Так как франки позволяли всем нехалкидонцам сохранять своих епископов, яковитская иерархия спокойно существовала на их территории. Латиняне лишь, как и мусульмане до них, оставили за собой право утверждения всех епископских назначений, в том числе и самого яковитского патриарха. Однако латинская терпимость была не более чем снисходительностью. Местные христиане оставались в их государствах гражданами второго сорта. Те, кто были дхимми для мусульман, стали дхимми для крестоносцев. Симпатии яковитов к латинянам, а затем к монголам оказались роковыми для яковитской церкви. Местные мусульмане стали воспринимать их как предателей, и это привело к тому, что в конечном итоге крестовые походы принесли больше вреда яковитам, чем любой другой нехалкидонской группе. Самым известным случаем перехода яковитов в римо-католицизм было обращение в 1236 г. патриарха Игнатия II (1222-1252). Но оно не дало никаких результатов и осталось лишь его личным шагом. Богословские переговоры об объединении с Византией, предпринятые в XII в., также не дали результатов. Стороны уже не могли понять друг друга. Впрочем, понимал ли средний яковит причины, по которым его Церковь была в разделении с византийской и латинской Церквами, является весьма спорным. Латиняне, во всяком случае, считали яковитов и несториан благочестивыми, но невежественными и необразованными людьми. 3. Армянская община отличалась от всех остальных монофизитских групп. В отличие от яковитов армяне, так же как и, например, православные грузины, составляли политическое, этническое и религиозное единство. Их общий язык и литература, так же как и их национальная монофизитская вера, способствовали формированию их национальной идентичности и стали решающим фактором для их выживания в средние века. Армяне были широко известны на всей византийской территории: по некоторым подсчетам, от 10 до 15% византийской аристократии - армянского происхождения. К 1040 г. большая часть Армении была завоевана Византией и включена в имперскую территорию. Армянское царство прекратило свое существование, а его территория включена в систему имперского административного деления.

http://sedmitza.ru/lib/text/434835/

VII в. сир. писателем Мартирием (Сахдоной), была переписана в 837 г. в Урфе (Эдессе) и предназначена, по сообщению писца, в дар Е. в. м. Наиболее ранняя из сир. рукописей, созданных в синайском скриптории,- Сборник Житий 886 г. XIII век был временем расцвета сир. скриптория в Е. в. м., мн. писцы были родом из г. Карры в Сирии. Если древнейшие рукописи содержат гл. обр. тексты Свящ. Писания и творения отцов Церкви, то большинство рукописей X-XIV вв. представляют собой богослужебные книги. Значительная часть собрания - почти 100 рукописей - состоит из книг Свящ. Писания. Наиболее известен Codex Syriacus (Sinait. syr. 30), введенный в научный оборот А. Смит-Льюис. Верхний текст содержит Жития святых и принадлежит писцу Иоанну Столпнику (778). Нижний текст V в. представляет собой древнейший сир. перевод Евангелия, сохранившийся, включая Codex Syriacus, только в 2 списках. Из древних списков книг ВЗ следует также отметить 1-ю и 2-ю Книги Самуила - Sinait. syr. 35 (2 А, 2 В), VII в.; Книгу царств - Sinait. syr. 28 (1 А, 1 В), VIII в.; 1-3-ю Книги Маккавеев - Sinait. syr. 279, VIII в.; из книг НЗ - палимпсесты с текстами Четвероевангелия (перевод Пешитта ) - Sinait. syr. 2, VI в. и Деяний и посланий св. апостолов - Sinait. syr. 5, VI в.; Евангелие от Луки - Sinait. syr. 12, VII в.; Послания ап. Павла (перевод Пешитта) - Sinait. syr. 3, VII в. Из святоотеческих творений наиболее примечателен сир. перевод VI в. «Ареопагитик» (Sinait. syr. 52, VIII-IX вв.). В списках VIII в. сохранились Шестоднев свт. Василия Великого (Sinait. syr. 56), 29 Слов («Аскетикон») Исаии Скитского (Sinait. syr. 62, 758 г.), сочинения прп. Иоанна Лествичника, Иакова Саругского (яковит) и Анастасия I Синаита, патриарха Антиохийского (Sinait. syr. 68). Особое значение имеет единственная сохранившаяся рукопись «Апологии» Аристида (Sinait. syr. 10, VII в.), греч. прототип к-рой был до этого известен только по цитированию его в «Повести о Варлааме и Иоасафе» прп. Иоанна Дамаскина. В синайских рукописях представлен сир.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

