Впадших в грехи древние церковные правила подвергают строгому и продолжительному покаянию. Но покаяние, хотя бы и соединенное с тяжкими подвигами сердечного сокрушения и самоотречения, само по себе еще не есть наказание за грехи. Кроме того, что оно во многом зависит от расположений самого кающегося, оно есть только средство – преклонить Бога к милосердию, излечить рану души, избежать тягчайшего суда и наказания от Бога и возвратиться на путь истины и спасения. Поэтому-то отцы Церкви гораздо более называли покаяние врачевством души, чем казнию греха (VI всел. собора прав. 102. Вас. вел. прав. 3. Григ. нисс. 8) 1 . В тяжких преступлениях принятое церковью покаяние почиталось в первые века даже милостью, а настоящим за них наказанием – непринятие от преступника самого покаяния 2 , пока они не будут заглажены противоположными добрыми делами, так что некоторые правила повелевали принимать покаяние только при конце жизни виновных (I всел. 13. агкир. 16. неокессар. 2. п др.). Сущность же церковных наказаний составляло удаление грешника от св. тайн и общения верных. Вообще это называлось запрещением (апост. пр. 74. IV всел. 3. 14. Вас. 71. 74. 68). Это общее наказание раскрывалось в следующих видах и степенях: 1) Первую и низшую степень церковного запрещения составляло так называемое малое отлучение. Виновные лишались только приобщения св. таин, но не отлучались от церкви и не лишались общение церковных молитв 3 . Впрочем, эта степень разделялась еще на два вида: одни из грешников могли стоять с верными в церкви и участвовать в молитвах, только без приобщения св. тайн; другие, более виновные, не только лишались причастия, но и стояние с верными, и низводились в ряд припадающих (см. ниже), или еще ниже – в ряд оглашенных, но от Церкви не отлучались. Так агкирский собор в правиле 5 говорит: «те, которые вошли (в религиозные собрание язычников; во время гонений) в одеянии печальном, и, возлегши, ели, плача между тем во все время возлежания, те, аще исполнили трехлетнее время припадания, да приимутся в общение кроме причащения святых тайн». В правиле 8-м: «дважды и трижды идоложертвовавшие, по принуждению, четыре лета да будут в числе припадающих, два лета да будут в общении молитв, кроме причащения, и в седьмое лето да приимутся в совершенное общение». Св. Григорий неокессарийский в правиле 10: «нашедшие что либо на поле, или в домах своих, оставленное Варварами, аще по обвинению будут обличены, да будут в числе припадающих. Аще же сами о себе объявят, и отдадут найденное, то да удостоятся молитвы» (вместе со всеми верными).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Источники и пособия Амвросий «История Российской иерархии» Изд. 2. Антонович «История православных церквей в Юго-Западном крае XVII века» (Архив Юго-зап. России ч. I, т. IV). Аскоченский «Киев с древнейшим его училищем – Академиею». Бантыш-Каменский «История Малой России, со времён присоединения оной к российскому государству при Алексее Михайловиче». Велички Самуила Летопись. Вестник Юго-западной России 1862 89. 1863 4. 1866 5, 8. Гассе Церк. История. Голубинский Е. Е. «Очерк истории просвещения у греков со времени взятия Константинополя турками до настоящего столетия.» Правосл. Обозрен. 1872 г. и 7. Евгений «Описание Киево-софийского собора», «Описание Киево-печерской лавры», «Словарь Исторический» Изд. 2. Еленевский «Мелетий Смотрицкий» Прав. Обозр. 1861 7. Ersch und Gruber «Allgemeine Enciclopädie Wissenschaften und Künste» (Dositheus). Захария Копистенского «Палинодия» Рук. Киев. дух. акад. Υψηλντου «Αθανσιου Κομνηνου εκλησιαστικν και πολιτικον». «Икона» или изображение великия соборныя церкве всероссийского и всех северных стран патриарша престола приключшихся дел в разные времена и лета. Рук. Импер. публ. библиотеки, Синодальной библиотеки и Румянцевского музея, изданная в V томе I части Архива Югозап. России. Карпов «Киевская митрополия и Московское правительство во времена соединения Малороссии с великой Россией» Прав. Обозр. 1871. и 9. Костомаров «Монографии Т. IX–XI». Коялович «Литовская церковная уния». «Лекции о Западной Руси». Крыжанич Юрий «Русское государство в половине XVII века. Лазарь Баранович «Письма». Le Quien «Oriens Christianus». Макарий «История русской церкви» т. V. Максимович М.А. «Межигорский монастырь» Киевские Епархиальные Ведомости» 1865 г. 7. Маркевич «История Малороссии». Мелетий Смотрицкий Θρνος. (Из библ. Киев. дух. акад.). Образцов «Киевские ученые в Великороссии» Эпоха 1859 года январь. Основа. 