Из учеников о. Паисия, живших в России, упомянем некоторых, имевших отношение к Оптиной пустыни. Таковы: 1) Архимандрит Софрониевой пустыни Феодосий. С ним впоследствии имел общение о. Макарий Оптинский . 2) Клеопа, живший в обителях Островской и Тихвинской и в Московском Симоновом монастыре. Он оставил многих учеников, из которых особенно замечателен строитель Песношской обители Макарий, сам бывший в переписке с о. Паисием и поставивший в Оптину пустынь своего замечательного ученика Авраамия, о котором было сказано выше. 3) Новоспасские иноки Александр и Филарет. Они имели духовное общение с о. Паисием и оказали сильное духовное влияние на будущих оптинских иноков Моисея и Антония (Путиловых), о которых скажем ниже. 4) Афанасий (из сенатских секретарей), доставивший митрополиту Гавриилу Паисиев перевод Добротолюбия , подвизавшийся потом с некоторыми другими Паисиевыми учениками в Свенском монастыре, где вместе с ним жил одно время и вышеупомянутый Моисей. 5) Другой иеромонах Клеопа и его друг схимонах Феодор, много лет жившие в обители о. Паисия, принявшие от него пострижение и им основательно утвержденные в духовной жизни. В Россию они пришли в 1801 году. С ними сблизился и под их руководством возрос знаменитый – впоследствии первый старец оптинский – иеросхимонах Лев, или Леонид (Наголкин). 6) Другой схимонах Афанасий (бывший ротмистр гусарского полка), живший при старце Паисии семь лет, перешедший в Россию в 1777 году и скончавшийся в Площанской пустыни Орловской епархии, где под его духовным руководством возрастал другой оптинский старец – иеросхимонах Макарий (Иванов) . Из этого краткого перечня учеников о. Паисия видно, какую широкую духовную сеть раскинул он по земле русской. В эту-то сеть и попали те лица, коим суждено было положить начало духовной жизни по заветам о. Паисия в Оптиной пустыни. Не считая вышеупомянутого Авраамия, лица эти были следующие: Моисей и Антоний (Путиловы), Леонид (Наголкин) и Макарий (Иванов) . О них-то мы теперь и должны сказать подробнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 8. Иеромонах Леонид на пути в Оптину Первым старцем в Оптиной пустыни стал иеросхимонах Леонид (Наголкин), в схиме Лев, прибывший сюда в апреле 1829 года с пятью своими учениками из Площанской Богородицкой пустыни. Он был учеником учеников преподобного Паисия и, конечно, принес сюда учение этого великого старца. Это его появление не было внезапным, – он стремился именно сюда, в Оптину, в которой настоятельствовал архимандрит Моисей , слух о котором давно уже достиг до него. Преосвященный Филарет (Амфитеатров) , хорошо знавший старца Льва, еще в 1823 году сообщил устроителям Оптинского скита, что этот старец непременно будет жить здесь. Так что не только старец Лев стремился в Оптину, но и Оптина как бы устремлялась к нему, ожидая его. Однако не гладок был тот путь, которым шел преподобный Лев (тогда Леонид). Иеромонах Леонидсхиме Лев) родился в 1768 году в Орловском городе Карачеве в мещанской семье и в святом крещении наречен Львом. О родителях его, мещанах Наголкиных, ничего не известно, кроме имени отца, которого звали Даниилом. Они были бедны, иначе не отдали бы сына в работники к купцу Сокольникову в город Болхов. Лев оказался весьма сметливым работником и скоро стал ближайшим помощником хозяина, закупая