Церковь готова участвовать в процессе выработки корпуса базисных духовно-нравственных ценностей для современного российского общества 16 февраля, 2008. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) В рамках общественного обсуждения концептуальных инициатив Х Всемирного Русского Народного Собора председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл был приглашен профессором С.П.Капицей принять участие в телепередаче «Очевидное-невероятное», показанной Первым каналом 8 апреля 2006 года. Источник: Официальный сайт Русской Православной Церкви Митрополит Кирилл: «Церковь готова участвовать в процессе выработки корпуса базисных духовно-нравственных ценностей для современного российского общества» В рамках общественного обсуждения концептуальных инициатив Х Всемирного Русского Народного Собора председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл был приглашен профессором С.П.Капицей принять участие в телепередаче «Очевидное-невероятное», показанной Первым каналом 8 апреля 2006 года. Ниже приводится текстовая версия их диалога, состоявшегося в телестудии. С.П.Капица: Добрый день. Наша сегодняшняя передача посвящена проблеме прав и достоинства человека. Наш гость — митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В современной науке и медицине разрыв между тем, что я назвал бы моральным сознанием человека и его физическими возможностями оказался столь велик, что мы стоим перед необходимостью научиться преодолеть этот разрыв. Как вы, Владыко, смотрите на эти проблемы? В чем усматриваете причину и происхождение этого разрыва, образовавшегося, схематично говоря, между общественными сознанием и общественными возможностями? Митрополит Кирилл: Благодарю вас, Сергей Петрович, за то, что именно в рамках этой передачи пойдет разговор по обозначенной проблематике… С.П.Капица: Это и есть очевидное невероятное… Митрополит Кирилл: Совершенно верно. К слову, я об этом подумал, когда ехал к вам на передачу: сегодня подобные встречи и диалоги на телевидении — вещь вполне очевидная, но если вспомнить о нашем недалеком прошлом, то фактор невероятности здесь окажется доминирующим.

http://pravmir.ru/cerkov-gotova-uchastvo...

16. Суббота. Поклонение честным веригам ап. Петра. Прав. Максима, иерея Тотемского. Служба поклонения веригам ап. Петра шестеричная, совершается вместе с субботней службой Октоиха. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры апостола, глас 4-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – апостола, глас 6-й: «Днесь нам основание Церкве…», «И ныне» – догматик (приложение 1-е), глас тот же: «Кто Тебе не ублажит…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Мученицы Твои, Господи…», 3-й – тот же, 4-й: «Страстотерпцы мученицы…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов) . «Слава» – апостола, глас тот же: «Паки нас теплый предстатель…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших (приложение 2-е): «Молитвами Рождшия Тя, Христе...». По Трисвятом – тропарь апостола, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный (приложение 3-е), глас 6-й: «Благословенную нарекий...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостола, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный (приложение 3-е), глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: В храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошедшей Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), апостола на 6 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 2, с. 660. В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), апостола на 6 и Октоиха (мученичный) на 4. В храме святого – канон апостола со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха. По 3-й песни – ин кондак апостола, глас 2-й; седален апостола, глас 4-й (дважды) . «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос апостола, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую».

http://patriarchia.ru/bu/2022-01-29/

18. Среда. Свтт. Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских. Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского (службу зри 28 сентября) . Свт. Максима Нового, Сербского. Прав. Афанасия Наволоцкого. Служба свтт. Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского (Б) . А. На вечерне кафизмы нет. Примечание. Если во вторник (17 января) в честь прп. Антония Великого совершалась полиелейная служба (без всенощного бдения), то стихословится кафизма 9-я (которая не была прочитана на утрене вторника). На «Господи, воззвах» стихиры на 6: свт. Афанасия, глас 4-й – 3, и свт. Кирилла, глас тот же – 3. «Слава» – свт. Афанасия, глас 6-й: «Христова иерарха...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «На Древе Живот наш зрящи...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1-й. «Слава» – свт. Афанасия, глас 3-й: «Паки нам златотечный Нил...», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Оружие сердце Твое пройде, Пречистая...». По Трисвятом – тропарь святителей (по выбору). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших (приложение 4-е). На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителей (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших (приложение 4-е). Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), свт. Афанасия на 4 и свт. Кирилла на 4. Примечание. О пении канонов в среду и пятницу см. Октоих, ч. 1, с. 692. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (свт. Кирилла). По 3-й песни – кондак святителей, глас 4-й; седален свт. Афанасия, глас 3-й. «Слава» – седален свт. Кирилла, глас тот же, «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос свт. Афанасия, глас 2-й.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-31/

