Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИГНАТИЙ (798/799, К-поль - 23.10.877, там же), свт. (пам. 23 окт.), патриарх К-польский (3 июля 847 - 23 окт. 858; 23 нояб. 867 - 23 окт. 877). Мирское имя Никита. 3-й сын визант. имп. Михаила I Рангаве (811-813) и Прокопии, дочери имп. Никифора I (802-811). Основные сведения о жизни И. восходят к следующим источникам: 1. Житие И. Никиты Давида Пафлагона (BHG, N 817). Написано на рубеже IX и X вв., содержит ряд важнейших сведений, но мн. проблемы политической борьбы и церковной жизни, актуальные для периода написания Жития, ретроспективно проецируются на историю конфликта между игнатианами (сторонниками И.) и фотианами (сторонниками свт. Фотия, патриарха К-польского); 2. Т. н. «антифотианская коллекция» - сборник документов различных жанров и содержания, составленный после 892 г. и направленный против патриарха Фотия и его сторонников; 3. Ряд исторических сочинений, созданных в Византии в сер. X в. при имп. Константине VII Багрянородном . Среди них особенно важны хроники Генесия и Продолжателя Феофана, авторы к-рых в значительной мере черпали информацию из памфлетов, написанных в период конфликта И. и Фотия и изобиловавших различными сплетнями и домыслами. Подобным же образом памфлеты нашли отражение в хронике Псевдо-Симеона кон. X в.; 4. Хроника Симеона Логофета (2-я пол. X в.), известная в неск. редакциях, беднее материалом, чем остальные исторические сочинения этой эпохи, но иногда содержит более сдержанные и достоверные оценки истории конфликта И. и Фотия; 5. Акты церковных Соборов IX в., созывавшихся в период конфликта И. и Фотия; жития ряда святых - современников И. (прп. Николая Студита, свт. Евфимия К-польского). Среди западноевроп. (латиноязычных) источников важное значение имеют жития Римских пап Николая I (858-867) и Адриана II (867-872), сохранившиеся в составе Liber Pontificalis, а также предисловие Анастасия Библиотекаря к его переводу актов К-польского Собора 869-870 гг.

http://pravenc.ru/text/293393.html

Активная миссионерская деятельность славянских просветителей вызвала противодействие со стороны немецкого клира, поддерживаемого частью местных феодалов. Святые братья были обвинены в ереси. В 867 г. Константин и Мефодий отправились в Рим. Здесь они были торжественно встречены папой Адрианом II (867-872). Братья привезли с собой мощи святого Климента Римского, которые были положены в Риме в храме, построенном в честь этого святителя. 14 февраля 869 г. в Риме скончался Константин, который был похоронен в базилике святого Климента. Перед смертью он принял монашеский постриг с именем Кирилл. Св. Мефодий и славянские ученики св. Кирилла были рукоположены в священные степени папой Адрианом и отправлены в Паннонию по просьбе местного князя Коцела Блатенского. Вскоре по просьбе того же князя св. Мефодий был поставлен во епископа Паннонского. Паннония была изъята из власти баварских епископов латинского обряда и напрямую подчинена Риму. Это вызвало недовольство немецкого клира и феодалов, которые, взяв Мефодия под стражу, заключили его в темницу в Швабии. Святитель вышел на свободу лишь через два с половиной года. После этого св. Мефодий вновь был отправлен в Моравию папой Иоанном VIII. Здесь у власти находился князь Святополк, племянник св. Ростислава, свергнувший своего дядю с престола. Св. Ростислав был ослеплен и посажен немецкими князьями в тюрьму, где и скончался. Однако вскоре Святополк порвал с немцами и стал поддерживать славянское богослужение. При его покровительстве св. Мефодий продолжил миссионерские труды своего брата. Святой много путешествовал по Велокоморавской державе, крестил народ и ставил священников из славян. Так, например, около 874 г. им были крещены князь чехов Боривой, его жена Людмила и двое их сыновей. Мефодий провел в Чехии около года, освятив здесь первые христианские храмы и поставив для чехов несколько священников. 