897 В своем донесении от 1623 г. римской конгрегации распространения веры Рутский в следующих достопамятных словах определяет значение православных братств: «схизматики, писал он, создали себе во всех городах братства, в которые привлекают под предлогом дел благочестия; написали себе уставы, поставляют себе старост, и после первой складчины, в которой участвуют все братчики в самом начале, по мере своих средств делают еще приношения, каждую неделю собираясь вместе. Когда же случается какая-либо чрезвычайная нужда, то производят чрезвычайную контрибуцию и, объявляя об этом народу с церковного амвона, одних убеждают, а других, которые состоят братчиками, обязывают давать столько, сколько бывает назначено советом братским. И такова сила этих сборов, что одно Виленское братство, глава других, истратило уже, по словам его, от начала унии 200.000 флоринов для противодействия ей. Такова ревность и покорность, что иногда общее постановление братства обязывает каждого из братчиков дать двадцатую часть всего, чем он владеет, и каждый дает. Такие братства размножились и по другим, меньшим, городам, а недавно образовалось в Киеве»: см. Макария, Ист. рус цер., т. X, стр. 487. Сравни также мнение о братствах Кассиана Соковича, в его описании Киевского собора 1640 года: Рус. Ист. Биб., т. IV. 898 Обвинение Рутского против Виленского братства см. у Кояловича, Литов. церк. уния, т, II, стр. 353–359, и прим. 209. 899 Запорожские казаки заключали между собой побратимство, и этот обычай способствовал образованию религиозных церковных братств, процветавших в XVII веке; см. Памят. старин. русск. литерат., изд. под редак. Костомарова. 1862 г. Легенда о братстве, примеч. 901 Вил. Арх. Сб. т. I, 90; А. ю. и з. России т. II, 47: в этом предсмертном письме гетмана Сагайдачного к королю особенно обращает на себя внимание следующее место: «Особливо Унея тепер з Русе чрез святейшаго Феофана патриарху Иерусалимскаго знесенная, абы впред в той же Русе никогда не остановлялася и своих рогов не возносила. Мають абовем отци езуиты и все духовенство костела римскаго (и без нас православных) кого до унеи своей наворочати и присвояти, – тых народов, которыи отнюдь не ведают и не верять Христа Господа, плотию в мир пришедшаго». См. также Сводн. галиц. рус. лет. Петрушевича, т. I, стр. 60 и Лет. Львов. брат. Журн. Мин. Нар. Просв. 1849 г. т. 62, под 1622 год.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

767 Буддей (ibid.) следовал обыкновенному переводу этих слов и только за подлежащее при нарекла принимал мать Моисея. 769 Jablonskii. Opuscula. I, 148. 149. Отвергая производство имени Mohioc из мо и ini «ducere», Яблонский склонился к мысли о происхождении его из «Amoni, quod pascere et pastorem significat». 770 λος (по словарям Passow " а и Sciler " а) значит: 1) стоячая вода, озеро, залив, заводь; 2) болото, низменность, луг. Carectum – место, поросшее осокой. Лучица по Академическому словарю славяно-русскаго яз., по изд. 1847 г. значит: «1) порост, водяная трава, и 2) Chara, растение». Это последнее значение едва ли однако справедливо придано данному слову; вероятнее, что лучица происходить от слова: «лука=изгиб, излучина реки, заводь» (Словарь Даля) и употреблено в славянском переводе, согласно со значением λος, в смысле покрытой растительностью излучины реки. Указанное «Chara», по всей вероятности, есть передача коптского шари, о чем см. далее. 771 По Филону Περι βιου Μως.; Mangey, II, 82. 83) дочь фараона «увидела его ν τ δασυττ τν λν – в заводи, поросшей самою rycmoq травой», по Клименту Алекс. (Στρωματ. I, 23; Migne. Patrologiae graecae t. VIII, 897) «полагают у берега реки λδους ντος»=в болотистом месте; по словам Евсевия (Προπαρασκευη Ευαγγ. Х, XXVIII; Migne ibid. t. XXI, 736) «мать положила Моисея ες τ λος». 774 Fresnel. Dissertation snr le schari des égyptiens et le souf des Hebreux в Journal asiatique. 1848. Mars. 274–290. 