Его молитвенное усердие, трудолюбие и кротость снискали ему любовь братии. В свободное от молитв время преподобный переписывал Богослужебные книги, составлял сборники из творений святых отцов. Когда в 770 году скончался настоятель монастыря Феоктист, братия избрали игуменом преподобного Платона, несмотря на то, что ему было всего лишь 35 лет. После смерти императора Константина Копронима (775) преподобный Платон отправился в Константинополь. Он отказался от управления Никомидийской митрополией и в 782 году вместе с племянниками - святыми Феодором (+ 826, память 11 ноября) и Иосифом (+ 830, память 26 января), удалился в пустынное место Сокудион. Они построили на горе церковь в честь святого апостола Иоанна Богослова и основали монастырь, настоятелем которого стал сам преподобный Платон. Когда святой Тарасий вместе с царицей Ириной созвал в 787 году Седьмой Вселенский Никейский Собор, преподобный Платон принял деятельное участие в его работе. Как образованный и начитанный в Священном Писании он успешно обличал иконоборческую ересь и защищал почитание святых икон. Когда преподобный Платон приблизился к старости, он передал управление монастырем преподобному Феодору.В 795 году император Константин VI (780 - 797) насильно заставил свою супругу Марию принять монашество и решил обвенчаться с одной из своих родственниц, Феодотией.Несмотря на то, что святой Патриарх Тарасий осудил этот брак, один из видных константинопольских священников, Иосиф, нарушил запрет Патриарха и обвенчал императора.Узнав об этом, преподобные Платон и Феодор отлучили императора от Церкви и разослали об этом письмо ко всем инокам. Разгневанный император приказал заключить святого Платона в темницу, а преподобного Феодора сослать в Солунь. Только после смерти императора в 797 году они получили свободу. Преподобный Феодор переселился в Константинополь и стал игуменом Студийского монастыря. Преподобный Платон в той же обители жил простым иноком и был в послушании у своего племянника.Когда новый император Никифор (802 - 811) самовольно возвратил в Церковь отлученного священника Иосифа, преподобные Платон и Феодор снова выступили с обличением незаконного действия императора. За это мужественные исповедники в 807 году опять были подвергнуты наказанию. Четыре года были они в заключении. Преподобный Платон был освобожден из заточения после смерти императора в 811 году и возвратился в Студийскую обитель.

http://pravicon.com/info-3224

Примечания Страдание святых мучеников Космы и Дамиана Император Карин царствовал с 283 г. по 284 г. Каин — имя старшего сына Адама и Евы. Как первый плод чадорождения в греховном состоянии, Каин был угрюм и злобен и из зависти убил кроткого брата Авеля (Быт.4:1–16). Это событие и имеется в виду в житии. Кончина святых безмездных врачей Космы и Дамиана последовала в 284 г. Память преподобного отца нашего Петра Патрициями у римлян назывались полноправные, свободнорожденные дети коренных римских граждан. Патрицианских родов считалось в Риме около ста. Обыкновенно патриции занимали высшие государственные должности. Константин VI-oй (VII-oй) Порфирородный царствовал с 780 г. по 797 г. Мать его Ирина царствовала с 797 г. по 802 г. Никифор I-ый царствовал с 802 г. по 811 г. Память его совершается св. Церковью 26-го сентября и 8-го мая. Олимпийская гора находилась в Малой Азии, на границах Фригии и Вифинии. Память его — 4-го ноября. Кончина святого Петра последовала около 865 г. Страдание святого мученика Потита Император Антонин Пий царствовал с 138 г. по 161 г. Сардиния — один из островов Средиземного моря; ныне входит в состав итальянского королевства. Даниил — четвертый из так называемых великих пророков (Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил). Был отведен в плен в Вавилон, в 604 году до Р. Хр., по повелению царя Навуходоносора. Здесь прославился свое мудростью и истолкованием снов Навуходоносора. По