6 апреля 885 г. свт. Мефодий скончался. Его славянские ученики были изгнаны из Великой Моравии. Свв. Климент, Наум и Ангелар ушли на юг в Македонию, Болгарию и Сербию; Св Савва в пределы современного Закарпатья, а св. Горазд в Западную Русь. Славянское богослужение сохранялось в Чехии до начала XII в., а в Восточной Словакии не прерывалось вплоть до настоящего времени.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Приложение Хронологический перечень 853 земельных приобретений Кириллова монастыря до второй четверти XVII века. Для фактического подтверждения выводов, сделанных нами относительно развития монастырской вотчины, приводим (следуя хронологии кирилловских игуменов) перечень земельных приобретений монастыря со времени его основания до второй четверти XVII века). При жизни преподобного Кирилла (его сын духовный) 854 князь Можайский, Верейский и Белозерский Андрей Дмитриевич дал ему на Волочку Словинском: свое село Великое и «что в нем серебро или что х тому селу потягло» 855 и пустошь Глебцеву 856 . по реке Уломе и Словенке (левом притоке Шексны) – Милобудские починки с лесами и с пожнями (где впоследствии находились деревни: Ивонинское, Великий Дор 857 , Прокунинское 858 и Болванцево) 859 ; на реке Шексне: наволок Скотин (или Шотин) 860 . Супруга великого князя Дмитрия Ивановича Донского, Евдокия Дмитриевна пожертвовала («игумену Кирилу») в Белозерском уезде «село Сандыревское и с лесы и с пожнями, да пустоши поженки Ворсинские» 861 . Из числа лиц не княжеского рода земельные вклады поступили: от «Василия Олександровича» – «пожня от Шолдовского озерка по Шоксне вниз до кривые березы, от тое березы, прямо к Шохсне на краи тресты и другую пожню»... «потиву (– противу) святого Микиты за озерком» 862 ; от «Евсевия Михайловича» – пожня «на Васильеве наволоце, попова Микифоровская» 863 , от Евсевия (другого?) «поженка остожье в Захарьинском наволоце, на Порозобице на реце» 864 ; от Алексея Горбова 865 – его «земля Березничная» 866 по Шексне и по речкам Мостовой и Березничной; от Никиты Фаустова – «три поженки» на реке Колдоме 867 ; от Андрея Феодорова – «Судонскые пожни да на Шохсне поля» 868 ; от Гриди (т. е. Григория) Митяева сына («по душе» отца его и дяде «по Ермоле») – поженка на Волочке у Ивицкого озера и Шексны 869 ; от Фрола Остафьева – дернвенька Кузминская 870 ; от Ефрема (или Ефема) – поженка на «Пачюсе» 871 ; от Елены Ивановой – «деревня Нарядовская в Каргободе и с ее уделы и с пожнями и куды топор ходить и куда коса ходила и с озерскими участки и с езы и с серебром что на половникы два рубля и с семяны ржаными и с веяными» 872 ; от Марфы Даниловой(по приказу ее мужа) 873 – «землица на реце на Куности, на Усть Куности, и вверх Куности и к тем землицам, что потягло и пожни две Безсужовские и пожни две Кузменем и куды коса ходила и топор ходил» 874 ; от Харлама Мортки – «поженка» и («своя») «земля у езовища», («своя чища», т. е. «розчисть») «противу Св. Богородицы». За этот «вклад» Харлам Мортка «взял у старца у Кирилла посильице полтретьятцать бел» 875 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Блаженный Иперехий. Увещание к подвижникам 859 5. Началом отречения [от мира] для монаха является страх Божий. Монах, не имеющий этого страха, останется вне врат Царства Небесного 860 . 6. Начало жизни монашеской есть благое ведение; неведение же Бога омрачает душу монаха 861 . 7. Благой удел монаха – целомудрие и освящение; без них монах лишается своей доли в наследии отцов. 8. Подвижничество монаха заключается в размышлении над [Священным] Писанием и в творении заповедей Божиих; монах, не посвящающий себя им, не является подвижником 862 . 9. Пища монаха – творить волю Божию 863 , а питие его – осуществление заповедей Христовых; ибо чувственная пища не приближает монаха к Богу 864 , но «проходит в чрево и извергается вон» ( Мф. 15, 17 ). 10. Поступь монаха, шествующего благочестиво, стирает церковные ступени. Благочестива поступь монаха, не переходящего из дома в дом ( Лк. 10, 7 ) 865 . 11. Жизнь монаха должна быть непорочной, чтобы не стать ему посмешищем для «женщин, утопающих во грехах» ( 2Тим. 3, 6 ) 866 . Ибо стрелой искушения, [пронзающей сердце,] является женщина, творящая блуд по домам 867 . 