Преподобномученики Евтихий (Диденко), Авенир (Синицын), Савва (Суслов), Марк (Махров), и мученик Борис Козлов//Жития мучеников и исповедников Оптиной пустыни… С. 136. Преподобномученик Лаврентий (Левченко)//Жития мучеников и исповедников Оптиной пустыни… С. 100. Преподобномученик Игнатий (Даланов)//Жития мучеников и исповедников Оптиной пустыни… С. 192. Преподобномученик Иоанникий (Дмитриев)//Жития мучеников и исповедников Оптиной пустыни… С. 108. Преподобномученик Серафим (Гущин)//Жития мучеников и исповедников Оптиной пустыни… С. 116. Преподобномученик Пантелеимон (Аржаных)//Жития мучеников и исповедников Оптиной пустыни… С. 126. Преподобномученики Евтихий (Диденко), Авенир (Синицын), Савва (Суслов), Марк (Махров), и мученик Борис Козлов//Жития мучеников и исповедников Оптиной пустыни… С. 139. Преподобномученик Рафаил (Тюпин)//Жития мучеников и исповедников Оптиной пустыни… С. 150–152. Преподобномученик Викентий (Никольский)//Жития мучеников и исповедников Оптиной пустыни… С. 161–162. 24] Там же. С. 165-166. Там же. С. 166. Преподобномученик Гурий (Самойлов)//Жития мучеников и исповедников Оптиной пустыни… С. 176–178. Испытание верности Богу (Братия Оптиной пустыни в период гонений. Новые документы)… С. 88–91. Преподобномученик Пафнутий (Костин)//Жития мучеников и исповедников Оптиной пустыни… С. 181–184. Преподобный Рафаил исповедник. Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2016. С. 21, 23. Там же. С. 27. Там же. С. 53. Там же. С. 73. Платон (Рожков), иером. Некоторые аспекты изучения материалов судебно-следственных дел в контексте прославления святых//Оптинский альманах 5: «Добродетель ангелов». Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2016. С. 109. Испытание верности Богу (Братия Оптиной пустыни в период гонений. Новые документы)… С. 97–98. Селафиил (Дегтярев), иеросхим. Выступление на Оптинском форуме//I Оптинский форум: Наследие России и духовный выбор российской интеллигенции. Калуга – Оптина пустынь, 19–21 мая 2006 г.: Сб. материалов. М., 2006. С. 298. Оптинская духовная традиция в годы гонений на примере преподобного Рафаила исповедника/Вступление//Насельники Оптиной пустыни XVII–XX веков: биографический справочник/сост., вступ. статья иером. Платона (Рожкова). Козельск, 2017. С. 132–133. Платон (Рожков), мон. Христианское перенесение скорбей на примере гонений ХХ века//URL: http://www.optina.ru/confessors/article/p01/(дата обращения 6.11.2019)   Сайт Монастырский вестник Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/event/6020574

В 1891 году старец Амвросий постриг его в монашество с именем Климент и отправил на жительство в Троице-Сергиеву Лавру, зная, что отец Климент не способен подвизаться в Оптиной пустыни в качестве рядового оптинского монаха, выполняя все положенные послушания. Прощаясь с отцом Климентом, старец Амвросий сказал ему: " Мы скоро увидимся " . Старец скончался 10/23 октября 1891 года, а 12/25 ноября того же года последовал за ним его постриженик отец Климент. Он умер от воспаления легких. Архимандрит Леонид (Кавелин) (†22 октября/4 ноября 1891) Лев Александрович Кавелин (архимандрит Леонид) родился в 1822 году в дворянской семье. Детство его прошло в родовом поместье близ Оптиной пустыни. Учился он в 1-м Московском кадетском корпусе, служил в гвардии. До 1852 года Лев Александрович находился на военной службе. Он увлекался литературой и публиковался в светских изданиях. В 1852 году Лев Александрович поступил в число послушников Оптиной пустыни, где под руководством своего старца Макария трудился над святоотеческими переводами. В 1857 году он был пострижен в монашество с именем Леонид. В 1859 отец Леонид был рукоположен в иеромонаха. В 1863–1865 годах отец Леонид являлся начальником Российской Духовной миссии в Иерусалиме и был посвящен в архимандрита; позднее он был настоятелем Русской посольской церкви в Константинополе, настоятелем Воскресенского монастыря Новый Иерусалим и, наконец, в 1877–1891 годах — наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Архимандрит Леонид