781 Имеются в виду свидетельства Диодора Сиц. (III, 19), Страбона (770; XVI 4:7); и Агатархида; см. Smith. A Dict, of the Bible. III, 1010, 786 Фреснель в указ. Dissertation, 267, опровергает объяснение Пейрона, как несогласное ни с еврейским суф, ни со словами классических писателей, равно как – и понимание Аккерблада, последнее – на том основании, что название ен шари носит это море до перехода через него евреев, и потому еще, что таким именем оно могло называться не у египтян, а у евреев, на языке которых суф не употребляется, однако, в значении «удар». Объяснение Бругша находится в очевидной связи со своеобразным мнением его о том, что разумеется в кн. Исход под iaм суф.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Когда же наступила буря и очень широко разлилась протекающая рядом с городом ионитов река под названием Драконт, а теперь получившая имя Оронт 892 , он попросил их помолиться. В то время как они молились и совершали таинства, с неба упал шар (D.73) небесного огня, который прекратил бурю и восстановил прежнее течение реки. Удивившись случившемуся, Персей тотчас взял часть того огня и хранил его у себя. Этот огонь он привез в свое царство персов и научил их чтить тот огонь, который, как он говорил, он видел упавшим с неба. Этот огонь до настоящего времени персы почитают как божество. Персей основал для иополитов святилище, которое назвал святилищем Бессмертного Огня. Подобным же образом он основал святилище Огня в Персии, назначив служить ему богобоязненных мужей, которым он дал имя магов. Это записал мудрейший хронограф Павсаний 893 . Спустя время отец Андромеды царь Кефей, двинувшись против него из Эфиопии, сразился с ним. От старости Кефей был незрячим. Персей, услышав, что он воюет с ним, разгневался, вышел против него (Р. 41) с головой Горгоны и показал ее эфиопскому царю; но Кефей, ничего не видя, двинулся на коне против него. Персей, не зная, что он слепой, решил, что голова Горгоны уже бездействует, и, повернув ее, приблизил к себе. Он тотчас ослеп, стал подобен мертвецу и был убит. Над персами стал царствовать сын Персея и Андромеды Мерос 894 , (D. 74) провозглашенный на царство своим дедом Кефеем. Эфиопский царь отдал приказ, и мерзкая голова Горгоны была сожжена, сам он отправился в свою страну, а род Персея остался царствовать в стране вавилонян 895 . Во времена Пика Зевса, о которых уже говорилось, в западных пределах в стране аргосцев 896 жил некто из рода Иафета по имени Инах 897 ; он первым царствовал в той стране и основал там город по имени Селены 898 (ибо он почитал ее), который назвал Иополь; именно поэтому аргосцы во время мистерий до сих пор называют Селену тайным именем Ио 899 . В городе он поставил Селене святилище, установил ей медную статую, на которой высек: «О Ио, блаженная, светоносная».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

При такой склонности императоров из рода Комниных к науке весьма естественно было, что школы находили в них своих покровителей, а учителя – поощрителей. Школы, основанные в IX веке известным Вардою, современником Фотия, и реставрированные императором Константином Порфирородным (в X веке), ко временам Алексея Комнина значительно упали. Но этот император старался поднять упавшее образование. Он заботился об оживлении и лучшей организации школ. При Алексее встречаем школы риторики, грамматики и философии. Преподаватели пользуются высоким почетом, важнейшие наставнические места замещаются по назначению самого императора 894 . Совершенно новая школа была открыта Алексеем I при великолепно им устроенном сиротском доме. В эту школу он назначил преподавателей по всем предметам образовательного курса, здесь преподавание велось по некоторым новым методам 895 . Замечательно, что в школах того времени меньше всего выступает на вид элемент церковный. Наряду со светскими школами, хоть и более скромное место, занимают и школы церковные и монастырские. Многие монастыри при своем богатстве Рукописей могли немало служить в XII веке интересам науки, каковы, например, монастыри Афонские, Патмосские, Лесбосские. При Алексее Комнине возложена была на церкви и монастыри обязанность