Иконописный подлинник. С. 44; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 68; РНБ. Погод. 1931. Л. 101 об.). Иногда в ранних рукописях есть указание на характер седины - с проседью, а не убеленный сединами - «не добре седа» (посл. четв. XVII в.- ИРЛИ. ПД. Бобк. 4. Л. 70). Среди наиболее ранних образов М.- пластина (дробница) килевидной формы 1-й пол. XVII в. новгородской работы с резным изображением святителя в рост, в паре со свт. Василием Великим (вклад ключаря московского Успенского собора Иакова Иоаннова в новгородский Духов мон-рь «по своих родителех» - НГОМЗ; см.: Декоративно-прикладное искусство. 2008. С. 351. Кат. 71). М. обращен к центру в молении, облачен в фелонь, омофор, клобук, борода короткая. Резная фигура М. помещена на лицевой стороне фигурной дробницы в нижней части серебряного золоченого напрестольного креста, изготовленного для новгородского Деревяницкого мон-ря (ок. 1660; НГОМЗ; см.: Там же. С. 294-295. Кат. 33). М.- в святительских одеждах (без крестов, видны омофор и палица), на голове - клобук (с крестом на лобной части), на левой руке держит Евангелие. Величественный образ М. представлен на храмовой по размерам иконе кон. XVII - нач. XVIII в. из Шимского р-на Новгородской обл. (НГОМЗ). Тип изображения восходит к ростовым иконам святителей Петра и Алексия, митрополитов Московских, письма Дионисия из Успенского собора Московского Кремля (80-е гг. XV в., ГММК, ГТГ). М.- в полном облачении, благословляет отведенной в сторону правой рукой, на вытянутой левой держит Евангелие. Борода, в отличие от древнего т. н. портрета, широкая, округлой формы, русая с проседью, одежды - зеленая риза с круглыми медальонами (золотые кресты на коричневом фоне), белый клобук, золотистый омофор, узорчатый красноватый подризник, епитрахиль, палица и поручи. К немногочисленным единоличным образам М. относится также небольшая «раздаточная» икона посл. трети XIX в., вероятно написанная в Холуе (собрание Ф. Р. Комарова; см.: Русские святые: Избр. иконы из колл. Ф. Комарова.

http://pravenc.ru/text/2563954.html

Обе росписи в Кастории, где Димитрий Солунский изображен рядом с вмч. Георгием, свидетельствуют об установлении их парного почитания как величайших воинов-мучеников. Известны редкие случаи размещения изображений Димитрия Солунского воина в алтарном пространстве, объясняемые особенностями заказа или архитектуры храма (мозаика собора Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (1108-1113), располагавшаяся на юж. лопатке северо-вост. столпа, на одном уровне с композицией «Евхаристия» (ныне в ГТГ); мозаика в апсиде собора в Чефалу, Сицилия (ок. 1148),- Димитрий Солунский представлен вместе с мучениками Нестором и Георгием), а также в откосах окон (роспись храма монастыря Вардзиа в Грузии, 80-е гг. XII в.). Традиция размещения фигуры Димитрия Солунского в нижней зоне храмовых росписей нашла продолжение в искусстве палеологовского периода. В эту эпоху фигуры воинов часто изображаются в сложных ракурсах и в резком движении, что, с одной стороны, соответствовало общим тенденциям развития стиля, а с другой, должно было подчеркнуть свойства этих святых - «скорых на помощь», всегда готовых сразиться с телесными и духовными врагами правосл. христиан. Созданию этого впечатления способствовал акцент на физической мощи фигур воинов, а также их обильное вооружение; в это время Димитрий Солунский также часто изображается с мученическим венцом в виде тонкого обруча. К числу наиболее выразительных изображений Димитрия Солунского в монументальной живописи палеологовской эпохи относятся росписи ц. Димитрия Солунского в Прилепе (ок. 1290) - храмовый образ на предалтарном столпе, изображение с ктитором Димитрием Мисинополитом в юж. нефе; ц. Протата на Афоне (1290), мастер Мануил Панселин, - традиц. набор оружия дополнен луком и колчаном со стрелами; ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (1294-1295); кафоликона монастыря Хиландар (1318-1320), парекклисиона св. Евфимия при базилике Димитрия Солунского в Фессалонике (нач. XIV в.) - на левом предалтарном столпе, парный храмовому образу прп. Евфимия; парекклисиона монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе (1316-1321); ц.

