Характерное для Евангелия от Иоанна выражение «Сын Человеческий» использовано в тех местах, где речь идет о предвечном существовании Иисуса Христа. Христос говорит Никодиму: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин 3. 13); при этом ясно, что под Сыном Человеческим Он имеет в виду Себя. отвечая на недоумение учеников, Христос говорит: «...это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого, восходящего [туда], где был прежде?» (Ин 6. 61-62). Хотя «восхождение» (τν υν το νθρπου ναβανοντα) здесь можно понять как указание на Распятие (ср.: Ин 3. 14; 8. 28; 12. 23, 34; 13. 31-32), однако в конце фразы, «где был прежде», Он скорее также говорит о предвечном существовании, а само представление о «восхождении» обнаруживает близость с образом из Дан 7. 13, где Сын Человеческий дошел до Ветхого днями ( Yarbro Collins. 1993. P. 100). В Ин 5. 22 Христос говорит иудеям о Сыне Человеческом как об эсхатологическом Судии: «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну». Немного далее (Ин 5. 27) Он раскрывает сущность власти Сына, отождествляя при этом (подобно Мк 14. 61-62) Себя как Сына Божия из предыдущей фразы с Сыном Человеческим: «И [Отец] дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий»; здесь сочетание выражений ξουσαν δωκεν ατ (дал Ему власть) и υς νθρπου (Сын Человеческий) почти буквально совпадает с Дан 7. 13-14 в переводе LXX (в переводе Феодотиона вместо ξουσα стоит ρχ). Та же роль Судии выражена и в др. контекстах: Ин 8. 15-16, 26; 9. 39. В кн. Откровение Иоанна Богослова содержится неск. аллюзий на Дан 7. 13. Видение Откр 1. 7 - «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь» - является аллюзией одновременно на Дан 7. 13 и Зах 12. 10-14. Этот текст отличается от Дан 7. 13 тем, что выражение «Сын Человеческий» здесь отсутствует. Вербальное сходство с Мф 24. 30 наводит на мысль о том, что такое объединение 2 пророческих текстов могло быть известно обоим авторам.

http://pravenc.ru/text/171183.html

«в пустыню» – в безлюдные места: горы, леса, пустыни, куда удалятся христиане в конце времен.  «и там питалась» – то есть находилась под Божественным покровом и охранением. «времени, времен и полвремени» – выражение аналогичное Дан. 7, 25; 12, 7, где торжество богопротивных сил обозначено точно таким же сроком. Толкователи единодушно понимают этот срок как «год, два года и полгода», то есть три с половиной года. 100 100 Слово «время» в древних языках, в частности иврите, иногда имело значение «год». Характерно, что арамейское слово «», «идан», употребленное в упомянутом параллельном месте пророком Даниилом (Дан. 7, 25), имеет значения «время» и «год». 15 И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. 16 Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей. «воду как реку» – под этим следует понимать преследования, насилие, военные нашествия и вообще все средства борьбы, используемые диаволом против Церкви и христиан.  Воды в Библии нередко означают скорби и бедствия. Ср.: «Все воды Твои и волны Твои прошли надо мною» (Пс. 41, 8). 101 101 См. также Пс. 123, 4; Ис. 43, 2.  Употребление слова «река» в значении военного нашествия находим в книге пророка Исаии: «Наведет на него Господь воды реки бурные и большие – царя Ассирийского со всею славою его; и поднимется она во всех протоках своих и выступит из всех берегов своих; и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется…» (Ис. 8, 7–8)  См. также Иер. 46, 7–8. «земля помогла жене» – может быть, помогла естественными препятствиями, непроходимостью местности, дальностью расстояний и т. п. Ибо по воле Божией сама природа, а также, может быть, еще какие-то социальные, политические и т. п. обстоятельства помогут в те времена верным христианам. 17 И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа. «вступить в брань с прочими от семени ее» – то есть со всеми прочими христианами, со всеми, кто связан с верой Христовой. С этой целью низверженный дракон воздвигает на земле свое главное и последнее оружие борьбы с Богом и Церковью: всемирное государство антихриста. Об этом повествуется в следующей главе. