Владимира , Церковный устав кн. Ярослава ). Д. Р. при Ярославичах (2-я пол. XI в.) По завещанию Ярослава Мудрого территория Древнерусского гос-ва была поделена между 5 его оставшимися к тому времени в живых сыновьями: старший, Изяслав, получил Киев и Новгород, св. Святослав (Николай) - Чернигов (область к-рого включала тогда Рязань и Муром) и Тмутаракань, Всеволод - Переяславль и Ростов, младшим, Вячеславу и Игорю, достались Смоленск и Волынь соответственно. В качестве дополнительного (наряду с сеньоратом Изяслава) политического механизма, стабилизировавшего эту систему уделов, было создано специфическое соправление в общерус. вопросах 3 старших Ярославичей, к-рое закреплялось разделом между ними среднеднепровского ядра Д. Р. (древней Русской земли в узком смысле слова). Особое положение занимал Полоцк, еще Владимиром выделенный сыну Изяславу; после кончины последнего (1001) полоцкий стол унаследовали его сын Брячислав (1001 или 1003-1044), затем внук Всеслав (1044-1101, с перерывом). Это общерус. троевластие приобрело законченные черты после скорой смерти младших Ярославичей (Вячеслава - в 1057, Игоря - в 1060), так что делению на 3 части подверглась даже митрополия: в Чернигове и Переяславле были временно учреждены собственные митрополичьи кафедры (вероятно, ок. 1070); 1-я просуществовала до сер. 80-х гг., 2-я - до 90-х гг. XI в. После нек-рых успешных совместных действий (решительной победы над торками в 1060/61) соправление Ярославичей начало испытывать трудности. Впервые дал о себе знать типичный для сеньората конфликт между дядьями и племянниками: в 1064 г. кн. Ростислав , сын новгородского кн. св. Владимира , старшего из Ярославичей, умершего еще при жизни отца, силой отнял у Святослава Ярославича Тмутаракань, к-рую удерживал до своей гибели в 1067 г. Столкновение с др. племянником - полоцким кн. Всеславом, к-рый в 1066 г. разграбил Новгород, не закончилось с разгромом Всеслава в следующем году общими силами Ярославичей и пленением. Равноап. Владимир, святые Борис и Глеб с житием. Икона. 1-я треть XVI в. (ГТГ) Равноап. Владимир, святые Борис и Глеб с житием. Икона. 1-я треть XVI в. (ГТГ)

http://pravenc.ru/text/180439.html

В 80-х гг. XVI в. в местном ряду иконостаса Софийского собора в Новгороде появилась икона В. М., зеркально повторяющая икону 1563 г. (под записью XVII в., оклад - 50-е гг. XVII в., НГОМЗ). В кон. XVI - нач. XVII в. икона того же извода была написана для псковского Троицкого собора. В дореволюционных путеводителях, как правило, указывалось, что местонахождение «второй иконы» в соборе было «на столпе» (в наст. время перед иконостасом главного придела). Эта иконография соответствует описанию облика В. М. в иконописном подлиннике XVIII в. по списку С. Большакова: «Рус, власы с ушей, брада аки Василия Кесарийского, пошире на нем, шуба червчата, испод лазорь, на главе шапка, в левой руке церковь празелен с белилом, об одном верху, Святая Троица» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 52-53). Существовали и др. варианты иконографии этого святого. В клейме псковской иконы «Церковь походная» в чине св. князей В. М. изображен с крестом в правой руке и с мечом в левой (3-я четв. XVI в., ТКГ). На иконе 2-й пол. XVII в. (ГМЗК) князь держит в правой руке Троицкий собор, а в левой - меч. В Сводном иконописном подлиннике XVIII в. описан др. вариант иконографии святого: «Неции пишут на руце церковь, под ногами лежит бранное оружие и щит». Образ В. М. мог быть включен в деисусную композицию: напр., на шитой вставке «Благовещение Пресв. Богородицы с деисусом» (сер. XVI в., ПИАМ); на иконе из деисусного чина (похищен из Изборского музея в 1963, местонахождение неизв.) иконостаса ц. Сергия Радонежского в Изборске (кон. XVI в.); на серебряной цате XVI в. (ПИАМ). В. М. представлен в 3/4-ном развороте, обе руки в жесте моления. Так же он изображен на боковом поле псковской иконы «Св. Троица» (кон. XVI в., ГТГ). в среднике иконы - Св. Троица, на полях - кнг. Ольга и кн. Всеволод (Гавриил), можно предположить, что икона связана с историей Троицкого собора в Пскове, основательницей к-рого, по преданию, была кнг. Ольга, а обновлял собор в XII в. В. М. В кон. XVI в. в Пскове появились иконы с изображением видения старца Дорофея - чуда, происшедшего во время осады города Стефаном Баторием в 1581 г. Наиболее ранняя икона с изображением явления Пресв. Богородицы старцу Дорофею (т. н. Псковско-Покровская) была написана для ц. Покрова от Пролома вскоре после 1581 г. и представляет собой изображение Божией Матери с предстоящими Псковскими святыми (преподобные Антоний и Корнилий, князья Владимир Киевский, Гавриил и Тимофей Псковские, блж. Николай Псковский), в числе к-рых на фоне панорамы Пскова - В. М. (до 2001 находилась в частной коллекции в Австрии, в наст. время - в Троицком соборе Пскова). Список с этой иконы с краткой летописью был в Успенском соборе Московского Кремля (прорись опубликована в кн.: Толстой М. В. Святыни и древности Пскова. М., 1861. Рис. 10).

