для покаяния; то Иов порицает правление Божие и утверждает, что Бог совсем не наказывает грешника. Иов не отвергал правосудия Божия, но только замечал, что иной нечестивец живёт счастливо до конца своей жизни. Бог может наказать грешника ещё по ту сторону гроба, сообразно со Своим правосудием. 868 Окажи мне ещё на несколько минут свою внимательность, Иов! Я покажу тебе, что правосудие и благость Божью, которую ты, кажется, отвергаешь, можно защитить ещё другими основаниями. 869 Истины, которые я буду излагать в защищение справедливости Творца моего, не суть какие-либо обыкновенные, вседневные, находящиеся вблизи, но новые, для обыкновенного ума человеческого отдалённые, недостижимые. Елиус и здесь говорит, как молодой юноша, который все свои мысли считает за новые истины, хотя они уже часто были предлагаемы другими. 870 Я говорю по началам справедливыми в истине которых совершенно уверен и если ты будешь внимателен, то и тебя уверю в них. 871 Величие Божие состоит не только в бесконечной силе, но и в бесконечной мудрости и справедливости, кои составляют силу духа. Не смотря на своё величие, состоящее в бесконечных совершенствах, Бог однако ж так снисходит к смертным, что располагает и управляет их судьбою, выслушивает молитвы угнетённых и каждому воздаёт должное. 872 Если всеведущий и правосудный Бог располагает и управляет судьбами смертных, слышит молитвы угнетённых и каждому воздаёт должное; то Он не может счастливить угнетающего злодея, или оставить без помощи угнетённого друга добродетели, как утверждал Иов. 874 Хотя благочестивые иногда впадают в бедность и терпят поношение, как рабы или преступники, чему примером служит история Иосифа, но Бог бдит над ними и, освобождая их от уз бедствия, увенчивает их непоколебимым счастьем и славою. 875 В страданиях, коими Бог посещает благочестивых, Он имеет отеческое намерение, поставить им на вид многие грехи, в коих бывают виновны иногда самые лучшие люди, чтобы побудить их к исправлению и обратить на путь добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

286 ...по Пилатову писанию, еже на крест Господни написа. – Согласно Евангелию ( Лк. 23:38 ), надпись на кресте – «Се есть Иисус, царь иудейский» – была воспроизведена по-гречески, по-латыни и по-еврейски. 287 ...папежъ римьскый... – Римский папа Адриан II (867–872 гг.) в 869 г. издал буллу, согласно которой разрешалось богослужение на славянском языке. Об этом сообщается в 8 главе Жития Мефодия. 288 Да ся исполнит книжное слово ...церковнаго... – Это фрагмент из Жития Мефодия (главы 8). Входящие в его состав цитаты – свободное переложение из Псалтири (85:9) и Деян. (2:4). 290 Леонъ цесарь ная ...въ Деръстеръ убжа. – Эти события происходили в 893 г. Симеон – болгарский царь (893–927 гг.). С его именем связывают расцвет болгарской книжной культуры; для него был переведен и сборник святоотеческой литературы, список с которого известен на Руси как Изборник Святослава 1073 г. 291 Иде Олегъ на Гркы, Игоря оставивъ Кыев. – Некоторые ученые считают поход 907 г. историографической легендой, ссылаясь на отсутствие сведений о нем в византийских источниках (См. например: Карпозилос А. Рос-дромиты и проблема похода Олега против Константинополя//ВВ. 1988. Т. 49. С. 112–118), но тексты договоров с греками свидетельствуют, что поход все же имел место. Другая проблема состоит в характере соотношения между собой договоров с Византией, включенных в ПВЛ под 907 и 911 гг. См. об этом: Сахаров. Дипломатия Древней Руси. С. 84–89. Анализ текста договоров см. там же (с. 104–124 и 165–180), а также: Лихачев. Комментарии. С. 272–280. 292 Толковины – по мнению некоторых ученых, это переводчики, толмачи. А. С. Сахаров полагает, что «толковины» – союзники. См.: Дипломатия Древней Руси. С. 98–100. 294 ...въставити корабля на колеса. – Иногда это сообщение считают эпическим вымыслом. Однако если Олег действительно перетащил корабли через узкий перешеек в залив Золотой Рог, то воины могли использовать «колеса» – катки, которыми обычно пользовались при переправе судов через волоки. При попутном ветре распущенные паруса могли, разумеется, оказать помощь волочившим лодки людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