1861. 8. Памятники Киевской Археографической Комиссии т. II. Пекарский «Представители Киевской учености». Отечественные Записки 1862. т. I.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Пн Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви от 8 ноября 2000 года 11 2005 р. 15:30 Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 8 ноября 2000 года. Священный Синод Русской Православной Церкви с горечью и с тревогой за судьбу православного единства выражает глубокую обеспокоенность в связи с недавними действиями Константинопольского Патриарха Варфоломея в Эстонии, повернувшими вспять процесс согласованного разрешения проблем, касающихся церковного положения в этой стране. С 26 октября по 1 ноября с.г. Патриарх Варфоломей в сопровождении архиепископа Карельского и всей Финляндии Иоанна, иерархов, духовенства и мирян Финляндской Архиепископии Константинопольского Патриархата находился в Эстонии с официальным визитом. О своем намерении нанести визит в Эстонию, в пределы канонической территории Московского Патриархата, Константинопольский Патриарх Варфоломей не известил Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Официальное сообщение о визите Константинопольского Патриарха в Эстонию Русской Православной Церковью было получено от главы Лютеранской Евангелической Церкви Эстонии. Получив информацию о готовящемся визите, Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата предпринял усилия к тому, чтобы пребывание Патриарха Варфоломея в Эстонии положило конец четырехлетнему противостоянию между юрисдикциями двух Церквей в этой стране. Были проведены переговоры с полномочными представителями Константинопольского Патриархата и Правительства Эстонской Республики по достижению полного умиротворения между всеми православными и скорейшему восстановлению одинаковых прав для всех православных приходов, включая права на историческое церковное имущество, что могло быть выражено в совместной декларации глав двух православных юрисдикций в Эстонии. Однако Константинопольская сторона отказалась обсуждать предложенные инициативы, предусматривающие возвращение юридических прав на историческое церковное имущество приходам Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, которым это имущество (18 храмов и помещения церковного управления) веками принадлежало и фактически используется в настоящее время.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4923055...

31. Неделя 10-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Предпразднство Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Прав. Евдокима Каппадокиянина. Сщмч. Вениамина, митр. Петроградского, и иже с ним пострадавших прмч. Сергия и мчч. Юрия и Иоанна . Заговенье на Успенский пост. Воскресная служба Октоиха совершается вместе с шестеричной службой Креста и прав. Евдокима Каппадокиянина (А) . Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со службой Креста и полиелейной службой сщмч. Вениамина, митр. Петроградского, и иже с ним пострадавших прмч. Сергия и мчч. Юрия и Иоанна (Б) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 4, Креста (Минеи), глас тот же – 3, и святого, глас 8-й – 3. «Слава» – Креста (Минеи), глас 1-й: «Днесь яко воистинну...» [или святого, глас 1-й: «Како не дивимся благоумию твоему...»] , «И ныне» – догматик, глас тот же: «Всемирную славу...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 1-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 1-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Ты Бога человеком соединила еси...» . Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма; «Слава» – святого, глас 1-й: «Како не дивимся благоумию твоему...» (см. на стиховне утрени в Минее), «И ныне» – Креста (Минеи), глас 6-й: «Пророчестии гласи...» (см. на стиховне утрени в Минее) . В случае исполнения стихиры святого, глас 1-й: «Како не дивимся благоумию твоему...», на «Господи, воззвах», в литийных стихирах это песнопение может быть опущено. В таком случае, порядок пения литийных стихир должен выглядеть следующим образом: стихира храма; «Слава, и ныне» – Креста (Минеи), глас 6-й: «Пророчестии гласи...» (см. на стиховне утрени в Минее). На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Креста (Минеи), глас 2-й: «Ты ми покров державен...» . По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды).

