Они приготовляли женщин к крещению, поучая их начальным истинам христианской веры, и наставляли как относительно действий и ответов при крещении, так и относительно поведения после крещения; помогали при самом совершении Таинства Крещения; помазывали святым елеем перед крещением; в греческих церквях стояли при входе в храм и наблюдали за поведением женщин во время богослужения . Игуменья Екатерина приходит к пониманию того, что для реализации такого замысла нужна новая институция, не нагруженная старыми проблемами и бюрократическими сложностями взаимоотношений с Синодом и епархиальным руководством, отталкивающими от себя прежде всего образованных людей. В ее представлении эта новая институция должна тяготеть к идеалам первохристианской жизни, в том числе к идеалу монашескому, который для игум. Екатерины выражался прежде всего в полной посвященности своей жизни служению Богу и ближнему. Женщины и девушки, выбравшие путь диакониского служения, могли бы получать в специальном училище богословское и медицинское образование, а в созданной при монастыре общине обретать практические навыки для своей деятельности и обмениваться опытом. Записка игуменьи Екатерины была передана из Святейшего Синода на рассмотрение в Предсоборное Присутствие вместе с отзывом архиепископа Холмского Евлогия. В отзыве говорилось, что нет оснований отрицать существование института диаконис, но его восстановление требует особой осмотрительности, поэтому архиепископ высказался за восстановление служения, а не чина диаконис . Записка была рассмотрена 2 и 5 декабря 1906 г. в IV отделе Предсоборного Присутствия. В ходе обсуждения была дана положительная оценка предложения игум. Екатерины по возрождению института диаконис, но в итоге отдел решил не изменять составленные прежде прот. Ф. Успенским «Правила жизни и деятельности православных диаконис» (приложение к нормальному уставу православных приходов), которые были приняты и утверждены 7 июня 1906 г. В практическом плане идею школы-училища диаконис с целью подготовки миссионерских кадров игумении Екатерине воплотить не удалось, но в Леснинском монастыре сложилась община служащих сестер по образу древних диаконис.

http://bogoslov.ru/article/6194169

Елизавета Фёдоровна нашла третий путь, впрочем, давно известный и относительно успешно используемый в Европе. Путь диаконис. Странное, забытое в России слово вызвало удивление, а между тем само понятие восходило ко временам становления христианства, к истокам Церкви. Изначально диаконисами называли женщин, помогавших в обучении основам веры, ассистировавших при крещении лиц женского пола, но, главное, заботившихся о бедных и больных. Во время гонений на христиан они служили мученикам в темницах. Из постановлений первых Вселенских соборов видно, что таковые подразделялись на рукоположенных диаконис (прислуживали в храмах) и диаконис по одеянию (занимались делами милосердия). Но с XII века православная церковная практика прекратила поставление диаконис, сделав этот термин почётным званием. Но на Западе же чин сохранился, дополнившись предписанием строгого безбрачия или вдовства. Впрочем, на фоне духовно-рыцарских орденов и католических монастырей деятельность его обладательниц становилась всё менее заметной, пока совсем не исчезла накануне Реформации. Однако история, эта любительница парадоксов, совершила очередной кульбит — именно в лютеранской Германии, ревностно отвергавшей любые проявления «папизма», институт диаконис возродился в начале XIX века. Инициатором движения стал пастор Т. Флиднер, после чего оно, получив поддержку по всей стране, перекинулось в Англию и нашло своих последователей от Америки до Ближнего Востока. Гессенская принцесса Элла познакомилась с такой деятельностью благодаря бабушке Елизавете, основавшей дом диаконис в родном для внучки Дармштадте. Мы не можем с точностью утверждать, посещала ли девочка это заведение, когда обходила вместе с матерью городские больницы, но то, что идея такого служения Богу и людям не могла не запасть ей в душу, очевидно. В России ничего подобного она не увидела, хотя справедливости ради следует сказать о залетавших сюда порой отголосках западных тенденций. Так, московский святитель митрополит Филарет (Дроздов) в своё время отнюдь не чурался подобного служения женщин, посвятив настоятельницу Спасо-Бородинского монастыря Марию (Маргариту Тучкову) в сан игуменьи по чину диаконис.

http://azbyka.ru/fiction/elizaveta-fyodo...