12. Монаху следует [всегда] держать совет с [человеком] разумным, а совет неразумного не должен находить места в сердце его. 13. Монах, бодрствующий в псалмах, славословиях и духовных песнях ( Кол. 3, 16 ; Еф. 5, 19 ), изгоняет прочь ночные призраки 868 . Однако если монах, возгордившись своими свершениями 869 , [начинает] предаваться сну, то он плетет паутину 870 . 14. Добрый монах избавляется от сетей диавольских с помощью крестного знамения 871 . Монах же земной и тяготеющий к земле попадает в западни сатанинские 872 . 15. Дух 873 монаха должен быть постоянно занят деланием благих дел; дух же монаха праздного не может преисполниться благими [дарами Божиими]. 16. Упражнение 874 монаха состоит в непрерывной чреде [добрых] помыслов, следующих друг за другом. Бодрствование же монаха укрощает нечистые помыслы 875 . 17. Пашней монаха является благая душа, плодоносящая по-евангельски [добрые плоды] 876 . Монах, возделывающий ее, вкушает плод, приносимый ею. Сладок сей плод в устах монаха, ибо он – награда за труды его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

§ 164. Пр. Орсисий Тавеннисиотский. Пр. Авва Исаия. Одним из самых ревностных учеников прп. Пахомия был прп. Орсисий. Еще в молодых летах он успел столько приобрести духовной опытности, что прп. Пахомий поручил ему заведывание Хеновосскою киновией 867 . Раз великий авва, разговаривав с учениками своими, сказал об Орсисии: «говорю вам, что Орсисий сияет в доме Божием, как светильник золотой» 868 . Не иначе отзывался о нем и Великий Антоний: он говорил, что Орсисий – «Израиль, видящий Господа» 869 . Когда почил прп. Пахомий († 349 г.): Орсисий, против воли, избран был в начальника тавеннисиотских иноков 870 . Так как число братии постепенно возрастало здесь: то Орсисий избрал прп. Феодора в помощника себе; спустя некоторое время он совсем передал ему управление тавеннисиотами, а сам удалился в киновию Хеновосскую 871 . По смерти Феодора в 365 г. святитель Афанасий писал к Орсисию и братии: «Не плачьте, возлюбленные братья, о Феодоре: он не умер, а спит. Пусть никто не плачет, а каждый подражает ему. Не следует плакать о том, кто перешел на место беспечальное... Тебе же, возлюбленный и дорогой Орсисий, пишу: так как он уснул, прими на себя все попечение, замени его братиям. Пока он жил, вы были оба как один» 872 . Блж. Орсисий исполнил волю великого святителя, принял на себя управление многолюдною Тавеннисиотскою киновией. «Не малое время», оставался он после того вождем тавеннисиотских подвижников, и почил в глубокой старости не прежде 376 г. 873 . Авва Орсисий, при высоком благочестии, обогащен был обширным и глубоким знанием Священного Писания и владел даром слова: «Сила слова его, говорит современник его, казалось, росла в нем на утешение братий» 874 . Геннадий пишет: «Орсисий, муж вполне знакомый с Свящ. Писанием, написал книгу, приправленную духовною солью; иначе сказать: почти весь Ветхий и Новый Завет изъяснен в, ней краткими размышлениями, для нужд иноческих. Он оставил ее отцам вместо завещания пред своею смертию» 875 . Книга написана была прп. Орсисием на египетском языке, как и наставления Аввы Пахомия: но она скоро переведена была на греческий язык, а блж. Иероним перевел ее на латинский язык 876 . В книге прп. Орсисия – два сочинения: наставление о жизни иноческой, довольно пространное и наставление о 6 благих помышлениях, очень краткое 877 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ II († 21.08.903, Александрия), патриарх Александрийский (с 870). Как сообщается в «Хронике» Евтихия, патриарха Александрийского (X в.), М. происходил из г. Газы (в одной из рукописей ошибочно указано: «из Рима») и вступил на Патриарший престол в 3-й год халифата аль-Мутамида, что соответствует 258 г. хиджры (нояб. 871 - нояб. 872). Он правил 34 лунных года, скончался в 292 г. хиджры (904/5) и был похоронен в Александрии, после чего Патриарший престол оставался