и продавая товар самостоятельно. Ему часто приходилось бывать в Сухиничах, где он сбывал пеньку и конопляное масло петербургским купцам. Дорога туда шла густым вековым лесом. Однажды зимой, когда он ехал в санях, на него напал волк. Не растерявшись, Лев оглушил его палкой, но тот быстро оправился, догнал сани и, вскочив в них, успел вырвать из ножной икры Льва кусок плоти. Лошади неслись стремительно... В следующий миг юноша сунул руку в волчью пасть, в самое горло. Волк задохнулся и, уже вблизи одной из деревень, замертво свалился с саней. Лев потом всю жизнь прихрамывал на раненую ногу. Будучи весьма общительным, Лев Наголкин беседовал с многими людьми, встречавшимися на пути и на торгах, расспрашивая о их жизни и делах. Впоследствии многих поражало то, что старец прекрасно знает быт людей всякого сословия – дворянского, купеческого, крестьянского, деревенского и городского образа жизни. По рассказам людей, он запомнил массу деталей из военного и морского быта. Казалось, он изъездил всю Российскую Империю, а он, будучи работником у купца, недалеко выезжал за пределы Калужской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1991. С. 1). В «Записках... из истории Валаамского монастыря и с описанием своих путешествий по монастырям России» (РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 6.) игум. Антоний описывал пребывание старцев Л. и о. Феодора на Валааме и в Александровом Свирском мон-ре. Помимо свидетельств др. лиц игум. Антоний оставил свои воспоминания о старце, записал его 14 ответов на предложенные вопросы, касающиеся духовной жизни, и, наконец, посвятил своему наставнику стихотворение «Памяти отца Леонида» (др. название - «Плач на гробе отца»). Материалы (1846) игум. Антония к жизнеописанию старца вошли в рукопись из собрания Оптиной пуст. «Жизнеописание Леонида (Льва) (Наголкина) - материал к изданию» (РГИА. Ф. 213. К. 46. Ед. хр. 3. 22 л.). Воспоминания игум. Антония (Бочкова) опубликованы в книге архим. Леонида (Кавелина) «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пуст. и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи» (1847), а также во всех биографических очерках о старце. В книге о. Леонида опубликована и литография Л., выполненная П. Ф. Борелем. В качестве приложения к жизнеописанию старца архим. Леонид поместил «Вопросы ученика и ответы старца» - вопросы П. П. Тамбовцева к Л., опубликованные ранее в ж. «Маяк» (Маяк. СПб., 1845. Т. 22). Иером. Леонид (Кавелин) работал над жизнеописанием Л. и над подготовкой к изданию его писем, о чем свидетельствуют рукописные тетради (Письма (в списках) старца иеросхим. Льва (Леонида) (Наголкина)//РГБ. Ф. 214. Ед. хр. 370, 371), относящиеся к 1855-1857 гг. Однако в связи с назначением в Русскую духовную миссию в Иерусалиме эта работа иером. Леонидом не была завершена. В 1861 г. вышло жизнеописание прп. Макария (Иванова), составленное иером. Леонидом. В «Сказании о жизни и подвигах блаженныя памяти старца Оптиной пуст. иеросхим. Макария» есть гл. «Подвижническая жизнь [о. Макария] под руководством старца отца Леонида» (С. 55-63). В ней составитель поместил не только выдержки из уже опубликованных воспоминаний о. Антония (Бочкова), но и новые материалы, среди к-рых выделяются свидетельства очевидцев о взаимоотношениях 2 старцев, а также написанный прп.