220 Каковы: евтихианиты, акефалиты, юлианиты, трифеиты, агносты, феопасхиты, армяне, севериты, афтартодокиты, докиты, фантазиасты, фтартолатры, ктистолатры и другие. Иннокент. Начерт. церк. истор. отд. 1, стр. 293–294. 344–346. Москва, 1842 г. 221 Евагр. Церк. истор. кн. 3, гл. 30. 44, стр. 163. 189–190. Спб. 1853 г. Феодор. чтец. Извлеч. из церк. истор. стр. 518. Спб. 1853 г. 222 Никифор Каллист (в церк. истор. кн. 16, гл. 26) говорит, что Македоний по повелению императора умерщвлен был в заточении. 223 Евагр. Церк. истор. кн. 3, гл. 32. 33, стр. 167–172. Спб. 1853 г. Феодор. чтец. Извл. из церк. истор. стр. 523–525. Спб. 1853 г. 225 Анастасий приказал даже иерусалимскому епископу Илии составить из подвластных ему епископов собор, против собора халкидонского. Феодор. чтец. Извлеч. из церк. истор. стр. 523. Спб. 1853 г. 229 Ассеман. Восточн. библиотек. т. 2, стр. 62, 72, 326. 331. 414. Ренодот. Истор. александр. яковит. патриарх. стр. 119. 133. 425. Париж, 1713 г. 236 Замечательно, что в секте евтихианской есть до пятидесяти литургий. Они известны в ней под именами: св. апостола Иакова, св. апостола Марка (две, – различные, впрочем, от греческой литургии того же св. апостола, – полная и сокращенная), св. апостола Петра (три, из коих одна не похожа на прочие), св. апостола Иоанна Богослова, дванадесяти св. Апостолов (две и обе различные), св. Климента римского (совершенно различная от находящейся в «Постановлениях апостольских»), св. Дионисия ареопагита , св. Игнатия богоносца , св. отцев первого вселенского собора, св. Василия великого , св. Григория богослова , св. Иоанна златоустог о, св. Кирилла александрийского , Диоскора александрийского, Иакова барадея или занзала, Сикста, епископа римского, Фомы, епископа ираклийского, Юлия, епископа римского, Моисея варкифы, Дионисия варсилиби, амидского католикоса, Филоксена, епископа иерапольского, Григория абульфара, Дионисия, епископа курдистанского, Михаила, патриарха александрийского (XII в.), и проч. и проч. Шеффмахер. Непрер. быт. Веры и проч. т. 3, кн. 4, гл. 1, стр. 221–222. Париж, 1841 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Притула А.Д. Из келий в ханские шатры: сирийская поэзия монгольского времени//Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2.33. 2015. С. 88–117. Трейгер А.С. Маронит, мелькит или яковит? К вопросу о конфессиональной принадлежности Абд ал-Масиха ибн Наима ал-Химси, арабо- христианского переводчика Плотина//Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2.33. 2015. С. 140–160. Французов С.А. Житие св. Герасима из Эмессы: уникальный памятник сиро-византийской агиографии в арабской передаче//Труды Государственного Эрмитажа. Т. 74. (Византия в контексте мировой культуры. Материалы конференции, посвящённой памяти А.В. Банк (1906–1984)). СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа. 2015. С. 260–270. 2016 год Ашуров Б.Б. Согдийские христианские тексты: комплексный кодикологический обзор//Паёми донишгои миллии Тоикистон: Бахши илмои филолог. 4/7. 2016. C. 21–26. Грацианский М.В. Император Юстиниан Великий и наследие Халкидонского Собора//Труды исторического факультета МГУ, 86; II: Исторические исследования, 42. М.: Издательство Московского университета, 2016. C. 390–412. Заболотный Е.А. Учение Афраата и его место в сирийской христологии IV в.//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Сер. 3. 4/49. 2016. C. 46–54. Калинин М.Г. (пер. с сир.), Преображенский А.М. (комм.) Иосиф Хаззайя, «Письмо о действии, происходящем от благодати»//Богословский Вестник. Московской Духовной Академии 20–21:1–2. 2016. C. 327–341. Калинин М.Г. (пер. с сир.), Преображенский, А. М. (комм.) Послание о различных действиях благодати [бывающих] у подвижников//Богословский Вестник. Московской Духовной Академии 22–23:3–4. 2016. C. 426–436. Муравьев А.В. Myatr: труднопереводимое понятие сирийской духовной литературы//Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета: Сер. 3. 4/49. 2016. C. 55–62. . Пантелеев С., диакон, Шаблевский Н. Евагрий Понтийский. О Серафимах и Херувимах//Богословский Вестник. Московской Духовной Академии. 22–23:3–4. 2016. C. 408–426.