вакантным в течение 4 лет. Однако в др. месте «Хроники» Евтихий датирует кончину М. воскресеньем 6-го рамадана 290 г. хиджры, или 2-го года правления халифа аль-Муктафи (21 авг. 903). Совр. исследователи принимают именно эту дату и относят вступление М. на престол к 870 г. Как предположил М. Лекьен , М. можно отождествить с Иоанном, еп. Маюмы (порт Газы), к-рый был перемещен на Александрийскую кафедру: информация о нем содержится в анонимном трактате «О перемещениях епископов» ( Darrouz è s J., é d. Le traité des transferts: Édition critique et commentaire//RÉB. 1984. T. 42. P. 177), известном в т. ч. в изложении византийского церковного историка Никифора Каллиста Ксанфопула (XIV в.), к-рый относит это событие к правлению визант. имп. Василия I Македонянина (867-886) ( Niceph. Callist. Hist. eccl. XIV 39). Патриаршество М. почти полностью совпало с периодом правления династии Тулунидов, егип. наместников, отпавших от власти багдадских халифов. Основатель династии тюрк. военачальник Ахмад ибн Тулун (868-884), мусульманин только во 2-м поколении, вполне терпимо относился к своим христ. подданным. Мн. христиане занимали видные посты в окружении эмира. Незадолго до смерти, вызванной тяжелой болезнью, Ахмад приказал, чтобы мусульмане, христиане и иудеи, жившие в егип. столице г. Фустат (ныне Ст. Каир), помолились о его выздоровлении в соответствии с обрядами своих религий. Преемники Ахмада ибн Тулуна также придерживались веротерпимости. Вместе с тем население Египта, в т. ч. христианское, во 2-й пол. IX в. неоднократно страдало от неурожаев, стихийных бедствий и голода.

http://pravenc.ru/text/2563674.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАХИШ [Евр.  , в синодальном переводе Лахис], библейский город в Др. Израиле, в 44 км юго-западнее Иерусалима. Идентифицирован с совр. Тель-Лахиш (араб. Телль-эд-Дувайр), где в наст. время расположен археологический парк национального значения (в 30 км к юго-востоку от Ашкелона и в 23 км к западу от Хеврона (Эль-Халиль)). Исследования Л. ознаменовали начало нового этапа в библеистике и археологической науке в сер.- 2-й пол. ХХ в. Расположение на караванном пути с юга средиземноморского побережья в Иудейские горы способствовало раннему расцвету Л. В ВЗ город упоминается довольно часто. Царь Л. Яфий - один из 5 аморейских царей, выступивших против Иисуса Навина, разбитых у Гаваона и казненных в Македе (Нав 10. 3-5, 21-26). Израильтяне разрушили Л. до основания (ср.: Нав 10. 31-35); ок. 1220 г. до Р. Х. он вошел в удел колена Иуды (Нав 15. 39), но оставался в руинах до Х в. до Р. Х., когда, заново отстроенный, сгорел в результате завоевательного похода фараона Шешонка I (ок. 925 г. до Р. Х.?). Сын Соломона, Ровоам, укрепил Л. (2 Пар 11. 9); при Асе (911-870 или 908-867) и Иосафате (872/69-849/8) были возведены новые стены. Царь Амасия (ок. 800-783 или 796-767) бежал от заговорщиков из Иерусалима в Л., но был здесь убит (4 Цар 14. 19; 2 Пар 25. 27). При Озии Л. был разрушен, видимо, землетрясением, но царь Езекия усилил укрепления и, очевидно, пытался построить в Л. крупную систему водоснабжения. Ассир. царь Синаххериб осадил и сжег Л. (701 г. до Р. Х.), угнав жителей в плен (2 Пар 32. 9). С этого момента Л. надолго стал ассир. крепостью в Иудее (сюда Езекия послал сообщение о готовности покориться Ассирии (4 Цар 18. 14-17; 19. 8); отсюда Синаххериб отправил войска для осады Иерусалима (4 Цар 18. 17)). После распада ассир. державы городские стены Л. отстроили, но город так и не сумел достичь прежнего расцвета. Л. наряду с Азекой (Иер 34. 7) оставался последним городом, сопротивлявшимся вавилонской армии, осадившей Иерусалим, но в итоге оба города были разрушены Навуходоносором II (588-586 гг. до Р. Х.), а жители Л. угнаны в Вавилонское царство. После возвращения иудеев из Вавилонии Л. снова был заселен (Неем 11. 30), его стены с воротами отстроены, восстановлены ров и система водоснабжения; на месте дворца-цитадели был воздвигнут дворец персид. наместника (ок. 450 г. до Р. Х.).