http://pravenc.ru/text/155468.html

В кон. XVI - 1-й пол. XVIII в. миниатюры «Повести на сретение Владимирской иконы» широко использовались для написания икон с клеймами сказания. Вероятно, 1-я икона со сказанием (115 ´ 84 см; ПГХГ) была создана в 80-х гг. XVI в. царским изографом Истомой Савиным по заказу Н. Г. Строганова для ц. Похвалы Пресв. Богородицы в Орле-городке (ныне пос. Орёл Пермской обл.) в память о победе в 1581 г. над сибир. татарами во главе с кн. Бехбелей-Ахтаном, пытавшимися завоевать и села Строгановых ( Каменская Е. Ист. сюжет в клеймах иконы «Владимирская Богоматерь» Истомы Савина//[ГТГ]: Мат-лы и исслед. М., 1956. Вып. 1. С. 44-51). За образец были взяты иконы с клеймами из соборов Московского Кремля: «Богоматерь Владимирская, с праздниками» 1514 г. (из Успенского) и «Богоматерь Тихвинская, в раме со сказанием» 2-й пол. XVI в. (из Благовещенского). На иконе Истомы Савина вместо изображений праздников в 18 клеймах помещены иллюстрации к сказанию о В. и. Выбор сюжетов, повествующих о нашествии Темир-Аксака в 1395 г. и его изгнании, был определен заказчиком. Композиции клейм по образцу иконы 1514 г. из Успенского собора вписаны в 5-лопастные арочки с килевидными завершениями. Черный цвет фона в клеймах, возможно, также восходит к иконе 1514 г. с ее насыщенным бирюзовым цветом, к-рый под потемневшей олифой мог выглядеть как черный. На основе миниатюр повести иконописец создал варианты композиций. Изображения чудотворной В. и. в клеймах не выделены; внимание уделено фигурам победителя - вел. князя московского и побежденного - Темир-Аксака. Однако образ В. и. в среднике точно передает иконографию поновленной в 1514 г. святыни, а также ее драгоценный убор - жемчужный чепец и венцы с крупными драгоценными камнями, нарисованные красками. Владимирская икона Божией Матери с 18 клеймами сказания на полях из ц. Похвалы Пресв. Богородицы Орла-городка. Истома Савин. 80-е гг. XVI в. (ПГХГ) Владимирская икона Божией Матери с 18 клеймами сказания на полях из ц. Похвалы Пресв. Богородицы Орла-городка. Истома Савин. 80-е гг. XVI в. (ПГХГ)