http://sedmitza.ru/text/514958.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ», ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 24 окт.- день первого чуда от иконы), чудотворный образ, иконография к-рого в России складывалась под западноевроп. влиянием и, не получив единой законченной композиционной схемы, существует во множестве вариантов. Наиболее устойчивы типы, восходящие к чудотворным иконам: московской из Спасо-Преображенской ц. на Ордынке и петербургской из Тихвинской часовни у стеклянного завода. История Икона из Спасо-Преображенской ц. на Ордынке прославилась в 1688 г. после чудесного исцеления сестры патриарха Иоакима Евфимии Петровой Папиной, долгое время страдавшей от незаживавшей раны в боку. Первоначально икона находилась в московской Спасо-Преображенской ц. на Ордынке (позднее известна как Скорбященская), прихожанкой к-рой была Евфимия. Ее написание, по-видимому, надо относить ко времени перестройки храма в камне в 1683-1685 гг. Служба иконе «В. с. Р.» по образцу службы иконе Божией Матери «Одигитрия» и сказание были составлены сразу после прославления образа, особый акафист написан в 1863 г. проф. МДА П. С. Казанским. В 1711 г., при переезде царского двора в С.-Петербург, царевна Наталия Алексеевна увезла с собой из церкви на Ордынке икону «В. с. Р.». Точно неизвестно, был ли это оригинал или список с него, к-рый также пребывал в церкви. Существует 2 версии относительно того, какой образ, московский или петербургский, явил чудо в 1688 г. Обе иконы в равной степени почитались как чудотворные, и в московской, и в петербургской церквах хранились ранние рукописные списки службы и сказания об иконе. Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» из ц. Воскресения Христова за Литейным двором в С.-Петербурге. Хромолитография. Сер. XIX в. Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» из ц. Воскресения Христова за Литейным двором в С.-Петербурге. Хромолитография. Сер. XIX в. Оставшаяся в Москве икона «В. с. Р.» с 1713 г. находилась в устроенном для нее приделе (обновлялся в 1770; церковь перестраивалась в 80-х гг. XVIII в. В. И. Баженовым и в 1834-1836 М. И. Бове по проекту О. И. Бове). Чудотворения от нее письменно не фиксировались. Храм был закрыт в 30-х гг. XX в., служба в нем возобновлена в 1948 г. Судьба образа в период, когда храм был закрыт и в нем находилось фондохранилище ГТГ, достоверно неизвестна. Считается, что находящийся там в наст. время чтимый образ Божией Матери тот же, что был до закрытия церкви. Но есть сведения, что чудотворная икона изымалась, а образ, к-рый находится в церкви, был подарен Патриархом Московским и всея Руси Алексием I в связи с возобновлением церковной службы и является точным списком с чудотворного образа, созданным во 2-й пол. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/155562.html