известен как человек очень высокой духовной жизни. Еще в миру он получил известность как талантливый литератор в области русской исторической библиографии и археологии. Живя в Оптиной пустыни, он составил следующие труды: " Каталог старопечатных и редких книг библиотеки Козельской Оптиной пустыни " , " Обозрение Козельского Оптина монастыря и бывших в нем до начала XVIII века храмов " , " Обозрение рукописей и старопечатных книг в книгохранилищах монастырей, городских и сельских церквей Калужской губернии " , " Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни " , " Историческое описание скита при Козельской Оптиной пустыни " , " Сказание о жизни и подвигах старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Макария " , " Святая Русь, или Сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси " . Аналогичные работы он исполнил и в других местах своего служения: он описал рукописи Иерусалимской патриархии, святыни и достопримечательности Святой Горы Афон, Константинополя, работал в крупнейших книгохранилищах православного Востока. Отец Леонид был членом-корреспондентом Императорской археографической комиссии, почетным членом русских и иностранных научных обществ. Полного списка статей, заметок, изданий архимандрита Леонида нет в печати. Незадолго до смерти отец Леонид закончил обширную работу: " Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания графа А. С. Уварова " (М., 1893–1894).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

М., 1882. [О. Климент (Зедергольм) .] Жизнеописание игумена Антония. М., 1870. Козельский Оптиной Пустыни старец иеросхимонах Иоанн. М., 1849. Жизнеописание старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха Илариона. Калуга, 1897. Леонтьев К. Отец Климент Зедергольм , иеромонах Оптиной Пустыни. Изд. 2-е. М., 1882. [Схиархимандрит Агапит (Беловидов).] Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия, в двух частях. М., 1900. Житие и поучения Оптинского старца Анатолия (Зерцалова) . Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1994. Очерк жизни старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха Иосифа. Шамордино, 1911. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Жизнь и деятельность Филарета, митрополита Московского. Тула, 1994. Архимандрит Георгий (Тертышников). Жизнь и деятельность Феофана Затворника , епископа Владимирского и Суздальского. Фессалоники, 1994. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной Пустыни и состоящего при ней скита св.Иоанна Предтечи, составил Лев Кавелин, ч. I-II. Спб., 1847. [Иеромонах] Е.[раст] В.[ытропский] Историческое описание Козельской Оптиной Пустыни и Предтечева Скита (Калужской губернии). Издание Оптиной Пустыни. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1902. Концевич И.М. Оптина Пустынь и ее время. Джорданвилль, 1970. Историческое описание Калужского Лаврентиева монастыря, нынешнего Калужского архиерейского дома и принадлежащей к оному Крестовской церкви. Составил иеромонах Леонид. Калуга, 1891. Архимандрит Леонид (Кавелин) . Историческое описание Боровского Пафнутиева монастыря. Казань, 1907. Историческое описание Белевского девичьего Крестовоздвиженского третьеклассного монастыря. Составил и.[еромонах] Л.[еонид] Спб., 1863. [Иеромонах Леонид (Кавелин) .] Историческое описание Малоярославецкого Черноостровского Николаевского общежительного монастыря. М., 1903. Токмаков И. Историческое и археологическое описание Тихоновой Калужской пустыни. М., 1892. Описание Богородицкой Площанской пустыни, составленное по запискам, хранящимся в монастырской ризнице, в 1853 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Список Л.Е. Межековой. Архив Оптиной Пустыни. Беседа от 17 июля 1912 г. 19. Дни памяти настоятелей и старцев О П . Архив Оптиной Пустыни. 20. Рукопись. Архив Троице-Сергиевой Лавры. 21. «Невода памяти». Глава III. Монах отец Агапит . Машинопись. Архив Оптиной Пустыни. 22. Материалы о иеросхимонахе Нектарии. Машинопись. Библиотека Оптиной Пустыни. 