Это весьма унылая местность; в настоящее время она носит название Вади-Натрун, – долина натрия-селитры. Сюда во времена Никейского собора явился некто Аммун 737 , чтобы вести аскетический образ жизни. Он покинул в Египте свою жену, с которой прожил восемнадцать лет в девственном браке. Она собрала около себя кружок девственниц; к Аммуну же, в его нитрийское уединение, вскоре стали стекаться отшельники. Супруги посещали друг друга два раза в год. Когда Аммун умер, св. Антоний, который был еще в живых, видел, как ангелы спустились с неба, чтобы приять его душу. Его духовное наследие не замедлило значительно разрастись: спустя сорок лет после его смерти в ужасной Нитрийской долине было более пяти тысяч монахов. Подобно монахам Антония, они жили в отдельных кельях; в центре долины возвышалась церковь , куда они собирались по субботам и воскресениям. При ней состояло восемь пресвитеров, подчиненных епископу Малого Гермополя. Здесь был центр администрации и дисциплины. Три пальмы осеняли церковный двор; к каждой из них был привязан кнут, который употреблялся для наказания злоумышленников, пришедших со стороны, а в случае чего – и самих пустынников. Вне этих еженедельных собраний монахи устраивались, как хотели, в своих кельях, зарабатывая себе пропитание плетением корзин; иногда они жили вдвоем или втроем, часто в одиночку. Утром и вечером из края в край по долине раздавалось пение псалмов. По ту сторону Вади-Натрун простиралась еще более страшная пустыня, Келлии, где спасались наиболее мужественные. Еще дальше пустыня Скитская, страна песка и голода, укрывала самых знаменитых виртуозов нитрийского аскетизма. В самом деле, была известная виртуозность, открытое соревнование между монахами не только в этом районе, но и во всем Египте. Памво, Ор, Нафанаил, Вениамин, оба Макария, египетский и александрийский, находились в числе нитрийских знаменитостей. Макарий александрийский не мог слышать о каком-нибудь аскетическом подвиге, чтобы не постараться тотчас превзойти его. Тавеннские монахи не вкушали ничего вареного в продолжение великого поста; он пожелал следовать такому же режиму круглый год в течение семи лет. В продолжение двадцати ночей подряд он неослабно боролся со сном, не давая себе заснуть. Он был уже стар, когда ему пришло желание пойти в самую Тавенну, чтобы дать урок тем знаменитым аскетам, которые простаивали на ногах все ночи и во время поста принимали пищу только однажды в пять суток. Он явился переодетый к монастырским воротам, и когда настал пост, провел его, все время стоя на ногах и даже не преклоняя колен ни днем, ни ночью, не принимая ни пищи, ни питья, и только по воскресениям вкушал несколько сырых листьев капусты. Постясь таким образом, он плел собственноручно корзины, а в свободное от работы время молился. Тавеннские монахи восстали против столь опасного соперника, но их настоятель поблагодарил его за то, что он смирил гордость у его учеников 738 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Египет, в котором началась иноческая жизнь среди мужей, дает нам и первые примеры иноческой жизни женщин. Подвижниц Христовых мы видим уже во времена прп. Антония Великого , который, уходя из мира, отдал свою сестру на попечение девственницам. Сестра преподобного сама впоследствии стала начальницею и учительницею многих дев. В наставлениях прп. Антония мы находим ряд наставлений для дев. В самой Александрии и ее окрестностях было значительное число девственниц, которые жили или вместе или отдельно в келиях. Среди них можно выделить, например, Сарру , подвижницу Александрийскую . Она подвизалась в течение шестидесяти лет в келии на берегу Нила. Среди святых жен есть целый ряд подвижниц, которые проходили поприще подвига тайно среди мужчин. Евфросиния ушла из богатого родительского дома накануне замужества, желая посвятить свою жизнь Господу. Чтобы ее не нашли, оделась мужчиной и подвизалась до конца жизни в мужском монастыре аввы Феодосия под именем Смарагда. Феодора, мучимая совестью за измену мужу, бежала из дома и втайне