Святейший архиепископ Антиохии [ 2 ] созвал к себе по церковным нуждам из окрестных городов восемь епископов. Между ними был и святой Божий человек, мой епископ Нонн, муж предивный, прежде бывший самым строгим иноком Тавеннского [ 3 ] монастыря. За свою добродетельную жизнь он взят был из монастыря и поставлен в епископа [ 4 ]. Нонн пришел из Илиополя, захватив и меня с собою. Когда епископы собрались в церковь святого мученика Иулиана [ 5 ],то пожелали слышать от Нонна поучение и сели все при дверях церковных. Нонн тотчас стал изустно поучать на пользу и на спасение слушавшим. Все благоговейно внимали святому учению его. В то время одна женщина — язычница, известная по всей Антиохии блудница, проходила мимо дверей церковных с великою гордостью, одетая в многоценные одежды, украшенная золотом, дорогими каменьями и жемчугом, окруженная множеством девиц и юношей в красивых одеждах, с золотыми ожерельями. Она была так прекрасна лицом, что созерцанием ее красоты не могли довольно насытиться светские юноши. Проходя мимо нас, она наполнила весь воздух ароматным благовонием. Увидев ее, идущую столь бесстыдно, с непокрытой головой и обнаженными плечами, епископы закрыли глаза и, тихо вздыхая, отвернулись, как от великого греха. А блаженный Нонн пристально и долго смотрел на нее, пока не скрылась она из глаз, и потом, обратившись к епископам, сказал: «Разве не понравилась вам красота той женщины?» Они не отвечали. Нонн с плачем склонил голову свою и омочил слезами своими не только платок, бывший у него в руках, но и грудь. Воздыхая от глубины сердца, он снова спросил епископов: «Разве не усладились вы видом красоты ее?». Они молчали. Нонн сказал: «Поистине многому я научился от нее; ибо женщину сию поставит Господь на страшном Своем суде и ею осудит нас. Как вы думаете, сколько времени она провела в своей опочивальне, моясь, одеваясь, разными способами украшая себя и осматриваясь в зеркало, всю свою мысль и попечение полагая в том, чтобы красивее всех явиться очам временных своих поклонников? А мы, имея Жениха Бессмертного на небесах, на Кого ангелы взирать желают, не заботимся об украшении окаянной души нашей, оскверненной, обнаженной и исполненной срама, не стараемся омыть ее слезами покаяния и одеть красотою добродетелей, дабы явилась она благоугодной пред очами Божиими и не была посрамлена и отвержена во время брака Агнца» [ 6 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Нет. Надо приготовиться к исповеди и приступить к этому таинству. Что означает имя Пелагия, и когда Церковь вспоминает эту святую за богослужением? иеромонах Иов (Гумеров) По-церковнославянски это имя пишется и произносится Пелагия. Оно имеет греческие корни и в переводе означает «морская». В месяцеслове нашей Церкви указаны имена семи святых: св. мученица Пелагия Тарсийская († 290; память 4/17 мая, 7/20 октября); св. дева Пелагия Антиохийская († 303; память 8/21 октября); преп. Пелагия Палестинская († 457; память 8/21 октября); блаженная Пелагия Дивеевская (Серебренникова; † 1884; память 30 января/12 февраля); преподобномученица Пелагия (Жидко; † 1944; память 13/26 июня); новомученица Пелагия (Балакирева; † 1943; память 17/30 июня); преподобномученица Пелагия (Тестова; † 1944; память 21 октября/3 ноября). Особо назидательно житие Пелагии Палестинской. Она была блудницей в Антиохии. Вела развратную жизнь, но была обращена святителем Нонном, епископом Илиопольским. Об этом чуде воскресения души рассказывает современник и очевидец диакон Илиопольской Церкви Иаков. «Дивное событие, – пишет он, – произошло в наши дни; посему я о нем и передаю вам, братиям святым, чтобы, читая со вниманием, получили вы великую пользу. Святейший архиепископ Антиохии созвал к себе по церковным нуждам из окрестных городов восемь епископов. Между ними был и святой Божий человек, мой епископ Нонн, муж предивный, прежде бывший самым строгим иноком Тавеннского монастыря. За свою добродетельную жизнь он взят был из монастыря