http://pravenc.ru/text/154962.html

В иконописи известны изображения З. с избранными святыми: на ранней синайской иконе «Свт. Николай Чудотворец и прп. Зосима Палестинский» (X в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) святые изображены фронтально в рост, руки З. сложены перед грудью в молитвенном жесте ладонями вовне; на 2-сторонней (?) иконе «Вмц. Екатерина, святые Зосима и Мария Египетская» (2-я пол. XIV в., Византийский музей, Афины); на иконе «Вмц. Екатерина, с праздниками» (сер. XVI в., ГТГ) преподобные З. и Мария показаны в составе клейм с двунадесятыми праздниками (Рождество Богородицы, Рождество Христово, Успение Богородицы), обрамляющих средник слева и справа; на иконе «Чудо вмч. Георгия о змие» из ц. Покрова Пресв. Богородицы пос. Сынтул Касимовского р-на Рязанской обл. (XVI в., ГТГ) З. включен в композицию вместе со святыми Флором и Лавром. Сцена причащения З. прп. Марии, где З. представлен с чашей в левой покровенной руке и со лжицей в правой, приобрела характер самостоятельной композиции (вне Жития святой). Наиболее ранний пример изображения известен в ц. Санта-Мария Антиква в Риме (X в.). Эта сцена была популярна в росписи храмов в Каппадокии: в капелле св. Василия в Гёреме (сер. X в.) - причащение З. прп. Марии помещено в жертвеннике между композициями «Ангел в поединке с бесом» и «Гостеприимство Авраама» (прообраз Евхаристии), что может быть истолковано как возможность приобщения Св. Таин через покаяние (пустыннический подвиг прп. Марии) ( Лифшиц, Сарабьянов, Царевская. 2004. С. 765); в ц. «Большая голубятня» (св. Архангелов) в Чавушине, Каппадокия (между 963 и 969); в Кылычлар-Кушлук-килисе (капелла 33) в Гёреме, Каппадокия (XI в.); в ц. св. Евстафия в Гёреме (капелла 11) (кон. XII - нач. XIII в.); в ц. св. Апостолов в Эрдемли (XIII в.). Эта композиция включалась в роспись храмов (особенно монастырских) с XII в. до поствизант. времени, напр.: на алтарных пилонах в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/06), рисованную рамку, отделяющую композицию, художник обыграл как опору для посоха З., на к-ром висит плетеный кошель с крышкой, очевидно предназначенный для переноса Св. Даров; на стене наоса в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр (1192); в ц. св. Стефана в Кастории, Греция (XII в.),- на сев. стене (рядом с лестницей на хоры); в ц. Успения Пресв. Богородицы в Мелётове, Псковская обл. (1465); в кафоликоне вмч. Георгия Победоносца мон-ря св. Павла на Афоне (1555); в кафоликоне св. Архангелов мон-ря Дохиар на Афоне (1568). Др. сцены из Жития прп. Марии взамен указанной встречаются в росписи редко. Так, прп. Мария, подходящая под благословение З., показана на фреске ц. Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде (80-е гг. XIV в.) - в сев.-зап. камере под хорами на сев. склоне и сев. стене.

http://pravenc.ru/text/200017.html

Под 28 июля в литургических сборниках помещен праздник, установленный в память видения Д. А. папе Стефану II. В парижском календаре 854 г. то же празднество упоминается под 15 июля как «извлечение мощей св. Дионисия». В VIII-IX вв. сложилась традиция празднования 28 июля память освящения церкви в Сен-Дени при кор. Пипине Коротком (754). Перенесение мощей Д. А., Рустика и Елевферия в Сен-Дени праздновалось также 17 февр. и упоминается в мартирологах XVI-XVII вв. Мощи Д. А. неоднократно переносились монахами из страха осквернения святыни норманнами. В 759 г. мощи были скрыты в монастырском имении Новиак в Маврипенском паге, недалеко от совр. г. Труа, в 877 г.- на монастырской вилле Куртис-Супериор на р. Аксона (совр. Эна), в 886 г.- в Реймсе. Реймсский каноник Флодоард в «Истории Реймсской Церкви» (X в.; Flodoardus. Historia Remensis ecclesiae. IV 48), а также составитель Реймсской хроники (XI в.) сообщают о чудесах от мощей святого, к-рые произошли во время их пребывания в Реймсе. В сборнике чудес Д. А., посвященном мон. Самуилу, упоминается о пребывании мощей Д. А. в лагере имп. Карла Великого во время войны с саксами (772-804). Успение Пресв. Богородицы. Оборот Донской иконы Божией Матери. Мастер круга Феофана Грека. 80–90-е гг. XIV в. (ГТГ) Успение Пресв. Богородицы. Оборот Донской иконы Божией Матери. Мастер круга Феофана Грека. 80–90-е гг. XIV в. (ГТГ) В Житии прп. Герхарда Бронского († 959), жившего нек-рое время в Сен-Дени, рассказывается, что преподобный взял оттуда «реликвии» Д. А., в т. ч. переносной алтарь, на котором, согласно местному преданию, Д. А. совершал последнюю Евхаристию в темнице, когда ему явился Христос ( Hilduinus. Passio. 29). В нач. XI в. Госцелин, настоятель мон-ря Флёри (совр. Сен-Бенуа-сюр-Луар), послал мон. Хельгода в Париж к кор. Роберту Благочестивому. Король подарил ему «из одеяний их, обагренных кровью» частицу ризы Д. А., далматик св. Рустика, ризу св. Елевферия, «прах от тел их», «часть тройных пут, которыми был связан св. Дионисий». Реликвии были отданы на хранение в ц. во имя Д. А. в монастыре Флёри. В это же время св. Бернвард , еп. г. Хильдесхайм (Германия), получил от монахов Сен-Дени «реликвии» Д. А., к-рые были помещены святителем в кафедральном соборе Хильдесхайма. Словом «реликвии» могли обозначить любой предмет, связанный с именем святого, не обязательно мощи Д. А. До 1053 г. частицы шейных костей святого хранились в монастыре Вержи (историческая обл. Бургундия), однако о происхождении святыни неизвестно. Франц. историк Ригорд в соч. «Деяния Филиппа Августа» (нач. XIII в.) писал, что частицы мощей Д. А. хранились в Вержи и в Риме, куда их принес папа Стефан II, остальная же часть мощей святого находилась в Сен-Дени.