Николая в Завеличье (ГИМ. Патр. 71; см.: Антонова, Мнёва. Примеч. на с. 192). Предлагалась датировка Л. и. сер. XV в. (Чудотворный образ. 2001. С. 44). В наст. время икону относят к произведениям, созданным в 1-й пол. XV в. на основании достаточно хорошо различимых признаков развития основной линии псковской иконописи этого периода ( Родникова. 2007. С. 56). Необходимо отметить стилистическое сходство, одинаковые технические и художественные приемы письма Л. и. и псковских икон поясного деисусного чина 1-й пол. XV в. (ГРМ, ГТГ; происхождение не установлено), в частности иконы арх. Гавриила (ГРМ). В красочной палитре активно использована киноварь, доличное написано по охряной подкладке; разделка одежд в виде высветлений, притенений, отдельных линий выполнена тонким лессировочным слоем, близки оформление и графика надписей. Выразительность ликов обусловлена не только специфическими удлиненными формами, но и манерой вохрения, когда лик моделируется посредством высветлений, наложенных на подготовительный санкирный слой, к-рый оставляет глубокие (широкие) тени в области глаз, около носа и по абрису лика. В круг стилистически близких произведений входит и икона «Рождество Пресв. Богородицы» из собрания П. Д. Корина (ГТГ). В документальных источниках икона упоминается под названием «Умиление». Однако в посвящении приделов храма это название не было отражено. Сначала, не ранее 80-х гг. XVII в., с юж. стороны храма был пристроен придел «в честь Знамения Пресвятой Богородицы». Причем грамотой царя Феодора Алексеевича от 1677 г. в связи с намерением поставить в мон-ре ц. свт. Филиппа, митр. Московского, были отданы под застройку 2 пустоши разоренного Малопустынного мон-ря, а в 1694 г. это же посвящение фигурирует в документах еще раз: «…изо Пскова Николая Чудотворца и Филиппа Митрополита Любятова монастыря, игумену Матвею с братиею» ( Лебедев. 1887. С. 7). Причины сооружения Знаменского придела, куда была поставлена чудотворная икона, неясны; иконы Божией Матери «Знамение» в описях храма нет, в кон.

http://pravenc.ru/text/2561056.html

Известны изображения Г. вместе с арх. Михаилом в свите Небесного Царя в разных иконографических вариантах: фигуры архангелов по сторонам Христа (сидящего на троне или стоящего, напр. на мозаике из апсиды ц. Сан-Микеле ин Аффричиско в Равенне, ок. 545-546; в конхе апсиды диаконника собора в Торчелло, 1-я пол. XII в.); в послеиконоборческое время в декорации купола в составе небесного воинства, окружающего Христа Пантократора (мозаики собора Св. Софии в Киеве, 40-е гг. XI в.; несохранившиеся фрески собора Св. Софии в Новгороде, 1108; мозаики ц. Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле, ок. 1315, и др.). Изображения Г. вместе с арх. Михаилом присутствуют в изводах, где силы небесные сослужат Христу. напр., на сударе «Служба свт. Василия Великого» (нач. XV в., ГММК) по сторонам престола святителю предстоят архангелы в диаконских ризах с покровенными руками. летящие полуфигуры архангелов представлены на воздухе с изображением Евхаристии в среднике и сцен жития праведных Иоакима, Анны и Богородицы (сшит по заказу «Огрофены Константиновой» для собора в честь Рождества Пресв. Богородицы в Суздале (1410-1413, ГИМ)). В поствизант. искусстве образ Г. вместе с арх. Михаилом присутствует на плащаницах (на шитой плащанице из мон-ря Дохиар на Афоне, 1613-1614, архангелы держат рипиды в обеих руках). С Афона происходит живописная плащаница XVIII в., на к-рой Г. представлен у ног Спасителя, а арх. Михаил - у изголовья (скит св. Анны). Изображение Г. является обязательным в составе 5-фигурного Деисуса (как отдельной композиции, так и ряда икон в составе чина иконостаса). Напр., в ряде визант. памятников представлен поясной тип Деисуса: Высоцкий чин (ГТГ), иконы Хиландарского мон-ря (3-я четв. XIV в.); в древнерус. искусстве с развитием высокого иконостаса распространение получили ростовые изображения: иконы из иконостасов Благовещенского собора Московского Кремля (80-е гг. XIV в.), Успенского собора Владимира (см. ст. Васильевский чин ), Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (1497, КБМЗ), изображение на окладе Владимирской иконы Божией Матери XV в. (СПГИАХМЗ) и др.

