Капетинги – династия фр. королей в 987–1328, основанная Гуго Капетом Карл Великий (742–814) – король франков с 768, с 800 рим. император Карл Мартелл (ок. 688–741) – фактический правитель Франкского государства с 715, дед Карла Великого Карл I (1600–1649) – англ. король с 1625 из династии Стюартов Кирша Данилов (Кирилл Данилович; XVIII в.) – предполагаемый составитель первого сборника рус. былин Киаксар (ок. 625–585/584 до н. э.) – царь Мидии, уничтоживший в союзе с Вавилонией в 605г. Ассирийскую державу Кикин Александр Васильевич (? – 1718) – деятель эпохи Петра I, казненный по делу царевича Алексея Кир II Великий (? – 530 до н. э.) – первый царь (с 558 до н. э.) гос. Ахменидов, покоритель Вавилона и Месопотамии Киреевский Иван Васильевич (1806–1856) – рус. философ-славянофил Кирилл – митрополит, переводчик Галена Кирилл Белозерский (1337–1427) – архимандрит Симонова монастыря (1388–1390), основатель Кирилло-Белозерского монастыря Кирилл Лукарис (1572–1638) – настоятель греч. монастыря на о. Кипр, с 1621г. патриарх Константинопольский, вел активную борьбу с иезуитами, поддерживал деятельные сношения с унитами и протестантами, низложен за ересь кальвинизма (1638) Кирилл (ок. 827–869) и Мефодий (ок. 815–885) – братья слав. просветители, проповедники христиан Кифа – см. Петр Клавдиан Клавдий (ок. 375 – после 404) – рим. поэт Клавигер (Клавихо) Рюи Ганзалес – исп. путешественник, посетивший в начале XV в. двор Тамерлана Климент Александрийский Тит Флавий (ок. 150 – ок. 215) – основатель Александрийской школы богословия, христ. теолог и писатель Климент, св. (? – ок. 103) – отец Церкви, сотрудник апостола Петра, епископ Римский с 92 г., автор первого и второго «Посланий к Коринфянам» Козмас (Козьма) Пресвитер – болгарский писатель X в. Колридж Сэмюэл Тейлор (1772–1834) – англ. поэт и литературный критик Колумбан (550–615) – святой, один из старейших проповедников христианства среди германцев Комбасерес (Камбасерес) Жан Жак (1753–1824) – фр. политический деятель Комаровский Егор Евграфович (1803–1873) – граф, цензор, знакомый Хомякова и Киреевского

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Лекция протоиерея Александра Сорокина для просвещаемых после оглашения и не только. Основные сюжеты лекции: Характерные особенности языка, стиля, фактического материала, композиции и географии событий Евангелия от Иоанна Две части Евангелия от Иоанна: «Книга знамений» и «Час славы» Богословие Евангелия от Иоанна: христология воплощения Имя Божие в Евангелии от Иоанна Богословие любви Страсти по Иоанну ———————————— […] Written by admin - 14.08.2018 - 2188 Views Перейти к фоторепортажу Последняя лекция цикла прошла 24 июня в соборе Феодоровской иконы Божией Матери. Преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии, сотрудник Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия Максим Калинин прочел лекцию » Библейская экзегеза в восточносирийской мистике. Исаак Сирин и Иосиф Хаззайя». Руководитель культурно-просветительский проекта «Древние тексты в современном мире» иерей […] Written by admin - 25.06.2018 - 1903 Views Лектор: Попова Ольга Витальевна (к.ф.н, научный сотрудник Института Языкознания РАН, Сектор анатолийских и кельтских языков) Содержание лекции: сопоставление клинописных и библейских источников при реконструкции истории 1 тыс. до н.э.; Иудея под натиском ассирийцев и вавилонян (VIII-VI вв. до н.э.); ассирийские и вавилонские депортации иудеев; интеграция иудеев в вавилонское общество во время вавилонского плена (VI в.до […] Written by admin - 25.06.2018 - 4785 Views ———————————— «Древние тексты в современном мире» — культурно-просветительский проект, ставящий пред собой цель рассказывать о духовной культуре древности в формате edutainment (education+entertainment, просвещение в лёгкой для восприятия, гостеприимной форме подачи). Открытые лекции, занятия по филологии адресованы жителям Санкт-Петербурга, а также широкой аудитории русскоязычных пользователей сети «Интернет». Лекторами просветительского проекта выступят лучшие специалисты по истории библейской […] Written by admin - 20.06.2018 - 2797 Views Источник ВСЕ ЯЗЫКИ РАВНЫ, НО ПО-ГРЕЧЕСКИ УДОБНЕЕ Святые Кирилл (в миру Константин по прозвищу Философ; 827–869) и Мефодий (в миру Михаил; 815–885) — братья из города Солуни (ныне Салоники), византийские миссионеры, создатели старославянской азбуки и церковно-славянского языка, переводчики Священного Писания на славянский язык. Священное Писание является основой христианского вероучения, и евангельский призыв «Идите, научите все народы» (Мф. 28, […]