1 В Слав. Богоутешни, в греч. θεοπαρκλητα . 2 По смыслу святоотеческих писаний, клеветником называется тот, который, высказывая действительное, высказывает недостатки и немощи ближнего по пристрастию, или по зависти и памятозлобию, или просто без надобности, кому не следует. 3 В Слав. да взыдем к главной и не сумнительной (в рук, несумнительной) добродетели. В греч. ες τν μαλην (гладкой, ровной) κα ταραχονρετν . 4 Платона, дяди Феодора Студита по матери. Он постриг св. Феодора в монашество, и убедил его принять настоятельство в монастыре Саккудионском. 5 Преподобный Феодор три раза в неделю говорил братии поучения с кафедры церковной. 6 Достопамят. Сказания о подв, св. и блаж. Отцев. Москва. 1846 г., стр. 49. 7 По греч. μαθημα , в слав. учение. Кроме чтения книг разумеется здесь заучивание псалмов и под. 8 Принятие и сердечное услаждение, тем что представляют помыслы. 9 В Слав. приимет ны. В греч. θλει μς δειχθ . 10 По греч. . Может быть это опечатка вместо πρωτεαν : не ищите первенства. Ибо здесь до конца главы говорится не об искании даров духовных, а об искании чести и первенства. 11 По слав. даяй благодать смиренным и разумным. По греч. δδει πχαριν τοτς ταπεινοτς και σνεσιν . 12 прибавлено с греч. 13 Семя твое духовное не оскудеет до конца века». (История Прав, монашества на востоке. Москва. 1854 г, стр. 191). 14 В Слав. невозможно ниже изменение (да будет) или преложения осенение. По греч. δν εναι τρπος οδ παραλλαγ τροπς ποσκασμα . 15 В слав. абие, в греч. же νθως , (а не εθως ). 16 Племени Каафову поручены были на охранение священные сосуды, принадлежавшие Ветхозаветной скинии, а потомки Мерари обязаны были носить ея столпы и другия части. (См. Числ. 1, Числ. 2). 17 По греч. ργασα . Это слово кроме внешнего труда, работы, означает и умное делание. 18 См. житие Феодосия Великого 11-го января, и канон на сырную субботу, песнь 2-я. 19 Преп. Платона. 20 Это говорится о таких братиях, на которых возлагалась обязанность смотреть за другими, и в случае надобности делать потребные внушения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2871...