http://pravenc.ru/text/2463195.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЙ I Привилегия папы Римского Николая I аббатству Сен-Дени (863 г.). Прорисовка из кн.: Toustain Ch. F., Tassin R. P., Baussonnet Y. B. Nouveau traité de diplomatigue. P., 1760. Vol. 5. P. 186. Planche 80 Привилегия папы Римского Николая I аббатству Сен-Дени (863 г.). Прорисовка из кн.: Toustain Ch. F., Tassin R. P., Baussonnet Y. B. Nouveau traité de diplomatigue. P., 1760. Vol. 5. P. 186. Planche 80 [Николай Великий; лат. Nicolaus] (ок. 820 - 13.11.867, Рим), св. (пам. зап. 13 нояб.), папа Римский (с 24 апр. 858). Источники Из обширного эпистолярного наследия Н., о котором упоминается в его жизнеописании (LP. T. 2. P. 166), сохранилось ок. 160 посланий. Большая их часть адресована правителям и епископам империи Каролингов , в основном Западнофранкского королевства и «срединного» королевства (Лотарингии). Большинство посланий сохранилось в рукописных сборниках западнофранк. происхождения. Известны тематические сборники посланий Н., напр. в рукописи Laon. Bibl. municip. 407, составленной по указанию архиеп. Гинкмара Реймсского (послания, связанные с делами еп. Ротада Суасонского и клириков, рукоположенных архиеп. Эббоном). Некоторые сборники носят региональный характер, напр. рукопись Paris. lat. 1557 (создана между 872 и 882 в Лане), в которой содержатся 45 посланий Н., направленных в Западнофранкское королевство. Возможно, этот сборник был составлен Одоном, еп. Бове, к-рый в 863 г. доставил в Рим решения Питрского Собора и вернулся в королевство зап. франков с папскими посланиями. Из Бове происходит рукопись Vat. lat. 3827 (кон. IX в.), в к-рую включены тексты посланий, связанных с фотианской схизмой (о сборниках посланий Н. см.: Perels. 1912; B ö hmer. Reg. Imp. I. Bd. 4. Tl. 2. Lfg. 2. S. XII-XVIII). К папским посланиям примыкают акты и каноны Соборов, проведенных по указанию Н. в Риме и в различных городах империи Каролингов (MGH. Conc. T. 4. P. 90-311).