http://pravenc.ru/text/2463231.html

Амвросий (Гренков) Оптинский (23.11.1812 – 10.10.1891), преподобный. 08.10.1839 поступил в Оптину пустынь, был келейником старцев прп. Льва (Наголкина) Оптинского , прп. Макария (Иванова) Оптинского . Летом 1841 пострижен в рясофор, в 1842 – в мантию. В 1843 рукоположен в иеродиакона, а 09.12.1845 – в иеромонаха. С 1860 нес подвиг старческого служения. Всё время своего пребывания в монастыре прп. Амвросий занимался переводом и изданием трудов святых отцов. Прославлен в лике святых 06.06.1988 на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. – 54, 56, 79, 85, 95, 99, 102, 106, 114, 116, 127, 130, 135, 143, 146, 150, 157, 162, 165, 187, 190, 198. Амфилохий (Шапошников) Реконский (1740 – 09.08.1865), схимонах, подвижник благочестия, с 1813 по 1860 восстановитель Реконской во имя Святой Троицы пустыни. – 199. Амфилохий (Яковлев) Ростовский (09.10.1749 – 26.05.1824), иеромонах, иконописец; был прозван «гробовым старцем» за то, что в течение 40 лет ежедневно по нескольку часов стоял перед ракой с мощами св. Димитрия Ростовского . Император Александр 1 приезжал в келью старца для беседы. – 142–144. Анатолий (Мартыновский) (1793 – 08.08.1872), архиепископ, духовный писатель, творческий псевдоним – Авдий Востоков, иконописец. 04.08.1840 хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии. 22.11.1844 назначен епископом Могилевским и Мстиславским. 19.04.1853 возведен в сан архиепископа. За свой полемический труд «Об отношениях Римской Церкви к другим христианским Церквам и ко всему человеческому роду», изданный в 1857, удостоен 02.12.1859 степени доктора богословия. – 165, 169, 171, 174, 175, 183, 187. о. Андрей – см. Глушков Андрей Иванович. Антоний (Бочков) (14.03.1803 – 05.04.1872), игумен, поэт, духовный писатель. Составил жизнеописание прп. Льва (Наголкина) . С 1845 (46) подвизался в Староладожском Николаевском монастыре. С 1852 духовник обители. Вскоре после этого перешел в Тихвинский Богородице-Успенский Большой монастырь. В 1857 возвратился в Староладожский монастырь. В 1857–1858 совершил очередное паломничество на Святую Землю и Афон. В 1850-е годы написал книгу «Русские поклонники в Иерусалиме», изданную в 1874. В 1859 назначен настоятелем Введенского Островского монастыря. В 1861 г. возведен в сан игумена. С 1862 по 1868 игумен Череменецкого Иоанно-Богословского монастыря. В апреле 1871 перешел в скит Николаевского Угрешского монастыря. – 142, 150, 159, 162, 163, 165, 167.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

15 февраля 1822 г. Александро-Свирский монастырь О. Г[авриилу] и о. И[оанникию] написанные сии статьи с Божиею помощию нужно исполнити: Во-первых, пренужно прощение просить у о. игумена за преслушание, что не пошел считать кружечной суммы, и дабы впредь, с помощию Божиею, когда позовут, быть готовым. О. И[оанникию] за самочинную покупку и за преслушание прежде назначенной о. игуменом епитимии должно потщиться, испросив у него благословения на трапезе, выполнить. В какое послушание не положены, то должны мы свой стих помнити, а в посторонние другие отнюдь не мешаться. Без благословения о. игумена или от него кому поручено будет правление таймечно как для себя, так и для прочих никаковых вещей не покупать; поскольку сие вменяется в святотатство, как о сем пишет св. Симеон Новый Богослов в главе 56-й. В волю Божию всегда должно располагатися; а как волю Божию познати, о том со смирением старших отец или братию вопрошати, о чем пишет св. Иоанн Лествичник в слове 26 о рассуждении благорассудном, в начале слова. Без благословения о. игумена или кому начальство поручено будет по тюрьмам и больницам мирским для посещения не ходить; а равно и ко своим единоградцам, мирским людям, без благословения отнюдь не таскаться. В келлии двум полезнее сидети, нежели единому, но только с единомысленным и в мудровании согласным. При помощи Божией всевозможно должны стараться на обеды не ходити, – кроме разве когда необходимо случится по великой нужде, по приказанию о. игумена, или по нужде в дороге. Начальствующих и прочую братию всевозможно, при помощи Божией, стараться ни в каких подозрениях не зазорить и не осуждать. Аще случится, яко человеку, кому провинитися, то должно вскоре раскаятися и полагати начало. В книге св. Исаака Сирина приискать нижеписанные слова и со вниманием прочитати. В слове 30 в конце: яко не подобает прекословити помыслом лукавым; но возверзати себе на Бога, и проч. В слове 36 в конце: не Дух Божий живет во иже в покои пребывающих, но