http://patriarchia.ru/bu/2023-08-13/

I. Инструкция приходским священникам Олонецкой епархии в деле борьбы с расколом § 1. Каждый приходский священник, по долгу своего пастырского служения, есть первый миссионер в своем приходе и " обязан непрерывно вести миссионерское дело, действуя против раскольников всеми зависящими от него мерами». Поэтому «учреждение епархиального и окружных миссионеров с их помощниками, действующих в указываемых им пределах и только временно посещающих местности, зараженные расколом, отнюдь не освобождает его от миссионерской деятельности» (Прав. об устр. мис., утвержд. Св. Синодом 25 мая 1888 г.). § 2. Миссионерская деятельность священника в приходе должна быть двоякая: а) по отношению к православным и б) по отношению к раскольникам. По отношению к православным она должна быть направлена: 1) на поддержание в них чистой веры и нравственности и 2) на ограждение их от влияния раскольников и всех неправоверующих, а по отношению к раскольникам – к вразумлению и воссоединению их с православною Церковью . А. Миссионерская деятельность священников по отношению к православным § 3. Для поддержания в прихожанах чистой веры и нравственности священники обязаны: а) проводить жизнь свою честно и благочестиво, помня слова апостола: «образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» ( 1Тим. 4:12 ); б) «постоянно внимательно и непременно истово совершать на себе крестное знамение и преподавать благословение другим, всегда благоговейно и согласно с уставом церкви совершать общественное богослужение, а также частные церковные службы и домашние требы, с вразумительным и внятным чтением и пением молитвословий» (Прав. об устр. мис. § 8, а); в) обучать прихожан истинам православной веры и нравственности в храме при отправлении богослужений, на внебогослужебных собеседованиях, в домах прихожан, при отправлении треб и молитвословий, и при всяком удобном случае. § 4. Для ограждения православных прихожан от заражения расколом и сектантством священник должен: а) во всякое время хорошо знать не только число раскольников своего прихода, но и «лично знать их», 1 и «вести особую от исповедных росписей запись раскольников и сектантов, с подразделением её на две части: первую для внесения раскольников и сектантов, значащихся таковыми от рождения, и вторую для уклонившихся в раскол и секты, с указанием числа лет уклонения». (Ук. Св. Синода от 26 мая 1900 года за 5);

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Алфавитный указатель имен святых, упоминаемых в месяцеслове Список сокращений: ап . – апостол; архиеп . – архиепископ; архим . – архимандрит; блж . – блаженный; блгв . – благоверный; вел . – великий; вмц . – великомученица; вмч . – великомученик; еп . – епископ; имп . – император; митр . – митрополит; мц . – мученица; мч . – мученик; мчч . – мученики; новомуч . – новомученик; патр . – патриарх; Печер . – Киево-Печерских; прав . – праведный; прмц . – преподобномученица; прмч . – преподобномученик; прп . – преподобный; прот . – протоиерей; равноап . – равноапостольный; Ростов . – Ростовских; свт . – святитель; сщмч . – священномученик. Аарон , первосвященник, прав. (20 июля/2 августа) Аввакум , пророк, из 12-ти малых пророков (2/15 декабря) Авенир Индийский , царь (19 ноября/2 декабря) Аверкий Иерапольский , равноап., еп., чудотворец (22 октября/4 ноября) Авив Едесский , диакон, исповедник, сщмч. (15/28 ноября) Авим Маккавей , мч. (1/14 августа) Авксентий Вифинский , отшельник, пресвитер, прп. (14/27 февраля) Авксентий Перцовский , Вологодский, прп. (12/25 июня) Авксентий Севастийский , Аравийский, пресвитер, сщмч. (13/26 декабря) Авкт , мч. (7/20 ноября) Авраамий Болгарский , Владимирский чудотворец, мч. (1/14 апреля; в Неделю о расслабленном) Авраамий Галичский , Чухломской, Городецкий, прп., игумен, ученик прп. Сергия Радонежского (20 июля/2 августа) Аврамий Затворник , Хиданский, пресвитер (29 октября/11 ноября) Аврамий Ростовский , архим., прп. (23 мая/5 июня [Ростов.]; 29 октября/11 ноября) Аврамий Смоленский , прп., архим. (21 августа/3 сентября) Антоном Италийский , еп., сщмч. (12/25 сентября) Агав , ап. от 70-ти, сщмч. (4/17 января ап.]; 8/21 апреля) Агапий Газский , Кесарийский (Палестинский), мч. (15/28 марта) Агапит Печерский , прп., врач безмездный, в Ближних (Антониевых) пещерах (1/14 июня; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Агапия Аквилейская , мц. (16/29 апреля) Агафия Панормская (Палермская), Сицилийская, дева, мц. (5/18 февраля) Агафодор Сардийский , мч. (13/26 октября)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Боголюбово. Церковь Иоакима и Анны. Карта и ближайшие объекты Над ст. Боголюбово в марте 1932 г. нависла угроза переименования. Возможно, сыграли свою роль переименования, произошедшие в Московской области в 1930 г., когда Воскресенск, Сергиев Посад и Богородск стали Истрой, Загорском и Ногинском, и переименование в 1932 г. Иваново-Вознесенска в Иваново. Вопрос же о переименовании ст. Боголюбово в ст. Безбожное был выдвинут Владимирским райисполкомом и был направлен в Облисполком. Но на заседании Административной комиссии при президиуме Ивановского облисполкома от 16 апреля 1932 г. вопрос о переименовании заслушали и оставили открытым. 