клеветам завистников был брошен в ров на съедение львам, но силою Божией остался невредимы (Дан.14:29–42). Это событие и имеется в иду в житии. Память св. прор. Даниила празднуется св. Церковью 17 декабря. Зевс — верховный бог древнегреческой религии, считавшийся родоначальником прочих богов и людей. Арей или Марс — бог войны. Минерва или Афина — богиня мудрости. Давид — пророк, псалмопевец и знаменитый царь израильский, живший за XI веков до Р. Хр.; — вел успешно войны с соседними народами, значительно расширил границы израильского царства, заботился о упрядочении внутренней жизни иудеев и благоустроении богослужения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСИХИЙ [греч. Ησχιος] († 788-797), прп., чудотворец (пам. 5 марта; пам. греч. 6 марта). Сохранилось только краткое синаксарное Житие этого святого. В Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) оно помещено под 10 мая, в стишных Синаксарях - 6 марта. И. происходил из Андрапы (ныне Везиркёпрю, иль Самсун, Турция). Подвизался в Вифинии, на горе Меон, недалеко от г. Адрианы (Адрания, ныне Орханели, иль Бурса, Турция). Жившие на горе демоны решили прогнать святого, послав к нему 2 одержимых мужей Иоанна и Илариона. Наущаемые злым духом, они стали пугать И., говоря, что это место - «лоно смерти», где обитают кровожадные звери и свирепые разбойники, поэтому никто из пришедших сюда не прожил более дня. Однако святой изгнал из них беса и поселился на горе. Рядом с хижиной И. разбил небольшой сад. Птиц, склевавших плоды, постигла божественная кара - они упали замертво. Увидев птиц в др. раз, преподобный запретил им разорять сад, они улетели и больше не появлялись в этом месте. Впосл. И. переселился ниже, на склон горы, и построил ц. во имя ап. Андрея Первозванного. Когда к нему привели бесноватую девицу, он исцелил ее и предрек, что на этом месте после его смерти будет жен. монастырь. Автор Жития упоминает и о других чудесах святого, в т. ч. он подробно описал, как И. исцелил вола. И. достиг столь высокой степени добродетели, что сподобился беседовать с ангелами. За 30 дней ангел предсказал ему кончину. И. был похоронен в каменной раке в основанной им церкви. В правление имп. Константина VI (780-797) и его матери Ирины мощи И. были перенесены в Амасию епископом этого города Феофилактом. По мнению болландистов, И. скончался ок. 790 г., а перенесение мощей состоялось в 808 г., но в тексте греч. стишного Синаксаря указан 6300 г., т. е. 792/3 г. В визант. календарях память И. празднуется 4, 5, 6 марта, 7 и 10 мая. Ист.: BHG, N 2174k; ActaSS. Mart. T. 1. P. 455-456, 886-887; PG. 117. Col. 340; SynCP. Col. 505, 512, 515-517, 661, 673-674; ЖСв. Март. С. 129-131; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 38-41. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 64, 66, 138; Т. 3. С. 94-95; Ησχιος//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 89-91; Janin R. Esichio il Taumaturgo//BiblSS. Vol. 5. Col. 90; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 169; Aubert R. Hésychius (9)//DHGE. T. 24. Col. 297. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова: АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших)

http://pravenc.ru/text/674928.html

65. Преподобный Феодор Студит (759-826) - один из главных учителей аскетизма и апологет иконопочитания. Вместе с супругой Анной ушёл в монахи и принял пострижение в обители Саккудион, в 794 г. став её игуменом. Из-за конфликтов со светской властью святой Феодор Студит неоднократно изгонялся из монастыря. В первый раз он был сослан из-за протеста против прелюбодейного брака императора Константина VI (780-797) с Феодотой, родственницей преподобного Феодора (после своего брака она даже пыталась задобрить его дарами, но он отверг их). В другой раз император Константин хотел побывать в монастыре Саккудион, проезжая поблизости, но иноки не вышли ему навстречу. За это