365 Стр. 320. Егда же Святоплък… и с самм Васильком. – Имеются в виду события 1097 г., о которых подробно рассказывает «Повесть временных лет» (см. стр. 82–91). 366 Стр. 324. И по погребении блаженного поиде на войну… и взя всю землю их и приседе в свою землю их. – В 1103 г. коалиция русских князей, в которой участвовал и Святополк Изяславнч, нанесла сокрушительное поражение половцам. 367 Стр. 326. …по смерти великого князя Ярослава. – Ярослав Владимирович Мудрый (см. прим. на стр. 717). 376 …великому князю Всеволоду – Всеволоду Юрьевичу Большое Гнездо, великому князю Владимирскому (ум. в 1212 г.). 379 А нмци радовахуся, далече будуче за синим морем… – то есть до своего прихода во второй половине XII в. в Ливонию. 382 …до ныняшняго Ярослава… – до Ярослава Всеволодовича, великого князя Владимирского с 1238 по 1246 г. 383 …до брата его Юрья, князя Володимерьскаго… – до Юрия Всеволодовича, великого князя Владимирского с 1213 по 1216 и с 1219 по 1238 гг. 385 Исайя пророк – Исайя, сын Амоса, иудейский пророк VIII в. до н. э., которому приписывается составление ветхозаветной «Книги пророчеств» из 66 глав. 386 …аки лице Иосифа, иже б поставил его египетьскый царь втораго царя в Египт. – Согласно Библии, Иосиф Прекрасный разгадал сны фараона, после чего тот женил его на дочери жреца и сделал своим соправителем. 387 . …часть от силы Самсоня. – Самсон – один из героев Ветхого завета, иудейский богатырь и судья. 388 …акы царя римского Еуспасиана… – Веспасиан, римский император (69–79 гг.), прославившийся как энергичный полководец. 392 Соломон, сын Давида, – третий иудейский царь (972–932 гг. до и. э.), прославившийся своим богатством и мудростью. 393 …нкто силен… именем Андряшь… – Андреас фон Фельвен, магистр Ливонского ордена рыцарей-крестоносцев. «Слуги божии» – перевод немецкого «Gottesritter». 394 …король части Римьскыя от полунощныя страны… – Здесь имеется в виду шведский король Эрик Эриксон, по прозванию Леспе (Картавый). Все воинские дела он поручал своему зятю ярлу Биргеру. В поход 1240 г. отправилось шведское войско под начальством ярлов Биргера и Ульфа Фаси.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

Об этом ясно свидетельствует Иероним в книге о церковных писателях, где говорится, что «останки тела его лежат в Антиохии, за Дафнийскими воротами, в усыпальнице». Следовательно, Евагрий рассказывает здесь о перенесении их не из Рима в антиохийскую усыпальницу, а из антиохийской усыпальницы, находившейся вне города в самый город, что произошло действительно во время правления Феодосия Младшего. 79 Евагрий здесь не имеет в виду, что до этого не существовало почитания святых мощей. Дело в том, что античное полисное мировоззрение не могло позволить хоронить останки людей в городской ограде. Ограда города была священной границей, в том числе между живыми и мертвыми. Евагрий указывает именно на разрушение этого мировоззрения, позволяющее не только почитать святые мощи, но и считать их охранением города (или войска) от бедствий. 80 Византийские историки, часто не имевшие возможности различать народы, сменявшие друг друга с большой скоростью в эпоху Великого переселения народов, идентифицировали их по месту жительства, связанного с более стабильной эпохой античности. Это отнюдь не только «подражание» античности, но и стихийно появившийся остроумный способ, необходимый для понимания, о чем идет речь. В данном случае речь идет о гуннах (Феофан так их и называет). Гунны перед своим появлением в Европе на западной границе своих владений имели Причерноморье, где греки традиционно (начиная с Геродота) помещали скифов. 81 Атилла правил с 434 по 453 г. Единолично (после убийства своего брата Бледы) с 444 или 445 г. 82 В то время вошло в обычай, чтобы консул Сирии, для снискания благорасположения к себе антиохийцев, построил в Антиохии какое-нибудь общественное здание. 