Затем наступают так называемые «темные века» (VII-IX вв.). Вопрос о том, в какой мере они действительно были «темными» и в какой мере они представляются нам таковыми по причине недостатка наших сведений о них, — одна из самых дискуссионных проблем византинис- тики . Косвенные данные указывают на то, что нить гермогеновской традиции не прерывалась: например, о знакомстве с рекомендациями Гермогена и его комментаторов свидетельствует литературный характер проповедей патриарха Германа I (815—830 гг.) . Но прямых данных о риторической литературе этого времени недостает. Комментаторский труд, дошедший от начала IX в., посвящен не Гермогену, а прогимнасмам Афтония (впрочем, как мы, видели, занимавшим в составе византийской культуры место непосредственно рядом с текстами Гермогена, почти внутри гермогеновского корпуса); он принадлежит митрополиту Иоанну Сардийскому, корреспонденту Феодора Студита , и оказал на позднейшую риторическую литературу Византии довольно заметное влияние. К концу IX в. положение существенно меняется. Наступает новая эпоха, которую принято называть по воцарившейся с 867 г. Македонской династии «Македонским возрождением». В начальную пору этой эпохи очень многое определялось инициативой, примером, педагогическим воздействием одного человека — патриарха Фотия (ок. 820 — ок. 893). Имя Фотия принадлежит церковной и политической истории, истории богословской мысли и лексикографической учености. Здесь не место говорить обо всем этом; но благодаря своему «Мириобиблио- ну», т. е. собранию конспектов и характеристик 279 античных и византийских сочинений (другое заглавие — «Библиотека» ), Фотий — центральная фигура в истории византийской литературной критики . «Мириобиблион» — труд, уже по своей форме необычный для византийской риторической литературы. Автор проявляет в оценках свой личный вкус решительно и определенно, не прячась за спину Гермогена или другого школьного авторитета. Его голос не похож на голоса толкователей Гермогена, так часто переписывавших друг друга.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=106...

814 Карл — Карл XII (1682–1718), король Швеции с 1697 г. 815 Голдсмит — см. коммент. к эссе " Что такое " малые поэты " ? " 816 Прайор, Мэтью (1660–1721) — поэт и дипломат. Пародировал стихи Драйдена. 817 Мэтью Арнольд говорил, что поэзия — это критика жизни… — Эссе " Вордсворт " . 818 Боссюэ, Жак Бенинь (1627–1704) — французский писатель, католик, консерватор. 819 …Вордсворт в своем Предисловии — См. коммент. к " Мильтону II " . 820 …Кольридж… преуменьшая " фантазию " и резко отделяя ее от " воображения " — см. коммент. к эссе " От По к Валери " . 821 …В наше время поэт…избирает себя в качестве главного объекта творчества… — С. Т. Кольридж. " Biographia Literaria " . 822 " Король Эдуард III " — историческая пьеса (1596) о короле Англии в 132777; авторство не установлено, приписывается, по крайней мере частично, Шекспиру. 823 Коллинз, Уильям (1721–1759) — английский поэт-предромантик, широко признанный в эпоху романтизма. Элиот имеет в виду его, близкие Блейку, известные " Оды на некоторые описательные и аллегорические темы " (1747), среди них " Ода вечеру " , " Ода страстям " , " Ода страху " , " Ода простоте " . 824 " На склонах Иды затененных " — стихотворение Блейка " К музам " (из " Поэтических набросков " , 1783); Элиот называет его по первой строке и цитирует последние строки. 825 " Песни Неведения и Познания, показывающие два противоположных состояния человеческой души " — два поэтических цикла Блейка. " Песни Неведения " награвированы им в 1789 г., " Песни Познания " вместе с " Песнями Неведения " — в 1794 г., в дальнейшем Блейк всегда объединял их. 826 " Манускрипт Россетти " — тетрадь (58 листов), заполнявшаяся Блейком стихами и рисунками примерно до 1811 г.; была приобретена Д.Г. Россетти (см. коммент. к " Данте " ) в 1847 г. у брата художника Сэмюэла Пал мера, с которым Блейк дружил в последние годы жизни. Эта находка дала импульс изучению творчества Блейка, ставшего популярным с середины XIX b. благодаря прерафаэлитам, видевшим в нем своего предшественника.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=128...