23. Записки протоиерея Сергия Сидорова. М., 1989. Машинопись. Публикуется с разрешения дочери автора Веры Сергеевны Бобринской. 24. «Брату Константину благословляется записывать замечательные случаи Оптиной Пустыни и Предтечева Скита. 20-го Сентяб 1862 года. Многогр и Амвросий.» РГАЛИ. Ф. 548, оп. 1, ед. хр. 440, л. 12, 16 об., 33 об., 36 об., 63 об. 25. Амвросий (Гренков) , иеросхимонах. Письма к Леониде (Фризель), казначее Влахернского Спасского монастыря Дмитровского уезда, Московской губернии. 1874–1891. Штамп библиотеки скита с шифром: отд. 1, 469. ОР РГБ. Ф. 213, карт. 55, ед. хр. 4, л. 88–88 об. 26. Агапит, архимандрит. «Злоумный разбойник» – стихотворение. Черновой вариант с авторской правкой. 1898–1902. ОР РГБ. Ф. 213, карт. 53, ед. хр. 14. 27. Летопись скита Оптиной Пустыни за 1900–1916 гг. ОР РГБ. Ф. 214, ед. хр. 367. 28. «Летопись выдающимся событиям скитской жизни» за 1916 (с октября) – 1918 (по 4-е июня) гг. ОР РГБ. Ф. 214, ед. хр. 368. 29. Журнал заседаний собора старшей братии Козельской Введенской Оптиной Пустыни и материалы к ним 483). 1913–1918. ОР РГБ. Ф. 213, карт. 3, ед. хр. 26, л. 34. 30. Дело о выборе: скитоначальника, казначея, братского духовника и ризничего Козельской Введенской Оптиной Пустыни 438, 472). 1912. ОР РГБ. Ф. 213, карт. 3, ед. хр. 23, л. 16, 18–19. 31. Формулярные списки монашествующих и послушников Козельской Введенской Оптиной Пустыни. 1802–1889 гг. ОР РГБ. Ф. 213, карт. 1, ед. хр. 1. 32. Формулярные списки монашествующих и послушников Козельской Введенской Оптиной Пустыни. 1890–1906 гг. ОР РГБ. Ф. 213, карт. 1, ед. хр. 3. 33. Формулярный список монашествующих Оптиной Пустыни и Иоанно-Предтеченского скита, 1914 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Отец Климент ненадолго пережил своего бывшего начальника: через пять лет, 30 апреля 1878 г., он мирно скончался после непродолжительной болезни. 2 Подробное житие преподобного Макария см.: Сказание о жизни и подвигах старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Макария/Составленное оной же пустыни И. Л. Испр. внесены митр. Филаретом. М., 1861; Тоже. 2-е изд. М., 1881 (книга была репринтно переиздана в 1995 г.); Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Макария/Сост. Ар- хим. Агапит (Беловидов). М., 1997, а также краткое и пространное житие преподобного Макария на официальном сайте Оптиной Пустыни. 3 О К. Зедергольме см.: Жизнеописания почивших скитян: Скитское кладбище в Оптиной пустыни. Введенский ставропигиальный мужской монастырь, Оптина пустынь, 2010. С. 161–175; Леонтьев К. Н. Отец Климент Зедергольм , иеромонах Оптиной пустыни//Поли, собр. соч. и писем: В 12 т. СПб., 2003. Т. 6. Кн. 1. С. 253–351, а также вступительную статью настоящего издания. 4 Об Оптиной Пустыни и ее старцах существует обширная литература. См., например: Историческое описание Введенской Оптиной пустыни и Предтечева скита/Вновь составленное Е. В. Сергиев Посад, 1902; Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. N. Y., 1970. Четвериков С, протоиерей. Оптина пустынь. Париж, 1988, а также материалы по истории монастыря и жития преподобных оптинских старцев на официальном сайте Оптиной пустыни. 5 Сказание о жизни и подвигах блаженные памяти старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Макария. М., 1881. С. 98. 7 См.: Историческое описание Козельской Оптиной пустыни и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи/Сост. Лев Кавелин. СПб., 1847. 4.2. С. 63–84. 9 См.: Червяков А. Д. Собрание Оптиной Введенской пустыни: Фонд 214//Рукописные собрания Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина: Указатель. М., 1986. Т. 2. Вып. 2. С. 272–287. 11 См.: Письма великих Оптинских старцев/сост. А. Д. Червяков, вступ, ст. митр. Питирима. М., 2001; То же. 2-е изд. М., 2003; То же. изд. М., 2007; То же. 4-е изд. М., 2009. Также издательство Сретенского монастыря подготовило в серии «Письма о духовной жизни» сборник писем преподобного старца Макария. Слово на пользу Вашу: [Сборник писем]/Преподобный Макарий Оптинский . М., 2006.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