83 Анатолий – видный государственный деятель. Занимал пост магистра militum per Orientem в 441 г. Трижды отправлялся послом к Атилле, участвовал в заседаниях Четвертого Вселенского (Халкидонского) Собора. 85 Правление Феодосия II было одним из самых тяжелых в смысле внешних опасностей. Удачная война 420–422 гг. с Персией, борьба с самозванцем Иоанном, захватившим власть в Риме после смерти Гонория (423–425 гг.), неудачная попытка отвоевывания захваченной вандалами Африки в 443 г., тяжелейшая война с гуннами 441–443 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

Миссис Сиддонс. — Сара Сиддонс (1755—1831) — знаменитая английская трагическая актриса, прославившаяся исполнением ролей в шекспировских трагедиях. 74 Мать Современных Гракхов. — Братья Гракхи, Тиберий (163—132 гг. до н.э.) и Гай (153—121 гг. до н.э.) — политические деятели Древнего Рима, авторы проекта аграрной реформы. Диккенс иронизирует над пристрастием американцев щеголять античными именами. 75 Челн старика Харона. — Харон, в греческой и римской мифологии, — старик перевозчик, переправляющий теин умерших людей в подземное царство Аида (в римском варианте — Плутона) через реку Ахерон. 76 Мрачные владения великана Отчаяние. — Великан Отчаяние — аллегорическая фигура из религиозно-дидактической поэмы английского писателя и проповедника Джона Бэньяна (1628—1688) «Путь паломника» (1678). 77 «Семеро спящих» — герои средневековой легенды о семи, юношах из города Эфеса. Спасаясь от гонений на христиан при императоре Деции (III в. н.э.) они спрятались в пещере, где уснули и проспали несколько сот лет. 78 В самой глубине Сити, в районе Чипсайда. — Сити — торговый и деловой центр Лондона. Чипсайд — в прошлом один из рынков Сити, во времена Диккенса — улица, заселенная ремесленниками и торговцами. 79 Господа Доу и Роу — имена фиктивных юридических лиц, фигурировавшие в исках об изъятии собственности в английском судопроизводстве первой половины XIX века. 80 …прислали из Варфоломеевского. — Имеется в виду лондонская больница св. Варфоломея — одно из самых крупных благотворительных учреждений. 81 Легче богатому кататься на верблюде, чем увидеть что-нибудь сквозь игольное ушко… — искаженное евангельское изречение: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царство божие». 82 …не пропечатали еще в «Газете»? — «Газета» — сокращенное название «Лондонской газеты», основанной в 1665 году для публикации правительственных постановлений, назначений чиновников, судебных постановлений о банкротствах и тому подобного. 83 Вест-Энд — богатый аристократический район Лондона. Здесь находятся парламент, королевский двор, в зелени парков и скверов расположены роскошные особняки; в Вест-Энде сосредоточены также лучшие магазины Лондона. 84

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Приорат был выборным достоинством на определенное число лет 79 . Приор Зары чаще всего был военным правителем Далмации и носил достоинство византийского протоспафария. Точно так же хорватская королевская династия находилась в ближайших с ним родственных связях 80 . Бесспорное преобладание Венеции по берегам Адриатического моря продолжается до самого конца XI в., когда в 1091 г. последовало угорское вторжение при короле Ладиславе. Далматинские города считали невозможным, чтобы норманны утвердились по обеим сторонам Адриатики. В феврале 1076 г. города Сплет, Трогир, Зара и Белград обязались «перед своим господином, дожем Венеции и Далмации, отвечать как за государственное преступление за всякие сношения с норманнами или другими иноземцами». Длинный ряд договоров Венецианской республики