867. κω – приходить; соб. «я пришел», «я есмь, нахожусь» (указывает на завершившееся движение, как ρχομαι – на продолжающееся еще); с причастием (как здесь) служит для более живого представления действия и означает намерение; посему может переводиться «намерен» или выражаться просто буд. временем глагола, при котором стоит (здесь: «возвратишь человеч. природу»...) 868. ВК. 76, 434. 869. РБ. 94, 363; ср. ВК. 34, 39. 870. επιστρφω – поворачивать, обращать. 871. πλαντις ж. р. (оч. редкая форма) от πλαντης – блуждающий, скитающийся, непостоянный; др. – слав. «прельщенных». 872. Греч. род. п. мн. ч.: «людей». 873. ραατος позд. ф. вм. ρος; пустынный, ненаселенный. 874. λφος – грива, гребень, хохол, холм. Др. – слав. вм. «из пуст. холмов»: (доброцветущую) паче слова сияющую високость (=высоту)». Ср. «горохищное овча» в догм. 4 гл.). 875. νθοποις – производящий (родящий) цветы; оч. поздн. и редк. сл.; др. – слав, «доброцветущую». 876. РБ. 123, 1. 877. σβννυμι – тушить, перен. – подавлять, унимать. 878. ρμη – сила, крепость (физическая или духовная, в противоп. σχς – телесная сила; ср. ВК. 49, 177). 879. βροτοχτνος – человекоубийца; поэт. сл. – Ио. 8, 44. 880. φανω – ВК. 77, 450. 881. προμθεια (προ – пред, μανθνω – учиться, узнавать) – предусмотрительность, осторожность, мудрость, промысл, попечение. 882. νρ – муж, возмужалый, мужчина, мужественный, вооб. – человек; ср. РБ. 87, 319. 883. Вв. 766. 884. ВК. 33, 19. 885. Тот же припев на Крещение (1-й) и на Введение (последний). 886. Вв. 448. 887. РБ. 6(не понятно ст.142), 169а. 888. χωρον – место, местность. 889. Греч. «в котором» (т. е. вместилище). 890. νακλνω – наклонять, прислонять; Н. З. – класть: Лк. 2, 7; здесь аор. стр. 891. Вв. 444. 892. Вв. 56, 236. 893. Соотв. песни Богородицы. 894. ВК. 34, 47. 895. δρμς – бег, ристалище. 896. ουνθης – непривыкший, непривычный, незнакомый. 897. ρτιφας – только что явившийся; поздн. и оч. редкое сл; др. – слав. «ныне явлшияся». 898. περλμπω – чрезмерно блистать, превосходить блеском; поздн. сл.; др. – слав. «небес светлее».

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

«Воскресение мертвых» – два слова ясные, решительные, бессомнительные – уже свидетельствуют о самом факте. Как то, так и другое из них показывает, что воскреснуть должна именно та сущность человека, которая умирает, – «ничто не должно быть восстановленным, кроме того, что падет смертию». Подвергается смерти плоть, между тем как «душа не имеет даже имени, означающего ее падение, потому что действительно для нее нет падения», «душа (поэтому) не знает действительности смерти, так же как не знает и образа ее», т. е. сна, во время которого тело носит на себе признаки смерти 863 . Таким образом, воскресение должно относить к телесной сущности человека, и понимать его буквально 864 , как требуют того многочисленные места Св. Писания, рисующие самую обстановку воскресения, картину предшествующих воскресению и последующих за тем событий 865 и самого воскресения 866 , очень ясно обрисовывающие картину самого Суда Божия 867 , посмертных наград и наказаний 868 . Эти указания заключает в себе не только новозаветное Св. Писание 869 , но и ветхозаветное; особенно ясно указывают на воскресение пр. Иезекиль (37:1 – 14) 870 и образ пр. Ионы, исторгнутого из чрева китова 871 , из Нового завета – чудеса воскрешения мертвых, совершенные Господом 872 , – это – самые наглядные доказательства воскресения. Проповедуемое И. Христом, и Его апостолами учение о воскресении принималось слушателями в настоящем, буквальном его значении, так что подобное понимание вызывало иногда недоумения в возможности совершения такого чуда, которые апостол разрешил в посвященных специальному исследованию этого вопроса главах своего творения 873 . Пользуясь образом посева зерна, апостол утверждает, что человек воскреснет «в таком же теле, какое было посеяно смертию», но только совершеннейшем, «прозябнет подобная же плоть, но в ином виде, ибо получит она от Бога силу и убранство, какими благоугодно будет Ему одеть ее, смотря по ее заслугам 874 . Воскреснет та плоть, о которой Бог сказал: »земля ecu и в землю отыдеши», но воскреснет «в нетлении, славе и силе», – сеется тело душевное, восстает тело духовное 875 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