Относительно совершения этого акта в практике русской церкви самого раннего периода мало сохранилось сведений. Такт, за XII веке известно только то, что вода крещения трижды осенялась крестным знамением – и более ничего 811 . За XIII век в данном случае неизвестно ничего. Что касается до XIV века, то, судя по крещальным чинопоследваниям этого времени, мы имеем право сказать, что акт освящения воды для крещения совершался тогда сходно с позднейшею практикою. Главные особенности заключаются только в произношении великой ектинии, которая в то время, исключая общих вступительных и заключительных прошений, содержала в себе только два прошения об освящении воды и два о крещаемом 812 . Таким образом в XIV веке великая ектения, произносимая при крещальном чине, была короче. В таком же виде мы находим ее и в XV веке 813 , то есть и в это время всех прошений, кроме общих, в ектинии было только 4-ре 814 . Вместе с этою особенностью, мы замечаем и другую, именно, при начале крещального акта, кроме каждения окрест купели, последняя еще благословлялась свечею трижды 815 . По всей вероятности, подобная практика перешла к нам из практики греческой церкви, где хотя и однократно, в древности, при освящении крещальной воды употреблялось и это действие. В русской практике этому знаменованию свечею придавалось большее значение. Так, можно судить потому, что этот акт иногда совершался среди ектинии, при произношении прошений, имеющих отношение к освящению воды, и священник только уж при этом произносил возглас: «Благословенно царство» 816 . Благодаря тому, что практику подобного рода мы находим, еще в богослужебных памятниках церкви сербской 817 , ее едва ли можно назвать самобытною в русской церкви. Возглас «Велий еси Господи»... иногда произносился однократно 818 , а иногда троекратно 819 ; в последнем случае священник трижды благословлял воду 820 . Возглас: «Ты убо человеколюбие»... произносился однажды 821 , а иногда трижды, вместе с последующими словами 822 . Что касается до действий при последнем возгласе, то в этом случае повелевается делать различное; по одному чину только нужно дуть трижды 823 , по другому нужно делать так, как и теперь 824 , а по иным нужно трижды дуть на воду крестообразно и перекрестить (благословить) рукою, не погружая в воду перстов 825 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Нос, село Каргальск Неготицы, сельцо Льешск. Нежатино у Копорьи Каргальск. Нежковичи Кипенск. » сельцо 643. 645. 671. 680 Нежново, сельцо на р. Систи Каргальск. Овинцово, сельцо Врудск. Овней Ручай на бережку на Вруде Ястребинск. Овсища, сельцо Дягиленск. Озеретцкий Покровск. пог. Озеретцк. Озеречно Большое, сельцо Заретцк. Озертицы, село Льешск. Озерца, сельцо Озеретцк. Окатова Речка (Гора – 629) на Ковоше Дятелинск. 626. 629 Ястребинск. Олехово, сельцо Замозск. Кипенск. Онаньино Каргальск. Ондреевичи Кипенск. Онисимово Сиденье Каргальск. Онтоша Горка Замозск. 571. 593 Осиновая Лука на Систи у моря Каргальск. Осиновая Лука Осинов Лог Панютино Парицы, село Дягиленск. Пелеш на рч. Лубнице Ястребинск. Передка Заретцк. Переличье Каргальск. 495. 512 Перелесье Дятелинск. 629. 634 » на руч. Донце Перенозна на р. Перенозне Озеретцк. Переросль » Лемовже Перьялица Ястребинск. Петрино на усть Систи у моря Каргальск. Суйдовск. 692. 707. 712 Петровичи Каргальск. 530. 537 » у большово камени 496. 527. 531. 512. 547 Плешевичи, сельцо Врудск. 835. 848 Плоское Дятелинск. Пницыно Кипенск. Погорелое на р. Ковоше Дятелинск. Подберезье Замозск. Поддубье, село 569. 596 » Ласуни Каргальск. Поддедье на р. Лемоуже Ястребинск. Подлодци, сельцо Врудск. Подмошье, сельцо Каргальск. Подмошье Глобицы Замозск. Порожок на Ковоши Дятелинск. Порошки, сельцо на р. Систи Ратчинск. Прикупля, сельцо над оз. Глуб. Каргальск. Проложки, сельцо Врудск. Пружицы сц. Льешск. 820. 826 Дятелинск. Пудость, сельцо на р. Пудость Дягиленск. Пупково Врудск. 836. 858 Пустомержа, сельцо Кипенск. Льешск. Радлици, сельцо » на Горке, сельцо 743. 746. 753 743. 746. 753 Радчинский пог. Ратчинск. Радышево Замозск. Райково, сельцо на рч. Систи бл. моря Каргальск. Реткино Замозск. Робичици, сельцо Врудск. Рогатино Родишино Заретцк. Розмесици Врудск. 836. 848 Рокитино, поч. на р. Рокитине Суйдовск. Каргальск. Рыжково (Жырково –595) Замозск. 