1. Наставление оглашенных в христианской вере Во время приготовления своего ко св. Крещению оглашенный обязан, согласно апостольскому наставлению, издревле принятому (Лаод. собора прав. 7) церковию в основание учения благочестия для вступающих в нее и указующему христианам в настоящей жизни преимущественно на веру в Бога, надежду на Него и любовь к Нему ( 1Кор. 13:13 ), изучить руководство в вере христианской – Символ, содержащий краткое изложение веры, необходимой всякому верующему; руководство к надежде христианской – молитву Господню или молитву верных и иные молитвы, особенно молитву ко Пресвятой Богородице, извлеченную из слов Архангела Гавриила, благовествовавшего Пресвятой Деве о воплощении Сына Божия; наконец, руководство к любви христианской – заповеди Божии, заключающиеся в десятословии. Начало обычая произносить пред Крещением исповедание или Символ веры вкратце указано Самим Спасителем, установившим Крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа, и апостолами, при которых крещаемый или призываемый в церковь Христову, «исповедал доброе исповедание пред многими свидетелями» (Тим. 6:12). Так произнес пред Крещением исповедание веры евнух ( Деян. 8:37 ). Впоследствии в 364 г. 7 правилом Лаодикийского собора постановлено присоединять к церкви по изучении символа веры . Первоначально Символ веры пред Крещением произносили апостольский (Постановл. Апостол. кн. 7, гл. XLII. Тертул. в прещениях против еретиков, 13), а потом никео-цареградский, составленный первым и вторым вселенскими соборами в 325 и 381 годах. Отцы первого всел. собора, изложив Символ веры , говорили: «Как приняли мы от предшествовавших нам епископов и при оглашении и при восприятии Крещения, как научились божественных писаний: так веруем и теперь и представляем вам нашу веру» (Сократ, «Церковн. истор.», кн. 1, гл. 8). Об изучении молитвы Господней верующими свидетельствуют «Постановления Апостольские» (кн. VII, гл. 25, 45). Тертуллиян в книге своей о молитве (О молитве, IX), св. Златоуст (Златоуст в XIX беседе на Мф., 5), бл. Августин (Августин в 42 слове говорит, что молитву Господню оглашенные начинали учить за неделю до Крещения).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

II.16. Межхристианское сотрудничество II.16.1. Общие принципы О необходимости сотрудничества с христианами иных конфессий (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г., определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. 38) 38. Собором одобрены результаты межхристианских диаконических проектов и признано полезным продолжение сотрудничества с христианами иных конфессий в сфере благотворительности, социального служения и диаконии, а также в образовательной и иных областях. Собор подчеркнул, что христиане разных конфессий должны сообща выступать против продолжающейся секуляризации общества, распространения атеизма, пропаганды насилия и разврата, натиска сект и «новых религиозных движений». Об участии в межхристианских связях (принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2004 г., определение «О вопросах внешней деятельности Церкви», абзац 8) Участие Московского Патриархата в межхристианских взаимосвязях основывается на понимании того, что «Православная Церковь есть истинная Церковь Христова, созданная Самим Господом и Спасителем нашим... Она есть Единая Святая Соборная (Кафолическая) и Апостольская Церковь ,... столп и утверждение истины ( 1Тим. 3:15 )... Православная Церковь является хранительницей Предания и благодатных даров Древней Церкви, и поэтому главной своей задачей в отношениях с инославием считает постоянное и настойчивое свидетельство, ведущее к раскрытию и принятию истины, выраженной в этом Предании» (Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию, 1.1, 3.1). Собор признает полезным сотрудничество с христианами иных исповеданий для совместного свидетельства о христианских ценностях перед лицом секулярного общества, отстаивания прав верующих, помощи нуждающимся и обездоленным. Наших партнеров мы призываем строить межхристианские отношения на основе взаимного уважения и братской любви, исключающей конкуренцию и прозелитизм. Об участии Русской Православной Церкви в межхристианском и межрелигиозном диалоге