http://bogoslov.ru/article/6168507

рассказал об обстоятельствах своего перехода в раскол следующее. Однажды он прочитал в чине приятия от яковит проклятие на некрестящихся двумя перстами, затем слышал от одного попа, что трегубая аллилуиа есть латинская ересь, наконец в Часослове встретил аллилуию сугубую. Этого было достаточно, чтобы Александр впал в сомнете на счет спасительности православия; но колебание длилось и еще не меньше полгода, пока, наконец, не разрешила его старица Елизавета, переселившаяся в Нерехтский монастырь из Ярославля. Как только диакон намекнул старице о своем «сомнении», та поведала «с великим ужасом. что-де ныне вера не правая и говорить-де о том она не смеет, потому что ныне за это мучают». Но высказав эту боязнь и темь еще более заинтересовав Александра, Елизавета немедленно обнаружила, наоборот, самую развязную смелость. Много бесед старица потратила на то, чтобы разъяснить диакону, – «как было при Никоне». А когда, в заключение, тот спросил ее: «где же истинная вера»? Елизавета указала: „истинная вера обретается в сокровенном месте, а именно в лесу, в нижегородских пустынях, и коли хочешь спастись, то-де туда поди». Это так подействовало на Александра, что он, продав имущество, тайно, в зимнюю пору, ушел, вместе с женою, в Ярославль, а оттуда па лошадях керженских старцев добрался и до «спасительных пустынь» 23 . Обратим внимание, что ведь это тот самый Александр диакон, который вскоре по переходе на Керженец сделался основателем известной диакоповщины, поповщинскаго толка его имени, существующего даже и доселе. Имея в виду подобные изложенному сейчас случаи, мы не затруднимся понять, почему в одном из правил об обязанностях причта церковного по отношение к раскольникам, распубликованных Св. Синодом 31 мая 1722 года, при указании, чтобы священники внимательно охраняли свои приходы от раскольнических пропагандистов, – о раскольнических черницах и их пропаганде не только не было умолочено, но упомянуто даже прежде, чем о «пустосвятах» и «учителях» чернецах 24 . 4 декабря 1732 года были допрошены пойманные в волоколамском лесу по распоряжению Сената стольником Иваном Мякининым – старицы: Евфросинья, Меремьяна, Марфа, Аполлинария и Иустина, и вот что показали о себе три последние.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

(34) Мы сделаем объяснение еще более ясным, а толкование более толковым и скажем: Господь Христос говорит в святом Евангелии Своим пречистым ученикам после животворящего Воскресения: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» 284 . Это значит, что Ему Он Отец как рожденному от Него прежде всех веков, а для них, поскольку Он по Своему снисхождению сотворил их, приведя из небытия в бытие. Но [Господь] же учил говорить во время молитвы: «Отче наш, сущий на небесах» 285 , – следовательно, Он стал и для Него таким же Отцом, Каким был для [апостолов]. Его слова: «Бог Мой и Бог ваш» – тоже указывают на Его тварную человеческую природу, подобную их природе, поскольку для нее [Бог Отец] является Богом в той же мере, что и для них. Это же Он засвидетельствовал в слове, [произнесенном] на кресте: «Боже, Боже Мой! Для него Ты Меня оставил?» 286 [Приведенных примеров] достаточно [для указания] на две природы – божественную и человеческую. (35) Если же яковит приведет в качестве довода речение евангелиста Иоанна Богослова: «И Слово стало плотию и обитало с нами» 287 , – то мы ответим ему: Этим утверждением евангелист хотел показать, что Слово стало плотью по ипостаси, а не по природе. Если бы Оно стало плотью по природе, то и Отец, и Сын, и Дух Святой оказались бы рожденными от Госпожи и Владычицы Марии. Поскольку же божество не три природы, [но три ипостаси], то соединилась [с плотью] одна [из них], а две [другие] пребывают не соединенными [с плотью]. И если яковиты с монофелитами настаивают на добавлении к Трисвятому слов: «Распявшийся за нас» 288 , – то они тем самым распинают и Отца, и Сына, и Святого Духа, потому что в этом песнопении Бог – это Отец, Крепкий – это Сын, а Бессмертный – Дух Святой. (36) После того как мы разъяснили ошибочность этого мнения яковитов, мы опровергнем еще одно их заблуждение об одной божественной воле и одном божественном действии [во Христе], общее у них с несторианами и монофелитами, хотя последние и правы в своем учении об одной ипостаси и двух природах [Христа].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