http://pravenc.ru/text/161233.html

Фотопортрет с подписью Е. Ф. 1898 г. (ГАРФ), судя по деталям костюма - лилия из алмазов на голове, ветка лилии в руках, связан с любительским спектаклем, поставленным в доме московского генерал-губернатора 11 февр. 1898 г. (пьесы «Лилия» А. Доде, «Романтики» Э. Ростана и др.). Образ напоминает работу Ф. И. Рерберга 1898 г. (ГИМ, см.: Моск. немцы: 4 века с Россией/Сост.: Л. Дементьева, Ю. Петров. М., 1999. С. 17), хранившуюся у З. Н. Юсуповой, к-рая принимала участие в спектакле. Е. Ф. присутствовала на спектакле в костюме Марии Антуанетты, к-рой посвящена пьеса «Лилия». В 80-х гг. XIX в. Юсупова приобрела для своей коллекции фотографию Е. Ф. англ. мастера Х. Мендельсона. Вел. кнг. Елисавета Феодоровна. Портрет. 90-е гг. XIX в. Худож. Ф. А. фон Каульбах (Фотография Ф. Ханфштенгля, частное собрание) Вел. кнг. Елисавета Феодоровна. Портрет. 90-е гг. XIX в. Худож. Ф. А. фон Каульбах (Фотография Ф. Ханфштенгля, частное собрание) Один из ранних известных живописных портретов Е. Ф.- на пейзажном фоне вполоборота вправо, поколенно, в белом платье, с цветущей веткой в руках - выполнен в 1885 г. нем. худож. К. Р. Зоном (ГЭ). В нач. XX в. Е. Ф. заказала Ф. А. фон Каульбаху, к-рый был ее любимым художником, свой портрет в одеждах Елизаветы Тюрингской (погрудное изображение в технике пастели - Гос. худож.-архит. дворцово-парковый музей-заповедник «Павловск»). Сохранились фототипии Фишера, к-рые Е. Ф. дарила на рождественскую елку 1905 г. На открытках (экземпляры в частном собрании) воспроизводился и др. ее портрет (в рост, с розой в руке), написанный Каульбахом для дома генерал-губернатора (местонахождение неизв., имеется фотография Ф. Ханфштенгля, частное собрание). На портрете 1901 г. работы В. К. Штенберга (ГТГ) Е. Ф. изображена в профиль, поколенно, в розовом платье и с розой, приколотой на груди (первоначально считался портретом императрицы). Один из ранних портретов Е. Ф. хранится в собрании Александровского подворья в Иерусалиме. Вел. кн. Сергей Александрович, будучи председателем Российского исторического музея, и Е. Ф. преподнесли в дар музею много раритетов. В 1911 г. от Е. Ф. поступила картина «Торжественный выход императорской фамилии в Московском Кремле» нач. ХХ в. худож. Н. С. Матвеева (ГИМ): имп. мч. Николай II Александрович, имп. мц. Александра Феодоровна, вел. кнж. мц. Ольга, вел. кн. Сергей Александрович и Е. Ф. по специально устроенному помосту направляются из Большого Кремлевского дворца через Красное крыльцо Грановитой палаты в Успенский собор на пасхальное богослужение (Дары Рос. имп. Дома Ист. музею: Буклет выст./ГИМ. М., 1993. Обл.).

http://pravenc.ru/text/189843.html

Преподобные Зосима Соловецкий, Елеазар Анзерский, блж. Иоанн Большой Колпак, прор. Илия. Икона. 2-я треть XVII в. (ГТГ) В сер.- 2-й пол. XVIII в. получил распространение извод «Прп. Елеазар Анзерский, с видом обители». Такая композиция появилась в резцовой гравюре и затем в литографии. Среди святых Соловецкого патерика только изображения преподобных Зосимы и Савватия, как правило, дополнялись панорамой монастыря. Наиболее ранняя икона относится к сер. XVIII в. и происходит из Троицкого скита на Анзерском о-ве (СГИАПМЗ). Е. представлен в рост, вполоборота влево, в молении Иисусу Христу на облаках, слева от фигуры святого - белая 3-главая церковь и клеймо «Преставление прп. Елеазара Анзерского». Изображение Троицкого храма с 3-лопастным перекрытием по закомарам встречается только на этой иконе. К кон. XVIII в. в гравюре сформировался иной облик храма, где колокольня и церковь завершались шпилями. В дальнейшем этот вариант стал образцом для иконописных произведений. Образы Е. писали в иконописной мастерской, впосл. в живописной палате Соловецкого мон-ря. В частности, известна большая икона 60-х - нач. 80-х гг. XIX в. (СГИАПМЗ), на к-рой святой представлен в рост, в правом повороте, обращенным к Спасителю, в куколе и схиме, в правой руке - раскрытая книга с текстом: «Молю васъ, бpamiя моя. Любовь имеите между собою, ибо любовь рождена есть от Бога и совершение имеет всего закона. Она не токмо любящаго любитъ, но и враждующаго. А без любве аще и горы имете преставляти, и во огни тело сожеши». Пейзажный и архитектурный фон с постройками Анзерского скита достаточно реалистичен: видна Троицкая губа, которая вдается в остров, на берегу - одноглавая церковь с колокольней, примыкающей трапезной и 2-этажными кельями (точно воспроизведен треугольный фронтон, порядок расположения окон в здании келий). Такой облик храма существовал до перестройки 1884 г. На подобной иконе кон. XIX в., выполненной в монастырской живописной мастерской (ц. во имя преподобных Зосимы и Савватия на Соловецком подворье Архангельска), Троицкая ц. запечатлена уже после ее реконструкции.