открывать училище и учить детей. О существовании церковных школ упоминает Евстафий Фессалоникийский; так, он говорит о школе при церкви св. Евфимии (в Халкидоне?). Впрочем, главным делом образование сосредоточивалось в школах константинопольских. Что касается круга предметов, преподававшихся в тогдашних школах, то он оставался, каким был и прежде. Это был круг наук, который на Западе назывался trivium и quadrivium. Под trivium разумелись грамматика, риторика, философия, под quadrivium – астрономия, геометрия, арифметика и музыка (или словесность). При этом нужно заметить, что под понятие философии в тогдашнем византийском обществе подходили и в нем заключались даже богословские знания, как составная часть 896 . В царствование Комниных встречаем в Византии даже такое учреждение, которое можно назвать Академией наук. Эта Академия, или коллегия, обыкновенно состояла из двенадцати ученых, ближайшим назначением которых было содействовать успехам науки в империи и читать высшие научные курсы. Представители этой коллегии обыкновенно подавали первый голос в спорных ученых вопросах, не исключая вопросов богословских. Что эта Академия не стояла в стороне от интересов богословских, это достаточно открывается из того исторического наблюдения, что во главе ее нередко стояли лица духовные. Например, в изучаемое нами время председателем в этой Академии однажды был митрополит Никомедийский 897 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Не бойся же и ты, Христианин, мирских превращений, гонений, несчастий. Отец небесный тебя усыновил себе: ежели же ты сын, то и наследник, и неоцененного наследства сего не отымет от тебя никто. Том I. стр. 312, 313. Токмо при всем том долг ваш есть прилежно всегда размышлять, что вы, в каком бы состоянии не были, не уволены, дабы не ходить узкими враты и тесным путем. Евангелский глас, внидите узкими врати, всех без изъятия касается. Пространным путем никому, в каком бы оно состоянии не был, ходить не дозволено; ибо он приводит в пагубу. Внидите узкими враты. Хранит целомудрие, блюсти воздержание, содержат в чистоте тело и душу, трудом прогонят праздность, молитвою очищать совесть, и непрестанно бороться со страстями и их преодолевать, есть неотрицаемый долг каждого Христианина. Кто так ходит, тот ходит узкими враты и тесным путем. А пространный путь для каждого воспрещен, ибо для каждого пагубен. Блуд и всякая нечистота, невоздержание, роскошь, пиянство, леность, корыстылюбие, скупостт, тщеславие и прочие пороки суть пространный путь, но приводят наконец в пагубу. Том XVI. стр. 393, 394. II. Не можем сказать, что закон исполнять трудно, когда многие его исполнили. Не можем сказать, что несносно терпеть скудость и нищему, когда многие и добровольно богатства отреклись, и сему безмятежному состоянию себя подвергли. Не можем сказать, что трудно воздержаться от пищи, пития и похоти, когда над всем сим восторжествовали славно. Не можем сказать, что, снабжая других, опасно, чтоб и самих себя До крайней не довести нужды, когда многие, чем более были щедры, тем более невидимо от Бога были благословенны. Не можем сказать, что тягостно сносить обиды и поношения других, когда многие поношающих благословляли, и за обидящих молилися, а чрез то и гнев недругов укротили и их с собою примирили. Вот что действует пример! он всякое извинение от нас отъемлет. Том XV. стр. 896, 897. О вы, которых гонит мир истины ради, вы, лишенные всея человеческие помощи, примером сим утешайтеся! Вы проливаете слезы; а глава ваша кровь.