353 Бл. Августин, обличая Юлиана пелагианина, высказал, что обрезание очищало человека от греха первородного и освобождало его от вечной смерти (бл. Авг. Прот. Юлиан. кн. 3 гл. 18 чл. 34, кн. 6 гл. 7 чл. 19: тв. т. 10 с. 375. 444. Антв. 1700 г.); но это мнение его одного, скажем с св. Иоанном дамаскиным , никогда не может ни перевесить, ни опровергнуть предания всей Церкви, простирающейся от одного края земли до другого. Св. Иоан. дам. Слов. об икон. 1 гл. 26: воскр. чт. XIV, 453. 354 Св. Иуст. муч. Разг. с Триф. с. 207. 208. М. 1862. Св. Злат. Бес. на п. к кор. 34: ч. 2 с. 234. Спб. 1858. Св. Кир. ал. Прот. Юлиан. кн. 9 и Толк. на ев. Иоанна: тв. т. 6 с. 346. т. 4 с. 693. Пар. 1638. Сн. св. Злат. Бес. о пред. Иуды: хр. чт. ч. 14. с. 20–21. Св. Прокл. Слов. на св. Пасху: хр. чт. 1840 г. ч 2 с. 57–58. 355 Гуг. Виктор. Сущн. мнен. о таинств. кн. 1 с. 9 чл. 2. Отт. Жизн. кн. 2 гл. 3: Баснаж. Памятн. т. 3 ч. 2 с. 62. Первый из них умер в 1140, а последний в 1158 г. Каве Истор. пис. церк. т. 2 с. 207. 222. Баз. 1745. 356 Ренод. Непр. быт. Вер. т. 5 кн. 1 гл. 2. 3. 9. Галан. Соглас. арм. с лат. т. 3 с. 439. Разс. О копт., яковит. отд. 3 чл. 186: Болланд. Июн. т. 5 с. 140. 358 Терт. Прещ. прот. ерет. гл. 28: твор. ч. 1 с. 174. Спб. 1847. Пр. Иерон. Прот. люциф.: тв. т. 4 ч. 2 с. 294. Пар. 1706. Бл. Авг. О крещ. прот. донат. кн. 4 гл. 24: тв. т. 9 стр. 94. Антв. 1700. 359 См. § 348. «Положим, если угодно, что все Церкви обманулись, что Дух Святый не озаботился научить истине никакой Церкви, тот Дух Святый, которого Иисус Христос послал, о котором просил Он Отца своего, чтобы был учителем Церквей; вероятно ли однакож, чтобы столь многое число Церквей нарочно так сказать сделали между собою заговор, чтобы последовать заблуждению? Где встречается разногласие, там не может существовать совершенного единодушия: заблуждение необходимо станет разнообразить». Терт. Прещ. прот. ерет. гл. 28: тв. ч. 1 с. 174. Спб. 1847. 361 «Христос учил учеников и после воскресения, но никто не изложил с подробностию всего, что происходило в то время. Более других повествует об этом Иоанн и писатель книги (Деяний апостольских), но всего никто не рассказал ясно: потому что все заботились о другом». Св. Злат. Бес. на деян. ап. 1: ч. 1 с. 13. Спб. 1856.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Вопрос.Аще забудет пресвитер влить вина или воды в потир [и] 1010 упомнит среди службы, починать ли ему опять, или по ряду тако петь? – Ответ. Да когда воспомянет и влиет вино и воду, да совершает службу: опять не починает. 21 Вопрос.Подобает ли свящав трапезу, преносить от места на место, и на ней литоргисать? – Ответ. Подобает, занеже по нужи есть. Ходящие 1011 люди не имеют себе упокойного места 1012 ; но стрещи со страхом и трепетом: в чисте месте поставить ю, и служить на ней. 22 Вопрос.Приходящим от Несториан и от Яковит, како подабает крестить? – Ответ. Подобает ему проклять свою веру и учителей своих, помазавше миром, тако причтет правоверной вере и благочестиве. 23 Вопрос.Приходящим от татар 1013 , хотящих креститься, и не будет велика сосуда, в чем погружать ему 1014 ? – Ответ. Да обливает его .г. -жды, глаголя: «во имя Отца и Сына и Святого Духа». 24 Вопрос.Аще будет нужа при смерти, а не будет святителя, ни попа, ни диакона, а будет дьяк, лзе ли ему крестить? – Ответ. Не будет святителя, ни попа, ни диакона, а будет диак причетник, да и тому подобает крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа. 1015 25 Вопрос.Аще не будет епископа, ни попа при смерти [человека] 1016 , лзе ли диакону дать святое причастие, или петь над ним, или коливо свящать? – Ответ. Лзе причастие дать, и над ним петь, и коливо свящать. 26 Вопрос. Аще будет [любозверь] 1017 , любо птищь, а удавится в силе, достоит ли есть? – Ответ. Аще будет при нужи. 1018 27 Вопрос.Аще будет монастырь под епископией, угоден будет епископии, достоит ли в нем епископию сотворить, или ни, а монастырь инде сотворить? – Ответ. В том волен епископ сотворить: несть бо ему греха. 28 Вопрос.Аще невенчальная жена по мужни смерти, аже будет чисто житие, или в черницы ся пострижет, лзе ли ей печь просфоры, или ни? – Ответ. Аще покаяние прияла будет отцом духовным и стара, достоит ей печь. 29 Вопрос.Подобает ли сухой стафилией служить, или ни? – Ответ. Аще не будет где вина в которой земли отнюдь, да изгнетут новую стафиль, и служить 1019 , а не сухую 1020 ; аще ли имет служить, грех имать от Бога. 30

