Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВТОКЕФАЛИЯ церковная [греч. ατοκφαλον - букв. самоглавие]. Значение термина «А.» в истории Церкви менялось. В визант. эпоху «автокефальными» назывались архиепископии, независимые от местного митрополита и непосредственно подчиненные Патриаршей юрисдикции. В греч. канонической и церковно-исторической лит-ре до сих пор различают статус древних Патриархатов, равночестным с к-рыми признается Московский Патриархат, с одной стороны, и остальных автокефальных Церквей - с др., к-рые хотя и считаются вполне самостоятельными, но тем не менее не поставляются в один ряд с древними Вост. Патриархатами. Однако такое различение поместных Церквей по статусу лишено канонических оснований и в РПЦ не принято. Вселенская Церковь состоит из автокефальных поместных Церквей. Автокефальной считается поместная Церковь, вполне самостоятельная, не зависящая ни от какой иной поместной Церкви, хотя все автокефальные Церкви, являясь частями Церкви Вселенской, взаимозависимы. Автокефальная Церковь имеет самостоятельный источник власти. Ее первый епископ, ее глава, поставляется своими архиереями. Вселенский III Собор , утверждая древнюю А. Кипрской Церкви , предоставил «начальствующим» в ней свободу, «без притязания к ним, и без стеснения их, по правилам святых отец и по древнему обыкновению, сами собою совершати поставление благоговейнейших епископов» (прав. 8). Халкидонский Собор , лишая независимости диоцезы Понта , Ираклии и Асии, отдал право поставления митрополитов в этих областях К-польскому Престолу (прав. 28). Поскольку для архипастырской хиротонии нормальным образом требуется участие трех епископов, а поставление совершается на вдовствующую кафедру , из этого следует, что для автокефального бытия поместные Церкви должны иметь не менее 4 епископских кафедр. Факторами, дающими основание для учреждения новой автокефальной Церкви, могут быть политическая самостоятельность территории, на к-рой предполагается образовать автокефальную Церковь, ее географическая отдаленность, этническое отличие региона от основной территории кириархальной Церкви , но эти факторы сами по себе недостаточны для автокефализации. Совершенно необходимым условием учреждения А. является стремление к А. церковного народа, духовенства и епископата соответствующей церковной области, причем значительного большинства на всех этих уровнях. Решение о даровании А. принимается высшей властью кириархальной Церкви.

http://pravenc.ru/text/Автокефалия.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАПРЕЩЕНИЕ СВЯЩЕННОСЛУЖЕНИЯ [запрещение в служении, запрещение богослужения, запрещение священнодействий], вид церковного наказания, применяемый по отношению к клирикам . Подобное прещение в древней Церкви использовалось исключительно редко, поэтому в канонических нормах оно отражено меньше, чем др. наказание клириков - извержение из сана, которое на языке канонов чаще всего именуется отлучением . Применяемое по отношению к клирикам «отлучение» предполагает совершенное лишение их сана и священства. Но в неск. правилах речь идет все-таки о наказании, к-рое в совр. церковноправовой терминологии обозначается как З. с. Так, согласно 8-му прав. Вселенского I Собора , епископы, возвратившиеся из новацианского раскола (см. в ст. Новациан ) в правосл. Церковь, оставались в сущем сане, но не могли совершать архиерейские священнодействия (за исключением тех случаев, когда в данной местности не окажется правосл. епископа), им дозволено было совершать только пресвитерские богослужения. Поскольку низложение клириков на более низкую степень священства невозможно, в данном случае речь не идет о низложении епископов в пресвитеры, а именно о запрещении их в епископском служении с сохранением епископского сана и степени. По др. каноническим правилам, клирики, лишенные права священнодействия, сохраняли за собой право за литургией приступать к Св. Таинам вместе с духовенством раньше мирян. Согласно 1-му и 2-му правилам Анкирского Собора, 10-му прав. св. Петра Александрийского, клирики, которые после отречения от Христа из-за мучений потом все-таки перед мучителями бесстрашно исповедовали Христову веру, лишались права священнодействовать, но сохраняли «седалище» - право присутствовать в алтаре, восседая при чтении Апостола и ветхозаветных паримий, и честь священнослужителей. Т. о., и в этих правилах говорится о наказании, ныне называемом З. с. В позднейшие времена З. с. стало налагаться за сравнительно легкие церковные преступления: за совершенные против должностных обязанностей, против благочиния, за нанесение кому-либо обид словом.