3 ноября 1937 г. Комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК пишет Владимирскому райисполкому: «Если церковь с. Боголюбова не закрыта в установленном законом порядке, вызовите представителей религиозного общества и произведите регистрацию служителя культа». ГАВО. Ф. Р-37. Оп. 1. Д. 68. Л. 1–2; ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 698. Л. 8//Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. С. 22, 61. Село Боголюбово находится к востоку от Владимира, в 10 верстах, рядом с Боголюбовым монастырем. Когда в первый раз в Боголюбове построена церковь, неизвестно, но в патриарших окладных книгах 1628 г. значится церковь Богоотец Акима и Анны в селе Боголюбове в вотчине Боголюбова монастыря. В переписных книгах 1645-47 гг. «письма и меры князя Григория Шехонского» замечено, что церковь св. прав. Богоотец Акима и Анны деревянная, в церкви образа, свечи, книги, ризы, колокола и всякое строение церковное мирское. На церковной земле двор попа Федора Савина, двор дьячка Левки Ильина, двор просвирницы Марьицы, Маркелова дочери. В 1687 г. здесь была та же церковь с деревянною при ней колокольнею. В 1703 г. была построена здесь новая церковь и освящена во имя тех же святых; тогда при церкви был поп Тимофей, который и получил новый антиминс из патриаршего приказа. Как долго существовала эта новопостроенная церковь, с точностью неизвестно, но из хранящейся в церкви храмозданной грамоты, данной в 1819 г. епископом Ксенофонтом, видно, что в начале XIX ст. в Боголюбове были две обветшавшие уже деревянные церкви: одна во имя Рождества Христова, а другая в честь Богоотец Иоакима и Анны. Вместо этих деревянных церквей и выстроена существующая ныне каменная двухэтажная церковь. Престол в нижнем этаже освящен в 1830 г., а в верхнем - в 1857 г. Немного позднее церкви построена каменная колокольня. Престолов в церкви два: в верхнем этаже – в честь св. прав. Иоакима и Анны, а в нижнем – в честь Рождества Христова. В нижней церкви сохранились иконы древнего письма, перенесенные сюда из прежней деревянной церкви. К числу замечательных икон нужно отнести икону Нерукотворенного Спаса, перенесенную сюда, по местному преданию, из бывшей когда-то на кладбище церкви. Остальные все иконы письма нового, работы местного живописца.

http://sobory.ru/article/?object=01996

В.М. Скворцов Голоса из среды мирян Открытые письма гр. Л.Н. Толстому по поводу его отлучения от Церкви 1-е письмо. Кто прав? Известный вам врач Апраксин Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою ( Мк.8: 31, 37 )? Какая неожиданность постигла вас, граф! Вас, которого безбожная, зараженная ложными материалистическими идеями интеллигенция (дети, братья и сестры ваших героев баричей, которых вы верно оценили) превознесла до небес, которому собираются ставить после смерти памятник превыше всех памятников, чадолюбивая православная Церковь исключила из числа своих членов, заявила публично, что не желает иметь с вами никаких сношений впредь до вашего покаяния. За что же это? За то, что вы отреклись от благодати Божией, признаете Христа человеком, а не Богом, Церковь обманщицей, а все то, что она предлагает и проповедует, великой и далеко не невинной глупостью!.. За что превознесла вас интеллигенция? За то, что вы с великой художественностью проповедуете высшую нравственность, непротивление злу, за вашу жизнь и добрые дела. Кто же прав? Вы описали в лицах всю ложь человеческих отношений, но вы просмотрели, что вся эта ложь есть продукт маловерия и неверия, т. е. того, что вы проповедуете, и что на вере прежде всего зиждется увлекающая вас правда народная. Разве Корчагины и им подобные есть истинные члены Церкви Христовой? Разве не сделали их такими гордость, честолюбие, чревоугодие, блуд и прочее, что признается Церковью величайшими из пороков? Вы говорите: посмотрите, какие безнравственные эти люди; но зачем жить иначе, если Христос только великий человек и если нет воскресения и загробной жизни? Ведь великий для вас, а для меня более великий Будда, Магомет, или кто-либо из философов; и не все ли равно, как жить в этой кратковременной жизни, если все это окончится вечной смертью. Зачем я буду себя стеснять, подчинять каким-то принципам, которые выдумал какой-то Христос, и не все ли равно, если мои братья от этого тоже начнут делать гадости и даже погибнут; конечный удел всех одинаков.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