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Похищенные в Сирии митрополиты живы 01.10.2013 Медиа-портал Al-Monitor получил информацию о том, что похищенные в Сирии 23 апреля митрополиты Алеппо — сиро-яковит Йоханна Ибрахим и православный Павел (Язиджи) - живы. Турецкое правительство и спецслужбы предоставили информацию в Бейрут о здоровье священнослужителей. Согласно полученным данным, митрополитов всё ещё содержат в районе города Аазаз, на юге Сирии, который находится под контролем вооруженной оппозиции. Похитители позволяют епископам выходить на короткие ежедневные прогулки. Священнослужителей в заложниках держит группировка, которая совершила их похищение. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 01.10.2013 16:05:49

http://drevo-info.ru/news/15959.html

И сирийцы его применяют также для [обозначения] индивидуальной вещи, единственной в числе, и мы согласны с ними в этом» (Ibid. P. 9). Говоря далее об Ипостасях, Абу-ль-Баракат использует применительно к ним триаду «ум-умопостигающее-умопостигаемое», которую ввел в богословский дискурс ирак. яковит Яхья ибн Ади в контексте христианско-мусульм. прений (см.: Ibn-Akfn. Iršd al-gid il asn al-magid. Mir, 1900. P. 53). На «шейха Яхью ибн Ади» Абу-ль-Баракат явным образом ссылается далее, при сравнительном рассмотрении богословия приверженцев основных христ. конфессий: яковитов, несториан и мелькитов ( Ab-l-Barakt ibn Kabar 1971. T. 1. P. 20-23). Об особенностях своего исповедания он пишет: «Яковиты говорят, что сущность Слова соединилась с сущностью человека, воспринятой от Девы Марии, и стала сущностью единой; и природа единая, и воля единая, и Ипостась единая, каковая есть Бог поклоняемый и Христос рожденный, и Он - явивший знамения и совершивший чудеса» (Ibid. P. 21). Современное воспроизведение ранних формул В чине приема в «коптскую общину» (a-´ifa al-qibiyya), каковая есть «община яковитская» (    ), из «двух других» конфессий, т. е. «мелькитской» и «несторианской», опубликованном по рукописи, датированной 1570 г. по копт. календарю (1854 г. от Р. Х.), но основанном, как показано издателем, на значительно более ранних текстах, приводится исповедание веры: «Исповедую, что Сын Божий, Превечное Слово, воспринял от Владычицы всех нас Девы Март Марйам плоть, обладающую разумной и словесной душой, и истинным единством соделал ее единой с Его божеством: природа единая, Ипостась единая, Лицо единое, без смешения, без слияния, без превращения, без пременения. И предал тело Свое на древо Креста честного по единой Своей воле за всех нас. И что Христос после Своего единения с плотью един есть. Он есть Тот, Кто был зван на брак в Кану Галилейскую как человек, и Он же есть Тот, Кто претворил воду в вино как Бог. И неразделим Он во всех положениях Его и действиях Его.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

   001    002    003    004   005     006