Успешная деятельность Леснинского монастыря способствовала открытию на Холмщине еще пяти монастырей: Вировского, Теолинского, Радочницкого, Красностокского, Турковицкого, где трудились воспитанницы игуменьи Екатерины. Предложения игуменьи Екатерины по возрождению древнего чина и служения диаконис стали продолжением опыта, уже накопленного в России начиная с 30-х годов XIX века. В период общественно-государственного кризиса 1905 г. они имели особое значение как возможность всеохватывающего христианского просвещения русского народа с помощью диаконис-миссионерок, подготовку которых предполагалось осуществлять в училище на базе Леснинского Свято-Богородицкого монастыря. Притом что предложения были одобрены в Предсоборном Присутствии и получили положительный отклик в прессе, они не были официально утверждены. Но Ефимовская смогла воплотить задуманное в Леснинском монастыре, сестры которого несли служение по образу древних диаконис, воспитывая детей, давая им качественное современное образование и оказывая всестороннюю социальную помощь местному населению наряду с христианским утешением и просвещением. Их жертвенное служение, к которому местное население вначале отнеслось с подозрением и недоверием, в результате способствовало объединению народа в Холмском крае и оказанию помощи людям в их нуждах в трудное время расколов и революционного брожения умов.     Литература     Об описанном случае встречи холмской делегации с императором Николаем II см.: Евлогий (Георгиевский). Митр . Путь моей жизни. С. 145–146; Никон (Рклицкий), еп. Леснинский женский монастырь. С. 3–4; Холмско-Варшавский епархиальный вестник, 1905, 40. С. 480. Глинский Н., прот. Праздник Св. Троицы в Леснинском женском монастыре//Холмско-Варшавский епархиальный вестник. 1905. 28. С. 334. Докладная записка Настоятельницы Леснинского женского монастыря о восстановлении служения и звания диаконис, 1905 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 340. Л. 8 об. Докладная записка Настоятельницы Леснинского женского монастыря о восстановлении служения и звания диаконис, 1905 г.//РГИА.

http://bogoslov.ru/article/6194169

Кто знал число этих дев, посвятивших Христу свою жизнь в святости? О них заботились прежде всего диаконисы, а затем местный епископ, который постригал их в монашество. До VI века священнику нельзя было постригать в монашество, дев посвящал епископ. Он шёл в их дома, постригал и принимал от них обеты на глазах у родителей, ведь тогда не было монастырей, где он мог бы совершить постриг перед алтарём. Это было вторым служением диаконис. Третьим их служением были катехизация и крещение женщин. Поскольку диаконы и священники имели помазание святым и великим миром, то они ставили диаконис, с их благословения, помазывать миром женщин, катехизировать их, учить их Символу веры и закону Божию. А при одевании и раздевании крещаемых весьма прилично было присутствовать женщинам, и это были диаконисы. Четвёртым их служением была милостыня. В Церкви собирали милостыню для нищих и несчастных и для тех, кто просил о помощи или нуждался в ней. Диаконисы должны были знать, где раздавать эту милостыню и кто в ней больше всего нуждается, чтобы доложить об этом епископу. Пятым служением диаконис было наведение чистоты в алтаре и снабжение его всем необходимым. Они снабжали алтарь ладаном, смирной, елеем, восковыми свечами, проводили уборку в алтаре, не прикасаясь к святому престолу, святому жертвеннику, как это делают и сейчас монахини. Ведь потом их место заняли именно монахини, и больше не было потребности в диаконисах. Шестое служение диаконис. По праздникам и воскресеньям, когда все выходили из храма, накрывался общий стол, как водилось тогда. Диаконисы выходили на улицу и собирали женщин, чтобы катехизировать, учить их. Они читали им Святое Евангелие. Седьмое служение диаконис. Они следили за порядком в храме, чтобы мужчины стояли с правой стороны, а женщины – с левой в следующем порядке: самые старые – впереди, самые седые – за ними, а кто помоложе – те позади всех, и чтобы оставалась дорожка, по которой христиане могли бы пройти, чтобы приложиться к иконам, передать дар в алтарь. Вот какие служения были у диаконис, но не так, чтобы ты облачал их в стихарь и поручал им возносить ектении. Это величайшее безумие. Не было такого никогда. Вы только задумайтесь: в истории святых апостолов, в истории евангельского благовестил мы ни разу не встречаем такого, чтобы апостолы когда-либо рукополагали какую-нибудь женщину. Если были святые жены-мироносицы, то у нас есть их неделя после Пасхи, и они почитаются как равноапостольные, каковыми были Мария Магдалина, Мария Клеопова, Мария Иакова Малого, Саломия, Максимилия, Иуния, Иулия, Марфа и Мария и другие святые жены-мироносицы, равноапостольные.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/po...