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Последним философско-публицистическим выступлением этой группы был сборник «Из глубины», содержащий резкую критику большевизма. Он был отпечатан в разгар террора, конфискован советским правительством и ныне сохранился в малом количестве экземпляров. Многолетнее духовное братство, сотрудничество в религиозном и философском возрождении русского духа еще до революции, естественно, объединяет большинство этих русских мыслителей; они создают как бы незримую, не подчиненную никакому уставу, а основывающуюся только на естественном духовном родстве философскую академию, которая действует сейчас в русской эмиграции. Вне русских кругов об этой академии почти ничего не знают, потому что большинство их работ опубликовано на родном языке 896 . Однако с полным правом можно сказать, что и с чисто научной точки зрения, и с точки зрения философии культуры и истории духа, эти работы имеют огромный интерес для европейского читателя. Не претендуя на исчерпывающее изложение научной продукции этих мыслителей в целом, мы хотели бы предложить краткий обзор содержащихся в ней основных идейных направлений в области этики и философии права и государства 897 , 898 . Именно эта область является в известной степени центральной для современной русской философии, равно как для русского философского духа в целом, так как русская мысль никогда не удовлетворялась абстрактно-теоретическим познанием и всегда стремилась к конкретному мировоззрению, овладевшим мотивом спасения, религиозно-этически окрашенному, в ней то, что обычно называют «практической философией» занимает главное место. Самые значительные и действительно оригинальные русские мыслители XIX века вообще не были философами в обычном смысле слова, а были прежде всего религиозными мыслителями. Чисто философская мысль развивается в России только с конца XIX – начала XX столетий, при этом, конечно, не теряя внутренних связей со своими религиозно-этическими истоками. В современной русской мысли можно выделить два направления в зависимости от преобладания в них чисто философских или религиозно-этических мотивов, при этом не упуская из виду, что между ними невозможно провести однозначно четкой границы и их различие часто бывает неопределимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

С.К. Севастьянова Приложение 6. Переписка патриарха Никона с греками в 1662 – 1666 гг I.Nepenucka патриарха Никона с греками – его сторонниками: иконийским митрополитом Афанасием и Саввой Дмитриевым (1665 – 1666 гг.) Ниже издаются тексты всех писем патриарха Никона и греков – его сторонников, иконийского митрополита Афанасия и письмоносца иерусалимского патриарха Нектария Саввы Дмитриева, друг к другу. Переписка патриарха Никона с Саввой Дмитриевым и митрополитом Афанасием была издана в XIX в. архимандритом Леонидом (Кавелиным) по единственной известной ему ру- кописи из собрания В.М. Ундольского (ныне: РГБ, ф. 310, 415) – Леонид 1873, 1618 – 1639. Однако издаваемая архимандритом Леонидом рукопись неисправна, имеет многочисленные механические утраты текста и, по словам издателя, составлялась «писцом весьма малограмотным, а потому с нередкими ошибками в сочетании слов и их окончаниях и без всяких знаков препинания, кроме точек» – Леонид 1873, 1617. Сравнив содержание писем греков и ответных посланий патриарха Никона, архимандрит Леонид попытался реконструировать смысл «испорченных мест» издаваемой рукописи. Мной тексты писем патриарха Никона и греков к нему публикуются по разным рукописям: письма Саввы Дмитриева и митрополита Афанасия к патриарху Никону издаются по рукописи конца XVII в. (РГАДА, ф. 357, оп. 1, д. 127), в которой тексты писем греков сохранились, на мой взгляд, лучше, чем в других списках; ответные письма патриарха Никона издаются по пяти известным мне рукописям; в качестве основного выбран текст самой ранней рукописи и, на мой взгляд, наиболее исправный: Основной текст: ГИМ, собр. П. И. Щукина, л. 77 об. – 107 Щ Разночтения: РГАДА, ф. 357 (Рукописное собр. Саровской пустыни), оп. I, д. 127, л. 266 – 292 С ГИМ, собр. Е.В. Барсова , 897, л. 222 об. – 244 Б 1 ГИМ, собр. Е.В. Барсова , 898, л. 182 об – 201 об. Б 2 РГБ.ф. 310(собр. В.