http://texts.aquaviva.ru/page/6/

В 1897 году Шахматов возглавил работу над академическим словарем русского языка. Участвовал в подготовке реформы русской орфографии, осуществленной в 1917–1918 годах. 15 Константин равноапостольный, по прозвищу Философ (827–869) – речь идет о брате святого равноапостольного Мефодия. Они происходили из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни (в Македонии). Они были детьми воеводы, родом болгарского славянина. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл – его монашеское имя) – самым младшим. Создатели славянской азбуки. 16 эпистемонарх – означает начальствующего над науками или научными занятиями и знаниями, но в монастырской жизни этим именем назывался особый монах – надзиратель, в обязанности которого входило будить братию, начиная с настоятеля, к утреннему богослужению. Обходить во время службы кельи, чтобы в них не было спящих монахов, следить за тем, чтобы монахи не собирались для праздных разговоров. Из монастырской жизни этот термин был заимствован в XII веке для объяснения отношений между императором и церковью в Византии. 17 Вячеслав Чешский был внуком святой княгини Людмилы, которая воспитала его в христианской вере. Получив прекрасное образование от пресвитера Павла, ученика святителя Мефодия, Вячеслав был всесторонне образован. Отец его, князь Ростислав (Вратислав) погиб в 920 году в бою с уграми , и 18-летний Вячеслав вступил на княжеский престол. Он заботился о христианском просвещении своего народа. Выкупая детей язычников, проданных в рабство, отдавал их на воспитание в христианском духе. Князь Вячеслав был миролюбив, почитал духовенство, украшал храмы. Он перенес мощи мученика Вита в Прагу, построил для них великолепный храм во имя святого Вита. Немецкое духовенство, преследовавшее святителя Мефодия, противодействовало святому Вячеславу, восстанавливая против него вельмож. Они стали интриговать против Вячеслава и уговорили его младшего брата Болеслава занять престол. Болеслав пригласил брата на освящение храма. Вячеслав отказался верить слугам, которые предупреждали его о заговоре. Он пошел в храм к утрене, и на пороге храма был убит братом и его друзьями. Это произошло в 935 году. Изрубленное тело святого Вячеслава несколько дней лежало без погребения. Мать, узнав об убиении Вячеслава, похоронила его тело в церкви при княжеском дворе.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Святые Кирилл (в миру Константин по прозвищу Философ; 827–869) и Мефодий (в миру Михаил; 815–885) — братья из города Солуни (ныне Салоники), византийские миссионеры, создатели старославянской азбуки и церковно-славянского языка, переводчики Священного Писания на славянский язык. Священное Писание является основой христианского вероучения, и евангельский призыв «Идите, научите все народы» (Мф. 28, 19) предполагает, что оно должно быть проповедано по всей земле. Возникает два практических вопроса. Первый: в каком объеме Писание должно быть проповедано? Поскольку технически обучить весь мир тексту такого объема в эпоху до книгопечатания было довольно сложно. И второй: на каком языке? Или языках? Сначала первый вопрос. Когда мы говорим «Библия» («мы» — это люди эпохи книгопечатания), то представляем себе толстую книгу, которая начинается Книгой Бытие и кончается Апокалипсисом. Между тем в таком виде Библия стала общедоступной лет 200 назад или чуть больше. До эпохи книгопечатания, до эпохи дешевой бумаги сколько-нибудь широкое распространение кодекса такого объема едва ли было возможным. Представьте себе то стадо молодых бычков, шкуры которых необходимы, чтобы сделать писчий материал только для одного библейского списка. Поэтому Писание распространялось в первую очередь в виде выборок, фрагментов, которые читались во время богослужения. Это служебное Евангелие, или Евангелие апракос, где отсутствует привычное нам изложение и собраны фрагменты в порядке их чтения в течение церковного года. Начинается оно не с Евангелия от Матфея, а с пасхального Евангелия, с 1-й главы Евангелия от Иоанна. Ветхий Завет для греко-византийской традиции — это паремийник, то есть собрание ветхозаветных чтений, которые читались за богослужением. Апостол — в виде служебного Апостола. И так далее. В Житии святого Кирилла, создателя славянской письменности и переводчика с греческого на славянский, в рассказе о создании алфавита это выглядит так. Когда Кирилла отправили проповедовать славянам и он узнал, что у них нет алфавита, он встал на молитву, ему были открыты буквы, и он начал переводить: «В начале бе Слово» (Ин. 1, 1). Если бы он начал переводить Евангелие, то начал бы переводить с Евангелия от Матфея. А житие нам подсказывает, что переводилось как раз служебное Евангелие, которое действительно начинается с Евангелия от Иоанна.