865 Место для дакмы выбиралось уединенное, сухое, безлесное и возвышенное. Вода и растительность, иначе, могли бы оскверниться нечистотами трупа. Вырывалась земля и возводились стены; по 4 углам их и по всему пространству могилы вбивали столбы различной величины, которые служили к тому, чтобы поверхность дакмы возвышалась над землей, и труп не мог касаться её. Все здание дакмы, действительно, как бы висело на воздухе, не касаясь земли. С той же целью, пространство могилы выкладывалось камнями, и затем возводились стены. В средине могилы делалось отверстие, прикрытое камнем, чтобы приходил дух для очищения трупа. Устроялась, наконец, дверь к востоку – каменная, или железная. Каждое отдельное место для трупа отделялось от других на 2 дюйма, и пространство прокладывалось мастикой. Лучше всего считалось начать погребение в новой могиле трупом младенца. Разрушение могилы непременно предписывалось через 50 лет. Снаружи дакма также обнесена была углублениями и отверстиями для стока воды. 867 Известия о календаре персов довольно неопределенны. Известно, впрочем, что год состоял из 365 дней. Известны также названия месяцев (8-ми с древними названиями и 12-ти с новыми), состоявших, по-видимому, из 30 и 31 дней. Месяцы и дни назывались именами Ормузда и его духов – амшаспандов и яцатов. Spiegel. Avesta В. II. Кар. VI. XCVI – XCIX. Но месяцы не разделялись на частнейшие отделы или периоды, вроде наших недель. 869 В этот день за столом нельзя было говорить; – было верование, что ангел, стоящий по правую сторону, т. е. добрый, удаляется, как скоро сказано недоброе слово. Во избежание этого, все молчали. 871 В Иране также было разделение на сословия жрецов, воинов, земледельцев и ремесленников, хотя оно не имело таких строгих и жестких форм, как в Индии. В Ясне и Вендидад находятся указания на это разделение по сословиям. Оно сохранялось и до последнего времени. Но сословия здесь вовсе не имели характера взаимной отчужденности. 872 Геродот говорит, что в Персии именем магов назывались священники поколения мидян. Аммиан Марцеллин замечает, что маги per suam quisque progeniem tradunt doctrinam. Сначала незначительные по числу, они aucti paulatim in multitudinem, gentis solidae conceseerunt et nomen. Ammian. XXIII, 6. См. Spiegel. Avesta. I, cap. 1. VI.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Оксимороны используются Симеоном очень обиль­но. Он говорит о «животворной мертвости» 867 , «сверх­чувственном чувстве» 868 , «неподвижно движущемся» уме 869 , «неощутимом ощущении», «внетелесном те­ле» 870 , «непостижимом постижении», «невообразимом образе» 871 . Особенно богат оксиморонами язык Гимнов: здесь мы находим такие выражения, как «мера без­мерного» 872 , «достижимо недостижимое» 873 , «несмеши­ваемое смешение» 874 , «начало безначального» 875 , «неизменно изменяющийся» 876 , «разделенный без разделения» 877 ,  «видеть безвидно» 878 ,  «высказывать неиз­реченное» 879 и другие. При чтении Симеона порой встречаешь парадок­сальные утверждения, смысл которых раскрывается только в контексте апофатической традиции. Симеон говорит о мысленном солнце, которое «все присутст­вует везде и все никоим образом нигде» 880 ; о восхож­дении того, кто превыше всякого знания, к «всецелому незнанию» 881 ; об уме, который «весь покрыт Божест­венным мраком и светом» 882 ; о Боге, Который «всегда пребывает неподвижным и ежечасно весь движет­ся» 883 . Симеон, подобно Ареопагиту, использует на равных противоположные термины, – такие как зна­ние-незнание, свет-тьма, чувство-бесчувствие, – когда речь идет о Боге или человеческом опыте причастно­сти к Божественному:   Умножение познания Бога становится причиной и источником незнания всего другого, и не только всего другого, но и самого Бога. И обилие Его осияния есть совершенное невидение, а сверхчув­ственное чувство, выходящее за пределы чувств, есть нечувствие всего, что вне его 884 . Симеон не настаивает на превосходстве апофатического языка над катафатическим, однако, обращаясь к богословским темам, весьма широко пользуется апо­фатической терминологией. Причина этому, как нам кажется, заключается в мистическом характере его богословия, в его глубоком чувстве непостижимости Бога и в его опыте непосредственной близости с Бо­гом – опыте, передать который в положительных вы­ражениях он подчас оказывался не в силах. В этом смысле Симеон близок таким предшествующим ему мистическим писателям, как Григорий Нисский , Дио­нисий Ареопагит и Максим Исповедник , хотя прямых заимствований из сочинений этих авторов мы у Симе­она не находим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Мысль о вечности мучений удобоприемлема для разума.