http://pravenc.ru/text/182613.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иоанн (Крестьянкин), архим. Фотография. Нач. XXI в. (Крестьянкин Иван Михайлович; 29.03.1910, Орёл - 5.02.2006, Псково-Печерский в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь), архим., прав. старец. Из семьи мещан. Рано лишился отца, воспитывался матерью. С детства прислуживал в Ильинском (Николо-Песоцком) храме Орла. В 10 лет совершил паломничество в с. Спас-Чекряк к прав. старцу прот. священноисп. Георгию Коссову . Был иподиаконом Орловского архиеп. сщмч. Серафима (Остроумова) . В 1925 г. поступил сразу в 7-й класс средней школы. По окончании школы с 1929 г. учился на бухгалтерских курсах. Работал в Орле по специальности, но был уволен за отказ выходить на службу в церковные праздники. В 1932 г. переехал в Москву, стал бухгалтером на небольшом предприятии. Активно участвовал вместе с двоюродными братьями Александром (впосл. архим. Афанасий) и Василием (впосл. иером. Владимир) в церковной жизни Москвы, во встречах и в беседах правосл. молодежи. Был духовным сыном последнего оптинского старца игум. Иоанна (Соколова). 20 июля 1944 г. назначен псаломщиком в храм в честь Рождества Христова в Измайлове. 14 янв. 1945 г. рукоположен целибатом во диакона Крутицким митр. Николаем (Ярушевичем) в храме Воскресения Христова на Ваганьковском кладбище. 7 окт. того же года сдал экстерном экзамены за курс ДС. 25 окт. 1945 г. рукоположен Патриархом Алексием I в Христорождественской ц. в Измайлове во иерея к этому храму. В 1946 г. определен ризничим возвращенной Церкви Троице-Сергиевой лавры, но вскоре был отозван на прежнее место служения. С 1947 г. заочно обучался в МДА, подготовил дипломную работу на тему «Преподобный Серафим Саровский чудотворец и его значение для русской религиозно-нравственной жизни того времени». Много проповедовал; несмотря на относительную молодость, пользовался большим уважением прихожан, что не осталось без внимания со стороны представителей власти. В ночь на 30 апр. 1950 г. арестован. Был помещен в Лубянскую тюрьму, в июле переведен в Лефортовскую, в авг.- в Бутырскую. На допросах не признал себя виновным, не стал давать показания против др. лиц. 6 сент. того же года особым совещанием при МГБ СССР приговорен за «антисоветскую агитацию» к 7 годам ИТЛ строгого режима. 8 окт. отправлен по этапу в Каргопольлаг на территории Архангельской обл., работал на лесоповале. В окт. 1953 г. по состоянию здоровья переведен в лагерь для инвалидов близ г. Куйбышева (ныне Самара), работал там бухгалтером. 12 февр. 1955 г. было принято решение о его условно-досрочном освобождении.

http://pravenc.ru/text/Иоанна ...