подвизалась под видом евнуха в мужском монастыре. Желая загладить свой грех , она проходила самые тяжелые послушания в монастыре и за свое смирение сподобилась дара чудотворения. Своим тайным подвигом была прославлена дочь императора Анфима (467–471) Аполлинария , которая подвизалась в монастыре прп. Макария Египетского . Когда прп. Пахомий Великий учредил общежития для иноков, его сестра устремилась подражать его подвигу, и прп. Пахомий недалеко от Тавеннского монастыря на другой стороне Нила, на месте Мин, устроил первую женскую общежительную обитель. В женском монастыре Мин были те же правила, что и в Тавеннском мужском монастыре. Среди Минских подвижниц особенно прославилась своим подвигом юродивая Исидора , святость которой чудесным образом была засвидетельствована святым отшельником Питиримом. Помимо Тавеннских обителей значительное число женских монастырей располагалось в Верхней и Нижней Фиваиде, а также в городах Оксиринте и Антиное. Матерью всех инокинь принято считать св. Синклитикию . Она прославилась своей высокой подвижнической жизнью и опытной духовной мудростью. Подобно прп. Антонию Великому , св. Синклитикия оставила свое богатое имение и удалилась в пустыню. Слава о ее жизни привлекла многих жен, искавших у нее назидания и руководства в духовном подвиге. Вокруг нее было составлено общежитие. Конец ее жизни был прославлен великим терпением. Она умерла в восьмидесятилетием возрасте после тяжелой четырехлетней болезни 509 . Сирия

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Исполняла для сестер всякие работы, ни одного часа не была без дела, отчего изнурила свое тело; ум же ее постоянно был занят молитвой. Однажды ангел явился ученику св. Антония, Питириму, и сказал: «Зачем ты величаешься своими подвигами? Хочешь ли видеть женщину добродетельнее тебя? Ступай в Тавеннский монастырь, там найдешь женщину, покрытую самым худым платком. Она достойнее тебя пред Богом». Питирим отправился и, увидев Исидору, упал к ее ногам. Все были поражены таким поступком Питирима и воскликнули: «Что это значит? Она ведь безумная!» – «Нет, она выше всех вас перед Богом!» – сказал Питирим. Тогда все, оскорблявшие Исидору, просили прощения у нее и стали относиться к ней с большим уважением. Святая же, тяготясь славой, скрылась из обители, и где окончила свою жизнь – осталось неизвестным. Жила она в IV столетии. Блаженная Таисия жила в V веке. Родом была она из Египта. Лишившись родителей в молодости, не захотела вступить в супружество, но посвятила себя служению больным, нищим и странникам. Вблизи города, где жила Таисия, были обители и скиты иноков, и Таисия особенно любила принимать к себе в дом отцов-иноков. Случилось, что она увлечена была с пути добродетели на путь порочной и затем развратной жизни. Когда узнали об этом скитские старцы, то очень опечалились, стали искать способа спасти ее и поручили это дело опытнейшему в духовной жизни Иоанну Колову. Иоанн отправился к Таисии, а старцы обещали молиться. Придя в дом Таисии, старец сел около нее и начал плакать. «Что ты плачешь?» – спросила Таисия. «Как же мне не плакать, – отвечал Иоанн, – когда ты забыла Бога, Жениха небесного, презрела Его небесный чертог и угождаешь дьяволу своими делами?» Эти слова точно стрелой пронзили сердце Таисии; ее совесть пробудилась, и она ужаснулась своего нравственного состояния. «Примет ли Бог покаяние такой грешницы, как я?» – спросила Таисия у старца. – «Примет, – отвечал старец. – Он ждет тебя. Если ты искренно покаешься и обратишься к Нему, то я ручаюсь тебе, что Он с любовью примет тебя как Свою невесту, и ангелы возрадуются о тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Здесь к Шио стали собираться желавшие подвижнической жизни, и он основал Мгвимскую обитель. Властитель Иверии, Фарасман, узнавший Шио, помог ему в устроении обители. Последнее время своей жизни св. Шио провел в глубокой пещере под монастырской церковью, куда в корзине спускали ему скудную пищу. Мощи св. Шио почивают в его обители, которая одна из немногих уцелела