См. также 9 .612, 735, 1337. Оптина пустынь Собор оптинских старцев канонизирован в 1996 г. 862 . Деяние о канонизации Собора преподобных отцев и старцев, в Оптиной пустыни просиявших//ЖМП 1996. 9. 24–27. 863 . Прославление в лике святых Собора преподобных отцев и старцев, в Оптиной пустыни просиявших. Оптина Пустынь 1996. 79. Схиигумен Антоний Александр Иванович Путилов, 9.03.1795–7.08.1865; пам. 7 авг. 864 . Антоний Оптинский , игумен. Письма. М. 1996. 124. [Репр.]. 865 . Климент (Зедергольм) , иером. Житие преподобного схишумепа Антония Оптинского, 1795–1865. М. 1870. Оптина Пустынь 1992. пер.: Elder Antony of Optina. Platina, CA 1994. 269. (The Optina Elders. 2). Схиархимандрит Моисей Тимофей Иванович Путилов, 1782–16.06.1862; пам. 16 июня 866 . Моисей (Путилов), архим. Обозрение древностей Козельской Введенской Оптиной пустыни//Калужские губ. ведомости. 1857. Ч. неофиц. 31, 32, 33. 867 . Герасим (Добросердов) , еп. Ревельский. Краткий очерк жизни настоятеля Введенской Оптиной пустыни отца архимандрита – схимника Моисея, и надгробное слово, произнесенное пред погребением его. СПб. 1865. 868 . Ювеналий (Половцев) , архим. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея . М. 1882. Platina, СА 1976. пер.: The elder Moses of Optina. Boston, MA 1996. 395, ill. 869 . Елена, монахиня. Настоятель Оптиной пустыни архимандрит Моисей //ЖМП 1987. 11. 71–77. 870 . Фирсов C. Л. Архимандрит Моисей (Путилов) и возрождение Оптиной пустыни//ЦиВ 2002. 4(21). 185–207. Иеросхимонах Иларион Пономарев, 1805–18.09.1873; пам. 18 сент. 871 . Житие преподобного иеросхимонаха Илариона Оптинского . Калуга 1892. 352. 2 Калуга 1897. 352. Оптина Пустынь. 1993. 352. Иеросхимонах Леонид, в схиме Лев Лев Данилович Наголкин, 1768–11.09.1841; пам. 11 сент. 872 . Климент (Зедергольм) , иером. Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонидасхиме Льва). М. 1876. Оптина Пустынь 1994. 407. пер.: Eider Leonid of Optina. Platina, CA 1990. 272. (The Optina Elders. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Обозрение Козельского Оптина мон-ря и бывших в нем до нач. XVIII ст. храмов. Калуга, 1857; он же. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца Оптиной пуст. иеросхим. Макария. М., 1861; он же. Ист. описание скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. СПб., 18622; он же. Ист. описание Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 18763, 18854; Климент (Зедергольм), иером. Жизнеописание настоятеля малоярославецкого Николаевского мон-ря игум. Антония. М., 1870; он же. Жизнеописание оптинского старца иером. Леонидасхиме Льва). М., 1876; Строев. Списки иерархов. Стб. 584-586; Леонтьев К. Н. Отец Климент Зедергольм, иеромон. Оптиной пуст. М., 18822; Ювеналий (Половцев), архим. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пуст. архим. Моисея. М., 1882; Вербицкий В. Козельская Оптина пуст. и ее значение в истории рус. монашества//ЧОЛДП. 1893. 9. С. 155-208; 10. С. 328-362; 11. С. 399-440; Жизнеописание старца Оптиной пуст., иеросхим. Илариона. Калуга, 1897; Соколов Д. Д. К лит. деятельности Оптиной пуст. Калуга, 1898; Агапит (Беловидов), архим. Очерк жизни настоятеля Оптиной пуст. архим. Исаакия. М., 1899; он же. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхим. Амвросия. М., 1900. Козельск, 2008; он же. Первый великий старец оптинский иером. Леонидсхиме Лев). Шамордино, 1917; он же. Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997; Еразм (Вытропский), иером. Ист. описание Козельской Оптиной пуст. и Предтечева скита (Калужской губ.). Серг. П., 1902. Козельск, 2008; Поселянин Е. Праведник нашего времени оптинский старец Амвросий: Жизнь его и подвиги. СПб., 1907 (то же, изм. загл.: Старец Амвросий: Праведник нашего времени. М., 2009); Никодим (Кононов), архим. Старцы: о. Паисий Величковский и о. Макарий Оптинский и их лит.-аскетическая деятельность. М., 1909; Очерк жизни старца Оптиной пуст. иеросхим. Иосифа. Шамордино, 1911; Четвериков С. И., прот. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхим.