Обращение Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви к государственным властям Сербии и Черногории и мировому сообществу (версия для печати)/Православие.Ru Обращение Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви к государственным властям Сербии и Черногории и мировому сообществу Православие.Ru , 10 сентября 2004 г. Обращение Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви о защите прав человека в Косово и Метохии, возвращении изгнанных и восстановлении разрушенных домов, святынь и исторических памятников культуры / Священный Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви со своего очередного заседания, состоявшегося прошедшего с 6 по 8 сентября 2004 года в Белграде, направляет следующее Обращение к государственным властям Сербии, властям Государственного объединения Сербия и Черногория и международному сообществу: Всем известно о том, что уже целых пять лет продолжается агония сербского народа в Косово и Метохии, а именно: с июня 1999 года до 17 марта 2004 года, под властью УНМИК и в присутствии международных миротворческих сил КФОР, осуществлена величайшая этническая чистка, совершенная «в мирное время». За этот период этнически очищены все города в Косово и Метохии кроме Косовской Митровицы, а также целые регионы (например Метохия), так как из края изгнано две трети сербского народа – более 200 тысяч человек и 50 тысяч других неалбанцев, убито более 1300 сербов и еще столько же похищено и о их судьбе до сих пор ничего не известно. Ограблено, сожжено и разрушено более 40 тысяч домов сербского и другого неалбанского населения; сотни сербских сел стерты с лица земли; совершены тысячи актов насилия и преступлений (грабежи, изнасилования, избиения) в отношении сербов, разобрано и разрушено 115 церквей и монастырей. В то же время та треть сербов, которая осталась жить в Косово и Метохии, переживает горькую судьбу в больших и малых анклавах, гетто, лагерях, лишенная всех человеческих прав (права на жизнь, на свободу передвижения, на возможность работать, на адекватное образование детей, на медицинскую помощь, на безопасность имущества и т.д.). Живя в таких ненормальных и нечеловеческих условиях, подвергаемые постоянному давлению и насилию, придиркам и издевательствам со стороны албанского большинства и террористов, сербы и дальше вынуждены покидать Косово и Метохию, и их становится все меньше.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Оптинские старцы, Георгий Задонский, прп. Серафим Саровский, прав. Иоанн Кронштадтский. Том Х Скачать epub pdf МАКАРИЙ иеросхимонах ОПТИНСКИЙ (Кончина (день памяти): 7/20 сентября 1860) Часть I. Письма к монашествующим. Москва, 1863 1 1. Утешение скорбящих долг наш, да их ради помилует и нас Господь 1 . Да утешит Вас Воскресший Иисус, якоже тогда рек Магдалине и прочим женам, ищущим Его: «радуйтеся». Утешайте и Вы желающих получить от Вас слово утешения в своих скорбях душевных, аще и сами немощны. Просите Бога, да послет слово Свое, по вере и на пользу требующих, а не отриньте печальной души. Мы все подвержены переменам и имеем нужду в рассуждении и подкреплении других. Ежели будем уклоняться своим недостоинством, то вспомним, что Бог и недостойными действует, даже и бессловесными. Токмо блюдем, да не тщеславия ради глаголем, а укоряя себя и зазирая, и прося Бога, да негли пользы ради ближних и молитвами их помилует и меня Господь Бог. Ч. I. С. 1. 2. Смирение без скорбей невозможно, кроме того, они восполняют покаяние 2 . Спасение приобретается смирением и многими скорбями; без сих же последних и смириться невозможно. При чем должно вспоминать нам, яко немощным, что мы, может быть, в чем и прогневали Бога, и преступили заповеди Его, а должного покаяния и удовлетворения за грехи принести не в состоянии, то милосердый Господь, врачуя немощи наши, посылает нам скорби, дабы терпкостью их очищалась ржавчина наших грехов; и, чувствуя оныя немощи, не уклонялись бы к страстям; и тако бы, аще и нехотя, постепенно сердце наше умирало бы миру. Ч. I. С. 2–3. 3. Обет паломничества можно не исполнять 8 . Касательно просящихся у Вас на богомолье, надобно иметь рассмотрение, кого пустить, глядя по надежности жизни, указных же без воли архиерея не советую отпускать. Пользы мало от их странствования, и, кажется, есть надежда, что угодники простят их в неисполнении сих обетов, а другие и нарочно наделают обетов, дабы постранствовать, соскучившись быть на одном месте. Ч. I. С. 15. 4. Ослепление своей святостью хуже греха сознанного

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Посвящается дорогой моей жене Елизавете Игнатьевне Красножен Введение «Недобро быти человеку единому» Быт.11:8 Вопрос о разводе является одним из наиболее жизненных, можно сказать, жгучих вопросов, так как он касается самых существенных, самых дорогих прав людей, именно прав семейственных. А никто, конечно, не будет сомневаться в том великом влиянии, какое имеет семья на все сферы человеческой жизни. В семействе впервые человек узнаёт своего Бога, впервые получает понятие о власти и подчинении, здесь зарождаются в человеке те нравственные начала, которыми он руководится потом во всей своей жизни, на всех путях своей деятельности; здесь, наконец, воспитывается в человеке то высокое чувство любви, без которого нет ни счастья, ни благоденствия на земле. Вот почему с таким интересом следит за этим вопросом и общество, и периодическая печать: вопрос о разводе по своему значению одинаково важен и для обитателя скромной хижины, и для владельца величественного дворца, так как может одинаково затронуть самые дорогие права того и другого. С каким, напр., интересом следит общество и печать за драмою, разыгравшеюся на наших глазах в семье саксонского кронпринца! Сколь важным не только для самих заинтересованных лиц, но и для всего саксонского народа является вопрос о том, согласится ли папа и католическая церковь на развод наследника саксонского престола с женою, Луизою-Антуанеттою, или нет! Что касается России, то у нас в настоящее время вопрос о разводе имеет и особый современный интерес. В настоящее время появился в свете проект нового нашего Гражданского Уложения, вносящий в нашей семейственное право и, в частности, в право бракоразводное, не мало существенных изменений. Реформа в этой области не является неожиданною; жалобы на неудовлетворённость нашего действующего законодательства о разводе, в особенности жалобы на недостаток нашего бракоразводного процесса, с его теорией строго формальных доказательств, слышались уже давно. Впрочем мы не имеем в виду в настоящей статье подвести окончательные итоги, или окончательно разрешить этот сложный, вечно живой и трудно разрешимый вопрос о разводе. Наша задача гораздо скромнее: мы имеем в виду предложить вниманию наших читателей краткий исторический очерк нашего бракоразводного права, в связи с законами византийских императоров, так как эти законы вместе с христианством перешли к нам в Россию и долгое время у нас действовали. Это знакомство с прошлым бракоразводного института, с его историей, даст возможность самим читателям сделать по данному вопросу ряд выводов и ряд заключений. Глава I. О разводе у евреев и римлян