http://texts.aquaviva.ru/aquaviva-krav/

 СЫГРАТЬ ! Другие святые с именем Кирилл: Святитель Кирилл Александрийский (376–444) Один из самых авторитетных представителей святоотеческой письменности и активный борец с ересями. 32 года управлял Александрийской Церковью, ключевой участник III Вселенского Собора (431 год, город Эфес), осудившего несторианство — ересь, согласно которой Господь Иисус Христос мыслится в двух, хоть и связанных друг с другом, лицах: одно — человек Иисус, и другое — Божественный Логос, вторая Ипостась Святой Троицы. Дни памяти: 31 января, 22 июня. Святой равноапостольный Кирилл, просветитель славян (827–869) Младший из двух братьев-просветителей славян, благодаря которым балканские народы получили письменность, узнали основы православной веры и смогли совершать богослужения на славянском языке. До принятия монашества носил имя Константин, за познания в науках был прозван Философом. Направлялся византийским императором вести богословские диспуты к арабам (мусульманам) и хазарам (иудеям). В 862 году вместе с братом Мефодием отправился по приглашению князя Ростислава в Моравию, откуда и началась славянская просветительская миссия братьев. Дни памяти: 27 февраля, 24 мая. Преподобный Кирилл Белозерский (1337–1427) Один из учеников преподобного Сергия Радонежского, основатель Кирилло-Белозерского монастыря на берегу Сиверского озера в Вологодской области. Собиратель книг, автор ряда духовных поучений, а также посланий сыновьям Димитрия Донского, в которых призывает их не враждовать с соседними князьями, вершить правый суд и исправлять нравы народа. День памяти: 22 июня. Святые Кирилл и Мефодий: Святые равноапостольные Кирилл (в миру — Константин) и Мефодий (в миру — Михаил), чью память Церковь празднует 24 мая, были родными братьями. Они родились в благочестивой семье военачальника при правителе города Фессалоники. В семье было семь сыновей. Михаил — старший, Кирилл — самый младший. Возмужав, юноши покинули родительский дом. И на некоторое время их пути разошлись. Читать подробнее.. . Сохранить

http://foma.ru/imja-kirill.html

Кирилла и Мефодия 318 . Главным трудом их жизни 319 было создание славянской азбуки и перевод на новый язык духовных и светских книг: именно в этой связи они упоминаются и в древнерусской летописи 320 . Выбор императора Михаила III пал на братьев Константина-Кирилла (826/827–14.02.869) и (Михаила-)Мефодия (ок. 815–6.04.885) по той причине, что они, будучи жителями Фессалоник, “чисто словеньски беседуют” 321 . К тому же они были широко образованы, имели научный, дидактический и дипломатический опыт, что отразилось и в почетном прозвище Константина: “Философ”. Моравский князь Ростислав просил императора прислать ему учителя, который бы его народу “в свои (т.е. славянский. – Г.П.) язык истую веру христианскую сказал, да бы и ины страны того зряще подо билися нам” 322 . Еще до отъезда в Моравию Константину с помощью его брата и других помощников удалось составить и опробовать славянскую азбуку 323 . При этом Константином были переведены евангельские чтения на воскресные и праздничные дни года (так называемое Евангелие-апракос) 324 . По прибытии же в Моравию он “вскоре... весь церковный чин преложи (перевел все богослужебные тексты. – Г.7Т.)” 325 . Согласно Житию Константина-Кирилла, поначалу братья отправляли богослужение по-славянски, следуя византийскому чину, однако [высказывалось предположение, что] (оговорка изд. – К.А.) впоследствии, учитывая западную ориентацию Моравии, они перевели на славянский язык смешанный греко-латинский вариант, так называемую литургию св. Петра (фрагменты которой сохранились в древнейшем из дошедших до нас славянских литургических памятников – глаголических “Киевских листках”) 326 . Такие решительные действия вызвали, естественно, не только признание, но и сопротивление. Однако известные споры солунских братьев со сторонниками триязычной ереси, которые, следуя ложно понятой традиции, готовы были признать богослужебными языками только еврейский, греческий и латинский, мы вправе здесь опустить. Лучшим ответом на эти возражения, не обоснованные ни морально, ни богословски, ответом, который остается действительным и по сей день, несмотря на последующие превратности, может служить изданная папой Иоанном VIII еще в 880 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