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Лк.7:39 . Видев же фарисéй воззвáвый егó, речé в себе, глагóля сéй áще бы был прорóк, ведел бы ктó и каковá женá прикасáется емý: яко грешница éсть. Лк.7:40 . И отвещáв Иисýс речé к немý: Симоне, имам ти нечто рещи. Он же речé: учителю, рцы. (Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель.) Сказал сам в себе, т. е. подумал. Пророк, т. е. особый посланник Божий, которому Бог сообщает Свои откровения и который, по Божию откровению, может знать сердца людей. Фарисеи не дозволяли себе никакого внешнего отношения к явным грешникам. Симон фарисей поэтому полагал, что и Иисус Христос, если бы был святым человеком, пророком, то узнал бы, что женщина, приблизившаяся к Нему, грешница, и удалил бы ее от Себя. Лк.7:41 . Иисýс же речé: двá должникá беста заимодáвцу некоему: един бе дóлжен пятиюсот динáрии, другий же пятиюдесят: Лк.7:42 . не имýщема же има воздáти, обема отдá. Котóрый ýбо ею, рцы, пáче возлюбит егó? Лк.7:43 . Отвещáв же Симон речé: мню, яко емýже вящше отдá. Он же речé емý: прáво судил еси. (Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.) Когда Симон фарисей, при виде подошедшей к Господу женщины грешницы, подумал: если бы Христос был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему; тогда Иисус Христос высказал (/рече) Симону притчу, которою довел его до того, что он невольно обвинил сам себя в том, что не так понял Господа, как следовало бы, и ошибочно подумал о Нем. (Что такое притча – чит. в объясн. 36 ст. 5 гл. и 4 ст. 8 гл.) Динарий это – еврейская монета, равняющаяся 20 коп., 500 динариев равняются нашим 100 руб., 50–10. Возлюбит – т. е. будет питать чувство благодарности, уважения и любви в знак своей признательности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

17, 14), а Елисей чудесным умножением елея спасает одну из жен «сынов пророческих» и ее детей от долгового рабства (4 Цар. 4, 1–7), а потом кормит 100 человек 20-ю ячменными хлебцами и несколькими зернами в шелухе (4 Цар. 4, 42–44). Повторяя это пророческое действие, Иисус питает голодную пятитысячную толпу пятью хлебами и двумя рыбами (Мф. 14, 15–21; Мк. 6, 34–44; Лк. 9, 12–17), а затем четырехтысячную толпу — семью хлебами и несколькими рыбами (Мф. 32–38; Мк. 8, 1–9). Илия воскрешает сына сарептской вдовы (3 Цар. 17, 17–24), а Елисей — сына богатой жительницы селения Сонам (4 Цар. 4, 8–37). Повторяя этот пророческий жест, Иисус воскрешает сына наинской вдовы (Лк. 7, 1–15). В завершение описания воскрешения в Наине Лука говорит о реакции жителей этого города на произошедшее событие и приводит их слова: И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой (Лк. 7, 16). Кроме этих очевидных параллелей в рассказах об Илие и Елисее, с одной стороны, и в рассказах об Иисусе — с другой, есть и менее заметные. Например, Елисей совершает действия, в результате которых всплывает утонувший топор (4 Цар. 6, 5–7). Иисусу также подвластна водная стихия: Он укрощает бурю на Галилейском море, по Его слову рыбы устремляются в сети рыболовов, а Сам Он обладает способ­ностью ходить по поверхности воды. Также прослеживается некоторое сходство апостольской общины, сопровождающей Христа, с учениками пророков Илии и Елисея. Все это говорит о том, сколь важное значение в повествованиях евангелистов придается пророческому аспекту земного служения Христа Спасителя. Наконец, нельзя не заметить еще одного сходства евангельских повествований об Иисусе Христе с рассказами книг Царств об Илие и Елисее. В годы своего мессианского служения Иисус был бездомным скитальцем, не имевшим, где приклонить голову (Мф. 8, 20; Лк. 9, 58), — как и многие пророки, вплоть до Иоанна Крестителя, которые всю жизнь скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр.

http://e-vestnik.ru/analytics/svyatoy_il...