http://pravenc.ru/text/178443.html

Иаков Брат Господень» (сер. XVI в., частное собрание, Вел. Новгород). Полуфигура И. в медальоне широко использовалась в лицевом шитье, особенно на каймах плащаниц. Напр., на плащанице, вложенной царем Алексеем Михайловичем в Преображенский собор Новоспасского монастыря (царицына мастерская, 1645-1647, ГММК), И. с подписью: «Брат Божий» - представлен на левом поле; на правом ему соответствует изображение свт. Лазаря с подписью: «Друг Божий»; также в начале ряда святителей И. помещен на левом поле плащаницы, шитой в мастерской Анны Ивановны Строгановой (70-е гг. XVII в., Кировский гос. объединенный историко-архитектурный и лит. музей). Без подписи изображения И. входили в состав неск. сцен из НЗ: в композиции «Бегство в Египет» юный И. с нимбом идет впереди осляти, к-рый везет Богоматерь и Младенца,- на иконе в составе серии 12 праздников («Рождество и детство Христово», XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) или следом за ним - на миниатюре из Слов Григория Назианзина 3-й четв. XI в. (РНБ. Греч. 334. Л. 1). Подобная схема сохраняется, напр., на ростовской иконе «Рождество Христово» 2-й пол. XVII в. (ГМЗРК): в правом нижнем углу в эпизоде бегства в Египет И. (без нимба, с посошком на плечах) идет следом за ослятей. И. изображали в развернутом варианте композиции «Успение Пресв. Богородицы», получившем распространение в иконописи и монументальной живописи к нач. XIII в.,- он единственный святитель в коричневой фелони, в омофоре, с седой бородой, с жестом обращения ко Христу на фрагменте эпистилия с 12 праздниками (кон. XII - нач. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); один из 3 епископов в правой группе апостолов, средовек с гуменцом, в фелони и омофоре - на иконе из новгородского Десятинного мон-ря (нач. XIII в., ГТГ); в полиставрии, с кодексом в руках - в композиции «Успение Пресв. Богородицы» на обороте 2-сторонней чудотворной Донской иконы Божией Матери, приписываемой Феофану Греку (80-90-е гг. XIV в., ГТГ), на иконе из праздничного ряда в соборе афонского мон-ря Ставроникита (ок.