820–821. Две книги Измарагдов, письменные в полдесть. 822. Книга Измарагд письменный, в четверть. 823–824. Две книги Златоструи, письменные в десть, одна Соборная. 825. Книга Иоанна Лествичника письменная в десть, Селиверстовская. 826. Книга Лествица в десть, бумага малая Аникеевская. 827. Книга Лествица с Дорофеем Селиверстовская письменная, в десть. 828. Книга Лествица Соборная письменная, в десть. 829. Книга Лествица в ней же Иоасафа Царевича житие письменное, в полдесть. 830. Книга Лествица с Дорофеем, письменная, в полдесть. 831. Книга Лествица с Петром Дамаскиным , письменная, в полдесть. 832–844. Тринадцать книг Лествиц, письменные в полдесть. 845–850. Пять книг Лествиц толковые письменные в полдесть. 851–852. Две книги Лествицы толковые в четверть. 853–856. Четыре книги Исака Сирина, письменные в десть; одна в них книга бумага малая. 857–867. Одиннадцать книг Исака Сирина, в полдесть. 868–869. Две книги в четверть, в начале от Исака Сирина, одна в коже. 870. Книга Патерик Скитский с Дорофеем, в полдесть, Соборный. 871–877. 7 книг Патериков письменных, в полдесть. 878–888. 11 книг Патериков письменных, в полдесть. 889. Книга Григория Синаита , в четверть. 890. Книга Григория Синаита с Петром Дамаскиным , да с Семионом Новым Богословом, письменная, в полдесть. 891. Книга Григория Синаита с Семионом Новым Богословом, в полдесть. 892. Книга Григория Синаита с Дорофеем, письменная, в полдесть. 893. Книга Семиона Нового Богослова с Федором Едесским, да с Петром Дамаскиным , в полдесть, Соборная. 894–895. Две книги Симеона Нового Богослова письменная, в полдесть, Соборная. 896. Книга Симеона Нового Богослова с Григорием Синаитом , письменная, в полдесть. 897–898. Две книги Симеона Нового Богослова , письменные, в четверть. 899. Книга святого Селивестра о Святой Троице, письменная, в полдесть, 900. Книга о Святом Духе, письменная, в полдесть, ветха. 901. Книга о шести днях, письменная, в полдесть. 902. Книга Феодора Студита, Селивестровская, в десть, в затылке. 903. Книга Феодора Студита, поучение с приписми, в десть, с жуки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Подпишитесь на наш Телеграм Христианское вероучение, сама история Христа и Его учеников пришли на Русь благодаря переводу Священного Писания на язык славянских племен. История славянской Библии полна загадок и неожиданных сюжетных поворотов. О них в лекции из цикла «Древние тексты в современном мире», прочитанной в Феодоровском соборе, рассказал кандидат филологических наук Александр Кравецкий. ВСЕ ЯЗЫКИ РАВНЫ, НО ПО-ГРЕЧЕСКИ УДОБНЕЕ Святые Кирилл (в миру Константин по прозвищу Философ; 827–869) и Мефодий (в миру Михаил; 815–885) — братья из города Солуни (ныне Салоники), византийские миссионеры, создатели старославянской азбуки и церковнославянского языка, переводчики Священного Писания на славянский язык. Священное Писание является основой христианского вероучения, и евангельский призыв «Идите, научите все народы» (Мф. 28:19) предполагает, что оно должно быть проповедано по всей земле. Возникает два практических вопроса. Первый: в каком объеме Писание должно быть проповедано? Поскольку технически обучить весь мир тексту такого объема в эпоху до книгопечатания было довольно сложно. И второй: на каком языке? Или языках? Сначала первый вопрос. Когда мы говорим «Библия» («мы» — это люди эпохи книгопечатания), то представляем себе толстую книгу, которая начинается Книгой Бытия и кончается Апокалипсисом. Между тем в таком виде Библия стала общедоступной лет 200 назад или чуть больше. До эпохи книгопечатания, до эпохи дешевой бумаги сколько-нибудь широкое распространение кодекса такого объема едва ли было возможным. Представьте себе то стадо молодых бычков, шкуры которых необходимы, чтобы сделать писчий материал только для одного библейского списка. Поэтому Писание распространялось в первую очередь в виде выборок, фрагментов, которые читались во время богослужения. Это служебное Евангелие, или Евангелие апракос, где отсутствует привычное нам изложение и собраны фрагменты в порядке их чтения в течение церковного года. Начинается оно не с Евангелия от Матфея, а с пасхального Евангелия, с 1-й главы Евангелия от Иоанна. Ветхий Завет для греко-византийской традиции — это паремийник, то есть собрание ветхозаветных чтений, которые читались за богослужением. Апостол — в виде служебного Апостола. И так далее.

http://blog.predanie.ru/article/istina-p...