с Византийской империей 81 , изданных в трех томах с ученым комментарием, вскрывает интимную историю Венеции и знакомит с обширными сношениями этого торгового государства, которое везде и во всем на первом месте ставило реальную пользу и свои собственные интересы и не встречало затруднения оказывать помощь арабам против христиан и устранять с дороги убийством или ядом неугодное ему историческое лицо. Византийские императоры издавали запрещения и угрозы против тех, кто ввозит оружие и всякие военные материалы в землю сарацин под страхом отнятия или уничтожения судов, но в конце концов цель не достигалась, и Венеция с течением времени все больше захватывала военное и финансовое влияние в империи и становилась для нее необходимым союзником. По поводу знаменитых дарственных грамот, данных императором Алексеем I и повторенных его преемниками, обеспечивавших за Венецией громадные политические и торговые привилегии в империи 82 , в последнее время высказаны некоторые положения, которые изменяют общепринятую доселе в приложении к ним точку зрения. Именно обращено внимание на то обстоятельство, что форма более ранних грамот отличается от позднейших привилегий 1187 и 1198 гг. в том отношении, что в этих последних обозначены и венецианские обязательства, между тем как в грамотах Мануила 1147 и 1148 гг., в которые включены и грамоты двух первых царей Комнинов, Алексея и Иоанна, дарованные Венеции преимущества рассматриваются просто как знак царской милости, а об обязательствах венецианских говорится лишь в общих чертах.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

79 В одной грамоте читается: Dragas Iadrensis prior, in quinto anno tercii mei prioratus [приор Драгаш Ядерский, в пятый год моего третьего приората]. 80 Подробности у Lenel. Die Enstehung der Vorherrschaft Venedigs an der Adria. Strassburg, 1897. 81 Tafel und Thomas. Urkunden zur alteren Handels und Staatsgeschichte der Republik Venedig mil besonderer Beziehung auf Byzanz und die Levante. I — III. Vien, 1856. 82 Напечатаны в: Fontes rerum austriacarum. XII (Tafel und Thomas. Urkunden zur alteren Handels und Staatsgesch. der Rep. Venedig). 83 Die Urkunden uber venezianische Verpflichtungen fur die altere Zeit nur eben fehlen, dass das auf uns gekommene Urkundenmaterial unvollstandig ist [грамоты относительно обязательств венецианцев для раннего времени отсутствуют, так что дошедший до нас материал по грамотам неполон] (Neumann. Zur Gesch. Der byzant.-venezianische Bezielungen — Byzanm. Zeitschr. I). 84 Heyd. Histoire du commerce du Levant au moyen-age, edition francaise. I. P. 116 sequ. 85 Подлинник не сохранился, но булла повторена Мануилом и потом Исааком Ангелом в 1148 и 1187 гг. 86 Tafel und Thomas. I. Na 50; cp. Ns 71. 87 MilIingen. Byzantine Constantinople. P. 216 — 217. 88 Подробности в моих сочинениях: Очерки по истории византийской образованности. С. 150 и след.; Синодик в неделю православия (Записки Новоросс. унив. Т. 59; Делопроизводство по обвинению И. Итала в ереси (Известия Р. А. Инст. в К-поле. Т. II). 89 Αλεξιας . Р. 258. 90 Известие Никиты Акомината см.: Tafel. Supplementa hist eccle-siasticae graecorum. 91 Очерки по истории визант. образованности. С. 159. 92 П. Безобразов. Визант. писатель М. Пселл. С. 133. 93 В моей статье «Синодик в неделю православия» (Записки Имп. Новорос. ун-та. Т. 59) и в рецензии П.В. Безобразова (Визант. Врем. Т. III. С. 126 и след.). 94 Говорим о сочинении Prantl, Geschichte der Logik. II. Aufl 1885. S. 301 — 302. Рукописи Пселла и Итала хранятся в Мюнхене — Cod. Greens 548 и в Венеции Cod. philos.-philol. 208. 95 Карелин. Ранний итальянский гуманизм. М., 1892. С. 763,998.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3442...

