И пойдут сии, – Господь говорит, – в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф.25:46 ). И тогда, по слову Господню, обратятся дебри в смолу и земля в жупел, и будет земля горяща, яко смола днем и нощию, и не угаснет в вечное время и взыдет дым высоце, и в роды своя опустеет ( Ис.34:10 ). Се, дым ярости Моея, – Господь еще говорит, как бы указывая на опаляемую землю, – огонь горит в нем вся дни ( Ис.65:5 ). Человек бо, преступивших Мне, червь их не скончается, и огонь их не угаснет ( Ис.66:24 ). И мучения будут день и нощь во веки веков (Ср. Откр.20:10 ), как говорит Иоанн Богослов, – и дым мучения их во веки веков восходит ( Откр.14:11 ). Вечность Число дней человеку много лет сто: яко капля морския воды и зерно песка, тако мало лет в день века ( Сир.18:8 ). Ах вечность, вечность, конца не имеющая! Какой ум вообразит, какой язык изъяснит твою беспредельную продолжительность! Сравнивая всю жизнь сию с бесконечною вечностью, представляется – что капля в море, то и жизнь сия в вечности. Что еще более океана моря, или совокупности всех морей и что менее одной капли водной? Так и временная жизнь сия в сравнении с вечностью – ничто, да еще и менее, чем ничто. Тысячи, миллионы лет в бесконечной вечности тонут, как дождевые капли в бездне океана. Вот что значит конца не имущая вечность! И приведется же одним из нас жить и радоваться пред лицем Господа, Царствию Которого не будет конца, а другим гореть вместе с дьяволом и не сгореть вовеки. А мы – ах! как мы малосмысленны! – Как мало мы думаем о будущем бесконечном веке! Так мало, так редко, что иному и на ум не приходит о том – что ожидает его в вечности! Братия, не так жили на земле святые, совсем не так, как мы живем. Пророк Давид взывал пред Господом: трепещет от страха Твоего плоть моя; судов Твоих я боюсь; из глаз моих текут потоки слез. В полдень и полночь я стенаю, вечером и утром вопию к Тебе ( Пс.118:120, 136 ). О, вечность, вечность! сколь ты грозною казалась и для праведников! Как бы и нас должно приводить в страх малейшее о тебе размышление! Но нам некогда о тебе подумать, нам, занятым суетою века сего, недосуг о тебе и помыслить! Братия! досуг ли, или недосуг кому из нас помышлять о вечности, однако она ждет каждого из нас, или с грозным вестником неумолимой Божией правды, или с всерадостным явлением неизъяснимой Его благости. Кому ныне и подумать не хочется о вечности, тому придется, как и занятому весельем века сего богачу, сидеть в огне и просить капли какой-либо отрады, но уже тогда будет всякое желание добра себе недоступно.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Несчастия не привели в уныние мужества Иосифова; быстрое возвышение не переменило его добродетели. Всегда мудрый, всегда верный Тому, Который самое сопротивление людей наклоняет к исполнению достойных обожания судеб Своих, Который соделывает чрез них, и даже против воли их, все, что Ему угодно, он употреблял величие свое на прощение тех, кои, пользуясь его слабостью, гнали его. Но редкое сие милосердие более всего оказал он против своих братьев, приехавших в Египет искать помощи против недостатка в хлебе. Желая узнать, не поступили ли они с меньшим братом его Вениамином, так как с ним, он употребил невинную хитрость, приведшую их в великий страх. Наконец он Открылся им, принял их весьма ласково, одарил их весьма щедро и убедил переселиться во владения Фараоновы, чтоб избавиться от продолжительного и жестокого сего голода. Сыны Израиля, прибывши в землю Ханаанскую, сказали отцу своему ( Быт.45:26 ): Иосиф жив, и теперь он владычествует над всею землею Египетскою. При сем известии Иаков воспрянул как бы от глубокого сна: Довольно! воскликнул он, еще жив сын мой Иосиф! пойду, и увижу его, пока не умер (28). Он действительно, не медля, отправился в путь со всем своим семейством, из семидесяти человек состоявшим, не считая жен; и Бог явился ему ночью, и сказал ему ( Быт.46:3–4 ). Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет. Я пойду с тобою в Египет; Я и выведу тебя оттуда обратно. Иосиф побежал на встречу к отцу своему, и, обнявши его с нежностью, представил его Фараону, который спросил у него о летах его жизни ( Быт.47:9 ). Дние лет жития моего, яже обитаю, ответствовал святой муж, сто тридесять лет; малы и злы беша дние лет жития моего. Иосиф поселил отца своего и все его семейство в плодороднейшей в Египте земле Гесем, где Иаков прожил еще семнадцать лет. Достопочтенный Патриарх прежде, нежели отдал Создателю чистую и святую свою душу, благословил обоих сынов Иосифовых, Манассию и Ефрема, присоединил их к числу долженствовавших быть начальниками его народа, и предпочел меньшего старшему. Потом приказал собрать всех детей своих и предсказал им все то, что в течении времени с каждым из них должно было случиться. Иуде, четвертому сыну своему, он сказал ( Быт.49:8–11 ): Иуда! тебя восхвалят братья твои, рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Иуда юный лев. Ты идешь с ловитвы, сын мой; он преклоняется на холена, возлегает, как лев и как львица. Кто пробудит его? Не отнимется скиптр от Иуды, и Законоположник от чресл его, пока не придет Умиритель, и ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего, и к лозе превосходного винограда, сына ослицы своей. Омывает вином одежду свою, и кровию гроздов одеяние свое.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Петра диавол «ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить» ( 1Пет.5:8 )? Отвечаем: ныне деятельность сатаны, его прельщающие людей козни связаны в том смысле, что во Христе по слову Ап. Павла вам, верующим, дано «всеоружие Божие», по слову св. Петра мы можем противостоять обольщениям диавола «твердою верою» ( Еф.6:11 ; 1Пет.5:9 ). Некогда фарисеи, услышавши об исцелении Господом бесноватого, сказали: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовскаго. Но Иисус, зная помышления их, сказал им всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? Или, как может кто войти в дом сильнаго и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильнаго? и тогда расхитит дом его» ( Мф.12:24–26 . Мф.12:29 ). Сам Господь изгнание духа злобы из человека сопоставляет с связанием его. Наоборот, возобладание диавола над человеком тоже именуется связанием ( Лк.13:16 ). Святой писатель Апокалипсиса говорит верующим во Христа: «вы победили лукаваго» ( 1Ин.2:13–14 ). Следовательно, сатана ныне в прельщении людей связан, побежден силою веры в распятого за нас Господа; он ходит как лев рыкающий и ангелы его воздвигают брань против верующих, но побеждаются ими. Буквального связания сатаны не признают и адвентисты. Итак, скование сатаны в Откр.20:2 , должно понимать, как победу над ним, превращение в ничто его обольщения силою веры во Христа. Как понимать тысячу лет, на которую связан сатана по 20, 2–3 Откровения? В первое время существования христианства отчасти под влиянием представления, бывшего в ветхом завете, о наступлении славного царства Мессии в земном смысле – существовало ожидание Его пришествия именно для устроения царства славы. Оно отразилось потом в учении некоторых отцов о 1000-летнем царстве Христа на земле (хилиазм). Св. Апостол Петр посему против глумящихся над Христовой верой пишет к верующим следующее. «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один День ( Пс.89:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Под зверем иеговисты подразумевают, как уже говорилось, ООН. Но как сказано: «зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны… И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи» ( Откр. 17:8–11 ). Где же раньше был «теперешний зверь» – ООН? [l]  И разве ООН чинит гонения на свидетелей Иеговы? Разумеется, нет, хотя свидетели Иеговы умело создают иллюзию, что их всюду преследуют. Если это и соответствует действительности, то лишь в том смысле, что в США и в странах Европы иногда действительно подают в суд на иеговистов за их наглую бесцеремонность при вербовке единоверцев. Правда, на «гонения» эти гражданские иски никак «не тянут». И, тем не менее, иеговисты глубоко убеждены, что именно «восьмое царство» – ООН, и она борется с «теократическим царством». Очевидно, что в грядущие времена «царства Антихриста» будут притеснять верующих, но делать это будет не собственно царство как таковое, а зверь – Антихрист, клевреты которого восстанут на «стан святых». О неминуемой