http://pravenc.ru/text/189679.html

представлены фронтально на нижнем поле. И. включен и в необычайно широкий сонм Московских чудотворцев на прориси с иконы 2-й пол. XVII в. (?), находившейся в одной из моленных Преображенского кладбища в Москве; вместе с др. юродивыми и Московскими преподобными он показан в центральной части композиции, у престола с евхаристическими сосудами, на котором стоит Господь Вседержитель (рядом, перед престолом, стоит св. царевич Димитрий, к-рый в XVII-XIX вв. неоднократно сопоставляется с московскими блаженными в произведениях разной иконографии). Образы И. встречаются и на иконах с более индивидуальной программой. Известны композиции, где он, как и др. московские юродивые, изображен вместе со святыми (в т. ч. юродивыми) из др. регионов России. Это, напр., икона 1-й пол. XVII в. (ГТГ), на к-рой Богоматери с Младенцем предстоят и к Ней припадают Василий, И. и Максим Московские, Прокопий и Иоанн Устюжские, мученики Флор и Лавр, мц. Анастасия, святые царица Феодора и царевич Димитрий. Вместе с многочисленными вселенскими и рус. святыми И. представлен на правом поле иконы «Богоматерь Троеручица» 80-х гг. XVII в. из иконостаса над погребением царицы Евдокии Лопухиной в Смоленском соборе Новодевичьего мон-ря (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь»; Шведова М. М. Царицы-инокини Новодевичьего мон-ря. М., 2000. С. 27. Кат. 25-30); симметрично изображен мч. Иоанн Воин, а ниже - прав. Артемий Веркольский. Вместе с тем образ И. не был обязательным для композиций с изображением Московских чудотворцев или юродивых; в частности, он отсутствует на чтимой Боголюбской-Московской иконе Божией Матери, находившейся над Варварскими воротами Китай-города, и на ее списках, хотя там представлены блаженные Василий и Максим (см.: ПЭ. 2002. Т. 5. С. 463-464). В отличие от этих юродивых И. не входил в офиц. сонм Московских святых, чем объясняется и отсутствие упоминаний его икон в описях кремлевских храмов и царской Образной палаты и памяти святого в Чиновнике Успенского собора (о неофиц. характере почитания И., выразившемся в отсутствии в Покровском соборе посвященного ему престола, см.: Кузнецов.