среди частых опустошений Грузии. Св. Шио жил в VII веке. 10-е число Апостол Симон Зилот происходил из Каны, был братом Господа по плоти и апост. Иуды (память 19 июня) и одним из 12 апостолов. Он называется Кананитом от г. Каны и Зилотом, т. е. «ревнителем закона». Полагают, что И. Христос был на браке в Кане именно у сего апостола, где обратил воду в вино. Увидев чудо, совершенное Господом, Симон воспламенился ревностью следовать за Ним, несмотря на то, что только вступил в брак. Проповедовал Симон в Иудее, Египте, Британии и др. местах. В Британии он был распят на кресте и погребен. Преподобный Симон, епископ суздальский, был первым епископом во Владимире. Жил во 2-й половине XII века; сначала довольно долгое время подвизался в Киево-Печерской обители. Любил читать жития святых печерских угодников и сам старался подражать им. Он написал жития свв. Антония и Феодосия и многих других иноков печерских. Владимирский великий князь Георгий Всеволодович, любивший и почитавший Симона за его добродетельную жизнь, когда, в 1215 г. устроил отдельную Владимирскую епархию, то избрал его епископом новой епархии. Скончался св. Симон в 1226 году. Мощи его перенесены из Владимира в Киев, где и почивают в пещерах. Преподобная юродивая Исидора подвизалась в Тавеннской женской обители, в Фиваиде. Когда стали уважать ее за подвиги, то она приняла на себя вид глупой и помешанной. Так ее и считали все и нередко унижали, оскорбляли и даже били. Св. Исидора все переносила безропотно и терпеливо. Вместо кукуля набрасывала она себе на голову какую-нибудь тряпку. За трапезу не садилась, а ела остатки от трапезы монахинь и пила вымывки из посуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

По аскетическому идеалу каждый инок в своём монастыре является слугой всем – и настоятелю, и старцам, и своим братиям до последнего послушника. Но таким же безответным слугой он должен быть и по отношению к мирянам. И сейчас мы увидим, что в мирском ближнем, которому служил древний инок, он не видел вовсе существа низшего порядка, чем он сам, и служа только снисходил бы к нему. Напротив: того мирянина, которому служил монах, он считал неизмеримо выше себя; помогая и благотворя больному, страннику, нищему, часто порочным лично, или невинному дитяти – сироте, беззащитной вдовице и бесправному рабу, – он веровал, что служит Самому Христу, Который жил на земле в уничижённом виде и образе раба, страдал за грешный мир и Который до сих пор ходит по земле в образе труждающихся и обременённых. Людское горе, страдания и нужда олицетворялись в высочайшем лице Господа; монах деятельного подвига служил Ему Самому непосредственно и мог ли он считать И действительно, служение миру благотворительностью в разных её видах составляет непременную, составную часть общежительного строя киновии. Это можно наблюдать в истории общежительного монашества начиная с Тавеннских киновий Пахомия Великого , но особенно ясно видно на обители преподобного Феодосия Великого, палестинского подвижника, который недаром носит имя Киновиарха († ок. 529 г.). Жизнеописатель преподобного Кирилл Скифопольский такими словами характеризует благотворительную деятельность Феодосия. „Так как существует вторая заповедь (о любви к ближнему), подобная первой (о любви к Богу), которая делами поддерживает предшествующую и скорее приводит к ней, и заповедует: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе, смотрите, сколь рачительным в исполнении её явил себя по истине божественный и богодарованный нам Феодосий“. При киновии (его) можно было видеть не только разнообразные ремесленные заведения, но и „различные прибежища, каждое удовлетворяющее соответственным образом нуждам пребывающих, причём каждый из них пользовался разным гостеприимством, но все одинаковым уходом...