их погибели сказано так: «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса перед ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению. Оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою» ( Откр. 19:20 ). Можно ли представить себе нечто подобное не с конкретными персонами, а с весьма многочисленной организацией, каковой является ООН? А теперь о том, что означают слова: зверь восьмой из числа семи? По-видимому, это указывает на то, что деяния свои Антихрист будет вершить подобно тем семи языческим царям, царства которых, основанные на завоевании и угнетении, не имели в себе задатков прочности и жизненности. Библия говорит, что седьмой царь, когда придет, «не долго ему быть» ( Откр. 17:10 ). Сколько продлится это «не долго»? Иеговисты утверждают, что оно продолжается более ста лет, разумея так называемое Англо-американское царство. Долго ли это? Если мы сравним время возвышения первых пяти – Египетского, Ассирийского, Вавилонского, Персидского, Греческого, то следует признать, что весьма долго. Так мидо-персидское царство на политической арене просуществовало не более двухсот лет. И еще менее продлилось и греческое – чуть более 150 лет. Согласно толкованиям православных экзегетов «не долго» – это ровно три с половиной года. Именно столько времени отводят они «царству Антихриста», которое будет седьмым языческим царством, в котором опять с особой силой проявит себя Антихрист. Именно он есть восьмой из числа семи, так как в семь предшествующих царств «духовно правил» миром посредством своих предшественников. Раздел Х. Об Армагеддоне

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Потоп Ной выпускает голубя из ковчега Грехопадение - не единственная пропасть, которая отделяет нас от первозданного мира. Есть еще одна - всемирный потоп . О грандиозности явления можно судить по его последствиям. Мы видим из текста Бытия, что допотопные люди жили намного дольше нас: Адам прожил 930 лет, Сиф - 912, Енос - 905 и т.д. Однако после потопа продолжительность жизни людей резко сокращается до почти современных мерок. Авраам прожил уже 175 лет, Исаак - 180, Иаков - 147, Моисей - 120. Пророк Давид уже пишет, что жизнь человека - 70-80 лет (см.: Пс. 89: 10). С чем это связано? В первую очередь, вероятно, с глобальным изменением климата. Из строк Бытия (см.: Быт. 7: 11) можно понять, что потоп был вызван не только огромным количеством осадков, но и небывалыми катаклизмами: всемирными землетрясениями, извержениями вулканов и подземных источников и проч. Интересно рассуждает в этом контексте иеромонах Серафим (Роуз). Он исходит из слов Бытия «И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью... И назвал Бог твердь небом» (Быт. 1: 7-8) и что до времени Ноя в Писании не упоминается ни о каком дожде: «Господь Бог не посылал дождя на землю... но пар поднимался с земли и орошал всё лице земли» (Быт. 2: 5-6). Он предполагает следующее. «Вода над твердью» - это в некотором роде естественная перегородка, «атмосферный кондиционер», поддерживающий постоянно в воздухе массы воды. Этот облачный слой оберегал землю от космической радиации и позволял по всей планете сохраняться влажному теплому климату. Этот «парниковый эффект» объясняет находки в арктическом льду тропических растений и животных. После потопа, когда вся эта масса пролилась на землю, климат изменился до того, который мы знаем сейчас. Многое сразу становится понятным. Например, слова Господа Ною о радуге: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею» (Быт. 9: 13). Без дождя не было до этого и радуги. «Как могла бы быть радуга знамением, - спрашивает отец Серафим, - если бы она, как думают некоторые, существовала веками до потопа? Очевидно, что тогда радуга появилась впервые» . Ухудшение климата и увеличение количества космической радиации обусловило сокращение жизни людей и вымирание некоторых видов животных. Зная об ухудшении климата и плодоносности земли в послепотопное время, Господь и разрешил людям вкушать мясо (см.: Быт. 9: 3-4), в то время как до потопа благословлял принимать исключительно растительную пищу, - предполагает отец Серафим.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/7...