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

I. О ПРОИСХОЖДЕНИИ, ПРОСТРАНСТВЕ И ЦЕЛИ ЦЕРКВИ § 167. Основание Церкви Господом Иисусом Христом Пришедши на землю для спасения людей, и принесши с Собою для них спасительное учение, Господь Иисус желал, чтобы люди, приняв новую веру, содержали ее не в отдельности друг от друга, а составили для сего определенное, религиозное общество; сам непосредственно положил начало этому обществу, и потом, посредством учеников и апостолов, распространил и утвердил его во всех пределах земли. Почему мы веруем и исповедуем, что «нет другого основания Церкви, кроме единого Христа, по слову Апостола: основания бо инаго никтоже может положити, паче лежащаго, еже есть Иисус Христос ( 1Кор. 3, 11 )» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 85). 1) Желание основать из последователей своих единое общество Спаситель выражал неоднократно, например: а) после того, как апостол Петр, от лица всех апостолов, исповедал Его Сыном Божиим: на сем камени (т. е. исповедании), сказал тогда Господь наш, созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей ( Матф. 16, 18 ); б) в притче о добром пастыре – словами: Аз есмь пастырь добрый, и знаю моя, и знают мя моя…, и ины овцы имам, яже не суть от двора сего, и тыя ми подобает привести, и глас мой услышат, и будет едино стадо и един пастырь ( Иоан. 10, 14. 16 ); в) в молитве к Отцу небесному: да вси едино будут, якоже ты, Отче, во мне, и аз в тебе, да и тии в нас едино будут ( Иоан. 17, 21 ). С мыслию об основании своего благодатного царства на земле Он начал первую свою проповедь людям, как повествует евангелист Матфей: оттоле начат Иисус проповедати и глаголати: покайтеся, приближися бо царство небесное ( Матф. 4,17 ). С тою же точно проповедию посылал Господь по Иудеи и учеников своих: идите, сказал Он им, ко овцем погибшим дому Израилева; ходяще же проповедуйте, глаголюще, яко приближися царствие небесное ( Матф. 10, 6–8 ). И как часто вообще Он беседовал к людям об этом царствии Божием и в притчах и не в притчах ( Матф. 13, 24. 44–47; 22, 2; 25, 1 ; Лук. 9, 11; 10, 11; 17, 21; 21, 31 и др.)!

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

  разделы   рассылка  распечатать Заявление канцелярии главы Российского императорского дома Начальник управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Генеральной прокуратуры РФ О.Т. Анкудинов представил в Тверской районный суд Москвы дополнительные " Возражения на заявление адвоката Лукьянова Г.Ю. в интересах великой княгини Марии Владимировны Романовой " от 23 мая 2006 года за 12/13-3849-96 следующего содержания: " Лукьянов Г.Ю., оспаривая якобы имеющееся решение об отказе в реабилитации (в выдаче справок о реабилитации) императора Николая II и членов его семьи, просит " обязать Генеральную прокуратуру Российской Федерации устранить в полном объеме допущенные нарушения прав Романовой Марии Владимировны путем выдачи ей справок о реабилитации " императора Николая II и членов его семьи. Должен сразу оговориться – никаких решений об отказе в реабилитации императора и членов его семьи должностными лицами прокуратуры не принималось (?! – Канцелярия Е.И.В.). В связи с обращениями адвоката ему направлялись всего лишь разъяснения той правовой ситуации, в которой оказались его заинтересованности (? – Канцелярия Е.И.В.). Сущность этих ответов сводится к следующему – " требования о реабилитации, основанные не на законе, а на соображениях, значимых для заявителя, не могут быть удовлетворены правовыми средствами, а иными прокуратура не располагает " . В соответствии со статьей 8 закона " О реабилитации жертв политических репрессий " органы прокуратуры с привлечением по их поручению органов государственной безопасности (так в законе) и внутренних дел устанавливают и проверяют дела с неотмененными до введения в действие настоящего Закона решениями судов и несудебных органов на лиц, которые были: – осуждены за государственные и иные преступления; – подвергнуты уголовным репрессиям по решениям органов ВЧК, ГПУ – ОГПУ, УНКВД – НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, " особых совещаний " , " двоек " , " троек " и иных органов, осуществлявших судебные функции;