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Несколько братьев сходили на кухню и привели к игумену повара, чумазого и пропахшего кухонной гарью. Игумен спросил: – Где ты был этой ночью? Ефросин уставился в землю и ничего не отвечал. Игумен повторил вопрос и стал принуждать его ответить. Тут юный монах расплакался и кротко и тихо ответил: – Разве ты не знаешь, отче, где мы оба были? Тут игумен затрясся от страха. Он вынул из-за пазухи три яблока и спросил: – Узнаешь? – Да, отче, – ответил Ефросин. – Помнишь, ты же сам мне велел, вот я и дал их тебе. – Блажен ты, чадо Ефросин! – при всех воскликнул игумен, – что удостоился таких благ. Поэтому прошу тебя стать заступником и моей убогой души. И рассказал братьям о том, какое ему было видение этой ночью. Закончив рассказ, он поклонился в ноги Ефросину, чем сильно смутил юношу, который пытался поднять его с колен – видеть это ему было сущей мукой. Он не мог принять такую честь и громко зарыдал. Настоятель взял его за руку, ввел в алтарь. Разрезав три яблока на священном блюдце, он раздал частицы всем братьям. А юный Ефросин, не вынося славы и чести, которые стали оказывать ему братия, тайно покинул монастырь и пропал. Он знал, что людская похвала хуже хулы, ибо наносит большой вред душе. Поэтому он предпочел лучше держаться подальше от этого, думая о своем спасении. 1 Тавенна (или Тавеннис) – остров на реке Нил в Верхнем Египте, на котором святой Пахомий в начале IV в. основал знаменитый Тавеннский монастырь, где число монахов доходило до тысячи. Их называли тавенцами или тавеннисийцами. 4 Команы – с таким названием известны два города а Малой Азии. Один в Кападокии, который называется Команы Каппадокийские, другой в Понте, он называется Команы Понтийские (в нынешней Абхазии, недалеко от г. Сухума. Об этих Команах и идет речь в книге). Эти места связаны с именем Симона Кананита, обретением главы Иоанна Предтечи. Там скончался божественный Иоанн Златоуст , сосланный византийской императрицей Евдокией, ныне в скиту паломники прикладываются к его высеченному из камня гробу, до сих пор источающему необычайное благоухание.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

630 В разных местах статьи: „Духовный отец или старец” были указаны случаи телесных наказаний учеников старцами. Авва Серид „был совершенным послушником, ибо много страдал от старца, претерпел биения и многоразличные искушения“... Βαρσανουφου. Διγησις περ το ββ Σερδου, p. 275; p. п. 360. 631 В обширном уставе преп. Пахомия читаются две следующие статьи. „Если кто замечен будет в воровстве, дать ему 39 ударов; есть ему только хлеб и воду вне общей трапезы и покрытого вретищем и пеплом заставлять нести покаяние во времена молитв. Тот же закон наблюдать и относительно беглецов“. О неуживчивом иноке, ссорящем братию, сверх суровых наказаний предписывается: „есть ему давать только хлеб и воду вне общей трапезы, пока исправится от худого нрава своего” Migne, P. L. XXIII, col. 81–82, § 163; р. п. Феофана Др. иноч. уставы, 152. Тщеславного инока, который принёс две циновки в день вместо одной, преп. Пахомий осудил на пятимесячный затвор и на хлеб с солью” Act. Sanct. Maii Ш, Ср. Annales du musée Guimet, XVII, 478: хлеб с солью и вода из колодца. Ibid. 203, 440, 429: не есть варёного. Кроме Тавеннских монастырей данный вид епитимии употребляется и в Ските, притом против другого тяжкого греха. Два брата впали в блуд, потом вернулись в монастырь и принесли публичную исповедь пред старцами. „Старцы заключили их на год, и обоим поровну давались хлеб и вода”. Патер., излож. по гл., V, § 37, стр. 104; ср. Migne, P. L. LXXIII, 882 fin. Из Египта этот вид публичной епитимии вместе с монашеством распространился и на востоке, и на западе, и в продолжении веков значительно переработался в своём применении. 