Но даже основательницы монастырей, нередко очень аскетично настроенные, вынуждены были не только поддерживать активную связь с миром, но постоянно искать источники для существования своего монастыря и для его благотворительной деятельности. Итак, к началу ХХ века женская диакония как социальное служение Церкви, не имея официально утвержденного статуса, уже обрела большой практический опыт, во-первых, на медицинском поприще в деятельности общин сестер милосердия, во-вторых – в благотворительности женских общин. Привлекались женщины и к миссионерской работе. Таким образом, сама деятельность всех этих общин породила мысль о создании иного, не монашеского чина, а чина диаконис. Вопрос об официальном учреждении в Русской Православной Церкви чина диаконис поднимался и великой княгиней Елизаветой Федоровной применительно к ее Марфо-Мариинской обители, и в материалах Предсоборного присутствия, и в трудах игуменьи Леснинского монастыря Екатерины (в миру графини Евгении Борисовны Ефимовской). Однако один из основных проектов, поданных в Предсоборное присутствие, предполагал ограничить деятельность диаконис лишь помощью священнику на приходе: уборкой храма, наблюдением за порядком во время богослужения и т.п. Совсем по-иному видели служение диаконисы идеологи восстановления этого чина, в первую очередь великая княгиня Елизавета Федоровна и игуменья Екатерина (Ефимовская). Последняя даже написала специальное церковно-историческое исследование «О диаконисах». Она также обратилась в Предсоборное присутствие с докладной запиской, в которой ходатайствовала о восстановлении служения и звания диаконис. Она писала: «Надвинувшиеся на Россию грозы событий заставляют меня безотлагательно ходатайствовать о восстановлении звания диаконис. Я глубоко убеждена, что, несмотря на строгие, не менее монашеских, обеты, требуемые от диаконис, множество девушек и вдовушек откликнется на призыв к новому деятельному служению Церкви и Отечеству» . Причем игуменья Екатерина сугубо настаивала на просветительской составляющей женской диаконии. Сама она была одной из образованнейших женщин своего времени: окончила Московский университет, в миру занималась литературной деятельностью, серьезно изучала церковную историю, была близко знакома с семьей Аксаковых.