и поставлен в епископа. Нонн пришел из Илиополя, захватив и меня с собою. Когда епископы собрались в церковь святого мученика Иулиана, то пожелали слышать от Нонна поучение и сели все при дверях церковных. Нонн тотчас стал изустно поучать на пользу и на спасение слушавшим. Все благоговейно внимали святому учению его. В то время одна женщина – язычница, известная по всей Антиохии блудница – проходила мимо дверей церковных с великою гордостью, одетая в многоценные одежды, украшенная золотом, дорогими каменьями и жемчугом, окруженная множеством девиц и юношей в красивых одеждах, с золотыми ожерельями.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Феодула тавеннская преподобная, † 410. Канон сырн. субб. Филар. Подвижницы. Феолипт , еп. филадельфийский 14 веке. Память в 1 неделю по неделе всех святых, Афон. патер. Феон скитский, эконом современник Кассиана. Канон сырн. субботы. Ферапонт , болгарский мученик, усеченный при султане Селиме. Мощи в Софии. Паис. Фомаида нисикийская, ученица Вриены, † 322. Канон сырн. субботы. Житие Февронии 25 июня. Мученики зографские, избитые в числе 25 ок. 1310 года латинянами, нанятыми против турок Андроником II. 2) Храмы Богоматери в Царьграде, непоказанные в греческом синаксаре. Сведения из Дю-Канжа я Бандурия. Богоматери Артаки . (Дю-Канж кн. IV, 83) Нерукотворенной иконы Богоматери Кониссы близ Кавалы близ Царьграда (кн. IV, 83). Богородицы Карабицын (Кораблец). Храм построил импер. Михаил (857–867 г. кн. IV, 86.) Богородицы близь Великой церкви . Храм построен Вериною, супругою Льва Великого (кн. IV, 86). Богородицы Благословенной . Монастырь, построенный Ириною, супругою Алексия Комнена 1081–1118 (кн. IV, 87). Богородицы в Контарии храм, построенный Константином В. (Bandurii Anmiqi. 44). Богородицы Кристалл , построен при Льве Макелле (457–474) (IV, 87 Дю-Канж). Богородицы Блоготворительницы ( υυεργετδος) храм, созданный Василием протосекретом (кн. IV, 87). Богородицы Евгения храм, созданный Евгением в его доме при Феодосии Великом. Богородицы Карпиановой в храме, построенном при Константине Погонате патрикием Карпианом (кн. IV, 85). Богородицы близ св. Луки монастырь, был при патриархе Мине (кн. IV, 88) Богородицы на Форе (площади) Константиновом храм построен или возобновлен Василием Македонянином (кн. IV, 88). Богородицы близь Иова монастырь, был при патриархе Мине. Богородицы Лива ( το Αιβς, τ το Λιβα храм построенный сановником Константином Ливом ( Λψ) при Льве философе (886–912). Он был в Марсодагаре. Сюда делали выходы императоры 8 сентября (кн. IV, 92). Богородицы митрополитской близь Дворца. Разрушена при Иустиниане Ринотмете, см. 23 авг. о Каллинике в синаксаре. После перенесена в Петрию (кн. IV, 93).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Св. Феодор, не желая идти в дом его, сказал плачущим, пришедшим к нему с просьбою, поселянам: «Вы просите меня прийти в дом ваш и помолиться о дочери вашей. Бог все объемлет и наполняет собою: Он не ограничивается местом. И так призовем Его здесь; Он возвратит жизнь находящейся там дочери вашей». Все выслушали слова Феодора, как залог жизни для больной, и Феодор, обратившись к молитве со всеми бывшими с ним монахами, трижды преклонял колена и долго молился Богу. Окончивши молитву, он сказал поселянам: «Бог возвратил жизнь вашей дочери. Ступайте домой с уверенностью, в этом». Не смотря на сие, многие мужчины и женщины, собравшиеся около монастыря, продолжали плакать, потому что больная находилась при последнем издыхании. В сие время отец ее пришел с противоположного берега реки, и принес серебряный секстарий 11 , наполненный водою. В слезах, подав оный Феодору, он сказал ему: «Я маловерен, и потому прошу тебя, призови хотя на воду сию Имя Божие для моей дочери. Я уверен, что Бог услышит тебя, и сделает воду сию спасительным для нее лекарством». Феодор взял секстарий, обратил взор свой на небо, и помолившись со слезами, сделал на воде знак Креста Христова. Тогда отец