http://religare.ru/2_29897.html

  разделы   рассылка  распечатать Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви Возлюбленные о Господе всечестные пастыри и диаконы, боголюбивые иноки и инокини и все верные чада церковные! Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший в Москве, в Храме Христа Спасителя, и в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре с 3 по 8 октября 2004 года, обращается ко всей Полноте нашей Церкви со словами апостольского приветствия: " Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего " (2 Пет. 1. 2). Благоволением Божиим Собор завершил свои  труды, и ныне мы возносим ко Господу молитвы о даровании сил ко исполнению соборных определений. Призываем пастырей - соработников наших на ниве Христовой, а вместе с ними и всех боголюбивых православных христиан к дальнейшим трудам. Вместе с апостолом  взываем: " Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды " (1 Кор. 16. 13). В прошлом остались тяжелые годы тоталитарного атеизма, воздвигавшего прямые, откровенные гонения на веру Христову. Испытание насилием сменилось искушением свободой, и мы с горечью замечаем: общество его не выдерживает. Сегодня у нас и новые недруги - более коварные, скрытные и изощренные, но не менее опасные, чем атеизм. Это культ роскоши, потребления, комфорта, удовольствий, зачастую связанных с нравственной распущенностью. Это уход молодых, активных людей в мир наркотических иллюзий, " виртуальной " реальности, азартных и " интеллектуальных " игр. Это межнациональные, социальные, политические и даже внутрицерковные распри, в которых истощаются духовные силы народа. Особенную тревогу вызывает у нас распространение секуляризма в современном обществе, желающем строить жизнь без Бога. Мерилом всего объявлен человек, который, будучи сотворен по образу и подобию Божию, изначально имел высочайшее достоинство, но был поврежден грехом. Секуляризм не нов, но только сегодня, в эпоху глобализации, он стал всемирной силой, претендующей на то, чтобы выражать интересы всего человечества с универсальных позиций. Система общественных отношений строится сегодня таким образом, что религия остается лишь частным делом. Под предлогом защиты прав человека защищается грех, который внедряется в жизнь как некая болезненная норма. Предпринимаются также попытки вытеснить Церковь из различных сфер общественной и государственной жизни.

http://religare.ru/2_10652.html

  разделы   рассылка  распечатать Юлия Зайцева Конференция об актуальных проблемах пастырства состоялась в рамках VII выставки-форума " Православная Русь " Источник:  Благовест-инфо Конференция на тему " Пастырство: традиции и современность " состоялась 8 ноября, в день открытия VII выставки-форума " Православная Русь – – ко Дню народного единства " . Общецерковный форум был посвящен 100-летию преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского. В пленарном заседании, которое прошло под председательством Патриарха Алексия II, приняли участие митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), Вятский и Слободской Хрисанф (Чепиль), представители высшей государственной власти, супруга президента РФ Светлана Медведева. Открывая форум, Патриарх говорил о св. прав. Иоанне Кронштадтском как " образце доброго пастыря, " полагающего жизнь свою за овец " и воплотившего евангельский идеал жертвенной любви " . " Устроение во Христе жизни человека и церковной общины есть предназначение пастырского труда. Однако труд этот имеет успех лишь при условии заботы пастыря как о духовном возрастании его словесных чад, так и о преодолении собственных недостатков " , – – сказал далее Алексий II. По его словам, каждый пастырь " призван воплотить в своей жизни евангельский нравственный идеал " , при этом духовный наставник не должен, " поддавшись искушению тщеславия и гордости " , " заграждать собой Христа " . Подлинное пастырство, подчеркнул Патриарх, возможно лишь тогда, " когда священнослужитель осознает свою неразрывную связь с Полнотой Церкви " . " Единение пастыря с приходской или монашеской общиной, с собратьями по служению, со священноначалием " , " послушание пастыря законной иерархии " должно быть важной частью " экклесиологического сознания " каждого пастыря. К современному священнику время предъявляет новые требования: " В этот лукавый век пастырю необходимо быть бдительным, тонко чувствовать, чем живет современник, уметь отличать правду от лжи, проповедовать непреложный евангельский закон " , " идти навстречу людям, поддерживать слабых духом, помогать ищущим Истину обрести ее, содействовать в правильном выборе сомневающимся, возвращать надежду на спасение потерявшим ее " . Не стараясь " укрыться от вызовов секулярного мира за стенами храмов " , пастырь должен использовать для проповеди Евангелия все информационные возможности современности. " Лишь безграничная, живая любовь пастыря к Богу и своей пастве воистину созидает стадо Христово, направляя его на пути, ведущем в Жизнь вечную " , – – напутствовал священство Алексий II.

http://religare.ru/2_59258.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010