Но, в память А. В. Горского, кроме постановки надгробного памятника ему, учреждена еще стипендия его имени в Академии. По теперешним условиям 78 , стипендия потребовала бы гораздо большего капитала, нежели то было по смерти А. В. Горского. Поэтому, хорошо было бы, чтоб имя С. К. Смирнова увековечено было в Академии, по крайней мере, учреждением премии, требующей меньшего капитала. Почин этому доброму делу уже положен, как мы замечали выше, еще в 1887 году. Собрано доселе около 660 рублей 79 . Остается доканчивать этот сбор, доведши сумму хотя бы только до 2000 руб., чтобы ежегодная премия могла быть во 100 рублей. Мы уверены, что многочисленные ученики почившего С. К. Смирнова из всех 27 курсов, бывших при нем в 42-хлетний период службы его при Академии, и другие, знавшие и чтившие его, отзовутся на это доброе дело своей посильной помощью. Но, еще более не подлежит сомнению, что не только многие, а и все отзовутся на это известие о кончине его горячей молитвой о упокоении души его 80 . Молитва теперь, для почившего, дороже всего. Помяните же его словом молитвы все ученики его двадцати семи курсов Московской духовной Академии, рассеянные по всем пределам отечества, – взываем мы в заключение этого некролога С. К. Смирнова, словами, какими сам он взывал в заключение составленных им некрологов протоиереев П. С. Делицына – в 1863 г. 81 и А. В. Горского – в 1875 г. 82 , равно как и все, пользующиеся плодами его обширной учено-литературной деятельности! 1 Почивший о. С. К. Смирнов с благодарностью воспоминал, что на печатание этого сочинения средства изыскал ему знаменитый профессор философии в Академии, протоиерей Ф. А. Голубинский. То же подтверждает и сын последнего, доселе здравствующий, профессор Академии Д. Ф. Голубинский . 2 В первоначальном своем виде, как курсовое сочинение, оно имело заглавие несколько иное, без изменения, однако, через то сущности содержания. 4 В это время (1877 –1878 гг.) из 7 дочерей С. К. Смирнова еще только 2 старшие выданы были замуж, а остальные пять дочерей и сын были при нем и на его попечении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Нехватка, собственно, херсонесских материалов и странное для главы Археологической комиссии пренебрежение к углубленному изучению стратиграфии, данных раскопок города, к тому времени уже многочисленных, заставили строить изложение по периодам правлений византийских императоров, начиная с Аркадия и до Иоанна Цимисхия, вкрапляя в рассказ фрагменты из истории Херсона. Подчас A.A. Бобринский действовал как заурядный средневековый хронист, не знакомый с современной методикой исторической критики, и одним махом приводил все версии или даты по тому или иному вопросу, не удосуживаясь их разбором и аргументацией. Так, завоевание тюркским властителем Турксанфом Босйора он отнес к 575 г., тут же в скобках перечислив и другие возможные даты этого события: 579, 581, 582 гг., и не выразил ни малейших колебаний относительно самой вероятности осады тюрками Херсона 77 . Представления автора о взаимоотношениях хазар с населением Таврики и херсонитами оказались еще более противоречивыми и путаными, чем в работах предшественников. С одной стороны, A.A. Бобринский появление хазар на просторах Крыма датировал началом VII в., когда они якобы «...покорили авар, затем степную часть Таврического полуострова и начали нападать на Херсонес». С другой стороны, он же относил вытеснение хазарами «гуннов» из ближайшего соседства с Херсонесом к 669 г., а чуть позже писал, что «...в 702 г. хазары окончательно покорили готов и утвердились в восточной части Крыма» 78 . Само собой разумеется, обоснований этих надуманных абсолютных дат предложено не было. По словам A.A. Бобринского, весьма прозрачно повторяющих известное заявление барона Кёне, «хазары при первом нападении на Крым не тронули Херсонеса, однако вскоре подчинили себе этот город» 79 . Тем не менее присылку хазарского тудуна он объяснял тем, что хаган «еще не осмелился тогда ввести в город войска» 80 . Так всплывает теория об установлении хазарского протектората над Херсоном, на которой продолжают настаивать некоторые современные исследователи, не считающие ее устаревшей 81 . Более того, хазарский хаган в очередной раз селится «...