М. л.319 – 351 У Тексты издаются по правилам ТОДРЛ (Т. 52). Курсивом выделены слова, которых нет в издаваемых рукописях, но которые добавлены мной по смыслу; все исправления, внесенные мной в публикуемый текст, отмечаются в подстрочных примечаниях. При помощи курсива и угловых скобок показаны слова, отсутствующие в рукописи, но добавленные мной по изданию архимандрита Леонида. Звездочкой выделены слова и фразы, которые комментируются в Примечаниях. Переписка патриарха Никона с Иконийским митрополитом Афанасием (1665 г)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1-я гвардейская дивизия была укомплектована в количестве 10538 чел. (в дивизии состояло начсостава 953, младшего начсостава 1862 и рядового 7723 чел.) и с 27 июля полками начала выходить из г.Ленинграда на оборонительные рубежи. К моменту выхода дивизии из состава ЛАНО в ней было коммунистов 1528 и комсомольцев 1312 чел. 2-я гвардейская дивизия была скомплектована в составе 11226 чел., из них начсостава 922, младшего начсостава 1421 и рядовых 9146 чел. Коммунистов в дивизии 1169 – 10,3% и комсомольцев 2289 чел. – 20,3%. Вместе с тем 19–20 июля была сформирована из отобранного для комплектования 8–10-го истребительных полков 4-я легкая дивизия в составе 4267 чел. (начсостава 390, младшего начсостава 313, рядового 3564 чел.), выступившая из Ленинграда 21 июля. Партийно-политическая прослойка в 4-й легкой дивизии состояла: коммунистов 390 и комсомольцев 830 чел. В период 24–27 июля на базе Петроградской дивизии была сформирована 3-я гвардейская дивизия и на базе Красногвардейской дивизии начато формирование 4-й гвардейской дивизии. При этом оставшиеся дивизии были приказом по ЛАНО 4 от 24 июля расформированы и их личный состав влит в 3-ю и отчасти 4-ю гвардейские дивизии, за исключением оказавшегося в значительном излишке командхозсостава, который был направлен в горвоенкомат. 3-я гвардейская дивизия была укомплектована в составе 10334 чел., имея небольшой докомплект (около 300 чел.) рядового и младшего начальствующего состава. Коммунистов в дивизии 858–8,3% и комсомольцев 1250 – 12%. На 14 августа части дивизии последовательно выбыли из Ленинграда и заняли указанные командованием фронта рубежи в укрепрайоне. К 4 августа состав дивизии достиг 8924 чел. (начсостава – 788, младшего начсостава – 1017 и рядового – 7119 чел.), причем коммунистов было 720 чел. 4 августа дивизией, согласно приказу по ЛАНО, был сформирован и отправлен во 2-ю стрелковую дивизию народного ополчения маршевый батальон в числе 897 бойцов и младших командиров. Продолжая пополняться, дивизия с 13 августа перешла на положение запасной дивизии и отправила до 17 августа еще три маршевых батальона во 2-ю стрелковую дивизию: 14 августа – 1508, 15 августа – 1036 чел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

316 В 897 г. открылась война между Чехами и Мораванами, первые идут к Арнульфу и просят его заступничества против врагов своих, Мораван. Восточная марка и наблюдение за Моравией поручены были Арнульфом маркграфу Люитпольду, его родственнику по матери. Люитпольд пользовался огромным влиянием и широкою властью, которая простиралась на восточную марку, Каринтию, Чехию и земли по Энже. 317 Его обширную власть делил с ним граф Арибо, брат его. 318 Этот последний, конечно, с соизволения Арнульфа, принимал деятельное участие во внутренних волнениях Моравии, поддерживал императорскую партию, когда возникла жестокая усобица между Святополковичами. 319 В это время баварское войско вступило в Моравию и опустошило большую часть страны; в следующем году повторилось подобное же вторжение Баварцев. Императорская партия, представителем которой был Святополк, брат Моймира II, была слаба в сравнении с национальной; Святополк, осажденный в одном городе, был освобожден только с помощью баварского войска. 320 Тогда партия Моймира или национальная взяла перевес; положение её не было еще затруднительно и в 899 г., когда сын графа Арибо, Исанрих, открыто восстал против Арнульфа, сносился с Моймиром и при его содействии утвердился в марке. 