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Пятница. 18. Пятница. Мчч. Севастиана и дружины его. Прославление прав. Симеона Верхотурского (службу зри 12 сентября). Сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского . Аллилуия. Свт. Модеста, архиеп. Иерусалимского. Прп. Севастиана Сохотского, Пошехонского. По Уставу, совершается аллилуйная служба (мчч. Севастиана и дружины его) (Б). По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба мучеников не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А). Приводим также порядок совершения славословной службы прав. Симеона Верхотурского в соединении со службой Октоиха (В) и порядок совершения полиелейной службы сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского (Г). А. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 2-й – 3, и мучеников, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Дева Нескверная...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Егда Тя…». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная...». Кафизмы 19-я и 20-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и мучеников на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – седален мучеников, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак мучеников (общий), глас 2-й : «Светильницы светлии...» (см. в Минее общей, гл. 15, л. 88 об.). На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Егда Нескверная Агница…».

http://patriarchia.ru/bu/2021-12-31/

Радио «Радонеж» – кто мы? 11.07.2022 10:41:57 Слушать: http://radonezh.ru/radio/2022/06/15/21-00 К. Никифоров: - У микрофона Кирилл Никифоров. Сегодня разговор пойдет о радиостанции «Радонеж». В студии Дмитрий Валерьевич Зайцев, наш казначей, который принимает и распределяет средства. Этот человек стоял у истоков нашей радиостанции. Расскажу сначала о пожертвованиях на Донбасс. Удалось купить один дрон. На второй не хватило денег, на них купили рации. Все это отправлено нам. Через пару недель я отвезу это нашим братьям и сестрам, которые нуждаются в такого рода вещах. Это донецкий СОБР, 9-й батальон, Казачий батальон. На следующей неделе мы поговорим с Донбассом. Дмитрий Валерьевич, что такое православная радиостанция «Радонеж»? Д. Зайцев: - Начну издалека. «Радонеж» появился на закате Советского Союза. Как жила наша Церковь во времена СССР? Ей было очень непросто. 20 января 1918 года Советское правительство издало декрет под названием «Об отделении Церкви от государства и школ от Церкви». Мало не показалось никому! Этот декрет всем религиозным общинам запретил практически всё, лишил их прав собственности и прав юридического лица. Права частного общества Церкви не дали, оставили только возможность молиться и проводить службы на усмотрение местных властей. Закончилась эта кампания изъятием Церковной собственности, закрытием храмов, репрессиями. В 1929 году власть решила навести порядок. ВЦИК 8 апреля внес еще одно постановление о религиозных объединениях. В результате Церковь лишили возможности заниматься благотворительностью, обучением. Разрешили только по особым распоряжениям проводить религиозные обряды в молитвенных домах, чтобы всё хорошо прослушивалось. Священству было категорически запрещено участвовать в делах общины, кроме отправления служб. Духовенству запрещалось участвовать в хозяйственных и других делах общины. Были сформированы так называемые двадцатки, все передавалось им. Храмы закрывались. В 1945 году вышло постановление, которое дало интересное послабление.

http://radonezh.ru/2022/07/11/radio-rado...