оскорбление и за обличение царя, святой был заключён в темницу, откуда в 796 г. после жестоких истязаний его ссылали в Солунь. После смерти Константина его мать, святая царица Ирина (797-802), освободила преподобного Феодора, и в 798 г. он поселился со своими учениками в Студийском монастыре. При нём число братии увеличилось с 12 до 1000 человек и студиты приобрели громадный вес в церковной жизни, с ними считались патриарх и император. Вскоре святой вновь подвергся гонениям от Никифора I Геника (802-811) - когда возник вопрос о прощении изверженного из сана священника, повенчавшего Константина, преподобный Феодор восстал против этого, опять вопреки императору и патриарху, и был изгнан на один из Принцевых островов, где пробыл два года (809-811), после смерти царя возвратившись в столицу. При императоре Льве V Армянине (813-820) он выступил с осуждением иконоборчества, был заключен в тюрьму и после страшных пыток был сослан в отдалённую ссылку, где никого к нему не допускали; но святой своими посланиями разным линам (сохранилось более 500 его писем) продолжал борьбу за чистоту Православия, за что его подвергали побоям и лишениям. Хотя со смертью Льва закончилось изгнание преподобного Феодора, но свой многострадальный жизненный путь он окончил опять-таки в скитаниях, окружённый преданными учениками. Но уже через два года после своей смерти он был канонизирован, а на соборе 843 г., когда восторжествовало Православие, его имя было прославлено в числе первых.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/15/...

Кровь и огнь: И ныне, Преблагословенна еси, Богородице: Славословие великое. По трисвятом тропарь воскресен. Ектении, и отпуст, и стихира Евангельская по своему чину, и час 1, и конечный отпуст. На часех тропарь воскресен. Слава, праздника. И ныне, Богородичен часов, святых же тропарь и праздника, пременяюще, глаголем. По Отче наш: кондак праздника, и святых, пременяюще же, глаголем. На Литургии: Блаженны гласа на 4, и праздника рядовая песнь, на 4, и святых песнь 6-я, на 4. По входе тропарь воскресен, и праздника, и святых. Слава, кондак святых. И ныне, праздника. Прокимен гласа и святых, глас 4: Дивен Бог во святых Своих,/Бог Израилев. Апостол к Галатом, зачало 200. Аллилуия, глас 4: Помяни, Господи, Давида: Евангелие от Матфея, зачало 4, и потом ряд недели. Причастен: Хвалите Господа: Другий: Радуйтеся, праведнии, о Господе: Священномученик Евфимий, епископ Сардийский, подвизался в Мизии (Малая Азия) в царствование императора Константина VI (780–797) и императрицы Ирины (797–802). За свою добродетельную жизнь он из простых иноков был избран и поставлен во епископа Сардийского. Наряду с церковной деятельностью епископ Евфимий участвовал в государственных делах: по поручению императора ездил в некоторые провинции для усмирения народных волнений. В 787 году в связи с распространением иконоборческой ереси был созван VII Вселенский Собор. Епископ Евфимий участвовал в нем и выступал с обличением этой ереси. Когда же власть в греческом государстве оказалась в руках приверженца ереси императора-иконоборца Никифора (802–811), православные подвергались преследованию. Святитель Евфимий вместе с другими православными иерархами был сослан на остров Паталарею, недалеко от Сицилии. Прожив в ссылке 29 лет, святой Евфимий не прекращал борьбу с еретиками. По свидетельству преподобного Феодора Студита , он и в ссылке оставался «опорой веры, столпом Церкви и славою Православия». Император Лев V (813–820), обеспокоенный его деятельностью, вызвал святителя Евфимия к себе для допроса. Но жестокость императора не испугала святителя: он продолжал обличать ересь и произнес императору-еретику отлучение от Церкви, после чего был сослан в заточение в Город Асс.