321 Больной Арнульф лично вел против Исанриха войско, взял его в плен; но по дороге в Регенсбург пленник нашел случай обмануть стражу и снова искал покровительства у моравского князя. И по смерти Арнульфа, 322 даже в виду грозящей опасности от Угров, Баварцы, в союзе с Чехами, предпринимали поход на Моравию, три недели беспощадно жгли и грабили её; только равно обоим врагам угрожавшая опасность от Угров заставила их подумать об мире в 901 г. 323 Весьма отрывочные и неполные известия фульдских летописей об отношениях Немцев к Славянам при детях Святополка восполнятся частью документом, происхождение которого обязано поднятию церковного вопроса в Моравии. В последний год жизни Святополка Викинг оставил Моравию, в которой он семь лет управлял церковными делами на правах паннонского архиепископа; он занял при Арнульфе должность придворного канцлера, а потом, в 898 г., при посредстве того же Арнульфа, получил пасовскую епископскую кафедру. Явление весьма странное в церковных летописях, что духовное лицо с архиепископской кафедры переходит на епископскую. 324 Паннонская кафедра оставалась незамещенною с 893 г. Смуты в Моравии по смерти Святополка, сопровождавшиеся частыми походами Баварцев, давали Немцам надежду, что и церковная, и политическая независимость Моравии клонится уже к упадку, что скоро настанет время господства их в Моравии, как это было в 870 или 871 гг. Когда в 901 г. заключали они мир с Мораванами, в переговорах принимал участие назначенный вместо Викинга на пасовскую кафедру епископ Рихгар, – вероятно тогда дело шло и о церковном положении Моравии, её подчинении зальцбургскому архиепископу. 325

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Здесь, впрочем, должно проводить различение, поскольку одно дело, когда богатство, избыточное или умеренное, своё, и совсем другое – когда оно общее. Ведь забота о собственном богатстве связана с любовью к себе, посредством которой человек любит себя в том, что касается преходящего, тогда как забота об общем связана с любовью к горнему, которая «не ищет своего», но желает общего блага. И коль скоро монашество определено к совершенству горней любви, каковая любовь находит своё завершение в «любви к Богу, дошедшей до презрения к себе» 897 , то обладание чем-либо своим противно монашескому совершенству. Забота же об общих благах может быть свойственна горней любви, хотя при этом она подчас препятствует тем или иным более возвышенным актам любви. Например, созерцанию божественного или наставлению ближнего. Отсюда понятно, что наличие излишне большого общего движимого или недвижимого богатства препятствует совершенству, хотя и не является несовместимым с ним абсолютно. В то же время обладание достаточным количеством движимых или недвижимых внешних вещей, которые обеспечивают средства к существованию, не препятствует монашескому совершенству в том случае, если рассматривать бедность со стороны общей цели монашеских порядков, которая состоит в посвящении себя служению Богу. Но если рассматривать бедность со стороны особой цели того или иного монашеского ордена, то тогда монашескому ордену в зависимости от поставленной им цели приличествует большая или меньшая степень бедности, и с точки зрения бедности каждый монашеский орден тем более совершенен, чем более исповедуемая им бедность адекватна его цели. Действительно, очевидно, что для выполнения внешних и телесных работ деятельной жизни человек нуждается в помощи внешних вещей, в то время как для созерцания их нужно немного. Поэтому философ говорит, что «для поступков нужно многое, и чем они величественней и прекрасней, тем больше. Тому же, кто созерцает, ни в чём подобном нет нужды; всё, что ему требуется – это необходимое, а всё остальное только препятствует его созерцанию» 898 . Из сказанного понятно, что при недостаточности общего имения определённый к телесным работам деятельной жизни монашеский орден (военный, например, или странноприимный) будет менее совершенным, тогда как те монашеские ордена, которые определены к созерцательной жизни, будут более совершенны, поскольку исповедуемая ими бедность не обременяет их заботой о преходящем. Таким образом, забота о преходящем препятствует монашеской жизни тем больше, чем больше монашеской жизни необходима забота о духовном.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010