2Пар.4:6 .  И сделал десять омывальниц, и поставил пять по правую сторону и пять по левую, чтоб омывать в них, – приготовляемое ко всесожжению омывали в них; море же – для священников, чтоб они омывались в нем. «Медное море» служило для омовений священников перед священнодействиями; для омываний же жертвенных частей предварительно сожжения их служили 10 сосудов – омывальниц, евр.: кийорот, LXX λουτρες, Vulgata: conchae. Устройство этих сосудов и особенно их подстав описано с большей подробностью в ( 3Цар.7:27–39 ). (Толковая Библия II, 458–460). 2Пар.4:7 .  И сделал десять золотых светильников, как им быть надлежало, и поставил в храме, пять по правую сторону и пять по левую. 2Пар.4:8 .  И сделал десять столов и поставил в храме, пять по правую сторону и пять по левую, и сделал сто золотых чаш. Вместо одного светильника во святой скинии Моисеевой ( Исх.25:31–37 ) (Толковая Библия I, 358), в храме Соломоновом, вследствие больших размеров его и необходимости большого освещения, число светильников было увеличено до десяти, и все они были вылиты Хирамом из золота – «как им быть надлежало» (евр.: кемишпатим – по закону, т.е. согласно сейчас упомянутому ( Исх.25:31–37 ); LXX: κατ τ κρμα ατν, слав.: «по мере их»; Vulgata: secundum speciem, qua jussa erant fieri), следовательно, к примеру, каждый светильник имел 7 лампад, так что общее число лампад было 70 (ср. у проф. А.А. Опесницкого, Ветхозаветный храм, с. 317–318). И число столов в святом храме было 10 (ст. 8), хотя собственно столом для хлебов предложения мог служить лишь один из них, названный в ( 3Цар.7:48 ), а прочие могли служить для не богослужебных принадлежностей и второстепенных сосудов храма, например, здесь же упоминаемых 100 золотых чаш (Олесницкий, Ветхозаветный храм, с. 319). 2Пар.4:9 .  И сделал священнический двор и большой двор и двери к двору, и вереи их обложил медью. В отличие от скинии Моисеевой, имевшей один двор, Соломонов храм имел два двора: один был местом совершения богослужения или двором священников, другой назначался для собиравшегося в храм народа (ср. Иез.40:17 ). Предположение некоторых ученых, будто Соломонов храм имел еще и третий двор язычников (как храм Ирода, в котором был также двор женщин), лишено основания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

77: «Иерусалим, Иерусалим»: Матфей 23:37. 78: «И когда Я вознесен буду»: Иоанн 12:32–33. 80: «Иисус, взглянув на него»: Марк 10:21. 80: «И по причине умножения беззакония»: Матфей 24:12. 80: «Я молился о тебе»: Лука 22:32. 80: «Не хотите ли и вы»: Иоанн 6:67. 80: «Возьми крест свой»: Матфей 16:24. 81: «ибо мы имеем»: К Евреям 4:15; 2:18. Глава 5 86: «который любит есть»: Лука 7:34. 87: «Могут ли поститься»: Марк 2:19. 87: «Как многие изумлялись»: Исайя 52:14; 53:2–3. 87: «Иоанн Креститель признал»: Иоанн 1:33. 88: «Душа Моя скорбит смертельно»: Матфей 26:38. 88: «Вера твоя»: Матфей 9:22. 88: «Израильтянином, в котором нет лукавства»: Иоанн 1:47. 90: «Чадо, что Ты сделал с нами»: Лука 2:48–49. 90: «Умолкни! Перестань!»: Марк 4:39. 91: «Если возможно, да минует Меня чаша сия!»: Матфей 26:39. 91: «Откуда у Него такая премудрость и силы?»: Матфей 13:54–55. 92: «род лукавый и прелюбодейный»: Матфей 12:39. 92: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне»: Иоанн 14:11. 93: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда»: Матфей 8:20. 95: «благодати и истины»: Иоанн 1:14. 96: «Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»: Матфей 5:48. 96: «Вычислите издержки»: Лука 14:28. 96: «Он учил их, как власть имеющий»: Матфей 7:29. 96: «Вы слышали, что сказано древним»: Матфей 5:21. 