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Память преподобного отца нашего Петра Память 1 июля Преподобный Петр родился и был воспитан в Константинополе. Он происходил от славных и богатых родителей. Отец его, по имени Константин, – был саном патриций 4313 и занимал должность полководца. С юности усердно занимаясь науками, сей Петр в особенности хорошо изучил философию, а также изучил и все светские науки. Достигнувши затем мужеского возраста, он вступил в брак и, после кончины своего отца, – унаследовал почетный его патрицианский сан. Он был назначен патрицием в царствование благочестивой царицы Ирины и сына ее Константина 4314 . Когда же на императорский престол вступил Никифор 4315 и у греков началась война с болгарами, тогда Петр был назначен императором главным начальником над всеми полками и отправился с воинами против болгар. Во время происходившей затем великой войны сначала греки победили болгар, а затем, – по божественному попущению, болгары, оправившись от понесенного поражения, жестоко разбили греков и умертвили самого императора их Никифора. В это самое время был захвачен болгарами и блаженный Петр с пятьюдесятью греческими князьями и, приговоренный к мучениям и смерти, содержался в темнице. И вот когда он усердно молился Богу о своем избавлении, среди ночи явился ему святой Иоанн Богослов , возлежавший на персях Христовых, освободил его из заключения и привел его в Рим. С того времени Петр посвятил всего себя на служение Богу; убедившись в ничтожестве всего земного, удалился в Олимпийскую гору 4316 ; приняв здесь ангельский образ, он подвизался вместе с Иоанникием Великим , преуспевая во всякой добродетели. Проживши здесь тридцать четыре года, Петр, после того как уже умерла его супруга и сын, прибыл в Константинополь. Здесь он прежде всего некоторое время прожил при устроенной им церкви, именовавшейся Евандрийской. Затем, удалившись в уединенное безмолвное место, устроил себе здесь небольшую келлию, в которой и прожил восемь лет, нося на теле колючую власяницу и во все годы постнической жизни не обувая ног. Он страшно истощил себя постом, бдением и прочими иноческими подвигами. Подвизаясь так добродетельно и богоугодно, преподобный Петр почил о Господе и был сопричтен к лику преподобных, прославляющих Отца и Сына и Святого Духа во веки. Аминь. 4317 4313 Патрициями у римлян назывались полноправные, свободнорожденные дети коренных римских граждан. Патрицианских родов считалось в Риме около ста. Обыкновенно патриции занимали высшие государственные должности. 4314 Константин VI (VII) Порфирородный царствовал с 780 г. по 797 г. Мать его Ирина царствовала с 797 г. по 802 г. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

С.Б. Дашков Приложения Императоры Византии 306–1453 (список) Приводится по изданию: Дашков С.Б. Императоры Византии. М.: Издательский дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1996. Императоры Византийской Империи до завоевания ее крестоносцами Константин I Великий (306–337) Лициний (308–324) Констант I (337–350) Констанций II (337–361) Юлиан II Отступник (361–363) Иовиан (363–364) Прокопий (узурпатор, правил ок.365) Валент II(364–378) Феодосий I Великий (379–395) Аркадий (395–408) Феодосий II Младший (408–450) Маркиан (450–457) Лев I Макелла Фракианин (457–474) Лев II (474) Зинон (474–491,475–476 – вне Константинополя) Василиск (475–476) Анастасий I Дикор (491–518) Юстин I (518–527) Юстиниан I Великий (527–565) Феодора I (527–548) Юстин II (565–578) Тиверий II (574–582) Маврикий (582–602) Фока (602–610) Ираклий I (610–641) Константин III (641) Ираклеон (Ираклий II) (641) Констант II (641–668) Константин IV Погонат (668–685) Юстиниан II Ринотмет (685–695 и 705–711) Леонтий (695–698) Тиверий III (Апсимар) (698–705) Фнлиппик (Вардан) (711–713) Анастасий II (Артемий) (713–716) Феодосий III (715–717) Лев III Исавр или Сириец (717–741) Константин V Копроним или Каваллин (741–775, 742–743 – вне Константинопля) Артавасд (742–743) Лев IV Хазар (775–780) Ирина (780–790 и 797–802) Константин VI Слепой (790–797) Никифор I Геник (802–811) Ставракий (811) Михаил I Рангаве (811–813) Лев V Армянин (813–820) Михаил II Травл (820–829) Феофил (829–842) Феодора (II) (842–856) Михаил III Пьяница (856–867) Василий I Македонянин (867–886) Лев VI Философ (886–912) Александр (912–913) Зоя I Карвонопсина (914–919) Роман I Лакапин (919–944 16 дек.) Константин VII Порфирогенет (самостоят. с 27 янв. 945 – †959 ноябрь) Роман II (959– †963 марта 15) Феофано (963) Никифор II Фока (963–969) Иоанн I Цимисхий (969–976) Василий II Булгароктон (976–1025) Константин VIII (1025 –1028) Роман III Аргир (1028 –1034) Михаил IV Пафлагон (1034–1041) Михаил V Калафат (1041 –1042) Зоя II Порфирогенита (1042) Константин IX Мономах (1042–1055)

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

720 В обмен на уступку Мисии (Болгарии) византийский император Иоанн Цимисхий признает право Руси на Керченский пролив. 728 Неудачный болгарский поход Византии в 708 г., вслед за чем хан Тервел опустошил в 912 г. византийскую Фракию. 731 Император Константин VI (780–797), начало правления которого прошло при регентстве матери-императрицы Ирины, вдовы императора Льва IV. 735 Князь Игорь, правивший с 912 г., объединитель восточных славян между Днепром и Дунаем. В 941 г. совершил неудачный поход на Византию. Позже был заключен Русско-византийский договор 944 г. 736 Договор Олега: данное свидетельство подтверждает реальность похода Олега 907 г. и заключения мира с Византией. 737 Игорь был убит древлянами (форма «германцев» – их искаженный этноним) у Искоростеня осенью 944 г. 748 Преслава (в районе совр. Шумена в Болгарии) – столица Первого Болгарского царства, перенесенная в 893 г. царем Симеоном из Плиски. 752 Или Сфангел (у Иоанна Скилицы, часто отождествляемый (ошибочно?) со Свенельдом русской летописи. 753 Сыновья болгарского царя Петра Борис и Роман долго находились в Константинополе в качестве заложников. 760 Знаменитый «греческий огонь», направлявшийся на вражеские суда и уничтожавший их, не гаснув в воде. 762 По-арабски, Аль-Ну " Ман – сын и соправитель критского эмира Абд-эль-Азиза, пленённый Никифором Фокой в 961 г. 764 Обряд сожжения покойников у русских хорошо засвидетельствован арабскими и западноевропейскими источниками. 769 Ср. коммент. к «Житию Георгия Амастридского». Та же аллюзия – в Житии Василия Нового: «Варварский народ придет сюда на нас свирепо, называемый Рос и Гог и Магог» (Веселовский 1889. С. 88–89). 780 Фраза соответствует сообщениям Продолжателя Феофана и Зонары; возможно, здесь следует видеть указание на многочисленные мелкие набеги руси на малоазийское побережье. 781 Почти дословное повторение Продолжателя Феофана, но эпитет γροικον «деревенский, грубый» заменен на γριον «дикий» (возможно, по описке?). В данной части Хроники Иоанн Скилица, по-видимому, целиком и полностью опирается на Продолжателя Феофана, но при этом, в свойственной ему манере дополнять свои источники справочной информацией, добавляет фразу о местах обитания росов. Слова «вокруг северного Тавра», вероятно, следует понимать здесь в широком смысле: так могла быть названа вся область к северу от Тавриды (Крымского полуострова). Сторонники «Причерноморской Руси» обычно ссылаются на это место в подтверждение своей теории.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

святитель Никифор, патриарх Константинопольский, исповедник История Древней Церкви Послания Слова Spuria (приписываемые) Собрание сочинений святитель Никифор, патриарх Константинопольский, исповедник Богослов, проповедник, защитник Православия от иконоборческой ереси. Святитель Никифор Исповедник родился в Константинополе во второй половине VIII века. Глубокая вера и готовность к подвигу исповедничества были заложены в нем его родителями, Феодором и Евдокией. Они дали сыну настоящее христианское воспитание, подкрепленное примером их собственной жизни. Отец его пострадал как исповедник