http://pravenc.ru/text/200153.html

В программе храмовой росписи расположение фигур Б. и Г. выявляет связь их почитания с темой Евхаристии, с мотивом невинной жертвы, душевной чистоты, духовного и телесного целительства: в соборе Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря во Пскове (ок. 1313) Б. и Г. изображены в диаконнике; в церкви Преображенского мон-ря в Ковалёве, близ Новгорода (1380),- в притворе, рядом с фигурами преподобных Космы и Дамиана; в новгородской ц. св. Феодора Стратилата на Ручью (80-90-е гг. XIV в.) - на зап. стене юж. рукава наоса, по обе стороны от фигуры отца, вел. равноап. кн. Владимира, напротив, на вост. стене рукава, изображено Распятие Господне; в ц. Успения в Волотове, близ Новгорода (1363; не сохр.),- на вост. гранях зап. пары подкупольных столпов, т. е. обращенных к алтарю, в руках кресты (первый известный пример размещения фигур князей на подкупольных столпах, к-рое будет господствовать в XVI-XVII вв.). Изображение Б. и Г. вместе с др. святыми выявляет множество смысловых нюансов их почитания, напр., в составе избранных святых на полях новгородских икон свт. Николая, архиеп. Мирликийского, из Свято-Духова мон-ря, сер. XIII в. (ГРМ), и в ц. свт. Николая на о-ве Липно, 1294 г. (НГОМЗ), они помещены непосредственно под отцами церкви, выше др. мучеников, над св. целителями Космой и Дамианом, Флором и Лавром как святые, подвиг к-рых дает им право на особое место в сонме мучеников. Святые Борис и Глеб. Икона из Успенского собора Московского Кремля. 1340 г. (ГТГ) Святые Борис и Глеб. Икона из Успенского собора Московского Кремля. 1340 г. (ГТГ) Образы Б. и Г. представлены в многофигурных композициях произведений «малых форм». На серебряном гравированном реликварии (1-я пол. или 1-я четв. XIV в., Оружейная палата) изображены на одной стороне арх. Михаил, по бокам в медальонах - Б. и Г., на обороте - свт. Николай. Сочетание и сближение фигур Б. и Г. и свт. Николая восходит к XI в. (явление 3 святых описано в Чтении и Сказании) и, возможно, отражает своеобразие почитания этих святых в Вышгороде (или вышгороде и киеве) и связано с близкими датами памяти святых (2 мая - перенесение мощей Б.

http://pravenc.ru/text/153171.html

Евангельские сцены (Земная жизнь Иисуса Христа). Икона. 1-я пол. XV в. (НГОМЗ) Евангельские сцены (Земная жизнь Иисуса Христа). Икона. 1-я пол. XV в. (НГОМЗ) На рубеже XV и XVI вв., знаменовавшем переход к эпохе позднего средневековья, создание новых тем и сюжетов нашло отражение в Ж. и. В XVI в. богатству сюжетов Ж. и., отражающих эсхатологические настроения, заботы о сохранении истинной веры, интерес к мировой и русской истории, во многом способствовало собирание митр. Макарием (1542-1563) агиографического наследия и исторического материала, вошедшего в ВМЧ. В посл. трети XV - нач. XVI в. в московском искусстве интенсивно развивались темы, связанные с прославлением деяний отечественных святых, что особенно ярко проявилось в творчестве Дионисия. Им был выполнен ряд житийных образов для Успенского собора Московского Кремля и крупнейших монастырей. С творчеством мастеров круга Дионисия, очевидно, связано создание иконографической программы первых Ж. и. прп. Сергия Радонежского: для местного ряда иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря (1480-1492), для Успенского собора Московского Кремля (рубеж XV и XVI вв., ГММК), для Успенского собора Дмитрова (ок. 1510, ЦМиАР). Для главного храма Москвы Дионисий в 80-х гг. XV в. написал также парные Ж. и. митрополитов Московских Петра (ГММК) и Алексия (ГТГ). Хотя канонизация свт. Петра Московского произошла достаточно рано и традиция его почитания была устойчива, распространенными оказались лишь единоличные изображения святителя. Помимо традиц. эпизодов Жития и чудес от мощей в его Ж. и. отражена тема созидания Москвы как столицы правосл. гос-ва. Дионисием и мастерами его круга были написаны также Ж. и. «Прп. Кирилл Белозерский, с житием» для местного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (ГРМ) и образ «Прп. Димитрий Прилуцкий, с житием» для Спасо-Прилуцкого монастыря (ок. 1503, ВГИАХМЗ), иконографическая программа которого стала основой для последующих, часто более расширенных изображений Жития прп. Димитрия (см.: Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотворного образа 3 июня 2003 года. М., 2004).