http://pravenc.ru/text/2581451.html

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 8. Иеромонах Леонид на пути в Оптину Первым старцем в Оптиной пустыни стал иеросхимонах Леонид (Наголкин), в схиме Лев, прибывший сюда в апреле 1829 года с пятью своими учениками из Площанской Богородицкой пустыни. Он был учеником учеников преподобного Паисия и, конечно, принес сюда учение этого великого старца. Это его появление не было внезапным, – он стремился именно сюда, в Оптину, в которой настоятельствовал архимандрит Моисей , слух о котором давно уже достиг до него. Преосвященный Филарет (Амфитеатров) , хорошо знавший старца Льва, еще в 1823 году сообщил устроителям Оптинского скита, что этот старец непременно будет жить здесь. Так что не только старец Лев стремился в Оптину, но и Оптина как бы устремлялась к нему, ожидая его. Однако не гладок был тот путь, которым шел преподобный Лев (тогда Леонид). Иеромонах Леонидсхиме Лев) родился в 1768 году в Орловском городе Карачеве в мещанской семье и в святом крещении наречен Львом. О родителях его, мещанах Наголкиных, ничего не известно, кроме имени отца, которого звали Даниилом. Они были бедны, иначе не отдали бы сына в работники к купцу Сокольникову в город Болхов. Лев оказался весьма сметливым работником и скоро стал ближайшим помощником хозяина, закупая и продавая товар самостоятельно. Ему часто приходилось бывать в Сухиничах, где он сбывал пеньку и конопляное масло петербургским купцам. Дорога туда шла густым вековым лесом. Однажды зимой, когда он ехал в санях, на него напал волк. Не растерявшись, Лев оглушил его палкой, но тот быстро оправился, догнал сани и, вскочив в них, успел вырвать из ножной икры Льва кусок плоти. Лошади неслись стремительно... В следующий миг юноша сунул руку в волчью пасть, в самое горло. Волк задохнулся и, уже вблизи одной из деревень, замертво свалился с саней. Лев потом всю жизнь прихрамывал на раненую ногу. Будучи весьма общительным, Лев Наголкин беседовал с многими людьми, встречавшимися на пути и на торгах, расспрашивая о их жизни и делах. Впоследствии многих поражало то, что старец прекрасно знает быт людей всякого сословия – дворянского, купеческого, крестьянского, деревенского и городского образа жизни. По рассказам людей, он запомнил массу деталей из военного и морского быта. Казалось, он изъездил всю Российскую Империю, а он, будучи работником у купца, недалеко выезжал за пределы Калужской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1857 году два иеромонаха Оптиной Пустыни Ювеналий Половцев и Леонид Кавелин и один монах Александр Яновский, были назначены членами Духовной Иерусалимской Миссии. Но все это совершилось мирно, без оскорблений для О. Моисея, и по нравственному состоянию братий, равно как и по числу их, не было уже прежним ущербом для Обители. Лишь напоследок дней Отца Архимандрита набежало небольшое, туманное облачко, и то не от распоряжений Владыки, с большим вниманием к Старцу разрешившего недоразумение, но от некоторых нетерпеливых из братий; – тех братий, которые собрались при О. Моисее и для которых он столько потрудился, которые видели в нем постоянно, с первых дней до последних часов его настоятельства, заботливого и благодушного попечителя об их нуждах и мудрого предводителя в пустыне земной жизни. Мы уже знаем, что немного находилось монахов и послушников в Оптиной Пустыни в то время, когда О. Моисей был назначен общим Духовником и Управляющим Обителью. В течение его управления, число всех братий увеличилось в четверо; изменился состав их, изменилось и направление их к несомненно лучшему в духовном смысле. О. Моисей, имея в виду слова Спасителя: грядущаго ко Мне не изжену вон ( Деян. 6:37 ), принимал в Обитель всех вновь приходивших из мира с истинным желанием спастись. Не отказывался принимать в братство и успокоивать и старцев, почтенных священным саном, и довольно потрудившихся в других обителях. Так при нем кончал дни свои в Оптиной Пустыни О. Архимандрит Мелхиседек, бывший Наместником Александро-Невской Лавры, а потом Настоятелем монастырей: Ростовского Яковлевкого, Спасского в Арзамасе и Спасо-Евеимиевского