Православия от императора-иконоборца Константина Копронима (740-775). Мать, разделявшая все испытания своего мужа, последовала за ним в изгнание, а после его смерти вернулась в Константинополь и окончила жизнь в иночестве. Святой Никифор получил хорошее светское образование и затем, во время правления Льва IV (775-780), стал царским советником. Находясь при царском дворе, он продолжал вести строгую, добродетельную жизнь, твердо хранил чистоту Православной веры и ревностно защищал почитание святых икон. После смерти Льва IV, в царствование Константина VI (780-797) и его матери святой Ирины, в 787 году в Никее был созван VII Вселенский Собор, осудивший иконоборческую ересь. Глубоко зная Священное Писание , святой Никифор от имени императора выступил на Соборе в защиту Православия, чем оказал большую помощь святым отцам Собора. После Собора святитель Никифор несколько лет оставался при дворе, но полная суеты жизнь всё более и более тяготила святого. Он оставил службу и поселился в уединении, при Босфоре, проводя жизнь в научных трудах, безмолвии, посте и молитве. Святой Никифор построил церковь, основал монастырь и вел строгую иноческую жизнь еще до принятия иноческого пострига. В царствование императора Никифора I (802-811), после кончины святого патриарха Тарасия, святой Никифор был избран на его место, принял иноческий постриг и священнический сан и был возведен на патриарший престол 12 апреля 806 года, в день святой Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

215 Св. патриарх Константинопольский Никифор I (806–815, ум. в 829 г., память 14 июня) сыграл выдающуюся роль в борьбе за укрепление позиций патриаршего престола и против второго иконоборчества. С самого начала своего патриаршества Никифор проводил политику централизации Церкви, с тем чтобы создать реальный противовес вмешательству государства в церковные дела. Его попытки ликвидировать внутрицерковную оппозицию не были вполне успешны, однако они заложили основание для возвышения патриаршей власти в будущем. Крупнейшим успехом патриарха можно считать то, что при возобновлении иконоборчества в 814–815 г. императору Льву V и его сторонникам не удалось внести раскол в православную оппозицию, а это в конечном счете и обрекло на неудачу все предприятие. До самого избрания Мефодия в 843 г. православные никогда не признавали иного законного патриарха, кроме Никифора, и после воцарения Михаила II в конце 820 г. возвращение Никифора на престол было одним из непременных условий церковного примирения, выдвинутых иконопочитателями. Такое же условие поставил перед Михаилом и папа Пасхалий. С политической точки зрения Никифор принадлежал к той же группировке, что и патриархи Тарасий (784–806), Мефодий и Фотий. В 847 г. Мефодий организовал торжественное перенесение мощей Никифора из места его ссылки в столицу, сознательно подчеркивая параллель между ним и свт. Иоанном Златоустом – также Константинопольским патриархом, пострадавшим от неправедных действий императоров. 216 Прп. Феодор Студит (759–826, память 11 ноября) происходил из знатного константинопольского рода. В 780 г. он принял монашество в семейном монастыре Саккудион, игуменом которого был его дядя Платон. В 794 г. он сменил Платона на посту игумена, а в 799 г. монахи под предводительством Феодора восстановили древний Студийский монастырь в Константинополе, который вскоре превратился в один из крупнейших центров византийского монашества. Феодор и его семейство были сторонниками императрицы Ирины (780–803), которую они поддерживали против ее сына Константина VI (правил самостоятельно в 790–797 г.), однако только игумен зашел настолько далеко, что разорвал общение с патриархом Тарасием под тем предлогом, что последний разрешил Константину развестись с женой Марией и обвенчаться с Феодотой (двоюродной сестрой Феодора и фрейлиной Ирины).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010