диавол, и проч. В слове 37 в конце: всякаго человека пользует искушение, и проч. до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Прости мя Господа ради и потерпи безумию моему, мне что-то приходит мнение, да и чувствую с болезнию сердца об N., ибо наш о. старшой и второй по начальнике N. – видно, в нем опять отрыгается прежняя валаамская химера, коею действовал нередко и в ваших глазах! Но прошу о нем помолиться, дабы не погряз в самомнении своем и любоначалии! – Того ради за нужное полагаю, дабы вы его письмо к нам переслали для познания слога его и мыслей. К нам писал и только свое пустосвятство изъявлял, а притом и малоумие. И сократя сии наши худосложные строки, пребываем с нашим обычным расположением и сердечною преданностию ваши покорные слуги и недостойные сомолитвенники, многогрешнии иеросх. Антиох и Леонид со всею единомысленною братиею, заочно униженно кланяемся и просим ваших святых молитв в подкрепление наших немощей душевных и телесных. Хотя наш о. Израиль и с усердием к нам стремится, но мы его хладнокровно ожидаем и неохотно, потому что наш о. Архим[андрит] со инспектором, враждуя друг против друга, заразились бумажными протестами, а потому и ожидают следствия. К тому же и губернский архитектор на сих днях делал в большом Троицком монастыре подробную смету отделки для Архиерейского дома и уверял, что точно будет здесь Архиерейский дом и Олонецкая епархия. А вышеозначенные скаредные бумаги? Так выражение оных посмрадит и оглушит слышащих, что всему ордену нашему будет вони нестерпимо, стыда же и хулы переносить, но ниже слышать бы хотелось!!! Но что же делать? Когда грехи мои понудили на сие попущение Премилосердого Господа! Потрудитесь же написать, о чем намеревались... 22 декабря 1824 г. Алекс[андро]-Св[ирский] монастырь Письмо 10 М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н. Ваше преподобие! Предостопочтеннейший наш о Господе собрат о. Аарон, купно с собратиями нашими о. Иоанникием и о. Харитоном! Усердно вам желаем о Едином Пресладчайшем Господе Иисусе Христе радоватися со благодушием и упованием на Промыслителя Бога! Благоприятное ваше писание мы, недостойные, от м. М. подателя имели удовольствие получить и содержанию оного по возможности слабого нашего понятия вняли.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Однако, при помощи Всемогущего, можно и теперь просьбу подать. Когда не позволят для богомолья в Киев, то, кажется, можно проситься и для приискания себе места в Калужскую или Орловскую епархию, для чего перепиши прежде подаваемые просьбы. Когда же паче чаяния и не уволят по их уловчивости, тогда можем себя уверить, что, видно, воли Божией нет, дабы нам куда выйти, но должны потерпеть, а виною остановки этой приписать содеваемые нами грехи; поскольку писано есть: где воля Божия содействует, там и агарянскому сердцу Бог возвестит соделати милость нам, а кольми паче благочестивым священномонахам. Я во время бытности моей, кажется, пересказывал тебе свое намерение, что не только сам хотел отправиться в путь, но и тебя выпросить у митрополита. Но ход дела совсем в противность намерению нашему вышел, о чем один из духовных особ,  рассуждая, говорил: «Видно, или не на пользу вам преднамеренный путь, или еще «не у время прииде». К последнему у меня чувство более расположилось, и почувствовал с приятностию. На прошедшей почте получил я письмо от о. Гавриила и о. Израиля с Феофилактом. Вообще пишут, что 17-го августа приезжал к ним Преосвященный Филарет Калужский и про меня якобы изволил говорить утвердительно, что чувствует о непременном моем прибытии в Оптин или вообще в его епархию. И между тем объявил указ из С.-Петербургской Консистории о высылке его (о. Гавр[иила]) обратно на Валаам. А потом сказал: «Если ты хочешь, о. Гавриил,  жить здесь, то я сам напишу письмо к Преосвященнейшему митрополиту о увольнении тебя, и будь покоен». Еще мне, яко человеку плотскому и плотское мудрование имущему, пришло от праздности на ум преподать вам совет: когда приедет новоизбранный игумен И. и произведут его, тогда ты, помолясь Премилосердому Господу Богу, управляющему нашими судьбами, пойди к нему и со всевозможным смирением припади к его стопам и просись, говоря: «на мне первом явите свою отеческую милость». И когда на сие понудишь себя со смирением, то благонадежно, что его сердце тронешь и нехотя соизволит твоему желанию, брате и отец любезнейший! Вы помните святых отец писание, что «наше и в нашем соизволении ко благу соизволяти и Премилосердаго Бога утверждати».