http://pravenc.ru/text/469402.html

В рус. храмах XIV в. литургическое осмысление протоевангельских циклов, как и в XII в., получает яркое воплощение. В росписи собора Рождества Пресв. Богородицы псковского Снетогорского мон-ря (1313) 2 большие праздничные композиции («Рождество Пресв. Богородицы» и «Введение во храм Пресв. Богородицы») расположены справа от алтарного проема и занимают весь средний регистр вост. стены юж. рукава подкупольного креста. Остальные 10 сцен цикла представлены небольшими композициями в 3 ярусах на зап. стене сев. рукава креста: «Отвержение даров», «Благовестие Иоакиму», «Благовестие прав. Анне», «Встреча Иоакима и Анны», «Первые шаги Марии», «Благословение Марии иереями», «Моление Захарии о жезлах», «Обручение Марии с Иосифом», «Сомнения Иосифа», «Испытание водой обличения». Вслед за иллюстрациями И. П. идет праздничная композиция «Покров Богоматери». Завершается этот ряд плохо сохранившейся композицией, к-рую можно интерпретировать как иллюстрацию 12-го икоса «Поюще Твое Рождество» Акафиста Пресв. Богородице (см.: Лифшиц Л. И. Программа росписи собора Снетогорского мон-ря//Вопросы рус. и сов. искусства: Мат-лы науч. конф./ГТГ. М., 1974. Вып. 3: 1972/1973 гг. С. 38-39; Он же. Очерки истории живописи древнего Пскова: Сер. XIII - нач. XV в. М., 2004. С. 205). О том, что все названные сцены имеют литургическое значение, т. е. могут быть прочитаны в богослужебном контексте, свидетельствует изображение праздничных композиций «Преполовение» и «Пятидесятница - Сошествие Св. Духа на апостолов» напротив на вост. стене сев. рукава подкупольного креста. В новгородской ц. Успения на Волотовом поле (60-е гг. XIV в.) сцены протоевангельского цикла расположены на сводах и стенах всех рукавов креста и стенах вимы, как бы опоясывая все пространство храма. Фигуры творцов канонов, Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского, авторов служб и песнопений в честь Богоматери, на предалтарных столпах подтверждают литургическое значение истории Девы Марии в системе храмовой декорации. В новгородской ц. Феодора Стратилата на Ручью (80-е гг. XIV в.) протоевангельский цикл украшает зап. стену хоров, обрамляя центральную композицию «Покров Богоматери», соответствующую посвящению находившегося на хорах придела. С утратами сохранились композиции: «Благовестие Анне», «Встреча у Золотых ворот», «Рождество Пресв. Богородицы», «Ласкание Марии». Выделение композиции «Введение во храм Пресв. Богородицы», к-рая расположена не на хорах, а в наосе на вост. стене юж. рукава ( Лифшиц. 1987),- особенность программы росписи этого храма.

http://pravenc.ru/text/200365.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРЕСТ Поклонение Кресту. Оборотная сторона иконы «Спас Нерукотворный». 2-я пол. XII в. (ГТГ) Поклонение Кресту. Оборотная сторона иконы «Спас Нерукотворный». 2-я пол. XII в. (ГТГ) [Греч. σταυρς], орудие казни Христа, ставшее орудием искупления и спасения человека. ВЗ содержит эпизоды, которые в христ. традиции воспринимаются как прообразы К. В битве с амаликитянами Моисей обращается с молитвой к Богу, простертыми руками изображая К. «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца» (Исх 17. 11-12). Патриарх Иаков благословляет детей Иосифа , при этом его руки, возлагаемые на них, образуют К. (Быт 48. 13-16). Псалмопевец призывает превозносить Господа и «поклоняться подножию Его», ибо «свято оно!» (Пс 98. 5) - что также символизирует К. В видении прор. Иезекиилю предстают животные, с лицами, крыльями и т. д. (Иез 1) - это видение К. Расположение израильского воинства в пустыне частями вокруг ковчега завета (Числ 2) воспроизводит фигуру К. К. прообразуется в ВЗ не только по форме, но и по смыслу, и по действию: предызображением К. считается Древо жизни, произраставшее в раю (Быт 2. 9). «Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы жизнь и воскресение»,- говорит прп. Иоанн Дамаскин ( Ioan. Damasc. De fide orth. IV 11(85)). Прообразами Креста Господня воспринимаются дерево, на к-рое Бог указал Моисею, и тот бросил его в горькую воду при Мерре, «и вода сделалась сладкою» (Исх 15. 23-25); медный змей, поднятый Моисеем на знамени,- об этом прообразе говорит Сам Спаситель: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому...» (Ин 3. 14). Все эти и др. прообразы К. упоминаются в богослужебных текстах.

http://pravenc.ru/text/2459015.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010