Ст. 5. Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря: Ст. 6. Пойдем на Иудею, и возмутим её, и овладеем ею, и поставим в ней царем сына Тавеилова. Кто этот сын Тавеилов, неизвестно. Вероятно, что это был какой-нибудь Сирийский вельможа, так как Рецин в замышляемой войне был главным, сильнейшим союзником. 2) Пояснение предложения Ст. 7. Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется. Ст. 8. Ибо глава Сирии – Дамаск, и глава Дамаска – Рецин; а чрез шестьдесят пят лет Ефрем перестанет быт народом. Ст. 9. И глава Ефрема – Самария, и глава Самарии – сын Ремалиин. Если вы не верите; то потому, что вы не удостоверены. Замышляемое возведение Сирского вельможи на престол Давидов было противно непреложному обетованию Божию о продолжении царского скипетра в колене Иудином до пришествия Мессии ( Быт. 49:10 ). Потому, не смотря на нечестие Ахаза, злоумышление Рецина и Факея осталось тщетным. Но главою Сирии, говорит Пророк, будет Дамаск, т. е. Дамаск будет столицею одной Сирии, а не Иудеи: и главою Дамаска Рецин, т. е. Рецин останется царем одного Дамаска, а не Иерусалима. Чрез 65 лет царство Ефремово будет сокрушено так, что не будет считаться в числе царств земных. А до того времени Самария будет столицею только Израильского царства, и Факей будет царем только Самарии, а не Иерусалима, пока наконец не погибнет сам и его царство. Царство Ефремово или Израильское разрушено Салманассаром в 6 год царствования Езекии, как видно из 4Цар.17, 1–6 , т. е. оно разрушено чрез 21 год после произнесения этого пророчества. А пророчество произнесено в первый год царствования Ахаза. Как же согласить это пророчество с историей? Началом 65 годов здесь некоторые полагают не год произнесения этого пророчества, а другое время; думают, что Пророк Исаия имеет здесь в виду пророчество Амоса (5:27, 7:11, 17), которое произнесено было за 65 лет до разрушения этого царства. Но свидетельству Бл. Иеронима так объясняли это и современники его Иудеи. Иные думают, что число 65 здесь по ошибке написано вместо 21. А иные конец 65 года относят к 21 году Манассии, когда Ассаргаддон, царь Ассирийский вывел остальных Израильтян из обетованной земли, а на место их поселил другие народы; в это время и Манассию, царя Иудейского, взял в плен в Вавилон (Хр. чт. 1831 г. Июнь XLII. стр. 286).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Еккл. 10 :14. (Хотя) безумный много говорит. Человек не знает, что было и что будет, (и) 339 кто возвестит ему, что будет после него 340 ? Еккл. 10 :15. Труд безумных 341 повредит 342 им 343 , потому что он 344 не знает пути в город 345 . Еккл. 10 :16. Горе тебе, город, в котором царь твой юн и князья твои рано едят 346 . Еккл. 10 :17. Счастлива ты, земля, в коей царь твой-сын свободных и князья твои во время едят, они сильны 347 и не постыдятся 348 . Еккл. 10 :18. От лености обвиснет потолок и при бездействии рук появится течь в доме 349 . Еккл. 10 :19. Со смехом едят 350 хлеб, вино и елей, чтобы увеселялись живущие, а серебру смиренно 351 послушно все 352 . Еккл. 10 :20. Однако и в мысли твоей не кляни царя и в спальной комнате твоей не кляни богатаго, ибо птица небесная перенесет голос твой и имеющий крылья 353 передаст речь твою 354 . Глава 11 Еккл. 11 :1. Посылай хлеб твой по поверхности воды, ибо спустя много дней найдешь его 355 . Еккл. 11 :2. Уделяй 356 семи и даже восьми (человекам), потому что не знаешь, какое бедствие 357 будет на земле. Еккл. 11 :3. Если облака наполнятся дождем, то изливают (его) на землю 358 ; если упадет дерево на юг, или на север, то на том месте, где упадет дерево, там оно и останется 359 . Еккл. 11 :4. Кто наблюдает за ветром, тот не посеет, и кто смотрит на облака, тот не будет жать. Еккл. 11 :5. При этом 360 (как) никто не знает пути ветра, равно как и (образования) 361 костей во чреве беременной женщины, так и ты