Высшим управлением российской Церкви, как и других поместных Церквей, должен быть Поместный Собор, с митрополитом или патриархом во главе. О том, из каких лиц должен состоять Собор соответственно каноническим правилам, из одних ли епископов или же вместе с ними из членов клира и мирян, говорится в следующих правилах Вселенских и Поместных Соборов: 5-е правило I Вселенского Собора гласит, «чтобы в каждой области дважды в год были Соборы: чтобы все вообще епископы области, собравшиеся во едино, исследовали таковые недоумения... доколе не заблагорассудит собрание епископов» и прочее. В 37-м правиле св. апостол ясно определено: «Дважды в год да бывает Собор епископов». Так же точно – «Собор епископов» – выражается и IV Вселенский Собор и прибавляет: «А епископам, которые не придут на Собор... братолюбно сказати слово прещения» (прав. 19-е). Св. Поместный Собор Антиохийский называет Поместные Соборы Соборами епископов, о созыве которых «напоминает епархиальным епископам митрополит» (прав. 20-е). То же самое говорится в 87-м правиле Карфагенского Собора и 40-м Лаодикийского о порядке собрания епископов на Собор. VI Вселенский Собор в правиле 8-м и VII Вселенский Собор в правиле 6-м называют ежегодные Поместные Соборы собранием епископов, причём последний прибавляет: «...тогда собравшиеся епископы должны прилежати и пещися о сохранении божественных и животворящих заповедей Божиих». По 64-му правилу VI Вселенского собора, «не подобает мирянину пред народом произносите слово... аще же кто усмотрен будет нарушающим настоящее правило: на четыредесять дней да будет отлучен от общения церковнаго». Отсюда ясно, что Церковь Христова через многократные определения разных Соборов установила собираться на них только епископам, но не мирянам и членам клира с ними. Участие членов клира в Соборах она допускала только тогда, когда эти священнослужители являлись заместителями епископов вдовствовавших в то время их епархий (5 пресвитеров на II Вселенском Соборе) или уполномоченными представителями епископов. II

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Образование не может быть машиной» Профессор Владимир Катасонов подверг жесткой критике проект закона «Об образовании в Российской Федерации» 25.08.2011 1715 Время на чтение 7 минут Напомним, что ранее данный законопроект подвергли критике председатель отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии протоиерей Сергий Рыбаков , наместник Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня, настоятель Троице-Сергиева подворья г. Самары архимандрит Георгий (Шестун) , заведующий кафедрой теологии РГУ, настоятель Покровско-Татьянинского храма при РГУ, директор православной гимназии игумен Лука (Степанов) , настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии иерей Сергий Карамышев , член правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, известный священник и педагог, кандидат педагогических наук иерей Алексий Мороз , директор Центра этно-конфессиональных исследований Владимир Семенко , председатель Рязанского областного отделения Межрегионального общественного движения в защиту прав родителей и детей «Межрегиональное родительское собрание», председатель ЦС Рязанского городского общественного движения в защиту прав родителей и детей «Родительское собрание Евгения Рябова , детский врач, писатель Татьяна Шипошина . «Общественный родительский комитет» обнародовал заявление в связи с угрозой принятия новой редакции законопроекта «Об образовании в РФ». Мы попросили прокомментировать законопроект доктора философских наук, профессора Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владимира Николаевича Катасонова . Данный законопроект, вызвавший бурную дискуссию в обществе, содержит 200 страниц. Уже по самой его внешней форме чувствуется бездарность работы Министерства образования. В конце этого документа, где идет речь о способе внедрения, приводятся перечисления отмен предыдущих положений Минобразования. Только за 2000-2010 года там уже около 8 страниц таких отмен. Понятно, что к этому закону, в случае его принятия, также будет очень много всяких подзаконных положений. Неужели нельзя было заранее это предусмотреть и понять, что закон не обязан в деталях рассматривать каждое положение образовательного процесса, не делать из такого важного документа совершенно неудобочитаемую «простыню»? Поэтому даже внешняя форма проекта закона показывает, как непрофессионально работает наше Министерство образования.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/08/25/ob...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010