589. 595 Рыкулицы, сельцо Рыхлици, сельцо Льешск. 815. 825 Редкино, » Ястребинск. Дятелинск.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Закрыть Пётр Ткаченко Читательский рейтинг: 4901                     Литературный критик, публицист, прозаик.          Родился в 1950 году на Кубани, в станице Старонижестеблиевской. Окончил Владикавказское высшее общевойсковое командное училище и Литературный институт по семинару критики. Служил в войсках. Работал в журнале «Пограничник», газете «Красная звезда», в Военно-художественной студии писателей, главным редактором редакции художественной литературы издательства «Граница». Полковник в отставке. Член Союза писателей России.             Автор многих книг, в том числе «Где спит казацкая слава», «В поисках града Тмутаракани. Невостребованные размышления о русской литературе и жизни», «Не для меня придёт весна», «Возвращение Екатерины», «Слово о Мараварской роте», «Кубанские зори», «Драма грозного царя», «Когда же произойдёт смена вех? (Новая смена вех)», «Кубанские пословицы и поговорки», «Кубанские обряды». «Кубанская свадьба», «Кубанский лад. Традиционная народная культура: вчера, сегодня, завтра», «Кубанские байки. Та брехня, что лучше правды», «До разгрома и после него. Своевременные размышления о русской литературе и жизни. Литературно критические повести» и других.             Пётр Ткаченко - составитель первого словаря кубанского диалекта за всю его историю - «Кубанский говор. Балакачка».             Издатель авторского литературно-публицистического альманаха «Солёная Подкова». Все статьи автора 02.02.2024 228 18.10.2023 3470 21.08.2023 815 31.07.2023 1122 13.06.2023 766 01.05.2023 4654 21.04.2023 1427 11.04.2023 691 28.02.2023 711 20.02.2023 640 18.01.2023 872 13.01.2023 820 06.01.2023 754 28.11.2022 881 27.11.2022 1047 03.09.2022 1267 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/author/t/tkachenko_py...

1:16. Бога исповедуют ведети, а делы отмещутся его, мерзцы суще и непокориви, и на всякое дело благое неискусни. Θεν μολογοσιν εδναι τος δ ργοις ρνονται βδελυκτο ντες κα πειθες κα προ­ π ν ργον γαθν δ κιμοι Т. е. они гласно и открыто исповедуют, что знают Бога, а делами своими отрицают это знание; они гнусны и до того обветшали нравственно, что утратили всякую способность к добру. – Правильное, или неправильное понятие имели лжеучители о Боге, Апостол не сказал. По-видимому, он хотел выразить здесь другую мысль. Истинное познание Бога заключается не в словах, а доказывается делами 814 . Не тот знает Бога, кто составил в уме своем верный образ Бога, основательно изучил откровенное учение о Нем, о Его свойствах и действиях 815 ; но кто чувствителен к промыслительным и благодатным действиям Божиим в мире, кто воспитал в сердце своем божественную любовь, кто привил к своему духу святые чувства и стремления, словом, кто своими делами стремится уподобиться Богу 816 . Познания Бога в таком смысле лжеучители не имели. Они были мезрцы – βδελυκτο – гнусны, отвратительны. Существительное: βδλυγμα – мерзость 817 – собственно значит идолослужение; но Апостол хочет сказать здесь о той гнусности и мерзости, которую представляли в своем поведении нравственно-оскверненные, предаваясь ненасытному сластолюбию 818 . Причина, почему они дошли до такого нравственного унижения, заключалась в непослушании их воле Божией; они были непокориви – πειθες, т. е. не имели должного послушания к Богу 819 . От этого же непослушания зависело и то, что они утратили всякую способность к добру, ибо всякое доброе дело основывается на послушании воле Божией; неискусный – δ κιμος 820 – значит: негодный, ненастоящий, фальшивый. – Резкими и непривлекательными чертами Апостол изобразил нравственное состояние и внешнюю жизнь критских лжеучителей! От лжеучителей, с их бессодержательным учением и отталкивающей от себя нравственностью, Апостол, по естественному течению мыслей, переходит к истинному учению и повелевает Титу наставлять христиан догматам веры и правилам христианской нравственности. Глава II

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