не поймешь дел Божиих, всего, что Он совершает 362 . Еккл. 11 :6. По утру сей семя твое и вечером пусть не оставляет (сего) рука твоя, ибо не знаешь, какое (семя) выростет, то или это 363 , или оба равно хороши (будут) 364 . Еккл. 11 :7. И сладок свет, и приятно для глаз смотреть на солнце, Еккл. 11 :8. Так что если человек и много лет проживет, то всем сим будет увеселяться, (хотя) и вспоминать будет о днях темных, что их будет много: все грядущее-суета 365 . Еккл. 11 :9. Веселись, юноша, в юности твоей и радуйся сердцем своим во дни юности твоей, и ходи непорочно по влечению сердца твоего, а не 366 по взгляду очей твоих 367 , но знай, что за все это Бог приведет тебя на суд 368 ,

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Эти угрозы Иеремии не оказали желаемого действия: пророку не верили, гнали и преследовали его (37, 13–18; 38, 1–3). Только однажды под влиянием тяжелых бедствий осады Иерусалима царь Седекия и начальники иудейские сделали попытку нравственного исправления, дав клятвенное обещание исполнять закон о рабах, который они прежде нарушили, и отпустить их на свободу (34, 8–9). В это время Навуходоносор, осаждавший Иерусалим, узнал о приближении египетских войск, идущих на помощь осажденным, и снял на некоторое время осаду с Иерусалима, чтобы идти навстречу египтянам (37, 5–11). Тогда иудейские вельможи, думая, что опасность миновала, снова поработили отпущенных на свободу рабов. Пророк Иеремия грозно обличил этот вероломный поступок, предсказав возвращение халдеев (34, 10–22). Предсказание исполнилось: Навуходоносор, разбив египтян, снова осадил Иерусалим и эта осада продолжалась до его падения в 586 году до Р.Хр. (39, 2; 52, 7). 3 . Предрекая нечестивым иудеям бедствия, пророк от имени Бога утешал их пророчествами о том, что вавилонское пленение будет временным и, что по истечении 70 лет, они снова возвратятся в свое отечество (25, 11–12). Тоже самое возвестил Иеремия в своем письме к вавилонским пленникам, уведенным вместе с Иехонией в 597 г. «Так говорит Господь: когда исполнится вам в Вавилоне 70 лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на это место... И взыщите Меня и найдите... и возвращу вас из плена и соберу из всех народов» (29, 10–14) (ср. 30, 2, 8–10; 31, 4–5, 8–9, 11–14, 23–25; 33, 6–13). Чтобы возможно сильнее запечатлеть в сердцах народа эту отрадную надежду, пророк во время осады иудейской столицы по повелению Божию совершает символическое действие: он покупает землю у своего родственника Анамеила из Анафофа, составляет письменный договор – документ об этой покупке и отдает его ученику своему Варуху на хранение (32, 6–15). Тем самым пророк Иеремия уже не словами, а самым делом убеждал своих соотечественников в том, что предстоящий им плен будет иметь конец, и что они снова возвратятся в свою землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

После плена субботний год соблюдался и притом с особым ригоризмом, именно относительно покоя земли (ср. 1Мак 6.20–49,53 ; Иосиф Флавий Иуд.Древн. 11:8, 6; 13:8, 1; 14:16, 12; 15:1, 2); год пред разрушением Иерусалима был также субботним. Зато чистый религиозно-нравственный дух закона более и более терялся в массе казуистических предписаний талмудических авторитетов (напр., прощение долгов было исключено из числа привилегий субботнего года посредством изобретенного Гиллелом Старшим т. наз. «прозбола», т. е. документа, гарантировавшего за кредитором право взыскивать свои долги в год субботний). Провозглашение юбилея Лев.25.9 . Лев.25:8 .  И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет; Лев.25:9 .  и воструби трубою в седьмой месяц, в десятый [день] месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей; Лев.25:10 .  