http://pravoslavie.ru/31255.html

- Когда институт диаконис прекратил свое существование и почему? - Исчезновение женского диаконата объясняется частично изменением церковной практики, так как Трулльский собор признал " Постановления апостольские " - основной сборник, регламентировавший деятельность диаконис, - затронутыми ересью. Кроме того, главная функция диаконис - помощь при крещении - постепенно утратила свой смысл с распространением практики крещения младенцев. Как кажется, главную роль в упразднении этого чина сыграло распространение женского монашества. Диаконисы хранили целомудрие и избирались из дев или однобрачных вдов не моложе 40 лет, фактически являлись монахинями или ставились в один ряд с последними. Впрочем, предположительно с VIII-IX веков функции диаконис сильно изменились и могли непосредственно соприкасаться с некоей литургической практикой, аналогичной диаконской, поскольку женщине на шею возлагался орарь и в алтаре она брала в руки Чашу. Это могло вызвать со стороны Церкви опасения в возникновении ереси. А в XII веке слово " диакониса " уже в полной мере превратилось в почетное звание. Западная Церковь не знала женского диаконата в той развитой форме, в какой он существовал на Востоке. На Западе диаконисам предписывалось строгое безбрачие, ими становились вдовы, возможно, и девы. Посвящение диаконис, очевидно, производилось через возложение рук. В раннесредневековую эпоху слово " диакониса " стало почетным званием настоятельницы женского монастыря, аббатисы. Отсутствие разработанности данного чина и раннее его запрещение, относящееся к V веку, можно объяснить опасением Западной Церкви того, что женщины превысят свои полномочия и будут претендовать на священнические функции. Для этого были основания, потому что, в частности, уже святой Ириней Лионский писал о некоем еретике Марке, последовательницы которого совершали Евхаристию. - А чем, например, современная требная сестра, которая помогает священнику при работе в больнице - рассказывает больным о Церкви, присутствует при совершении таинств, - отличается от диаконисы?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Комиссия также обращает внимание на указание апостола Павла, что во Христе стираются все границы, в том числе границы полов (Гал 3. 28). Однако комиссия полагает, что эти границы в земных условиях не исчезают, — напротив, каждый пол обладает своими уникальными дарованиями и призванием к служению, хотя во Христе различия полов и будут преодолены . Во второй части своего заключения комиссия рассматривает исторические свидетельства в пользу включения женщин в состав духовенства. Приводятся свидетельства Климента Александрийского и Оригена, которые, комментируя апостола Павла, отмечают факт включения апостолом женщин-диаконис в состав церковных чинов. Тем не менее у авторов до IV в. комиссия не находит ясных свидетельств, что чин диаконис продолжал непрерывно существовать. При этом начиная с IV в. комиссия находит множество свидетельств существования чина диаконис на Востоке и при этом отсутствие таких свидетельств в Западной Церкви. Уже в XI в. Вальсамон называет 15-й канон Халкидонского собора о поставлении диаконис вышедшим из употребления — к этому времени диаконис уже не было в Антиохийской Церкви, но еще можно было встретить этот чин в Константинопольской Церкви. Комментаторы XIV в. уже не знают о том, кто такие диаконисы и какие функции они исполняли . На основании имеющихся источников комиссия также пытается восстановить функции, которые исполняли диаконисы, а также сам чин ординации. В качестве ограничений для женской ординации комиссия 1919 г. также рассматривает свидетельства древних отцов и канонические правила, которые запрещают женщинам учить в Церкви, совершать крещение, благословлять . Вместе с тем комиссия отмечает, что игумении, или так называемые мать-казначеи женских монастырей, в истории Церкви обладали значительной административной и финансовой властью, которая сравнима с властью епископа или, по крайней мере, с властью аббата-настоятеля монастыря. По итогам рассмотрения вопроса женской ординации в контексте раннехристианского и средневекового Предания комиссия 1919 г. делает следующие выводы:

http://bogoslov.ru/article/6194190

- Это скорее логический вывод, чем документально зафиксированный. В одном из памятников XII века есть такое упоминание об упразднении этого чина: в нем говорится не о том, что служение запрещается, а о том, что диаконис давно не рукополагают. В Церкви многое меняется не формально, а является следствием развития живого церковного организма. Уже к XI-XII векам в связи с массовыми крещениями младенцев перестали крестить взрослых (во всяком случае, это было редкостью). Перестало соблюдаться и разделение на женскую и мужскую половины храма, отпала практика присутствия третьего человека при исповеди. Теперь помогать могли просто благочестивые прихожанки или монахини. - Были ли попытки возродить служение диаконис? - В новое время, в XIX-XX веках, в протестантской церкви служение было возрождено, но уже на другой основе, сохранилось только название. В первой половине XIX века пастор Теодор Флиднер в Германии создал ряд отделений общины диаконис, которые стали разрастаться и превратились в мощную структуру, наследницей которой является диаконическая служба в Германии до сих пор. Диаконисы в таких общинах помогали женщинам, вышедшим из мест заключения, падшим женщинам, воспитывали маленьких детей. Подобное служение возникло и в англиканской Церкви в середине XIX века, можно сказать, из него выросло современное женское священство, не соответствующее никаким нормам жизни древней Церкви. В нашей Русской Церкви в XIX веке было несколько попыток восстановить служение диаконис, но они оказались бесперспективными. Архимандрит Макарий (Глухарев), известный миссионер, хотел возродить это служение для проповеди христианских идей в инородческой среде. Синод, в частности митрополит Московский Филарет, отклонил это предложение. Следующим был также не реализованный проект петербургского священника Александра Гумилевского по реформированию Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. Самой известной стала попытка святой преподобномученицы Елизаветы Федоровны, предложившей Синоду восстановить это древнее служение в Церкви.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Примерно в то же время в Петербурге начала работу Свято-Троицкая община сестёр милосердия, основанная дочерями императора Николая I Марией и Александрой при участии принца П. Г. Ольденбургского и его жены Терезии. Организация, имевшая целью «попечение о бедных больных, утешение скорбящих, приведение на путь истины лиц, придавшихся пороку, воспитание детей бесприютных и исправление детей с дурными наклонностями», не скрывала, что берёт пример с общин диаконис. Зачем? «Чтобы, с одной стороны, избежать неудобства чисто светского общежития, с другой стороны, не подчинять сестёр милосердия строгостям монашеского устава». Носившие форменную одежду сёстры трудились как в самой общине, так и в городских лечебницах, заодно посещая дома «бедных страждущих». Учреждение имело собственную богадельню, женскую и мужскую больницы, домовую церковь. На западе России (Седлецкая губерния, Царство Польское) возникли общины, уже прямо действующие по принципам диаконис. Местная церковная власть поддержала начинание, стремясь укрепить позиции православия в католико-униатском крае, а возглавившая дело игуменья Екатерина (графиня Евгения Борисовна Ефимовская) проявила себя прекрасным организатором. Она основала Свято-Богородицкий Леснинский монастырь, открывший больницу, амбулаторию, приюты и школы, а поскольку такое устройство было не совсем обычным, матушка Екатерина предварительно съездила в Оптину пустынь и обратилась за благословением к старцу Амвросию. «Новый монастырь — по-новому и устрой», — благосклонно отозвался подвижник. Благословил начинание и протоиерей Иоанн (Сергиев) Кронштадтский, оказывавший затем Леснинскому монастырю всестороннюю помощь. Дело двинулось вперёд обитель создала четыре общины с медицинскими пунктами, аптеками и школами, по её примеру возникло ещё пять монастырей с широкой благотворительной практикой. Вот этому расширявшемуся движению игуменья Екатерина и хотела придать статус работы диаконис, для чего неоднократно обращалась к высокому духовенству. «Я глубоко убеждена, — писала она, — что, несмотря на менее строгие монашеские обеты, требуемые от диаконис, множество девушек и вдовушек откликнется на призыв к новому деятельному служению Церкви и Отечеству».

http://azbyka.ru/fiction/elizaveta-fyodo...

– Под хиротонией диаконисы, разумеем, был акт литургический и в нашей богословской литературе, см. книгу «О чинах и учреждениях греко-российской церкви» СПБ, 1792 г., изданную по благословению Свят. Синода, стр. 64. «В древней церкви обыкновение было посвящать диаконис.., но ныне освящение их не в употреблении». Иное дело вопрос о том, тождественна ли хиротония диаконис по своему литургическому составу с посвящением диаконов, и каков был объём тех прав, которые диаконисы приобретали через их хиротонии. В молитве, в означенном сейчас издании, приведённой в качестве заимствованной «из древних греческих книг», развивается такая мысль: «рождением Единородного Сына Божия от Девы освящён пол женский, и не точию мужем, но и жёнам Святого Духа благодать и пришествие дарованы». Посему «Бог и жён, посвящающих себя служить во храме Святых, не отвергает, но в чин служителей приемлет их»; для сего и испрашивается хиротонисуемой «ниспослание богатого и изобильного дара Святого Духа» (ibid.). Нет причин полагать, чтобы и в древности хиротония диаконис понимаема была, так сказать малодейственнее в отношении благодатном, чем как она понимается здесь, хотя совершенное тождество приведённых здесь молитв с молитвами древними и подлежит сомнению. Равным образом, пусть восстановление литургического порядка древней хиротонии диаконис стало теперь делом малонадёжным; но несомненно, что эта хиротония не могла же быть без возложения рук, когда такое действие совершалось и при первом обращении язычников к христианству, как хиротония, не могла быть и без молитв, по содержанию своему отвечающих совершаемому чину. 41 Как известно, собор в храме Софии (так и называемый Софийским) сам называет себя этим именем. Например: правило первое «определил святый и вселенский собор: аще которые из клириков» и проч. (правило 1). К правилам этого собора издатели Пидалиона сделали примечание, в котором напоминают, что на известном Флорентийском соборе Марк Ефесский в своём исповедании веры заявлял следующее «принимаю с любовью, сверх сказанных семи соборов, в собор после оных собравшийся при благочестивейшем царе Василии и святейшем патриархе Фотии, названный восьмым вселенским собором» и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kipari...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010