больной женщины взял воду, и вместе с народом пошел в дом свой. Спустя три или четыре часа, он с немногими друзьями и сродниками своими возвратился к Феодору рассказать ему о величии Божием, открывшемся в исцелении дочери его. Он сказал, что братья его с великим усилием раскрыли уста его дочери, и влили в оныя немного воды, что после того открылся у ней понос, и она выздоровела. Некто Силван, родом из Александрии, живший в Вендилии, зараженный арианскою ересью, и получавший пропитание от продажи камней, находясь в сие время у мужа упомянутой женщины, и будучи очевидным свидетелем величия Божия, прославил Бога. 11. Спустя несколько времени, св. Феодор, взяв около ста двадцати монахов, отправился с ними на ближайший остров упомянутой реки, собирать там растение, называемое египтянами фрия, из которого делаются рогожи. Между монахами находился и Силван фивский, который был игуменом двадцати двух монахов, имел у себя помощником Линуфона, и в числе прочих, находящихся под его смотрением, Макария, по проименованию Старшаго, который был родной брат св. Феодора по матери, а не по отце. В девятый день после того, как св. Феодор отправился на остров, один из монахов пришел в монастырь Вав, в которой мы тогда уже возвратились из Тавеннскаго монастыря, и сказал нам, что некоторые монахи, отплывшие с Феодором на остров, привезли на лодке Силвана, находящегося при последнем издыхании, и уже вошли в пристань реки, которая течет близ монастыря Вав.

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/pismo-ep...

Вскоре после сего я слышал еще голос, который говорил мне: «Сей светильник, который видишь ты сияющим подобно утренней звезде, будет некогда сиять светлее солнца. Ибо он означает проповедь Евангелия Христова, возвещаемаго во святой Его Церкви, в которой ты крещен. Голос, отсюда выходящий, есть голос Христов. Он зовет чрез Александра, епископа Александрийской Церкви. Прочие голоса, которые слышны из мрака ересей, происходят от диавола. Он зовет к себе чрез начальника каждой ереси, и многих увлекает в заблуждение». Потом, увидевши, что многие в светлой одежде идут к светильнику, я благословил Бога, и оставивши тех, которые хотели увлечь меня в заблуждение, вознамерился жить вместе с человеком Божиим Палемоном, подражателем святых мужей, и жил с ним, доколе не пришел ко мне Ангел Господень и не сказал: «Согревай приходящих к тебе тем огнем, который возжен в тебе Богом». При руководстве сего Ангела и при содействии Божием я устроил сии монастыри». Знай, Аммон 7 , что и Афанасий, епископ Александрийской Церкви, исполнен Святаго Духа; ибо Пахомий рассказывал нам: «Когда Афанасий возведен был на степень епископа, и некоторые неблагонамеренные люди, видя молодость его 8 , осуждали определение Божие о нем, и хотели произвесть раскол в Церкви Божией, Дух Святый сказал мне: «Я поставил его столпом и светильником Церкви, и он из любви ко Христу будет переносить многие скорби и клеветы от людей, но при содействии Христа, победивши все искушения, он будет проповедовать Церквам истину Евангелия». 7. После сего Феодор был вместе с Пахомием в Тавеннском монастыре, который находится в области Тентиритской 9 . Здесь некогда по совершении ночных молитв и тяготимый сном, начал прогуливаться по монастырю; потом, не будучи в ночное время никем примечаем, провел несколько времени в молитве; наконец, решившись дать умеренный покой своему телу, сел у дверей храма находящегося в монастыре, и уступая естественной потребности тела, заснул. Тогда явился Ангел Господень, разбудил его, и сказал: «Иди за мною». Феодор встал, и следуя за ним, вошел в Церковь и увидел, что она вся была наполнена светом. В ней на том месте, где священники обыкновенно воссылают Богу молитвы свои, стояло множество Ангелов. Когда при виде их он объят был страхом, то один из Ангелов позвал его к себе. Как скоро он к нему приблизился, то некто, сияющий славою, вложил в уста его необыкновенную пищу, и приказал ему съесть оную.