и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя. Как после 7 недель от Пасхи следовал 50-й день – праздник Пятидесятницы, так после 7 субботних годов должен был праздноваться 50-й, юбилейный год, евр. schat-hajobel или просто jobel (также schnat-deror, Лев.25:10 , см. Иез 46.17 ; Ис 61.1 ); LXX: ενιαυτς φσεως, год отпущения, слав.: « оставления». По Исифу Флавию (Иуд.Древн. 3:12, 3) ωβλ (греч. транскрипция евр. jobel) означает λευερα. Арабск. перев.: dimissio, Vulg.: remissio. Но это не есть точная передача собственного значения имени jobel. Последнее скорее (согласно с мнением Розенмюллера, Бэра, Кейля, Рима, Штаде-Зигфрида и др.) может обозначать (по соотношению с Исх 19.13 и Нав 6.5–6 ) звуки труб (из бараньего рога сделанных), протяжные и разливающиеся во все стороны (гл. jabal – разливаться), звуки, какими по всей Палестине возвещалось народу наступление юбилейного года (название schnat-jobel, юбилейный год, посему вполне аналогично по смыслу с именем праздника 7-го новолуния, jom teruah, день трубного звука). Объявлялся юбилей в 10-й день месяца тисри оканчивающегося субботнего (49-го, Лев.25:8 ) года, т. е. в день очищения. Что юбилейный год был именно 50-м, а на 49-м, как полагали многие иудейские и христианские толкователи (из русских ученых – м. м. Филарет и Г. Властов), видно из прямого свидетельства текста Лев.25:10, 11 , где юбилейный год прямо называется 50-м, и из Лев.25:8 , где 49-й год или 7-й субботний отличается от года юбилейного; то возражение сторонников противоположного взгляда, что при принимаемом нами счислении «были бы 2 года сряду пустования земли» (Властов), устраняется уже упомянутым указанием законодателя ( Лев.25:21 ) на особое благословение Божие на урожай года предсубботнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Под первыми разумеются искусно составленные речи, затем притчи, под вторым – загадки в собственном смысле ( Суд. 14:12 ). Уменье разбираться во всем этом составляло необходимое качество восточного мудреца, этим, как известно, славился Соломон ( 3Цар. 5:12 ; Сир. 48:15–17 ; Npumч. I ). «Предузнает знамения и чудеса…» Ср. Прем.10:16 ст. «Последствия лет и времен…», слова имеют то же значение, что и предшествующее выражение «угадывает будущее» (ср. Деян. 1:7 ; 1Сол. 5:1 ). Прем.8:9 . Посему я рассудил принять ее в сожитие с собою, зная, что она будет мне советницею на доброе и утешеньем в заботах и печали. 9–16 . Писатель до этого говорил о существе премудрости вообще. Теперь от лица царя Соломона он высказывает, какие надежды у него лично соединялись с приобретением премудрости. Через нее он надеялся обеспечить успех своей общественной деятельности (9–15) и счастье семейной жизни (16 ст.). Прем.8:10 . Через нее я буду иметь славу в народе и честь перед старейшими, будучи юношею; 10 . Ср. 3Цар. 5:11, 14, 10:1, 6–7 ; Сир. 5:13, 38:24 . Прем.8:11 . окажусь проницательным в суде, и в глазах сильных заслужу удивление. 11 . Ср. 3Цар. 3:16–28 . Прем.8:12 . Когда я буду молчать, они будут ожидать, и когда начну говорить, будут внимать, и когда продлю беседу, положат руку на уста свои. 12 . Ср. Иов. 19:9, 40:4 ; Притч. 30:32 . Прем.8:13 . Чрез нее я достигну бессмертия и оставлю вечную память будущим после меня. 13 . Ср. Прем.1:15, 3:4 . Прем.8:14 . Я буду управлять народами, и племена покорятся мне; Прем.8:15 . убоятся меня, когда услышат обо мне страшные тираны; в народе явлюсь добрым и на войне мужественным. 14–15 . Содержание этих стихов не соответствует характеру исторической личности Соломона, который не был воинственным царем и не покорял чужеземных народов. Писатель, очевидно, идеализирует личность Соломона, он выводит его в своем сочинении, как живого носителя мудрости, поэтому приписывает ему все качества, какие должны быть в такой идеальной личности. Прем.8:16 . Войдя в дом свой, я успокоюсь ею, ибо в обращении ее нет суровости, ни в сожитии с нею скорби, но веселие и радость.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010