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Некоторые товарищи высказывают опасения за то, что свобода действий церкви отрицательно скажется на воспитании подрастающего поколения. Библиотекарь Научно-исследовательского института связи т. Шалимова в частной беседе среди группы сотрудников заявила, что «сейчас создаются духовные учебные заведения, туда идет молодежь. Я понимаю, – говорит она, – что у нас много невежества, но ведь именно свобода церкви как раз и задержит ликвидацию его. Мне кажется, что наша партия допускает ошибку, давая возможность широкое поле деятельности церкви». Среди многочисленных вопросов, задаваемых на беседах и читках, наиболее распространенными являются: будут ли восстанавливаться монастыри и церкви? Разрешит ли правительство колокольный звон в церквах? Будет ли введено преподавание богословских дисциплин в школах? (Следует отметить, что среди студентов Московского государственного университета широко распространена версия, что в университете будет создан факультет богословия). Многие спрашивают, что раньше религия считалась опиумом [для] народа. Остается ли это положение в силе на будущее? Поскольку создан Комитет по делам православной русской церкви и Поместный собор, будут ли после этого внесены изменения в Конституцию СССР? Если в печати, даже в газете «Правда» стали широко популяризировать материалы Поместного собора, то не последует ли за этим изменение в программе нашей партии об отношении к религии? Будут ли издаваться произведения Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, направленные против религии? Не является ли такое резко выраженное сочувственное отношение к духовенству со стороны нашего правительства результатом нажима союзников? Можно ли вести сейчас антирелигиозную пропаганду? Зам.зав. оргинструкторским отделом МГК ВКП(б) Наголкин Зав.сектором информации Поделыциков Помета на первом листе вверху слева: «Тов. Попов ознакомлен» 305 . ЦАОПИМ. Ф. 3. Оп. 61. Д. 46. Л. 41–44. Подлинник. 150. Докладная записка заместителя заведующего Отделом пропаганды и агитации МГК ВКП(б) Н. П. Силантьева секретарю МГК ВПК(б) Г. М. Попову о реакции трудящихся г. Москвы в связи с публикацией материалов о Поместном Соборе Русской Православной Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неожиданная смерть вашей монастырки, поразила вас страхом и боязнию. Всегда бы надлежало нам иметь сей страх, но помрачение страстей отгоняет его от нас. Сему многомудрию о памяти смертной учит нас сам Спаситель: «Бдите и молитеся, яко не весте, в кий час тать приидет» (Ср. Мф. 24:42 ), и премудрый Сирах побуждает: «Помни последняя твоя, во веки не согрешишь» ( Сир. 7:39 ), да и во многих местах Священного Писания славно предписывают. По невниманию нашему к сему предмету по временам видим внезапные смерти, напоминающие нам, что и мы смертные, не знаем дне и часа, в онь же Господь приидет ( Мф. 25:13 ). В таком случае не надобно смущаться, но приносить раскаяние о согрешениях своих. О всем благодарите и, познавая свои немощи, смиряйтесь. 