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/pismo-ep...

Поскольку ты, любя святых рабов Божиих, стараешься подражать непорочной жизни их и, слыша от многих похвалы человеку Божию, освященному Федору, отцу тавеннских монахов, как называют их фивские жители, оказываешь ему особенное уважение; то, узнавши, что я жил в монастыре сих монахов три года, ты приказал мне описать твоему преподобию все то, что я или слышал и узнал о нем от живших с ним святых мужей, или что сам удостоился видеть. Посему я, принесши усердную молитву Богу, чтоб Он помог мне верно вспомнить все сие, охотно исполняю приказание твоего преподобия, и объявляю тебе следующее: 1. Мне было семнадцать лет от рождения, как я, решившись быть христианином, услышал в церкви беседу блаженного Папы Афанасия о образе и жизни монахов и дев, посвятивших себя на служение Богу. Он удивлялся великой награде, ожидающей их на Небесах. Услышав сие, я возлюбил и решился избрать блаженную жизнь их. Омывшись баней возрождения, я нашел недалеко от города одного фивского монаха, и вознамерился последовать ему; но вскоре переменил свое намерение, по совету блаженной памяти Павла, пресвитера Перейской Церкви, который подозревал, что монах сей был еретик. Павел, препоручив меня Феофилу и Копру, мужам, которые провождали жизнь богоугодную, и которые тогда из Фиваиды от св. Феодора присланы были с письмами к св. Папе Афанасию, послал меня к Феодору. Когда мы пришли к монастырю, в котором жил раб Божий Феодор, и который находится в верхней Диосполитанской области и известен под именем Вав: то человеку Божию Феодору угодно было встретить меня при вратах монастыря. Поговоривши со мною о некоторых предметах, он приказал мне переменить свою одежду, и потом ввел меня в монастырь. Здесь увидел я около шестисот монахов, собравшихся тогда в одно место. Все они посреди монастыря ожидали св. Феодора. Когда он возвратился и сел под финиковым деревом, то и они сели. Поскольку я с удивлением смотрел на собрание и благочиние их, и чуждался общества их, то св.Феодор, заметив сие, приказал мне сесть подле него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ammon/pismo-ep...