После утрени я прочитал исповедные молитвы. Во время правила Их Высочества исповедовались, Константин Константинович у своего о. Агафангела, Сергий Ал по указанию моему у о. Парфения, а Павел Ал – у моего убожества. Равно и г. Степанов. Более 200 матросов из второй смены фрегата и клипера исповедовались потом в течение полутора часов. Молитвы причастные читал я сам. Оставив Парфения доканчивать исповедь, мы, остальные, спешили начать обедню, но католики, трубившие и рычавшие у Св Гроба, задержали порыв наш минут на 10. Наконец, все там угомонилось, и мы начали свою службу получасом ранее обыкновенного. Вторник, 26 мая От умиления не дремалось и не зевалось. Пение было скорое. Приобщение моряков наших длилось более получаса и истомило меня. В 3 конец всему. Возвращение домой, и сон глубокий до 10-го часа. Вставши, нашел, что Якуб скудается 813 боком и все-таки готовится ехать на Иордан, укладывает вино, пирожки, бананы и тому подобное. Едва успеваем к 2-м часам все собрать, уложить и в путь направить. Аккуратно в назначенный момент выезжаем из консульских ворот, я держусь поначалу прибочного положения, но за углом города уже делаюсь предводителем каравана и направляю его прямо на Елеон в Вифсфагию 814 и в Вифанию 815 . Спуск в могилу св. Лазаря. Пение там тропаря, и литийца малая, и слово некое о тлении и о прочем. Великий спуск к «Источнику учеников» 816 . Бесконечное виляние по длинной Уади-Ход. Остановка с чаем и пирожками у гостиницы Доброго Самарянина. Вперед от заходящего солнышка. Пикеты солдат там и сям, вовсе ненужные 817 . Niveau de l’ Осеап 818 . Сумерки. Дебрь Хозевитская 819 . Спуск в равнину Иорданскую. Наш приют 820 . Палатки в саду. Размещение гостей по комнатам. Скорый ужин. Сон на скамье под открытым небом. Среда, 27 мая Всякого рода шум и гам, продолжавшийся всю ночь, мешал заснуть мне надлежащим образом. В 3 часа уже все были на ногах. Я, конечно, был готов ранее других и по-прежнему ехал впереди за кавасами. За мною скороход нес на палке горящую смолу.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

– Сначала приносилась самая обычная жертва – всесожжения; приведенный однолетний беспорочный агнец после того, как на него св. Павел возложил свои руки 811 , заколался в северной стороне храма, и его кровью кропился алтарь. По снятии кожи, жертвенное животное рассекалась на части и, обсоленное солью, все, без всяких остатков, возлагалось на дрова жертвенника. 812 К этому присоединялось обычное приношение, состоявшее из 1 / 10 ефы пшеничной муки, смешанной с ¼ гина елея и ¼ гина вина для возлияния. 813 Символически эта жертва означала то, что приносящий отдавал всего себя, и душу, и тело в дар Богу. 814 Едва ли этому каменному алтарю всессожения приходилось когда-либо ранее принимать на себя жертву всесожжения, которая бы так точно и верно соответствовала действительности, как эта: приносящий в данном случае на самом деле всего себя отдал в жертву Богу, он только и жил для Бога. 815 Едва ли также кто другой так полно и сознательно мог соединять с этою жертвой глубочайшую тайну Мессианского искупления, как Ап. Павел, который так боговдохновенно – высоко учил о единой искупительной жертве Христа. 816 Он, конечно, не видел в жертве всесожжения прообраза жертвы Христа, ибо Христос тогда уже вошел во святилище и приобрел вечное искупление. 817 Не мог также ожидать он от нее и какого-либо оправдания для себя, ибо эти дары и жертвы не могут сделать в совести совершенным приносящего 818 ; она для него была только символом телесного, внешнего очищения. 819 – За жертвой всесожжения следовала жертва за грех. Она состояла из однолетней беспорочной агницы. 820 После того, как кровью агницы —86— были окроплены рога жертвенника всосожжения, а остаток крови был вылит к его основанию 821 , отделенный жир и почки сожигались на жертвенном огне 822 , а остальное мясо поступало в пользу священников. Эта жертва символизировала собою прощение тех невольных прегрешений Павловых, какие он совершил во время своего назорейства. 823 – В заключение следовала собственно уже назорейская жертва – мирная, по принесении которой и оканчивался обет назорейства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1 Если б не был с нами Господь, – да скажет Израиль; 2 Если б не был с нами Господь, когда люди восстали на нас, они поглотили бы нас живыми. 3 Когда хлынула их ярость на нас, воды бедствий потопили бы нас. 4 Но душа наша преодолела поток; 5 Преодолела душа наша воды стремительные. 