632 Migne, P. G. LXX1X. (ер. 57, lib. III), col. 417. Τος διαφανεστροις α αϑαρоς τν ποιμνων ξεστι ρνειν, τоς μπεπιστευμνοις τς κλς τς βασιλεας, οχ τος ποιμενομνοις α τος τν μαρτημτων ηλσι κατεστιγμνοις. Ρ. п. III, 56–57. Ср. предыдущие письма к тому же Вириму 53, 54, 55, особенно же 56-ое, из которого видно, что речь идёт о суде над грешными людьми, т. е. об участи Вирима в их покаянии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, в Тавеннских монастырях таинство покаяния совершалось без исповеди, в форме плача. Публичная исповедь личных грехов была запрещена. Для них введена была исповедь частная, старческая, имевшая исключительно нравственно-педагогическое значение. Впрочем, были известны и публичная исповедь с публичным покаянием, но не сакраментального характера: при жизни Пахомия публичная исповедь употребляется своеобразно, а при его преемниках только как мера дисциплинарная, – в случаях нарушения монастырского устава. Иные порядки мы наблюдаем среди иноков Скита и Келлий, а равно и у киллиотов других стран. Публичная исповедь личных грехов, даже тайных помыслов и публичное покаяние за них были здесь делом не редким. Разлагавшийся в церкви IV и V вв. институт публичной исповеди держался среди подвижников келлиотов по-видимому довольно прочно. Вот примеры. Один инок искушался на блуд в продолжение 14 лет и изнемог в борьбе с помыслом. „Наконец он при- —381— шёл в церковь и открыл дело пред всем народом. Тогда дано было повеление и все понесли для него труд в продолжение седмицы молясь Богу и брань прекратилась“ 320 . Здесь описана несомненно публичная сакраментальная исповедь: дело происходит в церкви за Богослужением пред собранием верующих (во главе с пресвитером, или пресвитерами, совершителями богослужения и распорядителями самого покаяния), – но именно таким образом и совершалась публичная исповедь в древней церкви. Две особенности, впрочем, отличают описанный случай от обычной публичной исповеди: совершителем таинства является не епископ, а предметом исповеди не открытый, смертный грех и даже не тайное греховное деяние, а только борющий помысл. Особенности, эти внесены в дело исповеди монашеством. Тем естественнее поэтому встретить среди келлиотов открытую исповедь тяжких грехов, особенно явных. Был один старец в Скиту; он впал в болезнь, и братия стали ему прислуживать. Чтобы не утруждать братий, он уходит в Египет (т.е. в населённую его часть из пустыни), не боясь предсказания Пимена Великого , что впадёт там в блуд. Действительно, выздоровевши, старец пал с девственницей, которая ему услуживала, и она родила сына. Девственница выдала старца, и он сознался в грехе. Младенца по его просьбе вскормили. И когда ребёнок был отнят от груди „в один праздничный день, старец пришёл в Скит, принесши младенца на плечах своих, и вошёл с ним в церковь , (стал) впереди народа. Присутствующие, увидя его, заплакали. И сказал братьям: „посмотрите на этого младенца – это сын преслушания. Будьте осторожны и вы, братия, ибо я на старости это сделал, – и помолитесь обо мне“. Потом, уйдя в келью, положил начало прежних своих подвигов“ 321 . Важную особенность этого происшествия составляет то, что тяжкий грешник после публичной исповеди не получает епитимии, которая предписывается канонами, может

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

22 Ученики и сподвижники Антония Великого . Об Орсисие (Арсисие) – Созомен (кн. 6, гл. 30), Никифор (кн. 11, гл. 73). Авва Орсисий еще в молодости приобрел такую духовную опытность, что преподобный Пахомий поручил ему руководство одной из тавеннских обителей, говоря: «Орсисий сияет в доме Божием, как светильник золотой». Антоний Великий называл авву Орсисия «истинным Израилем, видящим Господа». Его весьма почитал и святитель Афанасий Александрийский . – Прим. ред. 23 Имеется в виду Пахомий Великий (около 287–347) – основатель общежительного монашества в Верхнем Египте. Сын коптского крестьянина; стал отшельником около 308 года. В 320–325 годах создал на берегу Нила в Фиваиде, близ острова Тавенны, монашескую общину из 9 мужских и 2 женских монастырей, насчитывающих несколько тысяч подвижников. Устав для монастырей был, по преданию, дан ему Ангелом. Антоний Великий говорил об авве Пахомии его ученику Закхею: «Об отце вашем много слышал, что он живет по писаниям, и, истинно, часто желал видеть его телесно, но, наверное, был недостоин того. В Царствии Небесном, по благодати Божией, увидим друг друга. Вначале, как стал я монахом, не было ни одной киновии для