При преемниках Пахомия публичная исповедь по-видимому вовсе выходит из употребления в его киновиях. Этому содействовал преп. Антоний Великий († 356), который, как известно, пережил Пахомия († 348 или 345). Преп. Антоний высказал своё принципиальное воззрение на таинство покаяния и на способ совершения его в письме —375— к Феодору Освященному. „Объявляю, пишет преп. Антоний, что почти во всём мире многие люди, истинно поклоняющиеся Христу, согрешив после крещения, плакали и рыдали (κλαυσντων κα πενϑησντων), и Бог, приняв плач и рыдание (τν κλαυϑμν κα τ πνϑος), простил грехи всех так поступавших даже до настоящего дня, в который передано тебе это письмо. Итак, прочти его братьям твоим, чтобы и они услышавши радовались“. Совершенно такого же взгляда на покаяние для иноков независимо от Антония держался и сам Феодор 309 . В чём же его особенность? По тогдашнему церковному воззрению существовало несколько путей, которые вели к прощению грехов, несколько путей покаяния. Такого взгляда на сакраментальную исповедь, что она есть единственное, исключительное и неизбежное средство для прощения грехов, допущенных человеком после крещения, не существовало тогда. Исповедь и Покаяние представлялись только одним из многих способов очищения от грехов. Иоанн Златоуст указывает пять таких способов: публичную исповедь („грешник ли ты, – войди в церковь , чтобы рассказать грехи свои“); второй путь – плач о грехах; третий – смирение; четвёртый – милостыня, царица добродетелей; пятый – Молитва 310 . Очевидно Антоний и Феодор выбирают вто- —376— рой путь покаяния, как наиболее удобный для иноческого звания, – плач о грехах. И вот картина общего покаяния в Тавеннском монастыре по описанию очевидца, – епископа Аммона: „Все мы выслушавши (приведённое письмо преп. Антония), пав лицом на землю, так плакали пред Богом, что, когда бывший с нами священник (πρεσβτερος) окончил молитву, Феодор сказал: „поверьте моему слову, что вся небесная разумная тварь возрадовалась об этом плаче (κλαυθμ) вашем. Бог принял молитву нашу и простил грехи некоторым монахам, которые здесь так горько плакали“ 311 . Здесь несомненное указание на таинство

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Впрочем, нетвердым, несовершенным не следует употреблять такое испытание себя, т. е. в душе представлять совокупление с женщиною и какие–нибудь нежные, страстные ласки; это будет более вредно, нежели полезно им. Ибо что может доставить людям такой опыт, когда и в опыте представляется то самое, чего нужно избегать, и в самом испытании есть опасность. Итак, если кто–либо, совершенно утвердившись в добродетели, узнает, что у него нет никакого согласия ума на обольстительные помыслы и не возбуждается никакого волнения в плоти, то может считать это верным доказательством своей чистоты, так что, упражняя себя для утверждения этой чистоты, не только в душе обрел сокровище целомудрия и непорочности, но если бы по какой–нибудь необходимости допустил телесное прикосновение к женщине, то вовсе не почувствует страсти. Когда авва Иоанн узнал, что уже настал девятый (третий) час — время обеда, то прекратил собеседование. 20. собеседование аввы Пинуфия о времени прекращения покаяния и об удовлетворении за грехи глава 1 О смирении аввы Пинуфия и старании укрываться Намереваясь говорить о наставлении славного и единственного мужа аввы Пинуфия о времени прекращения покаяния, я допустил бы большой пробел в этом предмете, если бы умолчал здесь о похвальном его смирении, о чем коротко упомянул в четвертой книге постановлений монашеских (гл. 30), особенно когда многие, не зная того сочинения, станут читать эту беседу и у них поколеблется всякое доверие к ней, если не сказать о заслугах говорящего. Когда он, как авва и пресвитер, управлял большой киновией недалеко от Египетского города Панефиса, как там сказано, и слава его добродетелей и чудес превознесла его во всей той области, так что ему казалось, будто от похвалы человеческой он уже получил награду за свои труды; то, боясь, чтобы ненавистная для него суетная людская похвала не упразднила плода вечной награды, тайно убежав из своего монастыря, удалился в сокровенные места тавеннских монахов, где избрал не уединение пустынное, не беспечную одинокую жизнь, которую избирают все несовершенные, иногда из–за гордости не переносящие трудов послушания в общежитии, но в подчинении остался в знаменитой киновии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Вступая в новую жизнь, подвижники отрекались от мира: порывали всякую связь с ним, раздавали свое имущество и посвящали себя Богу. Однако