в укреплении Дори, на границе поселения готов» 82 . Совершенно очевидно, что чтение П.И. Кеппена и иже с ним и тут не прошло для историка бесследно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При введении нового штатного расписания в 1871 г. предусматривались повышение окладов, причем безземельные городские священники получали повышенное жалованье. Так, протоиерею в кафедральном соборе полагалось от 400 до 700 руб. серебром в год, священникам и протодьяконам – от 250 до 450 руб., дьяконам – от 180 до 350, псаломщикам – от 140 до 200 руб. Между тем, в сельском приходе священник мог рассчитывать лишь на 144 – 240 руб., дьякон – на 96–160 руб., псаломщик – на 48 – 80 руб. в год 77 . Заметим, что писец в синодальной канцелярии получал 300 руб., провинциальный чиновник духовной консистории – 500 руб. в год 78 . Перевод на жалованье осуществлялся крайне медленно и к началу 90-х гг. XIX в. лишь 18 тыс. причтов состояли на государственном обеспечении 79 . В 1893 г. появилось высочайшее повеление о скорейшем переводе всех священников и служащих на казенное обеспечение. И вновь всех удовлетворить не удалось. По смете 1916 г. на содержание 31 000 причтов было отпущено 18 788 559 руб., т. е. в среднем по 600 руб. на причт; между тем расчеты Особого совещания при Синоде предусматривали на 1910 г. оклад священнику в 1200 руб., дьякону – 800 руб. и псаломщику 400 руб. в год. Для этого требовалось ежегодно 75 000 000 руб., т.е. сумма вчетверо большая. На деле из казны выделили лишь 450 000 руб. 80 . Перевод священников на твердое жалованье так и не был завершен. Так, в Тверской епархии в начале XX в. на государственном обеспечении находились 735 причтов из 1061 81 . Обычно священники получали 80–100 руб. в год, тогда как рабочий вагоностроительного завода в Твери – 344 руб. 82 . Увы, случалось и похуже. А всего по данным Св. Синода к 1892 г. в России (без епархий Грузинского экзархата) было 4 000 наибеднейших приходов 83 и это при том, что священники вынуждены были завышать свои доходы перед выходом за штат, дабы привлечь соискателей места 84 . Разумеется, неспособность государства содержать собственных «идеологов» оправдывалась ссылками на «греховность» материального благополучия и намеками на зловредность поклонения Мамоне. Большей нелепости в эпоху модернизации трудно было представить.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1790 См.: Заболотный Е. А. Был ли Несторий православным? (По поводу статей М. Анастоса и А. де Алле)//Вестник ПСТГУ. Серия III: «Филология». 2013. Вып. 5 (35). С. 37. 1792 См.: Заболотный Е. А. Христология Церкви Востока: основные направления развития в V – нач. VII в.//Вестник ПСТГУ. Серия III: «Филология». 2014. Вып. 5 (40). С. 37. 1794 См.: Заболотный. Христология Церкви Востока. С. 37; Brock. The Christology of the Church of the East. Р. 170. 1795 См.: Aphraates Sapiens Persae Demonstrationes 6. 10; 9. 5. Col. 281, 417; Ephraem Syrer. Hymnen de Nativitate (Epiphania) 5. 16–24; 8. 17. S. 48–50, 62. 1796 См.: Cyrillonas. De Pascha Domini nostri//Griffin C. Cyrillona: A Critical Study and Commentary. Washington, 2011. P. 385. 1797 В документах четырех авторитетных соборов Церкви Востока (544, 554, 576 и 585 гг.) не только не встречается схема Нестория (две ипостаси – два природных лица – лицо единения), но даже сам термин qnm не употребляется в христологическом контексте. Христология этих соборов находится в рамках учения Феодора Мопсуэстийского (см.: Заболотный. Христология Церкви Востока: основные направления развития в V – нач. VII в. С. 40). Этот факт не представляется удивительным, если принять во внимание, что главный христологический труд Нестория, «Книга Гераклида», была переведена на сирийский не ранее 540 г. По этой причине до времени Бабая Великого христология Нестория не оказала на сирийских писателей практически никакого влияния (см.: Brock. The Christology of the Church of the East. Р. 177). 