19 марта 1838 года. 181. Старайтесь умиротворяться, вручая себя воле Божией и святому провидению. Скорби попускаются к вашей пользе и ко спасению Христос Воскресе! Честь имеем поздравить вас в высокоторжественный праздник Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Дай Бог и многие будущие дождаться в мирном устроении души, с сердечною радостию о воскресшем Спасителе нашем, совоскресившим и нас с собою. Сердечно сожалеем о вас, что находитесь в расстройстве, всеми мерами старайтесь умиротворять себя, вручая воле Божией и Его Святому провидению, ведущему вас ко спасению путями, вам недоведомыми. Попускаемые вам скорби разве могут прийти, кроме попущений Божиих, – они служат к вашей пользе и ко спасению. Сколь велики не были бы скорби, но все они мимотекущие, скоро прекращаются, а которые и продлительные, то все смертию окончатся. А помыслы, – вспомните, к чему вас ведут. Несомненно, к вечной погибели. Да избавит от сего вас Премилосердый Господь и да простит ваши прегрешения и за помыслы сии. Кажется, что вы мнением побеждаетесь, будто бы там знают, что вы к нам пишете. Часто случается, что какое-нибудь слово случайно или догадкою сказанное, уже принимаете за то, что всем все известно. Напротив, никому ничего не известно, да и почему им знать? Письма ваши мы получаем исправно с вашею печатью, и никому о них не сообщаем. Не имейте сего мнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году были канонизированы 13 Оптинских старцев: иеросхимонах Лев, иеросхимонах Макарий, схиархимандрит Моисей, схиигумен Антоний, иеросхимонах Иларион, иеросхимонах Анатолий Старший, схиархимандрит Исаакий, иеросхимонах Иосиф, схиархимандрит Варсонофий, иеросхимонах Анатолий Младший, иеросхимонах Нектарий, иеромонах Никон, архимандрит Исаакий II. Иеросхимонах Амвросий прославлен в лике святых в 1988 году. Собор преподобных Оптинских старцев – 11/24 октября. Старец Леонидсхиме Лев, в миру Лев Данилович Наголкин, † 1841; память преподобного Льва Оптинского – 11/24 октября в Соборе Оптинских старцев) родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии. В молодости занимался торговлей, служил приказчиком, много ездил по России. В возрасте 29 лет поступил послушником в Оптину пустынь, но вскоре перешел в пустынь Белобережскую, где принял постриг и рукоположение в священный сан. В 1804 году он стал настоятелем Белобережской пустыни, сменив при этом своего наставника отца Василия (Кишкина). Еще до своего настоятельства отец Леонид познакомился со старцем Феодором, учеником преподобного Паисия Величковского . В 1808 году отец Леонид, оставив управление обителью, последовал за старцем Феодором в затвор и некоторое время подвизался вместе с ним и с иеромонахом Клеопой в лесной келии. В этот период он келейно принял схиму с именем Лев (см. примеч. 52 к гл. «Отец схиигумен Герман»). Затем отшельники удалились на Валаам, а в 1817 году перешли в Александро–Свирский монастырь. Старец Феодор скончался в 1822 году. В 1829 году отец Леонид вместе с шестью учениками прибыл в устроенный архимандритом Моисеем (Путиловым, † 1862; память – 16/29 июня) Иоанно–Предтеченский скит Оптиной пустыни, где сделался основателем старчества. За духовным утешением к отцу Леониду стали обращаться толпы мирян; ежедневно настоятель и братия обители открывали ему помыслы. По молитвам старца исцелялись больные и одержимые. Скончался подвижник 11 октября 1841 года. О нем см.: Жизнеописание Оптинского старца иеромонаха Леонида/Сост. иером. Климент (Зедергольм) . М., 1876. (2–е изд. – 1890.) О нем и др. Оптинских старцах: Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. N.Y.: Holy Trinity Monastery, Jordanville, 1970.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010