было бы неправильно думать, что аскетический подвиг не полагал никакой внешней печати на подвизающегося. Как жизнь новая и чуждая мира, подвижничество, конечно, имело свои внешние отличия. Прежде всего, они проявлялись в одежде, которая служит показателем принадлежности известного лица к известному обществу или учреждению и даже свидетельствует о внутреннем состоянии человека. Подвижникам, проводившим жизнь в постоянном сокрушении о грехах и покаянии, вполне соответствовала одежда черного или темного цвета 3 , а ее материал из козьей или верблюжей шерсти более всего приличествовал подражателям Иоанна Крестителя, всю жизнь проведшего в пустыне, Илии и Елисея и тех, о которых говорит апостол Павел: “проидоша в милотех, и в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени: Ихже не бе достоин весь мир, в пустынях скитающеся, и в горах, и в вертепах, и в пропастех земных” ( Евр. 11, 37–38 ). Но эти одежды в период отшельнического монашества еще не получили своего однообразия и определенности, какие были им даны в последующее время 4 . Можно предполагать, что в рассматриваемый период существовал и обычай “постригать власы” при вступлении на путь подвижничества, так как пострижение волос у всех почти народов считалось признаком скорби, покаяния, а вместе с тем и перемены жизни 5 ; в христианстве же оно было запечатлено, по блж. Августину, также и традицией 6 . Известно, что прп. Синклитикия, вступая на путь подвижнический, остригла свои власы 7 , а из того обстоятельства, что при пострижении ее присутствовал пресвитер, можно заключить, что ее вступление в монашество сопровождалось церковным благословением 8 . Организатором общежительного монашества или киновитства считается святой Пахомий Великий (282–346 гг.), основавший монастыри на Тавеннском острове реки Нила и в Фиваиде (Верхний Египет). Он впервые обнес стеной келии и ввел дисциплину. Его наставления – это древнейшие монашеские правила.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ликополь Обозрев главные места иноческой жизни в Египте в обителях Антония и Пахомия, в горе Нитрийской и пустыни Скит, мы проследим приюты иноков среди Египта, известные в христианском мире под именем уединений Фиваидских, начиная с северного предела Тавеннских обителей и спускаясь вниз по течению Нила, дабы изображением иноческой жизни в нижнем Египте заключить историю монашества в Египте. Здесь по берегам Нила от развалин Фив до самого Миниета продолжаются те древние каменоломни и гробницы, которые столь долгое время служили убежищем умерших для мира св. отшельников. Там, где в плодоносной долине у подошвы Ливийских гор верхнего Египта расположен главный город Сиют или Осиют, находился древний Ликополь. Горы, прилегающие к Сиюту и ограждающие его своими каменными громадами от песков пустыни, изрыты погребальными пещерами Египтян. Спасительное знамение креста, начертанное на многих местах этих пещер, свидетельствует и теперь о пребывании здесь в прежнее время христианских подвижников. Коптские христиане показывают семь пещер, где, по их преданиям, был женский монастырь. Не сохранилось памяти о подвижницах, посвятивших жизнь свою Богу. Но то известно, что в IV в. в Ликополе был свой Епископ и процветали иноческие обители. Великою славою у современников пользовался затворник в Ликополе Иоанн, получивший наименование пророка по дару чудес и предвидения будущего, которым он был украшен. Сын бедного ремесленника Ликопольского, Иоанн до 25-летнего возраста занимался плотничеством. Но, увлекаемый пламенным желанием посвятить себя на служение Богу, он оставил город и удалился в пустыню. Хотя блага, оставленные им в мире, были незначительны, но можно сказать, что он оставил многое; потому что не сохранил в сердце своем никакой привязанности к миру. Эту первую жертву он возвысил ещё важнейшею жертвою – совершенным отречением от своей воли. Он отдал себя в послушание одному пустынножителю и проходил это послушание с такою ревностью, что, не позволяя себе никакого суждения о приказаниях старца, спешил исполнять их. Так, однажды старец велел ему перетащить в келью камень, который с трудом могли сдвинуть с места несколько человек. Иоанн бросился немедленно к делу и употреблял все усилия, чтобы исполнить волю старца, думая, что если приказал старец, то должно быть исполнено. Около двенадцати лет Иоанн был в послушании у сего старца. После его кончины он прожил около пяти лет в монастыре, усовершаясь в иноческих добродетелях, и потом удалился в пустыню, чтобы жить там совершенным отшельником.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010