– Так показывают верования народов в эту вечность. О вере персов, халдеев, ассириан в нескончаемость мучения нечестивых говорят, Зендавеста, Тацит 867 и Диодор сицилийский 868 . Верования римлян 869 , греческих поэтов и философов 870 ,– верование северных и американских народов 871 , также известны. Потому-то один из новейших протестантов писал, что христианская религия, относительно участи нравственно-злых, ничего не сказала нового, чего ни принимали бы за несомненное и прежде ее проповеди 872 . § 441 Следствие определения Судии в отношении к праведным Следствием решительного определения Судии мира в отношении к праведным будет вечное блаженство их. Идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный (Мат. 25, 46). Прочее соблюдается мне венец правды, говорит апостол, его же воздаст ми Господь в день он, праведный Судия, не точию же мне, но и всем возлюбившим явление Его ( 2Тим. 8. 9 ). Каково будет вечное блаженство праведных, того мы не в состоянии и понять теперь в точности. ( 1Петр. 1,8 , 1Иоан. 3, 2 ). Св. писание изображает состояние прославленных праведников большей частью подобиями и образами, взятыми с предметов величественных и прекрасных. Напр. оно называет небесные преимущества сокровищем (Мат. 19, 21. 1 Петр, 1, 4), наследством ( Еф. 1, 14 . 1Кор. 3, 24 . Гал. 3, 24 .), обитанием в доме отца ( Иоан. 14, 2 .), сторичною наградою (Мат. 19, 16. 17. 29.), наградою на небесах (Мат. 5, 12. Евр. 10, 35 ), венцем славы ( 2Тим. 4, 8. 1 Птр. 5, 4.), покоем и субботством ( Евр. 4, 9. 10 .). Впрочем откровение божественное так много сообщает нам о вечной жизни праведников, что мы можем составить о нем столько же достаточное для нас понятие, сколько и верное. § 342 Частные черты состояния праведных: а) по телу и душе Блаженство праведников, по состоянию телесного организма, будет состоять: аа) В свободе от изнурительных трудов и забот, от болезней и тления. И отымет Господь всяку слезу от очию их. И смерти не будет к тому. Ни плача, ни вопля, ни болезни не будет к тому, яко первая мимоидоша ( Апок. 21, 4 . сл. 1Кор. 15, 26. 59 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

854.  Финн С. Мировоззрение талмудистов. СПб., т. 1-3, 1874-1876. 855.  Флисферер Д. Евреи и их учение об иноверцах. СПб., 1874. 856.  Франк А. Фарисеи. — Восх., 1896, 857. Храм Ирода. Пер. с англ. — ЕЭ, т. XV, с. 685-697. 858.  Хрисанф, еп. Ветхозаветное учение о Боге сравнительно с воззрениями на божество в древних языческих религиях. — ХЧ, 1876, с. 374-390; с. 503-523. 859.  Царевский А. Иудейский Синедрион и римские прокураторы в Иудее во время Иисуса Христа. Юрьев, 1900. 860.  Шифман Н. Новые материалы по социально-экономической истории Палестины в IV b. до н. э. — Вопросы истории, 1964, с. 210-211. 861.  Штерк В. Иудейство и эллинизм. Пер. с нем. — В кн.: Христианство в освещении протестантских теологов. СПб., 1914, с. 21-42. 862.  Штерн М. Период Второго Храма. — В кн.: Очерки по истории еврейского народа. Под ред. С. Этингера. Тель-Авив, 1972, с. 111-208. 863.  Шульман Б. Еврейский демос в первые века н. э. — Еврейская старина, 1928, с. 239-253. 864.  Шюрер Э. Иудеи в Боспорском царстве и общества «почитателей Бога всевышнего». — Еврейская старина, 1916, 865.  Эдершейм А. Приготовление к Евангелию: Иудейский мир во дни Иисуса Христа. — ХЧ, 1885, с. 589-641; с. 1-49; с. 193-292. (Перевод глав из кн.: А. Эдершейм. Жизнь и время Иисуса Мессии. Т. I этой книги был издан на русск. яз. в 1900 г.; перевод II тома печатался в ВР за 1904 г.) 866. Эсхатология. — ЕЭ, т. XVI, с. 307-314. 867.  Эфрон Е. Еврейские праздники. Иерусалим, 1971. 868.  Юнгеров П. Книги Есфирь и внебиблейские памятники. Казань, 1891. 869.  Его же. Канон Ветхого Завета. — ПБЭ, т. VIII, с. 274-294. 870.  Яницкий С. По вопросу о времени полного завершения канона ветхозаветных книг у палестинских иудеев. — Орловские епархиальные ведомости, 1880, с. 966-975; с. 1040-1052. 871.  Abel F. Livres des Maccabees. Paris, 1949. 872.  Arzt М. Justice and Mercy: Commentary on the Liturgy of the New Year and the Day of Atonement. New York, 1963. 873.  Avi-Yonah М. «The Second Temple». — A History of the Holy Land. Jerusalem, 1969.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010