http://pravenc.ru/text/2566078.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДРИАН II (792-14.12.872, Рим), папа Римский (14.12.867-14.12.872). Родственник предыдущих пап, Стефана V и Сергия II . При его предшественнике Николае I Великом авторитет папства возрос, но А. оказался не в состоянии поддерживать его на этом уровне. А. пытался воспользоваться династическими распрями Каролингов для укрепления папской власти. В столкновении между королями Людовиком II и Карлом Лысым А. принял сторону Людовика и вступил в полемику с архиеп. Гинкмаром Реймсским , выступавшим от имени Карла и отклонившим право папы вмешиваться в светские дела. Пользуясь разладом во франк. Церкви, А. на основании Лжеисидоровых декреталий взял на себя роль арбитра в спорах епископов; в ответ Гинкмар отверг притязания А. на вмешательство в дела франк. Церкви. В 868 г. А. издал положение, по к-рому дети, отданные в мон-рь, должны были оставаться там всю жизнь, а также запретил браки духовным лицам. А. утвердил использование слав. языка в литургии святых Кирилла и Мефодия . Назначив Мефодия архиепископом Сирмия, А. добился верности моравов Риму. Легаты А. участвовали в К-польском Соборе 869-870 гг. (в католич. традиции т. н. 8-й Всел. Собор), низложившем Патриарха Фотия . Ради воссоединения Зап. и Вост. Церквей А. принял 21-е прав. Собора, признававшее К-польскую Патриархию второй по значению после Римской кафедры. Однако вслед за Николаем I он отказался признать подчинение Болгарской Церкви К-полю. Лит.: PL. 122. Col. 1259-1322; MGH, Ерр. Vol. 6. P. 691-765; Vol. 7. P. 449; Jaff é. RPR. Vol. 1. Р. 368-375; Vol. 2. Р. 703, 745; LP. P., 1886-1892. Vol. 2. Р. 173-190; Vol. 3. Р. 125; Seppelt. Geschichte. Bd. 2; Dvornik F. Les Slaves, Byzance et Rome au XIe siècle. P., 1926; idem. The Photian Schism. Camb., 1948; Jugie M. Le schisme byzantin. P., 1941; Brezzi P. Roma e l " impero medioevale. Bologna, 1947. Н. Д. Прокофьева Рубрики: Ключевые слова: ВИКТОР III (ок. 1027 - 16.09.1087; мирское имя Дауферий, в монашестве Дезидерий), папа Римский (с 24 мая 1086)

http://pravenc.ru/text/63594.html

1 Πτης — пиния, средиземноморская сосна. 2 Ориг.: ευνιον — «легко сбрасывающее узду». 3 Значение сего объяснено в § 13. Всюду в рукописи имя «Саввы» пишется «Сава». 4 ο σκαζχοιρος — слово это не находится ни в одном словаре; перевод я сделал по догадке, сравнивая его с близкими по корню словами; самое ближайшее слово в ново-греческом языке будет «еж»; но тут, конечно, означается человек; может быть это означает также «юродивый»? 5 «Чуждый», а также — «враждебный». 6 Здесь в греческом изображении имени «Симеон»: Συμεν возможно сделать следующее сочетание слов: Συμ ( ν )- με - ν — т.е. «сущий вместе со мной». Конечно, эта греческая интерпретация не отвечает истинному значению слова, потому что «Симеон» — это древнее еврейское имя, которое означает «Услышанное». 7 Слово ο Στφανος как и το στφος означает «венец». 8 Здесь употреблено слово η οικονομα , которое имеет множество значений; я его перевел в данном случае в значении организма и его функций. Но, возможно, что автор имел в виду другое, именно: что вся спасительная и освящающая благодать, бывшая внутри оного несчастного обольщенного монаха, вышла из него, покинула его. См.: G. W. Lampe. A Patristic Greek Lexicon, 1961, р. 941 С. 9 Ориг.: «достигли тирании». 10 Ориг.: «театральное представление». 11 Слово κουρσαριοι не находится ни в одном греческом лексиконе. Но в «Greek Lexicon of the Roman and Byzantine Periods». F. A. Sophocles, (New-York, 1900), p. 867 указано слово κουρσον — «мародерская экспедиция». 12 εκθειζμενος — кроме своего первичного значения «ставший божественным», в смягченной, так сказать, форме обозначает «почитаемый»; «удивительный». См.: Lampe, op. cit. p. 427. 13 О Саладине мы говорили в примечаниях к тексту преп. Неофита: «О бедствиях Кипра». 14 κανθαρος , κανθαρς может означать либо «навозный жук», либо «шпанская муха». См. Древнегреческо-русский словарь. Дворецкий. 1958, т. II. С. 872. 15 ευροκλδνω — сильный ветер, дующий с северо-запада. 16 Скобки мы дали от себя. 17 На полях рукописи написано: «Молитва». 18 Analecta Bollandiana, т. 26, р. 281—282. 1185 г. от Рождества Христова. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3691...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010