1801 Babaius Magnus. Liber de Unione/A. Vaschalde, ed. P., 1915 (CSCO; 79 (T); 80 (V)). P. 159–160/129. 1803 См.: Там же. С. 82. Младший современник Баввая, патриарх Церкви Востока шйав III, писал, что «одна нм необходимо означает и одну природу» (Išyahb Patriarcha III. Liber Epistularum 2. 6/R. Duval, ed. P.; Lipsiae, 1904–1905 (CSCO;11 (T);12 (V)). P. 129/97). 1808 Следует отметить, что Бавваю было хорошо известно об использовании древними христианскими писателями термина ипостась (qnm) в значении «лицо», однако, несмотря на это, он полагал, что такого словоупотребления надо избегать, чтобы не впасть в ересь теопасхитства (см.: Babaius Magnus. Liber de Unione… P. 305–306/246–247).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Он позднее принял термин «единосущный» только из послушания императору Константину, но это приятие не было искренним, почему православные прозвали его «двуязычным» (δγλωττος — в смысле, близком к «двоедушному»). См. Н. Розанов, Евсевий Памфил, епископ Кесарии Палестинской. М., 1880, с. 14—24. Г. Берк-хоф, указывая на субординационизм Евсевия, считает, однако, что он все же не перешел той грани, за которой начинается арианство. См. Н. Berkhof, Die Theologie des Eusebius von Caesarea. Amsterdam 1939, S. 79—82. Наконец, И. Бертен причисляет Евсевия к той средней группе «умеренных консерваторов» (не совсем точно именуемых «полуарианами»), которую чуть позднее представляли св. Кирилл иерусалимский и Евсевий эмесский и которая не примыкала ни к «строго православным», ни к арианам. См. . Berten, Cyrille de Jerusalem, Eusebe d " Emese et la theologie semi-arienne    В настоящее время признается, что сам Евсевий дважды издавал свою хронику. Первое появление ее нужно относить, может быть, ко времени около 312 г. (по Гарнаку, однако,— не позже 323). После того хроника была продолжена самим Евсевием и при этом, вероятно, исправлена около 325 г. К выводу о двух изданиях, происходящих от самого Евсевия, пришел в своем позднейшем исследовании о хронике издатель ее А. Schöne, Die Weltchronik des Eusebius in ihrer Bearbeitung durch Hieronymus. Berlin 1900. Разногласия между латинским и армянским переводом он и возводит к этим изданиям, предполагая, что армянский перевод был сделан с первоначального издания, а иеронимов с позднейшего. Гарнак, признавая факт двух изданий, не усматривает оснований для последнего предположения. А. Нагпаск, Geschichte der altchristlicher Litteratur bis Eusebius. Th. II. 2 (Die Chronologie). Leipzig 1904. S. 112. (А. Б.) 150.    По мнению Гарнака, книги 1—7 и часть 8-й закончены в 312—313 гг.; другая часть 8-й и 9-я явились в 313—314, наконец, 10-я в конце 324 начале 325. Нагпаск, 1. с. 115. (А. Б.) 150.    Вряд ли здесь можно полностью согласиться с В.В.Болотовым. Для сравнения см. мнение А. П. Лебедева, который замечает, что исходная точка зрения Евсевия «возвышенно-догматическая. Историю христианства он понимает как ряд благодетельных для человечества действий Божества». Поэтому для него «в Сыне Божием история Церкви имеет свой важнейший движущий принцип» (А. П. Лебедев, Церковная историография в главных ее представителях с IV века до XX. СПб. 1903, с.66—67). В. В. Болотов не оценил в Евсевий «богослова истории», а современные исследователи видят в нем единственную серьезную альтернативу «богословию истории» (theology of history) блаж. Августина. См. G. Chesnut, The First Christian Histories. Eusebius, Socrates, Sozomen, Theodoret and Evagrius. Paris 1977, p.35. Можно добавить, что Евсевий почти на столетие «опередил» блаж. Августина и был одним из самых первых христианских писателей, попытавшихся наметить такое «богословие истории». (А. С.) — 151.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010