Согласно «апостольскому правилу»: «Дважды в году да бывает собор епископов» (37 апост. прав.), в христианской Церкви издревле (как полагают, с конца II-ro века) собирались дважды или, по крайней мере, однажды в году областные или поместные соборы епископов. В период отдельного существования церкви от государства (до IV в.) право и инициатива созвания соборов принадлежала епископам главных городов. (На основании апостольских правил: «Епископам всякого народа подобает знати первого из них и признавати его яко главу и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения» 34 апост. прав.) Епископы таких, например, городов, как Антиохия, Александрия, Рим, Карфаген издревле пользовались преимуществами авторитета и власти над епископами соседних городов (I Всел. Ник. соб. пр. 6, также историч. свед. о жизни св. Киприана Карфагенского ). Епископы главных городов и созывали других епископов на соборы 13 . С IV века, когда Церковь вступила в «союз» с государством и когда императоры стали называть себя «епископами внешних дел Церкви» ( Константин Великий ) и «императорами и священниками» (Лев Исаврянин), право созвания соборов становится общим достоянием как духовной, так и светской власти и последней даже более, чем первой. Хотя церковная юрисдикция этого времени определила это право ясно и точно в пользу представителей главных городов (со времени I-ro всел. соб. 325 г. они назыв. митрополитами, 19 и 20 пр. Антиохийск., 19 пр. IV вс. соб. и 8 пр. VI вс. соб.), но в действительности это право принадлежало им в менее важных случаях – при созвании периодических областных соборов; во всех же важнейших случаях, когда церковная жизнь выдвигала на очередь обсуждение догматических основ христианского вероучения, устроения церковной жизни – избрания и поставления важнейших иерархических лиц, право созвания соборов – и поместных и вселенских – предоставляли себе христианские императоры. Они рассылали предстоятелям главнейших церквей грамоты с приглашением на собор, назначали место и время соборов, в потребных случаях переводили соборы из одного места в другое, временно прекращали заседания соборов, определяли иногда приблизительное число членов собора, делали ассигновки на расходы по съезду и содержанию членов собора, распускали соборы, утверждали, или не утверждали соборные постановления своими указами и силой своей власти приводили их в исполнение, или поручали вновь рассмотреть известные вопросы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Суду Церкви равно подлежат все члены её, всякого звания, пола, возраста. Ибо все равно могут пользоваться всеми средствами спасения, даруемыми от Бога чрез Церковь , и все, как христиане, равно обязываются соблюдать правила христианской жизни, преподаваемые и охраняемые Церковью . Кроме действительных членов Церкви, суд её простирается и на тех, которые только еще приготовляются к соединению с нею, каковы оглашенные. За свои грехопадения, допущенные в продолжение оглашений, они или низводятся в низший разряд оглашенных, или совсем изгоняются из преддверия Церкви (I всел. соб. правило 14, неокес. 5) 1 . Но сами правила церковного суда неодинаковы для всех. В определении этих правил и в приложении их к поступкам разных лиц принимается во внимание: 1) различие лиц в их отношении к самой Церкви, 2) духовное, или нравственное и физическое состояние их, 3) различные внешние обстоятельства их жизни и поведения. Таким образом, в первом отношении, определено особенно важное на церковном суде различие лиц духовных и мирских. Духовные лица, как имеющие в Церкви высшие права и важнейшие обязанности, подлежат строжайшему суду за свои дела. Вы есте соль земли, – говорил Иисус Христос апостолам, – аще же соль обуяет, чим осолится? ни во чтоже будет ктому, точию да изсыпана будет вон, и попираема человеки. Вы есте свет мира (Евангелие от Мф.5:13–14 ). Вся строгость церковных правил относительно духовных лиц направляется к тому, как говорят св. отцы VI вселенского собора: «чтобы счисляющихся в клире, и другим Божественное преподающих, представить чистыми и непорочными служителями, и достойными мысленной жертвы великаго Бога, который есть и жертва, и Архиерей, и очистить от скверны» (VI всел. соб. 3). Таким образом: 1) в общих христианских обязанностях они имеют высшую степень обязательства к соблюдению их, и подвергаются строжайшему наказание за нарушение (см. напр.: ап. прав. 51, 65, неокес. 1); 2) а в тех особенных обязанностях, которые они имеют на себе по существу своего звания и правилам своего служения, они подлежат еще особенному, отличному от мирян, суду и особенным наказаниям (напр., ап. прав. 6, 8, 20, 28, 29 и пр.); 5) но вместе с тем, по достоинству сана и высоте служения, по своим пастырским отношениям к обществу верующих, они подлежат особым правилам судопроизводства, сохраняют некоторые особенные права на самом суде, и даже в самом образе наказаний. Все это мы раскроем впоследствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010