97: «Он богохульствует»: Матфей 9:3. 97: «никогда человек не говорил так»: Иоанн 7:46. 97: «Замолчи и выйди из него»: Марк 1:25. 97: «Дух немой и глухой!»: Марк 9:25. 97: «А мы надеялись было, что Он есть Тот»: Лука 24:21. 97: «весь мир идет за Ним»: Иоанн 12:19. 98: «Сберегший душу свою, потеряет ее»: Матфей 10:39. 98: «Не знаете, чего просите»: Матфей 20:22. 99: «Неужели и вы так непонятливы»: Марк 7:18. 99: «Доколе буду терпеть вас»: Матфей 17:17. 99: «чтобы с Ним были и чтобы посылать их»: Марк 3:14. 100: «В тот час возрадовался духом Иисус»: Лука 10:21. Глава б 105: «Блаженны»: все заповеди цитируются по пятой главе Евангелия от Матфея. 125: «Ибо кто хочет душу свою сберечь»: Матфей 16:25. 125: «чтобы имели жизнь и имели с избытком»: Иоанн 10:10.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Глава 7 1–12. Построение дворца Соломонова. 13–51. Храмовые принадлежности и украшения. 3Цар.7:1 .  А свой дом Соломон строил тринадцать лет и окончил весь дом свой. Большая продолжительность постройки дворца Соломонова – 13 лет в сравнении с храмом – 7,5 лет объясняется или большим количеством рабочих при постройке храма, или тем, что строительных работ при дворе было больше; притом для дворца не было запасено заранее материала, как для храма. 13 лет – от окончания постройки храма, след. дворец был окончен спустя 20 лет от начала постройки храма ( 3Цар.9:10 ), т. е. на 24-м году царствования Соломона (И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 5, 1). Дворец Соломона был построен не на Мориа, где храм, и не в Офеле (юго-восточном подножии Мориа: ( 2Пар.27:3,33:14 ; Неем.3:26,11:21 ); И. Флавий, Иудейская Война, VI, 6, 2; Robinson, Palastina II, 29), а на г. Сионе (в «верхнем городе», по И. Флавию), долиной Тиропеон отделяемой от храмовой горы; с храмом дворец был искусственно соединен мостом (во втором Иерусалимском храме здесь была галерея, так называемый Ксист) и внутренним ходом ( 4Цар.11:19 ). Впоследствии здесь был и дворец Асмонеев. 3Цар.7:2 .  И построил он дом из дерева Ливанского, длиною во сто локтей, шириною в пятьдесят локтей, а вышиною в тридцать локтей, на четырех рядах кедровых столбов; и кедровые бревна положены были на столбах. Первым из отдельных дворцов назван «дом леса Ливанского», евр. бет йар га-Лебанои, Vulg.: domus saltus Libani, LXX, слав. -рус. (синодальн., архим. Макария, проф. Гуляева): «из Ливанского дерева» (LXX: οκος δρυμ το Λιβνου). Конечно, этот дворец был не на Ливане (не принадлежавшем Соломону), как полагали некоторые (Михаэлис и др.), или где-либо вообще вне Иерусалима (по таргуму, «летний царский дом» – род дачи); названием своим обязан множеству кедровых деревьев, стоявших аллеями близ него, и множеству кедровых столбов в середине здания. «Соломон во дворце своем построил весьма большое здание перед входом в судилище имело оно сто тридцать столбов кедровых, и думаю, что поэтому и названо домом древа Ливанского, так как множество сих кедровых столбов уподоблялось ливанской роще» (блаженный Феодорит, вопр. 26). Вероятно, дом леса Ливанского, дом царя и дом дочери фараоновой (ст. 8) были частями одного здания, причем первый был центральным корпусом (100 л. длины, 50 ширины и 30 высоту). По устройству дом леса Ливанского представлял колоннаду или перистиль в 4 ряда колонн (Vulg.: quattuor deambulacrainter columnas cedrinas). По назначению это здание служило, между прочим, своего рода арсеналом (ср. 3Цар.10:17 ; Ис.22:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, если ты видишь, как грешник богат, здоров, благоденствует и живет безбедно, вздохни, и прослезись, и