6 813 Благословен Господь, Который не дал нас на растерзание врагам нашим! 7 814 Душа наша, как птица, избавилась от сетей вражьих; порвались их сети, и были мы спасены. 8 815 Помощь наша – имя Господа, сотворившего небо и землю! Слава: Песнь восхождения, 124. 1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме! 2 816 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки. 3 817 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию. 4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем! 5 818 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю! Песнь восхождения, 125. 1 819 Когда возвратил Господь из плена сынов Сиона, как мы были утешены! 2 Тогда исполнились радости уста наши, язык наш – веселия; тогда говорили народы: «Великое сотворил с ними Господь»! 3 Великое сотворил с нами Господь, и мы возвеселились. 4 820 Возврати, Господи, всех пленников наших, как потоки, гонимые ветром южным! 5 821 Сеявшие слезы пожнут радость. 6 Уходившие в плен плакали и роняли, как семена, слезы свои; а те, кто вернется, придут в радости и пожнут урожай. Песнь восхождения, 126. 822 1 Если Господь не положит основание дома, напрасно трудятся строители его; если Господь не сохранит город, напрасно бодрствует стража. 2 Напрасно встаете вы на труды свои на рассвете. Вы, вкушающие скорбь, будто хлеб, вставайте, хорошо отдохнув, ибо даст Господь возлюбленным Своим сон. 3 823 Вот оно, наследие Господне, – сыновья, порожденные нами, награда наша. 4 Что стрелы в руке сильного, то юные сыновья изгнанников. 5 824 Блажен тот, чьи желания исполнят они! Не посрамятся они, когда отпор дадут врагам своим у ворот города. Песнь восхождения, 127. 825

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Хан Омуртаг. Современное изображение Внешняя политика Отношения с Византией В наследство от хана Крума новый правитель Болгарии получил незаконченную войну с Византией . Он продолжает опусташать византийские земли, но в том же 814 году в решающем сражении с войсками Льва V болгары потерпели поражение и в 815 были вынуждены подписать мирный договор с Византией. 25 декабря 820 года император Лев V был убит заговорщиками и на трон садится новый император Михаил II Травл . Византийский полководец Фома Славянин не признаёт нового правителя и в декабре 821 года, руководимые им мятежники, с суши и моря осадили Константинополь . Хан Омуртаг приходит на помощь Михаилу и разгромил восставших. Отношения с империей франков В 823 или 824 году славянские племена браничевцы и тимочане , живущие по среднему течению Дуная, отделяются от Болгарской державы, собираясь найти поддержку в империя Франков . До 826 года Омуртаг безуспешно ведет переговоры с франками. После провала переговоров он совершает походы (в 827 и 829 годах) против славян среднего Дуная. Одержав победу, он ставит своих доверенных лиц на место взбунтовавшихся славянских князей. Отношения между болгарами и франками были улажены после подписания мирного договора в 830 году. Внутренняя политика После восстания дунайских славян Омуртаг упраздняет автономию славян и проводит административно-территориальную реформу. Страна была разделена на комитаты, во главе которых были поставлены комиты. Также хан реформирует армию. Войско было разделено на постоянную дружину и ополчение, призываемое в случае войны. Строительство В правление Омуртага по всей Болгарии развернулось большое строительство. Была восстановлена столица Болгарии Плиска , разрушенная в 811 году императором Никифором. Там был построен новый дворец, языческий храм, обновлены городские укрепления. Был выстроен новый дворец на Дунае, о чем повествует надпись, высеченная на колонне. Надпись гласит: Великий хан Омуртаг, пребывая в старом дворце своем, воздвиг преславный дом на Дунае и измерив расстояние между двумя всеславными дворцами, насыпал посредине курган. От вершины этого кургана до моего старого дворца аула - двадцать тысяч оргий, и до Дуная - двадцать тысяч оргий. Сам же курган всеславен. Как бы хорошо ни жил человек , он умирает и рождается другой. И пусть рожденный после нас, увидев это, вспомнит его создателя. А имя владетеля Омуртаг - великий хан. Да благословит его Бог прожить сто лет.

http://drevo-info.ru/articles/8788.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010