воспитания других; но каждый из прежних монахов после гонения подвизался собою. После того отец ваш устроил это благое дело при помощи Божией. Еще прежде его хотел учредить то же другой, по имени Лот, но, поскольку не от всего сердца старался о сем, то и не получил желаемого. Великую услугу оказал он, собрав такое множество братий». – Прим. ред. 24 Сама многочисленность иноков, среди которых были и очень молодые, привела к оскудению духовной жизни в Скиту. Макарий Великий предупреждал: «Когда увидите келлию, построенную близ озера, то знайте, что близко запустение Скита. Когда увидите дерево, то оно – у дверей. Когда увидите отроков, – то берите милоти и удаляйтесь». Авва Моисей говорил: «Если будем соблюдать заповеди Божии, варвары не придут сюда, а если не будем, то Скит будет опустошен». Так и произошло: после нашествия варваров на Скит некоторые монахи были убиты, другие рассеялись по Египту. В VI веке скитские монахи и вовсе уклонились в моно физитство. – Прим. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Пахомий заботился не об одних своих учениках: узнав, что многие окрестные пастухи лишены счастья слышать слово Божие и причащаться св. Таин, он с согласия епископа Тентирийского выстроил для них церковь . Сам приходил к ним, чтобы наставлять их, и делал это так применительно к их сердечному пониманию, что даже многие язычники вразумлялись его беседами и принимали крещение в веру Христову. Слава Пахомия распространялась и привлекала к нему множество учеников. Тогда Пахомий, положивший основание монашескому общежитию 269 , составил строгий монастырский устав, по которому монахи должны были жить в одном монастыре под начальством настоятеля, называвшегося аввой, т. е. отцом, или архимандритом, занимаясь молитвой и работой (земледелием, плетением корзин и циновок). Этот устав сделался впоследствии образцом уставов для других монастырей. Он был написан на Египетском языке, и в 404 году переведён блаженным Иеронимом на Латинский язык по верному Греческому списку. Главными правилами для братии по этому уставу были: безусловное послушание и нестяжательность; при этом – труд, сопровождаемый молитвой. Во время работы иноки должны были соблюдать молчание; таким образом и при общежитии каждый мог вместе с тем быть и уединённым и безрассеянно держать в уме своём молитву. Поступая в монастырь, никто не должен был делать никакого денежного взноса и должен был отречься от всякой собственности; для содержания же обители все должны были одинаково трудиться. В скором времени пожелавших подчиниться руководству Пахомия было так много, что их пришлось расселить по нескольким монастырям (некоторые из прежде основанных монастырей поступили также под его управление): в каждом из них был особый настоятель; общим же руководителем и образцом для всех был Пахомий. Всякий вечер перед молитвой на ночь он беседовал с иноками и деятельно, неуклонно вёл их по пути совершенствования. Общество Тавеннское состояло из девяти отдельных общежитий, в которых было до 7,000 монахов. На другом берегу Нила основал Пахомий женский монастырь; это случилось по следующему поводу. У Пахомия была в мире сестра, которая, слыша рассказы о чудной жизни своего брата, пожелала видеть и посетить его в Тавенне; узнав о прибытии её, он послал через привратника сказать ей, что он – жив и чтобы она не оскорбилась решением его уклониться от свидания с ней, но что если она хочет подражать его жизни, то он займётся построением особой кельи для неё... Поражена была сестра подвижника этим неожиданным предложением, но вместе с тем и тронуто было сердце её и загорелось желанием последовать совету брата. Тогда, избрав место для обители, называвшееся Мен, Пахомий велел братиям построить ей келью и не большую обитель вдали от мужского монастыря и постриг сестру свою в инокини. Когда собрались вокруг неё другие отшельницы, то Пахомий и им дал почти одинаковый с своим монастырём устав, и таким образом был основателем общежития и для инокинь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010