порыдай о нем, ибо это увеличивает его наказание. Ведь как те, кто много грешит и не раскаивается, собирают для себя сокровища гнева, так и те, кто Б186 без мучений добром пользуется, большее/88б наказание примут. И ясно, что речь идет не только о будущем, но и о настоящей жизни. Так, Давид за тот грех был обвинен больше, ибо он совершил его после того, как долго жил в Ведь Бог, упрекая его, говорит ему далее через Нафана так: «Я помазал тебя царем над Израилем, избавил тебя от рук Сауловых и дал тебе дом господина твоего и дом Израилев и Иудин. И, если этого мало, прибавлю к этому. Почему же ты не сохранил заповеди Моей?» ( 2Цар. 12:7–9 ). Тогда услышат ныне благоденствующие и не сохранившие заповедей Господних: «Истинно говорю вам: не знаю вас» ( Лк. 13:27 ), «Идите (от меня) в огонь вечный» ( Мф.25:41 ). И довольно об этом. Глава 42 Итак, блаженный Давид перед смертью своей призвал сына своего Соломона и сказал ему: «Соломон, дитя мое, мне было возложено на сердце построить дом во имя Господа Бога, и было слово Господне ко мне, говорящее: «Крови/88в много ты пролил и войны великие вел, и не создашь дома имени Моему. Вот, сын рождается у тебя, и дам ему покой от всех врагов вокруг него, потому что имя ему, и он построит дом имени Моему» ( 1Цар. 22:7–10 ). И ныне мужайся и укрепляйся, дитя. И вот я, в бедности Б187 моей, приготовил для дома Господня золота 100 тысяч талантов и серебра тысячу тысяч талантов, а меди и железа без счета. И ты к тому прибавь на сооружение церкви Господней» ( 1Цар. 22:13–14 ). А в таланте 125 «И Давид состарился и исполнился днями, , поставив царем сына своего Соломона» ( 1Цар. 23:1 ),/88г снова сказал ему перед народом: «Вот, я приготовил для дома Бога моего золото, серебро, медь и железо, и множество различных камней и всякий дорогой камень. К этому дал сверх того, что я заготовил для святого дома: золота офирского 3 тысячи талантов и 7 тысяч талантов серебра для оковки им стен церковных» ( 1Пар. 29:2–4 ). Начальники же сынов Израилевых И138 дали на построение дома Господа золота 7 тысяч талантов, а серебра и камней драгоценных и меди множество. И, благословив народ, Давид отпустил его. Сыну же своему сказал: «И ныне, Соломон, знай Бога отцов своих и служи Ему всем сердцем и всею душой, ибо все сердца испытует Господь и все помыслы разумеет. И если будешь искать Его, то обретешь Его для себя, если же оставишь Его, Он оставит тебя навсегда» ( 1Пар. 28:9 ). «И дал Давид Соломону, сыну своему, образ всей церкви ( 1Пар. 28:11 ),/89а и херувимов, простирающих крылья и осеняющих кивот завета Господня, и все Б188 записи руки Господней дал Давид Соломону, сыну своему, говоря: «Крепись и мужайся, ибо Господь, Бог мой, с тобою» ( 1Пар. 28:18–20 ). И после этого умер Давид, «в старости доброй, исполненный днями, богатством и славой» ( 1Пар. 29:28 ) и благочестием, в возрасте 70 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

пер. 218 Ис 49:2,6, в Синод, переводе и соделал Меня стрелою изостренною И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим. — Прим. пер. 219 Лк 24:32, в Синод, переводе не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? — Прим. пер. 220 Песн 2.6, в Синод, переводе обнимает меня. — Прим. пер. 221 Ср. Прем 7:27. 