Суздальского. Скончался он в 1841 году, 80 лет от роду, проведя в Оптиной пустыни 17 лет. Далее, кроме Старцев О. иеросхимонаха Льва и иеросхимонаха Макария, о которых скажем впоследствии, при О. Моисее поселились и жили в Оптиной Пустыни; Иросхимонах Геннадий, служивший на флоте, а потом при русской церкви в Ироме в Венгрии и удостоившийся два раза быть духовником Императора Александра I (во время Веронского конгресса). О. Геннадий прожил в Оптиной Пустыни двенадцать лет и скончался здесь в 1846 году, семидесяти пяти лет от роду 30 . Игумен Варлаам бывший настоятелем Валаамского первоклассного монастыря. Муж богомудрый и многоопытный, проходивший высокую умную молитву. Скончался в Скиту Оптиной Пустыни в 1849 году, на семьдесят третьем году от рождения. Иеросхимонах Иоанн, ревностный обличитель раскольнических заблуждений. В детстве он был отторгнут от Св. Православной Церкви, потом, обратившись к ней с великою ревностно, много пострадал от раскольников, и в старости, живя в Скиту, что при Оптиной Пустыни, издавал против них известные свои сочинения. Отличался христианским незлобием и кротостью. Скончался в 1849 году 86 лет, из которых пятнадцать провел в Оптиной Пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

В 1857 году два иеромонаха Оптиной Пустыни Ювеналий Половцев и Леонид Кавелин и один монах Александр Яновский были назначены членами Иерусалимской Миссии. Но все это совершилось мирно, без оскорблений для О. Моисея, и, по нравственному состоянию братии, равно как и по числу их, не было уже прежним ущербом для обители. Лишь на последок дней Отца Архимандрита набежало небольшое, туманное облачко, и то не от распоряжений Владыки, с большим вниманием к Старцу разрешившего недоразумение, но от некоторых нетерпеливых из братии; – тех братий, которые собрались при О. Моисее и для которых он столько потрудился, которые видели в нем постоянно, с первых дней до последних часов его настоятельства, заботливого и благодушного попечителя о их нуждах и мудрого предводителя в пустыне земной жизни. Мы уже знаем, что немного находилось монахов и послушников в Оптиной Пустыни в то время, когда О. Моисей был назначен общим Духовником и Управляющим Обителью. В течение его управления число всех братий увеличилось вчетверо; изменился состав их, изменилось и направление их к несомненно лучшему в духовном смысле. О. Моисей, имея в виду слова Спасителя: грядущего ко Мне не изжену вон ( Ин. 6:37 ), принимал в Обители всех вновь приходивших из мира с истинным желанием спастись. Не отказывался принимать в братство и успокоевать и старцев, почтенных священным саном, и довольно потрудившихся в других обителях. Так при нем кончал дни свои в Оптиной Пустыни О. Архимандрит Мелхисидек, бывший Наместником Александро-Невской Лавры, а потом Настоятелем монастырей: Ростовского Яковлевского, Спасского в Арзамасе и Спасо-Евфимиевского Суздальского. Скончался он в 1841 году, 80 лет от роду, проведя в Оптиной пустыни 17 лет. Далее, кроме Старцев О. Иеромонаха Льва и Иеромонаха Макария, о которых скажем впоследствии, при О. Моисее поселились и жили в Оптиной Пустыни; Иеромонах Геннадий, служивший на флоте, а потом при русской церкви в Ироме в Венгрии и удостоившийся два раза быть духовником Императора Александра I (во время Веронского конгресса). О. Геннадий прожил в Оптиной Пустыни двенадцать лет и скончался здесь в 1846 году, семидесяти пяти лет от роду 30 . Игумен Варлаам бывший настоятель Валаамского первоклассного монастыря. Муж богомудрый и многоопытный, проходивший высокую умную молитву. Скончался в Скиту Оптиной Пустыни в 1849 году, на семьдесят третьем году от рождения. Иеромонах Иоанн ревностный обличитель раскольнических заблуждений. В детстве он был отторгнут от Св. Православной Церкви, потом, обратившись к ней с великою ревностью, много пострадал от раскольников, и в старости, живя в Скиту, что при Оптиной Пустыни, издавал против них известные свои сочинения. Отличался христианским незлобием и кротостью. Скончался в 1849 году 86 лет, из которых пятнадцать провел в Оптиной Пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010