http://pravenc.ru/text/182315.html

Вместе с 3 святителями образ И. З. представлен в центре на миниатюре из Лондонской (Феодоровской) Псалтири 1066 г. (Lond. Brit. Lib. Add. 19352) - средовек с темными волосами, в фелони; не в центре, а справа на миниатюре из Евангелия (Ath. Vatop. 762. Fol. 88v, кон. XI в.) - на красном фоне, в крещатой ризе; на мозаичной к-польской иконе с образами 3 святителей и свт. Николая Чудотворца в раме с образами святых и с мощевиками (ранний XIV в., ГЭ) - поясное изображение, в крещатой фелони, с Евангелием на покровенных руках; в Киевской Псалтири (РНБ. F. 6. Л. 113 об., 1397 г.) изображен рядом с текстом Пс 80. В рус. памятниках изображение 3 святителей нередко дополнялось образами святых, прославленных РПЦ: на лицевой пелене с образами свт. Николая Чудотворца, святителей Петра и Алексия Московских в среднике и поясными фигурами 3 святителей на верхнем поле (1-я треть XVI в., ГИМ); на епитрахили московской работы, возможно из мастерской царицы Ирины Феодоровны (сер.- 2-я пол. XVI в., ГММК); на иконе-таблетке из собора Св. Софии в Вел. Новгороде (кон. XV в., НГОМЗ); на иконе «Три святителя, с житием свт. Василия Великого» из новгородского с. Спас-Пискупицы (ныне дер. Песчаное) (кон. XVI в., НГОМЗ); на псковской иконе с вмц. Параскевой из часовни Снетогорского мон-ря под Псковом (1-я четв. (?) XV в., ГТГ) - в группе 3 святителей с избранными святыми. И. З. изображают стоящим не только в центре, но и, напр., справа, как на иконе мастера Семена Хромого (ок. 1616, ПГХГ). Изображение 3 святителей встречается на панагиях, напр. на наружной стороне нижней створки 2-створчатой панагии новгородской работы из кости в сканом окладе (3-я четв. XVI в., Музей исторических драгоценностей Украины, Киев; см.: Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода. 2008. Кат. 151. С. 422-423), на головных уборах рус. первоиерархов, как на архиерейском клобуке 1665 г., принадлежавшем митр. Ионе (Сысоевичу) Ростовскому (строгановские мастера, РЯХМЗ),- И. З. молодой, черноволосый, с короткой бородой, в саккосе.

http://pravenc.ru/text/541598.html

В Сольвычегодске сохранились оклады со складня (или с неск. складней?) письма П. (1-я четв. XVII в., СИХМ). Вероятно, из-за продажи створок складня, хранящихся ныне в Музее-квартире П. Д. Корина (ГТГ), эти оклады были перенесены на иконы-копии XIX в. «Св. Иоанн Богослов» и «Богоматерь» (обе - в СИХМ; см.: Игошев В. В. Драгоценная церк. утварь XVI-XVII вв.: Вел. Новгород, Ярославль, Сольвычегодск. М., 2009. С. 308. Ил. 302; Пивоварова. 2017. С. 544 (кат. 1. 80-81)). Хотя количество дошедших до нас авторских работ П. слишком мало, чтобы представить подробную картину его творчества или авторского стиля, сопоставление их с произведениями др. строгановских мастеров или иконописцев-современников дает возможность сделать некоторые заключения. П. был мастером мелочного и узорочного письма, убежденным последователем мастера Прокопия Чирина, чей стиль можно считать эталонным для позднего грозненского периода, эпохи царя Феодора Иоанновича и Бориса Годунова. Вероятнее всего, живописный и иконографический опыт П. приобрел в столице; его иконы - это композиции на исторические сюжеты о главных реликвиях вост. христианства - принесению 16 авг. 944 г. в К-поль из Эдессы Нерукотворного образа Спасителя на Убрусе (т. н. Мандилион) или Положению пояса Пресв. Богородицы (празд. 31 авг.) или посвящены редким памятям, как, напр., преподобных Раифского мон-ря в окрестностях Синайского мон-ря во имя вмц. Екатерины, погибших при нападении арабов в IV-V вв. (упоминания об этом есть в «Хождении купца Василия Позднякова по св. местам», ок. 1558). Его композиции - многофигурные, со сложным сочетанием архитектуры и ландшафта, полные тонких декоративных элементов, со светлым колоритом, с сочетанием изысканных, драгоценных по цвету, обильных по тональным оттенкам красок - напоминают лучшие образцы мировой миниатюрной живописи. В них достигают своего предела стиль и приемы мастеров, работавших над Лицевым летописным сводом (70-е гг. XVI в.) и Лицевыми житиями вселенских и рус. святых (80-90-е гг. XVI в.). Графическая основа стиля П. в сочетании с великолепной технико-технологической подготовкой доски и с живописной работой не позволяет его произведениям утратить эстетическое и живописное совершенство. Среди строгановских мастеров стиль работ П. ближе всего к стилю произведений иконописцев Никифора Савина, Семена Бороздина.

http://pravenc.ru/text/2579966.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010