Кирилл, в миру Константин, по прозвищу Философ, родился в византийском городе Фессалоники в 827 г., скончался в Риме в 869 г. В семье было семь сыновей, Мефодий был старшим, Константин – младшим. Он получил блестящее образование в Константинополе. После окончания обучения принимает сан иерея и служит хранителем библиотеки в соборе Св. Софии. В середине IX в. по приказу императора и патриарха Константин отправляется в Болгарию, где обращает в христианство болгар. Несколькими годами позже в сопровождении своих учеников Константин оказывается в монастыре, где настоятелем служит его брат Мефодий. Именно там у братьев и их единомышленников возникает идея составления славянской азбуки. В 862 г. по просьбе князя Ростислава братья отправились в Моравию (современную Словению) переводить церковные книги с греческого на славянский и обучать чтению, письму и ведению богослужений на славянском языке. Поскольку в Западной церкви тех лет было принято восхвалять Бога на тех трех языках, на которых была сделана надпись на кресте Господнем: еврейском, греческом и латинском, братьев Константина и Мефодия как еретиков призвали в Рим. В Риме Константин передал папе Адриану II мощи святого Климента, обретенные им ранее. Вскоре папой римским было утверждено проведение богослужения на славянском языке, а книги, переведенные братьями, сохранены в римских церквях. Мефодия рукоположили в епископы. Константин вскоре занемог, принял схиму и новое монашеское имя Кирилл и спустя 50 дней скончался, завещая брату продолжать дело, которое они вместе начинали. Похоронен в Риме в церкви Святого Климента. Христианский догмат о Святой Троице говорит, что Бог един в своей природе, но имеет три личности, три лица, три ипостаси: Отца, Сына и Святого Духа. Эти «лица» не разделяемы и не смешиваемы в единой Божественной природе. Бог вечен и в вечности рождает Сына. Сын вечно рождается от Отца. И Святой Дух от Отца исходит. Все лица Святой Троицы одинаковы и равноценны в своей Божественной природе. И Божественная любовь есть основополагающее свойство всех лиц Святой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Кирилл . Значение имени : греческое Κριλλος означает «господин»; День памяти : 20 ноября; Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский : [Годы жизни: 1863-1937. Когда в апреле 1925 не стало Патриарха Тихона, самым авторитетным иерархом Русской Церкви остался митрополит Казанский Кирилл. Именно его имя было первым в списке преемников, составленном святителем Тихоном. Именно его кандидатуру поддержали осенью 1926 года епископы, участвовавшие в тайных выборах нового Патриарха. Святитель Кирилл, который отбывал тогда срок в Коми и даже не знал об этом, вызвавшем волну репрессий голосовании, был объявлен одним из главных обвиняемых и отправлен далеко на Север, в Туруханский край. Житие священномученика Кирилла]; Другие святые с именем Кирилл : Святитель Кирилл Александрийский (376-444) Один из самых авторитетных представителей святоотеческой письменности и активный борец с ересями. 32 года управлял Александрийской Церковью, ключевой участник III Вселенского Собора (431 год, город Эфес), осудившего несторианство. День памяти — 31 января, 22 июня; Святой равноапостольный Кирилл, просветитель славян (827-869). Младший из двух братьев-просветителей, благодаря которым балканские народы получили письменность, узнали основы православной веры и смогли совершать богослужения на славянском языке. Дни памяти — 27  февраля, 24 мая; Преподобный Кирилл Белозерский (1337-1427). Один из учеников преподобного Сергия Радонежского, основатель Кирилло-Белозерского монастыря на берегу Сиверского озера в Вологодской области. День памяти: 22 июня; Интересные факты о священномученике Кирилле ; Материал подготовил Игорь Цуканов . Ил.: Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский. Фото; Святитель Кирилл Александрийский. Икона; Святой равноапостольный Кирилл, просветитель славян. Икона; Преподобный Кирилл Белозерский. Икона; Преподобный Иоанн Кронштадтский. Фото; Икона, изображающая расстрел священномученика Кирилла Казанского (канонизирован в 2000 году)//Фома. - – ноябрь 2020 – С.24-25. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-211...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010