100 Числ 24:9, в Синод, переводе лежит как лев и как львица. — Прим. пер. 222 Притч 3:16, в Синод, переводе долгоденствие. — Прим. пер. 223 Букв.: «часть руки от локтя до кисти». — Прим. пер. 224 Иез 13:18, в Синод, переводе горе сшивающим чародейные мешочки подмышки и делающим покрывала для головы всякого роста. — Прим. пер. 225 Исх 20:12, в Синод, переводе чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. — Прим. пер. 226 Песн 2:7, в Синод, переводе Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, сернами или полевыми ланями. — Прим. пер. 227 Песн 2:7, в Синод, переводе не будите и не тревожьте возлюбленной. — Прим. пер. 228 Ис 1:21, в Синод, переводе Правда обитала в ней. — Прим. пер.. 229 Числ 24:9, в Синод, переводе лежит как лев и как львица. — Прим. пер. 230 Мф 8:23 и сл. 231 Быт 27:27. 232 Песн 2:7–8, в Синод, переводе не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно. Голос возлюбленного моего! — Прим. пер. 233 Песн 2:8, в Синод, переводе скачет по горам, прыгает по холмам. — Прим. пер. 234 Песн 2:9, в Синод, переводе Друг мой. — Прим. пер. 235 Ср. Втор 14:4. 236 " Серна " (греч.). — Прим. пер. 237 См. Лк 24:32. 238 Ориген производит слово dorkas от δρκωμα " видеть " . — Прим. пер. 239 Пс 73:13, в Синод, переводе Ты сокрушил головы змиев в воде. — Прим. пер. 240 2 Кор 10:5. 241 Греч, " иноплеменники " ; так Септуагинта называет филистимлян. — Прим. пер. 242 Песн 2:9, в Синод, переводе Вот он стоит у нас за стеною. — Прим. пер. 243 Песн 2:9, в Синод, переводе заглядывает в окно. — Прим. пер. 244 Иер 9:20, в Синод, переводе (Иер 9:21) входит в наши окна. — Прим. пер. 245 См. Мф 5:28. 246 Песн 2:9, в Синод, переводе мелькает сквозь решетку. — Прим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

У Ездры читаем: «Он (Помазанник) по милосердию избавит остаток народа своего – тех, которые сохранились в пределах Моих и обрадует их, доколе не придет конец – день суда» 140 . ( 3Езд.12:34 ). А в 3Езд.7 указывается, как долго продлится это «обрадование их»: «откроется Сын мой Иисус с теми, которые с Ним, и оставшиеся будут наслаждаться четыреста лет. А после этих лет умрет Сын Мой Христос» ( 3Езд.7:28–29 ) 141 . Продолжительность Мессианского царства определяется, по Ездре, как видим, в 400 лет. Это очевидно не без отношения ко времени пребывания евреев в Египте (ср. Быт.15:13 и Пс.89:15 ). (А по другому счислению Мессианское царство должно продолжаться 100 лет – Откр.20:6 ). Когда кончатся годы Мессианского блаженства, произойдёт новое, но уже, по-видимому, универсальное обновление мира, а за ним последует всеобщее воскресение, суд и вечная жизнь. Сказавши о смерти Мессии, по истечении 400 лет, Ездра продолжает: «И обратится век в древнее молчание на семь дней... После же семи дней восстанет век усыпленный, и умрет поврежденный. И отдаст земля тех, которые в ней спят, и прах тех, которые молчаливо в нем обитают, а хранилища отдадут вверенные им души. Тогда явится Всевышний на престол суда, и пройдут беды, и окончится долготерпение. Суд будет один, истина утвердится, вера укрепится. Затем последует дело, откроется воздаяние, восстанет правда, перестанет господствовать неправда» ( 3Езд.7:30–35 ) 142 . В книге Еноха читаем: «в тот день... Я преобразую небо и приготовлю Его для вечного благословения и света. И Я изменю землю, и приготовлю ее для благословения, и поселю на ней Моих избранных; грех же и преступление исчезнут на ней, – они не появятся» (Енох.45:4–5) 143 . Идея о всеобщем воскресении, по-видимому, была очень распространена в века апокалиптиков и нашла себе весьма определённое и твердое выражение в их писаниях. Кроме уже приведенных указаний на всеобщее воскресение у Ездры ( 3Езд.7:32 ), мы можем сослаться на книгу Еноха, в которой читаем: «И в те дни земля возвратит вверенное ей и царство мертвых возвратит вверенное ему, что оно получило, и преисподняя отдаст назад то, что обязана отдать» (Енох.51:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010